на чем могут быть основаны виды власти
Тема 7. 1 Власть, ее происхождение и виды
Тема 7.1. Власть, ее происхождение и виды
План
Понятие власти и ее элементы
Власть — это возможность и способность навязывать свою волю другому (другим).
Нет единой концепции, почему феномен власти появился в жизни человека.
Поведенческая концепция : в психике человека заложено желание доминировать и подчиняться
Классовая теория — господство одних классов над другими
Структурно-организационная — социальная организация требует наличие лидера
Таким образом, мы можем констатировать, что власть — это естественный феномен (наводит порядок), но в тоже время, власть — это подавление человека.
Политологи различают следующие элементы власти:
Виды власти
Отдельно выделяют политическую и государственную власти.
Политика — это искусство управления государством. Политическая власть — это возможность реализовывать в жизнь свои политические установки, идеи, цели.
Политическая и государственная власть
Особенности государственной власти:
Теория М.Вебера
Типы политической власти (лидерства)
• Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.
• Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.
• Харизматический (гр. charisma — милость, Божий дар) — опирается на особую притягательную силу лидера.
Теория общественного договора и принцип разделения власти
(Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон)
Основой теории общественного договора является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы ; Локк писал, что естественное состояние человека — в его неограниченной свободе.
Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой.
Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти
Власть и ее виды. Особенности государственной власти
Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Как явление власть характеризуется следующими признаками:
1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.
3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина и он может распорядиться его судьбой). Обусловлено это качество уже следующей характерной особенностью власти.
4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.
7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.
Существуют различные виды власти.
Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:
а) власть в масштабе всего общества;
б) власть внутри того или иного коллектива (организации);
в) власть в отношении между двумя индивидами.
Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.
Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политического господства (власти) внес известный немецкий политолог, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.).
Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.
С точки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:
Виды власти. Особенности государственной власти
Существует несколько классификаций видов власти. Власть может классифицироваться по объекту, по области функционирования, по объему прерогатив, по социальному типу и пр. Например по объекту власти выделяют: общественную, классовую, партийную и личную, по объему прерогатив: государственную, международную, мировую.
Власть бывает политической и неполитической. Если она решает задачи политического характера, реализует и защищает интересы больших социальных групп в обществе в рамках государства, то такую власть можно определить как политическую.
Политическая власть
Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и воплощать свои политические взгляды, идеи, цели, используя для достижения этих целей функционал государства.
Чтобы политическая власть возникла, необходимы все те основные признаки, которые характерны для власти как общественного явления. Политическая власть должна осуществляться через государство и в государственной структуре. При наличии политической власти в государстве функционируют политические партии, организации, группы и движения. Политическая власть тесно связана с государственным регулированием, но это не значит, что она является государственной властью. Политическая власть осуществляется через аппарат – государство и гос. органы. Субъектами власти являются государство, политические партии и другие организации.
Политическая и государственная власть во многом совпадают между собой, но не являются тождественными. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной.
Политическая власть вбирает в себя различные разновидности. Она может быть властью одной группы в социуме, может быть властью целого государства, либо касаться одной или нескольких партий, власть может принадлежать политическому лидеру.
Различают власть демократического и недемократического типа, причем это признак общий и касается не только политической власти.
Политическая власть может проявлять себя легально (государственная власть) и иметь теневой характер (власть неформальных групп, политических сект, мафиозных организаций).
Понятия «легальной» и «легитимной» власти не следует объединять.
Легальная власть – правомерно существующая с юридической точки зрения, легитимная – власть, поддержанная народом, оцененная с этической точки зрения и признанная справедливой и политически оправданной.
Неполитическая власть
Неполитической властью называется категория власти, которая осуществляется в группах людей, организациях, объединениях, не связанных с политическими вопросами. В управлении гражданским обществом неполитическая власть играет огромную роль, так как проявляется она в сферах и областях насущных потребностей человека: духовное общение, культура, экономика.
Особенно активное проявление неполитической власти наблюдается в мелких социальных подсистемах: в семье, религиозной общине, на производстве и т.д.
Государственная власть. Особенности
С точки зрения философской государственная власть первична по отношению к государству. Именно общество стало испытывать потребность во власти, имеющей свойства, которые присущи государственной власти, тем самым предопределило возникновение государства. Государство является носителем государственной власти, силой, на которую власть опирается.
Государственная власть неразрывно связана с государством, но это понятия разные, они не отождествляются.
Признаки государственной власти могут где-то совпадать с признаками государства, а где-то различаться. Основные свойства государственной власти:
Виды государственной власти. Государственная власть: понятие и виды
Что такое власть?
Государственная власть: понятие и виды
Виды государственной власти:
В России, как и в любой другой цивилизованной стране, действует принцип деления власти. Все 3 вида государственной власти существенно отличаются друг от друга и имеют конкретные характеристики. Свойства органов власти отображаются в специфике их деятельности и функциях.
Органы государственной власти: понятие, виды
Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.
В зависимости от способа создания:
По характеру образования:
В зависимости от способа принятия решений:
Как формируются органы власти?
Итак, мы говорим про виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Формирование органов каждой из ветвей власти в Российской Федерации происходит по-разному. По своей природной сути, власть принадлежит народу. Ясно, что каждый гражданин государства не может обладать одновременно властными функциями, поэтому вполне логично делегировать эти полномочия избранным, наиболее достойным и авторитетным людям.
Для этого существуют выборы. Исключительно выборным путем формируются органы законодательной ветви власти. Это касается как центрального законодательного субъекта (Государственной Думы), так и местных советов областей, автономных республик и краев. Органы исполнительной власти относятся к категории назначаемых. Избрать Совет Министров путем выборов невозможно ни в одном из государств на Земле. Судебная власть также не выбирается. Судьи назначаются на свои должности квалификационными коллегиями после сдачи определенных нормативов (кроме некоторых исключений, например, судьи Конституционного Суда назначаются по квоте Президента, Государственной Думы и Съезда судей).
Структура исполнительной власти в Российской Федерации
По Конституции Российской Федерации предусмотрены такие виды исполнительных органов государственной власти:
Кроме министерств, действуют также службы и ведомства. Такие структуры чаще всего занимаются вопросами безопасности, а также узкопрофильными темами, которые должна курировать центральная власть. На местах функции исполнительных органов власти исполняют местные администрации. Возглавляют местные органы президенты или губернаторы.
Как назначаются руководители и члены органов исполнительной власти? Премьер- министр назначается президентом страны после согласования с Государственной Думой. Формирование правительства, кроме руководителей оборонного блока, проводит глава правительства на свое усмотрение. Руководители некоторых служб и ведомств также назначаются президентом и утверждаются парламентом. На местном уровне принцип назначения руководителей выборный. Люди на территории субъекта Федерации могут самостоятельно решить, кто достоин руководить регионом.
Полномочия исполнительной власти
Как известно, все виды органов государственной власти РФ построены по принципу деления власти. Органы исполнительной власти осуществляют внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство разрабатывает и реализует программы экономического и социального развития государства, разрабатывает программы обороны государства. В ведении правительства находятся такие сферы, как промышленность, охрана правопорядка, оборона, торговля, образование, охрана природы, финансы, транспорт и многие другие отрасли. Реализация функций исполнительных органов власти происходит путем принятия таких нормативно- правовых актов, как распоряжения и постановления.
Законодательная власть
Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата ) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.
Полномочия законодательной власти
Система органов судебной власти
Система и полномочия судов общей юрисдикции
В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.
Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.
Полномочия и система конституционных и арбитражных судов
Система этих судов похожа, потому что есть всего лишь две ступени. Действуют конституционные и арбитражные суды на уровне субъектов Федерации. Высшими инстанциями по Конституции считаются Конституционный Суд РФ и Верховный арбитражный суд РФ.
Вопреки схожести систем, полномочия у судебных инстанций разительно отличаются. Конституционные суды по своей компетенции рассматривают законы и подзаконные акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти. Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами.
Президент: порядок избрания и полномочия
Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.
Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:
Заключение
Итак, в России существует 3 вида государственной власти: судебная, законодательная, исполнительная. Именно такое соединение видов власти на сегодняшний день идеальное.
Власть: понятие, структура, виды
Раскроем понятие власти, ее роль в обществе, структуру, виды власти.
Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.
Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.
Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.
Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.
Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.
Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.
Властное воздействие – это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.
В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей – аристократии, олигархии, технократии и т.д.
Сила власти подтверждает ее волю, приводит волю в действие, воплощает в жизнь. Сила власти проявляется в авторитете, в идеологическом воздействии, в праве, в принуждении, в прямом насилии. Сила государственной власти воплощается в государственных органах – органах управления, и особенно органах принуждения – армии, полиции, тюрьмах ит.д.
Виды власти. Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.
Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.
Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.
Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.
Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.
Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).
Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства – авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.