на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях

Достоевский в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Усилия Достоевского по работе над развитием реализма не были оценены его современниками, однако от того не стали менее значительными.

Ф.М. Достоевский был признан классиком русской литературы, романистом мирового значения, первым представителем персонализма в литературном пространстве России. Его творчество оказало значительное влияние на мировую литературу и на такие направления философии и психологии, как экзистенциализм и фрейдизм.

Достоевский творил в Золотой век русской литературы. Писатель родился в 1821 году и прожил почти шестьдесят лет. Его произведения стали одной из причин, по которым литературоведы столь высоко оценивают литературу 19-го столетия.

Ранние годы жизни

С самого детства юный Фёдор Достоевским был человеком любознательным и наделённым недюжинным воображением. Он рано научился читать, изучил историю России и познакомился с творчеством таких авторов, как Карамзин, Державин, Жуковский и Пушкин. Поступив на обучение в пансион, Достоевский предпочитал чтение книг и разговоры со старшими воспитанниками различным играм.

Большое влияние на творчество Достоевского, по словам самого писателя, оказали произведения Вальтера Скотта.

Готовые работы на аналогичную тему

Ещё во время учёбы в училище Достоевский работал над драмами, тексты которых не сохранились, и переводил иностранные романы. Первым самостоятельным произведением, вышедшим из-под пера писателя, стал реалистический социальный роман в письмах «Бедные люди». В дальнейшем автор трижды дорабатывал произведение, прислушиваясь к прозвучавшей критике. Критика эта, впрочем, не была разрушительной. Виссарион Белинский, известный литературный критик Российской империи, высоко оценил дебютное произведение молодого автора, чем открыл ему двери в большой литературный мир.

Как и в самом первом, во всех своих последующих произведениях Достоевский исследует человеческую душу, углубляясь в детали характера каждого героя, анализируя его и подавая для анализа читателю. Однако написанные сразу после громко заявивших о себе «Бедных людей» произведения уже не вызвали восторгов критиков, а, напротив, оказались непонятны.

Ссылка и каторга

Возросшая известность открыла Достоевскому дорогу к новым знакомствам. В том числе познакомился писатель и с общественным деятелем М.В. Петрашевским, организовывавшим встречи, участники которых, петрашевцы, обсуждали вопросы свободы книгопечатания и отмены крепостного права. Приходя на встречи петрашевцев, Достоевский вскоре стал частью более малочисленного общества, планировавшего заниматься нелегальным книгопечатанием и организовать в России переворот.

Как и многие другие петрашевцы, Достоевский был арестован в 1849 году и несколько месяцев провёл в заключении, после чего, хоть и отрицал все предъявленные ему обвинения в «вольнодумстве», был осуждён на восемь лет каторги. Изначальным приговором Ф.М. Достоевского была смертная казнь, однако позже она была заменена на каторгу из-за несоответствия вины писателя его наказанию.

Находясь в заключении, Достоевский обратился к религии, прямо как герой написанного после каторги романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Впечатления от ожидания казни писатель выразил словами героя «Идиота» князя Мышкина.

Впечатления от заключения нашли отражение в романе Достоевского «Записки из Мёртвого дома». Ещё до попадания в острог писатель успел написать множество произведений самых разных жанров, в том числе повесть «Белые ночи».

После освобождения писатель отправился на военную службу, в ходе которой был повышен до прапорщика. В день коронации императора Александра II Достоевский, как и другие петрашевцы, был помилован, однако с 1856 года и до самой своей смерти он находился под тайным надзором полиции, хоть и получил возможность вновь печататься.

Расцвет творчества

В начале 1860-ых Ф.М. Достоевский помогал своему брату издавать литературно-политические журналы, из-за чего и сам приобщился к публицистике. На страницах этих журналов были впервые опубликованы многие произведения писателя.

В период с 1866 по 1880 годы были написаны самые значительные произведения Достоевского, его «великое пятикнижие»:

Князь Мышкин, герой романа «Идиот», является любимым героем Ф.М. Достоевского.

Во всех своих произведениях Достоевский поднимал острые социальные темы. Рассуждая ли о том, до чего может довести человека бедность, или полемизируя на тему революционных настроений, зреющих в России, писатель всегда оставался предельно внимательным к личностям своих героев и к их социальному фону.

Источник

Особенности творчества Достоевского: психологизм, полифоничность, детективные сюжеты

на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть картинку на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Картинка про на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях
Соня и Раскольников

Ф. М. Достоевский является всемирно известным писателем, мастером психологического романа.

Особенности творчества Достоевского: психологизм, полифоничность, детективные сюжеты и пр.

1. Глубокий психологический анализ

Пожалуй, главной особенностью романов Достоевского является глубокий психологический анализ персонажей и ситуаций. Эту особенность отмечали еще современники писателя. Действительно, Достоевский словно «рентген» проникает в души своих героев и с удивительной тонкостью прослеживает их переживания. От его зоркого глаза не ускользает ничего: он подмечает и сообщает читателю все тонкости и нюансы внутренней жизни своих героев.

Из-за этого многие читатели считают романы Достоевского слишком «тяжелыми» для восприятия именно из-за столь глубокого психологического анализа.

2. Насыщенный сюжет

Одной из особенностей произведений Достоевского являются занимательные и увлекательные сюжеты, неожиданные повороты событий и часто непредсказуемая, волнующая развязка.
Достоевский очень заботился о том, чтобы его произведения были занимательными и увлекательными, а концовки – эффектными. Без ложной скромности сам Достоевский считал, что у него неплохо получается писать увлекательные тексты.

3. Детективные сюжеты

Еще одна особенность творчества Достоевского – это детективные, криминальные сюжеты. Не все, но многие его произведения, особенно романы, так или иначе рассказывают о каких-то преступлениях. Все самые известные романы Достоевского – «Преступление и наказание», «Идиот». «Братья Карамазовы» – по сути принадлежат к жанру романа-детектива или романа-триллера. Писатель часто черпал сюжеты для своих книг из криминальной хроники в местных газетах.

4. «Многолюдные», полифонические романы

Еще одной особенностью произведений Достоевского, в частности романов, является их «полифоничность», их «многолюдность». Романы Достоевского называют полифоническими из-за большого количества персонажей, чьи жизни и судьбы пересекаются в тех или иных обстоятельствах.

В самых известных романах Достоевского участвуют в среднем по 10-20 героев – главных и второстепенных. Это касается романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».

При этом Достоевскому удавалось наделить каждого из героев своей особенной судьбой, историей и характером. Любопытно, что друзья писателя предупреждали его о том, что изобилие персонажей якобы мешает его произведениям. Однако писатель оставался верен своему стилю и не уменьшал количество персонажей в угоду критикам. В результате «полифоничность» и «многолюдность» стали его визитной карточкой. Миллионы читателей любят произведения Достоевского в том числе и за это.

Это были материалы об особенностях творчества Достоевского: о психологизме, полифоничности, криминальных сюжетах в его произведениях.

Источник

на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть картинку на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Картинка про на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях

Особенности произведений

Философские взгляды Достоевского сформировались под влиянием разных событий. Россия и Европа переживали переломный момент, в них подводились итоги, и открывались новые перспективы. По мнению Федора Михайловича, общество перерождалось в совершенное, а люди искали возможности формирования общежития, которое основывалось на братстве и справедливости.

на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть картинку на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Картинка про на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях

Труды Достоевского пронизаны философскими рассуждениями. Писатель вывел определение русской идеи, состоящее из совокупности понятий, которые выражали историческое своеобразие и особое призвание народа.

Работы писателя стали предтечей появления русской философии. Его творчество повлияло на множество мыслителей. Некоторые исследователи полагают, что произведения Федора Михайловича помогли сформироваться экзистенциализму, персонализму и фрейдизму.

Основные идеи

Ключевой темой философии Достоевского можно считать гуманизм. Писатель считал, что человек сам по себе является высшей ценностью. Примечательно, что он выделял индивидуума, а не общество или социальную группу. В своих работах Достоевский писал о важных проблемах, среди которых:

Главной проблемой Федор Михайлович считал человека. Изучению сущности людей он посвящал немало времени. В «Легенде о Великом инквизиторе» автор показал сочетание свободы и абсолютного морального закона. Исследователи творчества писателя выделили несколько важных идей:

на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть картинку на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Картинка про на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях

В ранних работах писателя можно заметить его стремление к социалистическим идеям. Но уже в это время творчество Достоевского было лишено материализма. Федор Михайлович полагал, что напряжение в обществе снизит распространение социализма, однако после каторги он кардинально изменил свое мнение.

Исследования философии автора

Не все ученые согласны с тем, что Достоевский был философом. В советское время труды писателя мало изучались в подобном ключе. Зигмунд Фрейд полагал, что Федор Михайлович в своих книгах воспевает зло и поддерживает темные начала человеческой сущности. Эту идею разделял и Л. Шестов.

на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть картинку на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Картинка про на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях

М. М. Бахтин отрицал такое рассмотрение произведений писателя. По его мнению, романы Федора Михайловича стали в равной мере отражением доброго и злого начала. Нельзя отрицать двойственной человеческой натуры. Главное в трудах Достоевского то, что индивид наделен внутренней свободой. Именно она вынуждает его поступать правильно или неправильно.

Русский философ Маслин также защищал творчество писателя. Он был уверен, что труды Федора Михайловича не могут стать пессимистичными и депрессивными, ведь автор рассказывал также о сострадании, жалости, смирении. В. В. Зеньковский еще в середине XX века признался: постичь до конца идеи писателя не представляется возможным.

Достоевский рассматривает личность человека как главную ценность. Она наделена свободой воли, но при этом индивид обязан нести ответственность за свои поступки. В трудах автора можно найти множество размышлений на религиозную тему.

Источник

Достоевский в глазах современного читателя

Федор Михайлович Достоевский – известный русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Он один из лучших мастеров реализма в русской литературе. Тем самым он покорил не только сердца и умы читателей XIX века, но и заинтересовал своим творчеством современных людей.

Взять, к примеру, его знаменитый роман «Преступление и наказание». Неудивительно, что этот роман переведен на многие языки. Сюжет захватывает с первых строк. В этом романе Достоевский раскрывает не только убийство, но и личность самого убийцы, его чувства, эмоции, мысли и мотивы. Писатель рассматривает всем известный синдром Наполеона. И это в новинку даже для самого заядлого читателя.

Также можно взять, например, не менее известный роман «Идиот», который имеет очень интересный и необычный сюжет. В данном романе писатель затрагивает актуальную во все времена проблему веры в Бога и проблему религии в целом.
В 1848 году Достоевский написал повесть «Белые ночи», которая была посвящена другу его юности – поэту А.Н. Плещееву.
В этой повести рассказывается об отношениях безответно влюбленного мечтателя с главной героиней Настенькой. Мечтатель жил оторвано от земли, витал в облаках, считая себя вполне счастливым. Он не знал никаких неприятностей и разочарований, так как радовался каждую минуту своей жизни. Он был таким же наивным и жизнерадостным как ребенок.
Но в какой-то момент в его жизни появилась Настенька. И именно после встречи с ней он узнал настоящее счастье. К сожалению, оно оказалось совсем недолговечным. Настеньке пришлось выбирать между двумя мужчинами, и девушка сделала свой выбор не в пользу главного героя. Но, он даже не пытался остановить любимую, не проявлял никакой настойчивости, он просто принял эту новость как факт и смирился с ней. И именно поэтому он остался один.
Основываясь на этой истории, мы можем сделать вывод, что мысли и чувства, выраженные в данной повести, уникальны и необычны. Федор Михайлович Достоевский с большим профессионализмом описал характеры главных героев своего произведения «Белые ночи». Он раскрыл их образы через их монологи, не давая конкретных характеристик. В этом романе Достоевский рассказывает о людях, живших в его время и в его мире.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что многим нравится читать книги Ф.М. Достоевского, поскольку каждый может найти для себя что-то интересное и новое, а также узнать себя и своих знакомых в героях его произведений.
Итак, подытожим. Многих интересует, как современный читатель относится к мыслям и чувствам Достоевского. Каждый имеет право на свое мнение. Однако, на мой взгляд, каждый из нас может найти частичку себя в шедеврах Федора Михайловича Достоевского. Идеал русского писателя – Христос. Никто не имеет права осуждать его, потому что это его решение. Стоит сказать, что Федор Михайлович никому ничего не навязывал. В своих произведениях он говорил о тех же людях, которых мы можем встретить и сегодня на улицах нашего города. Практически каждый человек, верующий он или неверующий, молодой или старый, с интересом читает книги Достоевского и узнает в них людей из своего окружения.
Достоевский просто мастерски описывает персонажей и их характер. Хорошим примером для этого мы выбрали произведение «Белые ночи», в котором Федор Михайлович смог рассказать о своих героях с помощью их же монологов. Нет никаких специфических особенностей. Собирая эту мозаику, читатель получает только портреты героев. Каждая часть мозаики – это деталь работы, отшлифованная мастером, и она отдалена от всего излишнего и не нужного для читателя.
Прекрасно подобраны и сюжеты во всех произведениях Достоевского. Его книги поистине уникальны и незабываемы. Все, что происходит в его произведениях, кажется реальным и достоверным. Что касается концовки, то она непредсказуема и индивидуальна практически в каждой книге.
Именно благодаря интересным героям и непредсказуемым сюжетам книги Достоевского актуальны и по сей день, так что современный читатель с интересом погружается в его произведения.
Таким образом, произведения Ф.М. Достоевского являются самыми незабываемыми и захватывающими, поскольку происходящие в них события очень реалистичны, а финал непредсказуемым.
Можно сделать вывод, что мысли и чувства Достоевского, выраженные в его произведениях, уникальны. Своеобразие сюжетов, философские проблемы будут интересны читателям практически любого возраста и мировоззрения. Для произведений Достоевского понятия времени не существует.

Источник

Чему Достоевский может научить нас сегодня?

на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Смотреть картинку на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Картинка про на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях. Фото на чем сосредоточен достоевский в своих произведениях

Задумались о тех нескольких жизнях, которые прожил писатель, каждая из которых была несчастна…

Поздний Достоевский без конца переживает разные свои состояния в своих героях, он рассыпается на них. Если поставить перед собой задачу прочитать роман за романом, то можно увидеть, как он кружится на одном месте, как повторяются одни и те же ходы, одна и та же боль, одни и те же интеллектуальные и сюжетные ловушки, в которые попадают его герои и читатели.

Где же в этом сгустке искать подлинную биографию писателя, где поймать настоящего Достоевского? И чему он может научить нас сегодня?

Его даты

11 ноября 1821 — родился в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы.

1846 — Выходит в свет первое произведение – роман «Бедные люди».

1849 — За участие в кружке Петрашевского сослан на каторжные работы в Омский острог.

1854 — В возрасте 33 лет выходит на свободу и служит солдатом, а потом офицером в Семипалатинске.

1859 — Ему разрешено вернуться в Центральную Россию.

1864 — Умирают первая жена Марья Дмитриевна и брат Михаил, выходят в свет «Записки из подполья».

1866 — Первый роман великого пятикнижия – «Преступление и наказание».

1867 — Женитьба на Анне Григорьевне Сниткиной, отъезд на несколько лет за границу.

1880 — «Братья Карамазовы»; речь на Пушкинском празднике в Москве.

9 февраля 1881 — Скончался в своей квартире в Санкт-Петербурге.

Тень Гоголя

Достоевский начинал свой творческий путь, учась в петербургском инженерном училище. В то время Федор Михайлович был очень худощав. Цвет лица его был какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий, всегда сосредоточенный в себе. В свободное время он всегда задумчиво ходил взад и вперед где-нибудь в стороне, не видя и не слыша происходящего вокруг него. Когда рождалась мысль, когда проклевывался какой-то сюжет или образ, когда он попадал во внутренний плен рождающегося мира, он начинал ходить, двигаться. Добр и мягок он был всегда, но мало с кем сходился из товарищей.

Закончив инженерное училище, он отрубает очередной отрывок своей жизни. В 1845 году Достоевский с головой ныряет в литературу. Первым его читателем становится малоизвестный писатель Дмитрий Григорович, с которым он снимает квартиру.

Критик начал изучать текст, а Григорович и Некрасов сидели рядом и ждали, что будет. Белинский читал всю ночь напролет и пришел в восторг. Все трое пришли к Достоевскому и поздравили его. Впоследствии Федор Михайлович говорил, что это было его «самое счастливое утро».

За год до смерти, в 1880 году, происходит другое величайшее событие в его жизни. Достоевский на открытии памятника Пушкину произносит такую речь, что в зале все рыдали. Два этих триумфа открывают и закрывают его жизнь.

Можно представить, как сложно было Достоевскому продолжать свой творческий путь после успеха «Бедных людей». У писателя происходит срыв за срывом. «Двойник» выходит плохо, словно Гоголь стоит у него за спиной. Достоевский постоянно чувствует, что тот ему мешает. Очень интересно читать его произведения в хронологическом порядке и видеть, с каким трудом он освобождается от тени Гоголя.

«Двойник» становится в каком-то смысле провалом для Достоевского. Если отзывы об этом произведении были бы жестче, писатель не ощущал бы такую боль. Сдержанная снисходительность Белинского, только что сжимавшего его в объятиях, была гораздо хуже.

Не поняли и «Господина Прохарчина». Даже с первыми обожателями — Некрасовым, Григоровичем — все очень трудно складывалось. Чем дальше, тем чаще Достоевский попадает в неловкие ситуации, все преувеличивает, потом сам же начинает мучиться, рефлексировать. При этом он знает, что ему природой отпущено нечто более масштабное, чем Григоровичу, Белинскому и Некрасову.

У Достоевского намечаются тяжелые расхождения с Белинским. Один из корней разлада с человеком, которого писатель поначалу боготворил, заключается в его отношении к христианству.

«Я застал его страстным социалистом, и он прямо начал со мной с атеизма. Как социалисту, ему, прежде всего, нужно было низложить христианство, он знал, что революция непременно должна начинать с атеизма. Семейство, собственность, нравственную ответственность личности он отрицал радикально», — писал Достоевский. Белинскому оставалось жить недолго, и Федор Михайлович его бросил, не ходил к нему.

Рыцарь горестной фигуры

Ранние неудачи Достоевского скапливались и прорывались наружу в жалобах и стонах. В повести «Неточка Незванова» он пишет: «Они не ободрят, не утешат тебя, твои будущие товарищи; они не укажут тебе на то, что в тебе хорошо и истинно, но со злобной радостью будут поднимать каждую ошибку твою… Ты же заносчив, ты часто некстати горд и можешь оскорбить самолюбивую ничтожность, и тогда беда — ты будешь один, а их много; они тебя истерзают булавками». Все это сказано им про себя.

Друзья смеются над ним:

Рыцарь горестной фигуры,

Достоевский, милый пыщ!

На носу литературы

Рдеешь ты, как новый прыщ…

Достоевский никогда не простил Тургеневу эту эпиграмму. Были карикатуры, про него писали стишки. С момента начала насмешек у Достоевского просыпается ненависть не только к Тургеневу, но и ко всему тургеневскому. К его «круглой» риторической фразе, к хорошему воспитанию, к светскости, к комильфотности — все это вызывало у Федора Михайловича резкое отторжение. Ненависть прошла через всю жизнь писателя, хотя меняла свои оттенки и интонации. Самую жестокую карикатуру на Тургенева Достоевский рисует в «Бесах» — это Кармазинов. Текст, который предъявляет Кармазинов, называется «Мерси», он явно пародирует Тургенева.

Это события 1846 года. Только через год у писателя появится совершенно новая, какая-то личная, интонация.

Мечтать — вредно…

«Белые ночи» — это совершенно пронзительный Достоевский сороковых годов — в его произведениях появляется удивительный образ мечтателя. Кажется, что он будет изжит писателем, но нет, он пройдет красной нитью через его тексты и жизнь.

«Белые ночи» дают какую-то отмычку к одной из его магистральных тем. Если попробовать сформулировать сюжет этого произведения с точки зрения богословия, то оно посвящено тому, как губительно мечтать. За этим стоит мысль, что всякая мечтательность — большой грех. Причем Достоевский показывает это нежно, ласково, романтично. У него получается, что эта мечтательность вредит герою. Она съедает подлинное, съедает саму жизнь.

Лежит человек двадцати с небольшим лет на кровати и мечтает, прямо как Обломов. При этом он так ярко проживает воображаемые жизни, создавая для себя виртуальную реальность, что настоящее бледнеет перед мечтами. Если этот юноша не лежит на диване, то он бродит по Петербургу, и город как бы сам участвует в создании наваждений. Петербург — очень сильный гипнотизер, он подыгрывает герою.

Потом молодому человеку удается вырваться за черту города. Он побывал на живой природе, немного очнулся, «продышался», по словам Достоевского, и вернулся к себе в каморку довольно поздно, вроде бы готовый начать жить по-настоящему. Получается так, что жизнь ему подыгрывает — он встречает вполне живую девушку Настеньку. У нее был жених, который съехал, обещал вернуться, через год вернулся, носу не кажет, забыл и разлюбил. Логично, что его место занимает сам мечтатель, почти влюбившийся в Настеньку. На последнем свидании появляется жених и она счастлива, все естественным образом разрешается.

В итоге — пустота, вполне себе простое, реальное счастье главный герой растратил в своих мечтах. Достоевскому тут удается копнуть нечто существенное — прожитое в воображении для жизни крайне часто становится несостоявшимся и погибшим.

В плену грез и мечтаний

С «Белых ночей» начинается удивительная вещь — все герои писателя попадают в ловушку грез и химер. Причем эти химеры обладают активным, агрессивным свойством: они подчиняют, вспарывают, навязывают себя реальности.

«Формы я не нашел и повести не осилил», — пишет о своем «Двойнике» Достоевский. Обретение своей формы для него — это сбрасывание с плеч «шкуры» Гоголя, аллюзий с «Записками сумасшедшего», «Носом» или вообще всего вместе.

«Повесть эта мне положительно не удалась, но идея ее была довольно светлая, и серьезнее этой идеи я никогда ничего в литературе не проводил», — констатировал писатель. Формула ее такова: «никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следственно, и от виновности и преступности… ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой».

Этого не мог вынести Белинский. Эта идея взбесила его и стала причиной разлада с Достоевским. По его логике, молодой писатель развивался совершенно не в том направлении.

Достоевский остался верен себе до конца, до последнего романа. Никакой социализм не принесет человечеству счастье потому, что во всяком человеке, «конечно, таится зверь». Это слова Ивана из «Братьев Карамазовых», и Достоевский знал об этом не понаслышке. Он очень дорого заплатил за искушение идеей. Достоевский-художник знал истинную цену попадания в плен идей и мечтаний. Но реальный молодой писатель полностью попал под их соблазн. Стоило это ему дорого.

Все началось с петрашевцев. Михаил Петрашевский был наглецом и хулиганом. Он работал в Цензурном комитете. Он мог свободно брать заграничные книги, которые туда попадали — это была такая таможня для всей литературы. Петрашевский этим пользовался, не уничтожая интересные ему запрещенные издания, а унося их к себе домой. Он делился этими книгами, а потом обсуждал их в узком кругу. У него были свои особые манеры и привычки — Петрашевский участвовал в расшатывании основ государства. То в дамское платье оденется при черной окладистой бороде и в таком виде возьмет да придет на службу, то квадратный цилиндр себе закажет. Это позже будет походить на выходки и скандалы футуристов.

Он притягивал к себе внимание своей скандальностью и экстравагантными манерами. У него в кружке были самые разные группировки, приближенные к нему и отдаленные. У Петрашевского был свой печатный станок и свой доносчик.

Достоевского угораздило, он попался — прочитал запрещенное письмо Белинского к Гоголю. Главная мысль письма заключалась в том, что нечего к христианским чувствам взывать, а нужно бороться с системой, а если не можешь — то надо ее обличать.

Доносчик всегда рядом, схема отработанная, он выполняет свою работу, и 23 апреля 1849 года всех петрашевцев арестовали. Сначала Достоевскому хотели дать восемь лет каторги, но император Николай сделал встречную резолюцию: четыре года, потом рядовым, а приговор к расстрелу должен быть театрально разыгран, со всеми подробностями. И вот в середине ноября 1849 года Достоевскому и другим участникам революционного кружка был вынесен смертный приговор. Осужденных привезли на плац, первую тройку привязали к столбам, надвинули им на головы капюшоны, прозвучала команда «На прицел!» — и лишь после этого был прочитан окончательный приговор: разные сроки каторжных работ. Казнь оказалась всего лишь инсценировкой. Вечером того же дня, перед отправкой на каторгу, Достоевский писал брату: «Быть человеком между людьми, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее».

Не в своем времени

После спектакля с казнью начинается совершенно другой Достоевский. Потому что теперь у него был опыт, недоступный почти никому из нас, — переживание близости неминуемой смерти. Но если идти дальше вслед за документами и текстами, создается впечатление конца — источники обрываются. Его жизнь нельзя проследить ни по каким свидетельствам, ни по «Запискам из Мертвого дома». Есть ощущение, что внутренний мир Достоевского в «Записках…» запечатан.

Действительно, эту книгу нужно читать в разные отрезки жизни — это удивительный текст. Это не роман, а предельно искренний, исповедальный рассказ о том, как это — жить на каторге, в тюрьме, носить кандалы, мыться в бане, не знать одиночества, жить окруженным другими людьми и считать бревна в крепости. К идеям, вынесенным с каторги, писатель будет возвращаться постоянно, проверять их, ходить вокруг них.

На самом деле, его реальная автобиография заканчивается «Записками из подполья», и с них же начинается совсем другое состояние, другое качество романного времени. Начинается вращение в кругу, и в каждом новом витке, романе, еще раз повторяется один и тот же диалог с молчащим Христом.

У Достоевского есть свое особое пространство, неевклидово. «Дважды два четыре — все-таки вещь пренесносная, — говорит один из его героев. — Дважды два четыре — ведь это, по моему мнению, только нахальство-с. Дважды два четыре смотрит фертом, стоит поперек вашей дороги руки в боки и плюется». Всегда какая-то странность, неожиданность мысли, нежелание признавать аксиомы.

Глеб Успенский однажды говорил о Достоевском. Войдя в маленькую прихожую, он спросил собеседника: «Что можно сюда вместить? Разве что галошницу. А он… он (Достоевский) бы напихал сюда страданий с шестиэтажный дом».

Федор Михайлович обладал совершенным даром провидца, благодаря такому неевклидову, не ньютоновскому мышлению, уму, живущему по законам не XIX, а XX века. Его время наступает в XX веке. Пролетарский писатель Максим Горький говорил о том, какой страшный ущерб нанес Достоевский России тем, что звал не к бунту, а к смирению. Недаром его Ленин назвал «архискверным». До 1960-х годов Достоевского нельзя было читать в школе.

Но, скажем, Иван Бунин считал, что революция началась по вине Достоевского, потому, что он внес безумие, этот диссонанс, ту пучину, в которую ввергла себя интеллигенция.

Кто только ни пинал писателя, например, демократы за попытку примирить всех, за христианскую проповедь. Писатель Константин Леонтьев упрекал Достоевского, наоборот, за нехристианские идеи, Викентий Вересаев писал, что герои Достоевского — подвижники сатаны.

В книге «Проблемы поэтики Достоевского» философ Михаил Бахтин напишет: «Кажется, что каждый входящий в лабиринт полифонического романа не может найти в нем дороги и за отдельными голосами не слышит целого. Часто не схватываются даже смутные очертания целого. Каждый по-своему толкует последнее слово Достоевского, но все одинаково толкуют его как одно слово, один голос, один акцент, а в этом как раз коренная ошибка».

Одно из самых удивительно точных воспоминаний о Достоевском оставила его давняя подруга Елена Штакеншнейдер: «Как сравнить его, как романиста, с Тургеневым. Читать Тургенева — наслаждение, читать Достоевского — труд, и труд тяжёлый, раздражающий. Читая Достоевского, вы чувствуете себя точно прямо с утомительной дороги и попавшим вдруг в незнакомую комнату, к незнакомым людям. Все эти люди толкутся вокруг вас, говорят, двигаются, рассказывают самые удивительные вещи, совершают при вас самые неожиданные действия. Слух ваш, зрение напряжены в высшей степени… вы стараетесь понять, что тут происходит… и если при неимоверных усилиях поймете, что каждый делает и говорит, то зачем они все тут столкнулись, как попали в эту сутолоку, никогда не поймете; и хоть голова осилит и поймет суть в конце концов, то чувства все-таки изнемогут».

Чему сегодня учит Достоевский?

Достоевский учит личной ответственности. Ему было чуждо распространенное оправдание «среда заела». Сваливая свои драмы и неудачи на плохой мир, мы добровольно отказываемся от главного дара, который у нас есть, — свободы.

«Я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой», — так говорил писатель о себе. А что волнует каждого человека, способного заглянуть в такие глубины? Зачем я явился в этот мир? По каким законам он устроен? В чем смысл человеческого бытия? Что ждет меня после смерти? Вот об этом и пишет Достоевский.

Главным в его романах является диалог — диалог человека со своим вторым «Я», диалог персонажей друг с другом. А главный вопрос всякого диалога — вопрос об устройстве мира, где даже такой «положительно прекрасный» человек, как князь Мышкин, не может спасти всех: спасая одного, он неизбежно бросает на произвол судьбы другого…

Одно из открытий Достоевского заключается в том, что мы совсем не всегда действуем по законам рассудка и истины, даже прекрасно зная их: «И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотенья? Человеку надо — одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела».

Значит, попытки рационально устроить общество обречены? «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой…»

Непрочным будет общество, где человек не мог бы делать зла, – он всегда найдет для этого и повод, и возможность. Нужно, чтобы человек мог, но сам не хотел делать зла. А для этого надо найти и увидеть человека – и в самом себе, и в ближнем. Увидеть в нем брата по человечеству.

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Эта мысль 17-летнего Достоевского прозвучит потом и в речи о Пушкине, который унес с собою в гроб «…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Нравственность — нечто большее, чем честное поведение. Того, кто сжигает еретиков, нельзя признать нравственным, пусть даже он действует в соответствии со своими убеждениями: «это лишь честность, но не нравственность».

«Вот уже очень скоро пять лет, как я под конвоем или в толпе людей, и ни одного часу не был один. Быть одному — это потребность нормальная, как пить и есть, иначе в насильственном этом коммунизме сделаешься человеконенавистником, — писал Достоевский в 1854 году в письме Н.Д. Фонвизиной.- Общество людей сделается ядом и заразой, и вот от этого-то нестерпимого мучения я терпел более всего в эти четыре года. Были и у меня такие минуты, когда я ненавидел всякого встречного, правого и виноватого, и смотрел на них, как на воров, которые крали у меня мою жизнь безнаказанно. Самое несносное несчастье — это когда делаешься сам несправедлив, зол, гадок, сознаешь все это, упрекаешь себя даже — и не можешь себя пересилить. Я это испытал».

Ответ на вопрос «Какая красота спасет мир?» есть в черновиках к роману «Бесы»: «Мир спасет красота Христова. Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить».

Почему этот ответ остался в черновиках? Потому что Достоевский никому ничего не навязывал, полагая, что каждый должен прийти к истине сам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *