на чем спускались в марианскую впадину

Мечта Кэмерона

26 марта 2012 года глубоководный батискаф Deepsea Challenger, сконструированный Джеймсом Кэмероном и Роном Айленом и названный в честь Бездны Челленджера, самой глубокой точки Мирового океана, опустился в воды Тихого океана, чтобы достичь дна Марианской впадины. На карту поставлена жизнь и годы подготовки. Что предшествовало этому дню и что произошло на недосягаемой доселе глубине, которая никогда не видела солнечного света?

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадинуПЕРВЫЕ В БЕЗДНЕ

История изучения Марианского желоба началась в 1875 году с экспедиции научно-исследовательского судна «Челленджер». Измеряли глубину вручную, диплотом, основу которого составляют свинцовая гиря и трос. Первый замер показал 8184 метра и стал отправной точкой для последующих открытий.

Шагая в ногу с техническим прогрессом, с годами ученые достигали новых и новых глубин. В 1957 году советские исследователи на научном судне «Витязь» при помощи эхолота определили глубочайшую отметку Бездны Челленджера — 11 034 метра. Однако из-за несовершенства прибора эта цифра не признана точной, ведь с увеличением давления меняются электромагнитные и акустические свойства воды, что вносит помехи в работу приборов. Впрочем, «Витязь» все же сделал свое открытие, обнаружив ниже 7 тысяч метров жизнь в виде барофильных бактерий, приспособленных к существованию на глубинах с высоким давлением.

По официальным данным на сегодняшний день, максимальная глубина Марианской впадины составляет 10 994 метра. Эта цифра может превышать отметку 11 километров, так как сложный рельеф океанского дна, состоящий из подводных хребтов и расщелин, нуждается в более детальном картографировании. Однако неоспорим тот факт, что горы (если считать от уровня моря) не настолько высоки, насколько глубок океан. Высочайшая точка поверхности Земли, гора Джомолунгма, — всего лишь 8848 метров.

Реально ли погрузиться человеку на дно глубоководной бездны, где давление воды более чем в тысячу раз превышает нормальное атмосферное? Единственными до Кэмерона исследователями Марианской впадины были лейтенант ВМС США Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пикар. 23 января 1960 года в батискафе «Триест» они опустились на 10 916 метров, доказав человечеству, что даже самые опасные глубины могут приоткрыть завесу своих тайн. По существу батискаф представлял собой небольшую металлическую сферу с иллюминаторами, присоединенную к огромному баку с горючим. Аппарат не был оборудован ни камерами, ни приборами для глубоководных исследований, на дне Тихого океана он провел не более 20 минут, однако этого хватило, чтобы убедиться в существовании жизни в бездне.

«Чтобы в должной мере продемонстрировать всю значимость этого погружения, «Триест» опустился на дно в нескольких футах от рыбы — настоящей рыбы! — к которой в ее непознанном мире присоединился этот железный монстр, пожирающий бензин и рассекающий темноту мощным лучом света. Наша рыба стала мгновенным ответом на вопрос, которым тысячи океанологов задавались не один десяток лет», — вспоминал Пикар в отчете о погружении.

Сегодня мало кого удивишь стартом очередного космического корабля и пребыванием человека в невесомости за пределами Земли. Глубоководное погружение по сложности сравнимо с полетом в космос, однако должно было пройти более полувека, чтобы человек вновь рискнул покорить загадочную бездну Тихого океана.

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадинуРЕКОРД КЭМЕРОНА

Знаменитому режиссеру понадобились десятилетия, чтобы взрастить мечту, семь лет, чтобы спроектировать батискаф, месяцы напряженной работы, чтобы построить уникальный глубоководный аппарат, недели тренировок и один день, чтобы отправить Deepsea Challenger в самое глубокое и, пожалуй, самое труднодоступное место на планете.

Кэмерон с детства был всерьез увлечен физикой. Неизгладимое впечатление на 16-летнего Джеймса произвел фильм об экспериментах голландского доктора Иоханнеса Килстра, во время которых подопытные мыши «дышали» жидкостью, обогащенной кислородом. Вдохновленный Кэмерон написал рассказ о подводных исследованиях и назвал его «Бездна». Так родилась мечта о погружении в неизведанные глубины.

Спустя 19 лет фильм «Бездна», основанный на рассказе подростка, получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, а Кэмерон был признан лучшим режиссером по мнению Академии научной фантастики. В фильме все по-настоящему — актеры, участвовавшие в подводных съемках, были обязаны пройти курс обучения у квалифицированных ныряльщиков. До съемок фильма Кэмерон многие годы занимался дайвингом — испытывая в первую очередь все на себе, режиссер показывал актерам, как работать в непривычной для человека среде. В результате практически все сцены были сняты без участия каскадеров.

Во время работы над «Титаником» Кэмерон совершил 33 погружения к затонувшему лайнеру и в общей сложности провел на нем (конечно, в батискафе) больше времени, чем Эдвард Смит, капитан погибшего судна. Чтобы снять документальный фильм «Экспедиция «Бисмарк», Кэмерону потребовались год подготовки, два батискафа и команда из 32 специалистов российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». Но и этого режиссеру недостаточно — после «Бисмарка» Джеймс Кэмерон решает выйти на новую и неизученную глубину Бездны Челленджера.

Джеймс Кэмерон и его команда четко осознавали, какие опасности сопровождают погружение на дно Марианской впадины.

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадинуГЛУБИНА 10 898

Ранним весенним утром, до восхода солнца, в западной части Тихого океана команда Кэмерона готовит батискаф к спуску. Условия для погружения не самые благоприятные, но Deepsea Challenger попадает в водную стихию и стремительно, со средней скоростью 1,8 метра в секунду, уже через 35 минут приближается к первой значимой отметке. 3800 метров — на такой глубине 100 лет назад затонул «Титаник». Еще 15 минут, и Кэмерон преодолевает глубину, на которой покоится линкор «Бисмарк» — 4760 метров. Вот уже счетчик показывает 6500 метров — эта отметка покорилась русскому батискафу «Мир», французскому «Наутилусу» и японскому «Синкай 6500». Скорость погружения снижается. Кэмерон преодолевает максимальную глубину, на которую погружался обитаемый китайский глубоководный аппарат «Цзяолун» — 7062 метра.

На стенках батискафа уже давно образовались крупные капли конденсата — показатель того, что температура воды упала с 30 до 2 ºС.

Водяной пар, образованный дыханием пилота и его потом, конденсируется на холодных металлических стенках сферы и затем накапливается в пластиковой бутылке. В чрезвычайной ситуации пилот может пить эту воду.

Датчики батискафа передают на поверхность сообщения с точными данными о содержании в кабине кислорода, углекислого газа и температуре, чтобы врач на корабле сопровождения мог контролировать самочувствие пилота. До дна Марианской впадины еще около четырех километров.

Когда луч прожектора батискафа отражается от поверхности, до дна остаются считаные метры. Кэмерон снижает скорость и плавно приземляет аппарат. Как, по-вашему, должна выглядеть настоящая бездна? Остроконечные камни, неровности и опасности на каждом шагу? Отнюдь нет. Бездна Челленджера, по рассказам Кэмерона, гладкая, как яичная скорлупа, и почти безжизненная. Ни рыб, ни других живых существ, за исключением креветкообразных донных обитателей не более дюйма в длину.

Перемещаясь по пустынному дну, Кэмерон берет несколько проб грунта, в котором позже были найдены новые виды бактерий. Из-за неисправных двигателей правого борта батискаф двигается по склону крайне медленно. Еще несколько метров — и из-за поломки гидравлической системы сбор грунта становится невозможен. Колоссальное давление воды выводит из строя последний двигатель, и режиссер оказывается не в силах делать съемку. Максимальная глубина, на которую погрузился Кэмерон, составила 10 898,5 метра.

Три часа на дне Марианского желоба и 70 минут подъема — безусловно рекордные показатели. Впрочем, для Кэмерона погружение не было погоней за рекордом — это была мечта исследователя, мечта фантастически смелого человека, в которую поверили десятки единомышленников.

Каково это — уйти под воду на 11 километров? «Наконец я в самом отдаленном месте на планете Земля, для достижения которого потребовались все это время, энергия и технологии. Я чувствовал себя отрезанным от всего остального мира, без единой возможности на спасение, в месте, которое никогда прежде не видело человечество. И… мне позвонила жена. Конечно, было приятно, однако пусть это станет уроком для всех мужчин. Вы можете думать, что в силах сбежать, но у вас ничего не получится», — говорит в одном из интервью Джеймс Кэмерон.

На этом режиссер не планирует завершать карьеру глубоководного исследователя. Впереди еще слишком много тайн и открытий. Ведь до сих пор невозможно со стопроцентной уверенностью сказать, насколько глубока Бездна Челленджера.

Преодолев более десятка километров к центру планеты, человек почувствует себя в полном уединении, но никогда не будет одинок. Океан напомнит о своем присутствии холодными и теплыми течениями, рыбами и скатами, расплывчатым солнцем над водой или манящей бездной. Океан — живой организм, который не отпустит, пока ноги не ступят на твердую землю, и который обязательно приоткроет человечеству еще не одну тайну.

НОВЫЕ МОРСКИЕ ДЕРЖАВЫ

Когда-то мы все — не люди, нет, а наши далекие эволюционные предки, будущие земноводные, — вышли из воды. Последнюю сотню лет, а то и больше, если отсчитывать с фантастических подводных плаваний героев великого мечтателя Жюля Верна, человечество ищет предлоги, чтобы вернуться в океанскую стихию. И если не чувствовать себя как рыбы в воде — так по крайней мере не быть только опасливыми наблюдателями.

ПОДВОДНЫЙ МУШКЕТЕР И ЕГО «КАЛИПСО»

Многие годы ученые мужи критиковали его за «недостаточную глубину» — и называли профаном, ступившим на стезю науки, чтобы превратить ее в шоу. И все же за семь десятилетий, прошедших с тех пор, как Жак-Ив Кусто впервые испытал акваланг, не появилось другого человека, который бы сделал так много для освоения подводного мира.

НАСЛЕДНИКИ КАПИТАНА

«Я часто забывал о боге и был грешен, но если бы он подарил мне вторую жизнь, я прожил бы ее так же», — признавался капитан Кусто на склоне лет. Второй жизни ему, простому смертному, понятно, не досталось — зато первая послужила примером его собственным детям и многочисленным подводным исследователям. Discovery выбрал четыре ключевые подводные эпопеи последних десятилетий.

В ДВУХ СТИХИЯХ

«Все это еще Жюль Верн придумал!» — невозможно не воскликнуть так, когда слышишь о плавучей лаборатории SeaOrbiter, строительство которой наконец началось этой весной. Создатели футуристического (без всякого преувеличения) проекта не стесняются научно-фантастического родства и помещают портрет автора «Двадцати тысяч лье» среди изображений людей и аппаратов, стоявших у истоков SeaOrbiter.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ / МУСОРНАЯ АТЛАНТИДА

Пока любители эзотерики искали в Мировом океане затонувший континент атлантов, упомянутый в текстах мудрого грека Платона, в океанских водах обнаружился еще один, прежде неизвестный «континент». В его существование сначала отказывались верить — а теперь не знают, что делать с этой пугающей реальностью.

Источник

Сколько человек побывало на дне Марианской впадины?

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину

Марианская впадина (или Марианский желоб) стала известна в 1875 году, когда британский исследовательский корабль Челленджер впервые изучил глубину данного места при помощи глубоководного лота.

Это интересно: глубоководный лот — это инструмент для измерения глубины, представляющий собой веревку с нанесенными на нее метровыми отметками и тяжелый, около 30 кг груз, который постепенно опускают в воду. По натяжению веревки можно определить, когда лот коснется дна.

Вероятно, команда корабля была сильно удивлена, когда отматывала километры веревки, чтобы лот, наконец, смог достичь дна. По результатам исследования было определено, что в самой глубокой точке дно находится на расстоянии 8 367 метров от поверхности океана.

В 1951 году новая британская экспедиция на судне Челленджер-2 при помощи эхолота определила глубину впадины в 10 863 ± 100 метров. Глубина дна изменяется в зависимости от его рельефа. С тех пор самую глубокую точку на планете стали называть Бездной Челленджера.

Это интересно: а вы уже слышали звуки, которые ученые записали на дне Бездны Челленджера? Слушаем ЗДЕСЬ.

Прогресс двигался вперед, и человек стал задумываться о посещении дна Марианской впадины при помощи пилотируемого глубоководного аппарата.

Первое погружение человека на дно Марианской впадины. Проект «Нектон»

Первые два человека в истории, которые смогли достичь самой глубокой точки земного шара — швейцарский ученый Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш.

Аппарат, позволивший совершить погружение в условиях экстремального давления, носил имя «Триест» и изначально был построен силами двух швейцарских ученых-энтузиастов – Огюстом Пикаром и его сыном Жаком Пикаром. После серии успешных погружений в Средиземном море, «Триест» был выкуплен силами ВМС США, которые были заинтересованы в изучении океанических глубин. После модернизации батискафа, установки сверхпрочной гондолы и современных навигационных и электронных систем, «Триест» был готов к покорению новых глубин.

Целью для погружения была выбрана ни много ни мало самая глубокая точка земного шара. В рамках проекта, получившего название «Некрон», планировалось доставить двух людей на дно Бездны Челленджера в Марианской впадине и осуществить проведение на месте научных исследований. 23 января 1960 года в 08 часов 23 минуты местного времени «Триест» с Жаком Пикаром и Доном Уолшом на борту начал медленное погружение во тьму. Через 4 часа 43 минуты батискаф коснулся дна на расстоянии 10 919 метров от поверхности океана.

Впервые человек оказался на дне самого глубокого места на планете. Давление, в 1072 раза превышающее норм, со страшной силой сдавило гондолу батискафа.

Это интересно: гондола «Триеста», изготовленная на сталелитейных заводах Круппа, должна была выдержать давление в 1600 атмосфер при давление на дне Бездны Челленджера в 1071,79 атмосфер. Жак Пикар, измеривший диаметр гондолы изнутри, заметил, что ее диаметр уменьшился на 3 мм.

На дне исследователи пробыли 20 минут, в течение которых провели ряд научных экспериментов по измерению радиации, замерили температуру воды, которая составила 3,3 °С (температура воздуха в гондоле составляла 4,5 °С), сделали большое количество фотографий океанического дна и даже увидели небольшую рыбу, похожую на камбалу.

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину Джон Уолш и Жак Пикар

После сбрасывания балласта, батискаф начал подъем, который продолжался 3 часа 27 минут.

На долгие 52 года больше ни один человек не покорял Марианскую впадину, ограничиваясь лишь спуском в Бездну Челленджера автоматических роботов.

Покорение Марианской впадины Джеймсом Кэмероном

Кто бы мог подумать, что следующим человеком, кто впервые за долгие годы решится побывать на дне Марианской впадины, окажется не какой-нибудь ученый-океанолог, а прославленный голливудский режиссер Джеймс Кэмерон! 26 марта 2012 года Кэмерон на глубоководном аппарате Deepsea Challenger совершил погружение на глубину 10 908 метров.

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину Батискаф Deepsea Challenger | источник

Батискаф Deepsea Challenger, содержащий новейшую научную аппаратуру и 3D камеры, подразумевает наличие в кабине лишь одного пилота, но зато позволяет находиться под водой до 56 часов и свободно маневрировать на дне океана при помощи 12 электромоторов. Его создание, учитывая этап проектирования, заняло почти 7 лет, а строительством занималась частная австралийская фирма.

В ходе исследования дна Марианской впадины, режиссер провел видео и фотосъемку, а также при помощи манипуляторов произвел забор проб океанского грунта, где, как выяснилось позже, присутствуют неизвестные ранее науке микроорганизмы.

На настоящий момент Джеймс Кэмерон является третьим и последним человеком, побывавшим в самой глубокой точке планеты – в Бездне Челленджера на самом дне Марианской впадины. Всего же на дно Марианского Желоба опускалось лишь два подводных аппарата с людьми на борту.

Источник

Джеймс Кэмерон — первый, кто погрузился на дно Марианской впадины в одиночку

Впервые на дно Марианской впадины (глубина — 11,5 км), самого глубокого из известных на Земле океанического жёлоба, люди опустились с помощью батискафа Триест 23 января 1960 года. Ими были лейтенант ВМС США Дон Уолш (Don Walsh) и инженер Жак Пикар (Jacques Piccard). С тех пор и до последнего времени человек не опускался на эту глубину.

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину

Голливудский режиссёр Джеймс Кэмерон в батискафе Deepsea Challenger

Спустя 52 года повторил этот путь к самой глубокой точке океана режиссёр «Аватара» и «Титаника» Джеймс Кэмерон, который 25 марта успешно погрузился на дно Марианской впадины и вернулся на поверхность. На специальном вертикальном батискафе Deepsea Challenger он через два часа после начала погружения достиг дна к 7:52 утра по местному времени. Там он пробыл в течение трёх часов, производя съёмку и сбор образцов, после чего успешно вернулся на поверхность.

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину

Батискаф Deepsea Challenge с Джеймсом Кэмероном опускается в глубины Тихого океана

Первые люди, погрузившиеся на дно Марианской впадины, пробыли там всего 20 минут, сделав минимальный объём работы и почти ничего, кроме поднявшейся от погружения грязи и ила, не увидев. Прошедшие десятки лет не прошли даром. Батискаф господина Кэмерона был оснащён как следует — этого и следовало ожидать от человека, снявшего один из самых впечатляющих художественных стереоскопических фильмов и немало документальных картин о подводном мире.

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину

25 марта в 7:52 по местному времени режиссёр достиг дна и вскоре после этого сделал самый глубоководный в мире твит (@jimcameron): «Только что достиг самой глубокой точки океана. Достижение дна никогда не доставляло столько удовольствия. С нетерпением жду, когда смогу поделиться с вами тем, что увидел»

Deepsea Challenger был оснащён множеством стереоскопических камер, башней светодиодной подсветки, батометром для взятия проб, роботизированным манипулятором и специальным устройством, способным захватывать небольшие подводные организмы с помощью всасывания. Сам глубоководный аппарат создан в Австралии и имеет длину 7 метром при весе 11 тонн. Отсек же, в котором ютился Джеймс Кэмерон, представляет собой сферу с внутренним диаметром чуть больше метра и предполагает только сидячее положение.

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину

Аппарат Deepsea Challenge опускался на дно со скоростью 3—4 узла

Режиссёр перед погружением в интервью ВВС сказал, что это была его мечта: «Я вырос на научной фантастике во времена, когда люди жили в научно-фантастической реальности. Люди отправлялись на Луну, Кусто изучал океан. Это та среда, в которой я рос, это то, что я ценю с детства».

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину

Джеймс Кэмерон сразу после погружения приветствует исследователя океана капитана военно-морского флота США Дона Уолша

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину

Джеймс Кэмерон в люке Deepsea Challenge готовится к погружению

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину

Другой снимок режиссёра и исследователя океана Дона Уолша (крайний справа), который был вместе с Жаком Пикаром первым человеком, достигшим дна Марианской впадины 52 года назад

Путешествие Джеймса Кэмерона в виде одноминутной анимации

Источник

60 лет назад люди впервые спустились на дно Марианской впадины

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину

Батискаф Триест с экипажем, 1960 год

Изобретения Огюста Пикара, изменившие мир

Идея создания глубоководного батискафа принадлежала швейцарскому ученому-физику Огюсту Пикару. Еще в 1930 году он спроектировал стратостат, способный подниматься в высокие слои стратосферы. После этого профессор увлекся изобретением аппарата, способного выдержать давление самых больших глубин океана, недоступные обычным подводным лодкам. Пилотная модель была создана к 1939 году в Бельгии. Однако из-за накалившейся политической ситуации в Европе проект пришлось заморозить. Свою работу Пикар продолжил после Второй мировой войны.

Первый батискаф был построен в 1948 году. Тогда же ученый с коллегой совершил пробное погружение на 25 метров.

Всего через неделю батискаф опустился уже на 1380 м. Присутствовавший на испытаниях французский исследователь океана Жак-Ив Кусто высоко оценил изобретение Пикара. Однако смелые эксперименты выявили серьезные конструкторские недостатки. После отказа бельгийцев продолжать финансирование проекта Пикар в начале 1950-х занялся разработкой более совершенного батискафа. Значительную помощь стареющему ученому оказывал его сын Жак Пикар, взявший на себя роль главного пилота. Новый аппарат назвали «Триестом» в честь города, где были произведены основные работы по его созданию. В одном из погружений батискаф достиг рекордной глубины 3150 м.

По своему строению «Триест» мало отличался от предшественника. Корпус поплавка имел форму, близкую к цилиндрической. На носу и корме были установлены обтекатели. В кормовой части находился вертикальный киль. Для уменьшения бортовой качки при всплытии на поверхность внутри поплавка были установлены внутренние кили. Отец и сын планомерно били все новые рекорды погружения. В бортовой журнал они подробно заносили увиденное на небывалых глубинах.

«Заметили угольную рыбу тридцати сантиметров в длину с двумя большими глазами», — гласила одна из записей.

Зачем проект купили американцы

В 1958 году «Триест» приобрели ВМС США, не располагавшие подобными аппаратами. Американцы стремились привлечь к разработкам своих специалистов. В сложившейся ситуации Пикар-старший постепенно отходил от дел, однако альтернативы его получившему большой опыт погружений сыну по-прежнему не было. В пару к Пикару-младшему новые боссы отрядили лейтенанта ВМС США Дона Уолша. Перед ними поставили крайне амбициозную цель – провести исследование самого глубокого места на планете – Марианской впадины. Проект получил наименование «Нектон» по названию морских животных, способных, в отличие от планктона, самостоятельно плавать.

на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть фото на чем спускались в марианскую впадину. Смотреть картинку на чем спускались в марианскую впадину. Картинка про на чем спускались в марианскую впадину. Фото на чем спускались в марианскую впадину

Батискаф Триест, 1960 год

Чтобы батискаф не тонул, к нему присоединили большой уравновешивающий поплавок, наполненный бензином. Бак свободно сообщался с окружающей водой, которая своим давлением теснила бензин. Внизу за магнитными заслонками хранился запас свинцовой дроби — балласт. При необходимости всплытия акванавт должен был разорвать цепь электрического тока, заслонки открывались, дробь высыпалась, и батискаф стремительно поднимался наверх.

Помимо пилотов в группу вошли моряки разных специальностей, военные, океанографы, биологи, фотографы, электрики и механики. Экспедиция прибыла на Гуам в середине октября 1959 года. «Триест» доставили туда же в разобранном виде на грузовом судне «Санта-Мариана». После сборки батискафа начались тренировочные погружения.

«Не подстерегает ли нас опасность?»

«Вскоре прибыли, кто пароходом, кто самолетом, все члены группы «Нектон» или, точнее, «группы глубоководных испытаний», как мы теперь именовались. Помощником Уолша назначили юного лейтенанта Шумейкера, выпускника подводного отделения Морского училища. С нами были еще четверо военных — унтер-офицеры Дегуд и Минел и матросы Маккартни и Бидер. Гражданскую часть группы представляли неизменный Джузеппе Буоно, ответственный за электропитание Хилл, фотограф Пфлаум, Харрис, уроженец Гавайев Жаир и рослый негр Вирджил. Трем последним предстояло заниматься ремонтом. Научную часть обеспечивали опытные океанографы Роберт Дитц, А. Рехницер и К. Макензи.

В первых числах ноября «Триест» был собран. В десятый раз его извлекли из люльки и спустили на воду.

Поначалу для общей проверки мы совершили маленькое погружение на рейде, а затем опустились на 1500 метров у западного берега Гуама. Вылазка показала, что бензин заметно охлаждается. Правда, на глубине полутора километров температура на дне была 5°C — та же, что в желобе Сан-Диего. Никаких новых осложнений не возникло; было решено приступить к первой серьезной операции, предусмотренной программой, — погружению на 5500 метров в желобе Неро», — рассказывал Пикар в своей книге «Глубина 11 тысяч метров. Солнце под водой».

«19 января 1960 года члены проекта «Нектон», собравшиеся на Гуаме, взошли на борт буксира «Уондонк», который должен был доставить «Триест» на место погружения, точно над впадиной Челленджер-Дип. Это небольшое путешествие оказалось продолжительным и малоприятным. 23 января 1960 года Жак Пикар и лейтенант Уолш заняли места в стальном шаре. Погружение началось в 8.23», — отмечается в книге Жоржа Блона «Великие тайны океанов».

Пикар установил скорость погружения: до глубины в 8 тыс. метров – один метр в секунду; потом 60 см в сек до глубины в 9 тыс. м, а затем до дна 30 см в сек.

Хронологию исторического спуска исследователи фиксировали в бортовом журнале. Отметки 100 м «Триест» достиг за 10 мин. Затем аппарат почти остановился в слое холодной воды. Для продолжения движения пришлось выпустить часть бензина. Аналогичные остановки случились на глубине 130 и 160 м. После рубежа 200 м «Триест» пошел без промедлений.

Пикар записал: «9.00. На глубине 1000 футов (304 м – «Газета.Ru»). Бесформенная масса планктона в потоке света создавала полную иллюзию снегопада, только «снег» падал вверх, а не вниз. Щель, в которую мы опускались, имела в ширину всего-навсего милю. Мы могли натолкнуться на стену желоба – одна мысль об этом леденила душу».

До глубины 7,8 тыс. м «Триест» погружался со средней скоростью 0,9 м/с, после сброса малой части стальной дроби скорость погружения на глубине 9 тыс. м составляла 0,3 м/с.

«11.44. Глубина 29150 футов (8885 м). В конусе света вода кристально чистая. Ни малейшего следа планктона. Огромная пустота, которая не укладывается в человеческом представлении.

12.00. Глубина 31000 футов (9449 м). Какое под нами дно? Вполне возможно, что оно представляет илообразный слой. Не подстерегает ли нас опасность погрузиться в это вещество и навсегда в нем исчезнуть?

12.56. На сонаре появляется черная линия: дно.

13.00. На дне появляется неясное световое пятно, и вдруг мимо иллюминатора, извиваяюсь, проплывает маленькое животное (2-3 см в длину). Похоже, красная креветка.

Сели на прекрасное ровное дно, на твердый диатомовый ил. Дно чистое, светлое, табачного цвета. На глубинометре 37800 футов (11521,5 м). Время 13.06», — известно благодаря материалам, оставленным швейцарским ученым.

Манометры указывали давление в 1156 атмосфер.

Позже итоговая максимальная глубина с учетом солености моря, средней температуры, сжимаемости воды и силы тяжести погружения была скорректирована до 10918 м.

«Должен признаться, я чувствовал себя неспокойно»

На дне Пикар и Уолш увидели рыбу, похожую на камбалу и креветку, и съели по шоколадке. Исследователи связались по ультразвуковому телефону с кораблем сопровождения и доложили о прибытии к месту назначения. Были проведены различные эксперименты: температура воды за бортом составляла 3,3°С. А после измерения внутреннего диаметра гондолы выяснилось, что она сжалась на 3 мм.

Пикар так описывал свои впечатления: «Я никогда не думал, что океаны — это огромные резервуары в основном холодной воды. Лишь тонкий слой поверхностных вод в тропическом поясе имеет более или менее высокую температуру».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *