на чем совершил путешествие в африку доктор айболит
Маршрут Доктора Айболита
2. Маршрут доктора Айболита…………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………
Не сомневаюсь, что все вы читали сказку К.И.Чуковского «Айболит». Мне это произведение очень нравится, и я знаю его наизусть. Но, перечитав его последний раз, я вдруг сделал для себя несколько неожиданных открытий.
1.Доктор Айболит (по Лофтингу) (1920)
3.Айболит и воробей (1922)
Во – вторых, мне стало интересно, а был ли доктор Айболит на самом деле?
Так возникла тема для моей исследовательской работы: «Маршрут доктора Айболита».
Узнать пункт отправления доктора Айболита.
Проследить маршрут доктора Айболита.
Выяснить конечную точку маршрута доктора Айболита в Африке.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы работы:
Ещё раз, более внимательно перечитать художественное произведение;
Поработать с географической картой мира;
Найти информацию в библиотеке и в Интернете.
Для начала мы с мамой пошли в библиотеку. И вот что мы узнали из книг.
1. Корней Иванович Чуковский – это псевдоним писателя Николая Васильевича Корнейчукова. Он родился в 1882 году в Петербурге. Умер в 1969 году в Купцово (Переделкино).
Но существует и другая версия рождения этой сказки, которую мы нашли в Интернете. Возможно, что прототипом стихотворной сказки «Айболит» стал Цемах Шабад. Он был врачом и ученым. Родился в 1864 году, закончил медицинский факультет Московского университета, потом был направлен на ликвидацию эпидемии холеры в Астрахань. После Шабад переехал в Вильнюс. Он не брал за лечение денег с бедных, никогда не отказывался пойти к больному ночью и в любую погоду. Некоторые считали его чудаком за то, что он готов был лечить и бродяг, и жуликов. Он помогал даже животным: лошади, коровы, кошки, собаки, и даже ворон были его пациентами. И все больные его беззаветно любили. Поэтому и не удивительно, что Корней Чуковский мог написать с него доктора Айболита.
Сам Чуковский рассказывал, что как-то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был, проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Тимофей Осипович вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. После этого Корней Иванович написал: «Приходи к нему лечиться и корова, и волчица. ».
Цемах Шабад умер 20 января 1935 года от заражения крови. За его гробом шли более тридцати тысяч горожан.
А еще в центре Вильнюса сейчас стоит памятник (Фото 1), который изображает именно этот эпизод – девочка протягивает ему раненую кошку.
Фото 1. Памятник Цемаху Шабаду в центре Вильнюса.
Теперь, когда я прочитал все произведения К. И. Чуковского о докторе Айболите, узнал, кто был его прототипом, мне остаётся только выяснить: каким же путём добирался Айболит до Африки?
Итак, наша работа началась с того, что мы взяли карту, сказку Чуковского «Айболит» и начали искать город, где жил доктор Айболит.
2. Маршрут доктора Айболита
2.1. Пункт отправления
Давайте вместе вспомним, как начиналась сказка:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
Попробуем по первым строчкам сказки определить место жительства доктора Айболита.
Во-первых, это лесная зона, т.к. доктор Айболит сидит под деревом и к нему приходят лечиться волчица и медведь.
Во-вторых: скорее всего, это северное полушарие (к Айболиту приходят лечиться и жучок, и паучок, и медведица).
В-третьих: этот район освоен человеком (у Айболита лечится собака, корова, курица).
Скорее всего, доктор Айболит жил в России. Об этом нам говорит и само имя: Ай – болит.
И прибежала зайчиха
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
На основании данного отрывка мы можем понять, что доктор проживал не в лесу, а на окраине крупного города, в котором ходят трамваи (Мой зайчик попал под трамвай). Конечно, таких городов несколько. Но здесь на помощь приходят другие произведения Корнея Ивановича Чуковского: “Крокодил”:
Очень рад Петроград –
Все ликуют и танцуют,
Ваню милого целуют!
А от бешеной мочалки
Я помчался как от палки.
А она за мной, за мной,
По Садовой, по Сенной,
Я к Таврическому саду…
2.2. Пункт назначения
Итак, доктор Айболит получил телеграмму от больных животных:
… Вот вам телеграмма
Точный адрес в телеграмме не указан, но доктор сразу собирается в дорогу. О чём это может говорить? Рассмотрим две гипотезы:
Доктор Айболит быстро откликнулся на телеграмму т. к. знал, куда нужно отправляться
Доктор Айболит очень любил животных и доверял им. Он знал, что они точно помогут ему добраться до Африки, до больных животных.
Интересно, какая из них подтвердится?
… Ладно, ладно побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте. »
«…Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппопо
По широкой Лимпопо.
Разберёмся, где живут эти животные.
Сахара – самая крупная пустыня мира 7млн. км².
Фернандо-По – название несуществующей горы.
Лимпопо – река в Южной Африке, (Крокодиловая). Её длина 1600 км.
Итак: охвачена практически вся территория Африки, в основном сухие и пустынные области. Своим ответом звери дают понять, что они сами найдут Айболита, как только он прилетит в Африку
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!».
Из-за ёлки выбегают мохнатые волки.
Доктор двинулся на север и достиг в конце осени или в начале зимы моря.
Бушует, шумит на просторе.
Какое это может быть море? Это может быть Белое, Баренцево или Балтийское море.
… Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит.
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
Это Атласские горы, так как они расположены в Марокко. Дальше Айболит полетел на орле.
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы
Но орлы не летают далеко. Так куда же приземлился доктор?
Сидит и плачет в Африке
Он в Африке, он в Африке
И на море из Африки
Не едет ли в кораблике
Доктор должен приземлиться где-то на побережье, туда, куда могут добраться и страусята, и носороги, и слоны, и бегемоты, и верблюды.
Почему город Дакар можно считать конечной точкой путешествия Айболита? Да потому, что в Дакар могут быстро и легко добраться звери из саванны, пустыни и даже акула из океана.
В сказке упоминаются тигрята и кузнечик. Возможно, доктор перепутал их с леопардом и мухой Цеце, которые живут в экваториальных лесах
Наша гипотеза № 1 о том, что Айболит быстро откликнулся на телеграмму т. к. знал, куда нужно отправляться, не подтвердилась.
А гипотеза № 2 подтвердилась. Айболит очень любил животных и доверял им. Он знал, что они точно помогут ему добраться до Африки, до больных животных.
Во время проведения исследовательской работы я узнала много нового о замечательном детском писателе К. И. Чуковском. Стала больше задумываться о том, что прочитала.
Ребята, читайте книги внимательно. Думайте о прочитанном. Вы обязательно откроете для себя много нового и интересного!
Список используемой литературы
1. Чуковский, К. И. Доктор Айболит – М.: Эксмо, 2005.
2. Чуковский, К. И. Чудо-дерево и другие сказки. М.: «Детская литература» 1970.
Физкультурный досуг «Путешествие с доктором Айболитом в Африку»
Марина Гришакина
Физкультурный досуг «Путешествие с доктором Айболитом в Африку»
Физкультурный досуг
«Путешествие с доктором Айболитом в Африку»
для старшего дошкольного возраста
Гришакина Марина Алексеевна
Инструктор по физической культуре ГБОУ СОШ № 2088 г. Москва
Цель: повысить интерес детей к занятиям физической культурой, создав положительную эмоциональную атмосферу при выполнении физических упражнений и предоставив возможность свободно проявлять двигательные способности в играх и эстафетах.
Действующие лица: Доктор Айболит, воспитатели, дети.
Место проведения: спортивный зал.
Ход ПРОВЕДЕНИЯ
Дети в спортивной форме заходят в зал.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь по просьбе доктора Айболита. Он прислал телеграмму, в которой сообщает, что ему очень нужна ваша помощь. Вы все знаете историю про доброго доктора Айболита?
Воспитатель: Доктор больше всего на свете любит зверей.
И идут к нему лечиться
И корова, и волчица,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Вот, слышите шаги, наверное, это он.
В зал вбегает д. Айболит с чемоданчиком в руках.
Д. Айболит: Здравствуйте ребята. Как хорошо, что вы согласились мне помочь.А случилось вот что: вчера вечером ко мне в окно постучалась ласточка. Я очень удивился, ведь ласточки осенью улетают в жаркую Африку. Ласточка рассказала, что она прилетела из Африки по просьбе больных обезьянок, которых срочно нужно спасать.
Мне необходимо срочно отправиться в Африку на помощь обезьянкам, и я приглашаю вас с собой, так как один я не справлюсь. Вы готовы к приключениям?
Д. Айболит: Еще с нами едет обезьяна Чичи (показывает обезьянку-игрушку).
Еду, еду в Африку
Африка, Африка
Нас ждет далекое и опасное путешествие, которое могут преодолеть только сильные и смелые ребята. Давайте посмотрим, какие вы быстрые и ловкие.
Дети встают в колонну по одному и выполняют различные виды ходьбы и бега. Ходьба (под песенку из к/ф «Красная шапочка»): обычная, на носках, с приседанием по сигналу, приставным шагом правым и левым боком, в полуприседе, с выполнением заданий для рук, на стопах и ладонях.
Бег (под песенку «О жирафе»): обычный, подскоками, сгибая ноги вперед и назад, змейкой между пальмами, с преодолением невысоких препятствий.
Доктор Айболит: Ну что, молодцы ребята, вижу, что на вас можно положиться, и я приглашаю всех на корабль. Давайте посмотрим, какие наши ребята ловкие матросы, так как корабль раскачивается на волнах, здесь очень много канатов, реек, узких проходов.
Полоса препятствий «Мы ловкие матросы».
Упражнения: ходьба по наклонным доскам, узким рейкам гимнастической скамейки и лазание с пролета на пролет гимнастической лестницы.
Прохождение полосы препятствий: дети, друг за другом, поднимаются по наклонной доске на 3 рейку гимнастической лестницы, затем приставным шагом перелезают с пролета на пролет до второй наклонной доски, спускаются по ней и проходят по узкой рейке г/скамейки (на импровизированную палубу корабля, собранную из мягких модулей).
Доктор Айболит: Ребята, нам с вами нужно следить за тем, когда покажется земля. А для этого необходимо уметь забираться на мачту корабля. Давайте потренируемся. Свистать всех наверх!
Игра «Свистать всех наверх».
Двигательная задача: упражнять в умении лазать по гимнастической лестнице, развивать ловкость и координацию движений.
Ход игры: на каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте (на рейке) висят вымпелы (по количеству детей в звене). Дети строятся в 3 колонны перед стартовой линией на расстоянии 4 – 5 метров от гимнастической стенки. По сигналу доктора Айболита первые в колоннах бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, снимают один вымпел и спускаются с ним, затем возвращаются конец своей колонны.
Доктор Айболит отмечает то звено, которое быстрее спустит все морские вымпелы вниз.
При проведении игры обращается внимание на то, чтобы дети не пропускали рейки и не спрыгивали с последней рейки гимнастической стенки. Воспитатели осуществляют страховку детей.
Доктор Айболит забирается с биноклем на гимнастическую лестницу и смотрит в бинокль.
Д. Айболит: Земля, я вижу землю! Мы приплыли в Африку. Здесь ребята нужно вести себя очень осторожно, так как очень много хищных зверей, которые представляют опасность для человека.
В Африке акулы,
в Африке гориллы,
В Африке большие
Покажите,какие движения делают эти животные: гориллы прыгают, а крокодилы быстро–быстро передвигаются по песку.
Давайте посоревнуемся и покажем, что вы умеете также ловко и быстро двигаться, как и они.
Игра «Крокодилы и гориллы».
Двигательная задача: упражнять в прыжках через гимнастическую скамейку с опорой на руки, развивать ловкость и координацию движений при ползании и подлезании под шнур, не задевая его.
Ход игры: игроки строятся в 2 колонны. Сначала выполняют прыжки через г/ск с опорой на руки, затем ползут по-пластунски до шнура, закрепленного на высоте 35 см от пола, и проползают под ним, не задев его. Бегом возвращаются в конец своей колонны.
Доктор Айболит: Молодцы, все справились с заданием. Теперь мы сможем преодолеть весь путь к больным обезьянкам. Только нужно быть очень осторожными и держаться всем вместе, потому, что в Африке есть разбойник и злодей, в Африке ужасный Бармалей!
(Дети, встав в рассыпную по залу, выполняют «Танец Бармалея» по показу воспитателя)
Доктор Айболит: Я надеюсь, что мы не встретимся с этим разбойником и благополучно доберемся до больных обезьянок. А вдруг обезьянки так больны, что не могут сами ходить, тогда нам придется переносить их на носилках.
Эстафета с носилками.
Двигательная задача: упражнять в умении бегать парами.
Ход игры: дети строятся в 2 колонны, в колоннах разбиваются на пары. Первые пары держат носилки, в которых лежат обезьянки-куклы. Пара с носилками должна добежать до стойки, обежать ее и, вернувшись к старту, передать носилки с обезьянкой следующей паре. Во время бега обезьянка не должна падать с носилок.
Воспитатель: Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не спит
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят,
И ставит и ставит им градусники.
Доктор Айболит: бедные обезьянки, они так ослабли от болезни,им нужно срочно собрать разные фрукты: ананасы и кокосы, чтобы они подкрепились и окончательно выздоровели. А ну-ка ребята постарайтесь и наберите корзины фруктов.
Игра «Собираем фрукты».
Двигательная задача: упражнять в прыжках и броске в горизонтальную цель.
Ход игры: дети строятся в две колонны перед линией старта, рядом с каждой командой на полу лежат мячи. Зажав мяч между ног, игрок прыгает к линии броска и бросает мяч в корзину, стоящую на полу, затем бегом возвращается в конец своей колонны.
Айболит отмечает ту команду, которая успешно справилась с заданием.
Вот и вылечил он их
Вот и вылечил больных,
И пошли они смеяться
И плясать и баловаться
Слава, слава, Айболиту и помощникам его!
Доктор Айболит: Ребята вы очень помогли мне, обезьянки здоровы и теперь мы можем возвращаться домой.
Дети вместе с доктором Айболитом уходят из зала.
(В тексте досуга использованы стихи К. Чуковского)
Оформление физкультурного зала Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной.
Руководство по распределению обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя В настоящее время все чаще в дошкольных учреждениях стало практиковаться проведение НОД по физкультуре без разделения воспитанников на подгруппы.
Айболит — Чуковский К.И.
Сказка о докторе, который лечил лесных зверей. Зайчики, лисички, волки – все обращались за помощью к доброму доктору. Но однажды к Айболиту прискакал шакал и привез телеграмму от Гиппопотама: «Приезжайте, доктор, в Африку скорей. И спасите, доктор, наших малышей…» Айболит тут же собрался в путь к бедным зверятам. Добраться до больных ему помогают волки, кит, орлы. И вот, наконец, прилетает он в Африку. Десять дней подряд он лечит зверят. И все становятся опять здоровы и веселы!
Айболит читать
1 часть
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
2 часть
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки.
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
3 часть
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живете?
На горе или в болоте?»
«Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо.
4 часть
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
5 часть
Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.
Если пойду я ко дну.
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
6 часть
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
7 часть
А в Африке,
Он в Африке, он в Африке
И на море из Африки
Не едет ли в кораблике
«Что ж нету Айболита?»
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
ну что же он не едет,
А рядом прикорнула
Уже двенадцать суток
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придет?»
8 часть
Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
А птица, над ними кружится,
А птица на землю садится.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И ставит и ставит им градусники!
И к бедным горбатым
Десять ночей Айболит
Не ест и не пьет и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят,
И ставит и ставит им градусники.
9 часть
Вот и вылечил он их,
Лимпопо! Вот и вылечил больных,
Лимпопо! И пошли они смеяться,
Лимпопо! И плясать и баловаться,
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
И малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так что дубы сотрясаются.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
Пожалуйста, оцените произведение
Оценка: 4.9 / 5. Количестов оценок: 663
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.
Прочитано 7650 раз(а)