на чем лучше рисовать масляной пастелью

Все о масляной пастели

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастелью

На чем рисовать масляной пастелью? (часть 1)

Когда мы только знакомимся с масляной пастелью, с радостью узнаем, что «масляной пастелью можно рисовать на любых поверхностях».
Кен Лесли, автор лучшей книги о масляной пастели и большой экспериментатор, как-то нарисовал на пустом гусином яйце земной шар и подвесил его на нейлоновой нитке. Получилось оригинально.

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастельюby Kenneth Leslie, 1989.
Масляная пастель на пустом гусином яйце, 8 см высотой х 5 см в диаметре

Однако, задаваясь вопросом «на чем можно рисовать масляной пастелью?», мы хотим получить более конкретные ответы, нежели «масляная пастель рисует на чем угодно».

В этой статье мы рассмотрим удачные поверхности для рисования масляной пастелью, как доступные по цене, так и довольно дорогие. Также коснемся тонированной бумаги для пастели – стоит ли на ней рисовать и какие цвета лучше?

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/toned-paper.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/toned-paper.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/toned-paper.jpg» alt=»» />

Сначала – немного теории. Конечно, вы можете ее проскочить, но тогда вы не узнаете, от чего зависит выбор бумаги для масляной пастели 🙂

В поисках идеальной поверхности перед нами встают два важных вопроса: фактурность бумаги и грунтовка.

Фактурность – зачем она нужна?

Некоторые художники предпочитают совершенно гладкие поверхности типа картона. Другие настаивают, что лучший вариант – абразивная бумага.

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg» alt=»» /> Абразивная бумага

Что дает гладкая поверхность? Хорошее покрытие уже при первом слое. Т.к. у такой бумаги нет фактуры, масляная пастель ложится ровно, без белых незакрашенных пятнышек. К тому же, в целом гладкая бумага и картон бюджетнее.

Что дает абразивная или любая шероховатая поверхность? Можно нанести большое количество слоев и таким образом сделать цвета более глубокими и богатыми. Наждачная бумага или художественные абразивные поверхности позволяют получить максимальное количество слоев, правда, при этом идет большой расход масляной пастели. Наконец, на фактурной бумаге масляная пастель обычно смотрится интереснее.

В общем, правильного ответа нет, потому что все зависит от вашей техники рисования. Но я заметила, что большинство художников считают слегка шероховатую поверхность универсальным вариантом. Неровности поверхности позволяют такому материалу, как масляная пастель, максимально раскрыться.

Нужна ли грунтовка?

Грунтовка бумаги может использоваться для следующих целей:

1) создание большей фактурности на гладкой бумаге (скажем, у вас много ненужной гладкой бумаги);

2) защита бумаги при использовании растворителей или масел;

3) защита бумаги от самой масляной пастели в долгосрочной перспективе.

Если вы пользуетесь растворителями (терпентин, скипидар, пинен и др.) или маслами для равномерного смешивания масляной пастели, на бумаге появятся жирные пятна. Поверхность надо обязательно защитить грунтовкой – например, купить готовый грунтованный картон или холст на картоне. Или покрыть грунтом самостоятельно – мы вернемся к этому чуть позже.

А вот надо ли защищать бумагу от самой масляной пастели – вопрос неоднозначный.

За почти 20 лет на это не нашлось однозначного ответа. Вот несколько популярных мнений, подкрепленных комментариями производителей масляной пастели и пастельной бумаги:

Джон Эллиот, еще один автор популярной книги о масляной пастели, утверждает, что не надо никакой специальной защиты. Главное – чтобы в составе масляной пастели было инертное масло (такое, как минеральное масло), а не химически активное (типа льняного масла).

За 40 лет Джон Эллиот нарисовал много картин масляной пастелью – на пастельной бумаге, на museum board (дорогущая доска с гарантией долговечности), плотной акварельной бумаге (300 и 400 гр.), и все они до сих пор в отличном состоянии.

Также этот известный художник связывался двумя крупными производителями масляной пастели, Sennelier и HK Holbein, и президенты этих компаний заверили мистера Эллиота, что они используют инертное масло, так что их масляная пастель не будет разрушать бумагу с течением времени.

Однако среди художников масляной пастелью было два прецедента, когда на обратной стороне бумаги проступило масло из масляной пастели. Бумага была Canson Mi-Teints, а масляная пастель – Sennelier. По этому поводу народ с форума WetCanvas связывался с представителем Canson, чтобы выяснить: можно ли рисовать масляной пастелью на бумаге Canson Mi-Teints без грунтования? Выдержит ли тогда бумага проверку временем?
Вот что ответил представитель компании: бумагу надо грунтовать. Чтобы наверняка.

Кен Лесли, уже упоминавшийся в начале статьи, настаивает на том, что масляная пастель со временем будет разъедать бумагу. А значит, поверхность должна быть защищена акриловым грунтом gesso (можно взять любой акриловый грунт). Кстати, известные мне абразивные бумаги уже имеют защитное покрытие, и их ничем не надо обрабатывать.

Резюме: никто точно не знает, как влияет масляная пастель на необработанную бумагу. Если у вас серьезные требования к сохранности вашей работы, вероятно, лучше всего использовать грунтованную поверхность.

Переходим к самим вариантам бумаги и других поверхностей.

Я пока попробовала не все варианты, так что комментарии о многих поверхностях основаны на многочисленных отзывах западных художников.

1) Бумага. Подойдет разная, желательно – с текстурой. Плотность – от 150 г. Маленькая плотность (120-130 г) подойдет, только если рисовать аккуратно и не планировать много слоев.

Если же вы активно используете сграффито (процарапываете лезвием или другими острыми инструментами), сильно нажимаете на мелок – то плотность бумаги должна быть больше.

Сразу скажу – принтерная бумага или детские альбомы для рисования – плохой вариант. Даже качественная масляная пастель будет себя на ней плохо вести. А уж посредственная…

Вот «Сонет» (очень посредственная масляная пастель) в обычном альбоме для рисования. Это кусок неудачного рисунка, где важным было смешивание масляной пастели. «Сонет» и так смешивается из рук вон плохо, а уж на этой гладкой, тонкой бумаге совсем ужасно:

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/bad-paper-e1550698933482.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/bad-paper-e1550698933482.jpg?w=718″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/bad-paper-e1550698933482.jpg» alt=»» /> на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастельюСонет (слева) и Mungyo Gallery (справа). Даже в случае Mungyo начинает просвечивать бумага, потому что такая гладкая бумага не подходит для смешивания.

Правда, если забить на смешивание и ограничиться накладыванием штрихов, все не так уж и плохо:

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастелью

Но скажу честно: рисовать на такой бумаге – никакого удовольствия!

Зато вот как выглядит тот же Сонет на нормальной бумаге для пастели. О чудо! Появляется какое-то подобие слоев и даже немного смешивания!

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастелью

В общем, давайте забудем о совсем плохой бумаге и поговорим о хорошей 🙂

Пожалуй, лидер среди различных вариантов бумаги для пастели – Canson Mi-Teints. Стоит 26 рублей за лист А4, выпускается в целой радуге из 50 (!) оттенков, продается почти везде. В меру плотная – 160 г.

Удачная поверхность – одна сторона более шершавая (обычно используется для сухой пастели), другая – с менее выраженной текстурой. Как я многие, я предпочитаю вторую сторону, но вдруг вам придется по душе более фактурная сторона?

Интересные факты: на эту бумагу отлично ложится любая качественная масляная пастель, кроме Holbein. Почему-то текстура этой топовой пастели не дружит с Canson Mi-Teints.

Судя по словам представителя компании Canson, не все 50 оттенков этой бумаги являются светостойкими. Это выяснили ребята с WetCanvas.

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастельюСтокгольм на Canson Mi-Teints. Деталь работы.

Очень похожа на Canson Mi-Teints бумага для пастели Lana. Она тоже выпускается в разных цветах, тоже имеет две разные по текстуре стороны.

А вот бумага для пастели Fabriano Tiziano отличается. Она показалась мне немного тоньше, чем Canson, со странной ячеистой текстурой. Масляная пастель наносилась как будто бы не очень равномерно. Хотя я мало на ней рисовала, больше покупать ее не буду. Художники, рисующие сухой пастелью, тоже ее не любят.

Другой вариант – Strathmore 400 Series Pastel Paper. Хотя у этой бумаги для пастели удачная поверхность, она слишком тонкая (118 г). А использовать такую бумагу только для скетчей – что-то дороговато.

Sennelier Oil Pastel Card разработана специально для масляной пастели, но многим oil pastelists она совершенно не понравилась. Эта бумага плотная, слегка фактурная, но, как говорят, масляная пастель скользит по ней, плохо цепляется за поверхность. Бумага не позволяет наносить много слоев.

В альбоме между листами калька – удобно, что не нужно беспокоиться о смазывании рисунка. Те художники, которым бумага понравилась, любят брать с собой альбом на пленер. Это дорогой вариант – что неудивительно, это же Sennelier.

Есть и отечественная бумага для пастели Palazzo. На ней можно рисовать, и некоторым нравится и хорошо получается, но… она какая-то некачественная на вид, мне даже не захотелось пробовать. К тому же, после «Сонета» отечественная продукция не внушает мне доверия.

Крафтовая бумага. Она, конечно, тонковата для масляной пастели. И она гладкая. Но это опять-таки дело вкуса, и некоторые художники рисуют на ней с удовольствием. Мне чисто субъективно не нравится сама бумага – ни по цвету, ни на ощупь.

Bristol vellum – довольно гладкая бумага, обычно не очень удобная для масляной пастели. Обладатели наборов Сеннелье жалуются, что пастель просто скользит по бумаге, невозможно накладывать слои и т.д.

Однако художник Эд Бразерс уже не первый год рисует мелками Сеннелье исключительно на Strathmore Bristol Vellum – плотной бумаге со слегка шероховатой текстурой. Совсем слегка. Эд комментирует, что к этой бумаге нужна привычка, и что некоторые мелки Сеннелье вообще не смешиваются на ней и не ложатся вторым слоем.

Вот одна из его шикарных работ:

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастельюby Ed Brothers

Акварельная бумага – еще один достойный вариант. Только не российского производства Лилия-Холдинг – на такой бумаге что акварель, что масляная пастель быстро начинает скатываться. А вот если брать нормальную по качеству, плотную (300 г – супер!), с текстурой по вкусу – то рисовать приятно. Самый шикарный вариант – это, пожалуй, Arches. Его хвалят все! Но акварельная бумага Arches дорогая: в России лист стоит около 700 рублей.

Любителям гладкой бумаги нравится акварельная бумага Fabiano горячего прессования.

Плюс акварельной бумаги в том, что можно затонировать бумагу акварелью – а потом уже рисовать масляной пастелью. Это будет считаться смешанной техникой, и, если вы беспокоитесь о долговечности такой работы, можно покрыть акварельный подмалевок прозрачным акриловым грунтом (clear gesso).

Еще одно преимущество: поверхность акварельной бумаги обычно проклеена желатином, поэтому не надо беспокоиться о защите бумаги от масла в масляной пастели. Однако помните, что такой защиты не достаточно, если вы используете растворители.

Вот моя работа на плотной акварельной бумаге с достаточно крупным зерном (марку не помню):

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастелью

Hahnemuhle velour – бархатная бумага, весьма специфическая. Она очень приятная на ощупь, но чтобы работать на такой бумаге, к ней надо привыкнуть.

Эта бумага подходит для нанесения штрихов, но не смешивания. Не позволяет накладывать слои пастели. Поэтому трудно вносить изменения, приходится сразу наносить штрихи и цвет четко на те области, где они должны быть.

Масляная пастель Sennelier не подходит для работы на этой бумаге: она слипается в комочки, липнет – в общем, не дружит с Hahnemuhle Velour. Нужна более твердая пастель, которую придется наносить с нажимом.

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/dream-flowers-detail.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/dream-flowers-detail.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/dream-flowers-detail.jpg» alt=»» /> Hahnemuhle Velour: бархатная поверхность, такая нежная и такая капризная

Бумага для масла – в первую очередь, Arches Oil Paper. Шикарный вариант: плотная, 300-граммовая бумага, грунтованная с обеих сторон и поэтому подходящая для использования растворителей и не боящаяся масла в масляной пастели. Короче, archival со всех сторон. Одна сторона бумаги более гладкая, другая – слегка фактурная. Использовать можно обе.

Вероятно, другие бренды бумаги для масла тоже могут подойти, но у меня нет на них отзывов. А вот Arches Oil Paper хвалят регулярно. В листах она довольно дорогая (500-600 рублей), но большого формата (50 на 70 см). Есть недорогие склейки и альбомы. Другие варианты, которые разок-другой упоминались любителями масляной пастели – склейка Clairefontaine для масла (240 г) и Canson Figueras (290 г), обе с тиснением лен.

Если вы хотите, чтобы ваша работа не желтела и не выцветала со временем, на бумаге должна быть надпись acid-free. Canson Mi-Teints, Strathmore и другие серьезные бренды всегда acid-free (бескислотные).

Конечно, сохранятся цвета или поблекнут, также зависит от качества и светостойкости ваших мелков.

2) Картон

Дешево и доступно. Супер-бюджетный вариант – вырезать картонки из-под коробок овсянки. Некоторые действительно так делают. И я попробовала для прикола:

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастелью

Минус картона – гладкая и незащищенная поверхность (но ее можно загрунтовать). Хотя некоторым художникам импонирует гладкая поверхность.

Художница Вера Кавура впечатляюще экспериментирует с масляной пастелью на плотном гладком картоне:

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастельюАвтор Вера Кавура

Также можно использовать картон от паспарту – у вас он все равно остается, если вы делаете паспарту сами. Багетные мастерские могут продать такой картон по дешевке.

Некоторые делают наброски на упаковочном картоне из-под больших коробок…

Еще столько вариантов впереди – абразивная бумага, холст, дерево, варианты грунтования… Об этом вы узнаете во второй части статьи 🙂

Источник

Все о масляной пастели

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастелью

На чем рисовать масляной пастелью? (часть 2)

Продолжаем наш обзор бумаги и других поверхностей для масляной пастели. В первой части мы уже обсудили множество видов бумаги, кроме одной – абразивной. Сегодня поговорим об этом интересном варианте (а еще о холсте, дереве), и бонусом – о грунтах и о том, нужна ли тонированная бумага.

Итак, #3 – наждачная и абразивная бумага. Даже дешевая масляная пастель интересно выглядит на наждачной бумаге. Темный цвет делает цвета ярче. Грубая фактура заставляет пастель смешиваться. В общем – просто находка!

Кстати, не стоит думать, что «наждачная» – обязательно очень грубая. Хотя она продается в строительном магазине, у наждачки есть градация зернистости. Цифра 200 означает довольно грубую поверхность. 400-600 – уже мелкое зерно, на котором приятно рисовать. 800 подходит для портретов.

Минус наждачной бумаги – недолговечность. Цвета на ней будут выгорать еще быстрее, а сама бумага, вероятно, не выдержит испытание временем. Но зато на ней можно классно экспериментировать – особенно, если у вас завалялся дешевый набор масляной пастели.

Вот моя работа «Сонетом» на наждачной бумаге. Желтые оттенки здорово «зеленили», пришлось пройтись сверху желтым цветным карандашом. Для обводки контуров тоже использовала цветные карандаши.

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастелью

Окей, наждачка – для баловства, разобрались. Еще у нас есть абразивная бумага, и вот тут-то начинается веселье…

Их много разных! Названия, которые у всех на слуху – Pastelmat, Uart, Colorfix, Sennelier La Carte, Canson Mi-Teints Touch. И все они дорогие – в районе 600 рублей за лист 50 см на 70 см. К тому же, половина из них в России не продается. В зарубежных магазинах можно достать их дешевле – в этой статье будут ссылки на хорошие варианты.

Есть простой и доступный вариант – заценить их все в одном тестовом наборе от Jackson’s Art! Купить полноразмерный вариант 50 на 70 влетит в копеечку из-за доставки (габариты слишком большие), но в пробном наборе лежат четвертинки (примерно 25 на 35 см). Поэтому доставка обошлась мне в 300 рублей.

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=1024″ alt=»» srcset=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=1024 1024w, https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=150 150w, https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=300 300w, https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=768 768w, https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg 1032w» sizes=»(max-width: 1024px) 100vw, 1024px» />

Вот он – Sanded Pastel Paper Sample Pack. В него входят 7 разных брендов абразивной бумаги:

Я еще не всех их опробовала, но расскажу все, что знаю, а потом дополню статью.

Самая мягкая и совершенно не абразивная из них – Hahnemuhle Velour, о ней я уже говорила в первой части. Кстати, она так же быстро поглощает ваши мелки, как и абразивная бумага! Теперь я понимаю, почему ее положили в этот набор…

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d181d0b0d0bcd0bed0b7d0b0d182d0b0d187d0b8d0b2d0b0d18ed189d0b8d0b5d181d18f-d0bcd0b5d0bbd0bad0b8.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d181d0b0d0bcd0bed0b7d0b0d182d0b0d187d0b8d0b2d0b0d18ed189d0b8d0b5d181d18f-d0bcd0b5d0bbd0bad0b8.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d181d0b0d0bcd0bed0b7d0b0d182d0b0d187d0b8d0b2d0b0d18ed189d0b8d0b5d181d18f-d0bcd0b5d0bbd0bad0b8.jpg» alt=»» /> Мелки после недолгого рисования на абразивной бумаге

Самая интригующая и универсальная – Clairefontaine Pastelmat. Когда я впервые увидела ее, я подумала, что мне подсунули что-то не то. Она же гладкая! Где та абразивная поверхность, которая отлично удерживает слои пастели?

Оказалось, что у Pastelmat уникальная поверхность – гладкая и приятная на ощупь, словно невесомая замша, но при этом она удерживает много слоев не хуже других абразивных поверхностей! Одни бонусы без стирания пальцев!

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/pastelmat-surface-2-e1555704669463.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/pastelmat-surface-2-e1555704669463.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/pastelmat-surface-2-e1555704669463.jpg» alt=»» /> Clairefontaine Pastelmat

14 красивейших оттенков. Не боится воды – можно сделать акварельный подмалевок. Не боится разбавителей – можно красиво размыть масляную пастель или сделать цвет однородным. Можно без проблем стирать неудавшиеся слои клячкой.

Я использовала растворитель, но после этого оставила бумагу в вертикальном положении. Вероятно, этому она начала заворачиваться. Потом я «разогнула» ее, положила горизонтально – и все вернулось в норму.

Если будете использовать акварель как подмалевок, имейте в виду, что цвета на этой бумаге заметно бледнеют, когда бумага высыхает. Вместо акварели можно использовать гуашь или тушь.

Art Spectrum Colorfix – популярный австралийский бренд. Эта бумага покрыта грунтовкой Colorfix Primer, так что можно взять плотную акварельную бумагу и сделать себе home-made Colorfix 🙂 конечно, с помощью этого самого праймера – но о нем поговорим чуть ниже.

Примерно так выглядит поверхность после нанесения 1 слоя масляной пастели.

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастелью

А после нанесения нескольких слоев мелки начинают затачиваться, как карандаши! Надо сказать, что после Пастельмата эта поверхность кажется очень грубой… Здесь уже нельзя растирать пальцами. Я пробовала после 3 или 4 слоев – можно содрать пальцы. После нанесения Sennelier Colorless Blender (прозрачный мелок-медиум) растирать стало возможно, но очень, ОЧЕНЬ аккуратно.

ArtSpectrum Colorfix тоже доступен в различных красивых цветах. Вот, например, отличный недорогой набор из 10 листов формата А3 (около 1800 рублей).

Sennelier La Carte (Soft Pastel Card) предназначена для сухой пастели, хотя некоторые бренды масляной пастели хорошо на ней держатся. Большая проблема этой бумаги в том, что она не переносит совершенно никаких жидкостей (вода, разбавители) ни в каких количествах. То есть на нее нельзя даже чихнуть – в буквальном смысле!

Я уже упоминала, что у Сеннелье есть специальная бумага для масляной пастели, которая моим знакомым oil pastelists совершенно не понравилась в использовании.

Sennelier La Carte хороша. Она очень плотная, не боишься ее помять. Я думаю, может выдержать довольно много слоев – в этой работе у меня было максимум 7-8, наверное, но легко можно было сделать больше:

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастелью

Здесь я допустила один косяк: жалея свои Mungyo Gallery, решила сделать первые парочку слоев дешевой масляной пастелью: «Сонетом» и Пентелом (Pentel). Потом по ним рисовала Mungyo Gallery – в результате некоторые слои начали осыпаться! Слои неравномерно отваливались мелкими кусочками, обнажая первый слой. Следующие слои мягкой Мунгьо плохо накладывались.

Я подозреваю, что дело в сухости «Сонета». Mungyo плохо держалась на нем. Сама идея идти от твердой пастели (первые слои) к мягкой (верхние слои) прекрасно работает, но я нарушила правило: смешала некачественную пастель с хорошей. Смешивание ученических и профессиональных линеек может давать непредсказуемые результаты.

Sennelier La Carte выпускается в разных оттенках. По текстуре заметно грубее, чем Pastelmat, но не такая грубая, как Uart 400. Я думаю, если расположить эти варианты от самого мягкого и нежного до самого грубого, получится примерно такой порядок:

Hahnemuhle Velour (бархат!) – Pastelmat (коварный бархат – вроде мягкий, но не очень) – Canson Mi-Teints Touch – Sennelier La Carte – ArtSpectrum Colorfix – Tim Fisher 400 – Uart 400.

Uart 400 – самая грубая поверхность. Напоминает другую супер-абразивную бумагу – американский бренд Wallis, который, похоже, перестали выпускать.

Бумага Uart имеет градацию зернистости от 240 до 800 (от самой грубой до самой нежной, если так можно сказать про абразивную поверхность). На Jackson’s art есть 400, 500, 600 и 800.

Не боится воды. Доступна всего в двух оттенках – темный и нейтрально-бежевый.

Цветная бумага или белая?

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20190118_190400.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20190118_190400.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20190118_190400.jpg» alt=»» />

Дело вкуса, и оба варианта имеют свои плюсы и минусы.

Белая поверхность удобна тем, что легко создать фон нужного цвета. Для заполнения больших областей цветом можно использовать акварель, гуашь, акрил и др. – или масляную пастель в комбинации с растворителем.

Также популярны нейтральные цвета, в первую очередь – светло-серый и серый средней насыщенности. На сером и светлые, и темные цвета выглядят одинаково хорошо. Другой вариант спокойного, нейтрального цвета – бежевый.

Чем же хороши более яркие цвета? Удачный тон бумаги может задать настроение всей картине. Скажем, скалистый пейзаж в солнечный день будет хорошо смотреться на бумаге теплых желто-оранжевых оттенков. Пейзаж, где много воды и неба – на бумаге голубых оттенков.

На одном из моих первых рисунков я хотела передать нежные оттенки неба сразу после заката. Я подобрала нужные цвета для неба и решила, что светлый желто-оранжеватый тон бумаги подойдет. Мол, цвет неба заиграет на фоне противоположного цвета.

Сразу же стало ясно, что это – неудачное решение. Желтый и оранжевый выбились вперед – а ведь они должны были выглядеть нежными!

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20181125_121735.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20181125_121735.jpg?w=672″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20181125_121735.jpg» alt=»» /> Неудачный выбор

Пришлось оставить эту бумагу для другой работы, и начать заново – в этот раз на серо-голубой бумаге. Вот это другое дело:

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d0b7d0b0d0bad0b0d182-d0b8d0b7-d0bed0bad0bdd0b0-2-e1555705739102.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d0b7d0b0d0bad0b0d182-d0b8d0b7-d0bed0bad0bdd0b0-2-e1555705739102.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d0b7d0b0d0bad0b0d182-d0b8d0b7-d0bed0bad0bdd0b0-2-e1555705739102.jpg» alt=»» />

Необязательно подбирать тон, совпадающий с основными цветами картины. Иногда лучшим вариантом будет комплементарный (противоположный) цвет. Здесь надо экспериментировать.

Яркий цвет может послужить основным фоном и сэкономить вам время и мелки 🙂 как и в случае сухой пастели, здесь тонированная бумага может проглядывать из-под тонкого слоя масляной пастели. Это может быть темный фон комнаты, который будет достаточно небрежно заштриховать оттенками синего и коричневого, например.

Могут быть и такие броские, интересные варианты:

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастельюBy Li Ling F

Правда, у рисования на цветной бумаге есть свои нюансы. На черной бумаге светлые цвета выглядят особенно ярко и впечатляюще, но желтый «зеленит», а темные цвета могут казаться невыразительными.

Темные цвета могут оказаться неудачными для портретов: светлые и телесные оттенки часто бывают полупрозрачными, и когда сквозь них проглядывает темный фон, это некрасиво. Отчасти проблема снимается накладыванием слоев более укрывистых цветов.

Как-то я рисовала мелком телесного цвета (Salmon) на желтой бумаге, и у меня получился розоватый оттенок…

В общем, если вы выбираете тонированную бумагу, вас ждет множество открытий! 🙂

4) Холст – да, масляная пастель сочетается и с холстом! Удобнее всего, пожалуй, холст на картоне (всевозможные canvas boards) – потому что у него твердая поверхность. Если же вы рисуете на холсте на подрамнике, то рискуете продавить холст, когда нажимаете на мелок. Надо подкладывать что-то твердое и устойчивое прямо за натянутым холстом.

Некоторые художники рисуют на разложенном холсте, а потом уже натягивают его на подрамник. Это снова эксперименты, и это дорогостоящий вариант.

В целом холст едва ли идеальная поверхность для масляной пастели: фактура у него специфическая, будет проглядывать сквозь масляную пастель. Ну и, по слухам, мелки «ест» хорошо. Я сама еще не успела попробовать – у меня лежит холст на картоне и ждет удачной идеи 🙂

Холст может быть удачным решением, когда душа требует большого формата, и для удобства делается фон маслом. А еще грунтованный холст позволяет использовать растворитель.

Бонус от рисования на холсте: масляная пастель не требует фиксатива/закрепляющего лака! Поверхность холста надежно удерживает слои пастели, и они особо не смазываются.

Вообще фиксативы для масляной пастели – тема, требующая отдельной статьи (спойлер: не так уж они и нужны).

Пара слов о холсте на картоне. Плюс – цена и удобство (твердая, уже загрунтованная поверхность), минус – качество. Профи обычно невысокого мнения о холстах на картоне, потому что «берут они дешевые материалы и приклеивают к не пойми какому картону, это только для экспериментов годится, но продать такое покупателю я не могу. Проверку временем не выдержит!»

На всякий случай расскажу и про более дорогие и долговечные варианты 🙂

Некоторые холсты крепятся не к картону, а к оргалиту, к museum board (не знаю, как это будет по-русски) и др. Надпись Museum board автоматически означает высокое качество и долговечность.

Один из моих любимых художников, Рич Арриагада, рисует масляной пастелью на Da Vinci Pro Panels. Эти панели (?) сделаны из высококачественной древесины (новозеландская сосна), продаются в разных размерах и с двумя вариантами толщины, с несколькими вариантами поверхностей на выбор – от очень гладкой до весьма грубой. Для масляной пастели предпочтительна золотая середина – medium textured.

Если у вас эти прекрасные панели, то не придется заморачиваться с паспарту и рамой. Более того – боковые стороны панели можно покрасить под темное дерево, и смотреться будет еще шикарнее. Рич Арриагада утверждает, что масляная пастель идеально ложится на эту поверхность и с легкостью растушевывается. Минусы – высокая цена и то, что в России эти панели не продаются.

Еще один вариант из этой же ценовой категории (и категории крутости) – Ampersand Pastelbord. Что это за зверь такой? Это, так сказать, еще более крутой и дорогой вариант абразивной бумаги. Это панель из оргалита, покрытая глиной и грунтом (gesso) с мраморной крошкой. Это дает нам более грубую поверхность, чем многие абразивные бумаги (возможно, Uart может сравниться с Ampersand Pastelbord, но это только догадка).

Если вам важно создавать много-много слоев, вам обязательно понравится этот вариант. Другие плюсы Ampersand Pastelbord – долговечность. Качество уровня museum quality (подходит под требования музеев) и обещания в сохранности работы в течение 200 лет.

Эта поверхность подходит пастели (как сухой, так и масляной), масла, акрила и для смешанных техник. Ampersand Pastelboard тоже продается в разных размерах, а также в 4 разных цветах.

5) Дерево, оргалит и другие поверхности

Масляной пастелью можно рисовать и по нестандартным поверхностям: дерево, металл, стекло, пластик, МДФ, оргалит… Некоторые необычные поверхности требуют покрытия грунтом – например, дерево и металл.

Не каждая масляная пастель будет хорошо рисовать по таким поверхностям. Из профессиональных брендов лучше всего зарекомендовала себя Caran D’Ache Neopastel. Holbein гораздо лучше рисует по бумаге, Сеннелье – на слегка шероховатой бумаге или дорогом мелкозернистом льне, а вот на дереве и металле они показывают слабые результаты. Подсмотрела эти выводы здесь.

» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/sennelier.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/sennelier.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/sennelier.jpg» alt=»» /> Sennelier

Сеннелье, кстати, хорошо рисует по стеклу. Хотя я себе слабо представляю, зачем кому-то тратить это дорогие конфетки на баловство на стекле. И что потом делать с этим стеклом? Если у кого-то есть идеи – делитесь 🙂

Какие бывают грунтовки

Я знаю тему грунтования пока только в теории, поэтому не воспринимайте мои слова на веру 100% – экспериментируйте, читайте и развивайте эту тему, если она вам близка.

Многие поверхности можно просто загрунтовать с использованием мраморной пыли (marble dust), толченой пемзы (pumice sand). Как вариант – покрыть тонким слоем акрила (вот вам и подмалевок) и насыпать той же мраморной пыли или подобной крошки (кто-то даже пробовал манную крупу), а когда высохнет – смахнуть излишки.

Обычно советуют покрывать грунтом (gesso в данном случае) обе стороны, чтобы поверхность/доска не покоробилась.

Грунты хороши не только тем, что защищают бумагу/другую поверхность. Они также позволяют создать желаемую фактуру, и сэкономить таким образом на крутых, но таких дорогих абразивных бумагах и панелях.

Некоторые художники сами изготавливают бумагу такого типа (и другие поверхности тоже). Это проще, чем кажется! Есть несколько вариантов:

1) Liquitex Clear Gesso. Этому средству можно придать оттенок с помощью почти любой краски на водной основе. Просто наносите его на основу (скажем, акварельную бумагу) в несколько слоев, и когда оно высохнет, у вас будет своя абразивная бумага.

Как вариант, можно делать скетч углем, закреплять его фиксативом, сверху наносить Liquitex Clear Gesso. Можно равномерно распределять его маленьким малярным валиком либо кистью (один слой – в одном направлении, второй слой – в противоположном направлении). Как видно по названию («clear»), это средство прозрачное.

2) Colourfix Primer. Если вам нравится абразивная бумага ArtSpectrum Colourfix, то этот праймер сэкономит вам немало денег. Вам потребуется любая акварельная бумага (для серьезных работ – качественная) и Colourfix Primer любимых цветов. Да-да, он еще и цветной бывает! Цветов 20 – те же самые, каких бывает эта бумага. Можно покрыть этим праймером дерево или оргалит – вот вам и самодельный почти museum board 🙂

3) Golden Acrylic Ground for Pastels. Компания Golden производит разные типы грунтов. Этот, как и Colourfix, создает достаточно грубую текстуру.

Кстати! Грунты не всегда создают очень грубую поверхность, да и не всем это нужно.

Если на банке написано gesso, не всегда очевидно, что подходящий грунт. Если это обычный акриловый gesso, то он даст слишком гладкую поверхность. Но можно исправить это добавлением песка, мраморной пыли, толченой пемзы, манки и кто на что горазд. «Рецепт» примерно такой: чашка воды, чашка gesso, 1-2 столовых ложки мраморной пыли.

Разумеется, есть и российские грунты – от Сонета, Таира… К сожалению, я мало про них слышала, поэтому почти ничего не могу рассказать. Грунты – это такая штука, которые надо пробовать и экспериментировать. Некоторые из них дают удачную фактуру, некоторые – не очень. Наверное, поэтому я пока до них не добралась: не хочется потратить деньги и понять, что это «не то».

Недавно узнала в чудесном арт-челлендже #апрель_масляная_пастель (в инстаграме), что для создания фактурной поверхности можно «загрунтовать» бумагу простой гуашью! Очень интересный, несложный и экономный способ поэкспериментировать с фактурой и тонированной основной. Пожалуй, с этого я и начну эксперименты 🙂

Подводим итоги

От вариантов бумаги и других поверхностей глаза разбегаются, верно? Как и в случае с выбором бренда масляной пастели, многое зависит от личных предпочтений, от стиля, а также от бюджета.
Лидер бюджетных вариантов – пожалуй, Canson Mi-Teints. В России также в ходу пастельная бумага от Palazzo (я ее все-таки попробовала – совсем неплохо!).

на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть фото на чем лучше рисовать масляной пастелью. Смотреть картинку на чем лучше рисовать масляной пастелью. Картинка про на чем лучше рисовать масляной пастелью. Фото на чем лучше рисовать масляной пастельюПопробовала пастельную бумагу Палаццо

Среди дорогих вариантов всеобщий любимчик – Clairefontaine Pastelmat. Высокие позиции также у других абразивных бумаг (ArtSpectrum Colourfix, Hahnemuhle Velour) и Arches Oil Paper.

А еще есть те, для кого пастельная бумага – это банальщина, но раскошеливаться на абразивные бумаги и панели не улыбается. Эти люди – большие экспериментаторы и выдумщики. Они берут дешевую бумагу от того же Палаццо или какой-нибудь кусок оргалита, покрывают все это доступным грунтом – и вуаля, новая интересная площадь для творчества готова 🙂

Желаю всем удачных поисков и интересных находок!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *