на чем зарабатывают платежные системы visa и mastercard
Как инвестор может заработать на банковских транзакциях
Это первая часть цикла статей для инвесторов об индустрии платежных сервисов. Начну с общего: размера и потенциального роста рынка безналичных платежей, а также разберу каждый сегмент. В следующих статьях я рассмотрю бизнес конкретных компаний, чтобы понять, насколько их акции интересны для покупки.
Потенциал рынка безналичных платежей
Хотя в мире совершаются миллиарды платежных транзакций, только четверть платежей осуществляется безналичными способами, с помощью карт или приложений. Но, по прогнозам аналитиков McKinsey, глобальная индустрия безналичных платежей вырастет с 1,9 до 3 трлн долларов к 2022 году.
На рынке платежных сервисов работают тысячи компаний по всему миру. Многие из этих компаний публичные, а значит, их акции могут быть интересны в качестве объекта инвестиций, так как они работают на огромном, быстрорастущем рынке.
В этом обзоре мы разберем основные сегменты индустрии платежей и некоторые компании, которые в ней представлены. А в следующих статьях подробно проанализируем наиболее интересных эмитентов из этой сферы.
Кредитные и дебетовые карты
Основные игроки на рынке. Наиболее распространенный способ безналичных платежей в большинстве стран — кредитные и дебетовые карты. Большинство выпущенных в мире карт работает с помощью инфраструктуры всего двух компаний: Mastercard и Visa. Обе компании публичные и торгуются на американском рынке.
Большую часть комиссии забирают посредники: 20—25% получают компании, принимающие и обрабатывающие платежи, а 60—70% — банк, выпустивший карту покупателя. Конечно, указанные доли будут сильно отличаться в зависимости от страны, типа карты и категории товара.
Как росли акции. Акции Mastercard начали торговаться на бирже в 2006 году, и на сегодня цена акций компании выросла в 70 раз. Visa разместила акции на фондовом рынке в 2008 году — цена акций выросла в 16 раз. Обе компании входят в 15 самых дорогих бизнесов США: все акции Mastercard на бирже стоят 275 млрд долларов, а Visa — 390 млрд долларов. Я сделаю отдельный обзор бизнеса обеих компаний, чтобы понять, насколько привлекательны их акции после такого сильного роста.
Нишевые игроки. Кроме Mastercard и Visa есть еще две публичные компании, которые предоставляют инфраструктуру для кредитных и дебетовых карт: American Express и Discover Financial Services.
American Express получает основной доход от комиссий за транзакции через свою систему, но при этом оказывает большое количество дополнительных услуг.
Discover получает основной доход за счет различных продуктов, связанных с кредитованием, хотя комиссии за транзакции — это также значимая часть бизнеса.
Карты American Express и Discover популярны в основном в США и, как правило, нацелены на обеспеченную аудиторию, которую привлекают различными бонусными программами и привилегиями.
Национальные системы. В некоторых странах также есть национальные платежные системы, которые конкурируют с Mastercard и Visa. Самая крупная — China UnionPay, у которой почти монополия в Китае. В некоторых странах существуют локальные системы, которые принадлежат государству или нескольким банкам: Elo в Бразилии, UPI в Индии, «Мир» в России и JCB в Японии. Но акции этих компаний не торгуются на бирже.
Банки
Банки забирают большую часть комиссии за транзакции с картами. Но по отдельности банки зарабатывают меньше, чем Mastercard и Visa. Основной доход банков — кредитование, страхование и помощь в выпуске ценных бумаг. Например, крупнейший американский банк J. P. Morgan получает всего 4% выручки за счет комиссий с кредитных и дебетовых карт. Поэтому подробно разбирать сегмент не буду.
Прием и обработка платежей
Обработка платежа, или процессинг, — это услуга, позволяющая продавцу принимать платежи различными способами: банковской картой, наличными или через электронный кошелек. Здесь много компаний: российский Qiwi, американские PayPal, Fiserv, FIS и Square, европейские Adyen и Wirecard.
Электронные платежные системы и мобильные кошельки
Оборот транзакций PayPal составил 578 млрд долларов за 2018 год. Оборот Mastercard — 5,9 трлн долларов, а Visa — 8,2 трлн. Но PayPal забирает всю комиссию себе, а Mastercard и Visa делятся с посредниками. Средний доход PayPal с транзакции и выручка сопоставимы с Mastercard и Visa. В России есть аналоги: « Яндекс-деньги » и кошелек «Киви».
В последние годы также стали популярны мобильные кошельки, которые позволяют удобно совершать платежи и переводы с помощью смартфона. В США наибольшей популярностью пользуются приложения Venmo от PayPal и Cash App от Square.
Наибольшее распространение мобильные кошельки получили в Китае, где Alipay и WeChat Pay всего за несколько лет произвели революцию и фактически вытеснили наличные из обращения. Объем мобильных платежей в Китае составил 41,5 трлн долларов — в три раза больше, чем оборот Visa и Mastercard, вместе взятых, по всему миру.
Часть акций Alipay принадлежит Alibaba, WeChat Pay принадлежит Tencent
Мобильные кошельки — один из самых интересных сегментов рынка платежей, так как у них огромный потенциал роста. С каждым годом они получают все больше функций и постепенно перетягивают к себе пользователей у банков, которые в большинстве стран печально известны плохим сервисом и высокими комиссиями. Планирую сделать обзоры на PayPal и Square, а также писал про Alipay в обзоре Alibaba.
Возможно, следующим этапом развития электронных платежей станут системы, работающие по тому же принципу, что и криптовалюты. Американский банк J. P. Morgan уже запустил JPM Coin, а Facebook планирует запустить Libra. Такие же планы есть у Goldman Sachs, крупнейшего в мире ретейлера Walmart и даже у китайского центрального банка. Но пока все подобные проекты находятся на этапе разработки или тестирования, поэтому до их массового внедрения пройдет еще значительное время.
Другие сегменты рынка
Есть также большое количество других сегментов рынка платежей.
Операторы денежных переводов. Среди публичных компаний можно выделить американские Western Union и MoneyGram International. Я считаю этот сектор неинтересным для инвестиций: объем рынка падает последние несколько лет и, вероятно, продолжит показывать негативную динамику.
Производители и операторы оборудования для приема платежей. Из публичных компаний можно выделить французскую Ingenico — производителя платежных терминалов, которые часто можно встретить в магазинах и ресторанах. Еще интересна американская компания Cardtronics — это крупнейший независимый оператор банкоматов. Но чтобы купить акции этих компаний, нужен статус квалифицированного инвестора у российского брокера или счет у иностранного.
Разработчики программного обеспечения для платежей. Есть нишевые компании, которые разрабатывают программные решения для осуществления платежей. Например, Intelligent Systems разрабатывает софт для карты, которую в августе планируют запустить Apple и Goldman Sachs. К сожалению, я только недавно обратил внимание на компанию, когда ее цена выросла в 10 раз за два года.
Ушли с «Миром»: как национальные карты бьют по бизнесу Visa и MasterCard
Национальные карты «Мир», на которые с 1 июля 2018 года законодательно перевели все зарплаты бюджетников, отобрали по итогам прошлого года у Visa долю рынка в 5,5%, а у Mastercard — 6%. Такие данные содержатся в справочных материалах, подготовленных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) к состоявшемуся 1 марта совещанию у вице-премьера Дмитрия Козака.
Подлинность документа РБК подтвердили два источника на финансовом рынке. ФАС сообщила, что направила свой отчет в правительство и подтвердила доли рынка платежных систем на начало 2019 года. Сведения о распределении долей на рынке платежных карт на постоянной основе не публикуются: ни Visa, ни Mastercard их не раскрывают.
Доля активных карт Visa у населения за год (с 1 января 2018 года по 1 января 2019 года) снизилась с 45 до 39,5%, а Mastercard — с 42 до 36%. Снижение долей международных платежных систем происходит на фоне удвоения доли активных карт «Мир» — с 12,5 до 24,5%.
Рост до 22 триллионов
Несмотря на то что у карт «Мир» почти четверть активных пользователей, их доля в объеме безналичных платежей в два раза ниже — 12,64% по итогам 2018 года, хотя по сравнению с 2017 годом она выросла в 5,9 раза (с 2,1%). Почти половина платежей приходится на карты Visa (47,3% в 2018 году против 52,4% в 2017-м), доля Mastercard — 38% (40,7% в 2017 году).
В денежном выражении держатели карт Visa в прошлом году оплатили товары и услуги на 10,4 трлн руб. (рост 26,8%), Mastercard — на 8,3 трлн руб. (+29,6%), «Мир» — на 2,7 трлн руб. (рост в 8,3 раза), следует из справочных материалов ФАС. В целом за 2018 год рынок безналичных платежей в России вырос на 40%, до 22 трлн руб.
В Visa и Mastercard на запрос РБК не ответили. В Национальной системе платежных карт (НСПК, оператор системы «Мир») подтвердили, что в среднем по 2018 году доля безналичных платежей по картам «Мир» составляла 12%, что соответствует данным ФАС. Но в четвертом квартале 2018 года этот показатель превысил 19%, отметили в НСПК.
Карты «Мир» по состоянию на 1 января 2019 года выпускали и обслуживали в магазинах (или выполняли одну из этих функций) 305 банков, эмиссией и эквайрингом карт Visa занималось 260 банков, Mastercard — 291. Всего в России выпуск карт осуществляют 338 банков, их обслуживание — 245.
Национальная система платежных карт (оператор карт «Мир») была создана в 2014 году для обслуживания банковских платежей в России, после того как Visa и Masterсard перестали принимать карты банков, попавших под западные санкции из-за присоединения Крыма. Для минимизации санкционных рисков было решено запустить собственные карты для россиян под брендом «Мир» (первые выпущены в конце 2015 года). Они предназначены в основном для использования внутри страны, за рубежом их не принимают, за исключением кобрендинговых продуктов с Mastercard или японской JCB. Большинство пользователей карт «Мир» — это бюджетники, зарплаты которым согласно законодательству с 1 июля могут перечисляться только на эти карты. К 1 июля 2020 года в число пользователей карт «Мир» должны попасть и все пенсионеры, в том числе военные.
Перестройка рынка
Основная причина роста доли национальных карт и сокращения международных — изменения в законодательстве, говорит глава Национального платежного совета Алма Обаева. С 1 июля все выплаты бюджетникам перечисляются на карты «Мир», происходит постепенная замена Visa и Mastercard на «Мир» у пенсионеров. «Как только у пенсионера завершается срок действия карты Visa или Mastercard, ему сразу выдается карта «Мир». Этот процесс начался с 2016 года и должен завершиться к 1 июля 2020 года. В итоге международные платежные системы в этом сегменте не восполняют количество карт, что также отражается на их долях», — объясняет Обаева.
То, что «Мир» отнял у Mastercard больше пользователей, чем у Visa, связано с тем, что за Mastercard могло числиться больше клиентов-бюджетников, предполагает эксперт.
Перераспределение долей на рынке продолжит в дальнейшем немного меняться в пользу карт «Мир», прогнозирует менеджер Deloitte Digital в СНГ Максим Шапировский. Но рост национальной системы уже не будет таким значительным. Пенсионеры не будут активными пользователями банковских карт, так как у них достаточно низкий уровень доверия к банковской системе, считает Шапировский.
Рост объемов операций обусловлен не только нормами закона, возражают в НСПК. «Карту можно выдать по любым причинам, но если она не работает или неудобная, то ею пользоваться не будут», — говорит оператор карт «Мир».
Перераспределение долей платежных систем в России происходит на фоне «колоссального» роста безналичных платежей, акцентирует глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин.
Но для большинства пользователей важен не бренд, а бонусы и размер комиссии за обслуживание, считает он. «Если банк устанавливает систему бонусов и минимальную комиссию за обслуживание карты либо отменяет ее, то люди с удовольствием готовы пользоваться такой картой вместо наличных», — отметил Емелин.
Рынок банковских карт близок к насыщению
В ближайшие два года рост рынка безналичных платежей будет превышать 20% ежегодно, прогнозирует директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Александр Петров. Но такой бурный рост, как в предыдущие годы, по его мнению, уже вряд ли возможен. Сейчас число карт на руках клиентов превышает 200 млн и рынок близок к насыщению, хотя количество и объем операций по этим картам, разумеется, будет постепенно расти, отмечает он.
По итогам 2018 года более половины платежей в России (56%) осуществлялось безналичным способом, сообщала глава департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина. По оценкам ЦБ, к концу 2019 года доля безналичных платежей может вырасти еще на 10 процентных пунктов.
Драйвером роста станет увеличение количества POS-терминалов, которое в России пока не достигло насыщения и отстает от европейских показателей, добавляет Петров. Кроме того, потребители становятся более грамотными в цифровой сфере, указывает менеджер Deloitte Digital в СНГ Максим Шапировский. Если у них есть положительный опыт использования карты, например привязанной к приложению по вызову такси, то их легче склонить к оплате картой в других сервисах, отмечает он.
Стоит ли инвестировать в акции Visa после кратного роста
История компании
В 1958 году Bank of America выпустил кредитную карту BankAmericard. Некоторые небольшие банки пытались выпустить кредитные карты, но им не хватало масштаба и ресурсов, чтобы внедрить новый продукт массово.
Раньше Bank of America работал только в Калифорнии: там у него была большая доля рынка, и его карты достаточно быстро приобрели популярность среди местных жителей. За пределами Калифорнии, а затем и за пределами США, Bank of America начал выдавать лицензии другим банкам на использование технологии по выпуску аналогичных карт.
К 1970 году подобные карты стали популярны по всей стране. Bank of America выделил платежную систему в отдельную компанию — National BankAmericard, которую в 1976 году переименовали в Visa USA. Ее акционерами стала группа американских банков. Также создали отдельные компании Visa Canada, Visa Europe и Visa International, которыми тоже управляли группы местных банков.
История Visa важна, чтобы понять уникальность ее бизнеса. Финансовый сектор — одна из самых консервативных и зарегулированных индустрий. Создать платежную сеть, которая объединяет практически все банки в мире, — сложная задача.
Visa образовали сами банки, и ее бизнес развивается уже более 60 лет. В этом ее принципиальное отличие от технологических компаний, которые пытаются кардинально изменить привычки потребителей в области платежей за считаные годы, не имея при этом тесных отношений с участниками финансового сектора и регуляторами.
В 2007 году Visa USA присоединила Visa Canada и Visa International и в 2008 году провела IPO — разместила свои акции на фондовом рынке. Это было одно из крупнейших IPO в истории, объем размещения составил 19,7 млрд долларов. В 2016 году Visa приобрела Visa Europe за 23,4 млрд долларов, завершив присоединение дочерних компаний во всех регионах.
С момента выхода на биржу акции Visa показали взрывной рост: за 11 лет их стоимость выросла в 16 раз. Сегодня капитализация компании составляет около 400 миллиардов долларов. Visa — самая дорогая компания в финансовом секторе, она опередила крупнейшие мировые банки.
На чем зарабатывает Visa
Visa предоставляет инфраструктуру для транзакций с помощью кредитных и дебетовых карт. Потребители покупают товары, продавцы отдают часть полученных денег банку, а банк оплачивает услуги Visa. Подробнее о том, кто и сколько зарабатывает на комиссиях при оплате товаров и услуг картами, читайте в первой статье цикла про платежные сервисы.
Выручка Visa состоит из четырех типов услуг:
В сумме эти доходы формируют валовую выручку, но Visa возвращает часть полученных платежей своим клиентам в качестве бонусов за достижение определенного объема транзакций и других метрик — client incentives. Эти бонусы составляют около 20% от валовой выручки. Выручка Visa в отчетности отражается как валовая выручка за вычетом бонусов клиентам.
С 2008 года, когда акции Visa разместили на фондовом рынке, выручка компании росла на 10—11% ежегодно. Visa выручила за последний квартал 5,84 млрд долларов при объеме транзакций в 2,23 трлн долларов. Получается, что средняя комиссия Visa — 0,26%. Американский рынок генерирует 44% всех доходов компании.
Финансовые показатели
У Visa прибыльный бизнес. Историческая маржа компании — около 43%. Это значит, что с одного заработанного доллара у компании остается 43 цента прибыли. Средняя историческая маржа американских компаний, входящих в американский индекс акций S&P 500, — около 7%.
Бизнес Visa не требует больших инвестиций. Вся прибыль конвертируется в чистый денежный поток — деньги, оставшиеся после инвестиций, расширения бизнеса, погашения долгов и выплаты дивидендов. Доходы Visa почти не зависят от экономических циклов и стабильно растут из года в год.
У Visa небольшой долг, который компания может погасить за счет собственных денег. Он образовался после приобретения Visa Europe в 2016 году. Visa покупает другие компании достаточно редко и обычно на небольшие суммы. Вероятно, менеджмент устраивает органический рост бизнеса. В результате Visa возвращает акционерам почти все заработанные деньги через дивиденды и выкуп акций с рынка.
Дивидендная доходность акций Visa небольшая — менее 1%. В то же время из-за регулярного выкупа акций прибыль Visa на одну акцию растет быстрее, чем абсолютные финансовые показатели.
Рост показателей Visa за 10 лет
Показатель | Рост за 10 лет | Ежегодный прирост |
---|---|---|
Выручка | 223% | 12,5% |
Чистая прибыль | 396% | 17,4% |
Структура капитала
У Visa нестандартная структура капитала. Есть три типа обыкновенных акций: А, В, С — и два типа привилегированных: В и С. На бирже торгуются обыкновенные акции типа А. Остальные типы акций не торгуются — ими владеют финансовые организации, работающие с Visa. Дополнительные типы акций компания создала как страховку на случай исков от продавцов товаров и услуг, которые принимают оплату картами Visa.
Например, в 2018 году Visa сделала резерв под возможные выплаты по искам в размере 600 миллионов долларов. Обычно такие резервы негативно влияют на прибыль компании. Но в случае с Visa произошло наоборот: так как убытки от подобных исков влияют только на непубличные классы акций, ее финансовые показатели не пострадали.
Все типы акций со временем сконвертируются в обыкновенные акции класса А. Согласно отчетности компании, это должно произойти до 2028 года. Подобная конвертация приведет к размытию долей действующих акционеров публично торгующихся акций, но оно будет не очень большим и вряд ли сильно повлияет на стоимость акций. После конвертации акций класса B и C в публичный класс А все судебные издержки будут отражаться в отчетности компании, что сделает ее финансовые результаты более волатильными.
Годовой отчет Visa за 2018 год, стр. 28 — когда непубличные акции конвертируются в акции Visa класса A
Конкуренция
Платежная система — прибыльный бизнес, поэтому у Visa есть конкуренты — как глобальные, так и национальные.
Mastercard. Это основной конкурент: в большинстве стран мира эти две платежные системы делят между собой большую часть рынка безналичных платежей.
В США и Канаде у Visa явное преимущество: объем транзакций через ее систему в два раза больше, чем у Mastercard. В Европе, Азии и других регионах позиции компаний примерно равны.
Национальные системы. В Китае картами Visa и Mastercard пользуются только туристы, а монопольное положение занимает национальная платежная система China UnionPay. Еще в Китае популярны мобильные платежные системы Alipay и WeChat Pay, которые буквально за несколько лет захватили большую часть местного рынка. Также они активно захватывают рынок за рубежом, особенно в Юго-Восточной Азии.
В Японии значительную долю рынка занимает местная платежная система JCB, через которую в 2018 году совершили транзакций на 294 млрд долларов. Долю рынка JCB и ее динамику сложно оценить, так как Visa и Mastercard не раскрывают свои показатели в Японии.
В России платежная система «Мир» увеличивает свою долю за счет того, что переводит на нее выплаты бюджетникам. С 2015 по 2018 год доля безналичных платежей через карты «Мир» выросла до 12% рынка.
Бразильская система Elo, которую развивают крупнейшие локальные банки, заявляет о том, что занимает около 20% рынка.
Наличные деньги. Несмотря на большое количество конкурентов, Visa есть куда расти, если вытеснить наличные. Хотя доля наличных постоянно падает, платежи с ними все еще составляют 77% от всех транзакций. Поэтому основные усилия Visa направлены на популяризацию безналичных платежей, а не на прямую конкуренцию с Mastercard и другими компаниями.
Не конкуренты, а партнеры
Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay и прочие. Чтобы совершать платежи через эти системы, нужно привязать банковскую карту. Если к приложению привязана карта Visa, то компания будет зарабатывать на каждой транзакции. Банк, выпустивший карту, делится комиссией с Apple или Google, а Visa получает свой доход в полном объеме. Поэтому, когда Apple Pay только появился, Visa активно помогала внедрять систему.
PayPal. Хотя компания позволяет совершать платежи напрямую с банковского счета, большая доля пользователей предпочитает привязывать к аккаунту PayPal банковскую карту. Если это карта Visa, компания получает комиссию — поэтому Visa и PayPal тесно сотрудничают и реализуют совместные проекты.
Таким образом, технологические компании и другие платежные сервисы в большинстве случаев не конкурируют с Visa, а выступают ее точками роста. Чем больше безналичных платежей, тем выше комиссионные доходы Visa.
Риски
Контроль отрасли государством. Финансовые транзакции очень жестко регулируются. Для реализации платежной системы нужно не только огромное количество ресурсов, но и согласие регулирующих органов по всему миру.
Это защищает Visa от конкурентов, но при этом создает значительные риски. Сейчас Visa и Mastercard занимают монопольное положение на многих финансовых рынках. Власти стран могут ужесточить контроль над отраслью — это скажется на доходах компаний.
Например, европейские власти заставили Visa снизить комиссии за международные транзакции на 40%. Иначе пришлось бы платить крупный штраф. Другой пример: регуляторы жестко раскритиковали альтернативную платежную систему Libra, которую разрабатывает Facebook. При этом Visa — один из партнеров консорциума Libra. В случае запуска проекта Visa получит свою долю доходов от него.
Судебные иски. Регуляторы и потребители обвиняют Visa в том, что она завышает комиссии. Компания даже получает иски от продавцов товаров и услуг. В США многолетние судебные споры закончились для Visa штрафом в размере 4,1 млрд долларов — это чуть больше квартальной прибыли компании.
Что дальше
Visa — прибыльная компания, у которой остается много денег после оплаты всех расходов. Через инфраструктуру компании проходит большая часть безналичных платежей в США. Чтобы создать конкурента, потребуются десятки миллиардов долларов.
С момента размещения акций Visa на фондовом рынке их цена выросла в 16 раз. Сейчас Visa стоит примерно 34 годовые прибыли. Это намного выше среднего текущего значения для американского рынка — 21,7. Чтобы понять, насколько акции Visa привлекательны для покупки, нужно также разобрать бизнес ее основного конкурента — Mastercard.
В следующей статье цикла я покажу сходства и отличия двух компаний и сделаю вывод, стоит ли покупать акции этих платежных систем.
Почему подорожают платежные системы
Акции Visa и Mastercard дорожали последние три года, но максимальный рост показали в 2019-м — на 41% и 57,4% соответственно. Рост котировок платежных систем вызван не только интересом инвесторов к показателям этих компаний, но и ростом рынка акций США в целом.
Интерес инвесторов к активам платежных систем вполне закономерен. Бум интернет-покупок и безналичных операций не может не способствовать росту выручки и прибыли платежных систем. По оценкам аналитика Лайзы Эллис из MoffettNathanson, за девять лет, с 2010 года, доля оплаты потребителями своих покупок пластиковыми картами возросла с 28% до 43%.
Сейчас доля Visa на рынке дебетовых и кредитных карт достигла 60%, за ней следует Mastercard с долей в 30%. Неудивительно, что за последние пять лет и Visa, и Mastercard удвоили выручку. Вдвое больше прибыли принесли акционерам и бумаги обеих платежных систем.
«Платежные системы стали посредниками между потребителями и банками», — отмечает управляющая портфелем Villere Balanced Fund Сэнди Вильер.
По мнению аналитика Мойсе Катри из Wedbush, в 2020 году ажиотаж вокруг акций платежных систем сохранится. Эксперт ожидает роста котировок не только бумаг Visa и Mastercard, но и платежного сервиса PayPal. Последний в минувшем году подорожал на 26% и превратился в достойного конкурента лидерам рынка электронных платежей.
«Платежный сервис PayPal превзошел все ожидания, поскольку выиграл от тенденции размывания границ между традиционными банками, поставщиками платежей и компаниями, предоставляющими мобильные экосистемы», — считает Мойсе Катри.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке.