на чем скачет дед мороз
Дед Мороз: как «родился» главный новогодний волшебник
18 ноября в России отмечается день рождения Деда Мороза. Идея отмечать этот праздник в этот день принадлежит детям. По их мнению, именно с этого дня в Вологодской области, где находится Великий Устюг, наступает настоящая зима и ударяют морозы. Рассказываем, откуда появился Дед Мороз.
Суровый дух мороза
Не секрет, что образ Деда Мороза пришел к нам из мифологии древних славян: прототипом доброго дедушки-дарителя стал языческий дух или бог зимней стужи и холода. Под любым из своих имен (Мороз, Трескун, Карачун и Студенец — лишь некоторые из них) этот сложный мифологический персонаж символизировал трудности, с которыми нашим предкам приходилось сталкиваться зимой.
Дух представлялся язычникам как седой дед с бородой, обладающий властью над погодой и приносящий морозы, которые становились суровым испытанием для людей. Поэтому язычники пытались задобрить «дедушку» и возводили идолов — именно из этой практики происходит сегодняшняя традиция лепить снеговиков, — а некоторые даже приносили Морозу жертвоприношения.
С мифологической точки зрения с жертвоприношениями можно связать и образ Снегурочки: зачастую, чтобы смягчить нрав сурового божества, ему «подносили» юную девушку, оставляя ее замерзать насмерть.
Так или иначе, древний прообраз Деда Мороза воспринимался язычниками скорее как персонаж опасный и суровый, а в добряка с мешком подарков он превратился значительно позже.
Добрый рождественский дед
Древние мифы и традиции часто находят отражение в искусстве. Не стал исключением и образ Мороза, вошедший в литературу стараниями Владимира Одоевского: его сборник «Сказки дедушки Иринея», впервые опубликованный в 1833 году, включал в себя сказку «Мороз Иванович».
Образ героя здесь — еще не привычный нам Дед Мороз, ведь Мороз Иванович Одоевского ходит к детям и не приносит им подарки: скорее дети сами приходят к нему и получают награду за хорошую работу или наказание за плохую. Однако именно после публикации сказки суровый дух мороза древних славян в народном сознании начинает приобретать черты доброго и справедливого «дедушки».
Примерно в это же время в российских городах начинают заимствовать европейские традиции празднования Рождества: в продаже появляются елки и зарубежные рождественские открытки, на которых часто изображен привычный для европейцев, но совсем непонятный для жителей тогдашней России старик с мешком подарков. Постепенно образы западного «дедушки-дарителя» и литературная обработка древнеславянских мифов начинают сливаться — появляется «рождественский дед», который приносит детям елку и подарки на Рождество.
Этот персонаж народной мифологии окончательно оформляется в 1880-е годы, однако процесс выбора имени для доброго дарителя затягивается на несколько лет. Среди использовавшихся вариантов — старый Рупрехт (имя, отсылающее к немецкой традиции празднования Рождества), добрый Морозко, просто Мороз и Ёлкич. Предпринимались также попытки по западной традиции связать рождественского деда с Николаем Чудотворцем, однако такая ассоциация не прижилась.
В конечном итоге народ делает свой выбор в пользу «Деда Мороза» и формирует его окончательный образ: это румяный старец с длинной седой бородой, одетый в шубу или тулуп и валенки; он носит с собой посох и мешок с подарками, зимой живет в лесах, а летом — уходит в тундру или на Северный полюс.
Как Дед Мороз попал в опалу
В таком виде «рождественский дед» был постоянным участником городских елок до 1920-х годов, когда пришедшие к власти коммунисты развернули антирелигиозную кампанию. Рождество перестало быть праздником и выходным, Дед Мороз и елка стали восприниматься государством как вредные и опасные религиозные атрибуты: стихи и плакаты того времени обвиняют сказочного персонажа во лжи и стремлении навредить детям.
Реабилитация натерпевшегося от властей дедушки произошла лишь под конец 1935 года: тогда член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев в своей статье для газеты «Правда» выступил с предложением устроить для детей праздничные елки — но приуроченные не к религиозному Рождеству, а к светскому Новому году.
Такие мероприятия были организованы в честь нового 1936 года, и Дед Мороз вновь стал символом праздника — только на этот раз он выдавал всем детям одинаковые подарки в одинаковых упаковках, подчеркивая идею всеобщего равенства. Общественные «елки» стали очень популярны, традиция соблюдалась по всему Советскому Союзу, а после Второй мировой войны появился обычай приглашать сказочного деда и на домашние празднования.
Чуть позже, в 1950-х, Дед Мороз обзавелся своей свитой: он часто появлялся в сопровождении внучки Снегурочки и юного мальчика — Нового года, который на сегодняшний день уже практически забыт.
Где у Деда Мороза дом
Следующий виток в истории образа Деда Мороза наступает в конце XX века — он обзаводится родиной и резиденцией. Примечательно, что и родина, и резиденция у сказочника не одна.
Изначально, в конце 1980-х, официальным домом старца становится Архангельск — по инициативе областного комитета комсомола. Затем, в 1995 году, «владениями» Деда Мороза признается Лапландский заповедник в Мурманской области, а спустя еще три года выясняется, что дедушка живет в Великом Устюге под Вологдой. Подобные нестыковки объяснились просто: ведь Дед Мороз — существо сказочное, магическое, и легко перемещается между своими удаленными друг от друга владениями.
Впрочем сейчас мы, конечно, воспринимаем как вотчину дедушки именно Великий Устюг: именно там живет главный «Всероссийский» Дед Мороз, в гости к которому ежегодно съезжаются тысячи туристов, а под Новый год уже он выезжает из своей вотчины, чтобы поздравить россиян с Новым годом — и ждать нам осталось совсем недолго. А пока: с Днем Рождения, Дедушка Мороз!
Кто и как давно придумал Деда Мороза? Вся правда о новогоднем волшебнике
Где живет Дед Мороз, и можно ли его увидеть — вопрос, которым одолевают дети. Дочитайте до конца, чтобы узнать всю правду о появлении главного символа Нового года.
Содержание:
Прототипы Деда Мороза
Образ Деда Мороза собран из языческих и религиозных верований. До Крещения Руси за каждым явлением природы люди видели богов. Скрипучий мороз, охватывавший просторы нынешней России, в представлении предков был злым белобородым стариком в шубе. Славянские племена считали, что он повелевает ненастной погодой и может усилить холод.
Как только предки стали замечать, что после большого количества снега можно собрать больше урожая, у них поменялось отношение к грозному Морозко. Они верили, что одних он щедро одаривает, а других — замораживает до смерти. Несмотря на то, что он никак не был связан со встречей новогоднего праздника и новогодней ёлкой, его черты сохранились в современном представлении Деда Мороза.
Во времена христианства его ассоциировали со старцем города Патары, который творил богоугодные дела в 4 веке н. э. Реально существовавшего человека представляли как Святого Николая. Образ Николая Чудотворца лёг в основу современного волшебника, который щедро одаривал малышей.
После указа Петра I с 1699 года поменялось летоисчисление и Новый год, начинавшийся не с 1 сентября, а с 1 января, стал официально почитаемым праздником. Неизвестно, стали ли тогда использовать образ Деда Мороза как зимнего кудесника или нет. Первое письменное упоминание датировано 1840 годом. О нём писал в своём рассказе русский деятель эпохи романтизма Владимир Федорович Одоевский. Прозвище Мороз Иванович стало литературным именем Деда Мороза.
После распада Российской империи он исчезал и снова появлялся. Советская власть с 1918 года поменяла календарь на григорианский, подарила всем постсоветским странам понятие Старый Новый год и отказалась от праздника вовсе. Из-за идеологических побуждений истинные партийцы связывали новогодние праздники с диверсией (диверсия – провокационная деятельность с целью подрыва общественных устоев) советского режима. Запрещён был не столько Дед Мороз, как символ Нового года, а проведение самого праздника. Сначала отменили Рождество, затем и новогоднюю ёлку, а потом и Новый год.
Дедушка Мороз появился вместе со своей внучкой Снегурочкой спустя несколько лет. После крылатой фразы Иосифа Сталина «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее» разрешили вновь отмечать новогодний праздник. 28 декабря 1935 года вышла статья в главной газете страны «Правда», которая предлагала устроить хорошую новогоднюю ёлку для детей. 1936 — первый год, встреча которого прошла с участием Деда Мороза, появившегося в Москве на ёлке вместе со Снегурочкой.
Существует ли настоящий Дед Мороз?
Дед Мороз — символ сказки, созданной руками родителей. На самом деле его нет, но в детстве это знать необязательно. Особо любознательным ребятам, которые отказываются верить в существование Дедушки Мороза, можно рассказать о заключении физика Кэти Шин. Сотрудница Эксетерского университета Великобритании научно доказала с помощью специальной теории относительности, как старику удаётся бесшумно и быстро облететь планету за одну новогоднюю ночь. Она подсчитала, что на скорости 10 млн км/ч волшебник доставляет подарки по всему свету, а за счёт эффекта Доплера его движение невозможно отследить.
«Мам, а Дед Мороз существует?»: как отвечать на вопросы ребёнка и стоит ли рассказывать «правду»? Рекомендации психолога.
Сколько лет Деду Морозу?
День рождения российского Деда Мороза, прототип которого зародился давно, стали праздновать только с 2005 года. Традиция свежа и появилась в связи с тем, что в Великом Устюге ежегодно устраивают праздничные гулянья, связанные с Дедушкой Морозом. Город, который стал родиной белобородого старика, встречает детей и их родителей в течение декабря и января зимними развлечениями. Дата появилась неслучайно: 18 ноября — день наступления холода. Он и стал днём рождения детского волшебника, в который дети отправляют имениннику открытки и письма с поздравлениями.
Как выглядит Дед Мороз?
Дедушку Мороза узнают по:
О характере новогоднего волшебника
В отличие от американского коллеги российский Дед Мороз никогда не был весельчаком. Он производит впечатление сурового добряка, руководствующегося чувством справедливости. Он знает о том, как себя вели дети в уходящем году, и просит их прочитать четверостишье. Взамен он одаривает их подарками и ненадолго остаётся на празднике.
О семье Деда Мороза
Дедушку всегда сопровождает внучка Снегурочка. Первое упоминание о ней встречается в русском фольклоре, где она фигурирует, как оттаявшая от снега девочка. Сначала её называли дочкой, но прижилось понятие о внучке.
Где живёт Дед Мороз и как к нему добраться?
Родина Деда Мороза находится в Великом Устюге, в 11 км от которого находится дом сказочного персонажа. Главная резиденция Деда Мороза неслучайно расположена в одном из древнейших городов Русского Севера, сохранившего богатое культурное наследие. Город расположен на берегу реки Сухона в северо-восточной части Вологодской области. Помимо резиденции главного новогоднего персонажа, гости города посещают многочисленные церкви, храмы и исторические памятники. На Вотчину Деда Мороза приезжают, чтобы посмотреть, как живёт и чем занимается всенародный любимец.
Как добраться к дому Деда Мороза?
Если едите к резиденции на собственном автомобиле, следуйте по маршруту навигатора к селу Мединское Вологодской области. Поездом и самолётом в Устюг можно попасть из крупных городов России прямым рейсом или с пересадками. Из Устюга к резиденции можно доехать автобусом. О проживании позаботьтесь заранее, потому что многие родители стараются привезти детей до Нового года или в течение зимних каникул.
Не беспокойтесь за своего ребёнка, отправляясь в путешествие. Вы никогда не потеряете его, зная точное местоположение ребёнка на карте, и имея возможность включить звук вокруг гаджета с приложением «Где мои дети».
Почта
В течение года добрый волшебник получает письма и подарки от детей. Те, кто посещает его дом, может черкнуть пару строчек родным, а всеми любимый бородач подпишет письмо. Путешествие в гости к новогоднему волшебнику порадует не только детей, но и их родителей, которые смогут на время вернуться в детство.
Терем
Гостей встречает внучка Снегурочка, которая приезжает к дедушке перед праздником из своего сказочного терема, находящегося в Костроме. Посетители резиденции могут посетить все комнаты терема:
Встреча с Дедом Морозом делает популярными зимние экскурсии в Великий Устюг.
Другие резиденции
Все, кто не может посетить главный дом Деда Мороза, отправляются в ближайшую резиденцию новогоднего волшебника:
Перед Новым годом Дед Мороз посещает все свои резиденции, где организовывает конкурсы и рассказывает волшебные сказки детям. Гостям резиденций будут предложены зимние развлечения, катание на санях, аттракционы, театрализованные представления и праздники с выдачей подарков. У остальных зимних волшебников резиденции расположены в разных уголках мира. К примеру, по сказкам Андерсена Дед Мороз разделяет Лапландию с жестокой Снежной Королевой.
Как зовут Дед Морозов в других странах?
В каждой стране мира свой сказочный персонаж, который отличается от дедушки Мороза именем, костюмом и вспомогательными героями. Российский Дед Мороз появляется в канун Нового года — главного праздника зимы, который принято отмечать наравне с Рождеством в разных уголках мира. В зависимости от традиций и верований у каждого народа своё представление о том, как выглядит Дед Мороз.
США, Канада, Западная Европа, Австралия
В этих странах подарки детям приносит Санта Клаус, у которого другой наряд, свита и повадки. В отличие от новогоднего персонажа России он не вручает гостинцы лично, а раскладывает их по развешенным над камином носкам. Проникает внутрь под покровом ночи через дымоход, оставив в небе рядом с домом свиту и сани с подарками для других малышей. Ездит на санях, запряжённых оленями, в кругу сказочных эльфов. Он не носит длинную шубу в пол, как Дед Мороз, а обходится короткой красной курточкой, красным колпаком и круглыми очками.
Грузия
Грузинцы зовут его Товлис бабуа или Товлис папа, что в переводе означает «снежный дедушка». По местным поверьям он появился из высокогорного села Ушгули на северо-западе Грузии. Его представляют как седого старика с длинной белой бородой, одетого в однотонную чоху с белой буркой и традиционной сванской шапкой. Сказочный персонаж хранит подарки для детей в большом мешке под названием «хурджини».
Финляндия
У финнов Дедушка Мороз похож больше на заморского Санта Клауса: его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, похожих на эльфов, он одет в красную куртку и колпак. В отличие от американского Деда Мороза у Йоллупукки есть жена Муори, которая проживает вместе с ним в избушке на горе Корватунтури в Лапландии. Финский герой детских сказок разносит подарки на Рождество.
Эстония
Местный Дедушка Мороз носит труднопроизносимое имя — Йыулувана. Он похож на финского седовласого и белобородого Йоллупукки. Одет практически также, как и он: в красный тулуп и конусообразный колпак с помпоном. Ему помогают гномики и жена по имени Матушка Зима.
Дед Мороз — настоящий символ Нового года, который прошёл долгий путь от злого старика до доброго волшебника. Его с нетерпением ждут дети, которые заранее пишут письма и предвкушают ночь, когда под новогодней ёлкой смогут найти подарок. Устройте им настоящую сказку и расскажите подробнее о добром Дедушке. Желаем вашей семье отличных предстоящих праздников!
Все о Дедушке Морозе!
Доброго времени суток!На бескрайних просторах интернета нашла вот такую замечательную статью-очень содержательную и полную по моему мнению,про моего любимого Деда Мороза и хотела бы поделиться с вами.Я хотя совсем уже не маленькая девочка,но я продолжаю верить в него!А всем кто смеется,я говорю:А вы докажите мне,что его нет. )))))
Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне.
Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.
рис.1. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, «упразднены», и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но «старшой» есть и сейчас.
рис.7. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
Согласно другой версии, «прапрадедом» современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.
рис.3. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку «Морозко». Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.
рис.9. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.
ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.
рис.6. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.
В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.
В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».
рис.12. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
На праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой.
Дед Мороз со Снегурочкой
Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда (Бога ветра), Зимника и Карачуна.
К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»).
рис.4. Позвизд, Бог ветров
Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.
Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.
Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия.
рис.13. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть «дней рождения», ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.
рис.2. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля — наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после «Словаря славянских богов».
Дед Мороз и РПЦ
рис.1. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться — лишь себя позорить и выявлять свою слабость.
В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение.
Такое высказывание православного иерарха порождено полным непониманием сущности явления – нелепо могучему и грозному русскому языческому Богу креститься в верующие позднее пришлой на Русь чужой византийской монотеистической религии. Этак РПЦ в своей нынешней необузданной гордыне пожелает крестить и древнегреческого Зевса, а заодно — Аллаха, Будду и всех прочих богов иных религий, чтобы собирать свои прибыли не только с православных, но и с прочих верующих. Овладение знаменитым новогодним брендом позволило бы РПЦ еще преумножить свои доходы.
Впрочем, именно за грубые нарушения базовых христианских истин и наразборчивую непомерную жадность в стяжании современная РПЦ объявлена в христианском мире Церковью-изгоем. Но руководителей РПЦ, ставших в постсоветское время обладателями личных миллиардов долларов, такое положение не слишком беспокоит. После дальнейшего врастания РПЦ во власть, глядишь, и узрим позорное для РПЦ крещение Деда Мороза и Снегурочки в православие. Тогда РПЦ, нынче уже ставшая богаче Газпрома, получит доступ к еще одному источнику своих и так уже немалых доходов.
Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где «и летом студено».
Великий Устюг — нынешняя «бизнес-родина Деда Мороза»
рис.1. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.
За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.
Происхождение Деда Мороза
рис.11. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
рис.4. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке «Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.
Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.
И еще некоторые особенности Деда Мороза
Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:
1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!
2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.
3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.
4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок «европейских собратьев» изменился на красный. На данный момент допускаются оба варианта.
5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. (см. также п.7)
6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.
7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.
8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи «диким Морозко», этим самым посохом народ-то и «морозил».
9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.
10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.
11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очков и не курит трубку!
Снегурочка, внучка деда Мороза
Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.
Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру «Заморожу», и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.
Дед Мороз со Снегуркой
Из истории Деда Мороза
Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.
Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.
В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороз.
Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.
С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека.
С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».
На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в«в алмазы, жемчуг, серебро».
Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?
Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт (1861) — единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) — вариант отбрасывается рано, поскольку у русских, как уже отмечалось, Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) — только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз Ёлкич (1890-е годы).
В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонаж. В восточнославянской мифологии Мороз — существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).
На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Так Дед Мороз становится на елке желанным, и его следует пригласить, что вполне соответствует ритуалу приглашения в гости мифологических персонажей — предков или того же фольклорного Мороза. Дед Мороз, по существу, и становится предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков.
В это время и утверждается мнение об «исконности», древности этого образа: «Дедушка-мороз… внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки». Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов».
В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:
Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!
рис.18. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг — рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки.
Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.
Данные с сайта Log-in.ru
Спасибо за внимание!Всех с наступающим Новым 2014 годом!