на что делятся акцент ппфп
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.
Основное назначение профессионально-прикладной физической подготовки — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.
Многочисленные научные данные показывают, что Профессионально-прикладная физическая подготовка существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности, что тем самым увеличивает надежность человеческого звена в системе «человек — машина». Профессионально-прикладная физическая подготовка также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников.
Все сказанное свидетельствует о том, что в профессионально-прикладной физической подготовке наиболее конкретно воплощается один из важнейших принципов педагогической системы — принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.
Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с чем возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной профессионально-прикладной физической подготовкой.
Следует подчеркнуть, что общая физическая подготовка создает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой Профессионально-прикладной физической подготовки.
Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку. Вот почему научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обуславливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека (к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладения прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями).
К таким факторам относят следующие (Б. И. Загорский, 1984):
— особенности информационного обеспечения деятельности;
— характер основных рабочих движений;
— особые внешние условия деятельности.
Трудовая деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Прием этой информации связан с преобладающей загрузкой определенных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.) и сопряжен с такими психическими процессами, как внимание, память, оперативное мышление, нервно-эмоциональное напряжение и пр. Причем особенности психических процессов во многом зависят от характера, объема поступающей информации и условий ее восприятия человеком при трудовых действиях. Имеется в виду модальность, виды, интенсивность сигналов и изменение их интенсивности, количество поступающей информации в единицу времени; условия восприятия (лимит времени, восприятие при движении объекта или субъекта труда, при помехах и пр.).
Изучая указанные признаки, степень выраженности их (критические значения) в конкретной профессиональной деятельности (например, операторов, водителей автотранспорта), возможно установить ее специфические требования к психическим и двигательным качествам человека.
Другим определяющим объективным фактором Профессионально-прикладной физической подготовки является характер рабочих движений. Выделение его основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. В трудовых действиях посредством их двигательных компонентов — рабочих движений происходит преобразование предмета труда через орудия труда и достигается поставленная цель. Причем многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вследствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.
Своеобразие рабочих движений в конкретной профессиональной деятельности и обуславливает ее специфические психофизиологические воздействия на организм. Правомерно поэтому выделить понятие «характер основных рабочих движений». Под ним подразумевается совокупность наиболее выраженных (преобладающих) особенностей основных рабочих движений в трудовых действиях, составляющих содержание данной профессиональной деятельности. Указанную совокупность моторных особенностей трудовых действий возможно описать, указав тип движений (нажимные, ударные, вращательные и пр.), особенности согласованности и последовательности движений рук, ног, туловища и прочие характеристики, а также представить в количественных показателях (пространственных, временных и динамических параметрах).
Специфические требования профессии к физической подготовленности человека вызываются также особыми внешними условиями деятельности. Под ними подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса и при некоторых видах работ, требующих владения прикладными двигательными умениями и навыками.
Неблагоприятные внешние условия, включая и производственные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микроклимат, укачивание и пр.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений. В табл. 5.1. представлены некоторые данные об изменениях в состоянии организма и двигательной деятельности в процессе труда под влиянием различных отрицательно действующих факторов.
Воздействие некоторых факторов среды на человека носит экстремальный характер. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, требует мобилизации функциональных резервов организма.
В процессе многолетней трудовой деятельности формируется профессиональный тип личности, характеризующийся определенными чертами и ценностными ориентациями, специфической структурой психических и физических качеств.
Изучение специфических прикладных требований профессии к человеку позволяет выявить эти значимые и определенные для каждого вида трудовой деятельности качества, прикладные навыки, умения и знания. В структуре профессиональных способностей выделяют основные и дополнительные. Основные способности те, без которых данная деятельность не может эффективно выполняться и которые не могут компенсироваться другими способностями данной структуры.
Дополнительные способности — существенные, но не обязательные и которые могут заменяться другими компонентами.
Учет этих научных положений имеет принципиальное значение для теории и практики Профессионально-прикладной физической подготовки, как в плане индивидуализации учебного процесса, так и в плане сосредоточения внимания на воспитании, прежде всего, ведущих для данной профессии способностей. От уровня их развития в большей степени зависит профессиональная работоспособность.
Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы.
Примерами преимущественно физического труда являются профессии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых сопряжены со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится также спортивная деятельность в подавляющем числе видов спорта, особенно в легкой атлетике, велогонках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и др.
Примерами преимущественно умственного труда являются профессии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность которых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда.
С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, человеку же все чаще остаются функции управления и контроля. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе труда постоянно уменьшаются. Однако доля физического труда вспомогательных рабочих, техников по наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования еще достаточно велика. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электроники, робототехники требует устойчивости человека к психическим напряжениям, быстрого восприятия, осмысливания большого потока информации о ходе производства.
Для измерения объема и мощности выполняемой физической работы применяются различные количественные меры: масса поднятого груза, пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предложены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого измеряются ЧСС или суммарные пульсовые показатели, потребление кислорода организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помощью этих методов результаты позволяют судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначительным общим суточным расходом энергии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 уд./мин. В отличие от этого очень тяжелый физический труд требует предельного суточного расхода энергии — от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений 180-200 уд./мин. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные люди, да и то непродолжительное время.
Если тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционально-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерении физической работы. Лишь измерение ЧСС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели могут дать приблизительную оценку этой напряженности. К примеру, известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теряет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 уд./мин. Доля же физического труда при этом относительно невелика.
Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно-психической напряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов среднего звена — выпускников средних специальных учебных заведений.
Задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.
Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной.
Задачи профессионально-прикладной физической подготовки обобщенно можно сформулировать следующим образом:
— направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;
— воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевые, оперативного мышления, внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);
— формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, сенсорных навыков);
— повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);
— сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.
Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач профессионально-прикладной физической подготовки будут также предусматриваться, ибо это определяется конкретной спецификой профессии. Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специальный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.
С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основный органов, систем, психических процессов человеческого организма.
Введение ППФП в практику физического воспитания обучающихся создаёт предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.
Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:
Для того чтобы практически осуществить общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся характеристики собственно производственных движений и действий.
Данный урок проводится в оборудованном игровом зале (24×12м) в группе 3 курса обучения возраст ребят 16-18 лет, т.е. такой же, как и у учащихся 11 класса школы. В группе юноши, обучающиеся по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Обучающиеся в процессе обучения приобретают умения и навыки по сборке схем и ремонту электрического оборудования. Для успешного овладения этой профессией необходима хорошая координация движений, сила и силовая выносливость основных мышечных групп, статическая выносливость, профессиональная быстрота реакции, устойчивость и переключения внимания, гибкость. Уроки ППФП в большой степени способствуют развитию этих качеств.
При проведении данного урока во внимание принималась подготовленность обучающихся, учитывается двигательный опыт, накопленный ребятами в период учебы на предыдущих уроках физической культуры в профессиональном училище. Акцент делается на хорошо и удовлетворительно подготовленных обучающихся.
Конспект урока составлен на основе программного и организационно-методического обеспечения физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Методических рекомендаций к формированию комплексной программы учебного заведения по предмету «Физическая культура»-М.: Физическая культура и Спорт, 2006г. с учетом материальной базы и специфики профессии обучающихся.
Тип урока: Урок комбинированный, в нем решаются задачи совершенствования физических качеств с направленным развитием двигательных способностей, упражнениями с нестандартным оборудованием.
В подготовленной части урока, подобраны упражнения, которые способствуют решению общих задач урока. Так, с помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организации, формирования осанки. Комплекс ОРУ направлен на выполнение разминки, для восстановления возможной подвижности в сочленениях, обеспечения готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных усилий. Подобранные упражнения оказывают разностороннее воздействие на обучающихся, а также локальное влияние на те группы мышц, которые будут участвовать в работе, при выполнении упражнений в основной части урока. Предпочтение отдано упражнениям, которые развивают и совершенствуют у обучающихся внимание, силу, силовую выносливость, координацию движений, которые необходимы им для успешного овладения умениями и навыками в освоении будущей профессией. Для подготовительной части наиболее, целесообразна фронтальная форма организации, которая позволяет всему составу занимающихся, выполнять одни и те же упражнения, в одном ритме под счет.
При выполнении ОРУ используется метод целостного выполнения упражнений. С целью привлечения внимания, считаю наиболее целесообразным сопровождать обучение показом и рассказом. В основной части урока предусматривается групповая форма организация. Группа выполняет упражнения на развитие физических качеств (силы, силовой выносливости, координационные способности) определяется место работы, материально-техническое обеспечение. Порядок работы в группе сводится к последовательному выполнению заданного упражнения каждым занимающимся.
Для успешного обучения данным упражнениям большое значение имеет грамотное объяснение техники, четкий показ упражнения.
Эти упражнения представляют собой упрощенные варианты изучаемых действий, создают адаптивное выполнение, при использовании которого воспитывается отношение к физическим упражнениям и труду, что помогает привить устойчивый интерес к занятиям с направленным развитием двигательных способностей согласно выбранной профессии. Упражнения выполняются со строгим дозированием физической нагрузки. Выполнение упражнений в основной части направленно на стабилизацию и совершенствование техники ранее изученных движений, развития физических способностей, что создает базу для последующего обучения новым двигательным действиям. Это достигается в результате целостного повторения упражнений под руководством преподавателя.
Роль преподавателя в данном случае подводится к контролю и управлению ходом обучения, важными здесь становятся самоконтроль и самооценка обучающимися собственных действий.
В заключительной части подобраны приёмы приведения организма из возбуждённого в относительно спокойное состояние и способствующие переходу к последующей учебной деятельности.
Подготовка мест занятий, оборудования и инвентаря производится заблаговременно.
Для обучающихся освобождённых по состоянию здоровья предлагается тест для контроля знаний по теории физической культуры и спорта.
План-конспект урока ППФП (юноши)
Тема урока: «Профессионально-прикладная физическая подготовка».
Цель урока: Совершенствование двигательных качеств обучающихся согласно выбранной профессии.
Задачи урока:
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Учебно-тренировочный.
Форма проведения: Практическое занятие.
Метод проведения: Фронтальный, поточный.
Технология: Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей.
Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки – 2 шт.; скакалки – 18 шт.; гимнастические коврики – 18 шт.; нестандартный спортивный инвентарь – гантели весом 10 кг – 18 шт.
Профессия: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Продолжительность урока: 45 минут.
Интенсивность: 140–170 уд/мин.
Ход урока представлен в Таблице.
Лекция 10. Тема 10. Планирование ППФП
Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности
Организация, формы ППФП студентов в вузе
Основная цель и задачи, средства ППФП
Вам предлагается ознакомиться с использованием средств физической культуры, спорта и туризма для лучшего освоения своей будущей специальности, для повышения работоспособности в период обучения.
ППФП – одно из основополагающих направлений системы физического воспитания, формирующее прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.
Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительно-спортивных мероприятий, задачи которых – повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности успешно действовать в условиях определенной трудовой деятельности, обусловленной особенностями и требованиями конкретного рабочего места.
ПФК во внерабочее время – направление производственной физической культуры, задачи которого в основном рекреационного характера (оздоровительно-восстановительные процедуры после трудового дня, оздоровительно-профилактическая гимнастика, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки).
Профессиональные заболевания – аномальные отклонения в состоянии здоровья в результате воздействия отрицательных условий, особенностей профессиональных процессов.
Бакалавр – в большинстве зарубежных стран первая учёная степень в системе высшего многоступенчатого образования, присваиваемая по завершению четырёхлетнего обучения первого уровня, после успешной сдачи государственных экзаменов и, как правило, защиты выпускной работы.
Бакалавриат– система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего образования.
Целью ППФП является направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психически и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности, формирование прикладных двигательных умений и навыков, необходимых в связи с особыми условиями труда. ППФП обеспечивает развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, которые необходимы в конкретных видах трудовой деятельности. Такая физическая подготовка способствует повышению эффективности профессионального обучения и обеспечивает высокую работоспособность специалиста.
Задачи ППФПпризвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития. Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной.
Задачи ППФП обобщенно можно сформулировать следующим образом:
— направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;
— воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);
— формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);
— повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);
— сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.
Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач ППФП будут также предусматриваться, ибо это определяется конкретной спецификой профессии. Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.
Средства ППФП. Основными средствам ППФП служат физические упражнения,
соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целенаправленно используемые физические упражнения имеют значительное преимущество в сравнении с трудовыми движениями. Средства ППФП распределяются по группам и их направленности: развитие профессионально важных физических способностей; воспитание волевых и психических качеств; формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков; повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;
В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне) и таких массовых видах спорта, как лёгкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры, туризм, специальные упражнения на различных видах тренажёров и тренажёрных устройствах, специализированные полосы препятствий. Большое применение в практике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий. При подборе средств ППФП указываются: условия труда (в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, в свободной или стеснённой позе); характер труда (определяется долей умственной и физической нагрузки); виды труда (физический, умственный, смешенный);
В целом направленность и реализация социально-прикладной вузовской физической культуры осуществляется в виде простых компонентов – профессионально-прикладной физической подготовки. Эта подготовка формируется средствами физического воспитания путём применяемых прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений, навыков, которые помогают готовить студента к производственной деятельности, а также применять их в сфере науки, педагогического труда и учёбе в вузе. Необходимо при этом придерживаться общей теоретической модели соотношения объёмов общих и специально-прикладных средств физического воспитания.
Физическая культура является частью культуры всего человечества; гуманизирующие функции её огромны. Также как и вузовская среда, она помогает формировать личность студента. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие определённых сторон – свойств будущего специалиста на основе образа, эталона, профессионального идеала, в «структуре которого предоставлены ценности физической культуры: здоровье, соматический облик, функциональное состояние, развитые психофизиологические способности и др.» (М. Я. Виленcкий, 1997). На практике такой специалист должен обладать привлекательностью и большим потенциалом социальной отдачи не только в профессиональной среде, но и в быту.
ППФП студентов должна быть разнообразной, многогранной, усиленной упражнениями на быстроту, средствами спортивных игр, силовых видов занятий, занятий на открытом воздухе. В процессе учёбы необходимо использовать так называемую «производственную гимнастику», а при прочтении лекционных курсов – «физкультминутку». Особенность обучения в вузе характеризуется своеобразной занятостью студентов. Недельный бюджет времени студентов колеблется от 50 до 65 часов в зависимости от специфики обучения будущей профессии. В среднем первый курс тратит за день 11 часов, второй – 8-9 часов, третий 8,5 часов. Это объективно связано с процессом адаптации (М. Я. Виленский, 1993). В период зачётной сессии умственные нагрузки используются на 30-50% больше, чем обычно, а в экзаменационный – возрастают почти в два раза. Это позволяет отнести студентов к одной из самых занятых групп людей, основные характеристики труда которых – «умственный и преимущественно умственный труд, малоподвижный, требующий большого напряжения нервной системы и психических функций» (Н. А. Мусиелов, Л. Н. Нифонтова, 1984).
К формам занятий со студентами по ППФП в вузе, то они могут быть примерно такие: академические учебные занятия; производственная гимнастика; гимнастика; лёгкая атлетика; лыжный спорт; занятия в период учебной практики; самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя; спортивно-прикладные соревнования; туристические походы; лыжные переходы.
Все виды форм занятий по ППФП в вузе планируются на факультетах вуза с учётом профессии и графика учебных занятий. Контроль осуществляется администрацией вуза. Основное назначение производственной гимнастики – повышение эффективности деятельности (учебной и трудовой). Производственная гимнастика производится в следующих формах: 1) это вводная гимнастика – используется для сокращения периодов вхождения в работу за счёт ускорения физиологических процессов и настройки на предстоящий вид деятельности. Комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 физических упражнений и рассчитан на проведение его в течении 5-8 минут в начале учебного или рабочего дня. 2) физкультурная пауза – используется для снижения утомления и сохранения на необходимом уровне работоспособности в процессе учебных занятий или труда. Комплекс состоит из 5-7 физических упражнений и проводится в течении 5-7 минут в период, непосредственно предшествующий наступлению утомления. 3)физкультурная минутка – относится к малым формам активного отдыха, проводится в течении 1-2 минут и состоит из 2-3 физических упражнений, может быть общего и локального воздействия. Используется при всех видах деятельности, даже в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях работы. В физкультурных минутах общего воздействия первое упражнение обычно связано с распрямлением спины, отведением плеч назад, т.е. выполняется потягивание, но оно не всегда выполняется с глубоким дыханием, что вызвано санитарно-гигиеническими условиями работы. Во втором упражнении рекомендуется выполнять наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног. В третьем – маховые движения. В Ф.М. локального воздействия потягивание может отсутствовать – сразу выполняется упражнение направленного воздействия для тех мышечных групп, в которых ощущается усталость. Обычно используются упражнения на расслабление, т.к. активное расслабление способствует лучшему кровообращению мышц, создаёт возможность быстрее и полнее восстанавливать их работоспособность и снять развивающееся в них утомление. Чаще всего физкультминутки выполняются индивидуально, по мере необходимости.
Администрация вуза, учитывая исходный уровень физического развития обучаемых студентов, разрабатывает документы планирования, комплектует подгруппы, устанавливает индивидуальные задания лицам, имеющим низкие показатели. В дальнейшем ведётся проверка и оценка физической подготовленности студентов. Оценка также ведётся по степени выполнения программных требований по физическому воспитанию и специальным функциональным пробам, разработанным медиками. На основе данных педагогического и врачебного контроля вносят коррективы в содержание и методику ППФП студентов.
Каждая профессия предъявляет человеку специфические требования, которые обусловлены не только особенностями выполнения трудовой деятельности, но и её условиями. Целый ряд видов профессиональной деятельности связан с воздействием на организм неблагоприятных факторов. По этому и придаётся большое значение ППФП для студентов сталкивающихся со спецификой обучения в вузе на том или ином факультете. Одна только общая физическая подготовка не может гарантировать специальную физическую подготовленность студента.
Основные важные качества, необходимые и определяющие ППФП будущего специалиста по направлениям подготовки примерно такие:
· Специалисты по информационным технологиям – устойчивость и переключаемость внимания, скорость перерабатываемой информации, эмоциональная устойчивость, быстрота реакции, статическая выносливость мышц туловища;
· Работники сферы обслуживания – координация и быстрота движения кистей рук, подвижность суставов кистей рук, общая и скоростная выносливость, навыки быстрого передвижения между различными препятствиями;
· Врачи и ветеринары – ловкость, развитая выносливость, пространственная ориентация, быстрота и точность движений и вестибулярная устойчивость, эмоциональная устойчивость, быстрота реакции. Хорошая координация рук, выносливость и подвижность суставов.
· Педагоги – наблюдательность, эмоциональная устойчивость, общая выносливость, ловкость, гибкость, навыки быстрого передвижения между различными препятствиями.
· Лингвисты и историки – эмоциональная устойчивость, наблюдательность, внимание и восприятие, быстрота движений, статическая выносливость мышц туловища, устойчивость к холоду.
· Математики, физики, химики и биологи – выносливость, ловкость, наблюдательность, внимательность, быстрота движений, устойчивость к холоду, навыки передвижения, эмоциональная устойчивость.
· Артисты и художники – выносливость, ловкость, наблюдательность, внимание, быстрота реакции, эмоциональная устойчивость, координация и быстрота движений кистей рук, подвижность суставов кистей рук.
Все перечисленные качества и прикладные навыки вырабатываются на академических уроках по физкультуре, в спортивных секциях и на соревнования с учётом профиля профессии. Каждое направление подготовки имеет свою специфику. Например, дадим характеристику профессионально-подготовительной подготовки студентов-экономистов:
· широкий спектр знаний и умений, практических навыков трудовой деятельности, интеллектуальные качества широкого диапазона, высокий уровень культуры и достаточно мотивированная потребность к определённым видам двигательной активности;
· профессиональная деятельность в недостаточно проветриваемых помещениях, сидя, при недостаточном освещении и резких переходах от работы с экраном компьютера к бумажным документам;
· непосредственные контакты с людьми требуют выдержки, решительности, смелости, навыков и умений предвидеть поведение и поступки контакторов;
· по энергозатратам деятельность характеризуется как лёгкий физический труд, основная поза характеризуется наклоном головы и верхней части туловища вперёд, дыхание поверхностное, мышцы шеи и плечевого пояса, спины напряжены;
· возбуждение на протяжении многих часов приводит к дезорганизации процессов торможения и возбуждения, особенно в высших отделах головного мозга, что неблагоприятно сказывается на общем состоянии организма.
Перечисленное выше способствует развитию гиподинамии, функциональных нарушений, хронических заболеваний внутренних органов, а также носа, ушей и горла. Нижние конечности, долгое время согнутые в тазобедренном и коленном суставах, не подвергаются нагрузкам. Почти все жалуются на усталость во второй половине дня, у 80-85% рассеивается внимание, понижается уровень восприятия. У 60-65% устают руки, ноги, спина, глаза, болит голова.
Чтобы решить поставленные задачи в ППФП необходимо занятия по физвоспитанию строить в форме комплексных и специализированных уроков, выполняя упражнения типа зарядки, а также соревнований и других массовых самостоятельных занятии неурочного характера (однодневные и многодневные туристические походы, лыжные переходы, проплывы). Профессиональные способности делятся на основные и дополнительные. Основные это те, без которых данная деятельность не может эффективно выполняться и которые не могут компенсироваться другими способностями. Дополнительные способности – существенные, но не обязательные, они могут заменяться другими компонентами.
Контрольные вопросы и упражнения для самопроверки:
1.Дать определение профессионально-прикладной физической подготовке.
2. Раскрыть основные задачи профессионально-прикладной физической культуры и формы занятий по этому виду подготовки.
3. Назовите средства, применяемые в профессионально-прикладной подготовке студента.
10.1. Планирование ППФП.
10.2. Педагогический контроль ППФП.
10.3. Система многоступенчатого образования.
Занятия по ППФП с лицами зрелого возраста (старше 40 лет) должны носить характер кондиционной тренировки. При определении их содержания необходимо учитывать возрастные изменения организма, включая гетерохронное возрастное снижение физических качеств.