на чем зарабатывает яндекс услуги
Разбираемся в бизнесе Яндекса
Если у вас есть брокерский счет, вы можете стать владельцем доли Яндекса. Но разумный инвестор сначала разбирается в бизнесе компании. Именно это я попробую сделать сегодня.
На чем зарабатывает Яндекс
За последние пять лет Яндекс запустил несколько бизнес-сегментов: такси, сервис персональных рекомендаций, доски объявлений и другие продукты. За это время доля поиска в общей выручке сократилась с 94 до 82%. Хотя выручка от других сегментов растет, единственным источником доходов продолжает оставаться продажа рекламы. Рекламные доходы позволяют Яндексу развивать другие бизнес-сегменты, которые сейчас приносят убытки.
EBITDA —
прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и амортизации
Поиск
Выручка Яндекса от поиска зависит от пользователей и рекламодателей. Посмотрим на ситуацию с обеих сторон.
Пользователи. Последние три года аудитория рунета растет на 2—3% в год с учетом сложного процента. Основной рост аудитории пришелся на 2008—2014 годы. Выиграть за счет роста проникновения интернета Яндексу уже не удастся.
Рост аудитории рунета происходит за счет смартфонов — на 22% за три года — и смарт-ТВ — на 5%. Кажется, на обоих рынках у Яндекса потенциально могут быть проблемы.
У Яндекса нет крупной рекламной площадки, кроме главной страницы. У Гугла есть Ютуб, Фейсбуку принадлежат Вотсап и Инстаграм, Мэйл-ру владеет Вконтакте и Одноклассниками. Эти социальные и медийные сервисы — дополнительные рекламные площадки. У Яндекса такой нет. Хотя компания развивает сервис «Дзен», который выделен в сегмент экспериментальных, но уже имеет больше 10 млн дневной аудитории.
Есть еще одна потенциальная проблема: постепенный рост пользователей, которые выходят в интернет только со смартфона. На Андроиде чаще всего предустановлен поисковик от Гугла. А еще Гугл платит Apple, чтобы на Айфонах стандартным поисковиком в браузере тоже был Гугл. По данным американских аналитиков, поисковик за это платит около 9 млрд долларов, или 585 млрд рублей, в год. Неподъемные суммы для Яндекса.
Но пока это не мешает Яндексу быть лидером на российском рынке поиска на десктопе и на смартфонах.
Доля выручки Яндекса от рекламы через смартфоны растет, через компьютеры и ноутбуки — падает.
Рекламодатели. Сервис Roistat провел исследование эффективности рекламы в российском интернете за 2018 год. Рекламодатели тратят больше денег на рекламу в поисковиках, чем в соцсетях. И главное: реклама в Яндексе эффективней рекламы в Гугле для 60% клиентов. Другими словами, российский бизнес выбирает Яндекс — это хорошо.
По мнению консалтинговой компании PwC, темпы роста рынка интернет-рекламы будут замедляться. Несмотря на это, рост все равно достаточно быстрый, поскольку деньги будут и дальше перетекать из других рекламных рынков — телевидения, радио и прессы. Сейчас Яндекс занимает около 50% рынка. Кратно вырасти не удастся, но есть шанс поддерживать темп роста выше рынка.
Аналитики ожидают, что наибольший рост покажет сегмент видеорекламы. По заявлениям компании, в собственной экосистеме Яндекс может показывать рекламу аудитории до 37 млн человек — за счет «Кинопоиска», «Яндекс-музыки», «Яндекс-афиши» и других сервисов. Но тут тоже не все прекрасно: Ютуб дает аудиторию в размере 44 млн человек.
Такси
Сейчас «Яндекс-такси» — совместное предприятие Яндекса и Uber. Яндексу в компании принадлежит 59,3% акций. «Яндекс-такси» работает в 15 странах мира. В России компания вышла в плюс еще в 2018 году. Руководство связывает отсутствие доходов от сегмента такси с инвестициями в доставку еды и развитие беспилотных автомобилей.
Приложение Яндекса и Uber — лидер на российском рынке. Если человек пользуется такси, то, с большой вероятностью, у него установлено приложение «Яндекс-такси» или Uber.
Яндекс развивает собственный сервис карт с 2004 года. За это время компания собрала много данных по картографии России и использует их для навигации, создания маршрутов и распределения заказов. Готовые данные позволяют сократить стоимость поездки, а следовательно, увеличить количество пользователей, готовых пересесть с общественного и личного транспорта на такси. Тому же Uber приходится покупать данные у Microsoft и самостоятельно инвестировать в сбор данных в Америке.
Я не нашел конкретных данных по расходам «Яндекс-такси», но аналитики американского банка Morgan Stanley посчитали расходы на милю для Uber — половину расходов на поездку занимает оплата водителю. Яндекс пытается решить этот вопрос с помощью разработки автопилота. Технологическое преимущество перед обычными сервисами такси поможет занять еще большую долю на рынке, который оценен в 618 млрд рублей.
Автопилот — потенциально прорывная технология, но она требует дальнейших инвестиций и разработки полноценного законодательства. Как скоро технологию можно будет полноценно использовать в бизнесе — непонятно. А еще автопилот может дать Яндексу возможность выйти на рынок автоперевозок и доставки товаров. К слову, рынок грузоперевозок оценен в 800—900 млрд рублей — в несколько раз больше, чем рынок интернет-рекламы.
Прочие сервисы
У Яндекса есть три сегмента, которые растут на более чем 50% год к году: доски объявлений, медиасервисы и экспериментальные проекты. Но в сумме они не приносят и 10% выручки. Посмотрим на интересные проекты.
Подписка «Яндекс-плюс». Текущий тренд крупных технологических компаний — создание экосистемы, чтобы пользователь мог на одной платформе удовлетворить больше своих потребностей. Так появился «Яндекс-плюс» — платная подписка, которая дает привилегии в сервисах компании: скидки на поездки в «Яндекс-такси», доступ к сериалам на «Кинопоиске», к «Яндекс-музыке», место на «Яндекс-диске» и прочие бонусы.
«Дзен». Сервис персональных рекомендаций Яндекса. «Дзен» для компании — дополнительная площадка для показа рекламы. По сути, «Дзен» конкурирует с Инстаграмом, мессенджерами, новостными сайтами и даже с Netflix.
Плюс сервиса в том, что большую часть контента создают пользователи и Яндексу не нужно тратить много средств на их вовлечение. Бизнес и медиа самостоятельно генерируют контент на площадке.
Если верить «Яндекс-радару», то пользователи «Дзена» тратят на сервис по четыре часа в день — оценка выглядит не очень правдоподобной. Данные по времени на сайте и посещенным страницам у Similarweb.com выглядят реалистичней, они в графике ниже. Мне кажется, текущая проблема «Дзена» в малом количестве видеоконтента — посмотрите на вовлеченность аудитории Инстаграма и Ютуба. Ведь чем больше пользователей тратят время на сервис, тем больше им можно показать рекламы. Но вроде как «Дзен» тестирует формат видеороликов.
Яндекс не раскрывает, сколько выручил и заработал «Дзен». Сотрудники компании заявили, что «Дзен» выручил 4 млрд рублей. Это не точные данные, а приблизительные: компания взяла выручку за определенный месяц и посчитала, что будет так зарабатывать в течение года.
«Яндекс-облако». Сервис запустили в сентябре 2018 года. С его помощью компании могут обрабатывать и хранить данные на серверах Яндекса.
В текущих реалиях данные — ядро бизнеса. Так, сервис вызова такси Lyft потратил в прошлом году на облачные хранилища Amazon 100 млн долларов. У Яндекса положение лучше: он уже зарабатывает на своих серверах.
Глобальный рынок облачных сервисов и оборудования для них оценен в 250 млрд долларов, или 16 трлн рублей. Российский рынок — около 70 млрд рублей. Сейчас лидер на мировом рынке — облачные сервисы Amazon. Потенциальные точки роста для сервиса Яндекса: иностранные компании, которым нужно держать и обрабатывать данные российских пользователей, а также нетехнологические местные компании.
На февраль 2019 года у сервиса было 6 тысяч клиентов, из них 500 — платящих. Пока рано говорить о каком-то влиянии сервиса на финансы Яндекса, но, по прогнозам, даже российский рынок облачных решений должен расти чуть быстрее рынка рекламы.
Электронная коммерция
С 2000 по 2016 год компания развивала «Яндекс-маркет» — сервис по выбору товаров и услуг. В 2018 году Яндекс совместно со Сбербанком организовали предприятие на базе «Яндекс-маркета». Компании планируют создать «Amazon по-русски». Теперь Яндексу принадлежит 45% акций в «Яндекс-маркете». Результаты маркета будут незначительно учитываться в отчетности компании.
Кто владеет Яндексом
Когда вы покупаете акции Яндекса, вы приобретаете долю в нидерландском холдинге. Этому холдингу принадлежат доли в российских компаниях, а они, в свою очередь, владеют сервисами Яндекса. Основатели создали юридическое лицо в Нидерландах, чтобы обезопасить себя от крупных инвесторов, и выпустили два типа акций. В России так сделать нельзя.
На фондовом рынке торгуются акции класса А, которые обладают одним голосом, и акции класса B, которые равны 10 голосам. Акции класса B принадлежат создателям компании, и их нельзя купить или продать на бирже, зато можно конвертировать в акции класса А. Когда Яндекс решит выплатить дивиденды, количество голосов не будет играть никакой роли. Будет учитываться только количество акций класса А и B.
Еще есть золотая акция, которая принадлежит Сбербанку. Она позволяет блокировать продажу крупных активов и вносить в устав поправки, изменяющие права владельца золотой акции.
В октябре 2018 года были слухи, что Сбербанк хочет получить крупную долю в Яндексе. Из-за этого акции упали в цене на 23% в моменте. Но купить крупную долю в Яндексе трудно: для этого понадобится выпустить новые акции, заплатить денег больше, чем стоит Яндекс в целом, и получить соглашение текущих инвесторов. Акции класса B как раз и нужны для того, чтобы защитить компанию от опасных инвесторов.
Куда больший риск несет не поглощение Яндекса государственной компанией, а признание интернета стратегически важным сектором российской экономики. Это может наложить ограничения на иностранную собственность в российских интернет-компаниях. Сейчас, покупая акции Яндекса, мы покупаем нидерландский холдинг, которому полностью принадлежит российская компания, владеющая поисковиком Яндекса.
Что за бизнес
Яндекс — компания, доминирующая на российском рынке интернет-рекламы, зависящая от местного законодательства и способности приносить рекламодателям отдачу на вложенные деньги. Поисковая система — дойная корова, которая позволяет развивать убыточные направления бизнеса.
Потенциал Яндекса зависит от скорости роста рынка рекламы, перераспределения бюджетов компаний на интернет-рекламу и способности привлечь внимание аудитории к новым форматам развлечений.
Благодаря инвестициям в данные и инфраструктуру Яндекс получил информацию, которую использует для удешевления поездок на такси и разработки автопилота. Бизнесу необходимы сервера для обработки и хранения данных, поэтому Яндекс запустил облачный сервис. Оба рынка потенциально помогут снизить зависимость от поисковых доходов.
В следующем обзоре я попробую сделать грубую оценку стоимости Яндекса и понять, переоценен или недооценен бизнес компании. Подпишитесь на Инвестник, чтобы не пропустить вторую часть обзора.
Без притязаний
Это поверхностный обзор бизнеса Яндекса, чтобы принять инвестиционное решение. Мы ни на что не претендуем, а лишь хотим помочь вам быстро разобраться в бизнесе компании и продолжить самостоятельное изучение.
Если вы новичок в инвестициях, но хотите приумножить собственный капитал с помощью акций — прочитайте наши вводные статьи:
Кому нужны Яндекс.Услуги: обзор сервиса и отзывы пользователей
Когда речь заходит о поиске работы, все средства хороши. Мы подписываемся на море Telegram-каналов, ищем работу на джоббордах, в профессиональных сообществах и иногда даже в отчаянии возвращаемся на биржи.
В 2018 году Яндекс запустили новый сервис, который позволяет заказчикам и исполнителям услуг найти друг друга. Делимся обзором сервиса и комментариями от заказчиков и исполнителей, которые опробовали Яндекс.Услуги на собственном опыте.
Яндекс.Услуги: обзор аккаунта исполнителя
Чтобы зарегистрироваться на Я.Услугах, достаточно иметь почту Яндекса. Сервис встречает приятным интерфейсом и удобным UX: жмете кнопку «стать исполнителем» – и поехали.
Сервис предлагает выбрать от одной услуги, которую вы оказываете. Например, помимо копирайтинга отдельной услугой можно указать «создание контент-плана» и назначить за это отдельный ценник.
Чтобы повысить доверие к себе, вам предложат ввести свои паспортные данные. Яндекс обещает, что никому не покажет их, и ссылается на то, что 50% заказчиков выбирают исполнителя с паспортом. Значит, остальные 50% обратятся к вам и без паспорта, так что это исключительно ваш выбор. От бизнеса или физлица, к слову, для размещения заказа никаких документов не требуется.
Перед публикацией ваше предложение услуг будут проверять до двух дней. В это время можно заняться заполнением профиля: добавить фото, контакты, ссылки, описание услуги. Раньше Я.Услуги предлагали связь только через мессенджер сервиса. Сейчас можно оставить кучу контактов: от логинов в распространенных мессенджерах и почты до ссылки на Instagram и YouDo.
На берегу, то есть в аккаунте, можно указать свой график. Это не застрахует от клиентов, которые пишут в вотсап ночью в субботу, но вы их как минимум предупредили. Также вы можете указать свой опыт работы по каждой услуге отдельно.
В Яндекс.Услугах нет никаких про-аккаунтов, вам не нужно платить за доступ к качественным и дорогим заказам. Однако есть ограничение в семь откликов в день, которое можно отменить подпиской на безлимит за 199 рублей в неделю.
Самый очевидный плюс сервиса: ваш аккаунт попадает в поисковую выдачу Яндекса в вашем регионе. У вас есть шанс выйти в топ поиска по запросу, например, «копирайтер Москва», если вы хорошо постараетесь с оформлением и соберете положительные отзывы.
Ксения Матвиенко, копирайтер: «На старте я работала на бирже, но быстро поняла, что заработать там очень сложно. В поиске альтернатив наткнулась на Яндекс.Услуги. Мне сразу понравилось, как оформлен сервис, в нем все просто, понятно. Я оформила аккаунт исполнителя, ни на что особо не надеясь, я рассматривала еще несколько работных сайтов на тот момент. Представьте мое удивление, когда с Яндекса пошли заказы и клиенты. Сейчас оттуда я получаю основной поток работы, причем я практически не откликаюсь на заказы — клиенты ищут меня сами».
Есть у аккаунтов Яндекс.Услуг и проблемные места – это оформление портфолио. На сервисе нет возможности прикрепить к профилю активную ссылку на сайт с вашими работами. К каждой услуге, правда, можно прикрепить скрины с примерами. Это может быть удобно для дизайнеров и веб-разработчиков, но не для копирайтеров. С другой стороны, клиенту не приходится уходить на сторонние сайты, чтобы одним глазом посмотреть ваши кейсы.
Если вы ведете экспертный аккаунт в Instagram или Facebook, это может решить сложность с оформлением портфолио и даст клиенту возможность оценить ваши навыки.
Заказы и цены на Яндекс.Услугах
Самые популярные услуги сервиса – это уборка, перевозка вещей, парикмахерские услуги — то есть в основном на Яндексе ищут ручной труд. Но и диджитал-специалистам можно найти здесь работу.
Ксения Матвиенко: «Для копирайтера есть огромное количество вариантов поиска работы, но на большинстве площадок: Telegram, Facebook, джобборды – очень большая конкуренция. Яндекс.Услуги пока не самый очевидный источник заказов, поэтому на хорошие проекты конкуренция здесь не такая высокая.
Найти можно как проектную занятость, так и удаленку: я видела объявления о поиске копирайтеров для постоянного сотрудничества, SMM-менеджеров для ведения Instagram-аккаунта. Но сама я больше интересуюсь проектами, и таких заказов на Яндексе гораздо больше.
С сервиса ко мне приходили строительные, ремонтные компании, психологи, фотографы. Очень разные клиенты и темы, в которых нужно кропотливо разбираться. В основном идут запросы на наполнение сайтов, иногда – на ведение Telegram-каналов».
Алексей Снегирев, веб-разработчик: «На данный момент Яндекс.Услуги – мой основной канал привлечения заказов. У меня было много разных проектов, в частности, на строительную тематику, ремонт квартир, недвижимость, инфопродукты. Если фокусироваться на платежеспособных клиентах и сферах, вы найдете возможности».
Однако среди опрошенных фрилансеров мы получали и другие отзывы: некоторым поручали странные задачи вроде «перерисовать/сделать копию сайта конкурента», после череды подобных заказов они покидают сервис или забрасывают свой аккаунт.
Самая частая жалоба исполнителей на сервис – заказы за копейки. Таких достаточно с обеих сторон. Копирайтеры, которые только что пришли с биржи, ставят ценник 100 рублей за проект, а заказчики их радостно поддерживают: а давайте лучше 60 рублей.
Ситуацию с демпингом может прекратить только принципиальность копирайтеров и их уверенность в своей экспертности.
Ксения Матвиенко: «Когда я регистрировалась, я видела цены от 1000 рублей за заказ. Для меня после бирж это была заоблачная цена. Я работала на бирже etxt, там цену диктовал клиент. На Яндексе впервые увидела ситуацию, когда копирайтеры сами оценивают свой труд и заявляют свой ценник. Я поставила изначально рублей 700, для меня это было очень много. Но на клиентов, которые торговались, я не натыкалась.
Сейчас мне приходит четыре крупных заказа на наполнение сайта в месяц. Полностью заполнить многостраничник стоит от 10 тысяч. То есть примерно сорок тысяч с четырех заказов в месяц можно зарабатывать. Плюс можно добить какими-то мелкими подработками.
Алексей Снегирев: «Демпинг – тема ужасная. Но неплатежеспособные клиенты – просто не моя аудитория. В веб-разработке качественный продукт не может стоить дешево, и клиенты это понимают. Ценник на мои услуги по разработке сейчас начинаются от 14 тысяч рублей за одностраничник».
Отзыв работодателя
Борис Сысоев, основатель и владелец онлайн-сервисов myresume.ru и testonjob.ru
«Как и другие онлайн-сервисы, testonjob.ru и myresume.ru продвигаются за счет контента. Хотя для написания статей мы обычно привлекаем экспертов, часто появляется необходимость найти толкового копирайтера для новостей, анонсов, пресс-релизов или обзорных статей. У нас нет раздутого бюджета на услуги агентств, поэтому Яндекс.Услуги – одна из площадок, где мы искали индивидуальных исполнителей.
В отличие от бирж фриланса, на Яндекс.Услугах проще оценить исполнителя: аккаунты здесь заполняют гораздо подробнее, дают ссылки на работы. Найти нужного исполнителя тоже оказалось несложно. Были опасения, что на заказы откликаются только агентства, но это не так. Было много новичков и копирайтеров среднего уровня.
А вот общаться с исполнителями не очень удобно – сообщения в Яндекс.Чате плохо заметны, особенно когда в браузере открыто много вкладок.
Хотя копирайтеры охотно вносят соответствующие правки, изначальное качество работ, на наш взгляд, немного хуже, чем на биржах. Возможно, сказывается отсутствие контроля: на классических биржах копирайтинга все взаимодействие между исполнителем и заказчиком построено на принципах арбитража, что снижает шанс получить откровенную халтуру и потерять деньги. На Яндексе такого нет. С другой стороны, на Яндекс.Услугах гораздо легче найти постоянного ответственного человека, при этом сложнее обращаться за одноразовыми заказами.
Качественная информационная статья на Яндекс.Услугах, в среднем, обходилась в 600-700 рублей. Цены сопоставимы с биржевыми. Но некоторые копирайтеры запрашивали в разы больше – до 1500 рублей. При этом их портфолио не соответствовало тем ценам, которые они просили за свои услуги.
Я бы рекомендовал Яндекс.Услуги для поиска постоянных исполнителей или для проектной работы. Единичные заказы все-таки проще размещать на биржах. По крайней мере в копирайтинге».
Продвижение профиля на Яндекс.Услугах
Чтобы не откликаться на заказы, которые могут оказаться сомнительными и дешевыми, а получать приглашения в проекты, нужно создать себе хорошую репутацию и подняться в поисковой выдаче.
Что советует Яндекс
От кратких рекомендаций заполнить профиль и набрать отзывов справка по «Яндекс.Услугам» переходит сразу к делу: подключите услугу продвижения профиля.
Дополнительная услуга продвинет ваш аккаунт в топ поисковой выдачи по вашей услуге. Также вашу карточку будут показывать в приоритете при размещении заказа: когда клиент постит объявление, ему сразу предлагают подборку релевантных исполнителей с хорошим рейтингом.
Чтобы оплатить продвижение, нужно пополнить счет в Яндекс.Директе — сервисе контекстной рекламы от Яндекса — на минимальную сумму 1000 рублей, при этом накинув сверху 20% НДС, то есть в целом минимальный взнос на рекламу – 1200 рублей.
Цену за просмотр вашего профиля (клик) вы назначаете сами, но чем выше цена, тем больше клиентов вас увидят. При этом в популярных рубриках с высоким спросом нужно ставить цену выше, потому что конкуренция среди исполнителей больше.
Предварительный вывод: сложно разобраться, предсказать выгоду от такого вложения – еще сложнее.
Что советуют пользователи
Ксения Матвиенко: «Я не пользовалась продвижением и рейтинговую систему не изучала. Просто качественно заполнила профиль и попросила клиентов оставлять отзывы.
Совет новичкам по оформлению аккаунта: уделите внимание вашему описанию, это первое касание с заказчиком. Проявите креативность. Напишите о себе так, как вы бы написали о продукте клиента. Не забудьте прописать опыт, какие виды текстов вы берете. Не пишите, что прошли 10 курсов, напишите, что вы из них вынесли и можете дать клиенту. Большинство моих клиентов писали, что именно мое описание аккаунта их зацепило».
Алексей Снегирев: «Услуга продвижения, по моему опыту, не работает. Но если есть желание и возможность выкинуть на это пару тысяч, попробуйте.
Я делал продвижение в Яндекс.Услугах как для себя, так и для клиентов. Например, по фирму по аренде спецтехники я продвинул с девятой страницы поиска на первую.
Что нужно для продвижения:
Сделайте читабельное и полезное описание. Грамотное, без повторов, структурированное, желательно – с ключевыми словами. Вбейте запрос на свою услугу в “Подбор слов” Яндекса и узнайте, по каким ключам вас ищут клиенты.
Добавьте рубрику “Примеры работ” – это фото с описанием работы. Добавьте фото и видео. Может, их никто не посмотрит, но это сделает аккаунт более полным, и он будет нравиться Яндексу.
Поработайте над SEO вашего профиля. Возьмите те же ключи из “Подбора слов” и сделайте много карточек для разных услуг, можно даже несколько карточек для одной и той же услуги, но с другим названием. Так вы увеличите трафик на свою страницу.
Соберите минимальное количество отзывов. Хотя бы три-четыре. Это самое долгое в процессе продвижения: на сбор отзывов потребуется от месяца, потому что работодатели должны сами вами их оставить».
Сейчас Яндекс.Услуги как для заказчиков, так и для исполнителей в диджитал-сфере – сервис в тестовом режиме, где много дешевых заказов, где нужно прикладывать усилия и иногда вкладывать деньги в продвижение. Но подкупают простота и скорость сервиса, и завести его как дополнительный канал, чтобы заказать или предложить услугу, можно попробовать.
Обзор «Яндекс»: диверсифицирующийся технологический гигант
Yandex N. V. (NASDAQ, MCX: YNDX) — нидерландский холдинг, головная компания международного технологического гиганта с российскими корнями — «Яндекса».
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор «Яндекса» предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору IPO Fix Price. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
О компании
«Яндекс» — крупная международная технологическая компания с российскими корнями. Ведет бизнес как в России, так и еще в 21 стране. Бизнес-модель компании не подразумевает разработку программного обеспечения на заказ или прямую продажу его клиентам — компания делает упор именно на создании и развитии полноценных пользовательских сервисов на основе произведенного компанией программного обеспечения. Многие сервисы компании — это фактически агрегаторы, многие бесплатны для широкого круга клиентов.
«Яндекс» считает началом своей истории 1990 год, когда начинали разрабатываться первые продукты компании в рамках компаний Arcadia и CompTek. В виде отдельного юридического лица компания появилась в 2000 году, а в 2007 появилась головная нидерландская компания Yandex N. V.
В первые годы существования были созданы: поисковый алгоритм, давший также название одноименному поисковому порталу, рекламный движок, прочие сервисы типа почты, карт. В первой половине 2010-х компания начала путь к активному расширению и диверсификации бизнеса — можно сказать, что она вышла в офлайн — стала производить товары и начала заниматься цифровизацией традиционных офлайн-бизнесов.
Сейчас у «Яндекса» не просто диверсифицированный бизнес. «Яндекс» — один из ведущих игроков, организовавших свою экосистему — большое количество разнообразных сервисов, пытающихся удовлетворить максимальное количество повседневных потребностей пользователя в одном месте. Экосистемность удобна самому «Яндексу» еще и потому, что новые экспериментальные сервисы могут использовать существующие наработки и сервисы как свою инфраструктуру, создавая синергию.
Компания выделяет шесть операционных сегментов бизнеса, в каждом — по несколько сервисов.
Поиск и портал. В данный сегмент входят довольно разнородные сервисы:
На заработки от рекламы значительно влияет объем рынка онлайн-рекламы — и с ним все хорошо: он растет, перетекая из менее эффективного офлайна. Несмотря на обилие сервисов, основным все равно остается поиск, так что компании очень важно сохранять свою лидирующую позицию в рунете, что непросто, так как главным соперником выступает мировой поисковый гегемон — Google. Пока получается.
Такси. Здесь объединены офлайн-бизнесы компании, связанные с мобильностью:
В разделе такси компания заняла уже значительную долю рынка, так что ФАС даже заблокировала покупку «Везет», посчитав, что тогда «Яндекс-такси» может занять 70% российского рынка агрегаторов такси. Остальные сервисы также растут хорошими темпами. В 2020 году компания выпустила единое суперприложение «Яндекс Go», объединяющее все сервисы в одном месте.
Как победить выгорание
«Яндекс-маркет». Мультикатегорийный маркетплейс и сервис сравнения цен. Он недавно снова стал полноценной частью «Яндекса». С точки зрения бизнеса это конкурент Ozon, в статье про который мы подробно рассматривали данный бизнес-сегмент и его перспективы. Количество товарных позиций, продающихся на «Яндекс-маркете», превысило два миллиона, количество продавцов — 8 тысяч. У компании есть 4 фулфилмент-центра: три в Москве и один в Ростове-на-Дону, — 8 сортировочных центров, 632 пункта самовывоза и 1187 пунктов выдачи. Компания активно использует курьерскую службу «Яндекс-лавки».
Медиасервисы. Сюда входят сервисы, связанные с развлечениями:
Вертикали. Сюда входят различные сервисы объявлений:
В данном сегменте компания зарабатывает на комиссиях за поднятие объявлений и дополнительные услуги, на рекламе.
Другие бизнес-юниты и инициативы. Сюда входят остальные сервисы компании — не подходящие под тематику остальных операционных сегментов или те, что числятся экспериментальными и которые компания не готова выделить в отдельные бизнес-юниты:
«Яндекс» гибко подходит к операционным сегментам, периодически перемещая сервисы из одного в другой. Например, «Яндекс-драйв» только недавно вошел в сегмент «Такси», а начиная с 2021 года «Яндекс-услуги» и «Товары» переместили в «Другие сервисы и эксперименты», которые вместе с тем переименовали в «Другие бизнес-юниты и инициативы», а геосервисы перешли в «Поиск и портал».
Также стоит упомянуть, что «Яндекс» не только самостоятельно разрабатывает новые сервисы с нуля, но и периодически не чурается покупать их для последующего встраивания в свою экосистему. Приобретаются как целые большие сервисы, которые так и остаются заметными частями экосистемы, такие как «Кинопоиск» и «Авто-ру», так и более мелкие активы — например, «Партия еды» и часть активов «Везет».