на чем летают ракеты илона маска

Особая ракетная магия Илона Маска

Любое обсуждение российского ракетостроения, можно превратить в многостраничный холивар, если написать слово из четырех букв: «Маск». Тут же найдутся его сторонники, которые вспомнят, что с Байконура летают ракеты, разработанные еще в 60-е, а компания Маска SpaceX появилась всего 12 лет назад, и уже делает многоразовую ракету. В ответ можно будет услышать про «секту любителей Маска» и эксцентричного шарлатана, который решил бросить вызов формуле Циолковского. В любом случае, равнодушные быстро покинут обсуждение, а неравнодушные продолжат схватку за свои идеалы.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Что же это за человек такой Илон Маск, почему его появление вынудило Роскосмос говорить о «наступающих на пятки конкурентов», а его марсианские мечты вдохновляют энтузиастов космоса по обе стороны океана?

Обозначу основные моменты становления Илона, как ракетного магната, а потом порассуждаем, на тему многоразовых ракет и «культа Маска».

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска
Арт из группы ВК elonmusk

Его решение удачно легло на желание американского государства разбавить ракетный монополизм Boeing и Lockheed Martin, которые в 2006 году объединились в United Launch Alliance (ULA) и фактически подсадили NASA и Пентагон на ракеты с российскими двигателями первой ступени Atlac V. Целеустремленность Маска активно вскармливалось госзаказами DARPA, а позже NASA. Разрабатывал ракеты Маск на свои, а запуски оплачивало государство. За четыре года компания SpaceX создала легкую ракету Falcon 1, а спустя еще четыре года успешно стартует Falcon 9 — средняя ракета, сравнимая по характеристикам с российским «Союз-2».

К этому времени NASA закрывает программу Space Shuttle и остается без пилотируемых космических кораблей. Для ликвидации отставания от России и Китая, в США объявляются конкурсы на создание грузовых и пилотируемых космических кораблей. SpaceX берется решить обе задачи, и уже в 2012 году к МКС успешно стартует первый грузовик Dragon.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

На волне успеха, Маск заявляет свои следующие амбициозные цели: многоразовая ракета, сверхтяжелая ракета и колония на Марсе.

В 2012 году публикуется видеоконцепт первой идеи.

И начинаются испытания многоразового ракетного модуля Grasshopper.

Оба видео становятся источником яростных дискуссий в этих наших интернетах.
Сторонники Маска начинают считать метры, на которые «прыгает кузнечик» (англ. Grasshopper) — 2 — 5 — 9 — 40 — 80 — 250 — 325 — 744… Критики, напоминают, что до околоземной орбиты немного выше, а музыка Muse не даст нужной прибавки тяги, для успешного решения формулы Циолковского.

В серьезность намерений Маска верят единицы инвесторов, вкладывающих в SpaceX, и толпы поклонников. Специалисты же более сдержаны. Скептики говорят, что Grasshopper скачет по Техасу для успокоения инвесторов, которые не поняли как Маск их «развел» многоразовой ракетой и мечтой о Марсе. Многочисленные ракетные эксперты Вконтакта, рассуждают о недальновидности Маска, забывшего про парашют. И даже реальные эксперты вроде Андрея Ионина, главного аналитика НП «ГЛОНАСС», доверяющие Илону, полагают, что Grasshopper нужен для отработки посадки на Марс, т.е. не верят в многоразовую ракету.

Тем временем SpaceX продолжает развиваться модернизирует двигатели и сам Falcon 9, испытывает головной обтекатель, подходящий для коммерческих запусков и будущей сверхтяжелой ракеты, и запускает спутник на геостационарную орбиту, т.е. претендует на рынок не только «Союза», но и «Протона».

В 2013-м Grasshopper уходит на покой, а его место занимает более продвинутая модель Falcon 9R.
R означает reusable, т.е. “многоразовый”. Это уже настоящая ракетная ступень с ногами, аналоги которой должны отправляться в будущем на высоту около 100 км и возвращаться невредимыми.

При этом, SpaceX продолжает запуски по контракту с NASA, и пуски коммерческих спутников. Они никак не связаны с созданием многоразовой ракеты. Но SpaceX умудряется совмещать выполнение контрактов и отработку технологий будущего.

В сентябре 2013 года он запускают ракету, первая ступень которой впервые должна попытаться маневрировать после выполнения основной задачи. В ходе этого пуска ступень должна была принять вертикальное положение, что необходимо для будущей мягкой посадки.

Попытки управления падающей ступенью видны с 4-й минуты.

Испытания закончились неудачей, при том, что основная задача — выведение на орбиту канадского спутника Cassiope, решена успешно. Но на обратном пути ракетная ступень принялась вращаться в продольной оси, топливо в баках поднялось вверх под действием центробежной силы и двигатели загорелись. Несмотря на неудачу, Маск отрапортовал: «Теперь мы знаем, что надо делать».

И вот, 18 апреля 2014 года, после многочисленных переносов, состоялся запуск первой настоящей ракеты с ногами.
Выведение космического корабля Dragon прошло безупречно, но самое интересное началось позже. Первая ступень ракеты, после отделения, принялась маневрировать. Сначала надо было достигнуть первую цель — вертикализировать ракету. Это было достигнуто благодаря второму этапу испытаний — раскрытию опорных “ног”. Ракета садилась/падала в Атлантический океан, и, к сожалению, там был шторм.

Несмотря на ветер и волны первая ступень смогла войти в воду на малой скорости и практически в идеально вертикальном положении. То есть цели испытания были полностью достигнуты, но корабли не смогли найти ракету в бушующем море и нам осталось только невнятное видео, которое смогли принять по радио.

В этом ролике можно увидеть финал посадки — раскрытые “ноги” и волна на поверхности океана, расходящаяся от работающих двигателей.

Так почему же затея Маска вызывает столь жаркие обсуждения в России?

Даже сейчас, с его одноразовыми ракетами, стоимость выведения полезной нагрузки у SpaceX сравнимо с российскими ценами. А Россия только благодаря ценам и надежности носителей держит лидерское положение на мировом рынке запусков. Но и полных фейлов у Falcon 9 не было (был один частичный, когда потеряли попутные микроспутники). При этом SpaceX оплачивало не только производство, но и разработку ракеты. Конструирование же российских моделей, по большей части, оплатил еще бюджет СССР. Кто-то считает, что нынешние цены Маска — это сознательный демпинг в надежде на будущие заказы и вытеснение конкурентов с рынка. Даже если так, он уже показал свое превосходство перед российскими современными ракетостроителями, если сравнить время создания “Ангары” и Falcon.

Маск — не супергерой. 4-5 лет на ракету — это реально. Тот же “Протон” был создан за 3 года. Но, как мне кажется, между создателями “Протона” и Маском гораздо больше общего, чем между создателями “Протона” и “Ангары”. Маск одержим космосом, известна его фраза, что он мечтает закончить жизнь на Марсе, и не от удара о поверхность. Точно так же были одержимы космосом Королев и Челомей. Сроки с которыми они решали задачи, поражают, в сравнении с сегодняшней российской космической тягомотиной.

Сегодняшняя цель российских космических предприятий — госзаказ. И чем дольше он продлится тем им же лучше. Цель Илона Маска — Марс, а госзаказ — это лишь средство, которое он использует в своих интересах. Сделает он многоразовую ракету или нет — это не так важно. Вся суть в его стремлении вверх, в развитии и постоянном совершенствовании технологии. Это и вдохновляет его сторонников по всему миру.

Хотя очень многие надеются, и действительно верят как в чудо, в его Falcon 9 Reusable. Если он его действительно создаст, это обрушит цены на выведение на низкую околоземную орбиту, оставит позади даже дешевые “Днепры”, и откроет новый этап в освоении космоса.

И я хочу, чтобы это свершилось! Чтобы “Союз”, “Протон” и еще не родившаяся “Ангара” стали слишком дорогими и ненужными ракетами. Тогда, Роскосмосу придется проснуться от бюрократической спячки, вспомнить советскую молодость, и заняться, наконец, прорывными разработками будущего, чтобы наверстать конкурентов. Может ли он такое сделать? Не знаю. Однако…

В Центральном аэрогидродинамическом институте им. проф. Н.Е. Жуковского завершен первый этап комплексных исследований многоразовых ракет-носителей (МРКН). Специалистами ЦАГИ сформированы предложения по усовершенствованию перспективной системы выведения на орбиту, разрабатываемой ГКНПЦ имени М.В. Хруничева в кооперации с более чем двадцатью предприятиями авиационно-космической отрасли.
Планируется, что новое семейство МРКН обеспечит выведение полезных грузов массой от 20 до 60 т без полей падения первой ступени, что является качественно новым шагом в отечественном ракетостроении.

Источник

Илон Маск против России: двигатель SpaceX побил рекорд отечественного РД-180

Новый двигатель Raptor, разработанный SpaceX, побил рекорд российского РД-180 по уровню давления в камере сгорания. Об этом глава компании Илон Маск заявил в своем Twitter.

Raptor планируется установить на космический корабль Starship, вторую ступень ракеты BFR, которая сможет доставить астронавтов на Луну и, теоретически, на Марс. 7 февраля 2019 года SpaceX впервые протестировала Raptor и вывела ракетный двигатель на полную мощность. В отличие от подавляющего большинства действующих ракетных двигателей он работает на метане, а не на керосине. Благодаря этому в двигателе не образуется сажи, его проще готовить к повторным полетам. В предыдущих испытаниях давление в камере сгорания достигало 250 атмосфер — показателя, близкого к среднему давлению в российском двигателе РД-180, у которого этот показатель составляет 266,7 бар. Такие двигатели делают на НПО «Энергомаш».

«Сегодня Raptor достиг 268,9 бара, побив предыдущий рекорд, установленный потрясающим российским РД-180», — написал Маск.

Еще в конце декабря основатель SpaceX считал РД-180 самым совершенным двигателем. «Стыдно, что компаниям Boeing и Lockheed нужно использовать российский двигатель на ракете Atlas-5, однако конструкция двигателя великолепна», — написал он в твиттере.

Планы и реальность

Справедливости ради стоит отметить, что двигатель РД-180 производится серийно и уже используется в упомянутом Маском Atlas-5. В будущем его планируется применить в российской сверхтяжелой ракете «Енисей», по данным источника РИА Новости. SpaceX же в своих ракетах пока не использует Raptor. В уже существующих Falcon-9 и Falcon Heavy применяются двигатели Merlin, менее совершенные, чем РД-180. Двигатель Raptor еще только предстоит испытать в составе ракеты, — ее SpaceX также еще лишь предстоит создать. Кроме того, российские двигатели стремится заменить и Джефф Безос — его компания Blue Origin разрабатывает BE-4.

Планируется, что на более совершенных версиях двигателя Raptor инженерам удастся повысить давление до отметки в 300 атмосфер. Маск обещает, что на таких двигателях ракеты SpaceX смогут облететь Луну уже в ближайшее время. В 2019 году SpaceX запланировала запуск тестовой версии Starship, которая получила называние Starhopper. Она должна будет подняться вверх на несколько десятков километров, а затем плавно опуститься обратно на Землю. На ней будут отработаны технологии для создания многоразовой полноценной версии второй ступени BFR — Starship.

В то же время главные конкуренты Маска в борьбе за Луну — ракета SLS, собранная инженерами NASA, и российская ракета-носитель сверхтяжелого класса «Енисей», — многоразовыми не являются. При этом первая российская пилотируемая экспедиция по всей видимости отправиться на Луну не раньше 2031 года.

Если Маску удастся доказать, что его многоразовые ракеты запускать в разы дешевле, то разработки NASA и «Роскосмоса» окажутся устаревшими уже на стадии разработки.

Источник

Хронология всех ракет Илона Маска

20 лет назад имя Илона Маска ассоциировалась исключительно с PayPal. Тогда никто и представить себе не мог, что молодой миллионер кардинально изменит направление своей деятельности. Однако, по словам самого Илона, он ещё с детства хотел заниматься космонавтикой. И вот, наконец, его мечта сбылась: в 2002 году он основывает компанию SpaceX и начинает работу над своим первым проектом — ракетой Falcon 1. Рассказываем, как все развивалось.

Falcon 1

Через 4 года — 24 марта 2006 года, — в центральной части Тихого Океана, на испытательном полигоне имени Рейгана, принадлежащем вооруженным силам США, состоялся первый запуск ракеты Falcon 1. Неприятности начались сразу после старта — из-за протечки керосина в первой ступени в области двигателя начался пожар. Отработав чуть больше 30 секунд, двигатель заглох, а ракета рухнула в океан неподалеку от атолла, где проводились испытания.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Falcon 1. Изображения: SpaceX

Еще два запуска также закончились неудачей — при старте в 2007 году в двигатель второй ступени из-за высоких колебаний перестало поступать топливо. А в августе 2008 года первая ступень после расстыковки догнала вторую и врезалась в нее, после чего вторая ступень вышла из строя. После анализа данных специалисты выяснили — инцидент произошел, потому что время полного отключения тяги двигателя нового образца – Merlin 1C, — было больше, чем у прошлой модели.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Четвертый и пятый запуски прошли успешно. Но если при четвертом старте на орбиту был выведен лишь макет спутника, то при последнем пуске в июле 2009 года на борту Falcon 1 уже находился малазийский спутник RazakSAT.

Falcon 9

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Falcon 9 задумывалась как ракета многоразового использования. В 2010 году она совершает свой первый успешный полет с макетом корабля Dragon. А в 2012 году уже настоящий корабль Dragon, выведенный на орбиту ракетой Falcon 9, был состыкован с модулем МКС «Гармония».

Конечно, были и неудачи — в 2014 году на испытательном полигоне должен был отрабатываться возврат ракеты на посадочную площадку. Но из-за ошибки сенсора произошел сбой в работе двигателя прототипа ракеты (F9R Dev1) — через несколько секунд после старта ракета автоматически уничтожилась.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Запуск Falcon 9 в июле 2014 года

В июне 2015 Falcon 9 должен был вывести на орбиту очередной Dragon. Однако, через 2,5 минуты полета ракета вышла из строя из-за разрушения крепления баллона с гелием, который находился в баке с жидким кислородом.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Посадка на корабль-дрон

Тем не менее, в декабре этого же года был осуществлен следующий запуск, в рамках которого Falcon 9 все же успешно приземлилась на площадку. А менее чем через полгода, произошла посадка на корабль-дрон в Атлантическом океане.

Dragon

Корабли Dragon неразрывно связаны с проектом Falcon. Это беспилотные, частично многоразовые корабли (их можно использовать дважды), пришедшие на смену легендарным шаттлам. 13 кораблей Dragon за десять лет службы побывали на околоземной орбите 22 раза и доставили на землю 33 тонны груза с МКС.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

На сегодняшний день Dragon единственный в мире корабль, который может вернуть груз с орбиты на землю. Информация о Dragon была обнародована в 2006 году, а первый успешный пуск произошел в декабре 2010 года. А в мае 2012 года он первым из всех частных космических кораблей пристыковался к МКС.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Однако ветерану пора на покой — последний полет был осуществлен 7 марта 2020 года.

Grasshopper

В 2011 году для тестирования технологий, которые будут использоваться при создании многоразовых ракетных систем, в SpaceX создали прототип ракеты Grasshopper. Он, по своей сути, являлся летающим стендом, на котором отрабатывались различные инженерные идеи.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

В 2012–2013 гг. ракета совершила 8 тестовых полетов — максимум на высоту 744 м. Но самое главное — Grasshopper стала основой для развития первой ступени Falcon 9.

Falcon Heavy

За Falcon 9 последовал еще более амбициозный проект — Falcon Heavy, сверхтяжелая частично многоразовая ракета-носитель. Хотя за основу взяли проект Falcon 9, новая ракета существенно отличается от своей предшественницы и предназначена не только для транспортировки груза на орбиту, но и для полетов на Луну и Марс. Falcon Heavy может вывести на низкую орбиту Земли груз массой до 64 000 кг.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Слева направо: Falcon 1, разные версии Falcon 9 и Falcon Heaven

Одним из событий, которые подогрели интерес к Falcon Heavy, стал запуск личного автомобиля Илона Маска Tesla Roadster на орбиту Марса 6 февраля 2018 года.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Несмотря на то, что центральный блок не смог приземлиться на плавучую посадочную платформу, пуск признали успешным — ведь груз был выведен в космическое пространство, и, к тому же, боковые ускорители успешно вернулись на свои посадочные площадки.

Dragon V2

А на смену первым кораблям Dragon пришло второе поколение, которое выпускается в двух версиях — грузовой и пилотируемой.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Первый полет на околоземную орбиту (правда, без экипажа) был совершен 2 марта 2019 года — аппарат состыковался с МКС, после чего вернулся на Землю. Через два месяца было решено произвести запуск с астронавтами на борту и первыми пассажирами корабля стали Боб Бенкен и Даг Херли.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Стыковка Crew Dragon с МКС

В ноябре 2020 произошел последний на сегодняшний день полет пилотируемой версии корабля, который доставил четверых астронавтов на борт МКС. А еще сейчас продолжается миссия грузового Crew Dragon, стартовавшая 6 декабря 2020 года. Уже спустя сутки после запуск корабль успешно состыковался с МКС.

Starship

Сверхтяжелая ракета-носитель SpaceX Starship рассчитана на многоразовый запуск и на вывод около 100 тонн груза на орбиту Земли. Такими ракетами компания планирует полностью заменить все остальные — Falcon 9, Falcon Heavy и даже грузовой Dragon V2. В идеале Starship полетит на Марс в 2022 году с грузом, а еще через два года — с астронавтами на борту.

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

Правда, в декабре прошлого года прототип ракеты поднялся в воздух, дал инженерам успешно испытать двигатели и другие системы, а потом разбился о землю при попытке приземления. Это был первый подъем ракеты на высоту почти 12 км, и Илон Маск настроен оптимистично.

Источник

Улетели в историю: как SpaceX Илона Маска смогла обогнать «Роскосмос» так сильно и так быстро?

на чем летают ракеты илона маска. Смотреть фото на чем летают ракеты илона маска. Смотреть картинку на чем летают ракеты илона маска. Картинка про на чем летают ракеты илона маска. Фото на чем летают ракеты илона маска

30 мая в 22.22 по Москве Crew Dragon с двумя астронавтами на борту отправился в свой первый пилотируемый полет Этим он прервал девятилетнюю паузу в американской пилотируемой космической программе — период, когда единственный путь на орбиту для американских астронавтов лежал через Байконур. Сейчас Crew Dragon находится на пути к МКС. Разбираемся, что это значит для мировой космонавтики и России.

Чем Crew Dragon лучше «Союза»? И лучше ли?

Многие все еще не готовы принять наблюдаемую реальность и поэтому говорят: «Запуская Crew Dragon, США с трудом повторяют то же самое, что Россия и Китай делали все эти годы, отправляя на орбиту людей. Они просто запускают капсулу на станцию, а потом сажают её назад на парашюте. Что тут такого сенсационного?»

Но эта точка зрения предельно далека от истины. Чтобы понять «что тут такого», сперва следует вспомнить, что такое космический корабль Crew Dragon на самом деле — и почему это действительно революция в сравнении с «Союзам».

Crew Dragon возвращается на Землю весь целиком, объем его герметичного жилого пространства — 9,3 м³, причем весь этот объем доступен экипажу. Поэтому туда можно посадить семь членов экипажа. И на них все равно будет приходиться 1,33 кубометра на человека — больше, чем на «Союзе». Пассажировместимость этого корабля так велика, что NASA в одиночку просто не сможет ее полностью использовать: агентство планирует отправлять лишь по четыре человека, поскольку МКС имеет ограниченный объем и поддерживать на ней слишком большой экипаж сложно, да и расходы на станцию тогда бы возросли. Тем не менее, в космосе редко бывают «излишки». Почти наверняка «лишнее» пространство со временем займут представители других стран, желающие попасть на орбиту, или космические туристы. Избыток места полезен еще в одном отношении: на борту этого корабля есть туалет, в то время как на борту «Союзов» (а равно и более ранних шаттлов ), отправление естественных надобностей было несколько более экзотичным.

Кроме того, у нового американского корабля полезная нагрузка, доставляемая на станцию, помимо астронавтов может составлять несколько центнеров. Пока она чисто теоретическая, поскольку потребности станции удовлетворяют отдельные грузовые «Драконы», но в будущем ситуация может измениться.

«Союзы» на станцию везут людей — можно добавить сотню килограмм груза, но не более. Поскольку два из трех отсеков российского корабля, создававшегося еще при Королеве, не возвращаются на Землю, груз размещать особо негде: с МКС больше 100 килограмм «Союз» не вернет. А это бывает необходимым: образцы космических экспериментов, требующие ремонта скафандры и другое имущество периодически надо возвращать на планету. Crew Dragon спокойно может возвращать с собой многие центнеры нагрузки.

Характеристики Crew Dragon очень близки к считающейся перспективной российской «Федерации», которую недавно переименовали в «Орла». Его полезный жилой объем такой же — 9,3 м³, экипаж ограничен четырьмя космонавтами, и тоже есть возможность возвращения центнеров груза с орбиты. Но при формальной близости их параметров важен один нюанс: «Орел» не совершит даже первый, беспилотный испытательный полет ранее 2023 года, а первый пилотируемый — ранее 2025 года. Crew Dragon, пилотируемый корабль SpaceX, в 2019 году уже летал на орбиту в беспилотном варианте, а весной 2020 года попал туда и с экипажем на борту. Иными словами, пока SpaceX обгоняет «Роскосмос» в создании нового космического корабля как минимум на четыре года. В реальности эта цифра может даже возрасти.

Почему SpaceX так сильно опередила «Роскосмос»?

Достижение компании Илона Маска особенно впечатляет, если вспомнить, что она основана в 2002 году, — как раз тогда «Рокосмос» отказался продать американцу две своих ракеты, потребовав слишком высокую цену. На обратном пути в самолете Маск прикинул, за сколько можно сделать ракету самому, — в теории. После этого он заявил спутникам, что вполне реально снизить цены на космические полеты в десять раз. Иными словами, Маск имел нулевой опыт конструирования ракет и космических кораблей, с нуля основал компанию, где до сих пор остается главным инженером, и несмотря на это смог построить перспективный пилотируемый космический корабль быстрее, чем «Роскосмос» — хотя последний начал разрабатывать «Федерацию» даже чуть раньше, чем SpaceX свой Crew Dragon. Может быть, дело в том, что SpaceX получила больше денег? Но внимательный анализ расходов компании не показывает и этого. Первую версию ракеты Falcon 9 и грузового космического корабля Dragon (нынешний Crew Dragon — его очень глубокая модернизация) американская компания создала всего за 0,4 миллиарда долларов. Для сравнения, на одну только ракету «Ангара» Россия потратила более 4 миллиардов долларов или в десять раз больше. Все траты SpaceX по НИОКР за всю ее историю примерно равным тратам по НИОКР на одну «Ангару».

Несмотря на это, «Ангара» пока так и не начала регулярные полеты, а вот Falcon 9 делает это уже десяток лет — да и грузовые «Драконы» летают на МКС уже восемь лет подряд.

Нельзя сказать, что дело тут в какой-то особой расточительности «Роскосмоса». Если сравнить расходы российского космического гиганта с NASA, то выяснится, что они довольно скромны. Например, американское космическое агентство потратило на разработку своей ракеты SLS и корабля Orion уже десятки миллиардов долларов — много больше, чем ушло на «Ангару» — однако ни SLS, ни Orion до полной летной готовности еще не дошли.

Похоже, Маск добился серьезного отрыва от конкурентов не за счет их слабостей, а за счет своей силы. И речь не идет о какой-то особой гениальности — идее посадки ракеты на хвост десятки лет, и в тех же США уже летали демонстраторы таких технологий. Да и проект Crew Dragon не имеет радикальных преимуществ перед проектом «Орла». Дело в другом: у SpaceX и ее руководителя несопоставимо выше мотивация.

Главная проблема российского космоса не в нехватке конструкторов, а в том, что он не имеет определенных взглядов, зачем ему вообще нужен космос. Ведь если задуматься, то для полетов на МКС новые космические корабли проектировать вовсе не надо. Да, «Союз» тесный, да, там всего три члена экипажа. Но на орбитальной станции и так меньше человек, чем она может поддерживать — так зачем же строить корабль больше, чем требуется? Сходная история и с ракетой: «Ангара» по возможностям выведения не сильно отличается от «Протона», который до недавних пор вполне надежно летал. Так зачем же дублировать его новой конструкцией?

От этого финансирование и «Ангары», и «Орла», и даже Orion и SLS никогда не было ровным и уверенным. А у тех, кто занимался программой, никогда не было четкого понимания, когда же они должны ее завершить и чего заказчик на самом деле хочет.

У Маска все намного проще: его мотивация к созданию новых конструкций радикально выше. Его цель — это не доставка людей на МКС или вывод спутников на орбиту, как у российской космонавтики. И даже не повторное втыкание флага в лунную поверхность, как у Дональда Трампа. Он хочет не реализации пиар-проекта — он хочет высадки на Марс. Это принципиально другая задача, огромной сложности, на пути к которой нужно решить массу попутных задач. Чтобы научиться строить ракеты и корабли, SpaceX бралась за коммерческие контакты NASA, и именно в их рамках были созданы и Crew Dragon, и Falcon 9.

Но хотя они и кажутся нам сегодня большим достижением — который «Роскосмос» с «Орлом» лишь надеется повторить через несколько лет — для самого Илона Маска это только нижние ступени лестницы, которую он твердо намерен достроить в 2020-х годах. Ее верхние ступени — Марс.

Что будет теперь с «Роскосмосом» и до каких пор будут летать «Союзы»?

Из практики совместных полетов США и России на МКС до сворачивания программы шаттлов известно, что наличие одного средства доставки туда людей не означает свертывания полетов другого. До 2011 года на один пилотируемый рейс шаттлов к орбитальной станции старались давать один рейс «Союзов». Те превосходили шаттлы в плане экономики (один полет шаттла без учета стоимости НИОКР стоил 0,5 миллиарда долларов), но, несмотря на это, от последних никто не отказывался. Это был вклад США в совместную программу эксплуатации МКС. На шаттлах туда доставляли космонавтов вместе с американцами, а на «Союзах» — астронавтов вместе с российскими коллегами.

Точно также все будет и после начала полетов Crew Dragon: снова введут смешанные экипажи, где будут вместе летать граждане России и западных стран. Кажется, что пока «Союзу» ничего не угрожает.

Но в перспективе ситуация будет куда сложнее. С 2024 года у США нет четких планов на участие в проекте МКС. Именно в этом году они нацелены на высадку на Луне, и если у них все выйдет, то чисто финансово не потянут и полеты туда, и участие в орбитальной станции. Тем более, что у NASA есть план создания окололунной орбитальной станции. Полеты туда вычерпают бюджеты Агентства, не оставив ему много средств на МКС.

Поэтому уже сейчас в США ходят разговоры о будущем выходе американского государства из этого проекта. Между тем, одна Россия поддерживать МКС вряд ли сможет: целый ряд модулей там западный, и их эксплуатация и ремонт силами «Роскосмоса» малореальны. В теории, станцию может спасти перевод на коммерческий статус — привезти туда космических туристов.

И вот тут у «Союза» начнутся объективные сложности. Он сможет доставлять не более трех человек, часть из которых должна быть космонавтами-профессионалами — чтобы реагировать на возможные нештатные ситуации. Crew Dragon может вести 7 человек, и даже если двое будут астронавтами той же SpaceX, то еще пятеро могут быть туристами. Нетрудно понять, что «Союз» начнет выглядеть непривлекательно.

Разумеется, российский «Орел», если он будет готов к тому времени, поправит ситуацию. Но есть и проблема: не вполне ясно, закончат ли его разработку. Дело в том, что к 2023 году, когда он должен достигнуть летной готовности, вполне могут начаться пилотируемые полеты Starship. Вторая его ступень совмещена с кораблем, чей герметичный объем более 850 кубометров, то есть раз в девяносто больше, чем у Crew Dragon. Пассажировместимость там намечена до 100 человек, хотя в большинстве полетов, конечно, она будет меньше. При этом стоимость полетов — за счет многоразовости — планируется равной стоимости полета нынешней ракеты с кораблем типа Crew Dragon.

На этом фоне достройка «Орла» будет выглядеть, как спуск на воду военного парусного судна в эпоху пароходов. Ресурсы «Роскосмоса» ограничены, и если он решит догонять технологический уровень Starship, «Орел» вполне могут бросить на полдороги.

Еще хуже ситуация сложится, если наша страна избежит разработки аналога Starship. По гермообъему его вторая ступень равна всей МКС. Таким образом, появление подобного левиафана в космосе в основном закроет эпоху стандартных орбитальных станций: никто не будет задорого поддерживать их в рабочем состоянии, когда каждый летящий на орбиту Starship сам будет такой станцией. Только еще и способной долететь до Луны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *