на чем пряли пряжу в древней руси
На чем пряли пряжу в древней руси
Прялка деревянная — обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.
Точную дату появления прялок на Руси назвать невозможно. Это глубокая древность. Прялка — спутница женщины на протяжении всей жизни. Если в литературе или фольклоре требовалось показать трудолюбивую хозяйку, чаще всего она изображалась именно за прялкой.
Прядением и ткачеством занимались с октября по март, то есть всё время, когда нет полевых работ. Тяжёлый, монотонный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе, на «супрядки». Приглашали парней, пели, слушали сказания. Иногда, после работы, заводили игры и танцы.
Прялка на Руси
С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия.
Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета. На веретене разрезали пуповину при родах. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни.
Русские слова «время» и «веретено» происходят от одного древнего глагола со значением «вращаться по кругу». Из женских ремёсел в наш язык вошли выражения «нить судьбы», «красной нитью». От глагола «сновать» (ткать) появились «основа», «основательный» и т.д.
Старинная русская прялка
Древнерусская прялка — простое устройство. Она состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна. В зависимости от региона, стояк мог быть в форме лопасти или гребня.
Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца — пряслице.
Технология производства нити
Прядение — это процесс, в результате которого из волокнистой массы получается нить. Самый древний и простой способ получить нить из волокон — сучение между ладонями или о поверхность. С изобретением веретена появились прялки.
В процессе прядения пряха аккуратно вытягивает из кудели волокна и, слегка скручивая их пальцами левой руки, формирует рыхлую ленту. Эта «ровница» привязана к веретену. Пряха задаёт вращение веретену пальцами правой руки и отпускает его. Вращаясь как маховик, подвешенное веретено закручивает нить.
Прядение вручную — очень трудоёмкий процесс. Даже опытная пряха делает не более трёхсот метров нити в день. Чтобы нить прялась тонко и ровно, требуется особое мастерство. Девочки начинали учиться этому ремеслу уже с 8—10 лет.
Самопрялка
В XVII веке на Руси появились завезённые из Европы механические прялки. Принцип работы самопрялки в следующем. Большое колесо-маховик пряха вращает ногой с помощью педали. Маховик отдельными ремнями приводит в движение катушку и рогульку, посаженные на одну ось. Сформированная из волокон «ровница» подаётся внутрь этой оси и через глазок выходит на крючки рогульки. Катушка и рогулька имеют разные диаметры шкивов, благодаря чему рогулька вращается быстрее. Это позволяет скручивать нить перед тем, как она будет наматываться на катушку.
В большинстве регионов России бытовала вертикальная разновидность самопрялки — стояк, когда катушка с рогулькой находится над колесом. Такие прялки называли русскими. У другого типа прялки, лежака (чухонки), прядильный механизм располагается сбоку от главного колеса.
Современная электрическая прялка на замену старинной
С середины XX века на смену механической, появилась прялка электрическая. Сам принцип скручивания и наматывания нити остался прежним, но на замену колеса и педали пришёл электродвигатель.
Современные бытовые электропрялки компактны и просты в использовании. Обладая высокой производительностью, они позволяют регулировать скорость подачи шерсти и контролировать ровность пряжи. Прялку можно использовать для ссучивания нескольких нитей в одну.
В XVIII веке в Англии была изобретена прядильная машина. Механизмы совершенствовались, на смену паровой тяге пришло электричество. Уже с начала XX века нити любого качества стало дешевле купить, чем делать самому.
Но, несмотря на технический прогресс, древние прялки используются до сих пор. Они популярны среди любителей традиционных ремёсел. Пряжа, сделанная вручную, незаменима для изысканных изделий, например, из козьего пуха, где требуется особая филигранность мастерства, недоступная механизму.
Моя статья о прялках в местную газету.
От веретена до электропрялки.
В крестьянском же быту самопрялка прочно обосновалась в XIX в..
И вертикальные –стояк, коловорот, русская была наиболее распространена в России.
Самопрялка 50-х годов 20-в.в рабочем состоянии. Владелец Пашин Николай Александрович (мама Елизавета Петровна и бабушка Марфа Ивановна пряли на самопрялке шерсть аж до 70х. годов прошлого столетия)
фото7
Сейчас в век глобализации и передовых технологий не обязательно прясть и ткать самостоятельно, чтобы изготовить себе одежду и ручное прядение перешло из необходимости в разряд увлечения, которое как любое рукоделие дарит радость и делает мир вокруг нас уютнее.
С уважением Татьяна..
Информация и фотографии частично собраны на территории Клепиковского района, частично взяты из интернета.
История старинной прялки.
История старинной прялки.
Русская прялка узором богата,
Формой красива, резьбой хороша.
Мастер создал её в прошлом когда-то,
В ней старина и живая душа.
Женские руки к ней прикасались,
Пряжу крутили, веретено.
Прабабушки наши пряли, старались,
Чтобы красивым соткать полотно.
Много столетий служила надёжно.
Людям каким? Где оставила след?
Даже представить себе невозможно-
Прялка жива, а хозяина нет.
Ей бы в избу, да на лавку к окошку,
К донцу куделку опять «примотнуть».
Вспомнить, как было, хоть на немножко.
Прялку музейную к жизни вернуть.
Вот такие прялки хранятся в нашем музее.
В избушке, распевая дева,
Прядёт, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.- писал А.С Пушкин.
Прядение из шерсти, льна, хлопка — одно из самых старых ремесел. Как же получали из коротких волокон непрерывную тонкую нить?
Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчесывания волокон и ручные веретена для их скручивания.
Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды — из овечьей шерсти. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку.
Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу.
Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными пряхами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Ручное прядение известно давно.
«Не велико веретено, а всех одевает оно».
Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись.
Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли.
Пряха, начиная прясть, вытягивает из приготовленной к работе шерсти несколько волокон, скручивает их и прикрепляет веретену. Равномерно вытягивая левой рукой волокна из пучка, она пальцами правой руки раскручивает веретено за верхний кончик. От этого пучок волокон скручивается и становится достаточно прочным.
Пряха вытягивает из пучка новые волокна и отводит руку с крутящимся веретеном все дальше и дальше. Когда длины руки уже не хватает, пряха наматывает спряденную нить вокруг нижнего конца веретена и закрепляет ее петлей на верхнем конце. Потом процесс повторяется. Как видите, прядение веретеном состоит из двух чередующихся операций: скручивания нити и наматывания ее.
Прялка появилась еще в Древнем Риме, придя на смену обычному веретену и кучке пряжи на коленках. Тогда это был прорыв, упростивший тяжелый и изнуряющий женский труд.
Состояла такая прялка из двух досок, прикрепленных под прямым углом друг к другу. На одну часть садилась пряха, на верхнюю часть второй крепили пряжу. Часть, предназначенная для сидения, именовалась донцем. Вертикальная же часть состояла из шейки и лопаски.
С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи.
Я пряду, пряду кудель,
Прялка, прялка не гуди,
Мою Настеньку не буди.
Ты тянись, тянись мой лён,
Ты сойди на Настю, сон.
Сонных глаз не размыкай!
Вначале шерсть чесали щётками (чесалки), а потом скручивали куделю и привязывали к лопасти.
Слово «кудель» может быть неизвестно. Уловить смысл этого слова, легко запомнить его помогает выстроенный ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый, кудлатый, кудель.
«Кудель» (кудель — как бы всклокоченный, кудлатый комочек шерсти или льна, из которого прядется нить, т. е. нечто организованное, упорядоченное).
Кроме своих прямых функций, прялка являлась участником различных примет и верований, ни один, даже богатый, дом невозможно было представить без этого устройства.
Прялки старинные имели огромное значение в быту наших предков, ведь они были не просто средством для создания одежды и способа заработать, но и играли важную роль в культуре.
Славянских детей начинали приучать к работам с 5-7 лет. Прялка была неразлучной спутницей женщины.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.
Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения.
Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую.
Украшали резьбой, по большей части, именно лопасть (как самую заметную часть инструмента).
Мотив солнца присутствует не только в украшении, но и в самой конструкции прялки (большое солнце в центре означает «белый свет», а сверху символы дневного солнца – «городки», и декоративные «серьги» снизу, а круглые розетки на ножке прялки означали «ночное солнце», «подземное»).
Этот пример, а также обращение к древнеславянской легенде о светозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой богиня Заря украшает небо.
Кудель прикреплялась именно к той части лопасти, где находилось большое солнце.
Лопасти прялок украшались резьбой и раскрашивались.
Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства. В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея.
В настоящее время у бабушек сохранились разъёмные прялки, но без украшений.
Они до сих пор прядут при помощи веретена и самопрялки.
Только в XVI веке был сделан первый шаг к усовершенствованию ручного веретена. Веретено и самопрялка встречаются и сейчас, и некоторые мастерицы еще владеют старинным ремеслом.
Конструкция ее несложна, но гениальна: цилиндр, в котором веретено установлено горизонтально, установлен на доске.
Рукой вращается колесо, которое, благодаря ремню, крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к острому концу веретена, тогда как правая вертит колесо. Едва нить «вырастает» до длины руки, она наматывается на веретено и процесс продолжается. Скорость прядения с появлением таких устройств значительно возросла.
Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней.
С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом. Они значительно убыстряли работу. Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов. Веретена в деревнях точат и сейчас.
А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.
Этот вид электрических бытовых приборов предназначен для переработки очищенной и хорошо чесаной шерсти, собачьей шерсти пуха, искусственного волокна и для скручивания двух нитей.
Бытовая электрическая прялка нашла широкое применение для изготовления домашней пряжи в быту. Она легка и удобна в эксплуатации, не занимает много места ввиду своих небольших габаритов. Электромотор, небольших размеров, сделал ее легче, а наличие электропривода превратил процесс прядения в более автоматизированный, что значительно повысило производительность этой модели.
Забытая реальность
вспомним прошлое, вернемся к истокам
Как изготовляли ткань для одежды на Руси. Роль прялки в жизни славян.
Она – повседневная часть нашей жизни. К ней мы привыкли и не обращаем на её присутствие ни малейшего внимания. Она всегда и всюду с нами. Одежда… Не задумывались ли вы, а как и из чего изготовляли одежду наши предки?
Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне.
На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.
Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань на Руси – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности. Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям. Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.
Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.
В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.
Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих. Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу». Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.
Изготовление пряжи и нитей
Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.
На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.
Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев. Например, прялку клали в колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.
У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку девочке в колыбель. То есть этот был мистический предмет, который питал младенца женственностью. Личную прялку никому не давали взаймы — даже подружке! Плохая примета: одолжишь прялку —непременно случится пожар или на пасеке погибнут пчелы.
На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, делал ей таким образом предложение, а в подарок на помолвку жених дарил девушке новую, нарядную и обязательно сделанную и украшенную своими руками.
Как жить без этого предмета, не представляла ни одна женщина. Всю промозглую осень, всю долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины обязательно катались с ледяной горы на донцах прялок: это было своего рода праздничным гаданием —какая красавица дальше уедет, у той длиннее уродится лен. И не дай Бог кто упадет с прялки, скатываясь вниз — бедняжка не доживет до осени.
На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан —прятали, чтобы их духи не заплевали.
Кстати, не только на Руси бытовали «прялочные» обряды: у сербов на Рождество добрая хозяйка обязательно приносила прялку в хлев и немного работала там на ней —«чтобы скот не был голым».
В мифах разных народов прядение —действо ритуальное, а прялка —предмет, связанный с «тем светом».
На Руси прялкой еще и лечили: кладешь ее ребенку под колыбель, и у малыша пройдет бессонница или зубная боль.
Обряды с прялкой совершали не только простые люди, но и «знающие»: колдуны, знахари, ведуньи. В их арсенале —сотни манипуляций с куделью, пряжей, нитью, веревкой и другими атрибутами рукоделия.
Великая богиня судьбы Макошь — пряла на прялке судьбы…
А уж сколько гаданий на прялке! Если прясть «наопак» (наоборот) две нити —одну женихову, другую —невестину, а потом пустить их на залитую водой сковороду, то увидишь судьбу пары: сойдутся, совьются —быть свадьбе, а если разойдутся —не бывать семье. Отсюда, наверное, идет выражение «связать свою судьбу». Одно из самых популярных гаданий проводилось на Троицу: по воде пускали нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и глядели —утонет или поплывет.
Атрибутом гаданий часто выступали изделия из ниток и пряжи, например, пояс девушки. Его клали у порога церкви и следили, кто из мужчин первым переступит поясок: именно так и будут звать суженого хозяйки пояса.
На русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». А если какая-нибудь злодейка хотела разрушить семью, она скручивала шерсть в нитку и протягивала ее через дорогу перед «свадебным поездом» —вот уж жди тогда в зарождающейся семье разлада.
Нить-судьба обязательно дарилась на новоселье —чтобы жизнь владельцев дома была счастливой и долгой, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», входили в новые стены.
К пряже часто приравнивали и человеческий волос —как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху наши предки вышивали волосами, и в саван вплетались волосы покойного, чтобы у погребенного был шанс выбраться на свет…
Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем. Последнее служило грузиком на веретене, а выглядило как диск с отверстием посередине. В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.
Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено. Работа трудоёмкая, но у сноровистых прях она шла быстро, а пряжа получалась ровной.
Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке (ткацком стане). Кроме него требовались различные приспособления: дощечки и бёрдышки – гребни с частыми зубьями. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.
После того, как ткань была готова, из неё шили различную одежду, а это не менее сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому раньше её и меняли реже, и ценили больше, чем сейчас. Ткань изо льна, о котором мы говорили, шла на изготовление рубашек, нательного белья и полотенец. Верхнюю одежду шили из шерстяных тканей – различных видов сукна. Его обычно красили в чёрный, синий, зелёный, жёлтый, красный и белый цвета.
И на сладкое. В нашей памяти с детства остались сказки о волшебной палочке. Так вот, этой палочкой на Руси и было веретено. Как работать с волшебной прялкой хорошо описано в книге хранителя Северной традиции, Николая Шерстенникова » Волшебная палочка для умельца»