на что можно тратить подотчетные средства перечень
На что можно расходовать наличную выручку
Большинство фирм пользуются в своей работе безналичными расчетами. Это удобный способ расчетов как для самой компании, так и для контролирующих органов. Позволяет легко отслеживать потоки денежных средств. Однако часть расчетов все равно выполняется в наличных. Хранятся они в кассовом аппарате. Получаемая компанией наличная выручка должна расходоваться в соответствии с правилами. Если они не будут соблюдаться, то фирма может быть привлечена к ответственности.
На что можно тратить наличные
Если фирма не реализует товары и услуги за наличные, ей не обязательно приобретать кассовый аппарат. Однако даже если подавляющее число расчетов проводится безналичным путем, все равно часть операций осуществляется посредством наличных. К примеру, это могут быть расчеты с персоналом, подотчетными лицами.
Откуда в кассе компании оказываются наличные средства? Кассу можно пополнить, сняв средства с р/с организации и поместив деньги в аппарат. Однако самый распространенный путь пополнения – получение наличных средств от покупателей. То есть в кассе обычно оказывается наличная выручка. Средства также могут поступать от подотчетных сотрудников.
Наличные, оказавшиеся в кассе, нельзя тратить на любые цели. Средства можно выдавать только на цели, оговоренные в законе (пункт 2 Указаний ЦБ №3073-У от 7 октября 2013 года). Это следующие направления:
Этот перечень целей расходования актуален и для ЮЛ, и для ИП.
Выдача ЗП сотрудникам
ЗП может предоставляться, на основании статьи 136 ТК РФ, следующими способами:
Допускается выдача заработка из наличной выручки. Однако здесь есть нюансы. Если сотрудник фирмы – нерезидент страны, выдача ему ЗП из наличных сопряжена с риском. Такие расчеты – это валютные операции. Соответствующее положение содержится в ФЗ №173 «О валютном регулировании». В этом нормативном акте приведен перечень операций, которые могут осуществляться с нерезидентами. В нем нет операции по выдаче ЗП наличными. Однако и запрета на это действие в законах нет.
Представители ряда государственных структур полагают, что выдавать ЗП нерезиденту из наличной прибыли нельзя. Подобное указание, например, содержится в письме службы финансового надзора от 7.09.14. Однако позиция судебных органов другая. Обычно судьи при рассмотрении дел о выдаче ЗП нерезиденту встают на сторону компании.
К СВЕДЕНИЮ! Если руководитель желает избежать доведения дела до суда, рекомендуется переводить заработок нерезиденту на его счет в банке. Это более безопасный вариант.
Выдача наличных под отчет
Наличная выручка может выдаваться подотчетному лицу. При выдаче средств руководитель должен издать соответствующий приказ. Это единственное условие предоставления наличных. Ранее правила выдачи средств были более строгими. В частности, сотрудник должен был предоставить отчет по предыдущему авансу. Для получения наличных работник составлял заявление, в котором прописывались цели получения аванса и его сумма. Новый порядок выдачи средств установлен Указаниями ЦБ №4416-У от 19 июня 2017 года.
Наличные подотчетным лицам могут предоставляться на любой срок. Однако последний должен быть оговорен в учетной политике. Кроме того, в законе ничего не сказано о лимите выдаваемых средств. То есть размер аванса может быть любым.
ВНИМАНИЕ! Правила предоставления аванса под отчет содержатся в пункте 6.3 Указаний ЦБ №3210-У от 11 марта 2014 года в редакции от 19 июня 2017 года (Указание №4416-У).
Оказание финансовой помощи
Материальная помощь оказывается при следующих обстоятельствах:
Материальная помощь в большинстве случаев выдается именно из кассы. Связано это с тем, что необходимость в оказании помощи обычно появляется внезапно. То есть подобные траты нельзя прогнозировать. Возможность расходования наличных на социальные выплаты оговорена в Указаниях №3073-У от 7 октября 2013 года. А финансовая помощь работникам, на основании пункта 90 Приказа Росстата №498 от 26 октября 2015 года, как раз считается социальной выплатой.
Возврат задолженности поставщику
Наличную выручку можно использовать для погашения задолженностей перед поставщиком. Однако есть исключение – это платежи за аренду. Это исключение оговорено в пункте 4 Указаний ЦБ №3073-У от 7 октября 2013 года. Для погашения таких задолженностей придется брать средства с р/с, приходовать их в кассу. Только после этого возможны расчеты по аренде.
Хотя возврат долга поставщику из наличной выручки разрешен, плательщик все равно может столкнуться с налоговыми рисками. Для их уменьшения следует воспользоваться этими правилами:
Все операции с наличными должны подтверждаться документально.
На что нельзя тратить наличную выручку
Из кассы нельзя брать средства для предоставления займов работникам или учредителям (пункт 4 Указание ЦБ №3073-У от 7 октября 2013 года). Кроме того, из наличной выручки не выплачиваются дивиденды учредителям.
Если речь идет о ЮЛ, директор компании не имеет права брать средства из кассы на свои личные нужды. Однако данный запрет не касается ИП. Предприниматель имеет право брать наличные на свои нужды на основании пункта 2 Указаний №3073-У от 7 октября 2013 года.
Ответственность за несоблюдение правил работы с наличностью
Перечень наказаний за нецелевое использование наличных оговорен в статье 15.1 КоАП РФ. Однако в этой статье содержится ограниченный список правонарушений, за которые лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Проверка на предмет нарушений кассовой дисциплины осуществляется инспекторами налоговой, представителями обслуживающего банка. В некоторых случаях в соглашении с компанией на ее банковское обслуживание прописаны наказания за кассовые нарушения. В этом случае на фирму накладывается штраф.
В КоАП РФ оговорены эти штрафы:
Штраф накладывается при наличии этих правонарушений:
Основание – ФЗ №88 от 1 мая 2017 года.
В некоторых случаях штраф заменяется на вынесение предупреждения. Актуально подобное послабление в этих случаях:
Если проверяются филиалы, расположенные в различных регионах, штраф будет выписываться местными инспекторами.
Деньги под отчет: пять главных правил и образцы заявления и приказа
Правила выдачи денег подотчет последний раз менялись 19.08.2017. Тогда же претерпели изменения некоторые кассовые операции. А последующие нововведения в проведении учета и налогообложения затронули порядок расчетов с подотчетниками.
Кто вправе получать деньги
Работодатель, по ч. 1 ст. 19 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», обязан организовать и вести внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности. Порядок контроля за выдачей денег подотчетным лицам определяет руководитель компании. Он издает приказ со списком лиц, обладающих правом на получение денежных средств из кассы организации.
Подотчетными являются лица, которым организация или ИП выдает деньги для выполнения поручений и которые обязаны предоставить отчет об их использовании. Ими выступают любые работники предприятия.
Как получить деньги
Для выдачи денег достаточно приказа или другого распорядительного документа компании от имени директора. Форма такого документа произвольная. Но в нем должны содержаться следующие реквизиты:
Заявление от работника
Приказ о подотчетных лицах
Какую сумму выдавать подотчет
Считается, что это ограничение превышать нельзя. Но есть и нюансы. Этот лимит на расходы установлен только для расчетов с другими организациями и ИП (см. п. 6 указаний ЦБ РФ № 3073-У). А на расчеты с физлицами, которыми выступают сотрудники предприятия, он не распространяется. Сюда входит заработная плата, социальные выплаты, личные нужды руководителя организации и выдача денежных средств подотчет. Учитывая это, выдача большей суммы не является нарушением кассовой дисциплины.
Необходим ли отчет за полученную сумму
Но это не значит, что оформлять авансовые отчеты по израсходованным суммам сотрудникам больше не нужно. Отчетные документы о потраченных деньгах работник в обязательном порядке передает в бухгалтерию.
Сроки отчета
Если срок возврата не установлен, сотрудник сдает отчет в тот же день, в который их получил. Указание на это имеется в письме ФНС от 24.01.2005 № 04-1-02/704.
А вот для командировочных расходов существуют особые условия авансового отчета. По п. 26 положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 13.10.2008 № 749, сотрудник обязан отчитаться по ним в течение 3 рабочих дней со дня возвращения.
Что учесть в 2020 году
Оформляя документы по новым образцам для подотчета с 19 августа 2017 года, помните:
1. Если подотчетнику для приобретения товаров и услуг в интересах организации выдана доверенность и он предъявил ее продавцу, то продавец обязан отразить эти данные в выданном кассовом чеке.
2. Если продавец не в состоянии достоверно установить, что физическое лицо действует в интересах определенной организации, то выполнять это требование к оформлению чека он не обязан. В этом случае покупателем для продавца является само физлицо. И кассовый чек оформляется в обычном порядке.
Изменяем положение о ведении кассовых операций
Сотрудники вправе получать подотчетные средства наличными в кассе предприятия. Также допускается выдача компанией денег на банковскую карту, в том числе на зарплатную карту работника (см. указание № 3073-У, письмо Минфина России от 25.07.2014 № 03-11-11/42288). Чтобы это стало возможным, порядок расчета с подотчетными работниками следует зафиксировать в учетной политике компании.
Через кассу деньги выдаются в соответствии со следующими требованиями:
1. При оформлении кассовых документов бухгалтер обязан руководствоваться положениями указаний № 3210-У.
2. Деньги подотчетному лицу выдаются на основании приказа (или иного распорядительного документа) или по его письменному заявлению. Как указано в письме ЦБ РФ от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ/2064, приказ подписывает директор, в нем указываются дата и регистрационный номер.
3. Срок, на который выданы подотчетные средства, устанавливается в распорядительном документе на их выдачу. Срок отчета (абз. 2 п. 6.3 указаний № 3210-У) составляет 3 дня. В течение этого времени подотчетник обязан отчитаться или вернуть деньги организации.
4. Выдача денег в подотчет из кассы оформляется расходным ордером. Возврат остатков подотчетных сумм — приходными ордерами. Деньги в подотчет вправе выдаваться и путем их перечисления на банковскую карту заявителя (письмо Минфина от 25.08.2014 № 03-11-11/42288). Вернуть деньги подотчетнику разрешается путем перечисления средств на расчетный счет предприятия. Возможность безналичных подотчетных расчетов закрепляется в учетной политике.
5. Лимит сумм, которые выдаются в подотчет, не установлен. Предприятие вправе выдать подотчетному лицу деньги в любой сумме. Лимит расчетов (100 000 руб. по одному договору) необходимо учитывать только при расчете между предприятиями. В этом отношении изменения для подотчетных лиц не произошли.
6. Выдача денег в подотчет лицу, у которого имеется задолженность по подотчетным суммам, с 19.08.2017 не является нарушением закона.
7. Организации и ИП вправе выдавать деньги в подотчет не только тем работникам, которые трудятся на основе постоянного трудового договора, но и тем, кто состоит с предприятием в гражданско-правовых отношениях (письмо ЦБ РФ от 02.10.2014 № 29-1-1-6/7859).
8. Выдача из кассы в подотчет оформляется проводкой Дт 71 Кт 50. При переводе денежных средств на карту — проводка Дт 71 Кт 51.
Главные правила
1. Под отчет выдается любая сумма.
2. С 19.08.2017 работнику, чтобы получить деньги подотчет, достаточно распоряжения руководителя компании. Заявление писать не обязательно.
3. Ранее до сдачи отчета за прошлую сумму работник не мог получить подотчетные, теперь ответ на вопрос: можно ли выдавать деньги в подотчет, если сотрудник не отчитался за предыдущий, — да, можно.
4. Подотчетные суммы разрешается переводить на банковские карты.
5. С 19.08.2017 обновлены локальные акты о расчетах с подотчетными лицами.
Ответственность
Регулирование расчетов с подотчетными лицами в 2020-2021 годах: нормативная база
Подоточетником называют сотрудника фирмы (или ИП), которому работодатель авансом выдает денежные средства в целях совершения покупок, необходимых для ведения своей деятельности, как правило на приобретение канцтоваров, хозпринадлежностей, ГСМ, а также на командировочные и представительские расходы.
Регламентируются отношения участников данных правоотношений следующими основными нормативными актами:
ВНИМАНИЕ! С 30.11.2020 в указ 3210-У внесли ряд поправок. Так, например, согласно новым правилам распорядительный документ можно составить на несколько выдач наличных денег одному или нескольким работникам. В этом случае нужно указать фамилию, сумму и срок, на который выдают деньги, по каждому работнику.
Какие еще нововведения в порядке учета кассовых операций вступили в действие, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в обзорный материал.
Кроме того, к правоотношениям с подотчетными лицами следует применять письма разъяснительного характера, изданные структурами финансового ведомства РФ: Минфином, ФНС, Банком России. Примером такого разъяснения могут служить письмо Минфина РФ от 21.07.2017 № 09-01-07/46781 (о возможности выдачи под отчет денег в безналичной форме).
Расчеты с подотчетниками и указание Банка России № 3210-У
Данный документ является основным актом, устанавливающим правила выдачи подотчетных средств. В соответствии с п. 6.3 указания № 3210-У руководитель фирмы (или ИП) вправе выдать работнику наличные средства в целях осуществления расходов, связанных с деятельностью этой фирмы (или предпринимателя). Это означает, что физлицо, не являющееся сотрудником данного хозсубъекта, деньги под отчет получить не сможет.
При этом понятие «работник» указание № 3210-У трактует несколько иначе, чем другие нормативные акты, в частности ТК РФ. Согласно п. 5 указания № 3210-У под работником подразумевается физлицо, с которым у хозсубъекта имеется договор трудовой или гражданско-правовой направленности. Эта же позиция Банка России по отношению к трактовке понятия «работник» прослеживается и в его письме от 02.10.2014 № 29-Р-Р-6/7859. Таким образом, наличность под отчет вправе получить не только сотрудник, осуществляющий трудовые функции, но и подрядчик, с которым у данного хозсубъекта заключен гражданско-правовой договор.
О правах и обязанностях работников читайте публикацию «Ст. 21 ТК РФ: вопросы и ответы».
Перечислим другие важные правила выдачи подотчетной наличности, закрепленные в п. 6.3 указания № 3210-У:
Отразить данные авансового отчета в бухучете вам поможет публикация «Особенности авансовых отчетов в бухгалтерском учете».
Необходимо ли соблюдать лимит расчетов наличными при выдаче подотчетных сумм, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Отражение операций с подотчетными средствами в бухгалтерском учете
Следующим документом, который стоит рассмотреть, говоря об отношениях с подотчетными лицами, является План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). И хотя сам Минфин не причисляет его к нормативным актам в силу его рекомендательного характера (письмо «О применении нового Плана счетов бухгалтерского учета» от 15.03.2001 № 16-00-13/05), данный документ имеет прямое отношение к отражению хозопераций с подотчетными суммами в бухгалтерском учете.
Для учета расчетов с подотчетниками планом счетов предусмотрен сч. 71. Аналитика по данному счету осуществляется по каждой подотчетной сумме.
Нормативно-правовое регулирование расчетов с подотчетными лицами: закон № 402-ФЗ
Рассмотрим перечень основных положений закона о бухучете, которые имеют отношение к оформлению локальных распорядительных документов, авансовых отчетов и подтверждающей расходы подотчетного лица первичке:
Во исполнение последней в приведенном выше списке обязанности на предприятии оформляется, в частности, приказ руководителя, утверждающий перечень сотрудников, имеющих право получать деньги под отчет. Советуем вам оформлять перечень подотчетников именно приказом, но не перечислять указанных лиц в учетной политике. Объясняется это тем, что список сотрудников, утвержденный приказом, можно изменить в любое время. А вот вносить изменения в учетную политику можно далеко не всегда (п. 6 ст. 8 закона № 402-ФЗ).
Скачать образец приказа о подотчетных лицах вы можете по ссылке.
Трудовой кодекс: права и обязанности подотчетников
Трудовое законодательство также имеет непосредственное отношение к вопросу регулирования отношений с подотчетными лицами. Так, ТК РФ:
КоАП РФ: ответственность за нарушение порядка работы с наличными
Напрямую ответственность за несоблюдение порядка выдачи подотчетных средств, установленного указанием № 3210-У, не предусмотрена. Однако некоторые ситуации (например, выдача денег под отчет и без заявления работника, и без приказа руководителя) могут повлечь за собой претензии контролирующих органов, связанные с нарушением порядка хранения денежной наличности в кассе. А вот за эти правонарушения уже предусмотрена совершенно конкретная ответственность – по ст. 15.1 КоАП.
Итоги
Порядок выдачи, возврата и учета подотчетных средств осуществляется на основе множества регламентирующих нормативных документов. При этом не менее важную роль играют также разъяснения и письма ведомств, не носящие нормативного характера.
Положение о подотчете: для чего и кем издается
Внутренний документ о порядке расчетов с подотчетными лицами по выданным денежным средствам на хозяйственные нужды разрабатывается в организации, чтобы обеспечить полный контроль движения подотчетных сумм, их целевого использования и правильного отражения в бухгалтерском учете.
При разработке Положения необходимо пользоваться нормативными документами, регламентирующими отношения участников и их действия:
Положение может являться приложением к учетной политике, а может быть и самостоятельным локальным документом.
Отражение целей, сроков и лимита подотчетных сумм
Деньги в подотчет выдаются работникам предприятия на осуществление расходов, связанных с непосредственной деятельностью организации. Согласно п. 5 указания № 3210-У, работник — это лицо, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера. Это значит, что получить деньги может как штатный сотрудник, так и подрядчик со стороны.
В данном пункте Положения можно дать общее описание того, на какие расходы будут выдаваться деньги работникам:
А можно на усмотрение руководства издать отдельный приказ об утверждении списка хозяйственных расходов и сумм, в пределах которых будут выдаваться денежные средства. Подотчетные суммы, превышающие указанные в приказе, должны утверждаться руководителем дополнительно.
Сроки, на которые подотчетник может получить деньги, также определяются руководством и могут быть одновременно прописаны в приказе с перечнем целей выдачи аванса и его лимита. В самом же Положении следует указать, что конкретные сроки на определенные подотчетные суммы указаны в отдельном приказе. Для неоговоренных в приказе случаев следует зафиксировать пункт в Положении, определяющий общий максимальный срок подотчета, например не более месяца.
Список работников, имеющих право получать денежные средства на хозяйственные расходы облегчит работу бухгалтера. Его можно представить в данном Положении в виде перечня должностей. Конкретные же фамилии лучше собрать в специальный список подотчетных лиц и издать отдельным приказом, чтобы не переиздавать все Положение из-за внесения в список дополнительного подотчетного лица.
Как правильно составить приказ, узнайте из этой статьи .
Обязательные условия для выдачи подотчетных сумм
Разрабатывая Положение, необходимо отразить, при соблюдении каких условий должна происходить выдача подотчетных сумм. Эти правила описаны в п. 6.3 порядка ведения кассовых операций:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Наличие задолженности по подотчетным суммам не является ограничением для получения нового аванса (п. 1.3 указания № 4416-У).
Сроки и порядок представления авансовых отчетов
Авансовый отчет является документом, на основании которого происходит контроль за движением денежных средств и установление факта хозяйственной операции, потому что с ним в бухгалтерию сдаются первичные документы, подтверждающие этот факт.
В Положении необходимо прописать, в какой срок отчет по форме АО-1 должен быть сдан в бухгалтерию. С 30.11.2020 срок сдачи подотчетным лицом авансового отчета организация может установить самостоятельно. Требование о том, что он должен представляться не позднее 3 рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы подотчетные, или со дня выхода на работу, отменено. Если форма отчета разработана самостоятельно на предприятии с учетом его специфики, необходимо ее утвердить приказом руководителя, а в Положении написать пункт об этом.
Рекомендуется сделать подробное описание того, какие первичные документы должны быть представлены и как заполнены, чтобы они были приняты в качестве подтверждения произведенных затрат. Часто недостаточно иметь один документ об оплате — кассовый чек или корешок к приходному кассовому ордеру. Могут понадобиться также следующие документы на приобретенные товары или услуги:
Важно! Рекомендация от «КонсультантПлюс»
Чтобы не столкнуться с проблемой подтверждения расходов в ситуациях, когда кассовые чеки потеряны или кассовые чеки выцвели, рекомендуем поступать следующим образом.
Три варианта действий смотрите в К+. Пробный доступ к К+ предоставляется бесплатно.
Порядок проверки и утверждения авансовых отчетов
В этой части Положения нужно отразить основные моменты, связанные с авансовым отчетом, после составления которого работник вместе с прикрепленными к отчету первичными документами передает его в бухгалтерию. В частности, такие:
Для расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам рекомендуется издать отдельное Положение о служебных командировках, в котором следует рассмотреть все нюансы командировочных расходов и возможные разногласия с подотчетными лицами и налоговыми органами.
Образец такого Положения вы найдете по ссылке.
Положение о подотчетных лицах: образец 2020-2021 годов
При разработке Положения о расчетах с подотчетными лицами в 2020-2021 годах можно установить право работника получать денежные суммы на хозяйственные нужды не только наличным, но и безналичным путем, используя при этом:
Делать это можно на основании заявления работника либо приказа руководителя (письмо Минфина от 21.07.2017 № 09-01-07/46781). Если деньги выдаются по заявлению, то в нем работник указывает данные своей карты.
Образец Положения о расчетах с подотчетными лицами можно скачать здесь, по ссылке ниже:
Вы можете дополнить или сократить образец с учетом специфики своего предприятия.
Итоги
Внутренний документ, разработанный для расчетов с подотчетными лицами, служит помощником для соблюдения порядка при оформлении выдачи денежных средств и их целевом использовании. Те моменты и тонкости, которые не регламентированы законом, должны быть оговорены в Положении. В таком случае бухгалтер будет иметь законное основание для учета факта хозяйственной деятельности.
Как правильно работать с подотчетными средствами
Основные положения
В подотчетные суммы входят расходы:
Основной нормативный документ, регулирующий взаиморасчеты с подотчетными лицами, это Указания Центрального Банка России №3210-У от 11.03.2014. Выдают деньги подотчет только работникам организации, с которыми заключены трудовые или гражданско-правовые договора. Из-за ввода онлайн-касс волновались, что отчитываться о подотчетных будем другими документами. Но принципиально ничего не изменилось.
Как выдавать
В 2019 году подотчет — это строго регламентированный процесс. Чтобы выдать деньги, необходимо оформить два документа: заявление от сотрудника, в котором указана сумма, целевое направление, сметный расчет и прочая информация, и распоряжение руководителя выдать деньги в подотчет.
Дополнительно организация обязана разработать и утвердить обязательные локальные документы:
По желанию руководителя, в организации устанавливают перечень работников, которым выдача подотчетных средств разрешена.
Как отчитываться работнику
Допустим, что сотрудник уже представил заявление руководителю и получил одобрение.
На основании приказа, кассир выдает наличные из кассы организации, либо бухгалтерия перечисляет на карту сотрудника.
Совершая покупку, работник обязательно сохраняет подтверждающие документы.
Когда сотрудник закончил траты, перед ним встает вопрос, как правильно отчитаться за подотчетные деньги. Для этого он обязан составить авансовый отчет и представить его в бухгалтерию. В документе следует указать: какую сумму он получил, сколько потратил и на какие цели, каков остаток. Приложить к отчету подтверждающую документацию (квитанции, чеки, товарные накладные, билеты и прочее).
Отчет проверяет ответственный бухгалтер или главбух. Затем передают на утверждение руководителю. После этого производятся окончательные расчеты с сотрудником: возврат неиспользованного остатка подотчетных средств или доплата перерасхода. Если работник не желает возвращать неизрасходованный остаток, то сумму удержат из его заработной платы.
Как отчитывается руководитель
Точно так же, как и любой другой работник. С оставьте отчет, приложить чеки и другие подтверждающие документы, вернуть остаток выданной суммы.
Ситуация, в которой директор учреждения отказывается отчитываться или возвращать денежные средства, встречаются не часто. Но если встал вопрос, как взыскать с директора подотчетные денежные средства, бухгалтеру бюджетного учреждения рекомендовано:
Удержать средства из заработной платы без распоряжения и согласия руководителя нельзя. Невозвращенную сумму подотчета следует подвергнуть налогообложению, то есть удержать НДФЛ и начислить страховые взносы.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.