на чем зарабатывают в москве бизнесмены
Среднестатистический бизнесмен
Что статистики знают о предпринимателях
По опросам «Левада-центра», 15% россиян хотят, чтобы их дети стали предпринимателями, — второе место по популярности после врача.
Мы проанализировали статистику и результаты соцопросов и выяснили, каково быть предпринимателем в России и что представляет собой среднестатистический бизнесмен.
Кто вообще хочет стать бизнесменом
Доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается: в 2008 году уйти в предпринимательство хотели 32% опрошенных социологами, в 2017 — уже 22%.
«Левада-центр» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Среднестатистический россиянин, который желает уйти в бизнес, — мужчина среднего возраста с высшим образованием, живущий в городе-миллионнике. Главный фактор успеха для начала своего дела — стартовый капитал.
Кто такой и о чем думает
Среднестатистический предприниматель — мужчина. По данным исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства», которое проводили ученые Санкт-Петербургского университета, мужчин-бизнесменов больше примерно в полтора раза, чем женщин. Средний возраст российского предпринимателя — 39 лет. Свое дело он начал в 36. У среднестатистического российского бизнесмена чаще есть оконченное высшее образование. В бизнес он пришел после работы по найму.
Отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства», высшая школа менеджмента СПбГУPDF, 3,5 МБ
Своими главными проблемами предприниматель считает отсутствие команды, недостаток опыта и личные страхи. А еще его сильно беспокоит ситуация в стране: экономическая неопределенность и высокие налоги мешают развивать бизнес.
Более того, три четверти руководителей заявляют, что положение их компаний ухудшилось из-за кризиса, а меры, которые принимает государство, неэффективны. Они просят государство снизить налоги и ставки по кредитам, а еще упростить отчетность.
Каким бизнесом владеет
Всего в стране сегодня работает 3,8 млн компаний. Самый популярный вид бизнеса — торговля: ею занимаются 38,4% всех российских предпринимателей. На втором месте — строительство: 12%, на третьем — управление, консультационные услуги.
Предпринимательская активность предприятий, РосстатXLSX, 13 КБ
Возраст среднестатистической отечественной компании — один год. Скорее всего, бизнес не выживет: например, в 2017 году в России появилось 359 тысяч новых компаний, а закрылось 510 тысяч.
Возраст предприятий по видам экономической деятельности, РосстатXLSX, 13 КБ
Чаще всего фирма умирает на четвертый год своего существования. Открыт среднестатистический бизнес в Москве — здесь расположена четверть всех российских предприятий.
Возраст предприятий по регионам России, РосстатXLSX, 20 КБ
Газели и мыши
В классификации Росстат выделяет быстрорастущие предприятия — фирмы, в которых три года подряд обороты и число сотрудников увеличиваются больше чем на 20% ежегодно.
Методология исследования предприятий РосстатаDOC, 148 КБ
Быстрорастущие компании, которым меньше пяти лет и в которых на начало периода роста работало минимум 10 человек, называют «газелями». Если сотрудников было от 5 до 10, то такие фирмы называются «мышами». «Мышей» в России примерно в 20 раз больше, чем «газелей».
Экономика компании
Три четверти всех российских компаний — малые и микропредприятия. К микро относятся фирмы, в которых работает до 15 человек, а годовой доход не превышает 120 млн рублей, к малым — компании до 100 сотрудников и с доходом до 800 млн рублей. Учитывая, что среднее число сотрудников на российских предприятиях всего четыре человека, среднестатистический предприниматель владеет микробизнесом.
Месячный оборот условной российской компании — 4,3 млн рублей. Правда, в самых распространенных сферах этот показатель меньше: в торговле — 4,1 млн рублей, а в строительстве и консалтинге — 1,3 млн.
Месячный оборот организаций по видам деятельности, РосстатXLS, 341 КБ
Ежемесячные расходы среднестатистической компании на производство и продажу составляют 8 млн рублей. Из них на зарплаты сотрудникам уходит 232 тысячи, на страховые и пенсионные отчисления — 62 тысячи, еще 124 тысячи рублей — это амортизация оборудования.
Затраты на производство и реализацию продукции, РосстатHTM, 14 КБ
Доходы
Сколько зарабатывают бизнесмены в России, доподлинно никому не известно. В мае 2018 года Т—Ж провел большой опрос читателей: 17 тысяч человек рассказали нам о том, где они работают и сколько зарабатывают. Почти 6% принявших участие в опросе — владельцы бизнеса или предприниматели. Средний доход таких читателей — 80 тысяч рублей в месяц.
Средняя зарплата в регионах России, РосстатXLSX, 83 КБ
Что думают о бизнесменах россияне
Репутация бизнесменов растет. Социологи периодически спрашивают у россиян, каким институтам они доверяют: президенту, армии, судам, общественным организациям и т. п. В 2012 году мнения, что доверия заслуживает малый и средний бизнес, придерживались 24% россиян, а в 2018 — 30%. Для сравнения: у президента и армии рейтинг в два раза выше, а у политических партий и крупного бизнеса — в два раза ниже.
Три четверти граждан говорят, что деятельность предпринимателей идет на пользу людям. Россиян радует, что бизнесмены создают новые рабочие места, пополняют бюджет, а еще делают доступными товары и услуги.
Tatiana, Андрей производит комментарии
Андрей, очень непрофессиональный взгляд. Спекуляции и торговля выполняют огромное количество полезной работы в экономике. Дают покупателям и продавцам информацию о спросе и предложении, уменьшают колебания цен, делают заменители доступнее и т.д.
Очень хочу стать предпринимателем. Хотя мне всего 14 (9 класс), но я уже активно занимаюсь обучением в этой сфере и хочу связать с этим свою жизнь
Злата, почему все школьники и вообще ваше поколоение (до 18лет) всегда пишут «хотя мне всего ** лет»
Откуда это пошло? Я встречал такое у иностранных детей в прошлом году, а сейчас, что не камент от наших детей, так подобная фраза.
Ты это написала, чтобы тебя похвалили или сильно не наезжали?
P.S.: это не упрёк, просто интересно.
Yurii, это подписывали и 10 лет назад, ничего нового
Моя бабушка меня называет БИЗНЕСМЕНОМ, но мы то все понимаем что я ИПшник, делец, предприниматель. Сам директор, сам грузчик.
Несколько раз пробовал расширяться, но чувствую отсутствие управленческого опыта. Но я хотя бы это признаю, так как вижу какие колхозники (при всем уважении к настоящим фермерам, ну вы поняли) управляют более крупными предприятиями.
Андрей, расскажите, что вы производите?
Андрей, раньше так же думал, по совковому.
Но сначала должны появиться торгаши: они выравнивают рынок, строят логистику, ищут где дешевле. Потом приходят производители. Продавать ведь стало невыгодно. И вот такое равновесие.
Спасибо за статью!
Подскажите, пожалуйста, не совсем понял следующую деталь:
«Месячный оборот условной российской компании — 4,3 млн рублей.»
«Ежемесячные расходы среднестатистической компании на производство и продажу составляют 8 млн рублей.»
У меня что-то не сходится в расчетах, правильно ли я понимаю, что если валовый доход среднестатистической компании — 4,3 млн рублей, расходы 8 млн рублей, то получается, что среднестатистическая российская компания работает на 3,7 млн рублей убытка в месяц?
Алексей, поэтому и закрывается много компаний согласно статистики
Про налоги тут правильно писали, на УСН6 они просты, хотя отчётов все равно много. Правда 6% подходит не всем, а на 15% уже придется бодаться про расходы.
Мой другой любимый пример адекватности требований: кто из директоров звонит в пожарную часть и сообщает об отключении воды? О снижении давления? А должны, серьёзно.
И вот это давление со стороны государства очень мешает бизнесу. Ты думаешь не про сбыт, а про о том, сделал ли ты график отпусков (в компании из одного сотрудника) и правильно ли оформил личное дело. И заполнил ли больничный именно черной ручкой.
Как живет владелец ИТ-компании в Москве с доходом 2 млн рублей в месяц
О себе
Семья: супруга — 31 год, сын — 6 лет, дочь — 4 года. Еще с нами живут собака и кошка.
Жена официально не работает, помогает мне с финансами, рассчитывает зарплаты сотрудникам. На ней все домашнее хозяйство и дети.
Должность: владелец ИТ-компании.
В какой индустрии: геймдев.
Доход: в среднем 2 млн рублей чистой прибыли в месяц.
Сколько откладываю: 90% всех доходов идет в копилку.
Сколько накопил: общая сумма моего капитала — 73 млн рублей, то есть почти миллион долларов.
Общая стоимость недвижимости — 54 млн рублей. Двушки оцениваю в 12 млн рублей каждую, трешку — в 15 млн. Также у нас есть частный дом, который мы сейчас продаем за 15 млн рублей.
Еще есть автомобиль — около 2 млн.
На счетах у меня примерно 17 млн рублей с мелочью.
На что откладываю: прямо сейчас — на покупку дома в элитном поселке. Его готовы нам продать за 45 млн рублей, но он потребует вложений — еще примерно 15 млн. Итого общая сумма покупки — 60 млн рублей, из которых у нас есть только 17 млн наличкой. Еще 15 млн мы получим с продажи дома, остаток возьмем в ипотеку.
Инвестиции: не инвестирую.
Собственность: Ниссан Мурано 2017 года, три квартиры в Москве, загородный дом в Чеховском районе Московской области.
Регулярные расходы
Коммунальные платежи: за всю недвижимость — 30 000 Р в месяц. Из них примерно 4000 Р — за дом.
Развлечения: 12 000 Р в месяц. В основном просто куда-то выходим с детьми.
Одежда: 10 000 Р в месяц. Много на одежду не тратим, большая часть брендовой одежды нам достается от заказчиков в обмен на продвижение их сайтов. Например, в 2020 году я получил брендовой одежды более чем на 2 млн рублей. Puma, Adidas, Nike, Vans — в общем, все известные бренды. Раньше я никогда не носил джинсы Levi’s за 15 000 Р и не понимал, зачем их покупают. Сейчас мое мнение изменилось.
Здоровье: недавно мы лечили зубы детям и себе, за пару месяцев потратили почти миллион только на стоматологию. Но если взять регулярные расходы, то обычно это просто аптечка и врач на дом, не больше 10 000 Р в месяц.
Налоги: налогов много. Если убрать бизнес и оставить только семью, то около 100 000 Р в год.
Машина: летом планирую поменять свой Ниссан Мурано на TLC 200, он стоит 5 млн рублей. Всего на машину сейчас уходит около 7000 Р в месяц, из них 3000 Р — бензин, а остальное — общая сумма на техобслуживание и ОСАГО.
Интернет и телефон: 6000 Р в месяц. К моему тарифу подключены родители, жена, несколько друзей.
Животные: у нас кошка и собака, на них тратим примерно 6000 Р в месяц.
Родителям: 5000 Р в месяц. Они еще не старые, мама родила меня в 25 лет.
Как я веду бюджет
Бюджет у нас совместный, я тотально доверяю жене. Надеюсь, и она мне тоже.
Раз в месяц мы подсчитываем все деньги на всех счетах, сравниваем с прошлым месяцем — и так понимаем, сколько мы заработали и сколько у нас всего денег. Как правило, это делает жена, записывая у себя в блокноте.
Обо мне и моей работе
В 2016 году я основал ИТ-студию и управляю ей по сегодняшний день. Наша чистая прибыль, то есть все, что остается после расходов бизнеса и вложений в него, — 2—3 млн рублей в месяц.
Идея написать дневник трат появилась неожиданно. Я хочу показать читателям, что многие управленцы живут, по сути, самой обычной жизнью.
В жизни я много чем занимался — и практически всегда это была самая простая работа. Был продавцом, менеджером, рекламщиком, даже листовки раздавал. Детство у меня было самое обычное, порой мы ели только черствый хлеб — и это, на секундочку, в Москве. Обычно это длилось недолго, месяц-два, когда отец пребывал в запое. Нищета прошла, только когда родители развелись. Было тяжело, но мама справилась.
Я закончил МФПА по специальности «управление проектами». Во время учебы целых пять лет работал в магазине обуви. Там я научился продавать практически что угодно и кому угодно. Женился, родился сын, и я понял, что пора менять привычный, удобный, «линейный» уровень жизни. Ведь продавцом я быть не мечтал.
Пытался сделать какой-то стартап. Чего мы с напарником только не пробовали: благотворительный фонд, исторический журнал, литературный ютуб-канал, даже политическую партию открыли. Времени в магазине было много, как и амбиций в горячей молодости. Но, естественно, ничего не вышло.
В детстве я много играл с отцом на Sony PS1 в игру Hogs of War. И у меня появилась идея создать вторую часть этой великой игры — просто в качестве хобби, не более. Знаниями и навыками для создания игр я не обладал, был далек от этого. Поэтому я просто попробовал организовать рабочий процесс, собрал небольшую команду в социальных сетях. Примерно полгода мы занимались разработкой мобильной версии игры Hogs of War 2, параллельно я узнавал что-то новое, появлялись первые контакты программистов, художников, моделлеров.
В то время я постоянно думал, что занимаюсь чем-то не тем: продаю обувь, получая 50 000 Р в месяц за довольно тяжелый труд, ведь я совмещал функции кассира, продавца, кладовщика, управляющего точкой. А зачем? Ведь можно зарабатывать 100—200 тысяч в месяц, просто выполняя подобные задачи — организовывая работу других. Сам-то я в разработке ничего делать не умею.
У меня было много свободного времени, я изучал рекламу, SEO, SMM. Мне так понравилась реклама, что я даже ушел из продаж в магазин отделочных материалов — на позицию SMM/SEO. Там провел еще три года, с 2017 по 2019. Это была совершенно другая работа. Ко мне обращались по имени-отчеству, я работал до 18:00, а не до 22:00. У меня был отпуск, больничный, окно на работе, в конце концов: в торговом центре окон нет, 12 часов находишься в закрытом помещении.
Настоящая история моей ИТ-компании началась в 2017 году. На своем сайте я указал, что у меня есть полноценная команда, хотя на самом деле тогда никого еще не было. Мне позвонил клиент с довольно крупным заказом. Мы встретились в «Му-му» рядом с моей основной работой. Я его выслушал.
Полученные деньги я начал вкладывать в развитие сайта, а так как был рекламщиком — сам его и продвигал, не жалея денег, чтобы привлечь заказчиков. Сам продавал, сам управлял. В общем, первые два года я делал все сам.
Сейчас, в 2021 году, у нас работает более 100 человек. Мы открыли офис, у нас крупные клиенты и прибыль 1—5 млн рублей в месяц.
Я рассказал эту историю, чтобы читатели не подумали, что создать свою компанию может только мажор на папины деньги.
Исследование: сколько стоит начать свой бизнес в России
Тинькофф-бизнес и «Авито» провели исследование малого бизнеса в России и узнали, сколько в среднем зарабатывают в разных отраслях.
В исследовании сравнили расходы на запуск нового бизнеса и покупку готового — дешевле всего оказалось создать ИТ-компанию или купить розничный интернет-магазин.
Рейтинг по обороту составляли на основе данных клиентов Тинькофф-бизнеса: ИП и представителей малого бизнеса с оборотом до 150 млн в год. С помощью анализа объявлений на «Авито» вычисляли, сколько стоит начать дело в разных сферах бизнеса.
Сколько стоит начать свое дело
По данным объявлений в «Авито» изучили зарплаты и гонорары специалистов в разделах «Работа» и «Услуги», а расчет аренды делали по предложениям в недвижимости.
Сравнили три подхода, как предприниматели создают и развивают бизнес:
В итоге получилось, что дешевле всего открывать дело в сфере услуг, где можно работать самому и не нужно арендовать помещение. Дороже всего покупать готовый бизнес в сфере ремонта авто, он стоит от 3 млн рублей, и в сфере грузоперевозок — там готовый проект обойдется в сумму от 2,5 млн рублей.
Сколько стоит открыть бизнес в разных сферах
Отрасль | Запуститься своими силами | Нанимать людей и делегировать | Купить готовый бизнес |
---|---|---|---|
Оптовая торговля | от 290 000 Р | от 350 000 Р | от 430 000 Р |
Розничная торговля | от 265 000 Р за три месяца аренды | от 264 000 Р без закупки товара | от 410 000 Р |
Кафе и рестораны | от 180 000 Р | от 900 000 Р | от 950 000 Р |
Розничный интернет-магазин | 100—1000 Р | от 800 000 Р | от 110 000 Р |
ИТ, разработка ПО | 100—1000 Р | от 220 000 Р | от 1 000 000 Р |
Дополнительное образование | 100—1000 Р | от 480 000 Р | от 500 000 Р |
Кто в малом бизнесе зарабатывает больше всего
В исследовании изучили, сколько зарабатывает одна компания в среднем, а затем посмотрели заработок всех бизнесов — в конкретных отраслях.
Максимальный общий оборот в отрасли оказался у компаний оптовой торговли — эта категория бизнесменов заработала 6,571 млрд рублей за первый квартал 2021 года. На втором месте разработка ПО — 6,539 млрд рублей. Третье место по отраслям у бизнесов в области бухгалтерии, права, рекламы и консалтинга — 5,769 млрд рублей.
На последних местах — строители зданий и сооружений — 2234 млрд рублей, компании, которые работают с недвижимостью — 2596 млрд рублей, розничные торговцы бытовой техникой и компьютерами — 2597 млрд рублей.
Какой бизнес можно открыть за 150 000 ₽: 10 историй предпринимателей
Начать свое дело, судя по данным ВЦИОМ, хочет четверть россиян. Главные препятствия для запуска бизнеса — нехватка денег, дорогие кредиты и необходимость приличного стартового капитала.
Как победить выгорание
Прокат карнавальных костюмов в Воронеже
Стартовые вложения: 119 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 100 000—150 000 Р
Расходы на старте: костюмы и аксессуары, мебель и оборудование, аренда, реклама в соцсетях, регистрация ИП
Вика любила костюмированные вечеринки, но в Воронеже было сложно достать наряд. Так у девушки появилось новое хобби — она покупала костюмы, а чтобы подзаработать, начала сдавать их в аренду. Увлечение постепенно переросло в бизнес — сначала прокат занимал пару часов в день, но со временем обороты выросли и пришлось полноценно посвятить себя этому делу.
Фонд костюмов Вика формировала постепенно: собирала заработанные деньги и раз в месяц покупала 5—10 костюмов. Со временем выяснила, что самые ходовые размеры: 42—48 для женщин, 46—50 для мужчин.
Прокат карнавальных костюмов — сезонный бизнес: костюмы обычно берут на утренники, выпускные вечера, вечеринки и корпоративы. Нужно заранее купить костюмы под праздники, угадать, какие кинопремьеры станут популярными настолько, чтобы люди арендовали костюмы героев из них. Чтобы выровнять падение выручки от сезонности, Вика параллельно продает антикварные вещи и предметы декора, проводит творческие мастер-классы, организовывает праздники. Еще предлагает костюмы барам и клубам, потому что им можно сдать сразу несколько костюмов, пусть и со скидкой.
Сайт для салона проката костюмов оказался бесполезным. Люди все равно приходят в магазин примерить наряд. Еще по опыту выяснили, что лучше не шить костюмы самостоятельно — покупать их проще и дешевле.
Фигуры из картона в Волгограде
Стартовые вложения: 14 800 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 160 000 Р
Расходы на старте: аренда помещения, мебель, материалы, госпошлина за открытие ИП
Прежде чем начать свой бизнес, Александра поработала в аналогичной мастерской по изготовлению декораций из картона и набралась опыта. Свое дело начала как фрилансер с редких заказов и простых задач, например делала упаковки для подарков. Когда заказов стало много, в том числе и от компаний, предпринимательница сняла помещение и запустила свою мастерскую.
Александра делает не только фигуры из картона, но и строит декорации для фотосессий и клипов, украшает офисы компаний и проводит детские выездные мастер-классы. Сотрудников начала нанимать, когда перестала успевать все делать сама. Постепенно рабочий коллектив вырос до пяти человек, время от времени привлекают дополнительных помощников.
Основными клиентами мастерской стали крупные компании: производители сока, банки, заводы, операторы сотовой связи и торговые центры. В бизнесе есть сезонность: с сентября по декабрь — горячий период, с января по февраль клиентов мало.
Швейное ателье в Сыктывкаре
Стартовые вложения: 66 350 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 30 000—40 000 Р
Расходы на старте: аренда помещения за 4 месяца, две швейные машинки б /у, материалы и инструменты, визитки, плакаты, листовки и баннер для входа
Инна шесть лет работала портной: шила чехлы на автомобильные кресла, перетягивала мебель, меняла поролон. Потом заболела и потеряла работу.
В центре занятости ей предложили грант на собственный бизнес. Инна согласилась и решила открыть свое ателье. На запуск от государства она получила 78 800 Р : деньги ушли на аренду и оборудование. Промышленные машинки пришлось брать подержанные, а раскройный стол сделать самостоятельно.
Чтобы привлечь клиентов, Инна тестировала разные виды рекламы. Выяснилось, что баннер в газете не работает, лучше размещаться в строительных каталогах. Со временем про ателье узнали, к Инне стали обращаться поликлиники, гостиницы и мотоклубы.
Сначала предпринимательница работала с родственниками, но потом поняла, что так делать не стоит — они не выполняют поручения и могут вообще не прийти на работу, поэтому проще нанимать посторонних людей. Сотрудников Инна ищет через соцсети и центр занятости и оформляет их по договору гражданско-правового характера. Когда заказов мало, выполняет их сама.
Интернет-магазин обоев в Москве
Стартовые вложения: 126 300 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 700 000 Р
Расходы на старте: обои и каталоги, бухгалтерия, реклама, регистрация ИП и открытие расчетного счета
Николай занимался программированием и сделал поставщику обоев сайт-визитку. Бизнес его заинтересовал, и Николай предложил клиенту сотрудничество — вместе продавать обои через интернет. Они стартовали, но со временем поставщик начал менять условия. Тогда Николай разорвал партнерство и запустил новый магазин, уже с другом.
Разработкой сайта и размещением данных о товаре Николай занимался сам. Друг помог с доставкой: забирал товар у поставщиков, собирал заказы и отдавал их курьерам.
Бизнес стал расти — ребята экономили на аренде и формировали заказы на крытой стоянке, поэтому могли держать цены ниже, чем в офлайн-магазинах. За год оборот вышел на 4,7 млн рублей, прибыль составила 450 000 рублей. Тогда предприниматели наняли первого сотрудника, который обрабатывал заказы, и сняли склад и магазин, куда могли прийти покупатели за товаром. Постепенно расширили ассортимент и добавили ламинат и освещение.
В процессе роста бизнеса были и ошибки. Например, не сработала идея открыть магазин рядом с продажей кухонь, чтобы привлекать покупателей сопутствующими товарами для ремонта. Еще была попытка открыть второй магазин, но штат стал большим и не удавалось держать низкую наценку — пришлось закрыть. В итоге оставили один офлайн-магазин и сайт.
Активно развивать бизнес помогла работа с сайтом и текстами — за год друзья добавили на страницу магазина большое количество материалов, которые рассказывали о разных видах обоев. На сайт стали заходить по 90 000 человек в месяц, часть из них становились покупателями.
Пончики в Чебоксарах
Стартовые вложения: 100 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 350 000 Р
Расходы на старте: аппарат для приготовления пончиков, сырье, сертификация, фритюр, дозатор для начинки, аренда за помещение, металлические столы
Анжелика вместе с другом Сашей пробовали продавать овец, но с поставщиком не сложилось. Тогда решили заняться другим бизнесом. Идею нашли на «Авито»: там продавали пончиковый аппарат. Девушка вспомнила свою работу няней в США: местные часто ели пончики, как в «Симпсонах», а в России Анжелика такой еды не видела.
Первые пончики жарили дома на сковородке, потом купили аппарат и долго искали рецепт идеального теста. Когда получилось вкусно, сняли недорогое помещение под производство и еще арендовали 6 м² в торговом центре — поставили «островок» для реализации.
Чтобы приготовить пончик, предприниматели использовали хлебопечку для замеса теста, аппарат, где тесто поднимается под воздействием углекислого газа, электрическую плиту и дозатор для начинки — все это помещалось на двух металлических столах. Начинку покупали готовую, а глазурь варили сами. Производство получилось увеличить, когда нашли поставщика готовых смесей для пончиков — если не делать тесто самим, можно приготовить в два раза больше штук за то же время.
Пончики — это сезонный бизнес. Высокий спрос приходится на праздники, а падает с середины весны до середины лета, когда часть покупателей отказывается от мучного и сидит на диетах. Чтобы заработать больше, Саша и Анжелика начали продавать кофе и договорились с другими кофейнями и магазинами о поставке своей продукции.
Если хотите открыть такой же бизнес, внимательно отнеситесь к договорам на помещения — арендодатель Анжелики заметил, что ее бизнес идет в гору, и не стал продлевать договор. Вместо этого он открыл аналогичную пончиковую сам. Хорошо, что девушка подготовилась к такому варианту развития событий — создала другие варианты сбыта.
Сахарная вата в Кемерове
Летом лучше арендовать место в парках, на набережной или рядом с детской площадкой. Зимой придется переехать в торговый центр: на улице продукты замерзнут. Еще можно брать аппарат на фотосессии, праздники, мероприятия: если планируете выездную работу, ищите аппарат с газовой подачей, он не зависит от электричества. Пригодится и специальный купол — так во время готовки горячие капли не попадут на зрителей.
Веники для бани в Горячем Ключе
Стартовые вложения: 70 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: до 550 000 Р
Расходы на старте: веники и упаковка
Иван занимался производством спортивного питания в небольшом городе Горячий Ключ. Чтобы расширить рынок сбыта, он поехал в Москву и попытался продать партию товара в первый попавшийся фитнес-клуб. Там он познакомился с предпринимателем, который выкупил у него спортивное питание и заодно сделал заказ на веники для бань — такие делают многие жители Ключа. Иван понял, что это может стать стабильным бизнесом, ведь с сырьем проблем нет: можно покупать веники у жителей и продавать большую партию в Москве.
Сертификаты на банные веники не нужны, вмести них можно оформить отказное письмо на продукцию — это документ, в котором говорится, что товар не подлежит сертификации.
Чтобы открыть такой бизнес, нужно найти вязальщиков — тех, кто вяжет веники. В Ключе это бабушки и дедушки, которые таким образом создают себе прибавку к пенсии. Веники делают вручную, чтобы контролировать, какая ветка ляжет в пучок, а какая нет. Еще для производства пригодится заготовитель — он договаривается с лесниками, оформляет лесные билеты, нанимает сборщиков веток, проверяет качество работы.
Основные клиенты — крупные оптовые заказчики, которые поставляют веники в бани, торговые сети, на мелкие оптовые базы и в магазины. Еще веники покупают крупные банные комплексы и предприниматели, которые торгуют подобными товарами в розницу.
Конструкторское бюро в Москве
Стартовые вложения: 95 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 500 000 Р
Расходы на старте: еда, жилье, транспорт и регистрация юридического лица
Этот бизнес появился из кружка по интересам. Дмитрий еще в университете увлекся созданием 3Д-моделей инженерных конструкций — разобрался в специальной программе, участвовал с друзьями в олимпиадах по этой теме. Когда кружок дорос до двадцати человек, ребята обратились к ректору — тот помог с помещением и оборудованием.
Портфолио наработали тоже с помощью вуза — бесплатно перевели металлургическое оборудование для кафедры в трехмерный вид. Сотрудники рассказали о толковых студентах друзьям и коллегам — так появились первые клиенты. Со временем количество заказов росло, ребята сделали экзоскелет, шлем для оцифровки мимики, станции велопроката. Сейчас в портфолио бюро факел для олимпийского огня и подводные беспилотники.
Работа строится так: сначала клиент приходит с идеей, ребята изучают рынок похожих устройств. Выясняют, что не нравится пользователям и как они используют такую технику. Потом делают простой макет из подручных средств, согласуют с клиентом, на его основе создают рабочую модель. Ее тестируют, снова показывают клиенту. Получается готовая модель, с которой можно идти на серийное производство. Патент и все права на такое изобретение становятся собственностью клиента.
Творческая мастерская в Казани
Стартовые вложения: 115 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 200 000—500 000 Р
Расходы на старте: аренда комнаты, ремонт, роспись стен, мебель и оборудование, расходные материалы, регистрация ИП
Братья Васильевы по образованию программисты, но всегда хотели заниматься творчеством. Однажды они решили организовать выездные мастер-классы по мультипликации и песочной анимации: оказалось, спрос на это есть, но выезды отнимали слишком много сил. Поэтому предприниматели нашли помещение и открыли творческую мастерскую — место, где взрослые могут попробовать разные хобби.
Сначала проводили разовые мастер-классы пару раз в неделю. Затем организовали выставку мультипликации: после нее о братьях узнало много людей и посещаемость мастер-классов выросла. Чтобы люди возвращались, братья постоянно запускают новые направления, а от непопулярных отказываются.
Чтобы получить дополнительный доход, братья стали продавать продукцию, изготовленную на оборудовании мастерской. Еще они начали участвовать в выездных фестивалях: проводить там мастер-классы и продавать готовые товары — это помогло увеличить прибыль и привлечь новых клиентов.
Студия живописи в Воронеже
Стартовые вложения: 151 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 40 000—70 000 Р
Расходы на старте: аренда, мебель и мольберты, посуда, материалы для живописи, натюрмортный фонд, реклама и полиграфия, хозяйственные мелочи
Настя работала преподавателем в студии живописи. Когда собственник решил закрыться, Настя выкупила бизнес и стала работать на себя.
У студии развлекательный формат: учиться приходят люди, которые не планируют становиться художниками, а хотят попробовать что-то новое и порисовать. Лицензия для такого бизнеса не нужна, документы об образовании Настя не выдает.
Работает девушка не одна — на мастер-классы она привлекает и других преподавателей. Как сотрудников никого не оформляет — наоборот, преподаватели арендуют у нее студию за процент от пришедших на занятия людей.
Если вы хотите открыть такой бизнес, ищите просторное и светлое помещение. Проходимость не особо важна, потому что на мастер-класс редко приходят случайные люди. Окна должны быть большими, потому что художникам нужно много света. Еще пригодится зона отдыха, где ученик может попить чай и отвлечься.
Для работы нужно купить мольберты, разбавитель для красок, сами краски, кисти, холсты, карандаши, бумагу. Собрать натюрмортный фонд — из него ставят постановку для срисовывания. В композицию лучше вложиться — постановка должна быть интересной и с разными деталями.
Большая часть клиентов такого бизнеса — женщины от 25 до 45 лет. Есть и детские встречи, но они не делают основной выручки.
Чтобы заработать больше, нужно проводить разовые мастер-классы: они привлекают новых клиентов, которые могут стать постоянными. Еще в продвижении помогают соцсети: Настя публикует во «Вконтакте» заметки о живописи, уроки рисования, отзывы о мастер-классах. Повезет, если группу заметят полезные люди — журналисты, представители творческих объединений, организаторы выставок и мероприятий: они могут организовать мастер-класс студии у себя на площадке и рассказать о ней большому количеству людей.