на чем писали наши предки древние славяне
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.
Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге
Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.
Не ешь ягодку, лучше чернила сделай
Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.
Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.
Приход металлических перьев на смену птичьим
Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.
Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.
Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как писали славяне до Кирилла и Мефодия
— эти слова, написанные в IX века болгарским монахом-черноризцем Храбром, ныне часто цитируют и толкуют как свидетельство того, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности.
Но об этом ли говорит Храбр? Даже в сём свидетельстве указывается о существовании у славян некой письменности «черт и резов» (то есть рунической письменности).
А мы знаем, что велесовица и бояновица частью своих знаков напоминает греческий либо латинский алфавит, что и не удивительно, ибо сии азбуки имеют единой исток (пеласгийскую или этрусскую письменность либо более древние системы письма). Именно о сей письменности здесь говорит Храбр.
А что же сделали сами солуньские братья? Почему Кириллу и Мефодию приписана честь создания славянской письменности? Почему от них, то есть от 863 года, когда они начали проповедовать в Моравии, славяне начинают отсчёт своей письменной истории и культуры и до сих пор празднуют дни сих христианских проповедников? Не так давно по решению ЮНЕСКО 863 год признан годом создания славянской письменности.
Причина здесь идеологическая. Об этом говорится ещё в дощечках «Книги Велеса»: «Они (греки) говорили, что установили у нас письменность, чтобы мы приняли её и утратили свою. Но вспомните о том Кирилле, который хотел учить Детей наших и Должен был прятаться в Домах наших, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и то, как приносить жертвы Богам нашим» (Троян Ц 2:12).
В сём тексте дощечек имеется в виду то, что и сам грек Константин (в крещении Кирилл), согласно его же житию («Паннонское житие», IХ век), в самом деле ещё до «изобретения письменности» учился в Херсонесе (русской Корсуни) славянским письменам у некоего руса.
Замечу, было за что хвалить Бога и было чему удивляться: видимо, непросто далось Константину изучение славянской письменности, совсем было отчаялись, но с Божьей помощью научили-таки, и сочли сие чудом. Еще большее «чудо» потом ждало славян, когда сему упорному, но не очень способному ученику приписали создание сей письменности. Надо полагать, что память сего «чуда» мы и празднуем ныне в дни равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В сей азбуке мы видим буквы как греческие, так и славянские, и вновь изобретённые (например: крест, христианский символ). Может быть, она, хоть и далёкая от привычной нам кириллицы, но всё же образованная с использованием нескольких греческих букв, и послужила основой для легенды об изобретении Кириллом кириллической азбуки.
Но здесь же заметим, что сербы её использовали за три столетия до Кирилла. А Кирилл, может быть, сей азбуке только и добавил символ креста (из своей глаголицы).
А глаголица, кстати, также не была изобретена Кириллом по собственному разумению. Как показывает тот же «Буквозор», она имеет своим истоком древнее иллирийское письмо. Потом, в IV веке, она была исправлена св.Иеронимом, а затем в IХ веке её усовершенствовал св.Кирилл. Сия азбука и её производные послужили истоком для глаголицы болгарской и хорватской.
И, кстати, сохранилось древнее название «кириллической» письменности: до того как её изобретение приписали Кириллу, её называли «литица» (или «буквица»), так её называют в ряде старых источников. Например, в «Хронографе» ХVП века сказано: «Константин философ, нарицаемый Кирилл, сотворил грамоту словенским народам, глаголемую литицей». Полагаю, что такое имя сия азбука носила до того, как ее назвали кириллицей. Возможно, она и правда была создана неким безвестным русином из Херсонеса на основе византийского унициала, бояновицы и велесицы.
Итак, мы знаем, что до Кирилла и Мефодия славяне умели писать. Славяне писали на досках, бересте, коже, пергаменте. Также наносили знаки письма на предметы из глины, высекали руны на камне и так далее.
Славянский мир всегда был велик и часто разобщён. Многие обособленные в течение столетий, расположенные друг от друга на расстоянии тысяч вёрст славянские княжества имели собственные виды письменности. Об одних мы уже говорили: о литице-кириллице, о глаголице, также о бояновице (Дунайская и русколанская письменности), а также о велесовице (новгородская письменность). Были у славян в ходу и многие-многие иные виды письма.
Например, А.И. Сулакадзев в «Буквозоре» приводит некое весьма совершенное «склавонское письмо», ни одного документа, писанного сим письмом, мы не знаем. Склавенами (ес1аЫп1о1, 3с1ауеп1) называли славян византийские и римские авторы первых веков нашей эры (например, Феофилакт Симокатта, Иордан). Судя по всему, они имели в виду карпатских славян. И документы сего письма имелись в библиотеке А.И. Сулакадзева. Как тут не вспомнить некую «страшную кипу бумаг» из богемского архива, хранившуюся у него. И вспомним, что после Венского Конгресса 1814 года земли Богемии (Чехия и Словакия) отошли к Германскому Союзу, и соответственно славянские архивы стали планомерно уничтожаться немцами и австрийцами. Но, очевидно, что-то было спасено и попало в библиотеку А.И. Сулакадзева.
Можно перечислить и иные славянские письмена, не упомянутые в «Буквозоре»: долматский алфавит, червлёнский алфавит, несколько видов письмён скифских и сарматских и проч.
К тому же следует сказать, что в земли, собираемые Москвою, в течение столетий включались многие обшир-
ные славянские княжества: Новгородское, Нижегородское, также земли казачьи на Дону и Северном Кавказе. Эти земли имели и свою древнюю культуру, в том числе и письменную. Завершилось объединение только к ХVII веку. И тогда было произведено переписывание летописей, уничтожение древних книг. Очередное уничтожение проходные после Смутного Времени по причинам идеологической: дабы память о прежней независимости и вечевой власти, не привела к разрушению нового государства. Именно поэтому мы так мало знаем рукописей, написанных до ХVII века. Но не исключено, что и сейчас можно найти книги той забытой культуры.
Всё, что мы говорили ранее о славянских письменах, относится к последним столетиям, ко временам христианским. Однако истоки славянской письменности уходят в глубь тысячелетий, в протокультуры, существовавшие на нашем материке тысячи лет назад.
Находчивость славян. Часть 1. Чем и на чём писали наши предки
Сегодня для того, чтобы записать что-нибудь, мы берём блокнот и авторучку или смартфон. А чем в старину пользовались наши предки, и какой находчивостью они при этом отличались?
Блага цивилизации настолько крепко вошли в нашу жизнь, что мы редко задумываемся о том, что было у людей до этих вещей. Не думали ли вы о том, как раньше выглядели книги, и что в них можно было прочесть? А из чего они изготовлялись? Какие в старину были письма, и чем их писали? Какой доступный заменитель дорогому пергаменту придумали наши находчивые предки? Да и вообще, насколько была распространена грамотность на Руси?
Письменность на Руси
Славяне, вопреки расхожему мнению, умели и писать, и читать ещё за долго до распространения христианства. Подтверждением тому служат записи в путевых книгах арабских путешественников, историков и писателей, таких как Ибн ан-Надим, Аль-Масуди и других.
Пользовались тогда наши предки самобытной письменностью, называемой «черты и резы». А с 9 века получает широкое распространение кириллица и глаголица. После принятия славянами православной веры образование становится массовым явлением, и Кирилло-мефодиевская азбука официально входит в употребление. Она была создана греческими учёными монахами Кириллом и Мефодием на основе старославянского языка.
Притом, грамотность среди народа носила действительно массовый характер: на раскопках славянских городов непременно находится множество берестяных грамот и других документов, книг и писем обычных людей!
На чём
Наверное, потому грамотность так широко была распространена на Руси, что славяне придумали доступные для всех писчие принадлежности: дешёвые и несложные в изготовлении. Это береста, деревянные и костяные писала и растительные чернила. Давайте рассмотрим все их по отдельности.
Конечно же, пергамент – выделанная особым способом телячья шкура – на Руси тоже использовался. Но на нём писали только официальные грамоты и законы, либо изготовляли из него важные книги, например, Библии, своды законов, летописи. Это объясняется тем, что пергамент был очень и очень дорогим материалом: для одной книги средней толщины требовалось около 200 шкур животных! Да и качественный пергамент мог смастерить не каждый мастер. В общем, книги из этого материала были доступны только боярам и князьям, а те не скупились на их украшения. Но об этом позже!
Казалось бы, дороговизна пергамента должна была отбить у простого народа тягу к знаниям. Но нет! Не зря наши предки славились своей смекалкой: она только побудила их к поиску альтернативных материалов. И славяне нашли идеальную «бумагу» – бересту. Это практичный, недорогой, удобный в использовании и легкодоступный материал. Береста, то есть аккуратно снятая верхняя кора берёзы, на Руси также использовалась в строительстве и при изготовлении различной утвари. А берестяные грамоты, благодаря влагоустойчивости берёзовой коры, хорошо сохранились до наших дней.
Чем
Для письма славяне использовали так называемые писала – палочки, похожие на толстые вязальные спицы. Один их конец (писчий) заостряли, а другой изысканно украшали резьбой. Изготовляли их из твёрдого дерева, лёгкого железа или костей животных.
Писалом на бересте не писали, а продавливали буквы. Для пергамента такой приём не годился – нужны были чернила. И если в Европе придумывали сложные, дорогостоящие и даже ядовитые составы, то наши предки и здесь нашли более практичное и доступное вещество. За основу чернил брали смолу акаций или вишни – камедь. Примешивая к ней разные вещества, можно было получить разный цвет чернил.
Например, для получения чёрного цвета к камеди примешивали сажу. Для коричневого – отскобленную ржавчину, для красного – киноварь (сульфит ртути), для голубого – медный купорос. А если не было под рукой этих веществ, то наши предки могли обойтись чернилами из плодов черники, корней спорыша и некоторых других растений. Пусть такие чернила и были недолговечными, но и ими ведь можно было пользоваться.
Как выглядели книги
Берестяные книги напоминали современные блокноты на пружинке. Изготовлялись они следующим образом: из коры берёзы нарезали листы одинокого размера, заполняли их текстом, накрывали с обеих сторон чистыми листами обложки, по краю пробивали сквозные дырочки и связывали шнурком, тесёмкой, гайтаном.
Книги из пергамента изготовлялись, в принципе, также, но получали дорогое оформление. Обложки делались из ценного дерева, обтягивались кожей или бархатом и украшались золотом и серебром. Связанный шнуром корешок обтягивался кожей. Уголки для сохранности оковывали металлом. Сам текст украшался цветными миниатюрами и орнаментом. Такие книги действительно были на вес золота.
Ученические принадлежности
Представляете, у наших предков тоже были ученические «тетради»! Береста, конечно, дешёвый материал, но, чтобы не тратить его на неучей, которые только-только взяли в руки писало, славяне придумали церы. Это такие плоские деревянные дощечки, обрамлённые выпуклой рамкой. Поверхность дощечки заливали воском, но рамка не давала ему растечься. Когда воск высыхал, на нём можно было выцарапывать текст. Согласитесь, очень удобное приспособление многоразового использования!
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВера Сатарова
Похожие презентации
Презентация на тему: » На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью.» — Транскрипт:
2 На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.
3 Камень был самым первым материалом для письма, а значит, и первой «доской», первой «тетрадкой». Чтобы писать, человеку тогда приходилось быть каменотесом.
5 До последнего времени самым древним письмом на нашей планете считалось шумерское. Глиняные таблички с клинописными знаками шумерской письменности насчитывают возраст около четырех с половиной тысяч лет.
6 Перуанские индейцы для запоминания придумали узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.
7 Наши предки – жители Древней Руси – славяне писали на самом дешевом, самом доступном материале: на березовой коре – берёсте.
8 При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Берестяная связка мальчика Онфима. Тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.
9 Американские индейцы покрывали изображениями шкуры животных Сырую шкуру – козью, овечью или телячью – вымачивали в воде, чтобы размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.
10 В Египте книги делали из речного тростника – папируса. Египтяне разрезали его стебли на узенькие продольные полоски, смачивали, сушили на солнце, а потом склеивали кусок за куском в длинные и широкие ленты.
11 Бумагу изобрёл в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашёл способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
12 Бревно очищается от коры Размалывается в древесную массу Массу просеивают и промывают Взбивают в специальной машине, смешивают с водой и отправляют в бумагоделательную машину. Вода уходит из массы через сито, остаток воды удаляется с помощью насоса, сито вибрирует и волокна сцепляются между собой. Влажная масса проходит под круглым валиком, спрессовывающим её в гладкий лист. Лист проходит под множеством валиков, разглаживается, сушится.
13 А вот и готовые рулоны бумаги!
15 ВЫВОДЫ : 1.До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы. 2.Мы узнали, что бумагу начали делать в Китае, около 2000 лет назад из древесины. 3. Мы познакомились с тем, как изготавливают бумагу сейчас. 4.Собрав коллекцию видов современной бумаги, мы узнали, как она называется и где применяется.
16 ЛИТЕРАТУРА 1.Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., – 176 с.: ил. 2.Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»). 3.Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», Паль Р. Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, – 336 с.: ил. 5.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва Т. 9,6,1,4 6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 800 с.: ил. 7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, – 1600 с. 8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., – С Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, – 192 с.
Исследовательская работа Тема: Как, чем и на чем писали в Древней Руси
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Соколовка
Тема: Как, чем и на чем писали в Древней Руси
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с. Соколовка
1. Материалы и орудия, используемые для письма в Древней Руси.
1.1. На чем писали жители Древней Руси.
1.2. Особый вид древнерусской письменности.
1.3. Гусиные перья и древнерусские рецепты изготовления чернил.
2. Особенности древнерусской письменности.
«Если поищешь в книгах мудрости внимательно,
то найдешь большую пользу для души своей»
Нестор-Летописец
Актуальность выбора темы исследовательской работы
Семь чудес света создали люди в древности: величественные пирамиды в Египте, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Галикарнасский мавзолей и маяк в Александрии.
Есть еще одно чудо света, не менее удивительное, знакомое каждому из нас, настолько нам привычное, что редко задумываемся над историей его создания. А чудо – вот оно: лежит всегда под рукой, и как настоящий друг, готово прийти на помощь в любую минуту, научить, рассказать об интересных событиях. Я говорю о великом творении рук человека – книге.
На уроках истории нам рассказывали о том, что в древние времена в качестве материала для письма люди использовали глиняные таблички, ленты папируса, пальмовые листья, пергамен, ну а позже в Китае была изобретена бумага. Мне стало интересно, как и на чем писали наши предки славяне?
Поэтому целью моей исследовательской работы стало: изучение материалов и орудий письма, используемых жителями Древней Руси в домонгольский период.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить материалы, которые жители Древней Руси использовали для письма.
2. Дать характеристику основным письменным материалам Древней Руси.
3. Рассмотреть особенности древнерусской письменности.
Объект исследования: Древнерусская письменность в домонгольский период.
Предмет исследования: материалы, используемые для письма в Древней Руси.
В ходе работы над темой исследования мною были использованы следующие методы работы: сбор и анализ исторических источников, сравнение и сопоставление, поисковый метод.
В своей исследовательской работе я использовал различные источники информации. В книгах: «Путешествие к истокам русского книгопечатания», «История книги», «Про твою книгу» авторы рассматривают историю появления и развития книгопечатания, в России начиная от первых рукописных книг. Очень интересна книга «Я послал тебе бересту…» написанная археологом занимавшимся раскопками берестяных грамот в Новгороде. В книге «Дорогами тысячелетий» автор рассматривает историю открытия очень интересного вида древнерусской письменности – граффити.
Так, же я пользовался электронной библиотекой на сайте www. bibliotekar. ru/rus, где представлены научные статьи по истории, литературе Древней Руси, в том числе и об археологических раскопках в Новгороде, берестяных грамотах.
Научно-практическая значимость исследовательской работы: материалы и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы на уроках истории, окружающего мира, литературы, а так же внеурочной деятельности.
1. МАТЕРИАЛЫ И ОРУДИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПИСЬМА
1.1. НА ЧЕМ ПИСАЛИ ЖИТЕЛИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. на Руси появилась азбука – кириллица (приложение 1). Названа она так в честь византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием создал в IX в. одну из славянских азбук. Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Этот язык сохранился в виде церковнославянского и сегодня используется в православных храмах для проведения богослужений.
На Руси появилась письменность, и многие люди овладели грамотой. Вначале читать и писать могли только служители церкви. При храмах создавались школы, в которых мальчиков и девочек, в основном из знатных семей, обучали грамоте. Горожане тоже учились чтению и письму, но большинство сельских жителей оставалось неграмотным.
На чем же писали и какой из материалов был самым распространенным? Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен, который на Руси называли кожей или телятиной. Все потому, что изготавливали его из кожи телят, козлят и ягнят.
Процесс его изготовления был достаточно сложен. Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе, после чего еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму (приложение 2), где сушили и вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.
Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо.
Пергамен был дорогим материалом, и именно поэтому одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз. Рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале, называются палимпсестами (от греческого «снова стираю»).
В 2000 г. в ходе археологических раскопок на Троицком раскопе в Новгороде в слоях первой четверти XI в. были обнаружены соединенные вместе три дощечки, покрытые воском. На этих дощечках оказались фрагменты библейской книги Псалтырь (приложение 4). Эта ценнейшая находка свидетельствует о том, что книги на Руси стали переписывать сразу после ее Крещения.
Однако на Руси церы не получили широкого распространения. Во время археологических раскопок XX в. Новгороде их было найдено всего 11 экземпляров.
В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была – береста (приложение 5). Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала (приложение 6).
Писала — костяные, металлические, деревянные стержни с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу (приложение 7).
Использовали внутреннюю поверхность коры, т. к. она эластична. Береста при естественном скручивании сворачивается внутренней стороной наружу. Тексты, обнаруженные на таких «свитках», сохраняются дольше. Очень хорошо хранятся во влажной среде. На воздухе при высыхании береста быстро скручивается, становится ломкой, расслаивается по прожилкам. Такой писчий материал не рассчитан на длительное хранение. Человек, получивший берестяное письмо и ознакомившись с содержанием, выбрасывал его. Попав в грязь и будучи затоптанным во влажную почву, письмо, таким образом, обретало вторую жизнь.
Самые древние берестяные грамоты созданы в середине XI в. Ученые нашли такие грамоты в Новгороде, Пскове, Смоленске, Москве и других городах. Больше всего берестяных грамот найдено в Новгороде.
Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете (приложение 8).
1.2. ОСОБЫЙ ВИД ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Немало разнообразных надписей сохранилось на глиняной посуде, ремесленных изделиях, даже на стенах храмов. Такие надписи называют граффити. Граффити было настолько популярно, что в уставах некоторых князей были упоминания и наказания за отметки на стенах. Часто в таких граффити писалось просто имя, пожелание, прошение, молитва и благодарность. От домонгольского периода древнерусской истории до нас дошли тысячи надписей граффити на стенах церквей и сотни надписей на самых разных предметах. Больше всего надписей находится в церквях, поверхность стен которых была менее других потревожена.
В 2014 г. во время раскопок в новгородском Юрьевом монастыре были обнаружены сбитые еще в XIX в. фрагменты фресок с нанесёнными на них граффити XI-XIII вв. Это отрывки своеобразной настенной «летописи».
1.3. ГУСИНЫЕ ПЕРЬЯ И ДРЕВНЕРУССКИЕ РЕЦЕПТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧЕРНИЛ
В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные, лебединые перья. Реже использовались перья павлина, в таких случаях писец не упускал возможности похвалиться: «Писал есмь павьим пером». Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в.
Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером.
Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.
Рецептов приготовления чернила было несколько, в основном, из доступных средств. Среди них:
- чернила из растений. Фиолетовые — из черники, пурпурные — из крушины, синие — из бузины. черные чернила из камеди и сажи, путем вываривания. чернила из ржавчины. чернила из ольховой или дубовой коры, кваса, меда и вишневого клея.
Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» – болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные – камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими породами).
В рецепте «О черниле копченом по иконному и книжному письму» указывается, что сначала нужно получить сажу. Для этого следует поставить на кирпичи несколько горшков с пробитым дном «и заднюю сторону затвердить, чтобы копыть дымная вверх шла, а с переднюю сторону под горшки подкладывать береста со огнем» 1. При этом нужно было следить, чтобы сажа в горшках не загорелась, и своевременно снимать нагоревший слой. Потом сажу смешивали со слюной или вином, разбавляли водой, смешивали с вишневым клеем – камедью. В полученную смесь добавляли отвар из ольховой коры, квасного сусла, чернильных орешков (галлов) или железа. Приготовленные чернила закупоривали в кувшине или в горшке и выдерживали некоторое время в тепле.
Железные чернила готовили по другому рецепту: брали куски ржавого железа, старые замки, ключи, цепи, гвозди, опускали в отвар из ольховой коры с добавлением кислого кваса или уксуса.
Вот еще один способ приготовления чернил: «Первое, устрогав зелены корки ольховыя, без моху, молодыя, и в червертый день положити кору в горшок, и налить воды или квасу доброго или сусла яшного (ячменного), а коры наклади полон горшок, и варить в пещи, гораздо бы кипело и прело довольно бы, день до вечера; и положи в горшок железины немного, и поставити горшок со всем, где бы место не студно ни тепло, и на третий день разлити чернило»2.
Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники – фиолетовые чернила, из крушины – пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины – синие, а из ее же листьев – зеленые.
В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах.
Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды — чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол и потому должны были иметь форму позволяющую стоять устойчиво на столе.
2. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись, последовательно сменяющие друг друга и отличающиеся графическим характером письма. Пергаменные документы и книги XI—XIV вв. написаны уставом, причем отдельные памятники, написанные уставом, встречаются и в более позднее время.
Общим каноном уставного письма являлась геометричность графики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдельными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпендикулярно, горизонтальные — параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав знал знак препинания — точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы — цифры. Между словами иногда употреблялся знак словоотделения — «паерок», заменявший знаки «еръ» и «ерь» в словах. Уставные тексты знают сокращение слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв. Сокращались, как правило, слова духовного содержания, часто встречающиеся в тексте. Над сокращенными словами ставился знак «титло».
Различался устав древнейший и поздний. Источники XI— XII вв. писались древнейшим уставом. Уставом писали рукописные книги и деловые бумаги.
Особенно красивы и величественны самые древние книги, писанные уставом: буквы почти квадратные, с правильными линиями и округлениями, ровным нажимом, они стоят на строке прямо, без наклона, одна отдельно от другой, на равном удалении друг от друга.
Уставом написана самая древняя из дошедших до нас датированных книг (1056— 1057 г.), переписанная для новгородского посадника Остромира. Поэтому она теперь так и называется: «Остромирово Евангелие» (приложение 10).
Начиная с XIV в., появляется полуустав — этот почерк мельче устава, буквы пишутся с наклоном, быстро и размашисто. Поэтому в линиях полуустава уже нет той геометрической точности, что в уставе, буквы отстоят друг от друга не на одинаковом расстоянии.
В самостоятельный шрифт полуустав превращается с середины XV в., что во многом было связано с оживлением культурных связей Руси с южными славянами. В XVIII – XIX вв. полуустав продолжал оставаться доминирующим типом письма у старообрядцев. Полуустав лег в основание первых печатных шрифтов Российского государства – действовавших в середине XVI в. типографии Ивана Федорова в Москве, и последующих им русских типографий XVI– XVII вв. В дальнейшем, полуустав продолжал оставаться основой для шрифтов православных книжных изданий. В наше время, полууставной шрифт продолжает оставаться одним из наиболее узнаваемых символов традиционной русской культуры, в качестве, которого остается широко востребованным в дизайне, рекламе.
Полуустав светлее и округлее, чем устав, буквы мельче, очень много надстрочных знаков, разработана целая система знаков препинания. Буквы более подвижны и размашисты, чем в уставном письме, и со многими нижними и верхними удлинениями.
1) Для русского полууставного письма характерен небольшой наклон (5-10 градусов).
2) Размер букв в полууставе в целом мельче, чем в уставе, они плотнее укладываются в строку. Межстрочные расстояния, напротив увеличились относительно принятых для уставного письма в 1,5 – 2 раза.
3) Соотношения ширины пера и высоты буквы варьируются от 1/4 до 1/6 раз.
Современный мир все чаще обращает свои взоры назад, в историческое прошлое, пытаясь узнать тайны зарождения культуры, речи, письменности и религии наших предков. Открыв неизведанный исторический след и постигнув тайны истории, можно лучше понять себя и окружающий мир. Сотни вопросов, каждый день зарождающихся, находят свое решение, а некоторые — навсегда остаются загадкой истории. Одним из таких вопросов, важным, интересным для изучения, выступает письменность Древней Руси.
Основными материалами, используемыми в Древней Руси домонгольского периода были: пергамен, церы, береста. Пергамен – это писчий материал, который изготовлялся из кожи телят. Процесс изготовления пергамена был достаточно сложном, но при этом это был очень практичный материал. Его можно было использовать с двух сторон, был очень светлым и прочным, не давал растекаться чернилам. Пергамен был очень дорогим, поэтому его использовали повторно: прежний текст тщательно соскабливали, чтобы можно было писать вновь.
Другим интересным материалом для письма были церы (вощеные дощечки) на которых писали с помощью стиля (писало). Однако, долго ее использовать было не возможно так как воск быстро приходил в негодность.
Вопрос о том, на чем писали на Руси в X в. все же остается актуальным, в силу дороговизны пергамента и непрактичности церы. И русичи решили его великолепно — использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту, наши предки использовали для повседневных нужд.
Часто использованную однажды кору березы просто выбрасывали и писали на новом куске. На бересте писали целые книги. Благодаря особенностям березовый коры книги из нее лучше сохраняются в земле, чем пергаментные. Первые берестяные грамоты на территории нашей страны были найдены в Новгороде, во время археологических раскопок. Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем.
Кроме писала, широко используемыми материалами для письма стали перья птиц (гусей, лебедей, павлинов).
Техника подготовки пера требовала умений и правильных действий. Рецептов приготовления чернила было несколько, в основном, из доступных средств: из сажи, ржавчины, растений.
Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись, которые последовательно сменяли друг друга. Пергаменные документы и книги XI—XIV вв. написаны уставом, причем отдельные памятники, написанные уставом, встречаются и в более позднее время.
Письменность Древней Руси — это уникальная система со своими необычными чертами и важными составляющими. Но самое важное, что наши предки стремились к знаниям, вырабатывая новые способы для обучения и просветления. Как нельзя лучше описывает события, происходящие на Руси пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма».
Материалы и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы на уроках истории, окружающего мира, литературы, а так же внеурочной деятельности.
Практической значимостью исследовательской работы стало создание совместно с научным руководителем бересты, вощеной дощечки и писала, которые так же могут быть использованы в качестве демонстрационных материалов на уроках, внеурочных занятиях по теме «Культура Киевской Руси», а так же пополнили фонд школьного музейного уголка.
1. Беренбаум книги. – М.: Книга, 1984. – 248 с.
2. Балязин история России. С древнейших времен до середины XVI века. М.: Первое сентября, 2001.
3. орогами тысячелетий. – М.: Молодая гвардия, 1977. –256 с.
4. Немировский к истокам русского книгопечатания. М.: Просвещение, 1991
4. Павлов твою книгу: Научно-популярная лит-ра. – Л.: Дет. лит., 1991. – 113 с.
5. Я послал тебе бересту… – М.: Изд-во Московского университета, 1975.
1 ро твою книгу: Научно-популярная лит-ра. – с. 14