на чем основан модульный подход в обучении

На чем основан модульный подход в обучении

Профессор, член-корреспондент Польской Академии Наук. Разработал блочную систему обучения, объединяющую традиционную школьную дидактику и самообразование.

Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою «систему управления самообразованием», в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий.

По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки:

В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения.

Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии модульного обучения, при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует.

Как устроено модульное обучение

Каждый день посвящён изучению одного или двух смежных дисциплин (например, история и литература или алгебра и геометрия). Считается, что без «скачков» по предметам информация усваивается легче. Кроме того, ученикам комфортнее общаться с одним–двумя преподавателями в день, а не с пятью–шестью. Минимальная продолжительность занятия — 2 академических часа (90 минут).

Программа по каждому предмету разделена на части (модули):

Целевой модуль (1–2 занятия) — учитель знакомит учеников с основными понятиями темы и оценивает уровень начальной подготовки класса.

Информационно-операционный модуль (3–5 занятий) включает самостоятельные и практические работы, на которых ученики изучают источники информации, дискутируют, обсуждают и прорабатывают материал.

Коррекционный модуль (1–2 занятия) — повторение и обобщение материала, задания для взаимо- и самопроверки, выявление пробелов в знаниях и их устранение.

Контрольный модуль (1–2 занятия) – проверка знаний по всей теме. Может проводиться в форме теста или зачёта.

На всех этапах есть промежуточные проверки в мягкой форме: например, самопроверка, взаимоконтроль или сверка работы с образцом. Это помогает преодолеть страх перед оценкой.

За работу на уроках и результаты проверок ученики получают баллы. В ходе занятия каждый ученик получает несколько оценок — за каждый вид учебной деятельности. Отрицательной мотивации нет: если учащийся плохо справился с работой, он просто получает меньше баллов.

Все промежуточные оценки выставляются только в тетрадь. В журнал ставится финальная оценка, которая рассчитывается по рейтинговой системе: в зачёт идёт сумма баллов, полученная на занятиях, и результаты итоговой контрольной.

Как проходит модульный урок

Подобно тому как учебная программа делится на модули, каждый урок разделён на учебные элементы:

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обучении

Пример технологической карты для урока биологии
Источник: biouroki.ru

В течение модульного занятия учащиеся работают самостоятельно, общаются и помогают друг другу, оценивают себя и товарищей. Преподаватель контролирует процесс, отвечает на вопросы учеников и следит за временем выполнения заданий.

Применение модульного обучения

Обучение по модульно-блочной системе требует от учеников ответственности, самостоятельности и сформированных учебных навыков. Поэтому её разумно использовать в старших классах и вузах.

Технологии блочного обучения можно использовать на индивидуальных уроках, занятий в парах и малых группах. Они позволяют сочетать любые виды учебной деятельности: лекции, дискуссии, самостоятельные, практические и лабораторные работы. Модульное обучение сочетается с любыми формами получения образования: очной, дистанционной или семейной.

Плюсы и минусы модульно-блочного обучения

Плюсы:

Минусы:

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обучении

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обучении

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обучении

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обучении

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обучении

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обучениина чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обученииПопробовать бесплатно

Источник

Модульный подход в современном образовании

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обучении

Министерство образования и молодежной политики

ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»

Модульный подход в современном образовании

Борискина Светлана Федоровна

Сущность модульного обучения заключается в предоставлении обучаемым (учащимся) возможности самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой, которая включает в себя план действий, блок информации, методическое руководство по достижению целей обучения. В этом случае функции педагога сводятся к контролю, консультированию, координации действий по овладению информацией. Общие направления модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют такие принципы, как модульность (выделение из содержания обучения обособленных элементов), динамичность (достижение действенности и оперативности знаний), гибкость (приспособление содержания образования и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых); разносторонность методического консультирования (обеспечение профессионализма в познавательной деятельности обучаемых и педагогической деятельности); паритетность (обеспечение делового сотрудничества обучаемых и педагогов). Модульный подход позволяет: достичь целей обучения через самостоятельную деятельность обучаемых; учесть уровень подготовленности каждого слушателя, его индивидуальные особенности; гибко изменять при необходимости содержание учебного материала, добиваясь осознанности его усвоения. Модуль представляет автономную порцию учебного материала, т.е. законченный блок информации, обеспечивающий достижение каждым учеником определенных дидактических целей. Основным средством модульного обучения являются модульные программы, которые, в зависимости от цели освоения информации, могут быть познавательного или деятельностного типа. Последние подразделяются на рецептурно-операционные и системно-операционные. Такая классификация обусловлена спецификой содержания учебного материала, усвоение которого связано с овладением фундаментальными (теоретическими) знаниями (модуль познавательного типа) или способами деятельности (модуль деятельностного типа). При овладении способами деятельности возможен подход, основанный на выделении отдельных функций при обучении соответствующим операциям. В этом случае формируются модули рецептурно-операционного типа, в которых предъявление информации отличается рецептурным характером. В модульных программах, предусматривающих развитие умений практической деятельности, ставятся задачи овладения теоретическими знаниями, а также формирования профессионального творческого мышления. Такие программы относятся к системно-операционному типу. Представленная в них информация содержит знания, направленные на развитие конкретных навыков в соответствии с характером деятельности.

Модульный подход в современном образовании

Для составления таких программ необходимо: 1) выявить в профессиональной деятельности определенные функции и в соответствии с ними определить комплексные цели подготовки компетентного специалиста

2) в каждой функции выделить операции и привести в соответствие с ними модули (блоки информации), раскрывающие задачи обучения каждой операции, объединить их в систему, способствующую формированию профессионального творческого мышления; 3) в каждой операции охарактеризовать совокупность приемов и в соответствии с ними выбрать методы обучения. Таким образом, структура модульной программы включает в себя целевой план действий, модели, содержащие отдельные элементы обучения, и методическое руководство. На основании комплексной дидактической цели обучения деятельности строится план действий, на базе которого разрабатываются модули, состоящие из отдельных элементов обучения конкретным приемам, творческому мышлению, самоконтролю.

Овладение элементами обучения помогает достижению частных дидактических целей, как автономных, так и взаимосвязанных.

Руководствуясь принципами модульного обучения, важно конструировать материал для усвоения таким образом, чтобы он обеспечивал достижение каждым обучаемым поставленных перед ним дидактических целей. Содержание отдельных модулей должно быть представлено законченными блоками, чтобы имелась возможность обучения в соответствии с комплексной дидактической целью. Все это надлежит продумать еще на этапе перспективно-тематического планирования. Более подробного и деятельного уточнения требует содержание модуля конкретного учебного материала, так как от его четкости будет зависеть успешность усвоения информации и в конечном счете достижение дидактических целей. Именно модуль как законченный блок информации позволяет качественно оценить уровень овладения содержанием учебного материала темы, раздела и дает возможность принимать решение о переходе к следующему этапу обучения. При делении учебного материала на отдельные модули надо иметь в виду, что:

*во-первых, в содержании каждого модуля должна просматриваться интегрированная цель освоения всего материала; *во-вторых, модуль должен обеспечивать достижение одной или нескольких дидактических целей; *в-третьих, модули должны быть автономными и периодически обновляться, а также дополняться каждый независимо друг от друга;

*в-четвертых, содержание модулей необходимо подчинять логике мыслительной или практической деятельности;

инввариантная (постоянный базовый компонент) и вариативная части, зависящие как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации. При системной разработке содержания курса и его модулей исключается дублирование в изучении дисциплины и появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс деятельностных модулей, которыми могут служить практические занятия и лабораторные работы, семинары и деловые игры, самостоятельная и научно-исследовательская работа учащихся под руководством преподавателя, курсовые, написание рефератов и пр. Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ, к числу которых относятся системный подход к построению курса и определению его содержания, обеспечение методически правильного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними, гибкость структуры этого процесса по изучаемому курсу, эффективный контроль над усвоением знаний, выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя. Теоретическая часть обучения, представленная профилирующим модулем, включает широкую информацию, основанную на материалах глубоких научных исследований, где поэтапно раскрывается как сущность профессионально-педагогических понятий и явлений, так и обобщающая картина взаимосвязанных теорий, что обеспечивает качественный переход к познанию научной стороны рассматриваемой проблемы. Качество освоения учебного материала оценивается посредством рейтинговой системы контроля, учитывающей сложность модуля. При этом все этапы выполняемых учащимися работ оцениваются в установленном уровне баллов, что обеспечивает постоянный контроль итогов учебной деятельности благодаря соответствующей структуре модульной программы. Применение модульного обучения позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности обучаемых, уровень готовности к изучению конкретногоматериала, в связи с чем возрастает гуманистическая ценность самоопределения и осмысления в решении поставленных задач. Модульное обучение обеспечивает постоянную самодиагностику и стимулирование качественной и ритмичной учебы, а для преподавателя позволяет осуществлять непрерывный контроль учебного процесса, диагностику текущего состояния успеваемости с использованием рейтинговой шкалы оценок.

Источник

Технология модульного обучения. Просто ли это?

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обучении

Вся информация в учебнике поделена на “юниты”. Для нас это привычно и естественно, а между тем, такая форма имеет название в педагогике и научно-обоснованное подтверждение ее пользы.

Модульное обучение — это организация образовательного процесса, при которой учебная информация структурируется в модули. Модуль очерчивает границы, рамки, а внутри этого модуля — узкотематические блоки.

Таким образом, общая тема наполнена модулями, то есть частными вопросами, которые раскрываются через блоки. По задумке создателя этой технологии Дж. Рассела модули и блоки вы можете менять самостоятельно, подстраивая под ваши цели и задачи, варьировать в зависимости от ваших возможностей и способностей ученика. Это можно сравнить с конструктором LEGO. К сожалению, школьный учитель почти ничего не может менять, проходя блоки в строго определенном порядке. Преподаватели курсов и тьюторы, работающие индивидуально, более свободны в своих решениях.

Модульное или блочное обучение от традиционной формы отличается тем, что изучается не множество предметов одновременно, а 1-3 предмета, наиболее связанные между собой, изучаются в течение нескольких месяцев.

В интерпретации отечественных и зарубежных ученых главное в модульном обучении — возможность его индивидуализации.

Варианты модульного обучения:

В методической литературе, посвященной обучению иностранным языкам, можно встретить различные подходы к построению модулей, например:

— под модулем может подразумеваться целый учебный курс, например, “Fun English”;

— тематический курс, когда в качестве модуля рассматривается отдельная тема, например, “Family and Friends”, “It’s my life!”.

— это может быть учебный блок, направленный на обучение письму, аудированию, чтению или говорению, например, “Hello!” или “Email to a friend”;

— аспектный подход, при котором целью работы с модулем является обучение различным аспектам языка (лексике, грамматике, фонетике);

— уровневый подход, когда сложность учебного материала соотносится с уровнем знаний ученика, например, «Английский для дошкольников».

Структура модульного обучения

Для организации модульного обучения, прежде всего, необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.

В формулировке цели обучения указывается объем изучаемого содержания и уровень его усвоения.

Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми критериями:

Наличие альтернативных (выборочных) модулей и возможность их свободного выбора позволяет всем учащимся усвоить материал в индивидуальном, комфортном темпе. Задания должны быть посильно сложными. Учитель подбирает для каждого ученика подходящие упражнения, отвечающие его уровню, запросам и желаниям.

К примеру, материал курса английского языка для 3 класса по учебнику “ Enjoy English” М.З Биболетовой уже предполагает следующие модули:

Сравнение модульной и традиционной системы обучения

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обученииГлавный принцип — самостоятельность

90% учебного времени отводится на самостоятельную деятельность учеников, лишь 10% занимает направляющая роль учителя.

Самостоятельность ученика ограничивается только его возможностями и желанием. Задача учителя-наставника в этом случае — оказание помощи в преодолении трудностей, что включает в себя:

— координацию учебной деятельности;

— подсказки, как рациональнее действовать;

— дополнительное разъяснение материала;

— предоставление возможности для практики.

Учитель помогает сориентироваться в информационном пространстве, подсказывает, где найти нужный учебный материал и т. д. Пока ученик самостоятельно “черпает” знания, учитель подбирает наиболее эффективные методы и приемы индивидуальной работы с данным учеником.

Стоит отметить, что перед изучением новой темы ребенку также предлагается тестирующий контроль с целью определения готовности к освоению предстоящей темы. Это может быть тест, творческое задание или устный опрос.

Модульная технология позволяет подбирать задания для детей любого уровня знаний. Своевременная работа с индивидуальными проблемами учеников повышает их мотивацию. Благодаря тому, что учащийся работает максимум времени самостоятельно, он учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему проанализировать свою деятельность, самому определить уровень усвоения знаний, видеть проблемы и находить пути их решения.

Модули оказались не так просты! Попробуйте правильно использовать технологию модульного обучения, чтобы улучшить результаты учеников.

Источник

Что такое модульное обучение?

Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.

Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.

Что такое модуль?

Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.

Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.

Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.

Модуль в современном российском образовании является:

частью образовательной программы;

фундаментом для формирования новых учебных программ;

основой для модернизации курсов повышения квалификации.

Структура модульного обучения

Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.

Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:

практические и лабораторные работы;

консультации, экзамены и квалификационная работа.

Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.

Среди учебных элементов различают:

базовые проблемы элемента (кейсы),

Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.

Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.

на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть фото на чем основан модульный подход в обучении. Смотреть картинку на чем основан модульный подход в обучении. Картинка про на чем основан модульный подход в обучении. Фото на чем основан модульный подход в обучении

Модульная система обучения

Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.

Формы контроля модульного обучения

В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:

Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:

«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);

«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);

«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);

«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);

«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).

Плюсы и минусы модульной формы обучения

А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.

Преимущества модульной формы обучения:

формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;

адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;

равномерное распределение учебной нагрузки;

оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);

сокращённые сроки обучения;

возможность удалённого обучения.

Отрицательные стороны модульного обучения:

высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;

возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;

временное ограничение для выполнения заданий;

временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;

адаптация к новой форме обучения;

отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).

Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.

Источник

Технология модульного обучения

Ключевые слова: технология модульного обучения

Теоретические основы модульной технологии как средства реализации компетентностного подхода

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Отличие технологии модульного обучения от других систем состоит в следующем:

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Научные идеи модульного обучения:

Что должен знать и уметь учитель для использования модульной технологии?

Для использования модульного обучения учителю на уроке необходимо

ЗНАТЬ:

УМЕТЬ:

Система действий учителя при составлении модульной программы

Модульная программа по русскому языку открывается пояснительной запиской, в которой рассказывается, по какому учебнику составлена программа, расчет часов в неделю, какие блоки-модули являются ее основными разделами.

Далее следует распределить весь учебный материал курса на блоки модули с указанием темы модуля и количества часов на данный модуль-раздел.

Краткая характеристика содержания блоков-модулей и обязательные знания и умения, которые учащиеся должны получить к концу обучения по данной программе.

Каждому блоку-модулю дается своя тема и формулируется комплексно-дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики; знания, умения.

Далее следует название модулей по теме, часы, тип учебного занятия, вид контроля, сроки. Все эти данные вносятся в таблицу.

Каждому типу учебного занятия соответствует педтехнология (КСО) и вид контроля.

Система действий учителя при составлении технологической карты

После того, как составлена программа, начинается работа по составлению технологической карты темы.

Система действий учителя при составлении модуля

В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий:

Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру.

Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании нужно предусмотреть показатель реального результата решения задачи. Цель должна быть диагностической, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Учителю следует помнить, что осуществляя переход от одного учебного элемента к другому, надо усложнять учебный материал, переводить деятельность учащихся с репродуктивной к творческой, поэтому на модульном занятии следует предусмотреть все виды деятельности учащихся.

Чаще всего модульный урок начинается с психологического настроя и проверки готовности детей к уроку, затем следует проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний), совместный вывод темы и целеполагания на разных этапах модуля. Используются различные методы мотивации, через создание ситуации успеха, создание наглядно-образных представлений, через поощрение, использование познавательного и занимательного материала, так же создание проблемных ситуаций, интриг.

Также не следует забывать и о самом главном средстве на модульном уроке-алгоритме управления учебной деятельностью ученика. Данный алгоритм может быть заложен в различных средствах обучения (памятках, алгоритмах, модульных карточках, схемах, сигналах для обратной связи, схемах-опорах)

На модульных уроках также используется оценочная деятельность ученика:

Оценочная деятельность позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить западающие проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.

На этапе изучения и первичного закрепления новых знаний необходимо проверить уровень усвоения учащимися нового материала. После объяснения темы, учитель предлагает детям базисный тест для определения обучаемости. По обучаемости формируются разноуровневые группы в классе, ведется коррекционная работа с учениками до доведения их знаний до базисного уровня, если это необходимо.

В целях проверки умения самостоятельно в комплексе применять знания в новых условиях учащимся предлагается модель развивающей карточки на трех уровнях, где они выполняют задания последовательно с учетом индивидуальных возможностей. Чаще всего данная карточка используется на уроке обобщения и систематизации знаний учащихся.

Итоги самостоятельной работы по развивающей карточке позволяют учителю определить, на каком уровне находится ученик.

На уроках закрепления и отработки материала, возможно, использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу

Для отработки материала на уроке используются различные методики КСО.

Применение КСО в модульной технологии.

Преимущества коллективной формы работы.

Используя модульное обучение, учитель создает благоприятные условия для выработки у учащихся навыков самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества с другими учащимися. Дети оживленно ведут содержательную беседу, принимают участие в дискуссии, анализируют, делают выводы, подводят итоги работы, оценивают себя и других, определяют для себя цель работы, выводят совместно с учителем цель работы и тему урока

Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Основной целью модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:

Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

Структура модуля

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Номер Учебного элемента