на что лучше ставить напольную акустику
100 вопросов и ответов про установку или инсталляцию стереосистем
И энциклопедия акустической обработки помещения
100 вопросов и ответов про установку или инсталляцию стереосистем
И энциклопедия акустической обработки помещения
Любую, даже самую крутую стереосистему можно испортить неправильной установкой. Да-да, приобрести качественные компоненты, идеально совместимые друг с другом, выбрать кабели – это ещё полдела. Остальное решает инсталляция комплекса – если, скажем, задвинуть колонки на шкаф, расположенный в помещении с керамическим полом и огромными открытыми окнами – ничего хорошего по части звучания точно не выйдет. В нашей новой статье собраны сто наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них – все обсуждаемые темы касаются установки системы, ее настройке и доводке акустических характеристик комнаты.
1. По какой стене зала следует устанавливать громкоговорители?
Обычно оптимальной схемой является расстановка АС по длинной стене – такой подход не дает развернуться басовой волне и создать гул в точке прослушивания.
2. Использовать ли шипы при инсталляции напольных акустических систем?
Да, обязательно – развязка от пола исключительно важна.
3. Как защитить покрытие пола от возможных царапин шипами?
В комплекте обычно есть шайбы с углублением в центре, на которые можно устанавливать АС, оснащенные шипами. Если необходимо, шайбы можно приобрести в специализированных салонах.
4. На чем располагать полочные колонки, если выбраны они?
Лучше всего на специальных стойках для акустических систем.
5. Нужны ли шипы в случае применения стоек для полочных АС?
Конечно же, нужны – схема такая же, как и при работе с напольными спикерами.
6. Имеет ли смысл засыпать стойки для колонок?
Да, засыпанные стойки – более защищенная от резонансов конструкция.
7. Чем лучше всего засыпать стойки?
На 2/3 объема – песком или дробью.
8. Можно ли использовать настенные кронштейны для АС?
Такой подход допустим при конструировании системы хоум синема. В Hi-Fi (и, тем более, в High End) технике строго рекомендуется использовать специализированные стойки для полочных АС. Многие производители выпускают модели специально под свои громкоговорители.
9. Стоит ли располагать коленки на стеллажах?
10. Как необходимо ориентировать акустику на слушателя?
По правилу равностороннего треугольника, с разворотом на слушателя так, чтобы из точки прослушивания не были видны боковые грани колонок.
11. На какой высоте должны быть расположение твитеры колонок?
На уровне ушей сидящего в точке прослушивания человека.
12. Можно ли располагать колонки несимметрично?
В крайних случаях – при возникновении басовых мод. Такой вариант допустим, но разворот на слушателя все равно остается обязательным.
13. А можно ли установить одну колонку выше другой?
14. На каком расстоянии от стен следует устанавливать акустические системы?
Зависит от акустического оформления спикеров. Если перед нами закрытый ящик или фазоинвертор, выведенный вперед – то от стены следует отступить не менее 20-30 см. В случае выведенного назад фазоинвертора отступ должен составить не менее 60-70 см.
15. Я читал, что параллельная установка спикеров может дать лучшие результаты, почему вы не предлагаете такой вариант?
Данная схема может чуть улучшить пространственную картину, но снизит остальные параметры саунда.
16. Нужно ли использовать грили на АС?
По возможности их лучше снять – улучшится разрешение. Использование грилей рекомендовано, если в квартире присутствуют домашние животные, например – когда динамики колонок могут быть повреждены.
17. Можно ли улучшить ещё звучание громкоговорителей?
Да, утяжелите их – расположите сверху на спикерах специальные металлические пластины, которые можно найти в продаже в салонах Hi-Fi техники.
18. А можно ли ставить технику на спикеры?
19. А украшать их статуэтками и прочим?
Крайне нежелательно, так как такие вещи могут немного менять характеристики звукового поля.
20. Если в зале есть телевизор, имеет ли смысл поставить колонки по бокам ТВ?
Лучше всего избегать такой схемы, так как поверхность экрана телевизора будет работать как отражатель звука.
21. А по бокам шкафа?
Аналогично, не рекомендуется.
22. С колонками разобрались, а акустические кабели с какими терминалами оптимальное всего использовать дома?
Оптимальные по звуку – лопатки. Но с точки зрения эргономики самые удобные – «бананы». Голым проводом мы подключать не рекомендуем – будет сильнее выражено окисление и такой коннект не всегда безопасен.
23. Можно ли подключить АС обычным дешевым проводом типа «лапша»?
Вы сильно испортите звук системы. Купите недорогой Hi-Fi кабель – из меди неплохого сечения.
24. Имеет ли смысл использовать подставки для кабелей?
В системах класса High End важна каждая деталь и такой подход оправдан. В Hi-Fi комплексе это может быть избыточным – однако, попробовать стоит, кто знает? Каждая стереосистема уникальна – а развязка от пола ещё никакому компоненту не вредила. А кабель – это тоже компонент.
25. Что делать с покрытием пола в комнате для прослушивания?
Главное правило – избегать открытых гулких поверхностей типа плитки. Лучше всего даже паркет или ламинат закрыть ковром.
26. Какой ковер выбрать?
Чем толще – тем лучше!
27. А что с мебелью?
Оптимально, чтобы в комнате была лишь тяжелая мебель – она не «заведется» от звучания системы.
28. Идеальный диван для зоны прослушивания – это…
Большой, мягкий и очень тяжелый. Он сработает, как отличная басовая ловушка и снизит резонансы в помещении.
29. Как поступить со шкафами-витринами со стеклянными дверцами?
Если есть возможность – перенести их в другое помещение. Если такой возможности нет – закрыть стекла чем ни будь, например, плакатами из ткани.
30. Что делать с окнами?
Тяжелые и плотные шторы – наш выбор.
31. А жалюзи не помогут?
С одной стороны, жалюзи рассеивают звук. С другой – их легкая конструкция явно не носит аудиофильский характер – так что, лучше всего использовать проверенную схему со шторами.
32. Имеет ли смысл заниматься дверью, ведущей в помещение?
Да, если есть возможность, лучше всего улучшить ее прилегание к косяку и закрыть гладкую поверхность чем-нибудь вроде плаката из ткани.
33. Как поступить с потолком?
В базовом варианте подготовки помещения потолку внимание не уделяется.
34. Углы зала могут «заводиться», что делать?
Расположить в них басовые ловушки – от тяжелых кресел до специальных систем Bass Traps.
35. Большая стена за зоной прослушивания – как поступить с ней?
Идеально разместить на ней диффузор Шредера – вы существенно улучшите показатели локализации инструментов.
36. Что вы скажете об аудиофильских приборах – «оптимизаторах звукового поля»?
Скажем, что повторяемость эксперимента здесь не столь явно выражена – и, обычно, такие системы применяются в очень дорогих Ultra High End сборках, где важен «каждый волосок».
37. А о тарелках-рассеивателях, резонаторах и прочем?
«Эзотерические» моменты следует проверять самостоятельно, тут единого рецепта быть не может.
38. Всё ясно, переходим к компонентам – где располагаем их?
Конечно же – на специализированной Hi-Fi стойке.
39. Стойка какого типа оптимальнее всего?
Лучше всего, чтобы (если речь о системах базового уровня) она допускала возможность засыпки и утяжеления.
40. Её тоже придется засыпать и располагать на шипах?
Да, безусловно – точно так же, как и стойки для АС.
41. Как избежать перегрева техники?
Не устанавливать технику в стойку так, чтобы между ней и полкой сверху было совсем мало места.
42. Какое расстояние до верхней полки должно быть у компонента?
15-20 см для компонентов и 30-40 см для усилителей.
43. Где следует располагать ламповые компоненты или транзисторные мощники класса «А», выделяющие много тепла?
Или на верхней полке стойки или рядом на полу – на специальных постаментах.
44. Имеет ли смысл использовать защитные сетки на лампах?
Только в случаях, если кто-то может случайно задеть лампы.
45. В зале от работы техники может становиться жарко?
Да, кондиционер становится необходимостью – особенно летом.
46. Можно ли использовать сетевые компьютерные фильтры с системой?
Нет, вы существенно ухудшите качество звучания.
47. Но как тогда обесточивать комплекс «одной кнопкой»?
Приобрести аудиофильские сетевые распределители с кнопкой отключения.
48. Имеет ли смысл систему держать всегда в режиме stand by?
Вопрос двоякий. С одной стороны, постоянное использование режима stand by позволяет улучшить качество звучания при прослушивании системы непосредственно после её активации. С другой стороны, «усталость» схем от постоянного присутствия тока никто не отменял. Если вы хотите использовать комплекс долгие годы, мы рекомендуем всегда полностью обесточивать систему, а перед прослушиванием включать её за 30 минут до сеанса.
49. А какой период прогрева у новых компонентов?
Обычно техника выходит на базовые параметры через 100 часов работы.
50. …и у акустики?
Аналогично, около 100 часов.
51. Если я уеду на месяц, система потребует нового прогрева по возвращении?
Действительно, длительный простой комплекса может чуть изменить его звучание. Обычно прогретая система возвращается к оптимальному звучанию примерно через 2-3 часа прослушивания.
52. Можно ли использовать штатные кабели типа «лапша» для подключения компонентов?
Ни в коему случае. Купите простые бюджетные соединители и поразитесь разнице с «лапшой».
53. А что делать с сетевыми кабелями, они важны?
Это самое важное звено соединительного тракта, им лучше всего уделять наибольшее внимание.
54. Позвольте, тогда получается, что и розетки играют роль?
Да замена розеток с обычных на более качественные явно улучшит саунд. На рынке сейчас представлено множество вариантов, включая и аудиофильские прецизионные.
55. И щиток ввода электричества в квартиру?
Лучше всего собрать его на базе высококачественных автоматов и развести хорошим проводом.
56. А что за выделенная линия для электропитания системы?
Если позволяют возможности, продолжите выделенную линию толстым медным проводом электропитания от щитка в зал – для группы розеток, питающих стереосистему.
57. Может быть, тогда имеет смысл подумать о применении аккумуляторного блока питания всего комплекса? Или о системе фильтров электричества?
Такие модули есть, например, StormTank – но они достаточно дороги. И износ аккумуляторных батарей никто не отменял. Обычная схема в недорогих и среднего уровня системах – уделять внимание именно оптимизации стандартного электропитания. Использование фильтрации рекомендовано лишь в случае очень грязного электропитания – в иных случаях вы неизбежно сократите динамический диапазон звучания.
58. Как ухаживать за контактами системы и разъемами кабелей?
Раз в год очищать их специальными составами для возврата параметров коннекта к заводским.
59. Влияет ли уровень влажности в зале на качество воспроизведения?
Да. Идеально, чтобы в зале было от 40 до 50% влажности.
60. И на сами компоненты и акустику?
Деградация подвесов динамиков и конденсаторов в компонентах идет быстрее при уровне влажности менее 25%. Излишняя влажность, опять же, плоха – увеличивается вероятность коррозии.
61. Так без увлажнителя не обойтись?
Идеально, чтобы увлажнитель присутствовал в помещении.
62. А что с очистителем воздуха?
И очиститель воздуха лучше всего разместить в помещении – чистый воздух очень важен.
63. Ладно, с косметикой все ясно, а если я планирую ремонт помещения, с чего начать?
С измерений помещения – для этого лучше всего пригласить специализированную компанию и обсчитать комнату с точки зрения необходимых доводок её до идеальной для прослушивания.
64. Какой пол лучше всего предусмотреть?
Обычно используют плавающую систему пола – таким образом, поверхность получается развязанной от стен и позволяет лучше бороться с резонансами.
65. Как лучше всего обработать потолок?
Подвесные и натяжные потолки благоприятно сказываются на звуке, кроме того, в ультимативных схемах используются висячие звукорассеивающие панели.
66. А покрытие стен какое выбрать?
Есть специальные панели, повышающие или понижающие коэффициента рассеивания звука – чтобы не переглушить зал, обычно их используют после детальных акустических замеров помещения.
67. Далее – обои или краска?
Обои более оптимальны с точки зрения звука.
68. Что за стеклопакеты нужны?
Чем больше камер, тем лучше – такая конструкция будет меньше «заводиться».
69. Если ли специальные «аудиофильские» двери?
Да – и их достаточно. Такая дверь и окружающим позволит «не наслаждаться» звучанием системы, и отлично изолирует арку прохода в зал.
70. Наверное, стоит подумать о системе полного климат-контроля с рекуперацией и увлажнением?
Возможно, но следует помнить, что обслуживание подобных систем может быть затратным.
71. Помешает ли кофейный столик перед системой?
Если он небольшой – и его столешница выполнена не из стекла, то не помешает.
72. Какое число розеток предусмотреть для системы?
73. Может быть вообще не использовать розетки, а вывести шнуры питания со штекерами для компонентов с выделенной линии?
Такая схема теряет в гибкости – вы лишаетесь маневра на апгрейд сетевых кабелей, наиболее важных среди соединителей.
74. А можно ли применить вмонтированную в пол стойку-постамент для компонентов?
Опять же – вы потеряете возможность апгрейда. Кроме того, на вмонтированную конструкцию резонансы будут воздействовать сильнее, чем на развязанную через шипы. В итоге – мы не рекомендуем такое решение.
75. Подиум для техники и акустики – имеет ли смысл планировать такое?
Нет, лучше под каждый компонент выбирать необходимую подставку.
76. Диффузоры Шредера опять будут нужны?
Безусловно – причем, при выделении специального помещения под зону прослушивания рассеивали можно расположить и перед, и за слушателем, и на боковых стенах помещения.
77. А отдельные басовые ловушки?
Если предусмотрено большинство вышеописанных моментов, включая плавающий пол – вероятнее всего, они не потребуются.
78. Имеет ли смысл о введение в систему сабвуфера?
Как правило, такой подход оправдан лишь в случае с полочными АС и значительным по объему помещением.
Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате
Вообще-то основной идеей данного ликбеза должен был стать грамотный выбор акустики. Но приступив к работе, я понял, что начинать логично с самой первой проблемы — звуковых свойств комнаты, где эта акустика будет стоять. В итоге получилось, что до процесса выбора колонок на этот раз я так и не добрался, зато написал несколько полезных советов о том, куда и как поставить уже купленную систему, чтобы раскрыть ее лучшие свойства. Сразу скажу, материал рассчитан на новичков-меломанов, только делающих первые шаги в поисках лучшего звука.
Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым — вообще никогда.
По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.
Профилактика лучше, но лечение чаще
Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» — лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.
Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван — в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна — лично видел такое не один раз.
Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек
О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему — понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…
Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.
А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща — потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.
О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи
Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.
Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.
Четыре плохих комнаты
Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:
1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.
2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.
Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами
3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени — среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.
4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.
Спасение звука подручными средствами
Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена — воплощённый кошмар любого меломана с ушами.
Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему
Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.
Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале — тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.
Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот.
Акустически калькулятор
Еще один способ определения оптимального положения колонок — метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина — на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.
Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы — наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.
После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.
Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал и проводов хватило.
Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением — и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.
Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам — больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.
О пользе зеркал и вреде отражений
Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.
Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.
Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.
Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей
В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.
Комментарии
Спасибо за статью. Сам имею гостиную сложной формы, и меня не покидает мысль, правильно ли я расположил колонки? (Напольники Фокал 836W). Гостиная метров 35, вокруг только монолитные стены. Сейчас колонки стоят по длинной стене, между ними расстояние где-то 2,5 метра и до точки прослушивания около 2 метров, колонки повернуты на слушателя, от стены колонки подвинуты сантиметров на 20. Из мебели, пока, только диван, и телевизор на стене. Позади дивана сейчас игровая зона для ребенка.
Хорошая и достаточно полезная статья! Вот к стати наглядный пример того как меняется звук:
К сожалению, Youtube не дает скопировать сюда
Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор С. Рахманинова заставит рыдать навзрыд крокодильими слезами.
Из описанного больше похоже на проблемы с КНТ, но это предположение, а надо проводить инженерные изыскания. (Частотный отклик, (EDT, T10, T20, T30 ) в треть октавных как минимум. Из учета, что народ уже порезвился, (я так понял, без инженерных изысканий), предполагаю, что простыми советами не обойтись. Архитектурная акустика, как ни крути, связана со строительными работами.