на что делается акцент ппфп
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.
Основное назначение профессионально-прикладной физической подготовки — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.
Многочисленные научные данные показывают, что Профессионально-прикладная физическая подготовка существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности, что тем самым увеличивает надежность человеческого звена в системе «человек — машина». Профессионально-прикладная физическая подготовка также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников.
Все сказанное свидетельствует о том, что в профессионально-прикладной физической подготовке наиболее конкретно воплощается один из важнейших принципов педагогической системы — принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.
Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с чем возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной профессионально-прикладной физической подготовкой.
Следует подчеркнуть, что общая физическая подготовка создает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой Профессионально-прикладной физической подготовки.
Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку. Вот почему научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обуславливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека (к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладения прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями).
К таким факторам относят следующие (Б. И. Загорский, 1984):
— особенности информационного обеспечения деятельности;
— характер основных рабочих движений;
— особые внешние условия деятельности.
Трудовая деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Прием этой информации связан с преобладающей загрузкой определенных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.) и сопряжен с такими психическими процессами, как внимание, память, оперативное мышление, нервно-эмоциональное напряжение и пр. Причем особенности психических процессов во многом зависят от характера, объема поступающей информации и условий ее восприятия человеком при трудовых действиях. Имеется в виду модальность, виды, интенсивность сигналов и изменение их интенсивности, количество поступающей информации в единицу времени; условия восприятия (лимит времени, восприятие при движении объекта или субъекта труда, при помехах и пр.).
Изучая указанные признаки, степень выраженности их (критические значения) в конкретной профессиональной деятельности (например, операторов, водителей автотранспорта), возможно установить ее специфические требования к психическим и двигательным качествам человека.
Другим определяющим объективным фактором Профессионально-прикладной физической подготовки является характер рабочих движений. Выделение его основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. В трудовых действиях посредством их двигательных компонентов — рабочих движений происходит преобразование предмета труда через орудия труда и достигается поставленная цель. Причем многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вследствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.
Своеобразие рабочих движений в конкретной профессиональной деятельности и обуславливает ее специфические психофизиологические воздействия на организм. Правомерно поэтому выделить понятие «характер основных рабочих движений». Под ним подразумевается совокупность наиболее выраженных (преобладающих) особенностей основных рабочих движений в трудовых действиях, составляющих содержание данной профессиональной деятельности. Указанную совокупность моторных особенностей трудовых действий возможно описать, указав тип движений (нажимные, ударные, вращательные и пр.), особенности согласованности и последовательности движений рук, ног, туловища и прочие характеристики, а также представить в количественных показателях (пространственных, временных и динамических параметрах).
Специфические требования профессии к физической подготовленности человека вызываются также особыми внешними условиями деятельности. Под ними подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса и при некоторых видах работ, требующих владения прикладными двигательными умениями и навыками.
Неблагоприятные внешние условия, включая и производственные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микроклимат, укачивание и пр.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений. В табл. 5.1. представлены некоторые данные об изменениях в состоянии организма и двигательной деятельности в процессе труда под влиянием различных отрицательно действующих факторов.
Воздействие некоторых факторов среды на человека носит экстремальный характер. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, требует мобилизации функциональных резервов организма.
В процессе многолетней трудовой деятельности формируется профессиональный тип личности, характеризующийся определенными чертами и ценностными ориентациями, специфической структурой психических и физических качеств.
Изучение специфических прикладных требований профессии к человеку позволяет выявить эти значимые и определенные для каждого вида трудовой деятельности качества, прикладные навыки, умения и знания. В структуре профессиональных способностей выделяют основные и дополнительные. Основные способности те, без которых данная деятельность не может эффективно выполняться и которые не могут компенсироваться другими способностями данной структуры.
Дополнительные способности — существенные, но не обязательные и которые могут заменяться другими компонентами.
Учет этих научных положений имеет принципиальное значение для теории и практики Профессионально-прикладной физической подготовки, как в плане индивидуализации учебного процесса, так и в плане сосредоточения внимания на воспитании, прежде всего, ведущих для данной профессии способностей. От уровня их развития в большей степени зависит профессиональная работоспособность.
Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы.
Примерами преимущественно физического труда являются профессии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых сопряжены со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится также спортивная деятельность в подавляющем числе видов спорта, особенно в легкой атлетике, велогонках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и др.
Примерами преимущественно умственного труда являются профессии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность которых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда.
С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, человеку же все чаще остаются функции управления и контроля. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе труда постоянно уменьшаются. Однако доля физического труда вспомогательных рабочих, техников по наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования еще достаточно велика. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электроники, робототехники требует устойчивости человека к психическим напряжениям, быстрого восприятия, осмысливания большого потока информации о ходе производства.
Для измерения объема и мощности выполняемой физической работы применяются различные количественные меры: масса поднятого груза, пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предложены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого измеряются ЧСС или суммарные пульсовые показатели, потребление кислорода организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помощью этих методов результаты позволяют судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначительным общим суточным расходом энергии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 уд./мин. В отличие от этого очень тяжелый физический труд требует предельного суточного расхода энергии — от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений 180-200 уд./мин. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные люди, да и то непродолжительное время.
Если тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционально-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерении физической работы. Лишь измерение ЧСС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели могут дать приблизительную оценку этой напряженности. К примеру, известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теряет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 уд./мин. Доля же физического труда при этом относительно невелика.
Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно-психической напряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов среднего звена — выпускников средних специальных учебных заведений.
Задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.
Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной.
Задачи профессионально-прикладной физической подготовки обобщенно можно сформулировать следующим образом:
— направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;
— воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевые, оперативного мышления, внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);
— формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, сенсорных навыков);
— повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);
— сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.
Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач профессионально-прикладной физической подготовки будут также предусматриваться, ибо это определяется конкретной спецификой профессии. Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.
Профессионально-прикладная физическая культура
8.1. Общая характеристика ППФП
В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений, и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.
Теоретические основы обучения (спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе лежат формирование и автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу, или действовать изящно и энергично.
Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных видов профессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методике построения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья.Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом не может быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок, одинаково пригодных во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и динамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том числе от реально складывающегося суммарного объема нагрузок и режима занятий физическими упражнениями в индивидуальном образе жизни (например, одни параллельно с ППФП уделяют массу времени и сил углубленным занятиям тем или иным видом спорта, а у других основные занятия физическими упражнениями ограничиваются преимущественно или исключительно рамками ППФП).
При организации занятий по ППФП создаются унифицированные программы, разрабатываемыми обычно для групп родственных профессий или отдельных профессий.
Основными формами занятий являются урочные формы, которые имеют обычную в физическом воспитании структуру.
Эффективной формой занятий по ППФП являются соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены в случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной, и трудовой деятельности. Для спортсменов, не переходящих в сферу спорта, приоритетными должны быть профессионально трудовые навыки.
8.2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов, разных профессий диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.
Внедрение ППФП в практику физического воспитания создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда, ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.
Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:
Психофизиологические особенности профессиональной деятельности во многом определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психические напряжения и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные навыки, физические и психические качества, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем организма.
Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств. Так, работа на открытом воздухе при низкой или высокой температуре, резких ее колебаниях требует устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечнососудистой системы, системы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченном пространстве, однообразной рабочей позе требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. Профессиональная деятельность в условиях вредного производства (загазованность воздуха, шум, вибрация, укачивание, воздействие радиации и т.п.) определяет развитие специальных качеств, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий внешней среды.
Данные факторы обуславливают основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки:
Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда, ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).
Для того, чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся, прежде всего, характеристики собственно производственных движений и действий или профессиограмма. В ее содержание включается подробное описание условий труда, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и приемов. К ним относятся тип двигательного действия (вращательные, ударные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные и силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др.
После того, как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды и т.п. Этим требованиям отвечают такие виды физических упражнений, как ходьба на лыжах, бег по пересеченной местности, гребля, плавание и многие другие. Для буровиков, например, профессионально важным качеством является сила. Следовательно, предпочтение необходимо отдавать гимнастическим упражнениям с тяжестями.
Очень важным в решении задач ППФП является отбор соответствующих средств, выбор эффективных методов и форм их реализации.
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
8.1. Цели и задачи ППФП
Специалистам “водных” профессий (плавсостав, гидрологи) необходимо умение плавать, грести, спасать тонущего. Занятия плаванием, подводным плаванием, парусным спортом будут подготовкой к профессии. Эти простые примеры показывают связь профессиональной деятельности с уровнем развития специальных физических качеств и навыков. Однако их связь с трудом значительно сложнее и многограннее.
Постоянное совершенствование машин и механизмов, автоматизация многих видов производства снижают долю физического труда. Возрастает нагрузка на сенсорную (чувствительную) сферу, возрастает эмоциональная нагрузка, повышаются требования к психической устойчивости. Правильно подобранные средства физического воспитания оказывают значительное влияние на эти профессии. Хорошая физическая подготовка человека проявляется в неспецифическом повышении устойчивости организма ко многим неблагоприятным факторам.
Сталевары и прокатчики работают в условиях повышенной температуры, загазованности. Эти трудности легче переносят лица с хорошо развитой силой и выносливостью.
Утомление может возникать (в зависимости от характера труда) к концу рабочей смены, в первой половине, через час-два после начала работы в первой и второй половине смены. От места (в рабочей смене) появления признаков утомления зависит и применение средств активного или пассивного отдыха.
Полученные результаты позволяют судить о тяжести труда. Если тяжесть физического труда измеряется довольно точно, то гораздо сложнее измерить и классифицировать эмоционально-психическую нагрузку, напряженность умственного труда. Лишь определение ЧСС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели позволяют дать приблизительную оценку этой напряженности. Известно, что летчик-испытатель за 1 час полета на новой машине теряет 3-4 кг веса, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 ударов минуту. Измерение же доли физического труда, показало, что она невелика.
8. 2. Средства ППФП
Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и прикладное ее значение заключается в том, что с помощью ее упражнений развивается мышечная сила, владение своим телом в различных условиях опоры или виса на руках (ловкость), гибкость и др.; воспитывается смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства характера необходимы космонавтам, летчикам, десантникам, монтажникам-высотникам, водолазам, пожарникам, водителям наземного транспорта и механизаторам сельского хозяйства и мн. др.
Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики не только для того, чтобы выполнить правильно зарядку, но и научить своих учеников правильно провести физкультурную паузу и снять у учащихся накопившееся утомление.
Медицинским работникам нужно знать гимнастические упражнения, чтобы провести сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих правильно применять упражнения для своего выздоровления.
Операторам ЭВМ и счетным работникам нужно знать гимнастику для того, чтобы избежать негативных последствий малоподвижной работы.
На основе упражнений гимнастики составляются комплексы утренней зарядки, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики.
Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в быту и труде. Лыжный спорт способствует успешному выполнению таких дел, где человеку требуется выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительных действий. Лыжный спорт находит прикладность в ряде профессий: охотников и строителей, геологов и исследователей Арктики и Антарктики.
Спортивные игры. При занятиях спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на звуковые, световые, тактильные (чувствительные) и др. раздражители. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества необходимы у станков с программным управлением, у пунктов автоматизированных систем управления (АСУ), водителям разных транспортных средств и других профессий, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты.
Специально-прикладные виды спорта. Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Для пожарников это пожарно-прикладный спорт, содержание которого составляют наиболее важные качества, необходимые при борьбе с огнем: бег с бухтой пожарного шланга или с огнетушителем; быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние, преодоление с помощью пожарных средств и без них высоких стен, оконных проемов, лестничных маршей; имитация спасательных операций на большой высоте; пребывание в задымленном или загазованном помещении в условиях ограниченной видимости и др. упражнения.
Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей речного и морского транспорта, мостостроителей и др. специальностей, работа которых связана с водой, таким специальным прикладным видом спорта является подводный спорт. Погружение на заданную глубину, размещение и поиск предметов, подъем различных предметов из воды, имитация аварийных ситуаций и спасательных работ
8.3. Формы ППФП
Формы занятий по ППФП. Для решения задач ППФП применяются различные формы занятий: специально организованные учебные занятия (обязательные и факультативные), самостоятельные и самодеятельные занятия, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
При проведении теоретических занятий учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку, как будущего руководителя производственного коллектива.
На практических занятиях совершенствуются профессионально необходимые физические качества и навыки. В сельско-хозяйственных техникумах студентов обучают верховой езде, умению обращаться с лошадью. В речных техникумах обучаются плаванию в одежде, нырянию, приемам спасания из воды. В ряде техникумов и училищ для занятий по ППФП построены специальные городки и площадки. Например, в строительных техникумах, готовящих монтажников-высотников, устанавливаются сооружения с горизонтальными балками для воспитания чувства равновесия, для тренировки навыков работы на высоте. Специальные полосы препятствий оборудуются в пожарных училищах.
Одной из форм ППФП являются спортивно-массовые мероприятия. Например, при проведении туристского слета, участники соревнуются в преодолении водных преград, переноске пострадавших. На спортивных праздниках, во время полевых практик, учащиеся геодезических, геологических техникумов соревнуются в специальных эстафетах, насыщенных элементами профессиональной работы.
Профессиональная направленность этих мероприятий отражается в условиях конкурсов, в положении о спартакиаде техникумов.
Производственная гимнастика. Выпускники средних специальных учебных заведений являются главной силой просвещении рабочих. Они сами являются квалифицированными рабочими, часто руководят первичными производственными коллективами (звеньями, бригадами, участками). Их отношение к научной организации труда во многом определяет и отношение рабочих. Чтобы убедить другого человека нужно обладать достаточными знаниями самому.
В любом виде человеческого труда наблюдаются три фазы: врабатываемость, стабильная работоспособность, снижение работоспособности. Это явление объясняется особенностями работоспособности центральной нервной системы.
В начале работы требуется определенное время на переключение внимания человека от домашних и прочих забот на работу, восстановление “нервных” путей рабочих движений, их ритма, т. е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность этого периода зависит от характера труда и бывает от 10-20 мин. до 1 часа. При простых рабочих движениях он короче, при сложных, требующих значительного напряжения внимания, он длиннее.
В зависимости от продолжительности фаз стабильной работоспособности, в ряде профессий в течение рабочего дня наблюдаются два цикла: три фазы четко прослеживаются в первой половине рабочего дня до обеда, так и после обеденного перерыва. Эта цикличность видна как по изменению физиологических показателей (скорость реакции, точность движений, количество допускаемых ошибок и пр.), так и по часовому выходу продукции.
Вот как изменяется часовая производительность труда в одном из цехов по сборке микросхем (в % от дневной выработки). Данные автора.
Выход продукции в % от сменной
8. 4. Производственная гимнастика
Научная организация труда призвана уменьшить периоды пониженной работоспособности, т. е. уменьшить фазу врабатываемости и фазу пониженной работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, организацией рабочих мест, использованием функциональной музыки, использованием средств производственной гимнастики: вводной гимнастики и физкультурной паузы.
Производственная гимнастика среди прочих средств занимает особое положение. Кроме активного отдыха она обеспечивает и физическое совершенствование рабочих, противодействует неблагоприятным воздействиям некоторых рабочих поз и рабочих нагрузок.
С физиологической точки зрения вводная гимнастика ускоряет процесс вхождения в работу, повышая функциональное состояние центральной нервной системы.
Физкультурная пауза, проводимая в начале периода снижения работоспособности, вовлекает в работу мышцы, не участвующие в производственной деятельности. Возбуждаются их центры в коре головного мозга. По закону одновременной индукции в других участках коры головного мозга, в том числе в центрах, иннервирующих мышцы, выполнявшие основную производственную нагрузку, развивается торможение, которое и способствует быстрейшему восстановлению работоспособности утомленных центров, предупреждая их от чрезмерного истощения и предупреждая преждевременное изнашивание.
Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц. Методическое воплощение оздоровительного воздействия физкультурных пауз зависит от подбора упражнений для больших коллективов людей одной и той же профессии. Трудовая деятельность накладывает свой отпечаток на физическое развитие человека. Посильный труд необходим для нормального функционирования человеческого организма, для его развития. Вместе с тем необходимо учитывать, что для гармонического развития человека выполнение одних рабочих операций недостаточно. Физическое развитие определенного коллектива рабочих имеет свои особенности и, в ряде случае, недостатки. Последние чаще всего зависят от рабочей позы и однообразных рабочих движений.
В зависимости от особенностей физического развития того или иного коллектива рабочих или служащих должны ставиться разные оздоровительные задачи. Например, такие: укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса (что необходимо для формирования правильной осанки), укрепление мышц, поддерживающих свод стопы, для людей работающих стоя. Должна решаться такая задача, как противодействие стойкому укорочению мышц, нередко возникающему пр выполнении тяжелой физической работы, связанной с длительным и сильным сокращением определенных мышц. Часто возникает необходимость способствовать улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Отрицательное влияние вибрации сказывается на деятельности центральной нервной системы и на вестибулярном аппарате. Проявляются симптомы укачивания: бледность, плохое самочувствие, иногда тошнота. Неблагоприятное влияние вибрации значительно уменьшается специальными техническими средствами и правильной организацией труда. Таким средством могут быть и физические упражнения, включаемые в режим рабочего дня в форме физкультурных пауз. В данном случае с их помощью должны решаться следующие задачи:
— увеличение вентиляции легких, способствующей быстрейшей ликвидации кислородной задолженности,
— укрепление сердечно-сосудистой системы с целью улучшения кровообращения,
— укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующее уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки при вибрациях;
— улучшение функции вестибюлярного аппарата.
Другой пример. Это однообразная работа сидя. Таким трудом заняты трудящиеся многих профессий: работники по сборке и регулировке электроизмерительных приборов и деталей к ним, часов, электроламп, микросхем, швеи-мотористы на швейном и обувном производстве, завёртщицы мелких изделий (конфет, лекарств и т. д.), штамповщики и мн. др. Как правило, во всех перечисленных профессиях верхняя часть туловища работающих наклонена вперед, вынесенные вперед руки выполняют движения с небольшой амплитудой вперед-назад, вправо-влево. Указанная рабочая поза и рабочие движения сказываются в известной мере неблагоприятно: позвоночник в значительной мере искривляется, растягивается и ослабляется задняя группа мышц плечевого пояса и разгибатели спины, что заметно сказывается на осанке. Постоянное расслабление мышц брюшного пресса при сидячем положении способствует их ослаблению. Как первое, так и второе препятствуют глубокому дыханию. С дыханием связана работа сердца. Известно, что длительное сидячее положение не благоприятствует кровообращению.
Особое своеобразие имеет поточно-конвейерный метод производства. Характеризуя поточно-конвейерный метод производства как
прогрессивную форму организации труда, открывающую огромные возможности для роста производительности труда, следует отметить, что с физиологической точки зрения конвейерная работа, в силу выраженной монотонности, может привести к преждевременному утомлению центральной нервной системы. Чем это объясняется?
Схема комплекса физкультурной паузы для трудящихся, выполняющих однообразную работу сидя
1. Упражнения в потягивании.
2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.
3. Те же упражнения, но более интенсивные.
4. Упражнения в приседаниях, беге, прыжках, переходящих в ходьбу.
5. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.
6. Упражнения на расслабление мышц рук.
7. Упражнения на координацию движений (заключительно упражнение).
Применение этой схемы может облегчит работу при составлении комплекса, но она не является жестким каноном, которому следует подчиняться безоговорочно. В силу особенностей профессий можно и нужно вносить в схему комплекса изменения, дополнения, следуя приведенным выше требованиям.
Счет 1. Правую ногу назад на носок, руки вверх.
3-4. Приставить ногу, руки через стороны вниз.
1. Согнуть руки возможно больше.
3. Наклон туловища вперед.
1. Полуприсед на правой ноге, левую вперед на носок, руки вверх.
2. 2-3. Отклонить туловище назад, держа его прямым.
То же с другой ноги. Повторить 8 раз.
1. Шаг правой ногой вправо.
2. Шаг левой ногой влево.
3-4. Прыжком ноги вместе.
То же с другой ноги. Повторить 6-8 раз.
1. Шаг правой ногой вправо, руки за голову.
2. Наклон туловища влево.
То же в другую сторону. Повторить по 4-6 раз в обе стороны.
1-2. Наклон туловища вперед, руки в стороны, подняв их повыше.
3-4. Уменьшить напряжение мышц рук, слегка опустить их.
5-6. Расслабить мышцы, “уронить” руки.
Движения руками как при беге в темпе, соответствующему музыкальному сопровождению.
комплекса для прокатчиков металлургической промышленности
1. Упражнения в потягивании с акцентом на прогибание.
2. Расслабленное потряхивание рук в разных положениях. Выполняется сидя.
3. Движения ногами: махи, сгибания-разгибания, круговые движения. Выполняется сидя.
4. Движения туловищем: наклоны, повороты.
5. Маховые движения руками, способствующие расслаблению утомленных и напряженных, мало участвующих в работе мышц.
6. Приседания, выпады, прыжки.
7. Упражнения на точность и координацию движений.
1-2. Дугами назад, руки вверх, прогнуться.
3-4. Опустить руки, расслабить плечи.
Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
1-2. Правую ногу поднять вперед повыше.
То же с другой ноги. Темп средний. Повторить по 4 раза обеими ногами.
1. Шаг левой в сторону.
2. Поворот туловища налево, левую руку в сторону.
3. Левую руку на пояс.
4. Приставить левую ногу.
Темп средний. Повторить по 5 раз в обе стороны.
2. Наклон вперед, руки назад (махом).
3. Выпрямиться, руки вперед.
Темп ближе к быстрому. Повторить 8 раз.
1. Глубокий присед, руки на колени.
Темп средний. Повторить 8 раз.
1. Шаг левой вперед, руки: правую вперед, левую вверх.
3. Шаг правой вперед, руки: левую руку вперед, праву. в
Темп вначале медленный, постепенно ускоряется до быстрого. Повторить 8 раз.
Комплекс для прокатчиков является авторской разработкой. Его положительное влияние на работоспособность и настроение рабочих было проверено на Московском металлургическом заводе “Серп и молот”, в сортопрокатном цехе, стан 250. В оценках рабочих отмечается особенно благотворное его влияние в ночные смены.
Особенностью многих профессий, характеризующихся сидячей рабочей позой, пониженной двигательной активностью, является большая нагрузка на глаза. У каждого человека глаза работают с того момента, когда он проснулся и до дого, как снова лег спать. Эточасов непрерывно. А у этих профессий глаза являются основным рабочим органом и нагрузка на них значительно возрастает. К таким профессиям относятся все студенты, редакторы, корректоры, чертежники, сборщики микросхем и других мелких деталей, часто выполняющих работу под микроскопом. Широкое внедрение во многие профессии компьютеров значительно расширило этот список. Глаза, как и другие части тела, устают от работы. Они также дают Вам знать утомлением, а иногда и сильной головной болью или таким ощущением, будто в них попал песок. Помимо общих требований к производственной гимнастике для работников профессий, выполняющих работу сидя, необходимо оказывать воздействие и на глаза с целью восстановления их работоспособности. Никогда не трите глаза, Вы их можете повредить. Сделайте следующие упражнения:
Выполнять упражнение (как и все последующие) легко, без малейшего напряжения. Не задерживаться в отведенных положениях. Повторить от 1 до 10 раз.
Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо,
Постепенно вводить задержки в отведенном положении. Повторить от 1 до 10 раз.
Круговые движения глаз. От 1 до 10 кругов влево, столько же вправо.
Вначале быстро, затем как можно медленнее.
Изменение фокусного расстояния:
Посмотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз (3-4).
Смотреть на кончик пальца (или карандаша), удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль. Повторить 3-4 раза.
Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, но без напряжения и не моргая. Около 1 минуты.
Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.
Массировать веки глаза, мягко поглаживая их указательным и большим пальцами в направлении от носа к вискам.
Закрыть глаза и наружными подушечками ладони, очень нежно проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно. Повторить 10 раз в среднем темпе.
Потереть ладони друг о друга (около 1 мин.) и легко без усилий прикрыть ими закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света. Облокотиться о стол и посидеть спокойно 3-4 минуты. Дайте “расслабиться” и мозгу. Старайтесь не занимать это время серьезными размышлениями. Всего 3-4 минуты.
Регулярное выполнение упражнений для глаз усиливает кровообращение и тонус глазных мышц, уменьшает их утомляемость и предупреждает различные заболевания глаз, задерживает процесс старения.
1. Что такое профессионально-прикладная физическая подготовка?
2. Какие психофизические качества являются ведущими в вашей профессии?
3. Какие виды спорта и физических упражнений способствуют развитию важных качеств в вашей профессии?
4. Составьте профессиограмму вашей профессии.