на чем незнайка летал на луну
Подлинная история полета Незнайки на Луну
Подлинная история путешествия Незнайки на Луну, рассказанная профессором Знайкой, инженерами Винтиком и Шпунтиком, доктором Пилюлькиным, астрономом Стекляшкиным, обывателем Пончиком, гражданином Незнайкой и Кнопочкой, просто Кнопочкой.
Понимаете, ведь когда Фуксия и Селёдочка летали на Луну первый раз, они там даже не высадились. Всем врали, конечно, что высадка была. Но во втором полёте, когда я к ним присоединился, девчонки сознались. Не была ракета “ФиС” приспособлена для посадки! У неё ведь и посадочного модуля не было. Так что мы совершили облёт (девочки потом признались, что со мной было гораздо интереснее, чем вдвоём) и вернулись.
На самом деле, конечно, после биовойны в рост пошли именно растения и насекомые. Млекопитающих мутация не затронула. Так что это не мы маленькие, а трава уродилась. Но тут, похоже, сложные механизмы психической защиты работают. Коллективное прятанье в детство голожопое. Не все, конечно, интеллектом близки к Незнайке или Пончику, но и мы эту версию молчаливо поддерживаем. Так спокойнее жить.
Знайка наш, конечно, тоже не гений интеллекта, но и в прежнем мире считался бы хорошим учёным. Вот ведь, прибор невесомости собрал! Удивительно, конечно – камешек и магнит, но ведь работает эта хрень, создаёт невесомость, сам свидетель! При этом Знайка трус ещё тот, как он в космос-то летал? Когда у нас крушение воздушного шара было – первый за борт с парашютом сиганул. Командир называется! А тут вдруг расхрабрился, давай ракету строить… Понятно, что ему из Солнечного города указания дали – генератор невесомости всем хочется первыми заполучить, надо за лунными камнями лететь. Но на полном серьёзе всем нашим кибуцем отправиться на Луну? Я вначале решил притвориться больным. Но я ведь единственный в городе врач, если заболею – могут и полёт отложить. А если даже и останусь? А все улетят – и разобьются? Как жить дальше? Ну не верю я в Знайкин гений и командирские способности! Убьются, как пить дать – убьются! Может выступить против этой авантюры?
Тут, если честно, пришлось хорошенько задуматься. С одной стороны – клятва Гиппократа, то да сё. да и самому жить охота. С другой – идти на конфликт со Знайкой неохота, у него все завязки в Солнечном городе, народец наш ему верит. Но стоит ли нам всерьёз на Луну отправляться? Слухи-то ходят разные…
Я два дня ходил сам не свой. Таблетки пил. А потом решил посоветоваться со Стекляшкиным. С одной стороны – тот давно уже в маразме старческом. Ходит в колпаке со звёздами, будто Мерлин или Гэндальф какой. Бормочет что-то. Ползает по руинкам, всякий хлам к себе тащит. От постоянного облучения стал импотентом, волосы клоками лезут. С другой стороны – некогда Стекляшкин был умнейшим человеком. Настоящим учёным, не то что Знайка. Пришёл я к Стекляшкину, спирта медицинского притащил – старика наша огуречная настойка не берёт, а вот от спирта он косеет – и, странное дело, будто память к нему возвращается. Рассказал ему о своих подозрениях. И что Знайка командир никакой, и про то, что нужен ли нам на самом деле этот лунный проект…
Стекляшкин выслушал меня внимательно. От спирта не отказался, на закуску достал банку старой тушёнки. Я такое жрать боюсь, за пару столетий любая консерва протухнет, но Стекляшкин сказал, что её радиацией простерилизовало. В общем – выпили, закусили. Обсудили. И Стекляшкин мне и говорит:
— Ты, Пилюлькин, в медицине вроде как понимаешь, а в физике – полный профан. Полагаешь, Знайка случайно собрал из лунного камня и магнита антигравитатор?
— Ну да.
— Откуда он камень взял, если он и на Луне-то не был.
— Не был? – поразился я.
Стекляшкин кивнул на свой телескоп.
— Я весь полёт отслеживал. Они вокруг Луны покружили и вернулись. Так что не бойся – это не Знайкина авантюра. Это о-го-го какие серьёзные люди полёт готовят! Знайка – так… для прикрытия. Чтобы если что – все шишки на него валились. Мол мы ни при чём, мы договор о разграничении соблюдаем…
В общем – не то, чтобы успокоил меня Стекляшкин, отчасти даже больше напугал. В Солнечном городе авантюру замыслили, а нас втёмную разыгрывают. Но стало понятно, что против Знайки переть бесполезно. Вмиг приедут из Солнечного города Свистулькины и Кандалькины, увезут на воспитательные процедуры.
Так что я пузырёк в карман припрятал и стал ждать старта. Накануне выпью йода и слягу с температурой. Хорошо, что я к Стекляшкину пришёл, умный он.
Когда я дверь за Пилюлькиным запер – у меня руки тряслись. Отчасти от спирта, который этот алкоголик опять приволок, отчасти от нервов.
Человеколюбец выискался! Как старые лекарства на коротышках проверять – так ему этика не жмёт. А как экспедицию на Луну отправить – так сразу занервничал. Базис подвёл. И людей ему жалко, и лететь не стоит…
Пришлось про Солнечный город и его указания туманно намекать. У нас же как – чуть что, так всё на Солнечный город списывают. На его интриги и хитрые планы.
Хотя резон в моих словах, конечно, имелся. Знайка и в самом деле на Луне не был. Это я не в телескоп увидел, конечно, маловат он для такого. Это из всей конструкции ракеты следовало. А уж когда Знайка начал у меня выяснять, нет ли в коллекции лунного камня… тут всё стало ясно.
Лунного камня у меня не было. Откуда ему взяться? То, что американцы когда-то привезли, за прошедшие века затерялось. А вот экспериментальный антигравитатор, что я в руинах Массачусетского университета когда-то откопал (эх, было время, был я молод) имелся. Малюсенькое устройство, хоть и прототип… последний, что на Земле остался.
Взял я эту коробочку, приделал к нему геркон в качестве выключателя, конструкцию поместил в шпионский камень из московского музея разведки. Снова собрал, эпоксидкой залил. Знайка ночью залез ко мне, полчаса шарашился, разбил старинный стакан, разлил бутылку ацетона, потом всё-таки нашёл лежащий на видном месте “лунный камень”, обрадовался, заменил куском кирпича и ушёл. Принялся на лекциях демонстрировать.
Ну а через некоторое время и я к Знайке наведался. Положил рядом с “лунным камнем” магнит и смылся, болтаясь в воздухе и перебирая руками по шпагату, привязанному к двери моего дома.
На Луну меня решили не брать. Мол, невесомость не переношу, таких не берут в космонавты. И вообще – толстый слишком, жратвы на меня не напасёшься…
Придурки.
— Чего я не видал на вашей Луне! – гордо ответил я и пошёл есть кексики. И ведь не соврал. Ну чего я там не видал? Остатки куполов на поверхности? Подлунные города? Крошечные фрукты-овощи?
На Земле я первое время ощущал себя не в своей тарелке. Сила тяжести чудовищная! Хоть и провёл всю юность в тренировках, всё равно тяжко. Спортом не займёшься. С горя начал жрать, еда тут вкусная, никакой гидропоники, да ещё и соль в ходу! Располнел я, стало ещё тяжелее.
Тяжела судьба спящего агента.
А прототип антигравитатора я найти так и не смог. Видимо, коротышки раньше его обнаружили. С другой стороны, вторжения на Луну никто не готовил, я как-то и расслабился. Расплылся. Форму потерял совсем.
И тут Знайка изобретает антигравитатор! Или это он нашёл прототип? Не знаю… И готовит полёт на Луну. Вроде как с научными целями, но кто его знает… Я специально всё подстроил так, чтобы меня не взяли в команду. Команда она большая, а мне проблемы не нужны. Решил накануне старта угнать ракету и доложить Спрутсу о выполнении задания. Мол, всё в порядке, вторжения не будет, угрозу я ликвидировал.
И бомбить Землю не придётся.
Нравится мне Земля, обидно, что после прошлой войны наши предки на Луну удрали. Радиации испугались. А тут всё так затейливо стало! Растения выросли! Насекомые укрупнились! У людей продолжительность жизни увеличилась! Им по сто лет, а все ходят с детскими лицами, в шортах и с бантиками. Цивилизацию какую-то инфантильную выстроили. Не то коммунизм, не то первобытный строй. Сумасшествие! Мне ещё для этого приходилось всё время жрать, чтобы морщины не появлялись.
В общем, я уже намылился лететь на Луну, как пришёл ко мне Незнайка. Славный парень, хоть и дурак редкостный. Давай, говорит, в ракете спрячемся и со всеми вместе улетим.
Я, конечно, согласился. Только дожидаться всей команды в мои планы не входило. Ночью я запустил стартовую программу и мы улетели вдвоём.
Правда до конца я так и не решил, что делать буду. То ли с отчётом к Спрутсу. То ли просто своей жизнью зажить. Введу употребление соли в обиход, разбогатею… Если что – начну торговать семенами земных мутировавших растений… В любом случае не пропаду.
Хорошо на Земле, но с моим весом и возрастом – пора уже на родину, на Луну. Низкое притяжение, особняк с белыми колоннами, молоденькие актриски вокруг шебуршатся…
А Незнайку возьму к себе на службу. Он животных любит, будет мне собачек выгуливать.
Поселенцы-то ладно, но как без Луны жить? Приливы-отливы, биоритмы…
Вот я и приглядывал за профессором. Дурью маялся, на всех потихоньку докладные в Солнечный город писал. Один раз даже пришлось самому туда поехать, вместе с агентом Пёстреньким, когда я у другого психанутого типа ещё один довоенный артефакт выманил. Материализатор желаний, удивительная вещь! Отвёз я его, сдал в спецхран, жаль, батарея разрядилась и накрылся прибор.
И как можно было при таких технологиях довести дело до войны? Не представляю…
Честно говоря, я уже в отставку хотел подать. Надоело дураком притворяться. Но тут всё как завертелось!
А Пончик! Вот это вообще был номер! Только когда он меня в спину пнул и я начал падать в подземное поселение – только тогда я и понял, что Пончик-то наш казачок засланный, селенитский агент!
Падаю я, сработает ли идиотский капюшонный нано-парашют – не знаю. В голове только одно крутится – лицо Кнопочки. Эх, одна ты со мной была добра по-настоящему. А я ведь даже в любви тебе не признался. Делал вид, что никакого секса мне не хочется… Ах, Кнопочка, глупая ты моя малышка…
Главное, чтобы мужчины не поняли, кто теперь миром правит.
Пусть играют со своей техникой, пусть изобретают. Пусть считают, что правят миром. Всё равно у каждого мужика, который нынче себя называет коротышкой, хоть он и двух метров ростом, есть жена. И уж эта жена направит его энергию в нужное русло. Пусть новые ткани создают, дизайном туфлей занимаются. Пусть даже играют в войнушку и шпионов. Главное, чтобы понарошку.
(с) Сергей Лукьяненко
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Незнайка. Подлинная история.
Подлинная история путешествия Незнайки на Луну, рассказанная профессором Знайкой, инженерами Винтиком и Шпунтиком, доктором Пилюлькиным, астрономом Стекляшкиным, обывателем Пончиком, гражданином Незнайкой и Кнопочкой, просто Кнопочкой.
5. Обыватель Пончик
На Луну меня решили не брать. Мол, невесомость не переношу, таких не берут в космонавты. И вообще – толстый слишком, жратвы на меня не напасёшься…
Придурки.
— Чего я не видал на вашей Луне! – гордо ответил я и пошёл есть кексики. И ведь не соврал. Ну чего я там не видал? Остатки куполов на поверхности? Подлунные города? Крошечные фрукты-овощи?
На Земле я первое время ощущал себя не в своей тарелке. Сила тяжести чудовищная! Хоть и провёл всю юность в тренировках, всё равно тяжко. Спортом не займёшься. С горя начал жрать, еда тут вкусная, никакой гидропоники, да ещё и соль в ходу! Располнел я, стало ещё тяжелее.
Тяжела судьба спящего агента.
А прототип антигравитатора я найти так и не смог. Видимо, коротышки раньше его обнаружили. С другой стороны, вторжения на Луну никто не готовил, я как-то и расслабился. Расплылся. Форму потерял совсем.
И тут Знайка изобретает антигравитатор! Или это он нашёл прототип? Не знаю… И готовит полёт на Луну. Вроде как с научными целями, но кто его знает… Я специально всё подстроил так, чтобы меня не взяли в команду. Команда она большая, а мне проблемы не нужны. Решил накануне старта угнать ракету и доложить Спрутсу о выполнении задания. Мол, всё в порядке, вторжения не будет, угрозу я ликвидировал.
И бомбить Землю не придётся.
Нравится мне Земля, обидно, что после прошлой войны наши предки на Луну удрали. Радиации испугались. А тут всё так затейливо стало! Растения выросли! Насекомые укрупнились! У людей продолжительность жизни увеличилась! Им по сто лет, а все ходят с детскими лицами, в шортах и с бантиками. Цивилизацию какую-то инфантильную выстроили. Не то коммунизм, не то первобытный строй. Сумасшествие! Мне ещё для этого приходилось всё время жрать, чтобы морщины не появлялись.
В общем, я уже намылился лететь на Луну, как пришёл ко мне Незнайка. Славный парень, хоть и дурак редкостный. Давай, говорит, в ракете спрячемся и со всеми вместе улетим.
Я, конечно, согласился. Только дожидаться всей команды в мои планы не входило. Ночью я запустил стартовую программу и мы улетели вдвоём.
Правда до конца я так и не решил, что делать буду. То ли с отчётом к Спрутсу. То ли просто своей жизнью зажить. Введу употребление соли в обиход, разбогатею… Если что – начну торговать семенами земных мутировавших растений… В любом случае не пропаду.
Хорошо на Земле, но с моим весом и возрастом – пора уже на родину, на Луну. Низкое притяжение, особняк с белыми колоннами, молоденькие актриски вокруг шебуршатся…
А Незнайку возьму к себе на службу. Он животных любит, будет мне собачек выгуливать.
Испытание огнем: как SpaceX готовит корабль Незнайки к полету на Луну
Почему самая современная ракета Земли напоминает старые детские книжки?
В советской сказке «Незнайка на Луне», вышедшей задолго до рождения Маска и появления SpaceX, транспорт для пилотируемого полета на Луну описывается так: «. Внешняя оболочка ракеты была сделана из сверхпрочной нержавеющей стали. Под этой стальной оболочкой была вторая оболочка. ».
Это довольно забавное совпадение. Дело в том, что в конце 2018 — начале 2019 года Илону Маску с большим трудом, преодолевая нешуточное сопротивление, удалось отговорить инженеров SpaceX делать ракету из углепластика. Вместо этого по его настоянию обшивку делают из нержавеющей стали. Причем эта стальная оболочка двухслойная и, как в сказке Носова, особо прочная. В отличие от обычной нержавейки ее будут обрабатывать сжиженными газами, имеющими сверхнизкие температуры — для получения максимальной прочности.
Однако на фоне новой ракетной концепции Маска ракета из «Незнайки», честно сказать, выглядит консервативно. В отличие от корабля из детской книжки на BFR нет внутренней полимерной оболочки для защиты экипажа от радиации. Связано это с тем, что сейчас уровень космической радиации известен лучше, чем полвека назад. Уже понятно, что она опасна только в перелетах длиннее полугода (а Маск обещает добраться быстрее — за 4 месяца). Поэтому второй, внутренний слой обшивки BFR сделан не из защитных полимеров, а тоже из нержавеющей стали. Два слоя понадобились, чтобы пускать между ними небольшое количество жидкого метана. При торможении в атмосфере тот будет частично испаряться через специальные отверстия в первом слое обшивки, унося от ракеты лишнее тепло.
Первая ступень BFR будет садиться на хвост, так же как и первая ступень уже летающих Falcon 9 от SpaceX. А вот вторая — объединенная с пилотируемым космическим кораблем и называемая Starship — использует совершенно необычный и до того никогда не практиковавшийся метод посадки. Она будет спускаться, повернувшись «брюхом вниз» — чтобы гасить основную часть энергии падающего корабля трением об атмосферу, почти не тратя на это топливо. Именно для того, чтобы выдержать нагрев от такого торможения и выгодно применить нержавейку. Она не теряет прочности как минимум до 800 о С, тогда как углепластик начинает делать это уже при 150 о С.
Raptor: дважды невиданный зверь
Как мы уже писали, двигатель для BFR не менее необычный, чем она сама. И именно поэтому половина затрат SpaceX на проект BFR ушла на этот новый ракетный двигатель — Raptor.
Вторая необычная черта двигателя — то, что в нем, в отличие от двигателей с использованием керосина, все жидкое топливо превращается в газ. Благодаря этому уже в первой полноразмерной версии Raptor удалось поднять давление в камере сгорания до 250 атмосфер. На неполноразмерных, демонстрационных образцах, испытывавшихся компанией ранее, было не более 200 атмосфер. 250 атмосфер — показатель, близкий к среднему давлению в российском двигателе РД-180, одном из лучших среди существующих.
Илон Маск уже отметил, что пока пошел на компромисс в отношении давления в камере сгорания Raptor. Изначально задуманное давление в 300 атмосфер (оно еще больше поднимет эффективность двигателя) будет реализовано только на более поздних версиях движка. По этой же причине на Raptor пока стоят универсальные сопла, хотя для «марсианской» версии BFR придется делать специальные сопла для вакуума (на двигателях второй ступени) и для работы в атмосфере (на первой ступени).
Почему Луна вместо Марса?
Временный компромиссный вариант Raptor уже стал самым совершенным из существующих на планете ракетных двигателей. И потому, что он метановый (самое перспективное из ракетных топлив), и потому, что пока он единственный способен превращать в газ практически все свое жидкое топливо: так экономичнее и нет загрязнения двигателя, проще перезаправлять. Но встает вопрос: почему болеющий Марсом Маск все же пошел на создание «временной», лунной версии Raptor?
Дело в том, что Илон Маск не просто «полностью сумасшедший» мечтатель, как его ласково называют коллеги по западной космической отрасли, но и крайне практичный бизнесмен. На данный момент NASA на Марс лететь не планирует, потому что не верит, что это реально при текущем уровне ракетной техники. В BFR в NASA также не верят, но не верят не бесплатно, а за очень большие деньги.
По сути, есть только один способ сделать это: быстро создать и облетать по возможности более простую версию ракеты BFR. Именно для удешевления и упрощения очень пригодилась и «временная» версия только что испытанного огнем двигателя Raptor, и нержавеющая сталь, куда более дешевая, чем углепластик, и упрощенные по конструкции сопла.
SpaceX и Маску на этом пути осталось оторвать от Земли демонстратор Starship, который поднимется на десятки километров вверх, а затем плавно опустится обратно (тестовая версия называется Starhopper). Это должно случиться уже в 2019 году. Затем будет создана и полноразмерная версия корабля, способная летать в космос. Через несколько лет, после первичных испытаний на низкой околоземной орбите, Starship должен будет совершить облет Луны, неся на борту японского миллиардера, окруженного артистами, которых он возьмет туда по своему выбору.
Речь идет о гигантском по масштабу пиар-шоу. Если эксцентричный японец не откажется играть в нем роль актера второго плана — шоу удастся на славу. После него у NASA просто не будет никакой возможности отказаться от использования BFR для полетов к Луне. Не получится конкурировать с BFR и у будущей российской сверхтяжелой ракеты. Уже решено, что она будет одноразовой, как и SLS, — а значит, автоматически более дорогой. Тем более что и SLS, и первый вариант российского сверхтяжа смогут только облететь Луну, но не сесть на нее. А Starship и в своем временном, «лунном» варианте достаточна мощна, чтобы посадить туда экипаж, набрать немало образцов лунного грунта и льда и спокойно вернуться на Землю.
Идя на «лунно-компромиссный» вариант Raptor и BFR, Маск варит «суп из топора». Он не может заставить слишком жадное и ни во что не верящее NASA финансировать полет к Марсу. Но если ему удастся заставить агентство заплатить ему же за полеты к Луне, средства на доводку марсианской версии BFR у SpaceX появятся.