на что можно потратить деньги фсс
Как использовать страховые взносы в ФСС на проведение спецоценки
Поскольку проведение специальной оценки условий труда относится к предупредительным мерам по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, работодатель может обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации для получения ее финансирования. В случае положительного ответа от ФСС тратит на проведение специальной оценки собственные средства (сумма согласовывается с ФСС), после чего показывает израсходованные деньги в форме № 4-ФСС. В итоге, величина страховых взносов в ФСС в текущем году уменьшается на сумму средств, потраченных работодателем на специальную оценку условий труда в текущем году.
Где найти необходимую информацию?
Кто может рассчитывать на финансирование?
Страхователь, то есть юридическое лицо любой организационно-правовой формы, либо физическое лицо, которое:
На что можно потратить деньги из ФСС?
К мероприятиям, на которые страхователь имеет право запросить финансирование у ФСС, помимо проведения специальной оценки условий труда, относятся:
На какую сумму финансирования в 2015 году можно рассчитывать?
Страхователи с численностью работников менее 100 человек, которые не использовали средства ФСС для реализации предупредительных мероприятий в 2013, 2014гг.:
Страхователи, не попадающие под выше обозначенные критерии:
Данные схемы вовсе не означают, что вы обязаны самостоятельно считать сумму возможного финансирования, напротив, ФСС определяет объем средств, на которые вы можете рассчитывать в текущем году. Для получения информации, вам достаточно позвонить в свой филиал ФСС и назвать регистрационный номер страхователя, ИНН.
Какие документы необходимо предоставить организации в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации для получения финансирования специальной оценки условий труда?
Сроки подачи документов?
До 1 августа 2015 г. Но учтите, что чем раньше вы подадите документы, тем больше у вас шансов получить положительный ответ от ФСС.
Сроки получения решения о финансовом обеспечении от ФСС?
Могут ли отказать в финансировании?
Что делать, если отказали в финансировании?
До 1 августа 2015г. вы можете обратиться повторно.
Также страхователь имеет право обжаловать решение территориального органа ФСС об отказе в финансовом обеспечении в вышестоящем органе территориального органа ФСС или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Что делать, если дали согласие на финансирование?
Получив положительное заключение, страхователь ведет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. Форму отчета вы можете посмотретьздесь
После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы: обозначенный выше отчет об использовании сумм страховых взносов, заверенные копии счета, счет-фактуры, платежного поручения, акта выполненных работ, перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда.
В случае неполного использования выделенных ФСС средств, страхователь сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.
ФСС будет возмещать расходы на снижение травматизма и профзаболеваний по новым правилам
Новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний утверждены приказом Минтруда от 14.07.21 № 467н (далее — Правила № 467н). Документ начнет действовать 19 сентября. С этой же даты утратит силу приказ Минтруда от 10.12.12 № 580н, которым утверждены действующие правила.
Проверка здоровья работников-«вредников»
Как известно, страхователи могут направить часть текущих взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на мероприятия, направленные на предупреждение травматизма и профзаболеваний. Полный перечень мероприятий, расходы на которые финансируются за счет страховых взносов «на травматизм», приведен в пункте 3 Правил № 467н. По действующим правилам в этот список, помимо прочего, входит спецоценка условий труда; обучение по охране труда; санаторно-курортное лечение; проведение медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно комментируемому приказу, теперь за счет взносов «на травматизм» будут финансироваться также расходы работодателя на приобретение приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (подп. «о» п. 3 Правил № 467н).
Возмещение «коронавирусных» расходов в 2021 года
Кроме этого, в 2021 году работодатели смогут снова компенсировать «коронавирусные» расходы за счет взносов на «травматизм». Речь идет о затратах на:
Какую сумму можно потратить на предупредительные меры
Как и раньше, на предупредительные меры можно потратить не более 20% от суммы взносов в ФСС за предыдущий календарный год за минусом произведенных в том же периоде расходов:
Этот «лимит» может быть увеличен до 30% суммы взносов за предшествующий календарный год (за минусом расходов на выплату пособий и оплату отпусков) при условии, если работодатель направит дополнительный объем средств на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста.
При этом появилось важное уточнение. Оно касается страхователей, у которых численность работников не превышает 100 человек, и которые в течение двух предыдущих лет не проводили мероприятий по снижению травматизма и профзаболеваний. Сейчас объем средств на финансовое обеспечение таких страхователей не может превышать сумму взносов в ФСС, подлежащих перечислению в текущем финансовом году.
По новым правилам, объем средств не может превышать сумму взносов, начисленных за текущий год за вычетом произведенных в этом же периоде:
Срок и способ подачи заявления о финансовом обеспечении
Чтобы получить разрешение на финансирование предупредительных мер, страхователь должен подать заявление и подтверждающие документы в территориальный орган ФСС по месту регистрации. Согласно пункту 4 Правил № 467н, это нужно сделать до 1 августа текущего года.
Но в 2021 году срок подачи заявления продлен до 1 октября (п. 3 комментируемого приказа).
Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями) страхователь или его представитель может подать на бумажном носителе или в электронном виде. Полный список документов, необходимых для обоснования финансового обеспечения каждого предупредительного мероприятия, приведен в пунктах 5 — 6.1 Правил № 467н.
Отчет об использовании средств ФСС
Также уточнено, что после того, как страхователь получил разрешение на финансирование предупредительных мер и реализовал мероприятия в соответствии с согласованным планом, нужно обратиться в территориальное подразделение ФСС с заявлением о возмещении расходов. Срок — не позднее 15 декабря текущего года. В свою очередь фонд в течение 5 дней примет решение о возмещении средств и перечислит деньги на счет, указанный в заявлении (п. 17 Правил № 467н).
Как сэкономить на мероприятиях по охране труда?
Охрана труда — неотъемлемая часть успешного ведения бизнеса, которая требует расходов. Сэкономить поможет Фонд социального страхования (ФСС).
Фонд социального страхования может возместить организации часть ее затрат по обучению работников охране труда, проведению медосмотров, санаторно-курортному лечению, спецоценки, приобретение спецодежды, СИЗ и проч.
Подробнее читайте в статье …
Принципы работы Фонда социального страхования
Основной деятельностью Фонда является осуществление финансового обеспечения расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если рассматривать его деятельность в рамках взаимоотношений работодателя и сотрудника, то говоря простым языком данный фонд оплачивает все расходы, связанные с травмами и профессиональными заболеваниями, полученными сотрудниками на рабочем месте.
Откуда у него берутся на это средства?
Данные средства поступают от работодателя и составляют 2,9% от суммы заработной платы сотрудника. Данные отчисления являются обязательными к уплате за каждого сотрудника, официально оформленного у вас по трудовому договору.
Помимо этого, за каждого сотрудника платится так называемый взнос “на травматизм”. То есть ставка непосредственно на страхование сотрудников от несчастных случаев и профессиональных недугов, связанных с производственной деятельностью. Ее размер установлен в диапазоне от 0,2% до 8,5%. Она возрастает пропорционально повышению степени риска, к которому отнесена основная деятельность предприятия.
Все эти параметры установлены законодательством. На данный момент существует 32 тарифа, сформированных с учетом разных сфер деятельности. Они характеризуют разные степени риска и соответствующий процент взносов.
Определить класс, к которому относится деятельность организации, можно по 2-м нормативным документам:
Стоит отметить, что несчастные случаи на производстве, а также факты выявленных профессиональных заболеваний дают право ФСС повысить для организации коэффициент “на травматизм”.
Таким образом, каждая организация ежемесячно производит отчисления в ФСС за каждого сотрудника, чтобы в случае возникновения страхового случая возместить все необходимые расходы за счет фонда.
Как за счет ФСС сэкономить средства по охране труда
Видео «ФСС возврат средств по охране труда»
Как мы уже сказали, ФСС возмещает работодателю страховые расходы по несчастным случаям.
Этот приказ дает возможность работодателю сэкономить средства, затрачиваемые на мероприятия по охране труда.
Происходит это следующим образом:
Работодатель до 1 августа текущего года предоставляет в ФСС финансовую отчетность о мероприятиях по охране труда, проведенных в организации, а также указывает перечень планируемых на следующий год.
Перечень мероприятий, по которым организация может претендовать на возмещение части затрат следующий:
а) проведение специальной оценки условий труда
б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда
в) обучение по охране труда определенных категорий работников (включая отдельные категории работников опасных производственных объектов):
— руководителей организаций малого предпринимательства;
— работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
— руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
— руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
— членов комитетов (комиссий) по охране труда;
— уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
— отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда
г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением:
— средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств — членов ЕАЭС, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды;
— других средств индивидуальной защиты на основании результатов проведения специальной оценки условий труда
— смывающих и (или) обезвреживающих средств.
д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее — ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда
з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры)
и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;
м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
н) санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
Также можно возместить за счет взносов на травматизм расходы на покупку аптечек. Возмещают расходы на медицинские изделия, которые обязательно входят в состав аптечек
Как мы видим список достаточно внушительный. Для каждого вида возмещения требуется свой комплект документов, перечень которых прописан в Приказе №580н.
Каким образом происходит софинансирование за счет ФСС и в каком объеме?
ФСС возврат средств по охране труда производит за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 ( в некоторых случаях 30) процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Работодатель может самостоятельно посчитать сумму финансового обеспечения предупредительных мер, на которую он может рассчитывать, по следующей формуле:
D = (F-M)х20:100 или в некоторых случаях D = (F-M)х30:100
D — сумма финансового обеспечения предупредительных мер
F- сумма начисленных страхователем страховых взносов за предшествующий год
M – сумма расходов произведенных страхователем за предшествующий год (пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием и оплата отпуска для санаторно-курортного лечения застрахованным (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации).
ФСС может принять решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
После того как работодатель предоставит комплект всех необходимых документов и план мероприятий по охране труда на следующий год, ФСС примет решение о возможности или невозможности возмещения. В случае положительного решения Фонд возмещает мероприятия, которые проводятся согласно плану, после подтверждения их проведения.
Данная инициатива направлена прежде всего на то, чтобы работодатели не экономили на охране труда. Реализация этого проекта происходит успешно и ежегодно количество организаций, воспользовавшихся данной возможностью, лишь растет. В свою очередь реализуемые мероприятия по охране труда позволяют им создать безопасные условия труда на рабочих местах для своих сотрудников., что безусловно положительно сказывается на всех сферах бизнеса.
Предупреждение травматизма и профзаболеваний за счет взносов в ФСС
Ежегодно работодатели тратят немалые средства для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), медосмотры, профилактику травматизма и профессиональных заболеваний и другие аналогичные мероприятия. Все работодатели обязаны платить в ФСС взносы в зависимости от класса профессионального риска. Часть произведенных расходов можно возместить за счет уплаченных взносов.
Когда обращаться за финансированием
Регламент обращения прописан в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утверждены Приказом Минтруда № 580н от 10.12.2012), далее Правила.
У вас есть право подать в Фонд заявление с приложенными к нему подтверждающими документами в общем случае до 1 августа текущего года, но в 2020 году из-за нагрянувшей пандемии срок продлен до 1 октября 2020-го.
Важно! Обращайтесь в ФСС как можно раньше, ведь финансирование производится за счет бюджетных ассигнований, а они, естественно, ограничены. Даже при соблюдении сроков и подаче всех документов есть шанс получить отказ просто потому, что выделенные средства закончились.
В каком размере ФСС возместит затраты
Какие расходы входят в список подлежащих возмещению
До 2020 года можно было обратиться за финансовым обеспечением, если вы расходовали средства на следующие мероприятия и средства:
Также в перечень включено проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.
Какие документы нужны для получения финансирования
Заявление и приложения можно представить в Фонд лично или через доверенное лицо, а также направить в электронном виде.
Необходимо предоставить копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения СОУТ, копию или выписку из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
Дополнительно, в зависимости от того какие предпринимаются и планируются предупредительные меры, к заявлению потребуется приложить копии других документов. К примеру:
Вот образец реестра работников-предпенсионеров, направляемых на санаторно-курортное лечение.
ФСС может самостоятельно запросить другие сведения и документы в Минтруде, Росздравнадзоре, Ростехндзоре и других учреждениях в порядке межведомственного обмена информацией. При этом, для ускорения рассмотрения заявления, указанные сведения и документы заявителю рекомендуется представить самостоятельно.
В какой срок будет известен ответ Фонда о финансировании?
Сроки принятия решения фондом зависят от суммы страховых взносов, уплаченных за прошлый календарный год:
После принятия решения территориальный орган Фонда оформляет приказ, и в течение 3-х рабочих дней направляет его заявителю
Если вы получили отказ в поддержке из-за неполного пакета документов или наличия недоимки, то после устранения этих обстоятельств, вы вправе снова подать заявление до окончания срока приема в текущем году. Если отказ связан с тем, что выделенные на поддержку средства полностью распределены, то подавать повторное заявление бессмысленно.
Нужно ли отчитываться за целевое использование средств?
Подтверждать, что средства пошли именно на те цели, что вы указали в документах, придется ежеквартально. Форма отчета прилагается к Письму ФСС РФ № 02-09-11/16-05-3685 от 20.02.2017.
После завершения всех запланированных мероприятий необходимо представить в Фонд подтверждающие документы. Если средства освоены не в полном размере, то об этом также нужно сообщить не позднее 10 октября текущего года.
Если вы представите неверно оформленные документы или не сможете подтвердить какие-то расходы, то эти суммы не будут зачтены в счет уплаты “несчастных” взносов в ФСС.
Отражение финансирования в бухгалтерском и налоговом учете
Для целей налогового учета выделенные средства не являются ни доходами, ни расходами (на любой системе налогообложения). Дело в том, что как таковые средства ФСС вам не выдает, просто на определенную сумму уменьшает размер текущих взносов на “несчастное” страхование.
В бухгалтерском учете операции отражаются как целевое финансирование с использованием счета 86.
Для примера возьмем ситуацию, когда организация получает финансирование на приобретение СИЗ (масок и перчаток) для продавцов в продовольственном магазине, организация работает с НДС, СИЗ приобретаются после получения разрешения:
При расчете налога на прибыль данная сумма в составе доходов не учитывается. В результате в бухучете возникает постоянная разница и постоянный налоговый актив (пункты 4 и 7 ПБУ 18/02):
Дебет 68 Кредит 99
Стоимость СИЗ в бухучете включается в состав производственных расходов, а при расчете налога на прибыль не учитывается. В результате также возникает постоянная разница и постоянное налоговое обязательство:
Дебет 99 Кредит 68
В соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» бюджетные средства на финансирование текущих расходов списываются со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
Если бы организация изначально приняла к вычету сумму НДС со стоимости СИЗ (так бывает, если средства защиты приобретались до того, как организация получила разрешение на финансирование от ФСС), то сумму НДС пришлось бы восстановить :
Это следует из подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получено разрешение.
Все про возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС: подробная инструкция
Думаю ни для кого не секрет, что охрану труда в России полностью соблюдают порядка 10 – 15 % предприятий, остальные делают это частично, либо даже не знаю что это такое и для чего необходима.
Такое отношение всегда приводит к происшествиям на производстве, причин много, и это может быть неисправное оборудование или инструмент, незнание правил охраны труда, неиспользование СИЗ и так далее.
Из-за чего это происходит? Чаще всего из-за отсутствия средств либо недостаточного финансирования.
Но государством предусмотрены предупредительные меры по снижению травматизма и стимулированию работодателей на соблюдение требований безопасности на производстве – это возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС.
Об этом речь и пойдет в данной статье, читайте, комментируйте и рассказывайте свои примеры из практики, это будет полезно для всех читателей. Давайте делиться опытом!
Возмещение затрат на охрану труда
Не все знают о том, что можно пользоваться таким видом государственной поддержки, как возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, но любому работодателю хотелось бы вернуть потраченные деньги и пустить их в бизнес.
И если вы решили в текущем году воспользоваться такой программой, то не рекомендую затягивать и откладывать в “долгий ящик”, потому как выделяемые средства ФСС на финансирование не безграничны и требования к оформлению и содержанию документов высокие.
Но готовится нужно заблаговременно, потому как процедура подготовки трудоемкая, и чтобы вам не отказали из-за неправильно подготовленных документов, можно использовать пошаговый алгоритм без лишней “воды”.
Определение суммы страховых взносов
Для начала нужно понять, сколько же должно вернуться денег в казну предприятия, потому как многие “не заморачиваются” из-за суммы в 10000 рублей.
Но есть предприятия, которым можно пополнить бюджет на 200000 – 500000 рублей, тут стоит потратить рабочее время.
Вы можете самостоятельно посчитать, какая сумма будет на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, используя формулу:
Формула для расчета суммы на возмещение затрат мероприятий по охране труда из ФСС
Согласно Приказа Минтруд соцзащиты РФ № 467н компенсация расходов на охрану труда может составлять до 20% за счет страховых взносов, за предыдущий календарный год, если у вас были несчастные случаи или профзаболевания необходимо вычесть расходы на больничные листы этих работников и на оплату санаторно-курортных отпусков застрахованных лиц (лечение и проезд).
Возмещение затрат на охрану труда может быть увеличено до 30% (п. 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н), если пред пенсионные работники были направлены на санаторно-курортное лечение, это те которым осталось 5 лет до страховой пенсии по старости.
Вот, например, один случай из практики, на малом предприятии были направлены пред пенсионные работники на санаторно-курортное лечение в санаторий. Так мало того, что специалист по охране труда сделала запрос в ФСС, чтоб уточнить какую сумму можно вернуть на мероприятия по охране труда, нашла санаторий, подготовила все необходимые документы для заключения договора, направила предпенсионных работников в отпуск отдыхать и подала документов в ФСС на возврат суммы. Одни только плюсы от данного мероприятия:
Если организация с численность по штату до 100 человек ранее не получала финансовое обеспечение предупредительных мер на охрану труда, или 2 года подряд ими не пользовалась, то может рассчитывать на сумму за три предыдущих года, но не более суммы страховых взносов, которые подлежат перечислению в ФСС за текущий год.
Но не все так прекрасно и просто, как, казалось бы, на первый взгляд, есть причины, когда организации могут отказать в возмещении затрат на мероприятия по охране труда.
Почему так происходит? Просто не разобравшись во всех деталях, собрали документы и подали заявление в ФСС, потратили много времени, а из результатов только опыт, а компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов не светит.
проведу оценку профессиональных рисков за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Причины отказа на возмещение затрат на охрану труда
Существует ряд причин, по которым организации может быть отказано проводить возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС:
Причины отказа на проведение возмещения затрат на мероприятия по охране труда из ФСС
Как видите, причиной отказа может стать не полностью подготовленный пакет документов и это еще одна причина начать подготовительную работу заранее, чтобы в случае отказа, было время внести исправления и повторно заявить о своем желании на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС.
Документы на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС
Для того чтобы начать сбор документов, нужно уточнить в бухгалтерии не было ли причин для будущего отказа, и сумму, которую можно возместить из ФСС.
Из личного опыта могу сказать, что узнать сумму, которую можно возместить из ФСС и потрать ее – это лучше написать письмо на имя руководителя ФСС. Образец письма можете посмотреть здесь.
Потратить деньги организация сможет только на мероприятия по охране труда. И то, какой смысл вкладывается в данному случае в слово “потратить”.
С 2021 года, согласно Постановления РФ № 2375, организация, не позднее 15 декабря текущего года в ФСС подает заявление о возмещении расходов на оплату предупредительных мер с документами, подтверждающих данные расходы.
После чего ФСС в течении 5 рабочих дней со дня приема документов принимает решение о возмещении средств из фонда ФСС и производит перечисление средств на расчетный счет организации, указанный в заявлении.
Для того чтобы расходы были засчитаны, нужно запланировать мероприятия за счет, которых будет производиться возмещение затрат на охрану труда.
За счет чего возможно возмещение затрат на охрану труда
Данная программа нацелена на снижение травматизма в организациях, улучшению условий труда работников, именно поэтому перечень мероприятий обширен.
Он включает в себя практически все разделы охраны труда (п. 3 правил к Приказу № 467н):
Перечень мероприятий, подлежащих возмещению за счет ФСС
Перечень мероприятий, подлежащих возмещению за счет ФСС
Также с 2021 года добавлен новый пункт в утвержденных правилах к Приказу № 467н – пункт 3.1 «Расходы на реализацию мероприятий по предупреждению распространения COVID-19».
Согласно данного пункта можно:
Идеальный вариант, к которому прибегала наша организация при получении возмещения – это созванивались со специалистом ФСС, сообщали, что планируем написать заявление и направить с пакетом документов для компенсации затрат на охрану труда.
Если наладить контакт, то специалисты ФСС идут навстречу и консультируют по все вопросам, предоставляют необходимые образцы документов и по договоренности, проверяют на наличие ошибок.
Такой подход поможет вам с первого раза правильно скомпоновать полный пакет документов, сэкономить время и избежать лишних поездок в ФСС.
План мероприятий по охране труда
Важный документ, предоставляемый на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который составляется не только для того, чтобы упорядочить работу, но и для участия в данной программе.
О том, как его подготовить, оформить и что включить, можете в подробной статье на данную тему.
Подбирайте мероприятия, которые помогут вам получить максимальный размер возмещения и будут реально выполнены, потому как потом придется отчитываться в ФСС об их выполнении.
Составление плана финансового обеспечения
Следующий важный документ, который придется подготовить – это план финансового обеспечения (Приложение к Приказу № 467н).
В план включаете все планируемые затраты по охране труда, например, расходы на проведение специальной оценки условий труда, с разбивкой сумм на ее проведение, срок исполнения, количество рабочих мест и обоснование (нормативный документ).
Эти затраты, конечно же, берутся не из головы, а из предварительно заключенного договора на проведение СОУТ, или по запланированному выполнению (п.6 а правил к Приказу № 467н).
Для большего понимая масштабов, поясню, что это за документы. Например, по результатам проведения периодического медосмотра необходимо предоставить:
Вот еще один пример – для приобретения медицинских аптечек необходимо предоставить перечень приобретаемых медицинских изделий (приказ от 15.12.2020 № 1331н) с указанием их количества и стоимости, а также с указанием санитарных постов, подлежащих комплектации аптечками.
Предоставляя копии документов, не забывайте их заверять (п. 6 правил к Приказу № 467н), а план финансового обеспечения подписать у руководителя организации и главного бухгалтера.
Заявление на возмещение затрат
Чтобы получить возмещение мероприятий по охране труда, нужно предоставить в ФСС заявление либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в срок до 01 октября текущего года с полным пакетом документов.
Заполните его и в двух экземплярах, вместе с остальным пакетом документов направите в ФСС.
Решение ФСС
После предоставления пакета документов на возмещение затрат на охрану труда согласование проходит в течение 10 – 15 рабочих дней (в зависимости от запланированной суммы).
То есть теперь становится понятно, почему готовить документы нужно заранее, три недели – это большой срок.
Далее принятое решение ФСС в течение 3-х рабочих дней оформляет приказом и может вручаться лично, направлять по почте или электронно через портал Госуслуги. Все зависит от того, какой способ укажете в заявлении.
Можно не позднее 1 октября текущего года дополнительно подать заявление и необходимые копии документов, если первоначально было подано заявление на сумму меньше расчетного объема средств и получен приказ о финансовом обеспечении (п.13 правил к Приказу № 467н).
Если ФСС одобряет финансовое обеспечение за счет страховых взносов, то нужно будет потом за эти средства отчитываться ежеквартально (п.16 правил к Приказу № 467н).
Для того чтобы оформить отчет воспользуйтесь рекомендуемой формой по ссылке.
Вместе с отчетом подаются документы, подтверждающие реализацию заявленных мероприятий. К примеру, если это периодические осмотры, то заключительный акт, счет на оплату, платежное поручение, акт выполненных работ.
Если сумма будет разница в 1 рубль, то ваши усилия могут быть напрасны и нужно четко контролировать этот немаловажный нюанс.
Основные выводы
Возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС процесс хоть и очень трудоемкий, который требует особого контроля со стороны специалиста по охране труда и сбора огромного пакета документов, но и очень полезный для экономии бюджета компании.
Вам потребуется собрать довольно объемный пакет документов и предоставить в ФСС:
Казалось, бы не так и много, но по факту совсем другая картина. И если вы хотите поднять собственный авторитет в глазах руководства и знаете, что финансовое обеспечение будет приличное, стоит посвятить этому время. Эта процедура добавит плюсик в вашу карму и покажет, что на охрану труда можно не только тратить, но и экономить.
Ну, а если вам понравилась статья, буду признательна, если вы поделитесь ей в социальных сетях, это будет мотивировать меня готовить еще больше новых полезных и интересных заметок.
Желаю вам безопасной и эффективной работы!
Если у вас есть что добавить и или есть примеры из практики, пишите комментарии, будет обсуждать, это важно для других читателей.
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Понравилась статья? Поделись!
24 комментария
Здравствуйте! Дурацкая ситуация. Я деньги с ФСС вернул, они перечислили их на наш счет указанный в заявлении (возмещал за проведенную СОУТ). А вот на что теперь я могу потратить эти «лишние» деньги? Опять только на ОТ или на что угодно?
Здравствуйте. Возникла сложность. Находилась на больничном, и в срок не подали заявление, т.е не успели до 1 августа. Этот год потеряли.
В следующем году мы не сможем вернуть за 2 года? И что это получается. из-за моего бл пострадало предприятие?
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Я долгое время находилась на больничном, и мы не успели подать заявление до 1 августа, в этом году мы не вернем денежные средства. В следующем году за 2 года можно будет вернуть? Или в 2022 году только за 2021 год?
Добрый день,
Подавали заявление через госуслуги. Поставили отказ по причине того что на момент подачи заявления есть долг по уплате взносов. Специалист ФСС грозит штрафом в 300 т.р на организацию за то что подали заявления когда есть долг. Могут ли на нас наложить штраф?
Теперь они просят 2 оригинала заявления и 2 оригинала плана финансового обеспечения предупредительных мер. Это их новое внутреннее распоряжение.
Автор: Екатерина Воронцова
Доброго дня. Спасибо большое!
Да обучение по охране труда входит в перечень мер, которые можно компенсировать за счет средств ФСС
Автор: Екатерина Воронцова
Для обоснования финансового обеспечения необходимо представить документы (копии документов, заверенных печатью):
Также рекомендую обратиться в территориальный ФСС для уточнения, потому как бывает, что выставляют дополнительные требования
Добрый день, возмещение затрат на оценку профессиональных рисков получалось возмещать из ФСС?
Автор: Екатерина Воронцова
Добрый день. Не пробовала, лучше уточнять в ФСС
Автор: Екатерина Воронцова
Здравствуйте. Обратитесь в ФСС с этим вопросом, но вообще нет, необходимо было подать заявление до 01 августа 2020 года
Екатерина Воронцова, спасибо большое
Какая ответственность наступает за использование средств возмещения на иные цели?
Автор: Екатерина Воронцова
Вы же их на руки не получите, они вычитаются из страховых взносов, которые уплачивает работодатель, поэтому ФСС их просто не уменьшит
Оставить комментарий
Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!
Email YouTube Instagram Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
Подписка на статьи
Подпишитесь на Новые Статьи, чтобы Ничего Не Пропустить
Хотите узнать больше об охране труда?
Все самое интересное впереди!
С уважением,
автор этого блога,
Екатерина Воронцова