на чем написан microsoft office
История офисных приложений: Часть I
Сейчас кажется само собой разумеющимся, что над таблицей или презентацией можно работать одновременно целой командой, находясь при этом в разных точках планеты за совершенно разными устройствами. Но прежде чем прийти к этому, офисные пакеты развивались на протяжении десятилетий — и в процессе разворачивались такие драмы, что впору их экранизировать. МойОфис вспоминает, что именно происходило.
С какого момента отсчитывать историю офисного софта? Можно с появления первого текстового редактора для микрокомпьютеров: до этого программное обеспечение для работы с текстом уже существовало, но жизнь обычных офисов это радикально не меняло.
1970 — 1980. Начало
Сегодня сложно поверить, что этот текстовый редактор появился почти случайно. Майкл Шрейер, двадцать лет занимавшийся телерекламой и киносъёмками, купил в 1975-м MITS Altair 8800 и начал программировать в качестве хобби, не рассматривая это как источник заработка. Изначально он не собирался создавать текстовый редактор (более того, даже никогда не слышал о таком понятии) и занимался другим проектом. Но затем ему надоело, что для документации к проекту приходилось использовать печатную машинку: «У меня же компьютер, почему не делать это прямо на нём». Так в 1976-м появился Electric Pencil — и Шрейер оказался поражён спросом на своё «хобби». Впрочем, проект, державшийся на энтузиазме создателя, позже уступил конкурентам попросту из-за того, что энтузиазм ослаб: программировать ему было интересно, а вот возиться с продажей созданного не хотелось. Шрейера можно назвать человеком, добровольно отдавшим лидерскую позицию на растущем рынке офисного софта — впечатляющее отсутствие амбиций покорить мир.
Неудивительно, что лидерство перехватил тот проект, в котором разработка и сбыт оказались разделены. Сеймур Рубинштейн, начинавший как программист, в 1978-м основал компанию MicroPro, нанял программиста Роба Барнаби и поручил ему разработку текстового редактора WordStar, а продажами его не озадачивал. Под его руководством Барнаби в одиночку создал первую версию за четыре месяца, написав 137,000 строк кода — по утверждению Рубинштейна, его знакомые из IBM проделанный объём работы оценили в 42 человеко-года. Барнаби стал одним из самых известных программистов того времени, а WordStar — самым популярным текстовым редактором вплоть до середины 80-х.
Wordstar, source: YourDictionary
VisaCalc, source: Wikimedia
Текстовыми редакторами Apple II настолько не прославился, но без них пользователи тоже не остались. В том же 1979-м Apple издали AppleWriter, написанный программистом-одиночкой Полом Лутусом в хижине, которую он сам построил на вершине холма и к которой протянул 370 метров электрического кабеля (сегодняшним фрилансерам, жалующимся на обилие отвлекающих факторов, есть чему поучиться).
1980 — 1990. Становление
Успех Apple II стал одним из факторов, заставивших IBM в 1981-м представить свой персональный компьютер. В Apple пришли к выводу о техническом несовершенстве IBM PC, не усмотрели в нём угрозы и беззаботно опубликовали рекламу «Welcome, IBM. Seriously.». А зря: по собственному опыту могли осознать, что успех платформы зависит не только от её технических характеристик.
На IBM PC тоже был доступен VisiCalc, а в 1983-м появился ещё и Lotus 1-2-3, включавший в себя таблицы, графики и функциональность базы данных («1-2-3» в названии отсылает к этим трём составляющим, а «Lotus» — к увлечению разработчика Митча Кейпора трансцендентальной медитацией). И тут продажи VisiCalc рухнули: оказалось, что его успех был обусловлен не его совершенством, а попросту отсутствием альтернатив, и люди массово переметнулись к более удобному варианту. Теперь уже Lotus 1-2-3 продавал платформу, и показательна опубликованная тогда идея одного журналиста вместо «PC-совместимый» говорить «1-2-3-совместимый»: потребителей при покупке компьютера волновало именно это.
Lotus 1-2-3, source: os2museum
Когда в 1984-м Apple выпустили Macintosh, первое время единственным редактором таблиц для него был Multiplan — от компании Microsoft. Хотя Multiplan был доступен и для других платформ, Билл Гейтс тогда неоднократно заявлял, что продажи на маке идут лучше всего. Когда годом позже на смену Multiplan пришёл Microsoft Excel, первой платформой для него тоже оказался Macintosh. Сегодня такая дружба Apple и Microsoft выглядит непривычно — но стоит помнить, что в те времени Билл Гейтс даже участвовал в рекламе Macintosh, расхваливая его, и в Apple своим главным соперником видели IBM, а не партнёров-разработчиков.
Примерно тогда же произошло ещё одно заметное изменение: популярные офисные приложения стали распространяться пакетами, а не поодиночке. Одним из пакетов стал Lotus Symphony, где к аналогу 1-2-3 были добавлены текстовый редактор и другие сервисы. Другим — AppleWorks: Apple выпустила в 1984-м собственный пакет, но не для нового Macintosh, а для «старичка» Apple II. Третьим — Framework. Наконец, особенно показателен компьютер Commodore Plus/4: само его название отсылает к тому, что он продавался сразу с четырьмя офисными приложениями.
WordPerfect, source: Codinghorror
Во второй половине 80-х рынок текстовых редакторов претерпел большие изменения. У WordStar после расцвета дела пошли гораздо хуже (это связывают с тем, что Рубинштейн, находясь в больнице после сердечного приступа, поддался чужому влиянию и необдуманно подписал бумагу, по которой его акции переставали быть голосующими). На место нового царя горы претендовал целый ряд конкурентов, от полюбившегося журналистам XyWrite до Volkswriter (название неспроста перекликается с Volkswagen — этот редактор упирал на простоту и массовость), но в итоге новым лидером стал WordPerfect.
По крайней мере, в США — в СССР тенденции были другими. В части случаев действовали по принципу «возьмём западный редактор и поменяем ему название на русское» («Фотон» был переименованным UltraEdit), но появились и по-настоящему местные разработки: в конце 80-х по стране победоносно шагал русскоязычный текстовый редактор «Лексикон» (подробнее об его истории можно прочитать, например, здесь), а в начале 90-х часть пользователей предпочла ему «Слово и Дело». Lotus 1-2-3, как и WordPerfect, на советской территории тоже не стал лидером своей категории, уступив в популярности другому западному продукту SuperCalc.
Лексикон, source: Wikimedia
Наконец, в 1989-м Microsoft объединил свои наработки Word, Excel и PowerPoint в пакет Office — и даже тут поначалу выпустил версию для Mac, хотя Windows к тому моменту уже несколько лет как существовала. Впрочем, особой популярностью она тогда ещё не пользовалась, так что решение объяснимое. А вот в 1990-м, когда была выпущена первая массовая востребованная версия Windows (3.0, за первые полгода разошедшаяся двухмиллионным тиражом), появилась и соответствующая версия Office.
Начало 1990-х. Доминирование
Конкуренты далеко не сразу осознали, явлением какого масштаба постепенно становилась операционная система от Microsoft, и одни из них долго не выпускали Windows-версии своих продуктов, а другие не уделяли этим версиям большого внимания. Кроме того, у них происходили свои драмы: у XyWrite неожиданно развалилось масштабное сотрудничество с IBM, а пакет, в который вошел WordPerfect, стал активно менять владельцев (в 1994-м Borland продал его Novell, а уже в 1996-м Novell с убытками перепродал Corel). Microsoft Office же тем временем становился только краше: если поначалу его название было маркетинговым обозначением для продажи вместе трёх приложений, то затем составляющие всё более унифицировались, постепенно становясь единым продуктом, каким мы привыкли видеть офисные пакеты сегодня.
Неудивительно, что Office удалось стать однозначным лидером на родной для него платформе. Сама платформа тем временем оставила остальные далеко позади, так что к рубежу веков Microsoft Office подошёл неоспоримым мировым лидером — казалось, что потеснить его в принципе никому не под силу. Чем можно переманивать людей, если им уже предложили всё, что требуется? Кто игрок, который способен соперничать с таким гигантом — не Apple же, про которую к этому моменту все ждали «когда она обанкротится»?
XXI век показал, что неудовлетворённые потребности остались и соперничать есть кому — но об этом в следующем тексте. А пока что, если вы сами застали описываемые времена и вам есть чем дополнить наш рассказ, смело делайте это в комментариях!
История и эволюция программного обеспечения Microsoft Office
Эволюция автоматизации делопроизводства связана с эволюцией Microsoft Office, поскольку последний остался и остается впереди, предлагая новейшие функции, которые улучшают и поддерживают функции, необходимые для постоянно меняющихся потребностей бизнес-домов по всему миру.
Microsoft Word для MS-DOS – эпоха до Windows
Эволюция и история MS Office: от клавиатуры к сенсорному интерфейсу
Мы познакомим вас с различными версиями Microsoft Office, который дебютировал в качестве дополнения для Windows 2.0 и позволил изменить облик автоматизации делопроизводства во всех бизнес-домах планеты. Это перевело пользователей из известного тогда WordPerfect в MS Word и убило рынок прежнего. Основным фактором огромного успеха MS Office была и остается система сочетаний клавиш, в отличие от системы форматирования WordPerfect, которая требует от пользователей ввода специальных кодов.
1990 год – Microsoft Office для Windows (Office 1.0)
Комбинация Word 1.1, Excel 2.0 и PowerPoint 2.0, выпущенная в ноябре 1990 года
Приведенное выше изображение является рекламой от Microsoft для первого в истории пакета Office (Office 1.0 для Windows 2.0) в разделе «Электроника».
Посмотрите на интерфейс MS Word 1.1
Год 1991 – MS Office 1.5 – Улучшенный Excel (с Word 1.1 и PowerPoint 2.0)
Год 1992 – MS Office 3.0 для Windows (Office 92 на компакт-диске)
Содержит – Word 2.0; Excel 4.0A и PowerPoint 4.0. Обратите внимание, что номера версий не совпадают; они были сделаны только после Office 95, о чем мы расскажем ниже.
Заставка Excel 4.0A
ВАЖНО! Для версий и подрывных версий, предшествующих Office 92, дистрибутивные пакеты представляли собой последовательные устройства хранения (ленты) или набор дискет (программа установки будет выглядеть так: Вставьте диск 2 для продолжения и т. Д.!)
Год 1994 – Office 4.0 для Windows
Произошло одно небольшое обновление для Excel между Office 3.0 и Office 4.0, и то же самое было продолжено в Office 4.0.
Вместо Excel 4.0a теперь был Excel 4.0. Версия PowerPoint была такой же – 3.0. Основным капитальным ремонтом стал MS Word, который теперь имел очень богатый интерфейс, ориентированный на форматирование.
Таким образом, Office 4.0 состоит из следующих компонентов: Word 6.0, Excel 4.0 и PowerPoint 3.0.
1995 год – офис 7.5 или офис 95
Соглашение об именах было изменено, чтобы соответствовать номерам версий каждого прикладного программного обеспечения в пакете Office! Таким образом, это были Word 95, Excel 95 и Presentation 95.
Обратите внимание, что каждая версия MS Office также содержит другое программное обеспечение, такое как Publisher и т. Д. В этой графической статье мы будем придерживаться трех основных компонентов, так как включение других также приведет к путанице. Позже я расскажу о другом программном обеспечении в отдельном фотопленке.
ВАЖНО: эта версия не была обратно совместимой и будет работать только в Windows 95 и более поздних операционных системах. Вы можете получить его из Интернета, если вам интересно, но убедитесь, что это не фальшивка или вредоносная программа.
Год 1996 осень – Office 97: Представление Office Assistant!
Я уверен, что многие из вас, должно быть, любили этот танцевальный клип, Клиппи, всякий раз, когда вы нажимали F1 для справки
Интерфейс Excel 97: обратите внимание на значки Word и Excel в панели быстрого запуска Windows
Середина 1999 г. – Office 2000 (лучший пользовательский опыт)
Среди множества обновлений предыдущих версий были более плавные пользовательские элементы и повышенная безопасность.
Обратите внимание на гладкий интерфейс здесь.
Середина 2001 года: Office XP
С XP Microsoft предоставила почти все функции пользователям, работающим в ограниченном режиме в корпоративных сетях. Обратите внимание на блеск заголовка Window, унаследованного от базовых элементов Windows XP, который правил почти десятилетие.
Осень 2003 года – Office 2003: наиболее часто используемая версия MS Office
Однако в случае MS Office наиболее используемой версией является версия 2003 с множеством функциональных возможностей и функций безопасности. Полностью интегрирован с Windows XP и представляет значки и панели инструментов в том же стиле, что и операционная система. Помимо внешнего вида, богатая функция, аккуратно размещенная под разными вкладками меню, позволяла пользователям выбирать годы, пока они не были вынуждены перейти на Office 2007 и Office 2010.
Office 2007 представил ленточный интерфейс
В Office 2007 был представлен ленточный интерфейс, который помог вам создавать профессионально выглядящие документы, предоставляя полный набор инструментов для создания и форматирования документов в новом пользовательском интерфейсе Microsoft Office Fluent.
Office 2010 представил Office Web Apps
Microsoft Office 2010 позволяет сотрудникам и сотрудникам поддерживать связь и эффективно работать независимо от того, где они находятся. Они могут использовать те же приложения со своих компьютеров, со смартфона или из веб-браузера.
Office 2013 поставляется с облачной интеграцией
Эволюция MS Office продолжается с Office 2013 и Office 365 и использует облачные вычисления и выводит их на новый уровень, внедряя Touch.
Офис 365
Office 365 был представлен в середине 2011 года в качестве замены облачного бизнес-пакета Microsoft. С тех пор он прошел долгий путь и приобрел автономные версии Office в колледжах и на предприятиях. Он включает в себя веб-версии Word, Excel, PowerPoint, OneNote и почтовую программу. Кроме того, он предлагает неограниченное хранилище на OneDrive для подписчиков.
Офис 2016
Office 2016 является последней версией на данный момент. Версия полностью оптимизирована для мобильных устройств и сенсорных экранов. Таким образом, он не предоставляет много новых функций в Office 2013, за исключением более тесной облачной интеграции, с которой пользователи могут чувствовать себя комфортно или нет.
Источники изображений: Microsoft.com и Office.com.
Пожалуйста, ознакомьтесь с этой статьей о том, как выбрать пакет Office 2013.
Хроники импортозамещения: обзор МойОфис
Хабр, привет! Мой прошлый пост про отечественное ПО вызвал бурю эмоций. Не знаю почему, но после выхода публикации создатели AlterOffice спешно вытерли все следы присутствия linux-дистрибутива своего продукта на собственном сайте. В прошлой статье я также указал, что подал заявку на тестирование МойОфис. Честно говоря, на быстрый ответ от них я не надеялся, но случилось чудо и дистрибутивы мне всё же передали. Раз так, то я просто не могу не поделиться своими наблюдениями с вами, поехали!
Итак, из прошлой публикации вы узнали, что в реестре Минкомсвязи есть только 4 «российских» офисных пакета:
Что известно про МойОфис
Беглый поиск информации в интернете показал, что разработчика этого продукта в разные годы также обвиняли и в копировании известных пакетов, и в использовании нероссийского кода. Что из этого правда, а что вымысел — так сходу и не поймешь.
Итак, с сайта производителя мы узнаем, что под термином МойОфис скрывается 10 продуктов и один набор собственных шрифтов. Но если нажать кнопку «сравнить продукты», то в таблице сравнений отобразится только 5 продуктов — остальные, видимо, нельзя сравнивать с этими.
Разобраться не так уж и просто, но из этой страницы сайта мы узнаем, что продукт МойОфис — это, по сути, конструктор.
В интернетах говорят, что вроде как поддерживается даже Tizen. Прямо представляю, как сотрудник какого-нибудь ФГУПа составляет конкурсную документацию при помощи пульта от телевизора.
Немного о дистрибутивах
Мне передали установочные файлы «МойОфис Стандартный», про них далее и пойдет речь. Я планирую использовать отечественный дистрибутив «Альт 8 Рабочая станция», поэтому ставить офис будем на такую ОС.
Итак, дистрибутивов на самом деле три:
Мне передали инсталляторы для 64-х разрядных ОС. Предполагаю, что выпускают еще и 32-битные версии. Не представляю зачем, но соглашусь с Маяковским: «ведь, если звезды зажигают, значит — это кому-нибудь нужно?».
Три инсталлятора считаю странным решением. Сначала я подумал, что это некая безалаберность, мол, не смогли в один RPM-пакет все модули загрузить, но все оказалось гораздо сложнее. Виной всему частичное использование СПО и особенности лицензирования. Как выяснилось:
Установка приложений МойОфис
Итак, установка RPM-пакета не вызывает сложностей. Можно сделать это через инсталлер, можно через терминал. В любом случае, по ее завершению, ярлыки файлов офисного пакета отображаются в подразделе «Офис» главного меню и на рабочем столе. Система приобретает такой вид:
Установка почты — это боль. Нет, мы все знаем как сделать скрипт исполняемым, и как его запустить. Но правда, в 2019 году такой «юзер френдли интерфейс» вызывает некоторое разочарование. Особенно после впечатлений об установке предыдущего дистрибутива с редакторами.
Отдельный пламенный привет и слова благодарности за лицензионное соглашение. Это просто epic win, правда. Перемещаться по нему можно только в одну сторону (вниз) и только по нажатию кнопки [Enter].
После завершения установки Почты, приложение не прописывается на рабочем столе. Ярлык запуска появляется в подразделе «Сеть», рядом с ярлыком браузера.
Установка редактора презентаций из RPM-пакета также не вызывает сложностей, ярлык приложения появляется в подразделе «Офис» главного меню.
Внимательный хаброюзер уже заметил, что в моей системе есть еще и LibreOffice 6.3. По умолчанию, в комплекте с операционной системой идет LibreOffice 6.2.6.2, но я специально обновил этот пакет, чтобы при необходимости сравнивать актуальные версии. Впрочем, перейдем к изучению самих программ МойОфис.
МойОфис Текст
При первом запуске приложения отображается окно, в котором анонсированы ключевые изменения конкретного релиза. В случае с 2019.01 — это сноски. Не rocket science, конечно, но без них реально сложно. Удивительно, почему этого не было сделано ранее. Подробнее про фичи можно прочитать на сайте разработчика.
Когда я искал информацию по МойОфис на просторах сети, то не раз находил очень странные публикации. Некоторые интернет-знатоки, например, утверждали, что это полный клон LibreOffice. Внешний вид, возможно, спорный — но он точно не такой, как у остальных программ. Это даже не Wordpad, про который тоже не раз писали. Здесь вместо привычных интерфейсов можно увидеть вкладки в меню, неброские изображения на кнопках и странную боковую панель с картинкой сковородки.
Посмотрим, что написано в разделе «О программе»:
В отличие от создателей программы из моего прошлого поста, создатель которой тупо стёр все упоминания лицензий других разработчиков, здесь всё выглядит совершенно иначе.
Вернемся к самим программам. Количество функций здесь, очевидно, меньше, чем в Microsoft Office. Но, с другой стороны, я нашел все необходимое для обычной работы с документами. Опять же, есть даже сноски (sic!).
Что мне понравилось — в продукте используется иная логика работы с объектами. Здесь управление структурой документа осуществляется через вкладки. По умолчанию всегда доступна вкладка «Текст», остальные появляются по мере вставки объектов, вроде таблиц или изображений. В каждой вкладке меняется набор отображаемых инструментов для работы, это позволяет быстрее находить нужные инструменты для работы.
Это непривычно, но определенная логика в этом есть. Меня, например, всегда бесила вариативность при выделении таблицы в Microsoft Office: когда до конца не понятно, что именно выделяешь — ячейку, текст в ячейке, строку целиком или с «наружной» частью таблицы. Здесь такого нет: выделение строк и столбцов таблицы делается из вкладки «Таблица», а для работы с текстом нужно переключиться на вкладку «Текст».
Аналогичным образом обстоят дела и с изображениями. Если вставить изображение в документ, то появляется отдельная вкладка для работы с ним.
Самый важный вопрос, который волнует любого пользователя, а уж тем более, для админа госструктуры, заключается в открытии уже имеющихся файлов. В интернете периодически высказывались опасения, что в МойОфис что-то может открываться криво или не открываться вовсе. Это на самом деле очень важно, представьте, если вы несколько лет к ряду готовили тысячи различных документов, положений, приказов и т.п., то рисковать и терять в один момент доступ к ним уж точно не хочется.
Не хочу особо набрасывать на вентилятор, но скажу, что и у Microsoft Office были проблемы с открытием файлов в собственных форматах. При переезде на новую версию офисного пакета файлы из старого либо открывались криво, либо не читались совсем. Microsoft предлагала даже специальный конвертер документов.
И если уж у мировых лидеров бывают такие истории, то чего ждать от разработчика софта для импортозамещения? Предвкушая «танцы с бубном», подгрузил нужные нам по работе документы типа конкурсной документации. И к своему немалому удивлению, проблем не испытал.
Обратите внимание, кстати, на шрифты — документ из скриншота выше был сделан в Microsoft Word, и при его создании использовали шрифт Times New Roman. Тем не менее, документ вполне корректно отобразился в ОС Linux, где этого шрифта по умолчанию нет.
МойОфис Таблица
Табличный редактор также не шибко похож ни на LibreOffice/OpenOffice, ни на Microsoft Excel. Он реально другой. И первое, что бросается в глаза — неактивные области электронной таблицы. Выглядит немного диковато, но толика разумного в этом есть. Серые поля по умолчанию недоступны пользователю и программа только отображает ячейки, а не держит в памяти записанные в них данные.
По желанию пользователя, можно расширить рабочую зону на любое количество строк или столбцов. Делается это двойным щелчком мыши. Да, как и в случае с текстовым редактором, в интерфейсе редактора таблиц также присутствует концепция разделения элементов управления по вкладкам: для текстовых полей одна вкладка, для ячеек — другая.
Я попробовал открыть XLS-файлы с большим объемом данных, формулами и графиками, и опять же, все открылось более-менее корректно.
Визуализация графиков, конечно, своеобразная. Не шик, но жить с этим можно.
МойОфис Презентация (средство просмотра)
Как я уже говорил, в составе офисного пакета «МойОфис Стандартный» есть два приложения для работы с презентациями. В дистрибутиве с редакторами текста и таблиц поставляется только средство просмотра презентаций.
Соответственно, если подсунуть приложению любой PPTX-файл, то он отобразиться следующим образом: будет видна первая страница презентации, поверх которой будет наложен оверлейный слой со справкой по работе с программой.
Если нажать на «Начать работу», то будет обычное приложение для листания страниц презентации. Ничего выдающегося, но зато, есть даже «указка».
Редактор Презентаций
Редактор презентаций — это LibreOffice Impress. Правда, в выходных данных об этом честно написано. Вот, сравните сами с новой либрой и идем дальше:
МойОфис Почта (клиент)
Собственно, как и ожидалось — это Mozilla Thunderbird.
Сотрудники техподдержки МойОфис мне заявили, что внутри почтового клиента были реализованы следующие фичи:
Хочется спросить у тех, кто рисовал такой UI/UX, кто они и что именно ими двигало. Вот правда, вы в первый раз запустили софт, и… должны указать логин и пароль, которые где-то были должны взять.
На мой взгляд, довольно сложно догадаться, что в поле логин должен быть адрес электронной почты, а в поле пароль — пароль от нее. И если, допустим, у меня почта на условном Яндексе или Мэйле, то подцепятся ли автоматом параметры IMAP/SMTP-серверов? В этом месте — не ясно.
Кнопки тоже не добавляют понимания — [ОК], [Выйти] и [Пропустить]. Комбинация просто шедевральная. Почему бы не написать пользователю, что в этом поле нужно ввести данные авторизации от сервера МойОфис Почта, если они у него есть, либо нажать на такую-то кнопку, если у него их нет?
Как вы уже догадались, наш путь к настройке почты лежит через кнопку [Пропустить]. Если ее нажать, то вылезет вот такой экран:
Вводим данные имеющейся у нас учётки и нажимаем продолжить:
И тут происходит магия. Приложение самостоятельно определяет параметры сервера. Прям 21‑й век и нанотехнологии!
Остальные киллерфичи «МойОфис Почта» мне сложно комментировать, моих знаний для этого маловато. Если они действительно представляют ценность, то напишите какую именно в комментариях.
Заключение
Пока офисный пакет МойОфис оставил у меня смешанные чувства.
С одной стороны, это явно что-то отличное от того, что мы привыкли понимать под словом офисный пакет. Полностью это непохоже ни на Microsoft Office, ни тем более, на бесплатный софт. В составе продукта два довольно известных на рынке решения — Mozilla Thunderbird и LibreOffice Impress. Но при этом, редакторы текста и таблиц выглядят неплохо, в них можно работать. Если код этих компонентов действительно написан соотечественниками, то это как минимум, вызывает гордость.
Можно ли считать, что разработчик «приватизировал» чужие разработки и выдал их за свои? У меня на этот вопрос нет однозначного ответа, пусть это решают специалисты. Вполне возможно, я упускаю из вида какие-то важные детали.
В конце скажу, что окончательно я еще ничего не выбрал. Надо внимательно посмотреть и на остальные решения тоже — очень интересно было бы поковырять Циркон-Офис, но как это сделать? Да и облако МойОфис я тоже пока не видел.