на чем путешествует дед мороз
Когда Дед Мороз стал путешествовать на тройке лошадей?
Кажется, что Дедушка всегда передвигался по необъятным просторам Российского государства на лихой тройке лошадей. Обычно, когда нашего Деда Мороза сравнивают с западным коллегой Санта Клаусом, то подчеркивают, что Санта путешествует на оленях, а Дед Мороз на тройке.
Однако Дед Мороз облюбовал русскую птицу-тройку относительно недавно. Это маленькое открытие сделали сотрудники Музея поздравительной открытки, когда готовили очередную выставку.
Открытки документально свидетельствуют, что впервые Дед Мороз отправился в путешествие на тройке в 1959 году. (Впрочем, если сотрудники музея ошибаются, они будут рады, если их кто-нибудь поправит.)
Художник Е. Пашкова-Селиванова
Перед вами новогодняя открытка, опубликованная в 1959 году. Автором ее является художник Е. Пашкова-Селиванова, и на ней Дед Мороз первый раз в своей жизни путешествует на русской тройке.
Примечательно, что на открытку попало несколько примет времени. Тройку сопровождает космический аппарат. Если быть совсем точным, то это первая в мире межпланетная станция «Луна-2», которая достигла поверхности спутника Земли. Станция доставила на Луну вымпел с изображением герба Советского Союза.
Художник К. Бокарев
Художник К. Бокарев
Однако, по нашему мнению, формированию устойчивой традиции изображать Деда Мороза на русской тройке мы обязаны творчеству художников, работавших в технике Палеха. Особенно хочется выделить работы Константина Сергеевича Бокарева и Константина Александровича Андрианова.
Художник К. Андрианов
Изображение Деда Мороза на тройке с различных изделий народного творчества Палеха органично «переселились» на поздравительную открытку. У Деда Мороза появился новый и любимый вид транспорта.
Искусство Палеха восходит к искусству иконописи. Для палехского письма характерна прорисовка каждой, даже самой мельчайшей детали.
Краски Палеха необыкновенно яркие, контрастные, огненные. На палехской открытке художник, как правило, воссоздает необыкновенный мир. В этом мире много волшебства и чудес. Таков и Дедушка Мороз на сказочной тройке, настоящий могучий волшебник, стремительно преодолевающий расстояния.
Впрочем, Дедушке Морозу как великому волшебнику подвластны любые явления, предметы и стихии.
Художники С. Ципорин, Г. Савицкий
Он может даже путешествовать в санках, запряженных тройкой космических спутников. Кстати, слово «спутник», так же, как и открытка, наше русское изобретение. Оно вошло во все языки мира из русского языка.
Также мы видим Дедушку на санях, в которые впряглись лесные животные, и на ковре-самолете, и на календарном листочке, и на парашюте, и на эскалаторе метрополитена, и на велосипеде, и на мотосанях.
Художник С. Горлищев
А еще в автомобиле, на лыжах, на летающей тарелке, на летучем корабле и даже на ледоколе.
Художник Т. Васильковская
Таким образом, чтобы успеть поздравить детей и взрослых с Новым годом, Дед Мороз использует порой самые экзотические средства передвижения по миру.
По материалам работы Музея поздравительной открытки в Великом Устюге.
На чем ездят самые крутые Деды Морозы?
Дед Мороз, он же Санта Клаус в другой части света, много передвигается по Земле, и чтобы за короткое время успеть побывать во многих местах, он пользуется различными видами транспорта. Что сразу приходит на ум? Правильно: тройка с бубенцами, олени, собачьи упряжки.
Но вот недавно во время шествия Дедов Морозов и Снегурочек в Минске «дедушка» со своей внучка проехались по городу на кабриолете BMW, а в Гомеле замечен Дед Мороз рядом с Ferrari. Говорят, он за деньги предлагает сфотографироваться детям и их родителям. Конечно, если это так, то дедушка какой-то неправильный.
А вот этот видеоролик наглядно демонстрирует, на чем-таки ездят «приземленные» Деды Морозы и Снегурочки. Но сразу видно: они мало что понимают в дорожной безопасности! Полегче, дорогие! Ведь Новый год еще не начался и вы нам ох как нужны! Ясно одно: праздник вы умеете создавать.
Транспорт Деда Мороза зависит от города, в который нужно отвезти подарки, и от погоды. Он путешествует то на санях, запряженных оленями, то на снегоходе, то на автомобиле.
А недавно в России состоялся новогодний конкурс дизайнеров. Его участники посоревновались между собой в создании дизайна транспорта для Деда Мороза в стиле Hot Rod или других направлениях Custom-культуры (Lead sled, lowrider, bobber, chopper и многое другое). Организаторы решили, что Деду Морозу нужен по-настоящему крутой транспорт.
Победителем конкурса стал Дмитрий Гресов, изобразивший сразу два автомобиля для Деда Мороза – тягач на базе автобуса ПАЗ-652.
Третье место. Андрей Ткаченко из «Чайки» сделал трехдверный фургон. Для подарков уж точно места хватит.
Четвертое место. Кирилл Гаврилин увидел транспортное средство вот таким ретрофутуристическим.
Все работы можно посмотреть здесь и здесь. Жаль, что те, кому предназначены эти транспортные средства, не смогли выразить своего мнения. Если говорить о реальных транспортных средствах, а не тех, что на бумаге, то список лучших автомобилей для Деда Мороза ранее уже был составлен. Среди них, например, Nissan Navara, Cadillac Escalade, Dodge Nitro.
А вообще, говорят, не каждому, одетому в красный кафтан, можно в новогодние дни за руль, что и демонстрирует это видео.
ТРАНСПОРТ ДЕДА МОРОЗА
На чем приезжает в гости Дед Мороз? Ответ, конечно, один. На тройке. Хотя существуют версии о северных оленях, белых медведях и авторефрижераторах. Тройка безусловный лидер. А вот на чем приезжал Дед Мороз к нашим прапрабабушкам? То, что мы сегодня называем «тройкой», появилось только в середине 18-го века. Казалось бы, как же так? Национальный, можно сказать, вид транспорта. На счет национального верно, больше нигде подобного не было. Но надо сделать оговорку. Наш транспорт не только «тройка», но и дуговая запряжка вообще. До России никто и нигде не запрягал лошадь подобным образом. А если нет дуги, то некуда вешать колокольчик. Вот и приходилось на запятки какого-нибудь герольда с трубой сажать. И дудел он, сердечный, всю дорогу над ухом седока.
Кстати, колокольчик на Руси был положен исключительно почтовой службе. Простым обывателям применять их запрещалось царским указом. Конечно, колокольчики-бубенчики не главное.
Тройка основной вид транспорта на Руси
Появление тройки, быстро ставшей на Руси основным средством связи и главным пассажирским транспортом, было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, раньше в столь скоростном средстве передвижения просто не было нужды. Традиционная российская неспешность плюс отвратительные дороги, да еще странный обычай: чем знатнее был боярин, тем медленнее он передвигался. Во-вторых, не было на Руси быстрых лошадей. Сказочный Сивка-бурка, сказочный и есть. А среднестатистическая лошадка времен царя Бориса невысокая, ширококостная и небыстрая на ходу.
И только Петровские реформы потребовали отличной и бесперебойной связи. Вот тогда и появилась в России лошадь новой породы Рысак, годная и в подводу, и под воеводу. Кто первым догадался запрячь трех лошадей рядком, сейчас уже не узнать. Но вскоре полетели по городам и весям резвые тройки. Коренник – Рысак, массивный, с устойчивой ровной рысью. Он задает темп и направление. А рядом пристяжные идут галопом. И все здесь зависит от искусства кучера.
Основное достоинство тройки – скорость. По хорошо укатанному снегу она могла развить 60 км в час. Фельдъегерю требовалось около суток, чтобы доставить донесение из Петербурга в Москву. Разумеется 600 верст лошади без остановки пробежать не могут. Вот и стояли по русским дорогам ямы – станции смены лошадей, где всегда наготове была сменная тройка. Заслышав вдали колокольчик, смотритель бежал выводить подставу. А долго ли курьеру с возка на возок пересесть. А потом кучер чуть шевельнет пальцем, и тройка, послушная его движению, то соберется, то расходится веером по дороге. Высоко держа голову, летит коренник, и как бы стелятся по снегу пристяжки, по-лебяжье выгнув головы в сторону. В руках хорошего троечника не только лошади птицей летят, любое конное дело спорится. Ведь именно с троечной запряжки пошли поговорки: «Русские медленно запрягают, да быстро едут».
Вот на такой тройке и приезжает к нам под Новый год Дед Мороз!
Сани Деда Мороза, или каким транспортом пользуется волшебный дедушка под Новый год?
Сказочному Деду Морозу приходится много перемещаться по всему земному шару в канун Нового года, чтобы успеть развести подарки детишкам. Как вы думаете, как он успевает побывать во многих местах одновременно?
Дед Мороз, оказывается, использует различные виды транспорта – велосипеды, машины, корабли, из животных – например, слона, и даже ослика. Но больше всего ему нравится пользоваться деревянными русскими санями, запряженными тройкой лошадей.
Если подарки нужно доставить в отдаленные районы, то он достает ковер-самолет. Ходили слухи, что даже ракетой приходилось пользоваться волшебному дедушке.
Средства передвижения меняются в зависимости от страны, куда надо доставить подарки, от ее местности. Например, приплыв из Испании на паруснике в Бельгию или Нидерланды, Дед Мороз далее путешествует сидя на ослике. Детишки, зная об этом, обязательно готовят для упрямого ослика угощение – морковку или сахарок. То же самое происходит в Германии, Англии и в некоторых других странах.
Норвежцы верят в историю о том, что гномик Юлениссе, развозящий у них подарки, прибывает на козе, а в некоторых случаях на тележке, запряженной лисичками. Тут малыши готовят на угощение колоски овса.
В Финляндии Деда Мороза называют Йоулупукки. Раньше Йоулупукки приезжал с подарками на санях, запряженных козликом, который в Финляндии является животным приносящим счастье. А Йоулупукки означает – рождественский козел. Это было давно. Сейчас финский Дед Мороз приезжает на оленях.
В Скандинавии есть поверье, что новогодний волшебник может летать по небу, управляя упряжкой восьми оленей. Олени Санта Клауса из Америки тоже умеют летать под облаками. А в Луизиане рождественские подарки доставляет старичок Каюнс – на повозке, которую везут опоссумы.
В тех странах, где круглый год стоит жара, Санта Клаус, которого можно узнать лишь по шапочке, подарки он привезет на скутере, в Эфиопии он ездит на мулах.
В России Дедушка Мороз под Новый год ходит и пешком с посохом в руке, на лыжах и использует самый различный транспорт. Ведь страна у нас большая, а климат в разных ее концах может сильно различаться. Где-то используется автомобиль, где-то самолет-вертолет, ну а куда-то можно добраться лишь на космическом корабле.
Чем бы не пользовался Дед Мороз для передвижения, – главная его задача – успеть к Новому году исполнить желания детишек и доставить подарки.
Чтобы порадовать всех-всех российских ребятишек, ему нужно перемещаться почти со скоростью света – 105 км в секунду! А если Дед Мороз приготовит подарок, хоть и маленький, для каждой семьи, то суммарный вес всех сюрпризов составит больше 35 000 тонн. Представляете? А лошадей, чтобы сдвинуть такую тяжелую повозку – около 5000. Причем, этот волшебный старичок должен в секунду успевать к 41 семье! Вот, это скорость.
Именно поэтому на помощь приходят помощники Деда Мороза — братья, Снегурочки, Снеговики, которых он одаривает своей волшебной силой, а некоторых и своей внешностью.
Наверняка, у многих после такой информации возникло желание помочь Дедушке в Новогоднюю ночь в его нелегком деле. Решились? Тогда готовьтесь загрузить подарки и отвезти их детям.
Толковые люди
Страницы
понедельник, 19 ноября 2012 г.
На чем ездит Дед Мороз?
Некоторые из норвежцев уверены, что добрый гном Юлениссе ездит на козе, а иногда он приезжает и на тележке, запряженной лисами. Поэтому дети кладут в башмаки, подготовленные для получения подарков, колосья овса. Исконное название Деда Мороза в Финляндии — Йоулупукки, что в переводе означает «рождественский козел». Ничего зазорного в этом нет, ибо в Финляндии это животное считается в высшей степени добродетельным, приносящим счастье. Ранее под Новый год Дед Мороз въезжал в населенные пункты на саночках, запряженных козлом. Теперь же он разъезжает на северных оленях, которых на лапландских просторах более двухсот тысяч.
Большинство жителей скандинавских стран считают, что волшебник летает по небу на упряжке из восьми оленей. Оленья упряжка и олень Рудольф — Красный нос являются традиционным средством передвижения американского Санты. При этом жители Луизианы полагают, что местная разновидность рождественского старика — Каюнс — ездит на повозке, запряженной опоссумами. В Австралии, где в Новый год стоит жара, Санта Клаус одевается в купальный костюм, но на голове обязательна шапочка с белым помпончиком. Подарки развозит даже на скутере.
На Гавайи босоногий и загорелый Санта прибывает на рождественском корабле, а в Калифорнию — на доске для серфинга.
В Эфиопии, где жара стоит круглый год, Санта Клауса на открытках изображают в виде негра с черной бородой и в сером халате, сидящим в повозке, запряженной мулами.
Российский Дед Мороз, кроме того, что путешествует по стране пешком с посохом в руках, использует самые разнообразные виды транспорта: самолет, вертолет, автомобиль, оленьи и собачьи упряжки, космический корабль. Но предпочтение отдает все-таки тройке белых лошадей с бубенцами и лыжам.
В Беловежской пуще есть коллекция новогодних открыток с изображением Деда Мороза, где он представлен в различных ипостасях, рассказывающих о его многогранной деятельности. Помимо передвижения в санях, Дедушка, судя по открыткам, выступает в роли машиниста паровоза, в облике рыбака, телеграфиста, шофера, вертолетчика, космонавта и даже. работника ГАИ. Есть в коллекции и сугубо беловежская открытка, где он едет в санях, запряженных зубром. С полной уверенностью можно сказать, что такого Деда Мороза, кроме как в Беловежской пуще, больше нигде не встретишь.
Но какой бы вид транспорта ни использовал Дед Мороз, главное для него — успеть на Новый год раздать подарки всем детям. Поэтому ему необходимы помощники! Ведь если бы Дед Мороз решил в одиночку посетить в новогоднюю ночь всех своих почитателей, проживающих только в России, то ему пришлось бы передвигаться со скоростью сто пять километров в секунду. А если бы в каждую русскую семью Дед Мороз принес хотя бы по одному небольшому подарку, то их суммарный вес составил бы более тридцати тысяч тонн. Чтобы сдвинуть с места сани с таким грузом, понадобилось бы не менее пяти тысяч лошадей. А чтобы навестить каждую семью в мире, то вообще пришлось бы совершать триста сорок одно посещение в секунду. Следовательно, у Деда Мороза в распоряжении только 2,9 миллисекунды на все: чтобы привязать оленей, запрыгнуть в дымовую трубу, разложить под елкой подарки, выпрыгнуть через трубу и забежать в другой дом.
Используя современную технику, студенты Массачусетского технологического института подсчитали: если бы Дед Мороз захотел в рождественскую ночь навестить все девяноста два миллиона семей христиан, проживающих на земном шаре, то ему пришлось бы передвигаться со скоростью тысяча сорок шесть километров в секунду. Новогодние подарки потянули бы триста двадцать две тысячи тонн, а сдвинуть с места воображаемые сани с дарами смогли бы двести четырнадцать тысяч оленей.
Поэтому под Новый год Дед Мороз наделяет своей силой и внешностью младших братьев, живущих по всему миру, которые и помогают ему справиться с этими нелегкими задачами.