на что надо пробить чек
Когда пробивать чеки: ФНС разъяснила сложные случаи
Организация-туроператор выплачивает возмещение документально подтвержденных расходов, понесенных клиентами, через суд или в рамках досудебного урегулирования. Круизная компания отменила круиз, а туристы в дополнение к путевке покупали еще и авиабилеты за свои деньги. И вот стоимость этих билетов туроператор и возмещает. Нужно ли при этом пробивать чеки?
Ключевое условие применения термина «расчет» – это прием или выплата денежных средств за товары, работы или услуги.
В указанной ситуации есть возврат денежных средств не за товары, работы и услуги. Соответственно, в историях с выплатами по суду, неустойками и т.д. чеки не пробиваются.
Родители детей, посещающих детскую спортивную школу, вносят 100% предоплату за занятия. В течение трех дней школа пробивает чек, а потом оформляет реализацию на ту же сумму. А на следующий день, бывает, родители приносят справку, что ребенок болел, и требуют вернуть половину суммы, согласно договору. Что нужно делать в таком случае? Оформлять чек коррекции?
Может ли фирма, в которой такие случаи часты, пробивать чек не в течение трех дней, а продлить этот период до 15 дней с внесением изменений в учетную политику?
Деньги школе поступают в качестве аванса за тот период, когда ребенок будет в ней находиться. Период закрывается, и школа формирует чек на зачет предоплаты аванса.
Правильнее будет сказать, что услуга длящаяся, и охватывает, к примеру, месяц пребывания ребенка в школе. В конце месяца, если ребенок не ходил какое-то время, не нужно никакой коррекции, просто делается возврат части предоплаты.
И на этом все. Учетную политику менять не надо.
Институт Сербского проводит экспертизу состояния психически больных по решению суда по тем данным, которые присылает суд. Договорных отношений с физлицами, соответственно, нет. Потом суд выдает квитанцию на оплату экспертизы, оплата приходит институту, он пробивает чек. Передать чек некому, координат физлица у института нет. Что делать?
Вы чек сформировали, и пусть он лежит. Бумажный чек вы можете отдать при непосредственном взаимодействии.
Организация проводит обучение специалистов. Клиенты вносят аванс в кассу наличными в сентябре, услуга закрывается в июле следующего года. Как лучше оформлять?
В законе 54-ФЗ есть изъятие, касающееся применения ККТ при образовательных услугах.
При безналичной оплате фискализация вообще не требуется (п. 13 ст. 2 54-ФЗ).
При внесении аванса в кассу наличными формируется кассовый чек, и организация передает его клиенту.
Для образовательных услуг есть еще одно изъятие: можно сформировать один кассовый чек за весь период по всем обучающимся сразу по окончании учебного цикла. Но надо зафиксировать этот цикл. Например, договор наверняка предусматривает окончание обучения в какую-то дату.
Вот в эту дату и формируется общий чек.
Надо также учитывать момент, который определен как момент реализации таких услуг в целях налогового учета. Если реализация происходит ранее, чем дата окончания договора, то чек формируется в эту дату на сумму реализации.
Организация оказывает услугу sms-информирования о состоянии расчетов с кредитным учреждением. Агент организации принимает деньги при заключении кредитного договора на весь срок кредита. А перечисляет их организации-принципалу только по окончании месяца (услуга оказывается раз в месяц). Три чека или два нужно формировать? Аванс, услуга, возврат аванса?
Агенту поступил аванс, и он фискализирует операцию.
Дальше уже разделение. Организация, когда оказывает услугу раз в месяц, формирует зачет аванса и отправляет чек клиенту.
В этом году в 54-ФЗ было внесено много изменений, в том числе и по ситуациям, в которых чек на бумаге не печатается. Например, при дистанционной торговле.
Если компания знает электронный адрес клиента, чек можно отправлять сразу ему и не печатать на бумаге.
Здесь, скорее, вопрос настройки кассовой техники. Если фирма технически может исполнять обязанность по отправке чеков на e-mail клиента, то бумажные варианты можно не изготавливать.
Нужно ли пробивать чеки при выдаче займов сотрудникам на личные цели?
Есть разъяснение ФНС по займам (письмо от 19.10.2018 № ЕД-4-20/20518).
Предоставлением займа в данном случае считается передача денежных средств покупателем продавцу позднее получения товара, а не в момент такой передачи.
Фискализация при выдаче займов сотрудникам на личные цели не требуется.
Если организация получила 100% предоплату за товар, а товар отгрузила через несколько дней, при отгрузке тоже нужно пробивать чек?
Да. Поступили деньги – организация сформировала чек на предоплату/аванс.
Когда она отгрузила товар покупателю, делается зачет предоплаты/аванса.
Нужно ли пробивать чеки при взаимозачетах между контрагентами?
В законе 54-ФЗ термина «взаимозачет» нет. Есть встречное предоставление за товары и услуги. Оно может быть использовано между юрлицами при взаимозачете.
В этом случае ККТ не применяется.
Подробные разъяснения ситуации приведены в письме ФНС от 21.08.2019 №АС-4-20/16571@.
Если организация заключает договор купли-продажи с физлицом, но предоплату за физлицо вносит юрлицо, надо ли оформлять чек?
Это примерно как агентская схема, но агент тут выступает на стороне не организации-продавца, а покупателя.
Оплата не требует фискализации.
Но когда организация будет отгружать товар физлицу (и это прописано в договоре), надо оформлять зачет предоплаты.
Компания оказывает физлицам услуги по обслуживанию дачных поселков – охрана, вывоз мусора. Всего 1300 клиентов. ОКВЭД – управление и эксплуатация жилого и нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Распространяется ли на компанию послабление, предоставленное в 54-ФЗ организациям ЖКХ?
Подобные компании в перечень, в котором упоминаются товарищества собственников недвижимости, не входят. Но можно воспользоваться нормой, позволяющей формировать единый чек на зачет аванса.
А можно ли сделать одним чеком реализацию и зачет всех авансов? По каждому клиенту отдельная история: кто-то переплатил 20 копеек, и это уже аванс, а кто-то 10 000 рублей сразу внес, и эти деньги списываются частями. Но обычно услуги оказываются в кредит, в конце месяца клиенты оплачивают квитанцию.
И все, один чек одному клиенту. Не два чека.
Но у компании упрощенка 6% и очень много клиентов, все оплачивают услуги по безналу.
Нет никаких исключений, если чеков много.
На каждый расчет с клиентом необходим один кассовый чек. Для того, чтобы не загружать бухгалтера монотонной работой, нужно автоматизировать задачу фискализации.
А если сначала оказывается услуга, потом производится оплата?
Можно формировать один чек на полную оплату, если услуга длящаяся.
Безналичный расчет по онлайн-кассе
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
С июля 2021 почти не осталось ситуаций, когда можно продавать товары или услуги без применения кассы. При этом в большинстве случаев физлица и контрагенты расплачиваются по безналу: картами, через интернет-банк, через сайт. И не все такие оплаты требуют выдачи чека. Расскажем, в каких случаях нужно проводить продажу через кассу, а в каких нет.
Как определить, нужно ли выдавать чек при продаже
В общем случае кассовые чеки выдают при получении безналичной оплаты / предоплаты за товары, работы или услуги (ст. 1.1 и п. 1 ст. 1.2 54-ФЗ). Но многое зависит от статуса плательщика и формы расчетов.
Если плательщик физлицо — касса нужна в любом случае. Если плательщик ИП или юрлицо, все зависит от формы платежа — проходит он с предъявлением электронного средства платежа или нет. Расскажем подробнее.
Нужна ли касса при расчетах с физлицами
При любой безналичной оплате от граждан продавец должен применять кассу. Форма платежа не важна: клиент может оплатить покупку картой или сделать перевод из мобильного банка, внести полную или частичную оплату — в любом случае, чек нужно выдать. Разница лишь в том, что при оплате картой через кассу и банковский терминал чек обычно выдается сразу, а при оплате через сайт или интернет-банк чек отправляют клиенту по e-mail или sms до конца следующего рабочего дня после дня оплаты (письмо Минфина РФ от 21.06.2018 № 03-01-15/42668).
Исключения: от применения касс при работе с гражданами освобождены предприниматели на некоторых видах деятельности. Например, это услуги сиделок или нянь, изготовление ключей, сдача в аренду квартир, образовательные и спортивные услуги. Подробнее об освобождении от касс читайте в нашей статье.
В какие сроки нужно пробить чек физлицу при безналичной оплате
При оплате картой на кассе чек пробивается сразу. Это может быть бумажный чек или электронный, тогда отправьте его покупателю по e-mail или sms до конца следующего рабочего дня после покупки. Еще один вариант — сформировать и передать клиенту QR-код для считывания чека.
Если клиент платит за товар или услугу удаленно — через сайт или через интернет-банк, вы должны пробить чек до завершения следующего рабочего дня, после того как деньги поступят на ваш счет. Если это полная или частичная предоплата, то есть товар или услугу вы передадите клиенту после получения денег, придется выдать два чека.
Как формировать на кассе чеки при предоплате, читайте в нашей статье.
Иногда компании и предприниматели сами покупают товары или услуги у граждан. Для такой ситуации у чиновников нет единого мнения. ФНС считает, что чек следует пробить, если вы покупаете товары у физлиц для перепродажи (письма от 13.04.2020 № АБ-4-20/6201@ и от 14.08.2018 № АС-4-20/15707). Минфин считает, что чеки не нужны, если вы платите гражданам аренду, заработную плату, матпомощь или подобные платежи (письма от 26.12.2019 № 03-01-15/102189 и от 10.10.2019 № 03-01-15/77953).
Так что безопаснее выдавать чек физлицу, если товар или услугу вы покупаете для перепродажи, а в иных случаях касса не нужна.
Как выдавать чеки при оплате от граждан по QR-коду
Если с вами расплатились по QR-коду, то правила требуют в ответ вывести на дисплей смартфона или компьютера QR-код, чтобы покупатель мог считать чек. Такой код равносилен выдаче бумажного или электронного чека (п. 2, 3 и 3.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Если нет возможности вывести код на экран, просто отправьте покупателю электронный чек, сам код или ссылку для скачивания чека/кода.
Нужна ли касса при расчетах с контрагентами
Есть один вид безналичного платежа от предпринимателей и юрлиц, когда продавец не формирует чек, — это денежный перевод по платежному поручению на реквизиты расчетного счета продавца (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Поэтому компании, которые принимают оплаты только от юрлиц и ИП, могут работать вовсе без касс, если договорятся с контрагентами о платежах по реквизитам счета через платежку.
Если же контрагент расплатился корпоративной картой, бесконтактным платежом со смартфона или через электронный кошелек, вы обязаны применить кассу и выдать чек.
При зачете авансов или предоплат между предпринимателями и компаниями кассу применять не нужно, так считает ФНС (информация на сайте от 10.06.2020, письмо ФНС РФ от 21.08.2019 № АС-4-20/16571@). Но УФНС РФ по Москве считает, что при предоставлении за товары, в том числе при взаимозачете между организациями или предпринимателями, кассу применять нужно (письма от 13.08.2019 № 17-15/138092@, от 13.08.2019 № 17-15/147887@).
Санкции за невыдачу чеков при безналичном расчете
Если вы не выдали чек при безналичном расчете, вас могут оштрафовать (ч. 2 ст. 14.5 КоАП):
Если чек вы пробили, но не отправили покупателю, возможен штраф поменьше (ч. 6 ст. 14.5 КоАП):
Чтобы упростить бухучет при работе с кассой, подключите веб-сервис Контур.Бухгалтерия: система умеет принимать отчеты о закрытии смены с касс. А еще в Бухгалтерии легко вести учет, платить зарплату и налоги, автоматически создавать отчеты и отправлять их через интернет. Тестируйте сервис бесплатно 14 дней.
Применение ККТ при безналичном расчете: что про это нужно знать
Вот уже несколько лет происходит переход на повсеместное использование онлайн-касс. Если несколько лет назад еще существовала возможность для большинства предприятий малого бизнеса не применять ККТ, то сейчас подавляющее количество субъектов МСБ обязаны применять онлайн-кассы. Особенно много вопросов возникает при онлайн-расчетах с покупателями. В этой статье мы разберем правила применения ККТ при безналичных расчетах с физлицами и юрлицами.
ККТ при безналичном расчете с физлицами
В 2020 году абсолютное большинство организаций и индивидуальных предпринимателей обязано применять контрольно-кассовую технику при расчетах с гражданами независимо от того, каким способом передаются деньги. Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от такой обязанности. Есть лишь несколько исключений, перечисленных в ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, когда можно не применять кассовый аппарат.
Например, это услуги нянь и сиделок, ремонт обуви, сдача в аренду квартир (но не офисов), услуги образовательных и спортивных организаций.
За неприменение кассовой техники в тех случаях, когда это обязательно, грозит штраф в размере до 100 процентов от суммы транзакции (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Продавец товаров и услуг обязан применять ККТ при безналичной оплате от граждан. Причем это касается как оплаты через банковскую карту, так и оплаты через платежное поручение. Согласно позиции финансового ведомства (письмо Минфина РФ от 21.06.2018 № 03-01-15/42668) при осуществлении расчетов в безналичном порядке без непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем кассового аппарата пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения банком исполнения распоряжения о переводе денежных средств.
Пробивать чек при безналичной оплате физлица не нужно лишь в одном случае — если покупателем является индивидуальный предприниматель. Но есть нюанс: если ИП оплатил товар банковской картой, то ККТ все равно будет нужна.
Если говорить о том, нужно ли организации оформлять чек, если она покупает товары или услуги у граждан, то такая ситуация является спорной. Даже в официальных разъяснениях можно встретить две позиции.
Первая позиция основывается на письмах ФНС РФ от 13.04.2020 № АБ-4-20/6201@ и от 14.08.2018 № АС-4-20/15707. Согласно этой позиции чек нужно пробивать, если организация покупает товары для перепродажи у физлиц (даже если товар передается по бартеру). По мнению налоговой службы, такая операция считается расчетом с точки зрения Федерального закона № 54-ФЗ.
Вторая позиция основывается на письмах Минфина РФ от 26.12.2019 № 03-01-15/102189 и от 10.10.2019 № 03-01-15/77953. По мнению Минфина, чек не нужно пробивать, если организация перечисляет гражданам арендную плату, зарплату, материальную помощь и иные подобные платежи.
Из этого следует вывод, что если товар (услуга) приобретаются для перепродажи, то придется использовать кассовую технику. Во всех остальных случаях при перечислении денег физическому лицу чек пробивать не нужно.
ККТ при безналичном расчете с юрлицами
В общем случае, если покупателем является юридическое лицо или ИП, кассовую технику применять не нужно. Однако даже если покупателем является организация, то чек придется пробить при оплате:
Это касается и ситуаций, когда организация покупает товары (работы или услуги) через подотчетного работника.
Согласно некоторым разъяснениям ФНС, при зачете предоплаты или авансов между организациями или ИП применять кассовую технику не надо (информация ФНС РФ от 10.06.2020, письмо ФНС РФ от 21.08.2019 № АС-4-20/16571@).
В то же время, по мнению УФНС России по г. Москве, при предоставлении или получении встречного предоставления (в том числе при проведении взаимозачета) за товары в случае осуществления расчетов между организациями или с ИП надо применять ККТ (письма от 13.08.2019 № 17-15/138092@, от 13.08.2019 № 17-15/147887@).
Когда пробивать чек ККТ при безналичном расчете
Как указано в пункте 5.3 и 5.4 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, при осуществлении расчетов в безналичном порядке кассовый чек должен быть отправлен покупателю на номер телефона или на адрес электронной почты не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара. Вопреки распространенному заблуждению дублирования в бухгалтерском учете в такой ситуации не происходит.
Если покупатель не оставил ни номера своего телефона, ни адреса электронной почты, то чек можно передать вместе с товаром. Об этом сказано в п. 5.1 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ.
ККТ при оплате по безналу: как избежать штрафа, если чек не был пробит
Организация получает на расчетный счет денежные средства от покупателей (клиентов) — физических лиц (не индивидуальных предпринимателей) за товары, работы и услуги. Начиная с какой даты, эта организация обязана применять контрольно-кассовую технику (ККТ) и оформлять кассовые чеки (бланк строгой отчетности — БСО), а также возможно ли избежать ответственности за непробитие чека по безналу?
Согласно новым требованиям Закона 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон № 54-ФЗ), если на расчетный счет компании денежные средства поступают от физического лица (то есть от обычного гражданина), то применение кассы является обязательным. Данная норма действует с 1 июля 2019 года.
При поступлении оплаты на расчетный счет от физлица кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления денежных средств на расчетный счет компании. Сделать это необходимо не позднее момента выдачи товара покупателю, начала выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, с июля 2019 года не использовать кассу и не выдавать кассовый чек при проведении безналичных расчетов будут вправе только ИП и организации в случае платежей с иными организациями и ИП без предъявления электронного средства платежа получателю средств. В том случае, если расчеты с физлицами (не ИП) осуществляются с использованием электронных средств платежа, применение онлайн-кассы является обязательным на общих условиях.
Штрафы за непробитие чека на безнал
Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.; на юрлиц — от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб.
Согласно части 3 статьи 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники», повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от 1 до 2 лет; в отношении ИП и юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно Примечанию к статье 14.5 КоАП РФ лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в случаях, установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им ККТ с нарушением установленного законодательством РФ порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ и порядка ее применения, и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи.
Однако такой порядок применим только в случае, если соблюдены в совокупности следующие условия: на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Таким образом, чтобы избежать ответственности за непробитие чека, следует воспользоваться примечанием к статье 14.5 КоАП РФ и в письме в адрес ИФНС подробно описать состав своего правонарушения, а также указать способ исправления его последствий.
С другой стороны, согласно пункту 4 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ:
При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (БСО коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.
Кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ о применении ККТ (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ).
При этом чек коррекции оформляется на общую сумму поступления и в чеке коррекции не указывается номенклатура, так как чек коррекции необходим, прежде всего, для полноты отражения выручки. Таким образом, по мнению налоговых органов, от ответственности может быть освобождено лицо, которое само нашло ошибку, добровольно в письменной форме уведомило ИФНС о неприменении кассы и пробило чек коррекции.
Выводы и рекомендации
За неприменение ККТ предусмотрена административная ответственность согласно статье 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники».
Чтобы избежать ответственности за неприменение ККТ, надо в письменной форме уведомить ИФНС о неприменении кассы и пробить чек коррекции на общую сумму поступления.
«С физическими лицами работать без контрольно‑кассовой техники больше нельзя»
эксперт в сфере налогообложения, член Палаты налоговых консультантов
В 2019 году прошла новая волна изменений по вопросам применения контрольно-кассовой техники. Мы встретились с экспертом в сфере налогообложения, членом Палаты налоговых консультантов Надеждой Самковой и обсудили, на какие моменты в работе с ККТ стоит обратить особое внимание, чтобы не допускать ошибок.
Налоговые проверки и штрафы за нарушения в сфере ККТ
— Какие риски существуют и что нужно знать об ответственности за нарушение порядка применения онлайн-касс?
— Вопросы применения контрольно-кассовой техники регулирует Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003. В нем сказано, что проверкой применения ККТ занимается исключительно налоговая инспекция, руководствуясь административным регламентом (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132Н). Причем порядок процедуры не попадает ни под один закон, так что налоговые инспекторы могут наведываться без предупреждения хоть каждую неделю.
Полезно знать, что у налоговиков должно быть правильно оформленное поручение на проведение проверки. В противном случае их действия можно обжаловать.
— Что будут проверять инспекторы?
— Пробивает ли продавец кассовые чеки, правильно ли они заполнены, все ли обязательные реквизиты указаны. Если есть безналичные поступления от физических лиц за товары, работы или услуги, инспектор сверит выписку по расчетному счету с суммами, которые прошли по контрольно-кассовому аппарату. О привлечении к административной ответственности сказано в ст. 14.5 КоАП.
Как правило, инспекторы приходят под видом покупателей. Отсутствие у вас чека является правонарушением, но есть нюансы, зная которые, продавец может отстоять свои права. Об этом я рассказывала на вебинаре «Онлайн-кассы и расчеты наличными в 2019 году. Изменения после 1 июля 2019 года и спорные вопросы».
— За что чаще всего штрафуют?
— Неприменение ККТ — самая «доходная» статья бюджета. Раньше такой штраф составлял 30–40 тыс. рублей, теперь его размер зависит от того, на какую сумму не применена контрольно-кассовая техника.
Пример из практики: клиент перечислил деньги за машину на расчетный счет автосалона, который не применяет ККТ. Если стоимость автомобиля 1 млн рублей, штраф составит от 750 тыс. до 1 млн рублей.
При повторном правонарушении должностных лиц ждет дисквалификация на срок до двух лет и приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Все штрафы за применение ККТ можно посмотреть в системе Контур.Норматив.
— Если продавец применяет ККТ и правильно пробивает чеки, можно не волноваться о штрафах?
— Недостаточно правильно пробивать чеки. В ч. 4 ст. 14.5 КоАП сказано, что к ответственности будут привлечены и организации, которые применяют не соответствующую требованиям или неверно зарегистрированную кассовую технику.
Штраф положен также за непредоставление информации в срок по запросу налоговой инспекции, ненаправление покупателю чека в электронном виде, невыдачу бумажного экземпляра чека.
— Как же избежать штрафов?
— Рекомендую внимательно изучить примечание к ст. 14.5 КоАП и Письмо ФНС от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@, в котором ведомство дает разъяснения, как освободить себя от штрафа за неприменение ККТ.
На вебинаре мы обсуждали пример, когда организация не пробивала чеки по безналичным расчетам и не применяла кассовый аппарат, а позже узнала, что за это нарушение ей грозит внушительный штраф. В итоге мы разобрались, как действовать организации, чтобы не попасть под штрафные санкции.
Обязательные реквизиты кассовых чеков. Чеки от подотчетных лиц
— Основной документ при работе с онлайн-кассой — чек. Это доказательство совершения сделки между продавцом и покупателем. Поэтому законодательство предъявляет столь серьезные требования к кассовой дисциплине. Объясните, что должно быть указано в кассовом чеке.
— К обязательным реквизитам чека относятся адрес осуществления расчетов, наименования товаров, работ услуг, номер чека, дата и время, когда он выдан, система налогообложения, фамилия и должность лица, получающего деньги. Важно не забыть про QR-код. Если торгуете через интернет, укажите сайт.
На первый взгляд все кажется просто, но есть тонкости, которые важно знать, чтобы не допустить нарушения.
Например, если касса располагается в помещении, необходимо указать адрес, но не все знают, что помимо города и улицы должен быть еще и индекс. Другой пример: продавец, пробивший чек с наименованием товара «Хлебобулочные изделия», при проверке будет оштрафован на 10 тыс. рублей. Правильно указывать конкретный товар: «Плюшка Московская», «Хлеб Дарницкий» и пр. И таких нюансов много. Их я также подробно разбирала на вебинаре.
— Расскажите о новых реквизитах кассового чека, которые нужны при расчетах между двумя юридическими лицами или юрлицом и ИП.
— Действительно, с 1 июля 2019 года в чеке помимо перечисленных реквизитов при покупке за наличный расчет или с помощью карт представителями организаций должны быть указаны дополнительные реквизиты: наименование покупателя-клиента (юридического лица или ИП), ИНН, сведения о стране происхождения товара, сумма акциза, регистрационный номер таможенной декларации. Об этом говорит п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Эти реквизиты продавец обязан указать, если покупатель предъявил доверенность от имени юрлица при осуществлении расчетов.
— С июля 2019 года вступило в силу много новых изменений по кассам. На что еще будут обращать внимание налоговики?
— Налоговая инспекция будет следить, чтобы во всех кассовых чеках был такой реквизит, как «Признак способа расчета». В связи с этим важно различать «аванс», «предоплату», «частичный расчет и кредит», «передачу в кредит», «оплату кредита» и разбираться, в каком случае что указывать. Признаки расчета перечислены в Приказе ФНС от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».
Также обращайте внимание на наличие в чеке НДС. Если вы не являетесь его плательщиком, но в системе произошел сбой и НДС пробивается, есть риск, что вас обяжут его уплатить.
Но основное изменение с 1 июля 2019 года — это отмена отсрочки по применению ККТ на зачет авансов.
Например, клиент вносит предоплату за товар, который будет доставлен через несколько дней. Продавец должен пробить чек дважды: сперва при получении предоплаты, а потом (через несколько дней) в момент отгрузки товара, когда и происходит зачет аванса, несмотря на то что деньги в кассу уже не поступают. Если предоплата вносится за несколько месяцев вперед (например, абонемент в фитнес), то зачетные чеки придется пробивать ежемесячно — в день фактической реализации. Тем, кто оказывает услуги ЖКХ, связи, культурным и образовательным учреждениям на все суммы зачетов авансов можно пробивать один чек или в конце дня, или в течение другого периода, но не более месяца на всю сумму зачтенных авансов. Главное, сформировать этот чек в течение пяти дней с окончания периода.
— Когда нужно применять ККТ? Зависит ли дата начала применения от способа оплаты?
— Вспомните, как менялся порядок применения онлайн-касс. До 1 июля 2017 года ККТ применяли только при получении платы наличными или банковскими картами в магазине. После у нас добавилась обязанность использовать ККТ при оплате картой на сайте, а с 3 июля 2018 — еще и при получении денежных средств на расчетный счет организации от физических лиц за товары, работы и услуги с использованием карточных счетов (электронные платежи).
С 1 июля 2019 года необходимо пробивать кассовые чеки при поступлении платы от физического лица независимо от того, каким способом внесены деньги. Отсрочка на применение ККТ при оплате через отделения банка закончилась.
Если потребитель расплатился наличными, чек нужно пробить тут же. На безналичные расчеты, согласно ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, кассовый чек пробивается не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления денег на расчетный счет. Каждый день вам надо брать выписку из банка, где указаны поступления за предыдущий день, и отбивать чеки за эти суммы. За поступления в пятницу, субботу и воскресенье чек надо пробивать в понедельник.
— Федеральный закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ предусматривает применение онлайн-кассы, расположенной вне места проведения расчета. Расскажите, в каких ситуациях это будет работать?
— Законодатели разрешили применять онлайн-кассу, расположенную вне места проведения расчета, при разносной торговле, дистанционной продаже, выполнении удаленных работ или услуг — когда заказчик расплачивается на месте оказания услуг. Это актуально для сферы ЖКХ, транспортных перевозок и пр.
— О каких новшествах полезно знать тем, кто занимается оптовой торговлей?
— Советую руководствоваться Письмом ФНС России от 20.02.2019 № ЕД-4-20/2929@, где собраны практические примеры и рекомендации, как должны быть заполнены реквизиты и как решать спорные ситуации. Например, что делать, если покупатель рассчитывается в два этапа, какой может быть максимальная выплата наличными, и пр.
Удержание из зарплаты
— В каких случаях нужно пробивать чеки при удержании денег из заработной платы?
— Обратимся к Письму ФНС России от 14.08.2018 № АС-4-20/15707. Если вы удерживаете из зарплаты то, что связано с трудовой деятельностью, например стоимость трудовой книжки, оплату парковки, повышение стоимости ДМС, возмещение стоимости услуг связи или оплаты путевки членами профсоюзов, ККТ применять не надо. Но если вы удерживаете часть заработной платы в погашение долга перед компанией за приобретенные товары, услуги, то обязаны применять ККТ. Запомните, что с 1 июля 2019 года работать с физическими лицами без ККТ нельзя!
— Как поступить в случае, если из зарплаты удерживается недостача?
— Недостача, штрафы — это не товар, не работа и не услуга, поэтому чек пробивать не нужно. Аналогичная ситуация, если вы выплачиваете сотруднику зарплату или материальную помощь из кассы.
ККТ при работе с ЕНВД и ПСН
— Какие изменения коснулись организаций на ЕНВД и ИП на ЕНВД и патентной системе налогообложения?
— С 1 июля 2019 года для них обязательно применение контрольно-кассового аппарата вне зависимости от вида деятельности и выбранного спецрежима.
Подробно о том, кому не нужно применять ККТ, написано в ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Так, для определенных видов деятельности ИП на патентной системе налогообложения ККТ может не применяться, если будет выдан документ, подтверждающий оплату. Виды деятельности поименованы в п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
— Индивидуальные предприниматели без наемного персонала могут воспользоваться отсрочкой применения ККТ?
— Да, индивидуальные предприниматели без наемного персонала при реализации товаров собственного производства получили право до 1 июля 2021 года не использовать ККТ. Отсрочка утверждена Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ. Если же предприниматель заключает трудовой договор хотя бы с одним сотрудником, он обязан в течение 30 календарных дней зарегистрировать контрольно-кассовую технику.
Исправление ошибок при применении ККТ. Возврат денег покупателям
— При применении ККТ практически невозможно исключить ошибки. Расскажите, как их исправлять?
— Порядок исправления зависит от формата фискальных данных. При формате 1.05 ошибки нужно исправлять чеками «Возврат прихода» и обязательно брать объяснительные у кассира. Если формат 1.1, то чеками коррекции «Возврат прихода» и «Приход».
— Для чего необходима объяснительная?
— Согласно Письму ФНС России от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@, при оформлении чека «Возврат прихода» в графе «Наличными / Безналичными» вы должны поставить нули, а ту сумму, которая была неправильной, вписать в графу «Встречное представление». После того как вы чеком «Возврат прихода» убрали у налоговиков из отчета неправильный чек, вам нужно завести правильные значения. Поэтому вы пробиваете чек «Приход», в нем указываете верные реквизиты и дублируете сумму «Встречного представления». Но это в теории.
На практике у вас не будет «Встречного представления». Поэтому в чеке «Возврат прихода» полностью дублируйте реквизиты неправильного чека, а затем пробивайте чек «Прихода» с верными значениями. Объяснительная кассира нужна, чтобы обосновать налоговой инспекции, на каком основании вы минусовали выручку, оформляя чек «Возврат прихода».
— Что делать, если указали лишний товар?
— В чеке «Возврат прихода» укажите только лишний товар. Если неверно указали форму расчета, то в чеке «Возврат прихода» повторите ошибочные данные, потом сделайте новый чек «Приход» с верной формой расчета. Под любое исправление обязательно готовьте объяснительную.
— Возврат товара — обычная практика. Как его правильно оформить?
— С июля 2017 года нет разницы, каким образом вы возвращаете деньги: день в день, на следующий день или через месяц — во всех случаях вы обязаны пробивать чек «Возврат прихода». Обратите внимание: так вы минусуете выручку, которая отразилась в налоговой, поэтому во избежание споров берите у клиента заявление на возврат денег.
– А если в чеке, например, три наименования, а покупатель сдает только два из них?
– В этом случае заявление и чек «Возврат прихода» необходимы только на два наименования, которые были в первичном чеке.
Применение бланков строгой отчетности
— С 1 июля 2019 года организации больше не могут выдавать БСО, оформленные типографским способом. Теперь необходимо использовать БСО, созданные с помощью автоматизированной системы, и они приравниваются к кассовым чекам. На что нужно обратить внимание?
— При оказании услуг, по которым БСО установлены исполнительными органами власти (например, для организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусств), вы должны выдать клиенту отдельный кассовый чек и бумажный БСО или БСО, напечатанный с помощью автоматизированной системы с реквизитами в рамках 54-ФЗ, QR-кодом, признаком расчета.
Например, недостаточно посетителю музея выдать бумажный билет, как мы привыкли, к нему нужно отбить чек. Если же вы оказываете услуги, по которым нет обязанности выдавать БСО, то теперь можно предоставлять клиентам лишь кассовые чеки с указанием наименования услуги. Таксист не сможет ограничиться просто квитанцией, он должен выдать пассажиру еще и кассовый чек. Хотя пока это выглядит не слишком реалистично.
— Давайте подведем итог. Что вы посоветуете читателям? На что нужно обратить внимание в вопросах применения ККТ?
— Главное — изучите законодательные акты, разберитесь в методических указаниях ФНС — их можно найти на сайте kkt-online.nalog.ru. Обязательно проверьте, все ли правильно указано в кассовом чеке, правильно ли вы отражаете признак способа расчета, все ли реквизиты есть в чеке. Ознакомьте руководителей со ст. 14.5 КоАП, где прописаны штрафы, которые грозят организации за неприменение или неправильное применение ККТ.
А вообще в рамках интервью сложно разобраться со всеми нюансами, связанными с онлайн-кассами и расчетами наличными. Полную информацию с подробными разъяснениями, практическими примерами и рекомендациями можно найти в вебинаре «Онлайн-кассы и расчеты наличными в 2019 году. Изменения после 1 июля 2019 года и спорные вопросы». Желаю удачи и до встречи в Контур.Школе!