на чем можно ездить по болоту
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Для того чтобы разобраться правильно ехать по болоту, начнем с теории. Существует несколько типов болот. Первый, это заросшее озеро, покрытое сверху слоем переплетенных растений. При ходьбе его поверхность раскачивается, создавая волны, а покрыто оно травой и чахлыми полуживыми елками. По болоту такого типа ехать в принципе можно, но для этого понадобится специализированная техника.
Как правильно ехать по болоту, разновидности болот, правила и тактика движения по болоту представляющему собой заболоченный лес или луг.
Второй тип — это торфяное болото, покрытое чем-то вроде мха. Очень мягкое, но при этом менее опасное, чем заросшее озеро. И, наконец, третий тип, наиболее распространенный — заболоченный лес или луг. Несмотря на общую рекомендацию не ехать по болоту без особой нужды, у вас все таки может появиться необходимость в преодолении заболоченного участка. Для его успешного прохождения нужно усвоить несколько правил.
Первое правило движения по болоту на машине.
Если ваш автомобиль не оснащен лебедкой и блокировками межосевых дифференциалов, или хотя бы их электронными имитаторами, следует сразу развернуться и не искать приключений при движении по болоту. А сразу же искать объезд.
Второе правило движения по болоту на машине.
Второе правило — снижение давления в шинах. Ведь если снизить его до 0,5 бар, то даже самые простые шины класса АТ, совсем не предназначенные для езды по болоту, вполне могут справиться с болотистой местностью.
Но если из-за боязни разбортировать колеса вы не решаетесь снизить давление в шинах до 0,5-1,0 бар, то разворачивайтесь и ищите объезд. По болоту вам точно не проехать. Если на въезде в болото вы снизите давление в шинах до 0,8 бар, то на выезде из него в них будет как раз 0,5 бар. В воде покрышки резко остывают, и давление падает.
Третье правило движения по болоту на машине.
По болоту двигайтесь ходом, но аккуратно и в натяг. На первых двух типах болот пробуксовка запрещена категорически. Каждый новый проворот буксующего колеса будет все глубже и безнадежнее погружать вас в трясину. При этом блокировки, особенно переднюю, предпочтительно включить. Это позволит без труда забираться на встречающиеся кочки. Кроме того, помните, что на первых двух типах болот вы все время двигаетесь вверх, в горку, потому что их поверхность проседает под весом автомобиля.
При малейшей пробуксовке следует остановиться и попробовать сдать назад. Если машина пошла, поменяйте траекторию и попытайтесь проскочить опасное место. Если не получилось, есть несколько вариантов решения проблемы. Первый и наиболее правильный — взять реечный домкрат, упереть его в трапик и поднять им буксующее колесо. Затем подложить под него второй трапик и поставить колесо на него. Убрать домкрат и ехать дальше.
Второй — цеплять лебедку за любые кусты и чахлые деревца, стараясь собрать их как можно больше. Третий вариант — комбинация двух описанных выше. Буксование в большинстве случаев приводит к неизбежному утоплению машины и ночевке в болоте. Избегайте крутых поворотов и резких маневров при движении по болоту. Не пытайтесь ехать по следам других машин. Они уже разорвали поверхность, и вашу машину она может не выдержать.
Тактика движения машины по болоту представляющему собой заболоченный лес или луг.
Болота такого типа отличаются противной раскисшей почвой вверху, которая при буксовании издает отвратительный гнилостный запах. Тактика движения по болоту такого типа имеет свои особенности, потому что под раскисшим слоем земли обычно находится более твердое основание.
И если ваша машина оснащена блокировкам, резина создает зацеп, а давление в шинах снижено, то вы вполне можете буксовать, расталкивая грязевую жижу колесами — вперед-назад, вперед-назад. Так постепенно болото и проезжается. Причем если в первых двух видах болот двигаться в колее от предыдущей машины всегда хуже, чем по целине, то в третьем, колея предпочтительнее.
Тактика движения машины по болоту с гатью.
Иногда в болотах встречается дорога, которую называют гать. Она представляет собой бревна, уложенные перпендикулярно пути. По гати тоже лучше ехать на сниженном давлении и быть очень внимательным, чтобы ни в коем случае с нее не свалиться. Ну а если все-таки свалились — сразу же реечный домкрат, трапики и все, что предлагалось выше.
Выбравшись из трясины на твердый грунт, не забудьте вернуть давление в шинах в изначальное состояние, а заодно, если пришлось долго стоять в воде, замените масло в мостах, коробке передач и раздаточной коробке. Сальники этих агрегатов умеют сдерживать давление изнутри, а не снаружи.
По материалам журнала о внедорожниках 4×4 Club.
6 крутых вездеходов, которым не страшны ни реки, ни болота
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В России с ее необъятными просторами вездеходы всегда были в почете. В сезон охоты и рыбалки сотни любителей активного отдыха устремляются в рейды по удаленным районам. И вездеходы помогают быстро и эффективно передвигаться по болотам, снегам и пескам. Novate.ru рассказывает о шести популярных «рабочих» лошадках», вывозящих в любых условиях.
1. BigBo
Владелец BigBo на своем «железном коне» может спокойно отправляться хоть в болотистые чащи, хоть на снежные равнины. Благодаря низкому центру тяжести, большим колесам с шинами сверхнизкого давления и запатентованной трансмиссии вездеход-амфибия BigBo способен двигаться по самому непролазному бездорожью: косогоры, водные преграды, скалы, глубокие рвы, крупные валуны и поваленные деревья – ничто не способно его остановить. А вырвавшись на открытый простор он прибавляет ходу и выдает 80 км/час.
Кабина BigBo трансформирующаяся – всего за 10-15 минут вездеход может преобразиться в пикап или лодку. В просторном салоне помещаются пятеро крупных мужчин, а для вещей есть полноценный багажный отсек. Что касается комфорта, то можно сказать, что BigBo – вездеход класса «люкс». Салон отделан мягкой экокожей, установлены аудиосистема, отопитель и кондиционер, а специальные раскладушки образуют две кровати.
2. Avtoros Shaman
Еще один бескомпромиссный покоритель бездорожья сходу внушает уважение своим брутальным обликом. Начинка также не подкачала: рама оригинальной конструкции, независимая подвеска для каждого из восьми колес, шины низкого давления. Shaman заточен под преодоление любых сложных рельефов: от снежной целины и труднопроходимых тундр до водных преград и болот. Одно из свойств, поддерживающих универсальность вездехода – его герметичность. Даже если лед под ним провалится, он не утонет, а всего лишь слегка просядет и продолжит двигаться вперед, разламывая ледяную корку подобно ледоколу.
Насколько Shaman универсален, настолько же он удобен в управлении. Руль расположен посередине, что в сочетании с большими стеклами открывает водителю отличный обзор, почти как у самолета. Три режима работы рулевого управления позволяют выбрать наиболее подходящий для данного рельефа.
3. Argo
Вездеходы Argo родом из Канады и компания Ontario Drive & Gear занимается их производством с 1967 года. Эти снегоболотоходы уверенно передвигаются по любому типу поверхности, что делает их отличным выбором для любителей активного отдыха, которым недостаточно прогулок по общедоступным тропам. Неудивительно, что только появившись в России, неприхотливые и надежные Argo сразу приобрели популярность у туристов, охотников и рыбаков.
Вездеходы канадской компании сочетают в себе лучшие качества снегохода, квадроцикла и лодки. У них удивительная проходимость, а отличная маневренность помогает выбираться из самых трудных мест. В зависимости от модели они перевозят до 6 человек, и возможность укомплектовать дополнительным оборудованием делает их настоящему многоцелевой техникой.
4. Arkos
Вездеходы Arkos славятся своей надежностью и практичностью. Простая конструкция в сочетании с идеально сбалансированными по отношению к проходимости и весу комплектующими делает обслуживание и ремонт довольно простым. Вездеход построен на двух независимых модулях, имеет полноприводную трансмиссию и бескамерные шины низкого давления, за счет чего уверенно преодолевает препятствия на пути. Он способен подниматься и спускаться со склонов с углами до 35°. Свойства амфибии также наличествуют – Arkos спокойно «пройдет» и водные преграды. Способность перевозить до 350 килограмм полезного груза делает его отличной «тягловой лошадкой».
5. Burlak
Проходимость вездехода Burlak можно описать коротко – ему не нужны дороги. Вся его конструкция подчинена одной цели: двигаться по любым поверхностям, быть простым и надежным, как автомат «Калашникова». Болота и трясины, бурелом и пески, грязь и снег – Burlak пройдет везде. На ровной местности вездеход разгоняется до 80 км/час, а это очень даже немало для машины таких габаритов. На воде сохраняет плавучесть и может двигаться со скоростью 6 км/час. Грузоподъемность поражает: Burlak 6×6 вывезет две тонны груза по твердой почве и одну – по слабонесущим грунтам и воде.
Снегоболотоход выпускается в нескольких модификациях для коммерческого и личного использования. Модели для активного отдыха собирались ранее на колесной формуле 6х6, а весной 2019 года появилась модификация на шасси 4х4. Она на тонну легче шестиколесного собрата и короче на метр. За счет этого Burlak 4×4 отлично маневрирует, что делает его особенно удобным для использования в тайге и лесотундре.
6. Tinger Track 2
Обзор снегоболотоходов завершает вездеход Track 2, детище российской компании Tinger. Матрица его возможностей широка, он один может заменить сразу пять машин: трактор, квадроцикл, амфибию, снего- и болотоход. Track 2 оснащен широкими, особо прочными армированными гусеницами и имеет клиренс 330 мм, что открывает широкие возможности на бездорожье. Вездеход способен подниматься в гору под углом 40°, спускаться по склону до 45°, двигаться при боковом крене до 35°, преодолевать рвы и бурелом, штурмовать болота и раскисшие проселки. Он уверенно держится и на воде, даже при полной загрузке.
Интересный факт от Novate.ru: Команда компании Tinger регулярно принимает участие в трофи-рейдах LADOGA FOREST. В 2017 году на вездеходе Tinger Track они пришли вторыми, в 2018 – заняли первое место.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Техника преодоления болот. Инвентарь. Часть1
Записи буду вести в бортовом журнале, т.к. информация больше связана со спортом и автомобилем.
За наброски, не ругайте, но критикуйте. Буду править, добавлять, и учиться Вашему опыту. Шлите ссылки.
Много прекрасных фотографий взято с открытых просторов интернета. Кто вдруг признает своим творением, не серчайте.
БОЛО́ТО, участок земной поверхности, характеризуемый избыточным увлажнением, гидрофильностью напочвенного растительного покрова, особым типом почвообразования и наличием торфа. Болота отличают от заболоченных земель; формальным признаком их различия служит толщина слоя торфа: в России – не менее 30 см. При меньшем слое торфа или его отсутствии избыточно увлажнённые участки относят к заболоченным землям.
Классификация болот Информация дает представление о том многообразии, с которым сталкивается современный спортсмен ТРОФИСТ.
НИЗИННЫЕ БОЛОТА питаются богатыми грунтовыми или подземными водами. Поэтому на них могут расти евтрофные растения, требующие обильного минерального питания; отсюда и второе название низинных болот — евтрофные. Среди обитателей этих болот обычны осоки, вахта, тростник, хвощ, пушица многоколосковая, вейник, гипновые мхи. Часто встречаются горец змеиный, сабельник, вех ядовитый, таволга вялолистная. Есть и деревья (сосна, береза пушистая, ель, ольха черная), и некоторые кустарники. Но, естественно, не все перечисленные растения встречаются вместе; они образуют различные сочетания — растительные сообщества (фитоценозы). Одно поколение растений сменяет другое, и постепенно накапливается торф, богатый элементами минерального питания, слабокислый и довольно хорошо разложенный. Такой торф также называют низинным. н объединяет 24 вида: сосновый, березовый, осоковый, вахтовый, гипновый и др. Раньше, в начале века, в понятие «низинное болото» вкладывали другой смысл — местоположение болота в низком месте (у реки, у озера). Теперь, как видим, это болота с евтрофной растительностью и низинным торфом.
ВЕРХОВЫЕ БОЛОТА называют также олиготрофными (греческое олиго — «незначительный»). Растения, живущие на них, получают совсем мало питательных веществ, ровно столько, сколько поступает с атмосферными осадками — дождем и снегом. Какие же растения могут выдержать такую бедность? Их не так мало. Но главные — сфагновые мхи. На олиготрофных болотах обычно 10 видов сфагнов. Кроме того, здесь много кустарничков: багульник, вереск, кассандра, вороника, береза карликовая. Есть и травы: пушица, шейхцерия, пухонос, очеретник, росянка круглолистная. Из олиготрофных растений и торф образуется бедный — верховой. Но под слоем верхового торфа может быть более богатый, переходный, а еще ниже — низинный. Но случается и другое сочетание: прямо на низинном торфе — верховой. Верховыми болота стали называть когда-то потому, что они часто встречаются на водоразделах, наверху. Верховой торф объединяет 11 видов: сосново-пушицевый, сосново-сфагновый, пушицевый, шейхцериевый, сфагновый мочажинный и др. Их общая особенность — бедность минеральными солями, высокая кислотность, слабая степень разложения.
ПЕРЕХОДНЫЕ, ИЛИ МЕЗОТРОФНЫЕ БОЛОТА (греческое мезо — «средина») совмещают черты низинных и верховых, так как в их питании участвуют и грунтовые воды, и атмосферные осадки. Но встречаются мезотрофные болота, питающиеся только грунтовыми водами, правда мягкими, обедненными. Поэтому на мезотрофных болотах есть евтрофные, олиготрофные и типично мезотрофные растения. Вместе они образуют переходный торф, ниже которого залегает низинный. Но болото может начинаться и с мезотрофной стадии, тогда в нем будет только переходный торф. В карельских болотах переходный торф встречается значительно более часто, чем в других регионах. Сейчас в нем насчитывают 23 вида, тогда как в ранних классификациях отмечали только 8 видов. К самым частым видам переходных торфов относятся древесный и древесно-пушицевый, пушицевый и пушицево-сфагновый, осоковый и осоково-сфагновый. Качественные их показатели — промежуточные между верховыми и низинными.
Вся вышеуказанная информация лишь является частью чудесного мира, в который мы окунаемся с момента взмаха стартового флага до финишного створа.
Естественно, я не буду так заумно подходить к технологии преодоления болотных (читай водных) препятствий, и немного перейду на сленг.
Каждый вид болот требует своей техники прохождения.
Начнём с нашего любимого, верхового болота
1. ПРЕПЯТСТВИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВОДНЫМ, глубину слоя воды под мхом сложно определить визуально. Следовательно предвигаемся с растегнутыми ремнями безопасности, желательно иметь в машине баллон с воздухом. Он не много весит, но повышает возможности выбраться из затопленной машины. На болоте это может происходить мгновенно, попав в «линзу («окно»).
2. УЧАСТКИ С ЯРКО ВЫРАЖЕННЫМ ЛАБИРИНТОМ «ЛИНЗ» рекомендую проходить с одним членом экипажа, находящемся вне машины. На моей практике, расположившись на корме, штурман лучше оценивает траекторию. Часто очевидная «грядка» (полоска наиболее плотного участка) заканчивается тупиком, при этом разворот или перемещение задним ходом крайне затруднены. На таких коварных зигзагах, нужно залезть на крышу, и думать. «Грядки» бывают причудливой формы или наоборот прямые (часто прохождение поперек крайне сложное), поэтому сразу нужно выбирать нужную, а не ближнюю.
Подклассификация мхов (ИМХО). Все о разновидностях болот, как визуально определять гиблые и проходные участки, могут рассказать Алексей Гарагашьян и Павел Емелин. Они мои кумиры!
А) Гнилой мох. Цвет темно серый. При низкой воде внешне бывает с плотной коркой. Ни за что не суйтесь! В отсутствии прочного дерева, выбраться будет крайне сложно. Сгнившая субстанция не имеет связей, по ощущениям как ил.
Б) Открытая вода. Может иметь притопленный мох. Встречается вполне проезжий. Но чаще просто вода. Глубокая вода. Объезжать, либо сначала ножками.
В) Светло зеленый мох (салатовый). В большинстве своем не проходим ввиду не сросшейся основы и перенасыщения водой. Выглядит красиво, как правило в небольших углублениях. Штурман должен быть аккуратным, возможно полное погружение.
Г) «Желтый» — это мы в экипаже так называем. Потому что желтый, с красноватыми или зеленоватыми оттенками. Пограничный для передвижения мох. ООоооочень аккуратно, поддергиваясь лебедкой и/или подталкивая штурманом едется. Коварный вид мха, я, как правило, иду снаружи.
Д) «Рыжик». Цвет ржавый в красноту, даже бордовый. Бывает в виде кочек, кустиков пушистых. Для машин класса АБСОЛЮТНЫЙ и ТР2 не представляет серьезных препятствий. Неприятность для ТР1 заключаться в том, что довольно большой коэффициент сминания просто сажает на мосты машину. Мох меньше «наматывается» на колеса и скорость можно держать выше
Е) Темно зеленый-коричневый. Как правило, уже с кустиками клюквы, мелкими соснами и березками. «Окна» встречаются, но можно ехать быстро.
Ж) КОВЕР. Так много в этом слове. Я его отдельно именно так называю. Самое страшное ощущение испытываю именно здесь. Это очень плотно сросшийся мох достаточно тонкий, укрывающий водоем. При этом неплохо держит машину, позволяет двигаться след в след нескольким машинам. Это тот вид покрытия, когда машина, да и человек пускает волну, качая все вокруг. Важно помнить, что глубина неизвестна. Двигаться нужно равномерно, не пытаясь догнать катящуюся впереди волну, и не тормозя, чтобы не раскачиваться. Резких маневров не выполнять. разрыв покрытия череват уходом под ковер. пытаться «пропахать» такое покрытие бесполезно, нужно выбираться в сторону стоящих на ковре колес.
Не нашел подходящего фото, отражающего суть. Но когда по нему едешь, понятно сразу. ОНО!
Ниже прикрепил съемку моим знакомым на 3 этап ЧР/Кубок России 2019_ СУ1 Тяжелое болото. Рыжеватый оттенок добавляет осень. С высоты штурмана, глазами штурмана, данное болото смотрится иначе.
На фото хорошо различима граница принципиально разного покрытия. И если в одном месте мы ехали колесами, то на 100 метров в другом потратили более 4 часов.
3. ДАВЛЕНИЕ В КОЛЁСАХ. Часто слышал «я выкрутил ниппеля и поехал», это заблуждение. Без воздуха в покрышках, диск начинает резать мох, и не едет совсем. Давление зависит от веса машины, типа и размера покрышек, ширины и диаметра диска, плотности мха и т.д. На моховом болоте у нас передние колеса 0.22-0.16, задние 0,18-0,14. Хотя ряд именитых спортсменов травят до 0,08. Обязательно попробуем. Как — нибудь.
При этом есть так называемые «ездовые» болота, где по мху разгоняемся до 40км/час, на такой поверхности качаем выше, т.к. встречаются тонкие деревья, появляется риск пробить покрышку.
4. УПРАВЛЕНИЕ машиной. СПОКОЙСТВИЕ должно стать девизом. Нога управляющая педалью газа становится лепестком розы. Руки расслабляются, передавая обратную реакцию машины на ваше управление. Конечно, «наматывать» мох на колеса, зашвыривая фотографов ошметками — это круто. Но как показывает практика, максимальная скорость на болоте получается при максимальной скорости вращения колес, НАМАТЫВАЯ ой, НЕ наматывая мох. Т.е. нужно ехать, чтобы не происходило подрыва, и если мох появляется на верхней части покрышки, нужно снизить скорость.
Рулевое колесо поворачиваем в движении. Достаточно пару оборотов вправо-влево, и машина дальше поедет только на лебедке.
Про МКПП кто-нибудь расскажет, у нас АКПП, которая имеет инерцию. Т.е. педальку давим, не едет, не едет, не едет, хлоп, и провернула колеса. Здесь только чувствовать, учиться этому.
5. ЗАСТРЯЛИ
Стадия 1. Для меня это момент, когда заблокированная машина (с включенными блокировками) накрутила мох на три-четыре колеса (достаточно пол оборота), даже если намеки на перемещения ещё есть.
Действия: Штурман из машины (в 90%случаев), нагрузку с колес не снимать (на АКПП это легко), поддавливая мох без вращения колесами. Чуть ждем, чтобы выжать воду из мха, тем самым уплотнив его. Плавно даем нагрузку (при правильных настройках антисквата, результат значительно лучше), машина накатывает на мох, поднимаясь, едет. Назад сдаем крайне редко, в размешанных лунках проще встрять, чем заползти на целину.
Стадия 2 Если продолжает подрывать мох, но с небольшими движениями, штурман со стороны самого закопавшегося ПЕРЕДНЕГО колеса, толкает в стойку переднюю, по направлению вперед-вверх. Машина поднимается, едет.
Стадия 3 Если снова подрыв (НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПРОВОРОТЫ БОЛЕЕ 1/4 КОЛЕСА) движения нет, берем якорь, веревочку, и идем к ближайшей кочке. ВНИМАНИЕ, если вы закопаете колеса на 80% под мох, ни один якорь вам не поможет! Нужно выбрать верную траекторию для лебежения. Тянемся всегда под углом от провалившегося колеса к стоящему выше. И чем глубже провалилось, тем больше угол, вплоть до перпендикулярного. Чем раньше вы используете инвентарь, тем меньше времени потратите. В отсутствии деревьев, нужно работать быстро, слаженно, рационально. Хорошие оценки в школе по математике, физике, биологии, приправленные холодным расчетом и помноженным на опыт — успех в данной дисциплине.
Для себя мы определились с конструкцией якоря, позволяющего на таких грунтах работать эффективно. «ЗУБ» Зейзы или его точная копия не вспарывает мох, т.к. не имеет в основании изгиба острых кромок, а жестко зафиксированный угол лопаты обеспечивает оптимальное врезание. Мы с 2014 года ездили с классическим якорем этой конструкции. На этот сезон будем обкатывать облегченную версию, правда ее лучше использовать на нивах и судзуках, стенки на 20% тоньше.
ТРАПИКИ. Когда мы их используем, и какие. Уже 4 года катаем пластиковые, относительно легкие, прочные. Но самое главное, за них прекрасно цепляются колеса, зачастую катясь вертикально вверх, при умеренной работе лебедкой. Будем пробовать алюминиевые плавающие специальной конструкцией с зацепами.
Как работаем с трапиками, когда их нужно вынимать, какие конструкции имеют преимущества, и в каких случаях — в Части 2
Ниже представлена завораживающая красота крупнейшего хранилища пресной воды, чистейшей воды!
Как преодолеть болото, и как из него вылезти?
Порядок преодоления болота:
При преодолении болота необходимо знать, что болото пройти можно:
1. Если его покрывают густые травы вперемежку с осокой (в сухое время можно даже проехать);
2. Если на болоте видна поросль сосны;
3. Если болото покрыто сплошной порослью мха и толстым слоем (до 30 см) очесов — старого, разложившегося мха (выдерживает на грузку машины на гусеничном ходу).
Болото пройти труднее:
1. Если на нем среди мха попадаются частые лужицы застойной воды (надо пробираться в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшим невысокими кустами);
2. Если на болоте растет пушица — трава, на которой после цветения остаются, подобно одуванчикам, головки пуха;
3. Если болото поросло густым кустарником, ивой, ольхой, елью или березой.
Болото пройти почти невозможно:
1. Если оно покрыто камышом;
2. Если по болоту плавает травяной покров.
Проверить толщину торфяного слоя, его плотность и твердость грунта можно с помощью металлического штыря диаметром 20 мм с насечками через 10 см.
Для преодоления обширных заболоченных пространств можно изготовить из подручных средств болотоступы и другие приспособления. Проходимость сплошного торфяного болота можно определить простейшими способами.
В межсезонье (особенно осенью) пешие маршруты нередко проходят по болоту, скованному морозом.
Если лед держит человека с рюкзаком, то по нему идти довольно легко. Но иногда рано выпавший снег задерживает промерзание болота. Оно покрывается тонкой ледяной коркой, в этом случае движение по нему опасно. Меры безопасности в пути через болото в межсезонье те же, что и в летний период.
Следует иметь в виду, что по промерзшему болоту пройти легко, но иногда замерзает только поверхностный слой и по такому болоту ходить опасно. Быстро и хорошо промерзают травяные болота, лед на них образует сплошную крепкую корку. Плохо замерзают болота, покрытые порослью ивняка и ольшаника. Окраины болот замерзают хуже. Кочковатые болота промерзают неравномерно. Мшистые болота со слоем очеса замерзают медленнее, чем травяные; лед на них легко трескается и проваливается. Болота, поросшие кустарником, лучше проходимы.
Движение по труднопроходимому болоту должно осуществляться цепочкой с интервалом в 4-5 м, след в след, если путь проходит не по сплавине. Шаг ставить мягко, без рывков и резких движений.
Путь безопаснее прокладывать по кочкам, около кустов и стволов деревьев. Опасность провалиться в этом случае незначительна, так как под слоем ила лежит обычно твердый грунт.
При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней и при этом плавно переносить тело без скачков, сохраняя равновесие.
Для поддержания равновесия нужно опираться на шест. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для страховки и опоры несколько вперед выставляется шест, на который идущий опирается и последовательно плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую.
Большой ошибкой является перепрыгивание с кочки на кочку. Из-за их неустойчивости при прыжке теряется равновесие, что влечет за собой падение и травмы.
Опаснее всего на болоте зарастающие водоемы, поверхность которых покрыта ярко-зеленой травой. Это топь. Она почти непроходима. Поэтому топкие места рекомендуется обходить. Если в силу необходимости (далекого и сложного обхода) группа все же вынуждена идти через топь, то следует предпринять все меры безопасности.
Прежде, чем ступить на участок сплавины, нужно наметить путь движения. Сплавина может выдержать человека с рюкзаком, но колеблется под ногами идущего. В целях безопасности двигаться по такому участку болота следует по одному с интервалом 5-7 м.
Во избежание разрыва сплавины участникам не следует идти след в след. Встретившиеся на пути участки воды нужно обходить, это «окно» — разрыв сплавины или слой, где она очень тонкая. Мочажины — ямы с болотной водой также следует обходить.
Для страховки необходимо постоянно держать наготове шест в горизонтальном положении.
Упавшему в трясину необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. Если он сам не в состоянии подняться, то ему не следует производить лишних движения, чтобы еще больше не порвать сплавину. В этом положении нельзя допускать резких и судорожных движений и терять самообладание.
Помощь упавшему должна оказываться быстро, без суеты и в то же время осторожно. Вначале следует загатить ближайшее от него место шестами и ветками. Затем осторожно подобраться к нему, помочь снять рюкзак и выбраться.
Мочажины глубиной до 50 см и более лучше проходить по жердям, которые последовательно укладываются по направлению движения.
Последовательность укладки жердей состоит в том, что по мере их освобождения они передаются вперед. Таким образом, прокладывая гать, группа движется вперед.
Идти по скользкой гати следует осторожно, опираясь по возможности на шест, приставным шагом или с разворотом ступни во внешнюю сторону.
Если разведка установила, что участок болота имеет под слоем воды твердый грунт, то можно двигаться вперед след в след за ведущим. Движение в любом случае должно осуществляться плавно, страховка шестом обязательна.
При движении по болоту нужно постоянно следить за направлением, отмечать ориентиры, ставить «вешки», привязывая к ним небольшие кусочки материи или бинта. Маркировка пути может также пригодиться при возвращении обратно, в случае невозможности дальнейшего движения вперед.
Проходить болото нужно в обуви и одежде. При этом брюки должны быть заправлены, чтобы они не цеплялись и не мешали ходьбе. Снаряжение, продукты и одежда должны быть уложены в полиэтиленовый мешок в середину рюкзака.
Прежде чем преодолевать болото, необходимо по возможности больше о нем узнать: где самые топкие места, возможность их обхода, где сухие места (островки) на случай непредвиденной остановки и т. д.
Как вылезти из болота?
Произойти такое может либо в болотистой местности, либо после сильных ливней, в лесу или другом открытом пространстве. Это может произойти и после сильной засухи, когда поверхностные воды испаряются и остаются только подземные, которые порой скрываются под слоем ила и их незаметно, такие болота очень опасны, так как глубина их может быть очень большой и выбраться из него практически невозможно.
Вероятность быть затянутым в болото возрастает в летние и осенние периоды, зимой такого практически не происходит, так как замерзает поверхностный слой, вследствие чего он становится очень прочным и уйти под него весьма проблематично. Поэтому именно в летний и осенний периоды нужно быть предельно внимательным и смотреть под ноги, оказавшись в такой местности.
Как правило, болотистые местности занимают большое пространство, в котором есть свои островки, по ним можно пересечь данную местность, но иногда прочный с виду слой земли оказывается настоящей трясиной. Засосать в болото может моментально или постепенно.
Если болото очень глубокое, то человека засасывает мгновенно, выбраться из такого болота невозможно, если рядом не будет человека, который смог бы оказать помощь. Если засасывает постепенно, то есть шанс самостоятельно выбраться из пучины. Но для этого потребуется знание некоторых правил.
Главное правило, которое нужно знать каждому, – это не совершать никаких резких движений, оказавшись в болоте.
Если в болото засасывает медленно, есть все шансы спастись. Во-первых, оказавшись в болотистой местности, нужно обзавестись палкой, желательно, чтобы она была широкой и прочной, то есть настоящий брусок. Эта палка может оказаться вашим спасением, поэтому выбирать ее нужно тщательно, а не брать первый попавшийся под руку сучок.
Если вы попали в болото, соскользнув с кочки, то вас, скорее всего, быстро засосет, так как по инерции вы будете продолжать свое движение, помогая тем самым трясине, поэтому падать лучше на живот или спину, так вас будет засасывать гораздо медленнее.
Если вы не слишком быстро уходите под воду и у вас есть палка, то ее следует аккуратно положить перед собой, хорошо, если до ближайшей твердыни не больше полуметра, тогда конец палки упадет на землю и вам будет легче выбраться. Но даже если палка полностью лежит в болоте, вам необходимо вцепиться в нее и постараться перенести свой центр тяжести на эту палку, таким образом у вас получится некое подобие мостика и вы сможете выбраться на сушу или ждать помощи, не рискуя окончательно уйти в ил.
Если у вас под рукой нет абсолютно ничего такого, что могло бы послужить вам рычагом, постарайтесь занять горизонтальное положение. Делайте это как можно аккуратнее, осторожнее перемещая свой центр тяжести с ног на туловище, если вам удастся это сделать, то масса вашего тела значительно уменьшится и вас перестанет затягивать в болото. В таком положении вы можете ждать подмоги.
Но, находясь в болоте, ни в коем случае нельзя совершать резких движений, махать руками и пытаться дергать ногами, от этого вас еще больше засосет пучина. Находящимся в таком положение нельзя даже громко кричать, призывая на помощь, и тем более размахивать свободными конечностями.
Если верх вашего туловища еще на.свободе, то нужно снять с себя куртку или плащ и бросить его на поверхность болота, по нему также можно выбраться, он не даст возможности болоту засосать вас.
Если в болото засасывает очень быстро, то помочь может только посторонний человек, он должен бросить веревку или палку, по которой человек, попавший в болото, смог бы выбраться на твердую поверхность.
Иногда для того чтобы вытащить одного человека из болота, требуется не менее трех человек на суше, так как сила засасывания у болота очень велика.
Следует также помнить, если человека тянут из болота, то его ни в коем случае нельзя отпускать, чтобы сделать передышку, слегка отпущенный человек моментально уйдет в трясину, получив дополнительную энергию с суши при отталкивании.