на что чаще всего жалуется человек
На что чаще всего жалуются россияне
С каждым годом россияне повышают свою правовую активность и юридическую грамотность. Статистики и социологи отмечают, что ежегодно растет число подаваемых гражданами РФ жалоб в самые разные инстанции. Это говорит о том, что население России учится отстаивать свои права и осваивает механизмы, позволяющие это сделать.
Экология. Ни для кого не секрет, что в России в буквальном смысле терпят экологическое бедствие не один десяток городов. Судя по количеству поступающих в соответствующие ведомства жалоб, это всерьез беспокоит жителей и неравнодушных граждан.
Система здравоохранения. Отвратительное состояние больниц, недоступность медицины и нехватка врачей вызывают возмущение россиян. К тому же, резко растет число жалоб на врачебную халатность.
Трудоустройство. Вопрос с работой в России стоит остро, поэтому вполне можно понять негодование тех, кому работодатель отказывает в трудоустройстве по надуманным (не всегда) причинам.
Коллекторы. Несмотря на попытки правительства ввести взыскание долгов по кредитам в юридическое русло, работа коллекторов по-прежнему вселяет в некоторых должников страх и ужас.
Персональные данные. Этот пункт косвенно относится к предыдущему. Россиян возмущает передача их персональных данных (и кредитными организациями, в том числе) третьим лицам.
Мусорная реформа. С тем, что стране необходимо пересмотреть систему сбора и переработки ТКО, согласны все. Но далеко не все согласны оплачивать счета, в которые включены новые тарифы за вывоз ТКО.
Топ 10 самых популярных жалоб населения в России
С каждым годом количество жалоб, подаваемых россиянами в соответствующие структуры, только растет. Чем же больше всего недовольны граждане России? Ниже приведен топ наиболее часто встречающихся жалоб на сегодняшний день:
10 Экология
Почти треть россиян жалуются на проблемы, связанные с экологией: по их мнению, с каждым годом экологическая обстановка становится все хуже, а работа властей в этом направлении остается на низком уровне. Чаще всего недовольство вызывает загазованность воздуха и низкое качество питьевой воды.
9 Состояние здравоохранения
Пациенты чаще всего недовольны качеством предоставляемых услуг. Так же множество жалоб связано с некомпетентностью врачей. Кроме того, недовольство пациентов вызывают очереди к терапевтам и педиатрам. По данным СК, количество дел, связанных с врачебными ошибками, за последние годы возросло втрое.
8 Работа госорганов
Чаще всего россияне жалуются на работников прокуратуры за нарушение прав и свобод человека. Недовольство граждан вызывает и работа судебных приставов, в частности это касается взыскания алиментов. Множество нареканий адресовано и в адрес сотрудников МВД, среди которых больше всего жалоб на участковых.
7 Отказ в приеме на работу
В последнее время россияне стали чаще жаловаться на необоснованные отказы в трудоустройстве, причем у соискателей нет ни судимостей, ни увольнений по статье. Некоторые утверждают, что работодатели могут отказать в приеме на работу даже из-за плохой кредитной истории, хотя это и является прямым нарушением закона.
6 Жалобы на услуги такси
Больше всего недовольство пассажиров вызывает невозможность получения какой-либо информации о перевозчике (почти 43% всех жалоб связано именно с вопросом лицензии). Кроме того, частые жалобы связаны с действиями таксистов, которые могут по своему усмотрению менять тарифы, требуя дополнительную плату, например, за провоз багажа или наличие детского кресла.
5 Действия коллекторов
В прошлом году число жалоб, касающихся работы коллекторов, возросло почти на треть по сравнению с 2017 годом. Больше всего граждане возмущены грубостью и навязчивостью коллекторских организаций. Учитывая тот факт, что количество просроченных задолженностей растет в геометрической прогрессии, такого рода жалоб с каждым годом будет все больше, считают аналитики.
4 Обработка персональных данных
Россияне все чаще высказывают недовольство по поводу обращения с их персональными данными. Больше всего жалоб поступает на действия кредитных организаций: они не только хранят личные данные клиентов сверх установленного законом времени, но и передают сторонним лицам.
3 Работа ЖКХ
Несколько лет назад граждан больше волновал вопрос качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ. Сейчас же недовольство собственников жилья вызывает порядок расчета коммунальных услуг и рост тарифов: нередко управляющие компании выставляют счета за несуществующие услуги или пытаются заставить жильцов платить за одну и же услугу два раза.
2 «Мусорная реформа»
С момента старта «мусорной реформы» число зарегистрированных обращений граждан только растет. Больше всего недовольство россиян вызывает необоснованно высокий тариф за вывоз мусора. Кроме того, в числе наиболее популярных жалоб – жалобы на отсутствие или нехватку контейнеров и невыполнение оператором обязательств по вывозу ТБО.
1 Повышение цен на продукты
За последнее время в ФАС поступило рекордное количество жалоб на дороговизну самых необходимых продуктов питания. Это и не удивительно, ведь данные Генеральной прокуратуры говорят о том, что на ряд продуктов цены выросли в полтора раза. Причем подорожание коснулось не только молочных или мясных продуктов, но и круп, овощей и хлеба.
В 2019 году в 10 регионах планируют начать принимать жалобы через социальные сети. Чиновников обязали оперативно реагировать на обращения граждан. Власти надеются, что подобная мера поможет решить большинство животрепещущих вопросов. Удастся ли им это – станет известно уже в начале следующего года, когда Роспотребнадзор вновь опубликует рейтинг наиболее популярных жалоб жителей России.
Почему люди жалуются
Человек так устроен, что периодически нуждается в поддержке и успокоении. Выражение неудовольствия, сетование по поводу неприятностей, печали или боли человек передаёт в виде жалоб. Жалобы являются одним из способов снять внутреннее напряжение, которое ощущается в сложный период. В тяжёлые времена поддержка и эмпатия нужны всем, но почему люди жалуются, когда у них всё не так уж и плохо, это остаётся загадкой.
Причины
Психологи объяснили, почему люди жалуются на жизнь, хотя у них всё достаточно хорошо. Таким образом, они вытягивают энергию из находящихся рядом людей. Делают они это зачастую не осознанно, следуя для себя привычной модели поведения, потому что испытывают потребность делиться с окружающими накопившимися эмоциями. Постепенно жалобы переходят в постоянное нытьё, и человек перестаёт контролировать этот процесс. Всё начинается с одной эмоциональной разрядки, когда человек получает поддержку. Но со временем есть вероятность скатиться в бесконечные жалобы.
Люди, постоянно жалующиеся на жизнь, могут влиять на общее настроение своего окружения.
Если есть такие, кто из окружения отнимает много сил своими бесконечными жалобами, то в данном случае психологи предлагают воспользоваться следующими советами:
– обратить внимание на то, как коммуникация с ноющим человеком влияет на общее настроение. Если есть ощущение, что негатив отбирает все силы, то такое общение токсичное и его лучше свести к минимуму. Особенно это относится к случаям, когда негатив направлен на слушающего собеседника;
– необходимо обозначать рамки дозволенного в общении и дать понять собеседнику, что не нравится, когда он ведёт себя крайне эмоционально, выпускает, таким образом, «пар». И ждать пока он выговорится не очень приятно;
– если жалующийся постоянно донимает своими неприятностями, ему следует прямо сказать, что проблемы требуется решать, а не обсуждать их рьяно с друзьями;
– нет смысла слушать постоянные жалобы других, поскольку зачастую они своей жизнью удовлетворены. Такие люди жалуются на детей, мужа, друзей, начальника, работу, но ничего не будут предпринимать, чтобы как-то изменить ситуацию. И таких примеров множество;
– поэтому, выслушав человека и посочувствовав ему один раз не надо заниматься этим постоянно. Чтобы этого не делать, достаточно понять, почему люди жалуются на жизнь, а не пытаются что-то менять. Недовольному человеку советы не нужны, он нуждается в жалости и хочет снять ответственность за свою жизнь, чтобы ничего не делать;
– если постоянно слушать жалующегося, то может появиться чувство усталости и апатия. Это происходит потому, что нытик питается чужой энергией и за счёт этого начинает себя чувствовать намного лучше;
– если человек не понимает, что его негатив портит настроение, можно прямо ему об этом сообщить;
– если не хочется обижать собеседника, то можно предложить перейти на обсуждение позитивных моментов, поинтересовавшись, что хорошего произошло в ближайшее время в его жизни.
Итак, почему люди жалуются и чем-то всегда недовольны? Почему они ждут сочувствия, но сами ничего не предпринимают по улучшению своей ситуации. Психологи на этот счёт утверждают, что такие люди ждут, когда кто-то за них что-то сделает или изменит. А они будут продолжать и дальше жаловаться. Им нравится, когда у них есть слушатели и они ощущают себя тогда не одинокими. Им комфортно пребывать в роли жертвы, но не каждому захочется выслушивать жалобы. Открытые, весёлые люди обходят таких персон стороной, чтобы не проникаться их состоянием.
Если находиться рядом с жалобщиком, то в какой-то момент приходит осознание, что облегчить такому человеку жизнь нереально. Жалобщик всегда отыщет новый повод для печали, потому что он уже без грусти не может и печаль стала частью его жизни. Если в такой среде растёт ребёнок, то он или вырастет таким же или станет диаметрально противоположным по характеру.
Почему люди жалуются на нехватку денег
Наверняка каждый замечал, что те, кто больше всех затрагивает тему отсутствие финансов, фактически всегда при деньгах. И дома у них хорошие, и машины дорогие, а если у них поинтересоваться: «откуда средства?», ответят, что это всё не их или в кредит взяли, или ещё какие-либо отговорки придумают. Занять денег у таких людей практически нереально.
Люди привыкли прикидываться бедными и жаловаться на нехватку денег по нескольким причинам. Таким образом, они желают вызвать к себе жалость, чтобы никто их не воспринимал всерьёз, не завидовал и не испытывал к ним каких-либо отрицательных чувств. Так вызывающий жалость человек вокруг себя создаёт ментальную защиту, чтобы оградить себя от негативных эмоций. Вдобавок, жалуясь и вызывая жалость, довольно просто манипулировать людьми и получить для себя определённые блага и уступки.
Постоянно ныть и вызывать к себе жалость предпочитают «энергетические» вампиры, которые подпитываются эмоциями других людей, зачастую на подсознательном уровне. Большинство людей считают, что деньги обладают особым видом энергии, у которых есть свои законы. Самый распространённый – это деньги любят тишину. Поэтому постоянно жалуясь на отсутствие денег, люди считают, что отпугивают финансовые проблемы. Психологи рекомендуют таких нытиков обходить стороной и ограничить с ними общение, поскольку постоянные жалобы не дают положительных эмоций.
Как перестать жаловаться
Требуется пересмотреть тревожащую ситуацию и свой взгляд на неё. Необходимо найти пути решения проблемы и пытаться что-то делать по её изменению.
Решив одну ситуацию, требуется пересмотреть кардинально взгляд на жизнь, понять, что ещё не устраивает в жизни. Искать выходы, а не тратить своё время и людей на обсуждение бесконечных жалоб.
Ведь, чем больше человек нуждается в постоянной поддержке, жалуется на жизнь, тем меньше остаётся рядом с ним преданных людей, готовых терпеть подобное поведение.
Человеку всё под силу изменить и исправить, что не устраивает его в жизни. Не нужно искать того, кто решит все проблемы. Важно осознать, что человек сам творец своей жизни. Не надо винить себя или кого-то обвинять, поскольку это не результативно и принесёт всем негатив. Не нужно искать себе оправданий или поводов для того, чтобы избежать ответственности. Когда захочется пожаловаться, необходимо сделать паузу и задать себе вопрос: «зачем я это делаю?».
Мыслить нужно всегда позитивно и не загружать своими проблемами своё окружение. К своим негативным мыслям следует относиться, как сторонний наблюдатель. Если начать с ними бороться, то они могут усилиться и станут влиять на человека сильнее.
Требуется понять одну жизненную мудрость, гласящую о том, что люди проживают свои жизни не впустую, а учась чему-то. Над собой надо работать, взращивая в себе личность с позитивными качествами. Человек сам выбирает, как ему жить, придерживаться позитивной стороны жизни или негативной, жаловаться в период отчаяния или нет.
Важно не раздражаться в период, когда одолевают негативные мысли. Они могут присутствовать в голове, но не нужно их прокручивать или на них зацикливаться. Каждый раз при возникновении негатива следует перенаправить своё внимание на что-то позитивное, и тогда хорошие мысли вытеснут отрицательные. Необходимо научиться взращивать в себе позитивный настрой, который поможет сдержаться морально и не жаловаться на жизнь. Важно помнить, что нытьё это удел слабых личностей и детей, самодостаточные люди не жалуются, свои проблемы не перекладывают на других и решают сами.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
На что и почему жалуются профессиональные жалобщики и как с ними общаться – советы экспертов
Их бремя – жаловаться. Так можно сказать о тех людях, которые изо дня в день строчат десятки заявлений в разные органы власти. Их еще называют профессиональными жалобщиками. В отдельных случаях они действительно добиваются справедливости, но зачастую преследуют корыстный интерес или идут на принцип. В этих нюансах попыталась разобраться корреспондент vitvesti.by.
Лично столкнулась с жалобщицей, которая не знает покоя, когда переехала в новую квартиру. Соседи заранее предупредили, что с бабушкой за стенкой не повезло: всем всегда недовольна. Возлагая большие надежды на свою коммуникабельность, ответила, что у меня получится решить все возникающие проблемы мирно. Но я сильно ошибалась. Не удалось, хуже то – конфликт обострился максимально.
У меня двое детей – 10-летняя дочь и двухлетний сын. Последний – большой непоседа. Стараюсь занять его настольными играми, но, как говорится, на целый день к батарее не привяжешь.
Вскоре меня посетила соседка. Первая ее претензия была на беготню, вторая – на стук в стены, третья – на прыжки. Я пыталась спокойно объяснить причины такого поведения ребенка и заодно извинялась, но женщину мои якобы отговорки не устраивали, и она пригрозила написать заявление в соответствующие службы, так как я плохо воспитываю детей. В итоге пожаловалась сотрудникам милиции.
Проверить обстановку в квартире пришел участковый. Вслед за ним явились работники ЖЭУ. Ни у кого из них не нашлось повода удовлетворить поступившую жалобу. О чем уведомили мою соседку, которая теперь выбрала тактику «холодной войны».
– Чаще всего в местные органы власти граждане обращаются по вопросам жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства, транспортных организаций, землеустройства, архитектуры и строительства, – рассказала начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц облисполкома Илона Шульга. – При поступлении повторного обращения, не содержащего новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения ситуации, заявитель письменно об этом уведомляется и переписка с ним по этому вопросу прекращается. Если пришло еще одно обращение от такого гражданина, оно остается без рассмотрения, причем автора в известность об этом уже не ставят.
– Профессиональные жалобщики обвиняют обстоятельства или всех вокруг в своих неудачах, – отметила врач психиатр-нарколог областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова. – Такой человек зачастую не собирается решать проблемы, ему нужно лишь получить жалость и сочувствие собеседника, чтобы удовлетворить свои потребности. Даже если нытику дать рекомендации, как выйти из той или иной ситуации, то он вас просто не услышит, а каждый совет раскритикует.
Чаще всего такими жалобщиками становятся люди, которые в детстве не получили достаточно родительской любви и поддержки.
Так, маленький ребенок плачет, чтобы обратить на себя внимание, потому что не знает, как сделать по-другому. Такой механизм может закрепиться надолго, если чаду потакать. И потом во взрослой жизни схема будет постоянно использоваться.
На рассмотрение каждого обращения затрачивается время и ресурсы. Всегда ли это оправдано? Вопрос риторический. Поэтому самим гражданам необходимо, в первую очередь, учитывать требования при подаче заявления.
– Обращения должны направляться в организации, к компетенции которых относится рассмотрение изложенных в жалобе вопросов, в местные исполнительные и распорядительные органы по месту жительства заявителя, – пояснила Илона Владимировна. – Обжалование ответов осуществляется в вышестоящий орган, как правило, областного уровня. В случае несогласия с итогами рассмотрения жалоба разрешается в судебном порядке.
Каждому следует знать, расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в организацию от одного и того же заявителя, а также жалоб, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Наказание – конечно, не является панацеей от недуга «жаловаться», который обременяет и самого носителя, так как конечного результата редко удается достичь. Жалобщику может помочь только он сам.
– Помните о том, что привычка жаловаться никогда не сможет исправить ситуацию и решить проблемы, – порекомендовала Елена Данилова. – Любые негативные эмоции от постоянного прокручивания собственных неудач в голове не дают возможность мыслить рационально. Лучше научитесь быть благодарными за то, что имеете – семью, дом, детей, и это поможет черпать силы для дальнейших свершений. Необходимо ежедневно радоваться. Поверьте, поводов для этого множество, их нужно уметь видеть. Постепенно этот навык вытеснит желание жаловаться. Нужно любить жизнь и не опускать руки даже в бедственном положении.
Елена Федорова, «Витебские вести», 16 апреля 2019 г.
(фото – «Витебские вести»)
Как реагировать на постоянные жалобы и правильно общаться с нытиками
Есть категория людей, которые постоянно жалуются. Им неправильно светит солнышко и живется хуже всех. У нытиков страшно спрашивать, как дела, потому что они не просто рассказывают, как все плохо, а делают это с упоением и часами. Ваши утешительные речи в стиле «все пройдет» воспринимаются в штыки. Общаться с такими пессимистами очень тяжело, но зачастую приходится, ведь это наши родные и близкие люди – мамы, подруги, родственницы. Как реагировать на постоянные жалобы? Как общаться с нытиками? Придется научиться нескольким приемам.
Почему люди становятся нытиками – скрытые выгоды
Большинство людей переживают и расстраиваются из-за неудач, но, если встречают поддержку и понимание, быстро выходят из депрессивного состояния, действуют и меняют ситуацию к лучшему. Пессимист не ищет легких путей вроде решения проблемы, он начинает эту проблему пережевывать, доносить до каждого. Он вслух сокрушается, парирует все попытки успокоить и обвиняет окружающих в черствости.
Думаете, нытику невыносимо плохо? Как бы не так. У него свои выгоды:
Как реагировать на постоянные жалобы – полезные советы
В идеале стоит избегать общения с токсичными людьми, но это не всегда возможно. Если вы оказались в ситуации, когда нельзя навеки порвать отношения с нытиком, действуйте так:
1 Задавайте конкретные вопросы. Например, спросите, что именно нытик сам сделал для решения проблемы, и какие ваши действия помогут улучшить ситуацию. Обычно этого достаточно, чтобы пессимист замолчал, ища ответы. Правда, иногда такие вопросы вызывают приступы раздражения в стиле «а что тут можно сделать».
2 Устанавливайте границы. Четко говорите, что не хотите обсуждать определенные темы, так как они вам неприятны. Учтите, вы можете заслужить репутацию бесчувственного человека.
3 Используйте «я-высказывания». Это может звучать так: «Мне не хочется сейчас говорить об этом, давай сменим тему. Не возражаешь?» Подобная лояльная формулировка поможет достучаться до собеседника и сообщить, что вам неприятен разговор, но не сам говорящий.
4 Проявляйте терпение. Если жалуется престарелый человек или ребенок, выслушайте и помогите разрешить ситуацию. Если реальной проблемы нет, а есть только плохое настроение и недовольство жизнью, слушайте вполуха, кивайте, но не вникайте. Собеседник будет удовлетворен (его слушают!), а вы не будете себя чувствовать урной для негатива.
5 Старайтесь не оставаться наедине с пессимистами. Как реагировать на постоянные жалобы, если речь о приятеле или коллеге? Просто избегайте «разговоров по душам», стройте беседу, в которой будут участвовать несколько человек. Это несложно, если вы в компании.
6 Переносите разговор на следующую встречу. Предлагайте сменить тему и вернуться к проблеме через неделю, если сложная ситуация не разрешится.
Как реагировать на постоянные жалобы, зависит от вас и степени близости того, кто постоянно выливает на вас негатив. Если пессимист – ваш любимый и дорогой человек, предложите обратиться за профессиональной психологической помощью. Специалист поможет разобраться, что на самом деле стоит за недовольством, и подскажет способы исправления ситуации.
Консультация психолога, работа над собой, изменение мировосприятия – единственно правильные решения проблемы бесконечных жалоб для пессимиста.