на чем основан дивергентный метод проектирования
Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей.
Конвергентное и дивергентное мышление.
Дизайн-мышление — танец между различными эмоциональными состояниями. Каждый танцует по-своему, но когда внезапно начинает играть музыка, бывает трудно понять, на каком этапе мы сейчас и какую ногу нужно переставлять. Во время пуска нового дизайн-проекта лучшим решением зачастую оказывается выбор верного партнера, свободный танцпол и уверенность в своей интуиции.
Ткань нашей культуры пронизана представлениями о том, что мышление основано на логике и рассуждении; психолог Ричард Нисбетт, изучавший подходы к решению проблем в восточной и западной культурах, даже предположил, что имеется «география мышления». Неважно, лежит ли проблема в сфере физики, экономики или истории, западные люди научены собирать данные, анализировать их, а потом объединять полученные результаты в единый ответ. Иногда можно оказаться в такой ситуации, когда самый лучший — и необязательно правильный — ответ связан с одинаково заманчивыми альтернативами, и нам приходится выбирать одну из них. Помните, как в последний раз вы с друзьями решали, где поужинать? Групповое мышление обычно приводит к выбору единого ответа.
Конвергентное мышление — практичный способ выбора из существующих альтернатив. В чем конвергентное мышление не столь хорошо — так это в изучении будущего и создании новых возможностей.
Представьте воронку, где широкий конец представляет большой набор первоначальных возможностей, а узкий — окончательное конвергентное решение. Конечно, благодаря такой воронке удобно наполнять пробирки и выбирать самые хорошие решения.
Если конвергентная фаза процесса решения проблем приближает человека к решению, целью дивергентного мышления является умножение вариантов для обеспечения выбора. Это могут быть различные представления о поведении клиентов, альтернативные идеи о предлагаемых продуктах, разные способы обеспечения интерактивного взаимодействия. Сравнивая конкурирующие идеи, можно с большой долей вероятности прийти к более смелому, прорывному и удачному решению. Лучше всего об этом сказал Лайнус Полинг: «Чтобы найти хорошую идею, прежде всего нужно много идей». А ведь он получил две Нобелевские премии.
Но при этом не следует отходить от реализма. Больше альтернатив — больше сложностей, а они могут существенно затруднить жизнь, особенно для тех, в чьи служебные обязанности входит контроль над средствами и сроками. Большинство компаний естественным образом стремятся ограничить проблемы и выбор очевидными и постепенными решениями. Хотя в краткосрочной перспективе такое стремление более эффективно, в долгосрочной перспективе оно делает организацию консервативной, негибкой, уязвимой перед прорывными идеями конкурентов. Дивергентное мышление — это путь к инновациям, но не препятствие на таком пути.
Следовательно, не всем следует становиться художниками с активным правым полушарием, мыслящими дивергентно и ожидающими лучших результатов; неспроста же обучение дизайну в равной мере основано на искусстве и на инженерном деле. Процесс дизайн-мышления, в свою очередь, — это ритмичная смена дивергентных и конвергентных фаз, при этом каждое повторение такой фазы оказывается менее широким и более детализированным. В дивергентной фазе появляются новые варианты. В конвергентной фазе все наоборот: приходит время исключать варианты и делать выбор. Бывает больно, когда приходится отказываться от идеи, ранее вызывавшей надежду, и именно на этой фазе проверяются дипломатические навыки лидеров. Уильям Фолкнер, когда его спросили о том, что сложнее всего в написании книг, ответил: «Сложнее всего убивать своих любимых героев».
Дивергентное мышление: как прокачать свои креативные навыки
Что такое дивергентное мышление
Дивергентное мышление — метод творческого открытия, который помогает придумать наибольшее количество решений одной проблемы или задачи. Человек с развитым дивергентным мышлением быстро генерирует нестандартные и неожиданные идеи.
Мы используем дивергентное мышление, например, когда ищем прорывные идеи для стартапа, думаем над темой курсовой работы или создаем новое блюдо из всего, что осталось в холодильнике.
Дивергентное и конвергентное мышление
Американский психолог Джой Гилфорд изучал структуру интеллекта человека и предположил, что мы используем два типа мышления для решения задач — дивергентное и конвергентное.
Дивергентное мышление помогает отвечать на открытые вопросы вроде «Чем заняться в эти выходные?», а конвергентное — на закрытые, у которых есть только один правильный ответ, например, «Кто выиграл чемпионат мира по футболу в прошлом году?»
Конвергентное мышление — это способность анализировать возможности и находить наиболее оптимальные решения. Мы используем конвергентное мышление, когда фокусируемся на одной основной идее и прорабатываем ее, словно решаем математическую задачу. Например, когда мы считаем бюджет на проект, мы используем конвергентное мышление.
Может показаться, что конвергентное и дивергентное мышление — взаимоисключающие процессы. Но это не совсем так. Это часть одного процесса поиска решений и проверки их жизнеспособности.
Мы используем дивергентное мышление, чтобы подобрать самые оригинальные и нестандартные способы решения проблем. Потом в ход идет конвергентное мышление и отсеивает нежизнеспособные идеи. Затем опять «включается» дивергентное мышление — и ищет способы реализации идей, которые прошли отсев. И этот цикл может повторяться несколько раз — до тех пор, пока мы не проработаем окончательное решение.
Тест на дивергентное мышление
Проверить, насколько у вас развито дивергентное мышление, можно с помощью теста альтернативных применений (The Alternative Uses Test): выберите любой предмет, например зубочистку, и придумайте ему как можно больше разных применений. Например: зубочистка может стать пером для письма, строительным материалом для миниатюрной избушки или чем-то еще.
Чтобы усложнить задачу, можно ограничить время до 2–3 минут. Этого будет достаточно, главное — придумать максимальное количество альтернативных применений выбранному предмету. Основной фокус должен быть именно на количестве идей.
Результаты теста оценивают по четырем критериям: беглости, оригинальности, гибкости и качеству проработки.
Беглость — это общее количество уникальных идей. Вычеркните все повторяющиеся варианты и посчитайте остаток. Конкретных показателей количества идей, к которым следует стремиться, не существует. Если вы вышли за пределы двух-трех самых очевидных вариантов — уже хорошо.
Оригинальность оценивает, насколько ваши идеи необычны и далеки от стандартного применения предмета.
Чтобы оценить гибкость мышления, объедините все сгенерированные идеи в категории. Если вернуться к примеру с зубочисткой, то идеи «макать ее в чернила и писать на бумаге» и «рисовать на песке» попадут в одну категорию. Чем больше категорий образовалось — тем выше показатель.
Качество проработки. Он оценивает, насколько идеи применимы и полезны в жизни.
При оценке результатов используйте десятибалльную шкалу для критериев оригинальности и качества проработки.
Идея | Оригинальность | Качество проработки |
---|---|---|
Кирпич в качестве подпорки для двери | 6 | 5 |
Кирпич в качестве оружия | 3 | 4 |
Кирпич в качестве строительного материала | 1 | 9 |
Кирпич вместо подставки под сковороду | 7 | 3 |
Разбить кирпичом окно | 2 | 7 |
Как развить дивергентное мышление
Дивергентное мышление можно развить с помощью специальных упражнений. Вот четыре упражнения, с которых можно начать.
Тест Гилфорда. Тест альтернативных применений — неплохое упражнение. Если проводить его регулярно, есть шансы улучшить свои показатели и научиться генерировать больше идей.
Синектика. Это метод мышления, основанный на подборе аналогий и поиске схожих качеств в предметах, которые изначально между собой не связаны. Например, попробуйте придумать три общих черты Финского залива и реки Тибр.
Сам термин synectics ввели в использование психолог Уильям Гордон и писатель Джордж Принс. Они же разработали целую методологию коллективной креативной генерации идей с одноименным названием.
Десять новых идей. В течение недели каждый день придумывайте 10 идей на какую-либо тематику. В понедельник, например, можно придумать 10 идей для стартапа, а во вторник — 10 способов перепланировать вашу спальню. И так до воскресенья. Эта техника развития креативного мышления предложена писателем и предпринимателем Джеймсом Альтушером.
Сумасшедшая восьмерка. Техники дивергентного мышления можно сразу применять на практике. Например, во время рабочего брейншторма.
Максим Шпаковский, основатель направления дизайн-спринтов Focus агентства Aventica рассказывает, как это происходит в их команде:
«Чтобы переключиться в режим созидания, мы используем упражнение «сумасшедшая восьмерка», разработанное в рамках методологии дизайн-спринтов Джейка Кнаппа. Каждый участник команды берет лист бумаги и делит его на восемь равных частей — «экранов». И задача заключается в том, чтобы изобразить на каждом «экране» новое решение поставленной задачи. Например, если мы придумываем концепцию нового продукта, то каждый участник будет рисовать по восемь разных баннеров с вариантами ценностного предложения и визуала. Усложняется все тем, что на каждый вариант дается всего одна минута.
Обычно первые четыре варианта — это идеи, которые лежат на поверхности. А дальше людям приходится, не теряя темпа, генерировать новые решения за одну минуту. И зачастую это дает интересные результаты, помогает хорошо разогнать голову».
Конвергентное и дивергентное мышление: как определить, в чем отличие и какое из них лучше?
Креативность, творческое мышление, новые идеи и многовариантность … это то, что вы можете «фантазировать» и придумывать разные пути в ответ на решение какой-то задачи или проблемы.
Например, всегда казалось, что приготовить обычный борщ может любой! Да, так и есть! Но вот приготовить «с интересом», добавить какую-то «изюминку», вот как Юлия Высоцкая… это могут немногие. Статья про дивергентное (творческое) мышление!
Что такое конвергентное и дивергентное мышление?
Два и три высших образования, множество курсов – это совсем не главное в профессии, да и в жизни. Главное, скорее то, какие навыки у вас есть. И вот такой навык как «дивергентное мышление» сейчас очень актуален, иначе это называют «творческий нестандартный подход».
Конвергентное мышление – это решение какой-то проблемы с помощью одного пути, это линейное мышление. Одна задача – одно решение. А если решения нет, то это тогда тупик, никак не решается задача. Это скорее следование одной инструкции.
Дивергентное мышление – это многовариантное решение одной и той же задачи. Очень похоже на приложение «яндекс-навигатор», когда в одну и ту же точку можно приехать разными путями. Причем иногда непонятно какой путь лучше, но преимущество этого пути в том, что есть множество вариантов приезда из точки А в точку Б.
Чтобы понять есть ли у вас способности к дивергентному мышлению, можно пройти тесты от Дж. В. Гетцельса и Ф. В. Джексона. Там предлагается, например, найти как можно больше вариантов применения кирпича, полотенца или веревки.
Тест на дивергентное мышление от Дж.Гилфорда
Этот тест оценивает ваши способности по следующим критериям:
Рекомендуем лекцию Гилфорд, Дж., «Три стороны интеллекта», прочитанную в Стенфордском университете 13 апреля 1959 г.
Дивергентное мышление у детей
Этот тип мышления более свойствен детям. Дети более инакомыслящие существа:
Взрослым это гораздо труднее дается, если человек этому не учится и у него нет наклонностей к этому типу мышления.
Хотя в наше время на работе очень ценится умение мыслить «не как все». Инновации, изобретательность, творческий подход помогут даже в самых «неприбыльных» проектах и могут перевести этот проект в прибыльный. Такой работник более конкурентоспособный и его охотнее берут в компанию. Он как «зажигалка»!
Например, в профессии фармацевта это очень важный навык «мыслить нестандартно», думать о разных вариантах взаимодействия лекарств, о противопоказаниях, о разновозрастных пациентах и др. и не ошибаться.
Нас учат в институтах стандартному, линейному мышлению, дают формулы, доказательства к ним. Но жизнь гораздо сложнее, и приходится иногда для решения какой-то задачи использовать дивергентное мышление. Нереально сейчас думать, что проблема имеет только одно решение.
Поэтому нужно учиться дивергентному мышлению.
Дивергентное мышление и психология
При обучении этому типу мышления очень часто просят найти дополнительные применения совсем обычным предметам. Например, зубная щетка, что можно ею делать, если не только чистить зубы?
Не выбрасывайте старую зубную щетку! Поначалу будет трудно придумать более одного применения какому-то предмету, но этому стоит учиться. Таким образом вы «раскачиваете» свое мышление и заставляете мозг искать другие пути использования предметов.
В процессе дивергентного мышления участвует и правое, и левое полушария мозга. Когда мы учимся так мыслить, то строим «новые нейронные связи», которые и помогают нам связать вместе не связываемые друг с другом вещи.
Три способа обучения дивергентному мышлению
① Профессиональный коучинг
Обычно, когда человек сталкивается с какой-то задачей, то он перебирает в голове разные варианты решений, используя только свой лучший опыт. А вот за рамками этого опыта есть и другие варианты, о которых он и не слышал. Будут мешать стереотип мышления и внутренние ограничения, например страх неизвестности.
Поэтому лучше всего учиться у профессионального коуча, который быстрее поможет вам «раскачать» свое мышления и найти еще больше вариантов, подойти творчески к вашей проблеме или задаче. Обратите внимание на Евразийскую Школу Технологий Творчества.
② Синектика творческий метод от Уильяма Гордона
Учиться мыслить инновационно можно и методом синектики. Это по сути «мозговой штурм», благодаря которому мы учимся мыслить нестандартно и творчески, чтобы решить свою задачу.
Автор метода Уильям Гордон сотрудничал с компанией по производству чипсов в области изменения упаковки И вот у чипсов Pringles своя, ни на что не похожая упаковка, а чипсы компактно упакованы (сравнение с опавшими листьями) и почти никогда не ломаются.
Сам метод основан на связывании не связываемых вещей и идей. Как в этом примере чипсы и опавшие листья…
③ Методика «SCAMPER» Боба Эберле
Можно научиться дивергентному мышлению и методом «SCAMPER». Этот метод основан на схеме постановки определенных вопросов, которые и дадут ключ к решению вашей проблемы.
Автором этой методики считают Боба Эберле, но усовершенствовал ее американский журналист Алекс Осборн. В слове «SCAMPER» каждая буква обозначает какое-то действие. Например, буква «S»— Substitute (замещение), а буква «A» — Adapt (адаптация).
В пункте «Замещение» нужно найти другое решение проблемы, или заменить часть проблемы. Дается целый цикл вопросов, которые касаются замещения.
В пункте «Адаптация» предлагается изменить решение и заменить его, адаптировать к вашему варианту. И вопросы, соответственно, для помощи в этом даются другие:
И другие похожие вопросы.
Радость питает ваше воображение
Есть такая концепция от известного психолога Дж. Нины Либерман называется она «Манифест Радости». Оказывается, чтобы креативно мыслить необходимы еще некоторые условия, такие как:
Одним словом, человек должен быть в гармонии с самим собой, тогда он и генерирует новые идеи и идти он может разными путями, точно зная, что если он даже «упадет, то поднимется легко» и пойдет другим путем! И это все за счет дивергентного мышления… статья вот об этом!
Дивергентное мышление: новый подход к решению старых задач. Что собой представляет эта парадигма умственной деятельности и можно ли развить необходимые навыки?
Мышление в психологии и нейрофизиологии рассматривается как процесс конкретного или абстрактного, отвлеченного отражения реальности в психике субъекта, через объективизацию вещей, явлений и связей между ними. Классический способ, известный как конвергентное мышление, полагается на четкие законы и рамки, которые используются, чтобы привить академический стиль умственной деятельности. Именно такой парадигме учат школьников, студентов в странах бывшего Союза. Единственный ли это способ отражать реальность и находить истину? Нет, не единственный и сравнительно неэффективный во многих случаях, что не учитывается при планировании решения определенных практических вопросов.
Дивергентное мышление — это принципиально иная парадигма умственной активности, основанная на творческом начале и способности к парадоксальному мышлению, многовариантности выводов и результатов процесса деятельности. Что это такое, если говорить простыми словами? Нужно рассматривать дивергентное мышление в связке с конвергентным.
Если конвергентное или типичное основано на способности к линейному процессу, то иное — на многовариантном подходе. Примеры просты. Есть конкретная задача. Конвергентное мышление предполагает использование уже готового алгоритма, одного из подходов, что были разработаны ранее. Потому как результат будет гарантирован и понятен. Что касается второго подхода, человек применяет принципиально новые методики, модифицирует алгоритмы или использует свои, созданные на основе опыта. При этом результаты могут быть самыми разными, но всегда достигается полезный эффект.
Современные академические методики постепенно отступают, основное место занимают синкретичные методы умственной активности, основанные на линейности и многовариантности. Научиться дивергентному мышлению можно в любом возрасте. При правильном подходе.
Структура
В основе способности нестандартно подходить к задачам и вопросам лежит группа особенностей, которые составляют структуру названного способа деятельности. Их можно определить следующим образом.
Объекты
Подходы
Собственно, методология. Перечень методов, которые используются для оперирования объектами. Их систематизации, анализа, прикладного использования. Наиболее хорошо заметна методология при оценке материальной, преобразовательной деятельности человека. Например, в работе изобретателя, инженера-механика и пр.
Если конвергентный подход предполагает некую академичность и даже шаблонность, действие по конкретному алгоритму, дивергентное мышление требует творческого переосмысления заданных стандартов. Новых принципов манипуляции объектами. Если утрировать: повар с конвергентным подходом строго следует технологической карте, рецепту и ни на йоту от них не отступает. С нелинейным — старается модифицировать рецепт, чтобы добиться большего эффекта, улучшить вкус, снизить себестоимость без ущерба качеству, ускорить процесс приготовления. Словом — оптимизировать работу и добиться лучшего результата.
Идеи
В основе идей лежит конкретная концепция, основанная на примерных способах влияния на объекты, их сочетания, отношения. Это интегральный компонент.
Если сравнивать со структурой конвергентной парадигмы, все более просто, человек использующие такой метод имеет больше свободы для самовыражения и поиска нетривиальных способов деятельности. Линейный стиль имеет более жесткую структуру, обладает рамками:
Определение дивергентного типа мышления изначально предполагает не логический и тем более не чисто механический, а творческий подход. Поскольку структура дает больше свободы, человеку куда труднее на начальных этапах воспользоваться столь широкими возможностями. Дивергентному мышлению нужно учиться. Это практическая группа навыков. Однако, как ни странно, этот метод куда более эффективный, если нужно решать задачи, не предполагающие единого подхода.
Согласно теоретическим и практическим исследованиям, наибольшая эффективность достигается при возможности переключаться между разными парадигмами или использовать их параллельно.
Основные черты дивергентного мышления
Основные свойства названной методологии основаны на качествах интеллектуальной активности, присущих творческим людям, с развитой креативностью. Среди характеристик:
Важное свойство. Каждый раз при решении задачи человеком, его мозг накапливает опыт. В дальнейшем он используется в качестве отправной точки или материала для разрешения других задач. При накоплении некоей критической массы опыта в сочетании с развитыми когнитивными способностями, формируется интуиция. Подсознательное умозрительное явление, при котором человек уже примерно представляет, куда нужно двигаться для разрешения вопроса.
Беглость процесса — необходимое свойство. Характеризуется появлением большого количества мыслей. Многие из них не имеют никакого смысла. Однако наличие обильного потока информации вовне создает условия для разрешения задачи. Поскольку появляется материал для дальнейшего использования.
Большое количество мыслей для неподготовленного человека является значительной трудностью. Поскольку нужно из огромного роя сырого материала «выудить» идеи и методики, которые будут эффективны при решении конкретного вопроса. Подобное приходит с опытом и требует постоянной практики.
Необходимо, чтобы решения были нетривиальными. Как правило, люди с дивергентным развитым мышлением способны необычным образом смотреть на уже привычные для всех вещи, находить им новые сферы применения и пр. Это важное свойство. Шаблоны, много раз использованные пути не относятся к дивергентному мышлению и являются продуктом академического «зомбирования». Хотя не всегда это плохо.
Способность быстро переключаться с мысли на мысль, использовать идеи из разных областей знаний, находить неявные связи между объектами и явлениями.
Парадоксально, но наиболее развито дивергентное мышление у детей. У дошкольников в особенности. Это результат работы богатого воображения, открытости, готовности учиться. Постепенно общество и его институты, в частности школа, высшее учебное заведение, угнетают это творческое начало, и человек начинает мыслить тривиально. Необходимо формировать навыки заново и «будить» те, что давно затихли и находятся в глубине подсознания.
Принципиальные отличия от линейного или конвергентного метода
Принципиальных отличий дивергентного мышления несколько:
При работе с группой объектов и методов, такой индивид достигает группы результатов, каждый из которых удовлетворяет поставленной цели, критериям эффективности, которые были выработаны до начала деятельности. Конвергентный подход предполагает четкий алгоритм достижения конкретной цели. И никак иначе. Особенно хорошо заметны методы такой парадигмы в технической активности с творческим компонентом, программировании и пр. Создать программу можно разными способами, однако хороший специалист стремится проработать несколько вариантов и выбрать оптимальный по расходу ресурсов машины и конечному результату.
Напряжение сил всего мозга (работает как правое, так и левое полушарие).
Особенности парадигмы определяются большей свободой, широтой восприятия, чувствительностью субъекта. Необходимые качества придется развивать.
Можно ли развить дивергентное мышление, если да — то как это сделать
Люди изначально рождаются с дивергентным типом мышления. Воображение, оригинальность и прочие качества присущи от природы. Академические сухие подходы, штампы и шаблоны закладываются позже. Подобный метод угнетается, но у всех в разной мере. Потому и усилия, необходимые для нового подхода требуются неодинаковые. В деле развития дивергентного мышления используются различные методики. Наиболее эффективны следующие две:
Есть и другие методики. Например, поиск ассоциаций. Алгоритм примерно тот же. Выбор конкретного предмета для размышлений. Поиск ассоциаций. С чем объект ассоциируется и почему. Чем больше связей встроено — тем лучше.
В день нужно выделять на это несложное занятие примерно 30-50 минут. Можно больше, если есть такая возможность.
В психологии предлагаются дополнительные способы быстрого развития необходимых навыков. В том числе, нужно как можно больше применять новые методики к практическим задачам. Стремиться решить их несколькими путями. На начальном этапе сделать это будет не так просто. По мере накопления опыта дивергентное мышление станет превалирующим и уже привычным.
Развитие необходимой методической базы возможно в детские годы. Но наиболее эффективно проведение занятий в ранний подростковый период. Это позволит сохранить творческое начало и не утратить оригинальности мыслительной деятельности.
По мере готовности к более длительным занятиям, можно использовать целый комплекс упражнений:
Необходимо за одну минуту составить список слов, которые заканчиваются на определенную букву. Можно чередовать, перебирая весь алфавит. Эффективен подобный анализ на иностранных языках. Это задействует дополнительные ресурсы головного мозга. По мере прогресса, можно усложнять задачу. Чтобы слова заканчивались на две определенные буквы, имели окончания и т. д.
Представляет собой семантический анализ слова. Требуется из одного составить как можно больше. Время опять же ограничено.
За основу берут уже конкретную ситуацию. Бытовую или профессиональную. По желанию. Далее нужно назвать как можно больше методов ее разрешения. В течение 1-2 минут. Временной интервал необходим для интенсификации интеллектуальной активности.
Хорошо помогают неспецифические тесты, на уровень интеллекта и прочие. Они направлены на развитие логической составляющей умственных способностей. Однако же, могут применяться и для систематического формирования дивергентного мышления. Но только в комплексе.
На вопрос как развить дивергентное мышление также можно ответить рекомендацией заниматься творчеством. Изобразительным или же прочими видами, музыкой. Важно уделять занятиям каждый день определенное количество времени, не делая длинных перерывов в несколько дней и продолжительнее.
Работать над развитием можно вместе с психологом. По желанию.
Методы проверки качества деятельности мозга, степени развитости дивергентного мышления
Проверить степень развития необходимых навыков можно теми же самыми способами. Каких-либо специализированных тестов нет. Вопрос решается специалистами по психологии. Если говорить о самопроверке, необходимо нащупать начальную точку. То есть выполнить упражнения на время. Затем спустя неделю или больше повторить исследования и сверить результаты в числовом и временном выражении с тем, что было ранее. При условии систематических даже непродолжительных занятий положительные результаты не заставят себя долго ждать.
Таким образом рекомендуется самостоятельно «диагностироваться» раз в две недели или месяц. По собственному желанию и усмотрению.
Факторы, тормозящие скорость и эффективность развития процессов умственной деятельности нелинейного типа
На эффективность и качество развития дивергентного мышления влияет множество факторов с самых ранних лет. Некоторые поддаются сознательному контролю, но не все и не всегда.
Психотип
Некоторые индивиды более склонны к сенситивности, творческому подходу, креативности. Это меланхолики, интроверты, представители шизоидной акцентуации. Чем больше присутствует качеств, дающих преимущество, тем легче добиться конечного результата. Требуется меньше усилий.
Воспитательные методы
При императивном подходе, когда ребенку задают жесткие критерии поведения и деятельности в стиле «делай так потому что я так сказал(а) или потому что так нужно», изначально снижается степень мотивации, угнетается инициатива. Это крайне негативно сказывается на развитии в целом. Делает человека безвольным и вялым. Справиться с этим в поздние годы будет сложно. Хотя и возможно.
Подходы к обучению
Современная школа, по крайней мере, в условиях бывшего Союза, не признает индивидуального подхода. Обучение проходит по шаблону. Задача заключается в стандартизации личности, нивелировании индивидуальных неповторимых качеств. Подгонке человека под жесткие критерии. Это не способствует мышлению в принципе. Либеральный подход, напротив, дает раскрыться творческому потенциалу.
Особенности окружения
Если человек находится в интеллектуальной среде, ему куда легче в нее вписаться за счет преемственности навыков, знаний, особенностей умственной активности.
Состояние здоровья
Некоторые психические заболевания делают развитие дивергентного мышления в принципе невозможным. Будь то тяжелые формы шизофрении, олигофрении и прочие. Напротив, ряд расстройств повышает потенциал. Депрессии, БАР и прочие.
Дивергентное и конвергентное мышление — две стороны одной медали. Человек не способен мыслить только так или иначе, обычно при развитом интеллекте и тренировках начинают работать оба метода. Это дает наилучшие результаты. Развивать умственные способности лучше с ранних школьных лет. В наиболее подходящем возрасте. Такой дуализм мышления позволяет добиться наилучших результатов практически в любой деятельности.
Другие типы мышления: