на чем лучше всего писать сайты
Языки программирования и технологии для веб-разработки
Карьера в области веб-разработки является прибыльной, захватывающей и требующей готовности к постоянным изменениям. Для этого требуется определенный набор хорошо отработанных навыков и знание языков, которые вам нужно будет обновлять год за годом. В свою очередь, каждый день Вы сможете создавать действительно классные веб-материалы, и в конце каждого месяца вы будете получать хорошую зарплату. Неплохо, да?
В последние годы, когда сеть продолжает развиваться, появилось несколько различных потоков веб-разработки:
Независимо от того, какой путь вы выбрали, вы все равно должны понимать каждую сторону, чтобы правильно выполнять свою работу.
Итак, вот 10 лучших языков программирования для веб-разработки, как на стороне клиента, так и на стороне сервера.
CSS / HTML
JavaScript
Язык интерфейса, используемый для создания и разработки веб-сайтов, настольных приложений и игр. JavaScript работает во всех браузерах и может работать с программами, которые не размещены в Интернете. Он поддерживает как функциональные, так и объектно-ориентированные стили программирования, и в основном, это ваш подход к созданию потрясающих пользовательских интерфейсов и веб-сайтов / приложений / игр, которые выглядят супер круто. Понимание JavaScript важно, даже если ваше сердце настроено на развитие серверной части. Компоненты, структуры данных и алгоритмы JavaScript применяются практически к любому другому языку.
Python
Java, разработанная в 1990-х годах и по-прежнему наиболее востребованная, является золотым стандартом в области веб-разработки во всем мире, во всех областях. Она ориентирована на объекты и работает на любой платформе, что делает ее чрезвычайно универсальной. Если вы хотите, чтобы ваш safe можно было использовать практически во всех технологических компаниях в мире, то непременно выбирайте Java. Интересный факт: Java изначально предназначался для интерактивного телевидения, но вскоре его создатели поняли, что она слишком далеко опережает свое время для этой конкретной отрасли. Остальное уже история.
На каком языке лучше делать сайт?
Собираюсь делать сайт.
Буду искать специалиста.
Особо в языках программирования не разбираюсь, поэтому хотел бы знать.
На каком языке написано большинство известных сайтов?
Какой из языком наиболее безопасный? С каким легче всего работать?
Долго ли в случае необходимости затем переписывать сайт на другом языке?
Какой язык выбрать лучше всего так, чтобы не промахнуться?
Бонусный вопрос.
При поиске специалиста, в дополнение к знаниям определенного языка программирования, что еще учитывать?
Одним языком ты точно не обойдешься.
Начни с изучения каркаса, с html (и да, я знаю, что это не язык :D), бери сразу html 5, не читай старой литературы по нему.
После всего этого (а лучше разом с JS) бери php. Советую именно его, потому что распространен, много отличных гайдов (в том числе и на оф. сайте). Можешь читать старую лит-ру, НО только чтобы понять основные конструкции, такие как if, for, while, foreach и так далее. Сам же код пиши в ООП стиле, это будет большим плюсом для тебя в будущем, так как сейчас все активно на него переходят. Дойдя до MySQL бери MySQLi (это относится к PHP).
На каком языке написано большинство известных сайтов?
Большинство на php.
Какой из языком наиболее безопасный?
С тем, с которым есть большой опыт работы)) Порог вхождения у php один из самых низких, но не все задачи на нем легко решаются.
Долго ли в случае необходимости затем переписывать сайт на другом языке?
Долго ли делается перевод книги на язык другой лингвистической группы?
При поиске специалиста, в дополнение к знаниям определенного языка программирования, что еще учитывать?
Опыт. Его может определить только более опытный специалист, или хотя бы того же уровня, что и искомый.
Языки для создания сайтов: какой выбрать
В данной статье рассказывается о том, какие языки используется при создании сайтов и какие из них можно выбрать в том случае, если вы решили создать интернет-ресурс самостоятельно.
Мы живём в эпоху стремительного развития интернета и веб-технологий. И многие люди интересуются по поводу того, как нужно писать сайт, какие языки требуется при этом использовать и иные подобные вопросы.
Любой интернет-сайт пишется с использованием нескольких языков, каждый из которых обладает своим рядом функций. Их делят на две группы: фронтенд и бэкенд. Языки из первой группы являются обязательными и единственными в своём роде, поэтому возможности выбора у вас нет.
А вот вторая группа, которая отвечает за выполнение программного кода на стороне сервера, состоит из нескольких конкурирующих между собой платформ.
Под фронтендом понимается внешнее оформление и интерфейс сайта, которые создаются с использованием трёх основных языков:
JavaScript постоянно развивается и расширяется за счёт дополнительных библиотек, которые пополняют его функционал. Присутствует множество готовых и интересных решений, например, Lightbox (скрипт, с помощью которого по клику увеличивается картинка) или скрипт на слайдер.
Самой популярной библиотекой из тех, что расширяют возможности JavaScript, является jQuery. Именно она открыла для разработчиков возможность гораздо легче реализовывать различные «фишки», которые ранее требовали больших усилий.
Выбирать дополнительные библиотеки для JavaScript рекомендуется самостоятельно, исходя из потребностей. Мы живём в эпоху адаптивного дизайна, который одинаково хорошо выглядит на экранах разной диагонали, поэтому особого внимания заслуживает скрипт на адаптивное меню.
Самый распространённый язык веб-программирования с лёгким синтаксисом, который можно быстро освоить. Является достаточно универсальным и применять его можно в создании совершенно разных интернет-ресурсов. А ещё у нас есть бесплатный онлайн курс по PHP для начинающих, где любой может освоить его основы.
Существует множество справочников и руководств по данному языку, а также готовых решений. Более того, PHP умеет эффективно работать с двадцатью разными базами данных, из которых наибольшей популярностью пользуется MySQL.
Несмотря на то, что данный язык некоторые программисты списывают со счетов и считают устаревшим, подавляющее большинство интернет-сайтов разрабатываются именно на нём и он не собирается сдавать позиции. Большинство вакансий и проектов на фрилансе направлены именно на тех разработчиков, которые способны работать с PHP.
Реализовать на нём можно любой бэкенд, в том числе интернет-магазины и социальные сети.
Python
Мощный язык, способный справляться со сложнейшими вычислениями. Взят на вооружение мировыми гигантами вроде Google и Dropbox.
В отличие от PHP, освоить Python новичку будет сложно. Синтаксис на первый взгляд гораздо сложнее и весьма специфичен, так как здесь реализуется совершенно иной подход к объявлению переменных. Но затем приходит осознание того, что писать на данном языке очень легко и приятно. Несравненным преимуществом является более короткий исходный код.
Энтузиасты не раз проводили сравнения. Писать сайт на Python гораздо более эргономично, так как код лучше структурирован и занимает меньше места. В таком коде легко ориентироваться и вносить правки.
Присутствует большое количество обучающих материалов по данному языку, включая печатную продукцию и онлайн-курсы.
Также специалист, владеющий языком Python, столкнётся с меньшей конкуренцией на рынке труда. Правда и вакансий тоже меньше.
Node.js
Относительно молодой язык, созданный в 2009 году. Для его изучения достаточно знать JavaScript. Язык позволяет создавать шустрые веб-приложения, исполняемые на стороне сервера. На сегодняшний день существует уже 200 000 разных модулей для Node.js и их количество постоянно растёт.
Технологии Node.js выбирают для использования столь крупные компании, как Microsoft, Yahoo и иные.
Лучше всего применять данный язык в том случае, если вы имеете дело с веб-инфраструктурой, которая тесно связана с мобильными приложениями. Node.js позволяет вносить изменения в режиме реального времени. К тому же технологии Node.js позволяют эффективно использовать оперативную память и мощность процессора, а также быстрее разрабатывать приложения.
Иерархия компьютерных информационных систем для разработки сайта
В своей работе я постоянно сталкиваюсь с необходимостью создания или модернизации сайтов. При этом заказчики часто задают вопросы, почему вы рекомендуете именно эту CMS, зачем нужны фреймворки, как вы определяете, что нужно в нашем случае. Когда-то, когда я сам изучал это направление программирования, я и сам задавался подобными вопросами.
Но, независимо от личного профессионализма, наверное, практически каждый веб-разработчик сталкивается с вопросами, которые я озвучил выше. В помощь пользователям и коллегам, которые также вынуждены постоянно отвечать на одинаковые вопросы, я решил написать эту статью.
Что такое сайт
Чтобы разобраться в инструментах и программных решениях для создания сайтов, нужно четко понимать, что это такое – веб-сайт. Википедия дает такое определение:
Сайт, или веб-сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»), — одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователем как единое целое. Веб-сайты называются так, потому что доступ к ним происходит по протоколу HTTP.
С моей точки зрения, этот вариант грамотный, но сложный для восприятия не программистами. Я предлагаю обычно свой вариант определения:
Сайт – это технология, которая позволяет взаимодействовать с информацией посредством веб-браузера.
Здесь, как и в большинстве моих публикаций, я исхожу с определенной точки зрения, а именно точки зрения пользователя. Потому стараюсь избавиться от ненужных подробностей и делаю основной упор на то, что в итоге получит пользователь. Если
В данном случае важно понимать, что веб-сайты не существуют без веб-браузеров. Оба эти инструмента появились одновременно, и очень сильно взаимосвязаны. Так, без браузера вы не сможете увидеть информацию, размещенную на страницах сайта. Но, одновременно, без веб-сайтов браузеры становятся абсолютно бессмысленными программами. Даже если вы открываете почтовый клиент или сайт в мобильном телефоне, вы будете использовать браузер, явный или встроенный в приложение. И когда мы создаем сайт, мы всегда помним, что его будут читать веб-браузеры, и соответствующим образом пишем программный код.
Основные технологии разработки сайтов
Итак, решено. Вам нужен сайт. Но с чего начать и как его создать? Необходимо определиться, какие методы, инструменты и языки программирования вы будете использовать.
Существует 3 основных вида компьютерных информационных систем, которые используют для создания сайтов:
Чтобы получить готовый сайт, необходимо проработать два направления – ввод информации и вывод ее в браузере. Ввод может осуществляться также через браузер либо каким-либо другим методом. Так, нередко страницы кода создают в Блокноте или специализированных программах для создания сайтов, а потом выкладывают их в виде файлов на сервер. Но, как бы там ни было, первое, что нужно организовать, это ввод данных. Причем, в таком виде, чтобы впоследствии браузер смог их вывести на экран. Описанные выше технологии как раз и отвечают за ввод данных для сайта.
Давайте разберемся подробнее с каждым из вариантов, чтобы понять, чем они отличаются друг от друга и какой, когда лучше применять.
Языки веб-программирования
Языки веб-программирования – это самое нижнее звено, на котором можно писать сайт. Здесь следует понимать, что «нижнее» в программировании – это не самое простое, как это мы привыкли понимать, а наиболее близкое к машинному коду. Т.е. на самом деле, «нижний» уровень – наиболее трудоемок при использовании, но зато имеет меньше всего ограничений. Программист может написать любой код, ему не придется учитывать особенности уже разработанных инструментов и работать в их «рамках».
Наиболее популярные языки веб-программирования (привожу для примера, это не рейтинг):
Итак, язык программирования дает возможность написать любой сайт без ограничений. Это может быть важным, если вам не подойдет ни один фреймворк или CMS. На самом деле, сами фреймворки и CMS также пишутся на языке программирования. Но о них мы поговорим чуть ниже.
Например, вам необходимо создать систему авторизации пользователей на сайте. Программист должен будет подробно на уровне команд описать – где будут храниться данные, как они будут защищены, как будет выглядеть форма ввода, как система будет проверять наличие пользователя и т.д. Эта работа потребует значительных затрат рабочего времени программиста. Если решение нужно действительно уникальное, расходы оправданы.
Но вы и сами, скорей всего, замечали, что в интернете огромное количество типовых решений. Те же формы регистрации и авторизации мало чем отличаются от сайта к сайту. Писать каждый раз одинаковый код с нуля – это почти как «изобретать велосипед», бессмысленно и затратно. Потому и были придуманы инструменты для веб-разработки – Frameworks и CMS.
Применение Frameworks
Чтобы каждый раз не писать один и тот же код с нуля, многие программисты используют собственные наработки. Хранят типовые куски кода в файлах, применяют по мере необходимости. Но этот подход имеет определенные недостатки:
В результате базой готовых наработок чаще всего пользуется один человек. И каждый программист вынужден снова-таки, «изобретать свой велосипед», вместо чтобы взять готовый вариант у коллег. Фреймворки появились как решение проблемы стандартизации и создании базы готовых решений.
Frameworks в разработке сайтов – это фрагменты готового кода, объединенные в некие модули, которые для взаимодействия между собой используют некую парадигму, т.е. перечень заранее оговоренных правил.
Т.е. теперь для решения задачи авторизации пользователя нет необходимости писать код с нуля. Можно взять готовый фреймворк, установить его в нужном месте сайта, и все. Работа по созданию блока авторизации пользователей вместо нескольких дней, а иногда и недель, занимает считанные минуты. В некоторых случаях могут возникнуть сложности при настройке. Но даже тогда это – часы работы программиста, но никак не дни.
Вернемся к примеру с авторизацией, программист должен для реализации:
Т.е. программисту мало знать, например, PHP, но также придется изучить выбранный фреймворк.
Количество различных фреймворков постоянно растет. Разные программисты на разных языках пишут готовые решения под различные типы сайтов.
Список фреймворков (примеры, не рейтинг) :
Каждый из них требует от программиста затрат времени на изучения. Но, с другой стороны, позволяет экономить время и силы, применяя готовые модули.
К слову, когда говорят о фреймворках, часто упоминают «каркас» или «фундамент». Одна из причин – перевод самого слова «Framework», по-русски это и будет «каркас». На самом деле, в программировании сложно говорить о каркасных решениях. Фреймворки – это именно модули, а сама работа с фреймворками больше похожа на конструктор «Лего», т.е. отдельные кирпичики соединяются друг с другом, а потом еще и еще в общую систему.
Если мы работаем на фреймворке, мы не можем разделить, вот тут мы работаем с сайтом, а тут – с фреймворком. Так не бывает. Если сайт создается на фреймворке, то с ним вы будете работать постоянно. Это общая система, в которой все взаимосвязано друг с другом.
Описанные выше варианты требуют обязательного участия в процессе создания сайта профессионального веб-программиста. Но что делать, если вы хотите создать сайт, но у вас нет нужных знаний? Здесь на помощь приходит готовая система управления контентом CMS.
CMS (Content Management System) – это готовая программа или система, предназначенная для создания и редактирования, т.е. управления контентом.
Подробно о том, что такое CMS, я обязательно расскажу в одной из будущих статей. С точки зрения иерархии CMS – это следующий уровень, такая система может быть написана на языке программирования или собрана из фреймворков.
Например, вы – не программист, но хотите вести свой блог. И вам нужна та самая, уже много раз упомянутая нами система авторизации. Вам нужно, чтобы вы могли входить на сайт и добавлять информацию, нужны различные права доступа для пользователей, которые будут комментировать ваши тексты, для соавторов и т.д. Возможно, вам также захочется подключить авторизацию через социальные сети и т.д.
Если все это писать на языке программирования, придется изучить язык, особенности API, базы данных и многое другое. Если вы решите подключить фреймворк, то скорее всего вам нужно будет найти подходящий модуль(пьагин), изучить выбранный фреймворк, правильно установить и настроить модуль.
В CMS самое главное – это не разработка сайта, а управление контентом. Разработка здесь уходит на второй план. В эту систему вы просто заносите контент, и получаете готовый сайт, куда смогут зайти люди. А такие вещи, как авторизация пользователя и многие другие функции, уже реализованы. Даже настройка прав доступа возможна без знания фреймворков и языков программирования. В CMS основная работа ведется с контентом, и ориентированы эти системы не столько на программистов, сколько на пользователей.
Но не стоит обольщаться, совсем без программиста при настройке CMS редко кому удается обойтись. Если вам нужен самый простой блог или сайт-визитка, вы не привередливы в плане внешнего вида, т.е. согласны на один из готовых шаблонов, проблем не будет. В серьезных проектах, где вам надо будет подключать корзину для покупок, автоматическую оплату и многое другое, без помощи специалиста не обойтись.
Программист, который работает с CMS должен понимать: как работают встроенные модули системы, понимать, где и какой код открыт для изменения, уметь корректно работать с кодом CMS. Если он также применяет фреймворки, например, для реализации возможностей, не предусмотренных в CMS, ему также придется изучить какие-то Framework и уметь настраивать обмен информацией между ними и кодом CMS. И, конечно, все это невозможно без знания языков программирования. Т.е. на этом уровне программист должен знать все три типа работы с сайтами.
Но, с другой стороны, CMS – это готовые решения, которые можно быстро установить и настроить. При этом программисты принимают все меньше участия в этом процессе. Современные CMS уже настолько мощные, что часто даже специалисты не интересуются, на чем они написаны, просто выполняют настройку при помощи встроенных решений и подключаемых модулей.
И как бы то не было, CMS не создается на пустом месте, и и в том или ином виде содержит в себе фреймворк. Некоторые разработчики используют готовый фреймворк ( для примера CMS Drupal разработан на базе фреймворка Symfony), а разработчики WordPress не сообщают об использовании фреймворка, но все равно CMS содержит в себе готовые модули.
Примеры популярных CMS(не рейтинг):
Разные CMS ориентированы на различные типы сайтов, есть среди них платные и бесплатные, с открытым и закрытым кодом. Подробно о том, как выбрать CMS, вы можете прочитать в статье, посвященной этому вопросу.
Как использовать иерархию КИС
Описанную выше иерархию можно сравнить со слоеным пирогом.
Первый уровень – язык программирования – имеет только ядро и ничего более. Мы не можем расширить его функциональность. Мы просто работаем с программным кодом. Конечно, в некоторых языках есть возможность подключать готовые библиотеки, т.е. куски кода. Но это, скорее, вспомогательные инструменты. По сути, язык – это и есть ядро. И в этом случае программист работает с ядром напрямую.
Когда речь идет о фреймворке, там уже есть ядро, сам фреймворк, и готовые модули. И, конечно, все это основано на языке программирования. Здесь мы можем установить ядро, после чего выбирать и подключать нужные модули. Можем написать эти модули самостоятельно или доработать код существующих, таким образом, возвращаясь частично на уровень работы с языком программирования.
В CMS ядром становится большая и мощная система, а к ней подключаются различные модули, встроенные или загружаемые. В случае, если вы работаете с CMS и фреймворками, придется установить весь пакет базовых решений, и только потом проводить настройку и доработку. И, конечно, в случае необходимости всегда можно вернуться на уровень прямой работы с кодом, конечно, если вся CMS или еще часть не закрыты для редактирования.
Важно понимать, что в программировании всегда есть ядро, и модули, которые создаются на основе ядра для облегчения труда программиста. При этом, чем выше степень упрощения, тем больше ограничений. Т.е. чем выше в иерархии выбранное решение, тем меньше вариантов решения будет доступно.
В CMS большое число решений уже реализованы, и мы не сможем их настраивать «под себя» так, как это позволяют сделать фреймворки. Но и они, в свою очередь, не дают такой свободы в выборе решений, как прямая работа с кодом.
На основе этого правила, можно дать ответ на вопрос, что и когда следует выбирать для создания сайта. Если у вас – типовой интернет-магазин, статейный блог или другой подобный не самый сложный проект, CMS станет оптимальным решением. Система позволит создать сайт максимально быстро и дешево.
В случае сложных проектов, например, с какими-то не типовыми вариантами личного кабинета, с активным использованием API, с постоянным обменом большим количеством данных, доверьте решение специалистам. Программисты смогут определить, какой инструмент подойдет для вашего случая. Каждая задача требует своего набора инструментов и их комбинаций.
Чем ниже уровень выбранного решения, тем больше знаний потребуется от вас. Даже если вы сотрудничаете с программистами, необходим определенный уровень понимания особенностей работы с выбранным инструментом, чтобы говорить с ними на одном языке. Потому не стоит применять чистый код для типовых решений, это сложно, долго, дорого. Но если ваша задача нетривиальна и сложна, придется готовиться и к таким решениям.
Какие языки программирования учить?
Чем больше освоишь, тем круче будешь
Довольно популярное мнение среди разработчиков, что уровень квалификации и зарплата зависят от количества языков программирования, которыми разработчик владеет.
Я сам в свое время ходил и думал, что бы такого изучить, чтобы потом писать в резюме много умных слов. Затем однажды на работе познакомился с коллегой, С++ разработчиком, который за всю жизнь освоил только один этот язык и все. А зарплата у него была, как у меня, может даже больше. Помню, как он ходил и с интересом спрашивал, как такие же вещи можно делать на С #. Это меня очень удивило, потому что я увидел, что человек достаточно успешен в IT-карьере, хотя он хорошо выучил всего один язык, а за его пределами почти ничего не знает.
Конечно, это не значит, что надо ограничивать свой кругозор единственным языком. На мой взгляд, секрет успеха в том, чтобы стать профи в чем-то одном, а затем осваивать смежные области, которые будут дополнять друг друга и двигать в направлении одной цели. Например, если вы занимаетесь Web-разработкой, будет плюсом знать какой-то язык для бэкэнда и JavaScript для фронтэнда. Но если я буду учить С++ для бэкэнда, то знания JavaScript для фронтэнда мне ничего не даст, потому что я никогда не буду использовать их вместе.
Обычно, с одного языка пересесть на другой не так сложно из-за схожего синтаксиса и общих принципов. Например, с C # на Java. При этом вокруг каждого языка есть своя большая экосистема: библиотеки, фреймворки, либы. А вот на это уже нужно много времени, и быть достаточно высококвалифицированным специалистом в двух-трех разных областях в программировании очень сложно.
Рынок вакансий диктует условия
Если осваивать программирование с целью карьеры, а не в качестве хобби, ориентироваться надо на рынок вакансий. Идем на HeadHunter и видим такую картину
Зеленым выделены языки с положительной динамикой вакансий. За год Kotlin и Go впервые оказались в этом списке. Красным выделен Ruby — для него число вакансий сокращается, и возможно, скоро из топ-10 его вытеснит какой-нибудь другой перспективный язык.
Может показаться, что если выбрать что-нибудь экзотическое, у вас будет меньше конкурентов, а значит проще найти работу. Это не совсем так. Работодатели тоже идут на hh, смотрят кандидатов и решают, на чем запускать проекты, под которые реально собрать команду. Замкнутый круг. Поэтому мой совет с точки зрения развития карьеры: выбирайте популярный язык, при этом ориентируйтесь на спрос на рынке труда, а не по каким-то другим рейтингам.
Вместо того, чтобы обсуждать актуальность отдельно взятого инструмента — а именно этим являются языки программирования — я рассмотрю их в разрезе 4-х направлений разработки и составлю наборы навыков, необходимых для решения разных задач.
Web-разработка
Здесь больше всего вакансий, но и сильнее конкуренция среди специалистов, т.к. направление развивается уже много лет. Web-разработка состоит из Frontend — визуальная часть сайта, то, с чем взаимодействуют пользователи, и Backend — серверная часть сайта.
Начальный маршрут для фронтендера:
HTML, CSS — языки верстки
JavaScript — для интерактивных элементов
ECMAScript / Typescript — расширения JavaScript, дающие больше возможностей
Опыт работы с одним из фреймворков: React / Angular / Vue
Как правило, выбор фреймворка не столь принципиален: работодатель готов рассмотреть кандидата с опытом в любом из трех, т.к. довольно быстро можно пересесть на нужный специально под проект.
Для бэкендера есть несколько вариантов. Каждый пункт в списке — пара из языка и его фреймворков:
PHP + Laravel / Yii 2 / Symphony
Javascript + NodeJS (Express.JS, Nest.js, TypeScript, GraphQL, Apollo)
Каждый из наборов актуален для написания серверной части сайтов, поэтому можно выбрать на свое усмотрение. В любом случае понадобится овладеть еще и этими знаниями:
HTML & CSS — понимание верстки сайтов
SQL (PostgreSQL / MySql) — работа с базами данных
Архитектуры и паттерны — как писать код, который легко поддерживать и масштабировать
В большинстве случаев это необходимый минимум, джентельменский набор для бэкенд-разработчика, работающего над сайтами. Далее, можно развиться как разработчик в 2 разных направлениях: начать осваивать технологии из списка фронтендера, т.е. стать Fullstack-разработчиком, или углубиться в бекенд и хайлоад. Выбрав второй путь, будет полезно освоить следующие технологии:
NoSql (MongoDB, Reddis, Cassandra)
Брокеры сообщений: RabbitMQ / Kafka
Мобильная разработка
Более молодое направление, в котором меньше вакансий, но пока наблюдается дефицит кадров. Языки программирования выбираются в зависимости от того, под какую платформу вы будете создавать приложения.
Android-разработчик:
В большинстве проектов нужно знать и Java и Kotlin
Новый код чаще пишется на Kotlin, однако очень много кода, который нужно поддерживать, написан на Java
Kotlin молодой, но очень перспективный язык, созданный питерской компанией Jetbrains в 2016 году. Он полностью совместим с Java, но примерно на 40% короче его, что значительно ускоряет разработку. Кроме того, в какой-то момент Google, устал от исков со стороны правообладателей Java за использование кода в Android и назвал Kotlin предпочтительным языком для Android-разработки. Сейчас все чаще приложения пишут на нем. Однако на текущий момент все еще очень много проектов, написанные на Java, которые нуждаются в поддержке и развитии. Поэтому Android-разработчику надо знать оба языка, чтобы уметь читать и вносить изменения в старый код.
iOS-разработчик:
Достаточно знать Swift
Старый код написан на Objective-C
Легкий и простой Swift пришел на смену и значительно потеснил первый iOS-язык Objective-C. Эти языки несовместимы, поэтому новые проекты начинают на Swift и его вполне достаточно для разработки на платформе. А Objective-C остается актуальным только для старых больших проектов, которые не решились переписывать на Swift.
Что касается востребованности, то Java и Kotlin универсальные языки, которые используют не только для мобильной разработки и под различные платформы. А вот Swift подходит исключительно для мобильной разработки под iOS и десктопной разработки под MacOS.
Еще один путь мобильного разработчика — освоить библиотеку ReactNative для JavaScript. Она устроена таким образом, что написанный код работает под все платформы. С одной стороны это очень удобно. Однако нередки случаи, когда появляется необходимость прописать нативный код для каждой платформы, а это значит нужно иметь наготове знания и Kotlin, и Swift.
Серверные приложения
Путь разработчика серверных приложений во многом похож на бэкендера, разрабатывающего сайты. Во-первых, надо выбрать и изучить один из языков. Сейчас в ТОП-е по количеству вакансий на российском рынке:
Во-вторых, как и бэкендеру, для большинства задач вам понадобятся навыки работы с базами данных и умение писать качественный код. Тут вам пригодятся:
SQL (PostgreSQL / MySql)
Архитектуры и паттерны
Дальше можно изучить:
Алгоритмы и структуры данных
NoSql (MongoDB, Reddis, Cassandra)
Брокеры сообщений: RabbitMQ / Kafka
Из этого самый сложный пункт — выбор языка. Я подготовил сравнительную таблицу:
Java, Python и С # между собой очень похожи и довольно универсальны. Java используют для сайтов и мобильной разработки. Python отдают предпочтение стартапы (а также крупные проекты, выросшие из стартапов) из-за его простоты освоения и универсальности. C # популярен и для сайтов, и для написания игр на движке Unity 3D. Я советую выбирать тот, с которым вы уже хоть немного имели дело и на какую сферу больше ориентируетесь. При необходимости быстро пересесть на другой из этой тройки не составит труда.
C++, на мой взгляд, один из самых сложных в освоении язык, подходящий в основном для серверных, десктопных программ и игр, реже — для Data Science. Разработка на нем занимает значительно больше времени, но дает программисту огромные возможности. C++ используют для программ, требовательных к быстродействию, например, Photoshop, или масштабных игр, так как с его помощью можно контролировать и распределять нагрузку на «железо».
Golang (Go) появился как более простая версия С++. Его легко освоить, и он заточен под высокие нагрузки и многоядерные процессоры, но имеет очень ограниченный функционал, например, нет дженериков, исключений и т.д., которыми обладают другие языки программирования. В первую очередь его целесообразно использовать для консольных утилит и highload бэкенда. Вакансии разработчика на Go открывают преимущественно крупные корпорации, хотя в последнее время спрос на разработчиков Go начал появляться и в проектах поменьше.
Разработка игр
Выбор языка во многом определяет платформу, на которой вы сможете писать игры:
C#, Unity 3D — кроссплатформенный, возможность быстро портировать игру с одной платформы на другую
C++, Unreal Engine — PC, обычно используется для масштабных игр, требовательных к быстродействию «железа»
Если по выбору языка какие-то моменты не осветил, задавайте вопросы — отвечу.