на чем основана теория поколений
На чем основана теория поколений
Сертифицированный тьютор МТА, педагог-психолог, образовательный мотиватор.
Что такое теория поколений
Существует довольно много теорий поколений, и мнения авторов разнятся. Мы поговорим о концепции американских исследователей Уильяма Штрауса и Нейла Хоува.
Они разработали теорию в начале 90-х. Смысл теории поколений Штрауса и Хоува в том, что приблизительно каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение и опыт которых не схожи с убеждениями предшественников.
Вот примерные года трёх последних поколений по Штраусу и Хоуву:
Хотя Хоув и Штраус выделяют такие даты, не все социологи согласны. Мнения часто разнятся: например, исследователи Карл Мангейм и Норман Райдер отрицали идею о том, что новые поколения рождаются через одинаковые промежутки времени.
Сейчас теория поколений используется в демографии, социологии и маркетинге. Но везде фигурируют примерные даты. Давайте разберёмся, какие черты свойственны каждому из поколений согласно теории Хоува и Штрауса.
Поколение X
Согласно теории поколений Штрауса и Хоува, эти люди родились с 1961 по 1981 год. В этот период произошли ключевые события: холодная война со странами Запада, конфликт в Афганистане, перестройка, падение Берлинской стены.
Люди поколения X в России родились ещё при Советском Союзе. Многим представителям свойственно стремиться к лучшей жизни и стабильности, работать по профильному образованию, ценить классическое образование.
Кумиры этого поколения — The Beatles, Виктор Цой, Егор Летов, Алла Пугачёва, Майкл Джексон.
Поколение Y — миллениалы
Эти люди родились приблизительно с 1982 по 2004 год. Они застали развитие интернета, поэтому больше вовлечены в цифровые технологии, чем предыдущее поколение. Многие представители поколения Y хотят «быть не таким, как все» и ярче выделяться из толпы.
Эксперты отмечают, что для большинства миллениалов создание семьи не приоритет — в поколении Y больше чайлдфри. Вообще для многих миллениалов характерно оттягивать переход во взрослую жизнь — если их предшественники уже в 22–23 года обзаводились семьёй, то среди миллениалов это не так распространено.
Кумиры этого поколения — Земфира, резиденты Comedy Club, Сергей Бодров, Юрий Дудь.
Поколение Z — зумеры
Согласно теории поколений Штрауса и Хоува, период зумеров начинается с 2005 года и продолжается по настоящее время. Про них говорят: родились со смартфоном в руках.
Подростки поколения Z живут в ином мире по сравнению со своими предшественниками. Сегодня цифровые сервисы и технологии кажутся чем-то естественным. Для зумеров VR и 3D-реальность — обыденное развлечение. С помощью Google они находят ответ на любой вопрос за 0,35 секунды и не представляют себе жизнь без интернета. Некоторые из детей ещё не умеют разговаривать, но уже способны найти и включить нужный мультфильм в приложении YouTube.
Большинство зумеров не любят концентрироваться на длинных академических текстах. Но многие интересуются наукой и технологиями — биомедициной, робототехникой, программированием и экологией.
Зумеры чаще задают вопрос: «А смысл?». Они чувствуют, что взрослые зачастую сами расфокусированы, и пытаются найти ответы самостоятельно. Наладить контакт с зумерами поможет честность. Интересуйтесь их мнением, обсуждайте происходящее в семье и мире «без купюр».
Большинство подростков отдают предпочтение престижным занятиям, где не требуется тяжёлый физический труд. Для зумеров характерен культ лёгкого успеха — многие представители поколения Z уже успели раскрутиться в интернете, заработав миллионы. Взгляды на образование тоже изменились — всё больше зумеров замечают недостатки современной школьной системы.
Кумиры этого поколения — Билли Айлиш, Моргенштерн, блогеры TikTok, Ариана Гранде, BTS.
Резюме
С каждым поколением особенности большинства людей меняются, и за этим безумно интересно следить. Распространённое мнение, что в предыдущих поколениях что-то было лучше или хуже, нельзя назвать верным — просто каждое новое отличается от предыдущего.
Различия нужно учитывать, чтобы лучше понимать происходящее в мире, тенденции и события. Остаётся лишь гадать, насколько сильно будут отличаться от нас люди будущего, которые родятся через несколько десятилетий.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Теория поколений: как она работает и работает ли вообще
Что такое теория поколений
Теория поколений — это исследовательский подход, который описывает, почему появляются разные поколения, что их объединяет и как они меняются.
О разнице между «отцами и детьми» размышляли еще средневековые философы. А вопросом смены поколений серьезно занялись в XIX веке. Ученые считали, что основным признаком объединения людей в поколение может быть общность ценностей и жизненного опыта. Если люди переживали большое общественное или социальное событие — война или кризис, — это влияло на их поведение и мышление.
Настоящую популярность теории принесли две книги: «Поколения: история будущего Америки, 1584—2069 годы» 1991 года и «Четвертый поворот: американское пророчество». Ее авторы — писатель Уильям Штраус и экономист Нил Хоув. Они выделили четыре архетипа поколений со своим набором черт и ценностных установок. Социальные поколения сменяют друг друга раз в 15–20 лет.
Беби-бумеры — люди, которые родились в 1946–1963 годах. В молодости они пылкие и смелые, разрушают привычный уклад жизни. А в зрелости — наоборот, активно отстаивают стабильность и тот образ жизни, который для себя выбрали.
Поколение X — родились в 1964–1980 годы. Люди этого поколения растут в период разрушений старого образа жизни и строительства нового, поэтому рано взрослеют. «Иксы» — прагматики и индивидуалисты. Они высоко ценят материальные ценности и часто идут к своей цели, не обращая внимания на эмоции и мнения других людей.
Поколение Y, «миллениумы» и «миллениалы» — люди, родившиеся с 1981 по 1996. Они ориентированы на общие ценности и блага. Ценят технологии, гуманисты и оптимисты.
Поколение Z, «зумеры» — родившиеся в 1997—2012 годах. Взрослея, остро реагируют на кризисы безопасности. Готовы поменять индивидуальную свободу и сложность политических и общественных систем на усиленный внешний и общественный контроль.
В чем подвох теории поколений
Теория Штрауса-Хоува стала популярной в маркетинге и бизнес-менеджменте. Бывший вице-президент США Альберт Гор назвал их книгу о поколениях самой впечатляющей книгой об истории США, которую он когда-либо читал. Он даже разослал ее копии каждому члену американского Конгресса.
При этом теорию раскритиковали профессиональные историки и социологи:
Вот что говорил по поводу поколенческих теорий в мировой истории основатель Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин:
«Статистика подтверждает — несмотря на беспрестанные разговоры о глобализации, разница между сообществами остается глубокой, а часто и углубляется. Особенно глубока разница между тем, что в свое время называли третьим миром, и тем, что именовали капиталистическими индустриальными обществами. Даже линия разделения не меняется, потому что практически ни одно общество за время жизни последних двух поколений не перешло из одного мира в другой».
В то же время идеи Штрауса и Хоува вдохновили многих исследователей на изучение поколений. Одни начали искать поколенческие различия, другие сосредоточились на поиске границ между поколениями. А поколению Z и его характеристикам посвящено как минимум шесть независимых исследований.
Как теория поколений работает на практике
Мнения специалистов в области маркетинга, HR и менеджмента о пользе теории поколений также разнятся.
Джулиан Биркиншоу, профессор стратегии и предпринимательства Лондонской школы бизнеса, считает рассуждения о поколениях непродуктивными:
«Думаю, мы тратим слишком много времени на разговорах о различиях между ними. Мои исследования ясно показывают, что дело не в каких-то поколенческих чертах, а в том, что люди приобретают с годами опыт, развиваются в различных отношениях, принимают более здравые решения».
Член правления и вице-президент по управлению персоналом ГК «Элемент» Оксана Кухарчук отмечает, что несмотря на критику, теория помогает объяснить руководителям, почему сотрудникам разных возрастов может быть сложно работать в команде. А еще — как эффективно ставить им цели, в чем ключевая разница восприятия работы и стиля жизни:
«Попытка понять, что движет поколениями, поможет руководителям компаний максимально эффективно отстроить HR-процесс и обеспечить развитие бизнеса. Используя ценностный подход, заложенный в теорию поколений, мы разрабатываем мотивационные программы, социальные мероприятия, предлагаем различные инструменты управления. Например, представители поколения Y лучше воспринимают краткосрочные задачи в перспективе 3–9 месяцев. Для них мы показываем глобальную задачу, но обязательно разбиваем на подзадачи и боле короткие подпроекты, чтобы поддерживать интерес и эффективность. Поколение Х пережило развал Советского Союза, несколько экономических кризисов и привыкло много работать. Понимая это, мы реализуем социальные программы по заботе о здоровье, выгоранию и проект наставничества «наоборот», когда молодежь обучает сотрудников более зрелого возраста пользоваться мобильными технологиями и трендам в области цифровизации».
В то же время директор по персоналу и культуре компании Hempel в России, Турции и Европе Алсу Полякова не ориентируется в работе на теорию поколений:
«Прежде всего, оригинал теории базируется на истории США, и он не пригоден для нашей страны. У нас собственный культурный код, своя история. Но главное — в самой теории содержится обобщение, приклеивание ярлыков. Под описание поколения может подойти один из десяти человек, но теория будто стрижет всех под одну гребенку. По ней мы упускаем, где и как люди росли, какие ценностные установки они получили в своих семьях, с каким образованием стали работать. Конечно, можно учитывать некоторые положения теории, однако в HR, наоборот, идет тренд на индивидуализацию работы с сотрудниками. Вместо того чтобы всем раздавать одинаковые страховки, сейчас чаще появляется принцип кафетерия, по которому люди сами выбирают, взять им, к примеру, дополнительную медстраховку на члена семьи или расширить свою».
Андрей Байков, директор по цифровой трансформации McDonald’s, считает, что теория поколений полностью применима в маркетинге, поскольку их статистические данные показали различия между поколениями и тем, как они воспринимают информацию, как реагируют на нее и насколько легко им дается взаимодействие с цифровыми каналами:
«Например, беби-бумеры больше, чем кто-либо другой, лояльны к брендам. Если один раз завоевать их доверие, особенно в FMCG, они останутся с компанией надолго, если не навсегда. Они достаточно хорошо реагируют на кросс-сейлы и апсейлы. При этом менее склонны к покупкам со смартфонов и чаще пользуются десктопами. Отличие российских потребителей из этого поколения от западных в том, что для них гораздо более важным параметром для покупки являются скидки.
Поколение X — самое экономически активное население страны. Оно хорошо разбирается в технологиях, охотно взаимодействует с электронной почтой, поэтому для них email-маркетинг все еще очень актуален. В свое время они были самыми активными пользователями купонных сайтов. При всей любви к онлайн-покупкам, продолжают ходить в офлайн-магазины. На них хорошо действует таргетированная реклама: они понимают, как она работает, но не пугаются этого. В этом поколении также есть прослойка людей, которым важна социальная ответственность брендов.
Миллениалы очень любят современные технологии и первыми пробуют новые сервисы, соцсети, приложения. При поиске товаров в интернете очень сильно полагаются на отзывы, без них могут вовсе отказаться от покупки. Охотно используют социальные механики по типу «приведи друга». Отчасти потому, что для них естественно поделиться постом в соцсетях и получить за это бенефиты. Активные участники программ лояльности, вместо кипы пластиковых карт предпочитают приложения в смартфоне. Практически не восприимчивы к баннерной рекламе, но аудиоролики или рекламу в подкастах воспринимают хорошо».
Стоит ли пользоваться теорией
Результаты опросов и исследований можно применять в организации стажировок для молодых специалистов или в образовательных программах для подростков. Но полагаться на теорию как на единственный правильный подход к анализу исторических и общественных процессов не стоит.
Теория поколений: от молчунов до зетов
В конце XX века два американских писателя – Уильям Штраус и Нил Хоув (Хау) – разработали теорию поколений, согласно которой люди одного временного цикла периодом 20-25 лет имеют общие поведенческие особенности. На основе этой теории распространилось деление всех людей на поколения молчунов, бэби-бумеров, X, Y (миллениалов) и Z.
В данной статье мы рассмотрим время рождения этих поколений, разберемся с их особенностями и в частности – экономическим поведением и отношением к личным финансам.
Обзор поколений
Временные рамки, разделяющие различные поколения, довольно условны, поэтому в разных источниках они зачастую не совпадают. Более того, каждый человек является уникальной личностью, поэтому не может на 100% соответствовать усредненному образу своей эпохи. Тем не менее принято условно выделять следующие поколения:
Наименование поколения | Примерные года рождения |
Традиционалисты/молчуны | 1923-1946 |
Бэби-бумеры | 1946 – 1967 |
Х (икс) | 1967 – 1984 |
Y или миллениалы | 1984 – 2000 |
Z (зет) | 2000 – 2011 |
А (альфа) | С 2011 |
Еще есть поколение победителей, рожденное в 1900-1923 годах, однако из него живы и тем более активны в инвестиционной сфере уже единицы. Из таких исключений известен соратник Баффета Чарльз Мангер, родившийся 1 января 1924 года. В вертикальной временной шкале все поколения выглядят так:
Молчаливое поколение
Даже самым молодым представителям молчаливого поколения сейчас около 76 лет, поэтому они вносят небольшой вклад в экономическую активность страны. Тем не менее к представителям этого поколения относится известнейший инвестор Уоррен Баффетт, рожденный в 1930 году.
До последнего времени Баффет являлся председателем совета директоров и исполнительным директором компании Berkshire Hathaway, а его состояние превышает 100 миллиардов долларов. На границе между молчаливым поколением и поколением бумеров родился Питер Линч (1944) – руководитель инвест. фонда Fidelity Magellan и автор книги «Переиграть Уолл-стрит».
Детство или юность молчунов прошла во время Второй мировой войны. Самые ранние из них даже застали времена Великой Депрессии. На долю молчунов пришлись очень трудные времена, независимо от места их рождения, а молчаливым данное поколение было названо из-за их особенности не высказывать свое мнение в обществе. Помимо этого, в качестве их характерных черт характера молчунов выделяют:
Забавный факт. В России недавнего времени также известен термин «молчуны». Ими называли тех, кто не определился с выбором негосударственного пенсионного фонда, по факту доверив свою пенсию государству.
С точки зрения инвестиций традиционное поколение характеризует большая доля облигаций в портфеле. Возраст заставляет их минимизировать риск, да и сама жизнь научила осторожности. Однако в силу того, что текущая доходность 5 и 10-летних облигаций США не первый год находится на уровне 1% годовых и даже ниже, они вынуждены включать в портфель определенную долю акций. Жить на 1%, уступая инфляции, можно лишь с очень большим капиталом. В России ситуация чуть лучше, однако последние годы также отмечены снижением ставки и доходов от облигаций.
Бэби-бумеры
Самым ранним поколением, которое все еще остается экономически активным, являются бэби-бумеры – это люди, родившиеся после завершения Второй мировой войны. Поколение названо в честь происходящего в то время бэби-бума, т.е. значительного увеличения рождаемости по всему миру.
На данный момент бумерам от 54 до 77 лет. Часть из них уже пенсионеры, а часть близка к пенсии. Из всех современных поколений, не считая молчунов, бумеры максимально далеки от современных технологий. Многие из них до сих пор получает информацию лишь из газет и телевизора, не пользуются социальными сетями и мобильными приложениями.
Бумеры предпочитают расплачиваться наличными деньгами, а для совершения каких-либо переводов порой ходят в отделения банков. Пережив развал Советского Союза, а также экономический кризис и дефолт 1998 года, российские бэби-бумеры предпочитают сберегать деньги «под матрасом», с опаской относясь не только к инвестициям, но и к банковским вкладам. Для последних обычно выбирают Сбербанк.
Единственной надежной инвестицией для среднестатистического российского бумера является недвижимость. Про бумеров из США и Европы такого не скажешь. Финансовый рынок в этих регионах развивался намного быстрее; кроме того, они не воспитывались на коммунистической идеологии. Американские и европейские бумеры являются более активными инвесторами, чем российские, в том числе посредством пенсионных счетов.
В портфелях бумеров преобладают облигации, однако у ранних представителей поколения есть возможность позволить себе больше акций. Играет роль и финансовое образование. Так, умерший в 2019 году культовый пропагандист дешевых индексных фондов Джек Богл незадолго до смерти говорил о своем портфеле из акций и облигаций 50 на 50. Причина, как говорилось выше, лежит в очень низкой доходности облигаций последних лет.
В этой категории также есть известные инвесторы, например:
Поколение X
Людям из поколения X сейчас примерно от 37 до 54 лет. Если говорить о российских иксах, то часть из них застала развал СССР, дефолт и 90-ые годы в сознательном возрасте, что сильно отразилось на их мировоззрении. Но большинство представителей поколения Х смогли пережить этот исторический этап и адаптироваться к современным реалиям, поскольку с 2000-ого года начался рост экономики. Они являются активными пользователями банковских карт, мобильных приложений. Некоторые из них открывают брокерские счета и инвестируют заработанные деньги.
Вместе с тем многие иксы предпочитают хранить некоторый запас наличных средств, так как не доверяют цифровым технологиям на 100%. Эта черта характерна для представителей поколения по всему земному шару. У россиян причина в 1990-е годах с пирамидами и дефолтом 1998 года, а у американцев «потерянное» десятилетие 2000-2010 гг. с двумя мощными кризисами (о них здесь и здесь) и результатом рынка акций около нуля.
Еще одной характеристикой экономического поведения является отношение к кредитам. Поколение X активно пользуется как ипотечными и автомобильными программами кредитования, так и кредитными картами, чтобы полностью покрывать потребности своей семьи. Они менее бережливы, чем предыдущие поколения, в котором многие вещи покупались однажды и на всю жизнь. Иксы относятся к вещам более легко, поскольку их замена сегодня не составляет труда. Пару дней назад девушка в МТС показывала мне современный андроид, который из-за малого объема памяти обычно берут детям на 1-2 года…
Информацию Иксы получают как с телевизионных экранов, так и из интернета, но относятся к ней критически, больше доверяя знакомым либо на собственному опыту. В отношении предыдущего поколения испытывают что-то среднее между уважением и скепсисом.
Инвесторы этого поколения, особенно в более молодом диапазоне, могут позволить себе умеренно рисковые портфели с заметной долей акций и недвижимости в виде трастовых фондов. Хотя активный рост американского рынка с 2009 года может занизить долгосрочную доходность даже тех, у кого в запасе много времени до пенсии.
Один из самых знаменитых иксов в мире финансов является Майкл Бьюрри (1971), предсказавший крах рынка недвижимости в 2008 году. Он является основателем хедж-фонда Scion Capital. На стыке двух поколений – в 1967 году – были рождены Рид Хоффман (сооснователь LinkedIn и частный инвестор) и Питер Тиль (сооснователь PayPal и создатель инвестиционного фонда Founders Fund).
Поколение миллениалов – Y
Поздние миллениалы родились на стыке двух тысячелетий. В 2021 году они находятся в возрасте от 21 до 37 лет и представляют собой современную молодежь. Ключевая особенность миллениалов в том, что большинству из них не пришлось адаптироваться под быстро движущийся прогресс в информационных технологиях, который они впитали с самого детства.
Предыдущие поколения в большинстве своем имели рабочие профессии. Поколение Y предпочитают умственный труд, работу менеджером, фрилансером или часто желают открыть свой бизнес. Еще одним отличием миллениалов является увеличение расходов на развлечения и путешествия. Доля наличных средств в транзакциях и сбережениях у миллениалов заметно ниже, чем у иксов и бумеров.
Отношение к старшему поколению часто скептическое, поскольку возрастает разрыв в мировоззрении: жить для себя вместо жизни для общества и следующих поколений. Но трудно ожидать другого даже от немецкой молодежи, выросшей в изобилии, и шутящей над Гитлером после чтения учебников с просмотром старой кинохроники… для них это мало отличается от истории Древнего Рима.
На пенсию поколение Y начнет выходить в 2044–2065 годах. Однако они не надеются на достойную пенсию от государства (по всему миру заметен демографический кризис, когда новому поколению все сложнее содержать предыдущее), поэтому заинтересованы в самостоятельных инвестициях. Кстати, сейчас набрал большую популярность тренд досрочного выхода на пенсию, лет в 30-35.
Одним из важнейших факторов, почему миллениалы стали активно инвестировать – развитие брокерских услуг и технологий в банковской сфере в целом. И очевидно, что брокеры пошли на удовлетворение массового спроса. Сейчас для открытия брокерского счета порой достаточно мобильного приложения, чем миллениалы активно пользуются.
Однако последние 20-30 лет конкуренция на рынке брокерских услуг сильно возросла, что привело не только к простому входу на рынок, но и к снижению торговых комиссий западных брокеров вплоть до нуля (брокеры зарабатывают, давая активы клиентов в долг). Почти до нуля снизились и комиссии инвестиционных фондов, которые сотнями открыто торгуются на биржах. Клик в телефоне в любой точке мира, минимум платы посреднику – вот быт сегодняшних, финансово грамотных миллениалов.
К верхней границе поколения принадлежат наиболее молодые миллиардеры мира Цукерберг и Дуров — и это тоже особенность эпохи. Никогда прежде молодые люди с нуля не имели возможность так быстро заработать колоссальное состояние, независимо от степени их гениальности.
Поколение Z
Младшим представителям поколения Z сейчас 10 лет, а старшим – 21 год. То есть многие представители поколения еще даже не достигли совершеннолетия и находятся на обеспечении родителей.
Про зетов говорят, что они «родились со смартфоном в руках». Это поколение не смотрит телевизор и не читает газет, получая всю нужную информацию в интернете. Более того, они все чаще отвергают школьное и университетское образование, предпочитая самостоятельно получать знания, которые им кажутся интересными. Они амбициозны и самоуверенны. Большинство зетов мечтают о собственном бизнесе или креативной профессии, предпочитают офисам фриланс.
Соцсети настолько влияют на эту генерацию, что у некоторых зетов виртуальное общение развито лучше реального. Отсюда зависимость от интернета и технологий. Импульсное поглощение огромных объемов информации с одной стороны может генерировать оригинальные решения, с другой забивать голову ненужными и неверными данными. Поскольку поколение Z предпочитает быстроту, то получаемые данные предельно сжаты: это может быть неплохо для информационного технического потока, но серьезная литература при прочтении и создании требует времени на процесс. Будущее рискует недосчитаться писателей при парадоксальной возможности находить материал для книг гораздо быстрее, чем можно было еще 30 лет назад.
Поколение Z растет в период развития шеринга (англ. sharing) – совместного потребления. Вполне возможно, что в будущем это повлияет на их инвестиционное поведение. Вместо покупки автомобиля они будут пользоваться каршерингом, квартиры не покупать, а арендовать – свободные деньги, скорее всего, будут уходить на инвестиции. В целом, генерация Z более ориентирована на защиту окружающей среды, что породило инвестиционный метод ESG. Про Грету не слышал лишь самый изолированный от мира молчун…
Вполне возможно, это поколение даст прирост на фондовом рынке России, если его не отпугнет мощный кризис. Интересы зетов лежат в области всего нового, что таит большие риски (интернет оказался реальным прорывом, но индекс Nasdaq с начала века восстанавливал котировки 15 лет). Тем не менее говорить об отношении этого поколения к деньгам еще достаточно рано, так как большинство из них еще не имеют собственного постоянного источника доходов.
Исследование Ситибанка
В 2019 году Ситибанк исследовал поведение своих состоятельных клиентов. Выяснилось, что больше половины состоятельных клиентов относится к иксам – их 58%. Бумеры составляют 36% (несмотря на преимущество во времени, которое дает сложный процент), миллениалы – 6%.
Проанализировав расходы клиентов, Ситибанк сделал выводы, что бэби-бумеры реже ходят в рестораны или кафе по сравнению с поколением X, а также реже путешествуют. Однако средний чек у них в 2 раза больше.
Интересные цифры получились и в исследовании инвестиционных привычек. 40,5% клиентов 45–54 лет заинтересованы инвестициями в прорывные технологии. Среди инвесторов старше 65 лет в такие проекты готовы вкладывать всего 10,7%.
На чем строится теория поколений?
Характеристика и мировоззрение людей напрямую связаны с глобальными политическими и экономическими процессами, в условиях которых людям приходилось расти. Согласно теории Штрауса-Хау поколения проходят следующие этапы:
подъем;
пробуждение;
кризис
Во время спада институты ослабевают еще сильнее и совершенно лишаются доверия со стороны общественности, а индивидуализм и собственная выгода становятся главным приоритетом – в такой обстановке рождались миллениалы 90-ых. Кризис характеризуется достижением нижней точки доверия к институтам и последующим восстановлением общественного строя.
Несмотря на то, что теория поколений была разработана исходя из наблюдений за американским обществом, она отчасти отражает и процессы в советском и постсоветском пространстве. Тем не менее даже в США теория поколений не признается частью ученых-социологов, которые считают ее популистской и ненаучной. Что, впрочем, не мешает появляться названием поколений в серьезных инвестиционных статьях.
Плюсы теории:
Минусы теории:
Заключение
Очень важно осознавать, что каждый человек индивидуален и нельзя использовать временные рамки теории поколений в качестве ярлыков для конкретных людей. Тем не менее данная теория важна для понимания приоритетов и ценностей людей одной возрастной категории как группы. Интересную статью по теме читайте здесь.
Например, широкое практическое применение теория поколений получила в маркетинге, где рекламщикам приходится работать с целевыми аудиториями, на которые можно применять среднестатистические характеристики. В инвестиционных статьях названия возрастных групп часто связывают с количеством акций и облигаций, предполагающихся у американских инвесторов.