на чем зарабатывают благотворительные фонды

Благотворительный фонд как бизнес

Благотворительность – это адресная помощь нуждающимся: людям, объектам культурного наследия, событиям. А благотворительные фонды – главный инструмент оказания благотворительной помощи. На их специальных банковских счетах содержатся вклады меценатов, которые потом перечисляются нуждающимся. Работа фондов предполагает возможность использования налоговых льгот. Разберем, как открыть благотворительный фонд и как работают такие организации.

Создание благотворительного фонда

Перед тем, как открыть фонд, нужно выбрать направление деятельности. Фонды могут помогать иметь разные специализации, среди всех прочих нужно выбрать одну: нельзя сначала оказывать содействие в реконструкции исторического здания, потом помогать детям-сиротам или бездомным.

Денежная отчетность – важная составляющая работы благотворительного фонда. Она контролируется государством. Для начала работы нужно заручиться финансовой помощью меценатов, грантодателей, иных жертвователей. Они будут составлять бюджет организации: без этого фонд не сможет существовать.

Как только направление помощи выбрано и найдены партнеры, можно задумываться о практике. Начать с названия фонда – оно должно соответствовать сути деятельности.

Открытие и регистрация фонда по сбору денег

Прежде всего благотворительный фонд надо зарегистрировать. В основном в качестве формы регистрации используют общественную организацию, фонд или же учреждение. Учредителями фонда могут быть либо простые граждане (физлицо), либо организации (юрлицо).

на чем зарабатывают благотворительные фонды. Смотреть фото на чем зарабатывают благотворительные фонды. Смотреть картинку на чем зарабатывают благотворительные фонды. Картинка про на чем зарабатывают благотворительные фонды. Фото на чем зарабатывают благотворительные фонды

Пакет документов для регистрации благотворительного фонда:

Благотворительный фонд – обычно некоммерческая организация, поэтому сведения о его регистрации нужно подавать в Министерство Юстиции, а не в налоговую инспекцию. Именно Юстиция курирует работу некоммерческих учреждений.

Однако фонд может заниматься и предпринимательством на основе устава коммерческой организации и разрешения ФЗ “О благотворительной деятельности”. Можно создать ОАО или ООО. Но возможности получения доходов все равно ограничены – 80 % дохода будет переводиться на финансовую помощь нуждающимся. Решение о регистрации коммерческого благотворительного фонда принимает налоговая инспекция.

Законодательство настаивает на создании двух органов в благотворительной организации: исполнительного и коллегиального, причем устав должен четко разграничивать их обязанности.

Распределение пожертвований на счету фонда осуществляет попечительский совет. Он состоит из постоянных партнеров-благотворителей, учредителей и иных, заинтересованных в работе фонда людей. Часто в попечительских советах можно увидеть фамилии знаменитых актеров, певцов, деятелей шоу-бизнеса.

Как работает успешный благотворительный фонд

Реальную помощь фонд будет приносить только при условии, что в нем трудятся профессиональные сотрудники.

Штат благотворительного фонда:

Чтобы сделать работу фонда успешной, нужно пригласить к сотрудничеству как можно больше спонсоров. Искать их стоит в первую очередь среди знакомых. Подумайте, кто может быть заинтересован в вашей инициативе.

Формат помощи фонду может быть не только денежным – это могут быть материалы, вещи, мебель, путевки и т.д. Это может быть волонтерская помощь – личное участие в работе.

Продвигать благотворительный фонд надо также при помощи маркетинговой кампании. В первую очередь надо создать сайт организации. Чем большее количество людей будет знать о вас, чем проще найти информацию о фонде – тем больше средств можно получить. Для того, чтоб сделать сайт, не обязательно платить специалисту. При помощи конструктора его можно создать самостоятельно.

Обязательно зарегистрируйтесь в соц сетях. О вас и вашей работе узнает огромное количество людей, среди них тоже могут найтись спонсоры.

Подготовьте краткое, но обстоятельное обращение на листовках с указанием направления деятельности и своих контактов. Оставьте их на ресепшене в спортивных школах, кино, заведениях дополнительного образования и т.д.

Главное при поиске единомышленников – быть честными: в разговоре, в видео обращениях, в СМИ. Искренняя заинтересованность и желание помочь отзовутся в сердцах ваших собеседников.

Все средства, поступающие на счет фонда должны расходоваться в двух направлениях – оказание помощи, ради которой он создавался (80 %) и собственные нужды: зарплата сотрудникам, ремонт помещения, и др. (20 %).

Способы заработать на благотворительном фонде

Способы заработка фонда делятся на честные и серые схемы. Все пожертвования в фонд бывают целевыми и нецелевыми. Из нецелевых сборов фонд может легально взять 20% на оплату собственных нужд. Также фонд может организовать некую деятельность, на которой можно заработать – скажем, пошив игрушек для детей. Разница между себестоимостью и ценой продажи составить заработок фонда, часть из которого фонд также может забрать. Иногда благотворительные фонды идут на “серые” схемы, указывая некорректные цифры в официальных отчетах и получая разницу в конверте в качестве “отката”.

Участие в социальных проектах помогает фонду заработать. Самым простым способом привлечь побольше людей к благотворительности и получить прямой экономический эффект считаются социальные акции, они же повышают процент рентабельности. Скажем, сеть магазинов игрушек может провести акцию в помощь детским домам. Для участия в ней нужно купить товары для малышей и оставить в специальных контейнерах у кассы.

Очень большую популярность приобретают “подвешенные” заказы. Это те, что оплачены в кафе или кофейне и оставлены следующему посетителю, какому-то конкретному или случайному. “Подвешивать” можно любые услуги разных досуговых или спортивных центров.

Налогообложение благотворительного фонда

Благотворительный фонд должен стоять на налоговом учете. Налоговая инспекция регистрирует устав фонда, предоставляет номер и выписку из госреестра в течение семи суток. Далее учредителю фонда нужно оформить доверенность ИФНС, выбрать обслуживающий банк и открыть в нем специальный счет.

Особенность налогообложения благотворительности состоит в суженной базе. Это значит, что взносы в нее не входят – нужен корректный и грамотный бухучет. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы в фонде работал грамотный бухгалтер с опытом.

Если по уставу благотворительный фонд – коммерческая организация, можно зарегистрировать ее в форме ИП и выбрать упрощенную систему налогообложения. Для этого в налоговую подается заявление с избранной налоговой ставкой 6 % совокупных доходов либо 15 % – разность доходов и издержек.

Потом нужно будет зарегистрировать ИП в статоргане, фонде социального страхования и пенсионном фонде. Если вы – некоммерческая организация, отчетность будет заметно проще: без подачи документов в пенсионный фонд и с нулевыми налогами.

на чем зарабатывают благотворительные фонды. Смотреть фото на чем зарабатывают благотворительные фонды. Смотреть картинку на чем зарабатывают благотворительные фонды. Картинка про на чем зарабатывают благотворительные фонды. Фото на чем зарабатывают благотворительные фонды

Бизнес план благотворительного фонда

Кратко о бизнес планировании благотворительно фонда можно сказать, что открыть его можно минимальными вложениями. Об этом расскажем в комментариях к таблице:

Источник

Благотворительность как бизнес: 7 секретов эффективности

За десять лет работы благотворительный фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни» собрал 1,4 млрд рублей и вернул к полноценной жизни почти 7000 человек. Фонд работает как с корпоративными клиентами, так и с частными донорами. Сейчас среди партнеров фонда75 крупных российских и международных компаний. Президент «Линии жизни» Фаина Захарова рассказала Forbes о главных правилах проектной благотворительности.

Благотворительность и бизнес

В социальной сфере те же правила, что и в бизнесе, я это поняла, когда в начале 90-х ушла из Всесоюзного института охраны природы и заповедного дела и возглавила свой первый благотворительный фонд — Международный союз охраны природы (IUCN). Попав в штаб-квартиру IUCN под Женевой, я была поражена абсолютно офисной обстановкой. «Ты не удивляйся, — сказал мне тогда один из руководителей Союза. — Есть завод по производству кирпичей, есть — по производству соков. Ты тоже пришла на завод. Только он производит не кирпичи и соки, а природоохранные проекты. Чтобы они имели успех, ты должна, как и в случае с любым продуктом, четко просчитать, на какую целевую аудиторию делаешь проект, как ты его будешь продвигать, сколько он должен стоить». Этот человек кардинально изменил мое представление о благотворительности, сформировал проектный подход.

1. Важно предлагать уникальный продукт

У нас очень простой механизм работы с корпоративными благотворителями. Мы создали корпоративный клуб «Плюс одна жизнь». Вступительный взнос соответствует сумме, необходимой на высокотехнологичную операцию одного ребенка: компания перечисляет средства на его лечение. Затем мы разрабатываем уникальный проект, которые ближе к бизнесу компании и соответствует ее духу. При этом мы всегда придерживаемся правила win-win. Каждый из участников должен выигрывать.

Собирать деньги на детей или другие благотворительные цели — непростой процесс, приходится все время просить. Чтобы тебе не отказали, ты должен предложить просто невероятный продукт. Поэтому мы уделяем много времени творческой работе. С нами остаются 70% компаний, которые приходят, и это хороший показатель для благотворительной сферы. Cотрудничество становится долгоиграющим, если компаниям предлагать креативные, динамичные и прозрачные проекты.

2. Не эмоциональная, а профессиональная модель

Еще одно непременное условие нашей работы: мы не выстраиваем проекты на жалости, на охах-вздохах. Можно один раз среагировать эмоционально, два, три, а дальше все будут избегать потока грустной информации. Поэтому, когда мы разрабатываем проекты, всегда смотрим: что интересно нам, а что может быть интересно партнеру?

И безусловно, партнеры всегда получают полные отчеты по расходованию средств. У нашего фонда только адресная помощь.

Вместе с компанией Procter&Gamble организовали акцию «Стирка — помощь детям». В течение нескольких месяцев часть средств от продажи порошков по всей России шла на адресные операции детям. Мы получили очень серьезные финансовые средства — около 11 млн рублей. А для компании это была удачная пиар-история: мы подготовили в рамках проекта книгу сказок, которые написали двадцать известных женщин. Потом звезды ездили по всей России, приходили в больницы, где лечились наши дети, и читали им свои сказки.

3. Как важно быть креативным

Как добиться того, чтобы сотрудники могли придумывать проекты, за которые бизнес захочет платить? Мой подход — обязательно выезжать всей командой на природу. На Байкал, на Балтику. Природа расширяет кругозор и мировоззрение, дает новый опыт. А в нашей работе очень важна открытость, незашоренность. Десять лет назад в фонде работало три человека, сейчас в нашем коллективе 17 сотрудников. Когда у тебя большие бюджеты, можно работать в системе, где все расписано и главное — не отступать от инструкций. А когда бюджет крошечный, как у нас, а задачи стоят очень серьезные, нужны креативные идеи. И я стараюсь создавать такую атмосферу, чтобы люди имели возможность творить. Благотворительность — это всегда творчество, только так мы можем эффективно работать.

4. Мотивация прежде всего

В целом, мотивация сотрудников — для благотворительного фонда тема еще более актуальная, чем для бизнеса. Ведь зарплаты и бонусы работников в нашей сфере не могут сравниться с тем, что получают люди в бизнесе, и это не является серьезным стимулом. Цель для участия в добрых делах может быть разная, и мне как руководителю важно понять мотивацию каждого, поддержать или скорректировать ее. Для кого-то это прекрасный круг общения, для кого-то — новый смысл жизни, кто-то считает, что он успешен и должен поделиться с теми, кому тяжелее, кто-то рассматривает это как способ улучшения собственного имиджа (но эта мотивация временна: как только человек всерьез начинает заниматься добрыми делами, он настолько погружается в эту историю, что забывает про пиар). Самое важное — помочь моим сотрудникам найти новые смыслы в жизни и дать им возможность увидеть конкретные результаты своего труда.

Кстати, благотворительность — невероятно эффективный социальный лифт, это уникальная площадка для общения и саморазвития. И молодые люди — умные, образованные — начали осознавать, что не хотят быть винтиками в корпорациях, так что все чаще приходят к нам. Приходят потому, что мы предоставляем им широкие возможности, даже если они находятся в начале своей карьерной лестницы. Они могут получить уникальный опыт общения с людьми из очень разных сфер жизни, с людьми, занимающими высокие позиции, с которыми им вряд ли удалось бы встретиться и пообщаться даже в очень серьезных корпорациях.

5. Масштабный взгляд на вещи

Это касается не только благотворительной сферы, но и бизнеса. В современном мире очень важно умение соединить несоединимое, нужны пространственное видение и пространственное мышление.

У нас есть программа «Добрые руки планеты Земля». Ее мы начинали с известными художниками Дубосарским и Виноградовым как флешмоб: на Пушкинской площади прохожие могли оставить на холстах цветной отпечаток ладони в знак поддержки идей благотворительности. Потом эти полотна были завершены художниками и подписаны. В результате мы получили шесть прекрасных авторских полотен, имеющих большую художественную ценность. Некоторые из них мы выставили на благотворительные аукционы и получили средства на операции детям, а часть хранится у нас в офисе.

Программа мне понравилась, и я стала думать над тем, какие идеи можно из нее развить. Так в аэропорту Шереметьево появилась большая выставка. А совсем недавно, в ноябре 2013 года, совместно с компанией «Трансаэро» мы запустили «Рейс надежды». Самолет, на борту которого каждый пассажир во время полета может помочь тяжелобольным детям и сделать пожертвование в наш фонд, украшен разноцветными ладошками по мотивам акции «Добрые руки людей планеты Земля». Этот борт летает по всему миру, и мы получаем огромное количество фотографий — люди с радостью фиксируют наш яркий самолет во всех уголках планеты и рассказывают о его добром предназначении.

Когда все время перемещаешься по огромной территории бывшего Советского Союза, летишь с запада на восток девять часов, этот внешний масштаб проникает в твое сознание. Ты понимаешь, что границ и рамок нет ни в чем. И становишься человеком с масштабным взглядом на мир, на дело, которым занимаешься. А чтобы справиться с большими проектами, я убеждена, обязательно должно быть внутреннее пространство. Это позволяет мне на равных общаться с людьми, которые являются мировыми авторитетами: беседовать с бизнесменами из списка Forbes, спокойно говорить с принцем Филиппом (супругом английской королевы Елизаветы II) о защите белых медведей, с президентом Владимиром Путиным — о проведении в России года благотворительности.

6. Нетворкинг вдвойне

Чтобы быть эффективным в благотворительности, нужно вдвое больше сил и времени тратить на нетворкинг, на связи. Мы постоянно бережно плетем паутину. Без друзей в проектах с маленькими бюджетами невозможно ничего сделать. Мне это не сложно. Во-первых, я по сути своей коммуникатор. Во-вторых, я занималась ландшафтными картами, а это самый комплексный подход к изучению природы. Карта — это интеграция всех знаний. Мне нужны были данные и геологов, и ботаников, и специалистов по тектонике. Поэтому всегда приходилось объединять вокруг себя других людей, использовать их опыт и знания. Как получить необходимую информацию, как сделать так, чтобы тебе помогали, как правильно интерпретировать информацию — весь этот опыт взаимодействия я наработала, общаясь с непростыми людьми, которые в какой-то степени каждый сам за себя, каждый представляет целую вселенную.

7. Глобальные цели

Когда я 2005 году писала стратегию развития нашего фонда, я поставила две цели: создать институциональные условия для развития культуры благотворительности в России и сформировать механизмы, которые бы позволяли регулярно собирать средства именно нашей организации. Для меня это было принципиально важным: не только точечно помогать детям с тяжелыми заболеваниями, но и инициировать в стране моду на благотворительность, которая затем перерастет в образ жизни, как, скажем, в Англии. Сейчас мы можем констатировать, что «мода» на благотворительность уже есть. Нет такого поселка, города, где не было бы благотворительных проектов. Теперь главная задача — сделать так, чтобы благотворительность стала нормой жизни.

Я благодарна владельцам «Альфа-групп», которые тогда поддержали мою концепцию и на протяжении всех десяти лет нашей работы финансируют фонд. Благодаря этому мы ни копейки из собираемых средств не тратим на содержание фонда. Все идет только на лечение.

Замечательно, что сейчас и в регионах, где благотворительность развита гораздо слабее, появляется понимание, что надо помогать «Линии жизни» не только адресно, перечисляя деньги на лечение конкретного ребенка, но и институционально. К примеру, наш партнер в Самаре выделил средства на то, чтобы мы взяли на постоянную работу сотрудника, курирующего работу фонда в Самаре. В Петербурге нам совершенно бесплатно предоставили помещение в самом центре города, в Гостином дворе. Такие вложения в инфраструктуру создают серьезную основу для роста сектора и являются индикатором «взросления» корпоративных благотворителей.

Источник

Профессии в благотворительности: на какие деньги живут организаторы фондов?

Благотворительность сегодня становится положительным трендом. Но что, если хочется не только поддерживать со стороны, но и получить работу в благотворительном фонде? Разбираемся, как работать в благотворительности и получать зарплату.

Какие фонды есть в России?

Сегодня в России насчитывается более 10 000 благотворительных организаций. Основными направлениями их работы является поддержка детей, религиозных организаций и помощь бедным. В последние годы набирают популярность фонды в поддержку окружающей среды, инвалидов и экологии.

За списком благотворительных организаций следит «Русфонд». Так, согласно выпуску «Русфонд.Навигатора» крупнейшими благотворительными организациями страны за 2019 год являются:

Суммарно за 2019 год благотворительные организации собрали почти 20 миллиардов рублей.

Работа в благотворительном фонде: на какие деньги живут организаторы?

Россия занимает 110 место в рейтинге благотворительности — за последние 10 лет удалось подняться с 138 места. Положительная тенденция будет продолжаться: уже сейчас почти треть населения оказывалаблаготворительную деятельность в течение последних 5 лет.

Как зарабатывают фонды?

Благотворительные организации имеют несколько каналов для привлечения средств. Для фонда важно выбрать стратегию, которая поможет рассчитать траты и позволит продолжить деятельность.

Источники финансирования могут быть следующими:

Государство также не проходит мимо благотворительных организаций. Каждый год Крупнейшая государственная грантодающая организация России — Фонд Президентских грантов (ФПГ) – выдает гранты организациями. Поддержка фондов регулируется Распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2019 г. № 2705-р о Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ на период до 2025 г.

Стратегия организации определяет, как будут потрачены собранные средства. Важно отметить, что эта стратегия регулируется законом. Согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» 80% средств, которые привлекают фонды, должны быть направлены на благотворительную деятельность. Оставшиеся 20% организация может потратить на зарплатуадминистративно-управленческого персонала. Такое ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Кому подойдёт работа в благотворительном фонде?

Работать в социальной сфере – непростая задача. Среди основных качеств, которыми должен обладать специалист, можно выделить:

Работа в благотворительном фонде точно не подойдёт тем, кто близко принимает к сердцу стрессовые ситуации. Лучше поберечь свое здоровье и оставить навыки для более спокойной работы.

Какие профессии нужны в благотворительных фондах?

Часто кажется, что работать в фонде – значит быть волонтером. Однако это миф, так как для деятельности любой компании, пусть и некоммерческой, нужна команда, которая позволит компании оставаться на плаву.Получать зарплату в благотворительной организации возможно – за счет финансовых поступлений.

Специальности такие же, как и в любых других организациях: маркетолог помогает расширить аудиторию, экономист – проследить за бюджетом, аналитик – составить базу данных и спрогнозировать развитие и т.д. На HH.ru при поиске «Работа в области благотворительности» сейчас можно наткнуться на 179 вакансий по всей России:

на чем зарабатывают благотворительные фонды. Смотреть фото на чем зарабатывают благотворительные фонды. Смотреть картинку на чем зарабатывают благотворительные фонды. Картинка про на чем зарабатывают благотворительные фонды. Фото на чем зарабатывают благотворительные фонды

Вакансии, связанные с областью благотворительности, HH.ru, сентябрь 2021 года

Тем не менее даже привычные должности в благотворительных организациях имеют свои особенности.

Например, менеджер благотворительных проектов, в отличие от обычного, должен обладать рядом важных качеств: умением работать с людьми, доброжелательностью. Такие специалисты должны в первую очередь иметь социальную мотивацию. Основные обязанности: вести переговоры, привлекать новых сотрудников к проектам и договариваться о рекламе. Зарплата таких специалистов может варьироваться от 20 000 до 150 000 рублей:

на чем зарабатывают благотворительные фонды. Смотреть фото на чем зарабатывают благотворительные фонды. Смотреть картинку на чем зарабатывают благотворительные фонды. Картинка про на чем зарабатывают благотворительные фонды. Фото на чем зарабатывают благотворительные фонды

Средняя зарплата менеджера благотворительных проектов в России, HH.ru, июнь 2021 года

Руководитель фандрайзингового направления — это специалист, который разрабатывает стратегию привлечения средств в фонд. В обязанности в том числе входит анализ данных о поступлениях, который позволит найти способы развития компании. Средняя зарплата составляет около 100 000 рублей:

на чем зарабатывают благотворительные фонды. Смотреть фото на чем зарабатывают благотворительные фонды. Смотреть картинку на чем зарабатывают благотворительные фонды. Картинка про на чем зарабатывают благотворительные фонды. Фото на чем зарабатывают благотворительные фонды

Средняя зарплата руководителя фандрайзингового направления в России, HH.ru, сентябрь 2021 года

Координатор волонтеров занимается привлечением и обучением волонтеров. Это специалист, который поможет зарядить мотивацией и направить на продуктивную деятельность. Подбор волонтеров и организация работы с ними — вот основная задача координатора. Зарплата такого специалиста — от 30 000 рублей:

Источник

Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги

Слово «прибыль» в традиционном смысле не из словаря НКО. То, что от «прибыли» веет, как от трудов Маркса, сбивает с толку как самих благотворителей, не готовых рисковать своей репутацией ради выгоды, так и доноров с их склонностью видеть потенциал для манипуляций в любой попытке благотворительной организации расширить спектр источников дохода. Могут ли НКО зарабатывать и оставаться «чистыми»?

Мораль vs прибыль

Заработок действительно не является первичной задачей НКО. Они, в отличие от бизнеса, даже социального, не сосредоточены на том, чтобы удовлетворять аппетиты акционеров и вообще служить чьим-либо интересам, кроме общественных. Бенефициар НКО не владелец и не учредитель, а общество и подопечные. Но как раз по этим же веским причинам, чтобы помогать вдолгую, благотворительные фонды должны постоянно думать об источниках своих заработков.

Против того, чтобы вести коммерческую деятельность, выступает тот, кто моральные вопросы ставит выше устойчивости и эффективности, уверен Дмитрий Алешковский, соучредитель фонда «Нужна помощь». На его взгляд, говорить о том, что зарабатывать деньги — это аморально и плохо, просто непрофессионально по отношению к подопечным. «Спонтанные пожертвования — самый нестабильный источник финансирования: он зависит от повестки, популярности темы, настроений в обществе и даже погоды. Наличие собственного заработка помогает сгладить волны интереса к работе фонда, удержаться на плаву, — уверена директор БФ «Вера» Анна Скоробогатова. — Мировая практика показывает, что где-то, как в Америке или Англии, поиск вариантов заработка — это уже давно часть фандрайзинговых стратегий НКО».

Старейший английский хоспис St Christopher`s получает небольшой доход с кафетерия, в котором можно купить свежий хлеб, газету, выпить кофе. Пациенты, конечно, приходят туда бесплатно, но двери ежедневно открыты для всех желающих. В Америке многие некоммерческие организации берут небольшие членские взносы, можно назвать это подпиской для тех, кто может заплатить: конечно, это очень дифференцированная, доступная услуга с возможностью получить налоговый вычет. Это позволяет увеличить объемы бесплатной помощи.
[[<"fid":"369031","view_mode":"default","fields":<"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":"Рисунок Анны Ксенз","external_url":"">,»type»:»media»,»field_deltas»:<"1":<"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":"Рисунок Анны Ксенз","external_url":"">>,»attributes»:<"title":"Рисунок Анны Ксенз","class":"media-element file-default","data-delta":"1">>]]

Как правило, заработок НКО — это пожертвования, массовый фандрайзинг, гранты, собственные мероприятия, реже наследства. Однако это не исключает того, что благотворительные организации также могут продавать продукцию или услуги за деньги и последние могут стать существенной частью их дохода. Сидя, к примеру, на грантовой игле, фонды часто не понимают, что делать, когда деньги заканчиваются.

Слишком часто термин «некоммерческая организация» означает «без дохода». По мнению Алешковского, устойчивая НКО должна минимум 20–30% зарабатывать самостоятельно, тогда закрытие того или иного источника дохода не ставит под угрозу существование всей организации. В период с 1 января по 25 августа 2020 года от просветительской и издательской деятельности, продажи мерча, услуг и рекламы фонд «Нужна помощь» получил 5 612 702 рубля. Эту цифру Алешковский смог предоставить оперативно, так как доходы от коммерческой деятельности выделены отдельной статьей в общем учете фонда и, как и вся финансовая информация, находится в открытом доступе.

По оценке руководителя финансового направления группы компаний Philin Philgood Натальи Сафохиной, собственный заработок некоммерческих организаций, с которыми она имеет дело (более 100 российских НКО), редко превышает 5–10% от их общего бюджета. Philin оказывает благотворительным фондам и другим НКО услуги бухгалтерского, юридического и кадрового сопровождения, так что эти данные довольно большой выборки организаций. Кроме того, большое количество фондов в России вообще не ведет каких-либо продаж из опасений выглядеть недобросовестными в глазах общества. Эта российская специфика связана скорее с традиционным восприятием любой коммерческой деятельности как постыдной, а еще с низким доверием общества к институтам, в том числе благотворительным.

Менять устав или открывать юридическое лицо?

Кроме моральных преград для развития в этом направлении, у НКО также срабатывает вполне объективный страх столкнуться с дополнительными трудностями и хлопотами: как отчитываться, что продавать, как себя позиционировать?

Учредитель и исполнительный директор фонда «Большая перемена» Ирина Рязанова абсолютно согласна с тем, что способы зарабатывать есть, но ее фонду пока просто «не хватает силенок», чтобы начать двигаться в этом направлении. «Ресурсный центр» «Большой перемены» обладает уникальными востребованными методиками, для которых могли бы найтись не только целевые благополучатели, такие как педагоги, приемные родители, социальные работники, но и коммерческие покупатели. Пока системно в фонде этим не занимаются. Зато «Большая перемена» активно развивает свой эндаумент. «Наша задача — растить «тело» фонда целевого капитала, чтобы получать больше дохода», — рассказывает Ирина. Она уверена, что длинные заинвестированные деньги — это один из аспектов финансовой независимости организации.
[[<"fid":"369047","view_mode":"default","fields":<"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":"Рисунок Анны Ксенз","external_url":"">,»type»:»media»,»field_deltas»:<"2":<"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":"Рисунок Анны Ксенз","external_url":"">>,»attributes»:<"title":"Рисунок Анны Ксенз","class":"media-element file-default","data-delta":"2">>]]

Два года назад обучение — одно из программных направлений фонда «Вера» — было выделено в отдельное юридическое лицо, «Мастерскую заботы», которая в этом году получила лицензию на образовательную деятельность. Сейчас «Мастерская заботы» разрабатывает и проводит обучающие программы для немедицинского персонала (сиделок) и медсестер. Специалисты «Мастерской» обучают уходу за тяжелобольными людьми в рамках программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Для большинства участие в таких программах бесплатное.

Разработка образовательного продукта (создание контента, гонорары экспертам-спикерам, производство материалов) — дорогостоящее дело, и часть этих расходов возмещается за счет оказания платных услуг. Заказчиком может становиться и государство. Например, в прошлом году «Мастерская» обучала социальных инспекторов Департамента труда и социальной защиты населения, а также медицинских сестер из поликлиники Управления делами Президента.

Возможность заниматься коммерческой деятельностью должна быть прописана в уставе организации, тогда технически остается просто развести статьи доходов и расходов. «Например, если речь идет о приюте для кошек, такая организация могла бы продавать услуги по дрессировке животных или какой-то инвентарь, работать как гостиница для животных, оказывать ветеринарные услуги, в том числе и на коммерческой основе. Понятно, что фонд помощи животным не может продавать книги по инклюзии, это будет нарушением действующего законодательства, так как это непрофильное направление. Организации, которые дорожат своей репутацией, понимают, что их коммерческая деятельность должна соотноситься с уставной», — разъясняет Наталья.

Если же устав не предполагает такой опции, а менять его сложно, есть второй вариант — под коммерческие цели открыть отдельное юрлицо. Пока в России фонды чаще всего выбирают его. Другой вопрос, что на этом пути благотворительную организацию может ждать целый ряд трудностей: в конце концов, чтобы быть успешным в непрофильной деятельности, требуются опыт, ресурсы и уверенность в том, что пользы от этой деятельности будет больше, чем забот.

«Часто учредители говорят: давайте продавать наши футболки через отдельное ООО, а на сайте фонда поставим кнопку, — разъясняет Наталья. — Они не всегда сразу понимают, что кнопка должна находиться там на каком-то основании, например на основании спонсорского договора. А дальше возникают дополнительные расходы на ООО: аренда, бухгалтерия, налоги, зарплаты сотрудников, это целый бизнес-план. Вот этого НКО часто не учитывают. Поэтому мы рекомендуем не создавать отдельных юрлиц, а отражать все поступления и расходы в разрезе источников, программ/проектов и статей затрат. Иными словами, организовать внутри фонда ведение раздельного учета между коммерческой и уставной деятельностью».

В фонде «Дом с маяком» не скрывают того, что с их небольшим магазинчиком c одноименным названием по продаже самой разной сувенирной продукции, от кружек до свитшотов, куча хлопот, но в фонде его очень любят и видят в нем большую ценность. «Я, правда, понимаю, почему благотворительные организации не решаются развивать свои бизнесы, — шутит директор по работе с благотворителями фонда «Дом с маяком» Елена Прокопьева. — Это целая история!»

Магазин оформлен отдельным юридическим лицом. Фонд постарался оптимизировать затраты на его содержание: по факту в магазине трудоустроен один менеджер, бухгалтерия передана в нагрузку штатным бухгалтерам фонда, а маркетингом занимается отдел пиара и фандрайзинга. Магазин торгует качественным актуальным хендмейдом от партнеров, согласившихся продать свои товары фонду по сниженной цене.

Вся прибыль магазина в виде пожертвований отправляется в «Дом с маяком», как правило, раз в квартал или раз в полгода, иногда чаще, например, если магазин продал много всего во время участия в маркетах или ярмарках. Если говорить о доходе, то он невелик и не составляет большой доли в общем фандрайзинге фонда, признается Елена Прокопьева, но потенциал для роста есть. А главное, «Дом с маяком» видит в магазине большую ценность, которая меркнет на фоне затрат, связанных с содержанием отдельного юрлица (доставка, налоги, нехватка рук, отсутствие возможности тратиться на рекламу и пр.). «Мне кажется, это здорово — предложить людям сделать добро еще и таким способом, — объясняет Елена Прокопьева. — В нашем магазине продаются действительно качественные, стильные вещи. Получается, человек купил себе то, что хотел, а мы в мягком, деликатном формате без эмоциональной нагрузки напомнили ему о благотворительности и о том, что мы делаем».

Похожую историю развивает AdVita. Еще в 2009 году волонтеры фонда создали благотворительное пространство для проведения малых мероприятий «Легко-легко», которое с тех пор разрослось и трансформировалось. Здесь проходят встречи с волонтерами фонда, проводятся занятия с подопечными, работают группы по организации благотворительных мероприятий, часть из них на коммерческой основе, например по билетам. Кроме того, «Легко-легко» — это еще и сувенирный магазинчик: блокноты, магниты, футболки, всего более 2000 наименований. Расходы по содержанию магазина и заготовки для сувениров оплачиваются из собственных средств «Легко-легко», а прибыль в конце года направляется в фонд. По словам руководителя пространства Татьяны Найко, больше всего удается заработать на корпоративных заказах, это примерно 80% всего, что зарабатывает «Легко-легко».

У AdVita есть еще один нетривиальный источник дохода, в прошлом году принесший фонду порядка 7 млн рублей. Речь идет о мультипликационном сериале «Летающие звери».

Создали его режиссеры и художники анимационной студии «ДА», а идею предложили находящиеся на лечении дети. Из числа постоянных доноров фонда AdVita нашелся спонсор, взявший на себя расходы по производству.

Сегодня мультсериал (даже три сериала) идет на десятке телевизионных каналов и собирает миллионы просмотров на YouTube, что, несмотря на приостановку производства новых серий, приносит постоянный доход, во-первых, от рекламы, а во-вторых, от продажи товаров с изображениями полюбившихся персонажей — это и мороженое, и канцелярские товары, и молоко, и сладости, и даже светоотражатели для одежды и онлайн-квест. Один из детских клубов в Петербурге забрендировал «Зверями» свое пространство, а однажды на коммерческой основе нам заказали спецсерию в подарок.

«Весь доход с этих продаж положен правообладателю мультфильма, то есть фонду AdVita, — рассказывает координатор проектов фонда AdVita Марина Бейлина. — Многие компании в любом случае платят за лицензию медийного продукта, за линейку дизайнерских картинок или за брендирование подарков, например. Мы с нашими «Летающими зверями» можем предложить «цепочку добра»: все, кто прикоснулся к этой истории, от директоров и маркетологов, выбравших нас в партнеры, до покупателей, помогают детям».

Поле для коммерческого творчества

К сожалению, многие некоммерческие организации просто не видят гигантских возможностей зарабатывать и таким образом обеспечить себе дополнительный источник дохода. «Если ты хоть в какой-то мере не зависишь от конкретных доноров, ты можешь точно знать, что в следующем году сможешь помочь на такую-то сумму и тебе не нужно бегать по полям», — продолжает Наталья Сафохина и подчеркивает, что возможность заработать есть практически у любой некоммерческой организации с экспертизой. Одни могут продавать мерч и, например, книги по той теме, которой занимаются, другие — рекламные товары, одежду, билеты на конференции и семинары. Организация платного обучения или семинара для лиц, работающих в коммерческой сфере, также может принести доход. Кроме того, часть своих услуг организация может предоставлять на платной основе отдельным платежеспособным группам, что позволит оказывать те же услуги своим подопечным бесплатно. Также можно развивать направление GR-стратегии: зачастую топ-менеджмент фондов обладает уникальной экспертизой, которой он делится абсолютно бесплатно 24/7, но эту экспертизу можно предлагать, выступая спикерами на мероприятиях, организованных федеральными или местными властями.

Консалтинг — это отдельное направление и большое поле для деятельности. НКО часто обладают совершенно уникальной экспертизой, аналитикой, методиками — часть этих услуг тоже можно продавать.

«Каждому руководителю НКО в рамках его уставной деятельности неплохо было бы придумать, какой продукт может быть востребован на рынке, чтобы он как благотворитель мог получать постоянный доход. У каждой организации будет своя стратегия, — уверена Наталья Сафохина. — Некоммерческие организации должны зарабатывать деньги, если они хотят расти, процветать и продолжать служить сообществу».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *