на что акцентируется внимание начинающих спортсменов
Советы начинающим спортсменам
Вот на этом видео есть пример практического использования в обучении, хотя как таковая эта линия там не упоминается.
Введение
Не подумываете ли вы о том, чтобы заняться спортивными дисциплинами или улучшить свою технику? Здесь собрано несколько советов от сообщества EpicSki, которые помогут стартовать вашей спортивной карьере.
1. Как выбирать оптимальную траекторию?
Чтобы выбирать оптимальную траекторию, вы должны, прежде всего, понять концепцию линии подъёма склона (rise line). Также как имеется естественная линия падения склона, идущая вниз, имеется и естественная линия подъёма склона, идущая вверх. Не важно, какой у вас заход – высокий, средний или низкий – ключевой момент в том, чтобы поворот начинался на линии подъема склона и заканчивался около ворот, как показано на кадрах 9 – 11 на фото.
2. Как выбрать лучшее место для поворота при просмотре трассы?
Помимо линии подъёма склона необходимо изучить постановку трассы. Не пытайтесь запомнить трассу целиком, но обратите внимание на расстановку ворот, особенно в местах, где происходит существенное изменения направления или ритма, на особенности склона, необычную постановку ворот и места перехода со света в тень.
3. Как проходить широко разнесенные ворота?
4. Что происходит, когда вы начинаете поворот слишком рано?
Если вы начинаете поворот до линии подъёма склона, вы рискуете не вписаться в следующие ворота, и вам придётся дополнительно корректировать траекторию. Целью, однако, является начать поворот на линии подъёма склона и полностью завершить его к тому времени, когда вы проходите ворота.
5. Едут ли закантованные лыжи быстрее, чем лыжи, поставленные плоско?
Вообще говоря, да, закантованные лыжи в резаном повороте быстрее, чем лыжи, идущие с проскальзыванием.
6. Если два лыжника проходят по одной и той же траектории, будет ли справедливо предположить, что у более быстрого лыжника более чистое скольжение?
Да, более «чистая» траектория будет включать больше резания и меньше проскальзывания. Однако, это во многом зависит от склона и разноса ворот. Чем больше разнос ворот, тем больше вероятность, что ваши лыжи будут проскальзывать где-нибудь между стартом и финишем.
7. Как вписывается «пампинг» в общую картину?
Определяющее предложение про пампинг настолько замысловато, что я не берусь его переводить и оставляю в оригинальном написании:
Pumping is pushing down on the ski to engage the ski’s camber to make it push back in order to maintain speed or accelerate.
Пампинг – это хороший способ избежать потери скорости на плоских участках и прекрасная техника для наработки спортивного опыта.
8. Не расслабляйтесь до финиша!
Когда вы уже видите финиш, оставайтесь сосредоточенными на гонке. Слишком часто спортсмены перед финишем делают ошибки, приводящие к проигрышу. Гонка не закончена, пока не пересечена финишная черта.
Резюме
Здесь много чего про гонки, но это видео тренировки Лигети на олимпийской трассе в Сочи иллюстрирует все изложенные выше принципы лучше, чем тысячи слов.
(Этот ролик мы уже видели, но раз уж он столько иллюстрирует… )
Спорт для новичков: с чего начать?
Рекомендации эксперта: как правильно рассчитать физическую нагрузку при занятиях спортом
Здоровый образ жизни немыслим без физических нагрузок. Однако переоценка своих сил или неправильный выбор «спортивной программы» могут вызвать проблемы. Как подойти к спорту «с умом», рассказала порталу Sibmeda Людмила Полякова, врач Новосибирского областного врачебно-физкультурного диспансера.
– Как правильно подобрать спортивную программу для новичка?
– Это несложно сделать вместе с квалифицированным тренером. Начинающего спортсмена-любителя необходимо осмотреть и попросить выполнить несложные базовые упражнения. Тогда станет понятно, какие группы мышц и спортивные качества стоит развивать в первую очередь для того, чтобы достичь хорошего результата. Это в том случае, если человек уже определился с видом нагрузки, в которой он хочет совершенствоваться.
Если же новичок впервые пришёл в спортзал и не знает, на что ему обратить внимание – выбрать бассейн, тренажёрный зал или танцевальный класс – то такой осмотр-консультация поможет изначально направить энергию в «правильное» русло.
– Обязательна ли консультация инструктора или врача перед началом занятий?
– Обязательна. Ведь у каждого могут быть противопоказания для занятий тем или иным видом спорта, о которых человек может даже не подозревать. Если кажется, что вы вполне здоровы, дополнительное подтверждение этому не помешает. Не нужно стесняться обращений к врачу или инструктору с вопросами по физической и эмоциональной готовности к занятиям. Причём такая консультация будет намного эффективнее чтения статей о здоровье и спорте в Интернете.
– Какие обследования нужно пройти, чтобы убедиться в безопасности занятий спортом?
– Обычно мы рекомендуем сделать несколько исследований: минимальную биохимию крови, ЭКГ, общий анализ мочи, а также получить консультации хирурга, невролога и терапевта. Но будет уже хорошо, если новичок хотя бы проконсультируется с терапевтом. При желании можно также пройти биоимпедансометрию (измерение состава тела). Она поможет понять соотношение костной, мышечной и жировой массы, а также определить биологический и метаболический возраст.
– Какие нагрузки допустимы для новичка? Кому показаны, например, только лёгкая аэробика и йога, а кому можно сразу позволить себе серьёзные нагрузки?
– Сразу же начать заниматься каким-то сложным видом спорта наподобие кроссфита, пауэрлифтинга или даже горных лыж просто не получится, если вы новичок в спорте. Сначала тело необходимо подготовить. Ведь если вы никогда не отжимались и попробуете сразу же сделать 200 отжиманий за день, то рискуете потом целую неделю страдать от невероятной боли в мышцах и не иметь возможности поднимать ничего тяжелее ручки. Это называется экстремальная физическая нагрузка, которая крайне нежелательна для организма.
Поэтому новичкам мы советуем начинать с лёгких нагрузок 1-2 раза в неделю, которые больше будут напоминать общую физическую подготовку. А затем, когда мышцы будут готовы, выносливость повысится, можете увеличивать нагрузку и приступать к достижению конкретных спортивных целей в выбранном виде спорта.
– Какие риски есть у начинающих спортсменов в зависимости от пола и возраста?
– Чаще всего сложности возникают у девочек в подростковом возрасте. Они не успевают привыкнуть к своему новому телу и новым формам, им хочется выглядеть красивыми и стройными. Неподготовленные, они нагружают себя чрезмерными физическими нагрузками в сочетании с неподходящей жёсткой диетой. Такие попытки стать «красивее» могут закончиться бесплодием и другими проблемами с репродуктивной системой.
Мужчины же часто «перебарщивают» со всевозможными спортивными пищевыми добавками, что пагубно может повлиять на печень и мочеполовую систему. И тут, скорее, не возраст и пол имеют значение, а индивидуальные особенности, которые необходимо учесть. Риском может стать что угодно.
– На какие результаты можно рассчитывать в первые месяцы занятий?
– Опять же повторюсь – это особенность каждого. В этом вопросе имеют значение многие факторы: индивидуальный обмен веществ, привычка работать (потому как любая тренировка – это работа), природные данные – назовём их «генетические особенности». Так что стоит просто прислушиваться к своему организму, выбирать нагрузку в соответствии с самочувствием, а не стремиться к выполнению нормативов за определённое время.
Любительский спорт – это не спорт высших достижений. На велотренажёре олимпийских медалей не выдают, поэтому просто получайте удовольствие от регулярных физических нагрузок.
– Какие самые распространённые травмы получают начинающие?
– Обычно это вывихи и растяжения, образующиеся вследствие того, что мышечный каркас не соответствует уровню применяемой физической нагрузки. Помните, что всё должно быть постепенно и плавно.
– Что делать, если травма всё-таки произошла?
– Нужно сразу же обратиться к врачу. Это может быть травматолог в ближайшей поликлинике или спортивный врач. В нашем городе есть специализированное учреждение – это областной физкультурный диспансер, врачи которого работают именно со спортсменами, знают все особенности того или иного спорта, знают, как расписать программу реабилитации, чтобы человек в максимально короткие сроки смог вернуться к тренировкам.
Важно учитывать именно индивидуальные особенности, вид спорта и тренировочный стаж, чтобы правильно вылечить травмированного спортсмена, даже если он начал тренироваться три дня назад.
Советы начинающим в спорте
Важные советы для начинающих в спорте, кратко изложены 7 важнейших правил, чтобы не сбиться с правильного пути.
Все новички полны желания в своих начинаниях, но они нуждаются в правильных советах для быстрого достижения результатов, ведь приходится слушать сотни разных мнений, которые противоречивы и полностью противоположны друг другу и от того как новички начнут свой путь, зависит результат.
Итак, возьмите на заметку нижеизложенные советы начинающим в спорте, которые опробовали на себе многие знаменитости:
1. Не становись жирдяем
Уменьшите количество походом в фаст-фуды, уменьшите приём кондитерских и хлебобулочных изделий. Вначале это будет тяжело, но далее организм постепенно приспособится к такому графику питания, а фигура будет преображаться на глазах.
2. Держите обещания
Если дали слово что будете заниматься спортом минимум 2-3 месяца, держите его, далее получите удовлетворения от выполненной работы и полученных результатов. Не ищите оправданий, отговорок, лёгких путей и так далее, это прежде всего необходимо Вам, а не друзьям и знакомым, Вам решать будете вы выглядеть прекрасно и отличать от других или смешаться в серой массе.
3. Отдайтесь тренировкам полностью
Нет смысла ходить на тренировки, только ради того, чтобы отметиться, оставляйте все силы в спортзале, старайтесь каждый раз достигать результатов на ступеньку выше. Только так сможете достигнуть новых высот и покорить вершины, которые обычным лентяям не досягаемы.
4. Красный свет оправданиям
5. Не опускайте руки
99% начинающих сталкиваются с проблемами в спорте в своих начинаниях, смотря каких высот достигли звёзды, возникает мысль, что всё легко и просто, но самом деле тяжело достичь и 10% от их результата.
Главное помните, все начинали и проходили путь неудач и поражений, только одни опустили руки и сдались, а другие сцепив зубы искали пути решения проблемы и в конце концов благодаря огромной силе воли, достигали выдающихся результатов. Если это смогли достигнуть другие, почему вы не можете?! Они точно такие же люди как и вы, а не роботы.
6. Будьте голодными до побед
Любая тренировка должна мотивировать Вас именно сегодня быть лучше, чем вчера активно читайте литературу, смотрите мотивационное видео, общайтесь в кругу людей с похожими интересами и зарядите себя энергией и выплесните её до последней капли на тренировках. Работайте с максимальными усилиями и максимальный результат не заставит себя ждать.
7. Не бойтесь потерпеть поражение
Это чувство возникает у всех новичков, многие ставят малые цели, считая что до больших высот они не созданы и хотя бы достичь этого. На самом деле достигнув маленькой цели, ставьте следующую и таким образом будете подниматься всё выше и выше в конце концов придёте к тому о чём даже мечтать не могли.
В начале пути многое будет не получаться, более опытные коллеги будут отпускать шутки в Вашу сторону, даже на соревнованиях потерпите поражения и посчитаете, что всё хватит до тренировался, опозорился полностью. Вместо того, чтобы рубить всё с плеча, обдумайте причины поражения, найдите пошаговые пути решения проблемы и создайте чёткий план действий, который через время приведёт Вас к успеху.
Возьмите на вооружение эти советы начинающим в спорте, думайте масштабно, действуйте смело, работайте на полную и потраченные силы окупятся в 10 раз больше в виде достигнутого результата.
Процесс адаптации начинающих спортсменов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Г.КОЛОМНА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Процесс адаптации начинающих спортсменов»
Разработал:
Коренкова А.А.
Введение
Начало занятий систематическим спортом сопровождается процессом адаптации. Сам термин “адаптация” принято понимать как процесс приспособления к чему-либо (Платонов В.Н., 1988). Можно выделить несколько видов адаптации начинающего спортсмена:
На физическом уровне требуется мобилизация ресурсов организма в преодолении стресса систематических спортивных нагрузок.
На социальном уровне приобретается новый социальный статус.
На психологическом уровне происходит перестройка сознания, социальной ситуации развития. Спортивные занятия носят добровольный характер, эмоциональная привлекательность, относительная доступность спорта делают его притягательной силой для детей и подростков. Возможно, спортивная группа станет для ребенка столь важной и обретет для него значение новой референтной группы. Можно сказать, что происходит изменение образа жизни и иерархии ценностей в цепочке семья – дом – школа – друзья. Здесь для успешной адаптации юного спортсмена к требованиям физической, технической и теоретической подготовки прибавляется требование успешного сочетания занятий спортом и учебы в школе, участие юных спортсменов в общественной жизни школы, соблюдение ими норм морали и поведения. Количество дней в неделю, которые будут отданы занятиям спортом, варьируются в зависимости от вида спорта и этапа обучения. Так, обычно в первый год тренировки проходят два раза в неделю, затем три, а к моменту окончания школы, может быть, необходимо посвящать им до шести дней в неделю. Помимо тренировок по специализации, ребенку предстоит заниматься также общей физической подготовкой. Занятия не прерываются летними каникулами: юные спортсмены выезжают в лагеря на тренировки и соревнования.
Одной из причин того, что ребенок через месяц-другой уходит из секции, может быть именно проблема адаптации, преодолеть которую могут не все дети.
Приход ребенка в дополнительное образовательное учреждение почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив. Новые для человека социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации.
Адаптация ребенка к новой ситуации, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда. Но может протекать по-разному.
Изменение образа жизни в первую очередь нарушает эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период детей отличает беспокойство или заторможенность: малыш много плачет, стремится к физическому контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом становятся заторможенными, а дети с холерическим – наоборот, излишне возбужденными. Эмоциональное неблагополучие может сказаться на сне, аппетите малыша.
Меняется и активность ребёнка по отношению к предметному миру: интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности. Ребенок становится подавленным, раздражительным. Кроме того, ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, что приводит к частым болезням.
По наблюдениям педагогов-психологов средний срок адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в дополнительном образовательном учреждении в норме составляет примерно один месяц. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.
Процесс адаптации ребенка к спорту зависит не только от физических характеристик, мотивации к занятиям, но также большую роль здесь играет предрасположенность к конкретному виду спорта и типологические особенности человека.
Как правило, спортивный отбор заключается в случайном комплектовании групп, и по ходу тренировочного процесса проводится периодический отсев занимающихся из спортивной секции. Либо, потренировавшись некоторое время, ребёнок или его родители приходят к выводу, что это не тот вид деятельности. Очень редко отбор в секции проводится, учитывая морфологические, физиологические и психологические факторы. Редко акцент делается на типологические, врождённые особенности конкретного человека. А ведь благодаря этому ребёнка с самого начала его спортивной карьеры можно направить в тот вид спорта, который подойдёт ему по всем показателям, и в котором он будет успешен в дальнейшем.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий спортсмен, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к занятию тем или иным видом спорта подчас зависит от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного выбора.
Разумеется, стремиться надо к тому, чтобы сын или дочь любили то, чем они занимаются, и родители должны начать прилагать усилия к этому вовсе не накануне первой тренировки. Просмотр с детьми соревнований по телевизору, совместные игры во дворе в хоккей, в бадминтон, все это позволяет ребенку быстрее привыкнуть к спорту, определить место спорту в своей жизни.
Если родители мечтают увидеть своего ребенка в профессиональном спорте, то конечно, много внимания нужно уделить и его нравственному воспитанию. Спорт должен стать для ребенка самоцелью, а не средством показать обидчикам во дворе, “кто самый сильный”, или способом сбросить вес. Для спортсмена важен и творческий подход к занятиям, и постоянный поиск совершенства. Часто мы с горечью наблюдаем, как талантливые спортсмены почивают на лаврах, не усложняют программы, и их с легкостью обходят более молодые. Конечно, здесь речь идет о взрослых, но такие качества закладываются в человеке с детства.
Тренеры – преподаватели, работающие со спортсменами младшего возраста, часто испытывают сложности с воспитанием занимающихся. Это связано с тем, что ребята находятся на тренировках фиксированное время, а все остальное время их окружает социальная среда, оказывающая воспитывающее (положительное или отрицательное) воздействие. Следует помнить, что если детей не воспитывать, так они и не развиваются, растут, увеличиваются в объеме, но не приобретают не то что поведения, а даже элементарных движений. Воспитание личностных качеств и формирование спортивного характера эффективно дополняют основные принципы воспитания: единство воспитания и обучения, воспитание через активную деятельность, единство воспитания и самовоспитания.
Нравственные нормы у спортсменов детско – юношеского возраста формируется под воздействием воспитания и обосновываются идеалами добра, справедливости.
Формирование нравственного опыта в процессе спортивных занятий, достигается при условии, что учебно – тренировочные уроки доставляют занимающимся эмоциональное удовлетворение. Начиная со спортсменов младшего возраста, в занятиях создаются воспитывающие ситуации при проведении подвижных игр, подготовке занимающимися инвентаря для занятия, выполнении заданий по самостоятельной подготовке. Занятия спортом сами по себе не оказывают целенаправленного воспитательного воздействия на детей и подростков. Успех в воспитании занимающихся, возможно достичь в том случае, если на каждом занятии ставить и решать конкретные воспитательные задачи.
Занятия спортом требуют от занимающихся любого возраста обязательного проявления воли, необходимость активизации волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно – тренировочном процессе. Воля проявляется не только в соревновательном противоборстве, но еще больше она нужна в соблюдении режима занятий, стремлении преодолеть трудности или в успешном совмещении занятий в общеобразовательной и спортивных школах и других ситуациях.
Если говорить о воспитании целеустремленности, то это сложный педагогический процесс при работе с юными спортсменами. Осложнен тем, что потребность в спортивной деятельности у многих из них необходимо активно развивать, а также формировать ведущий мотив деятельности – стремление к спортивным занятиям для укрепления здоровья и развития личности.
Для юных спортсменов соревнования имеют не только «спортивное» значение, но и воспитательное. Основой воспитания является формирование их нравственных качеств и развитие самостоятельности. Начиная с юного возраста спортсменов необходимо учить переживать ситуации поражения. На этапе начальной подготовки поражение часто на много лучше влияет на дальнейшее спортивное совершенствование, чем победа. При организации воспитательной работы необходимо учитывать, что юные спортсмены могут быть эмоционально незрелыми и ранимыми. Их нужно учить, что поражение – это факт и итог их сегодняшней соревновательной деятельности. Важно, чтобы ребята, занимающиеся спортом, уже в детском и подростковом возрасте анализировали причины неудач и старались в дальнейшем их исправить. Тренеру – преподавателю не следует допускать неэтичного поведения учеников после поражений и обвинять во всем сложившиеся обстоятельства.
Советы родителям начинающих спортсменов:
Психология личности спортсмена, психологические проблемы и барьеры в профессиональном спорте
С какими сложностями сталкиваются профессиональные спортсмены?
Абсолютно каждый спортсмен — от ребёнка, которого только отдали в спортивную секцию, до мастера спорта международного класса — испытывает ряд проблем: адаптация, страх травмы, проблемные взаимоотношения в команде, страх публичных выступлений и многое другое. Всё это сказывается на внутреннем состоянии как начинающего, так и уже состоявшегося спортсмена. А это, в свою очередь, напрямую влияет на его физическую подготовку и в целом на мотивацию.
Эмоциональная устойчивость и правильный настрой дают положительный заряд на соревнованиях — у спортсмена начинают «гореть глаза», что приводит к высоким результатам. Однако существует ряд психологических барьеров, которые мешают спортсмену, вселяют в него страх неудач и демотивируют.
Панические атаки перед крупными соревнованиями
Один из самых распространённых барьеров для спортсменов — приступ панических атак перед началом важных соревнований. Несмотря на годы упорных тренировок, многие не могут перебороть страх и тревогу и в конечном счёте терпят неудачу. Более того, в отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но вселяют в человека ощущение неопределённости и ожидание отрицательных событий.
Фото: Clive Brunskill/Getty Images
Страх и тревога, которые перетекают в панические атаки, — истинные враги спортсменов. Чтобы решить эту проблему, особенно важно обратить внимание на дыхательные и концентрационные техники, которые способны устранить приступы и переместить фокус внимания на победу.
Страх «выхода в тираж»
В более взрослом возрасте спортсмены боятся завершения карьеры — это второй наиболее распространённый психологический страх среди них.
Когда всю свою жизнь посвящаете подготовкам к соревнованиям и выступлениям, то на закате карьеры начинаете задумываться и переживать: «А что будет дальше?». Не у всех есть возможность стать тренером, да и далеко не каждый спортсмен может и хочет этим заниматься.
Такой страх обоснован и требует более глубокой работы со специалистом. Однако нередко можно услышать мнение, что обращаться к нему стыдно и это непременно означает, что с вами что-то не так. Это ошибочное суждение — любое взаимодействие с психологом говорит о том, что спортсмен готов продолжать работу над собой, расти, справляться с проблемами и двигаться дальше, находить иные возможности реализовать себя после профессиональной карьеры.
Боязнь травмы и долгого восстановления
Боязнь боли — это, в первую очередь, инструмент самосохранения, который иногда способен усилить физические показатели. Однако необходимо понимать, что сильный страх перед травмой становится преградой в жизни любого человека, а спортсмена особенно. Ведь каждый профессиональный атлет сталкивается с большим количеством «ранений». Некоторым после сильных травм даже приходится заканчивать карьеру.
Фото: David Ramos/Getty Images
Синдром нереализованных возможностей — это психологическая травма практически любого спортсмена, которая будет идти с ним всю жизнь. Если не удаётся справиться с ней в одиночку, то стоит обратиться к специалисту — он поможет разобраться в проблеме.
Негатив в социальных сетях
Социальные сети — это возможность общения с аудиторией и увеличение медийности. Однако из этого может вытекать и другая психологическая проблема, связанная с негативом в социальных сетях. Каждый начинающий или опытный спортсмен тяжело переживает даже самое маленькое поражение, а когда об этом пишут СМИ или в роли критиков выступают незнакомые люди в комментариях, становится особенно трудно. Важно научиться не обращать внимание на «диванных экспертов», стараться воспринимать только позитив, который посылают поклонники, и дарить его в ответ.
Социальные сети заставляют нас подсознательно сравнивать себя с другими. Так мы сталкиваемся с неким «зеркальным» эффектом — хочется такую же обувь, как у кого-то, смартфон, автомобиль и так далее. При правильной работе над собой именно мы можем быть хорошим и позитивным примером — а спортсмен, в первую очередь, должен быть примером для своих последователей и подписчиков. «Я хочу бежать, плыть, как он/она! Хочу добиться всего, чего добились эти спортсмены!» — вот такая мотивация положительно влияет на людей, которые следят за тем или иным атлетом в соцсетях. Таким образом, идёт взаимный обмен позитивом и полезными действиями.
Фото: Justin Setterfield/Getty Images
Каждому спортсмену — и не только — стоит помнить, что абсолютно любой страх можно повернуть в свою пользу. Не стоит ждать, пока фобия «закончит» вашу карьеру. Преодолеть такие барьеры спортсменам часто помогают спортивные психологи — они как члены команды или самые преданные болельщики всегда будут на вашей стороне. Совместная проработка страхов и постановка новых задач и целей — отличная мотивация для роста.