на чем летала нормандия неман

«Нормандия» вступает в бой

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

В годы Великой Отечественной войны в составе Красной Армии сражались многие иностранные военные формирования. Хорошо известны 1-я и 2-я армии Войска Польского, Чехословацкий корпус, соединения болгарской и румынской армий, которые на заключительном этапе войны воевали плечом к плечу с советскими воинами. Но наибольшую известность и в отечественной историографии, и среди наших соотечественников приобрели два соединения: польская танковая бригада имени Героев Вестерплятте и французский авиаполк «Нормандия – Неман». Причем и та, и другой стали знамениты прежде всего благодаря тому, что о них написаны книги и сняты фильмы: о первом — популярный телесериал «Четыре танкиста и собака», о втором — советско-французская кинолента «Нормандия – Неман».

«Послать на советско-германский фронт 30 французских летчиков»

Началом истории французской эскадрильи в составе Красной Армии можно считать осень 1941 года, когда предводитель «Сражающейся Франции» генерал Шарль де Голль впервые получил от своих подчиненных предложение отправить французских военных воевать в составе Красной Армии. Это была почти безумная идея, если бы ее не выдвинул человек, военно-политические прогнозы которого сбывались с невероятной точностью, – бывший военно-воздушный атташе Франции в СССР Шарль Люге.

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман После тренировок в Иваново. Слева направо: представитель французской военной миссии и контрразведчик капитан Альбер Мирлес, пилот-инструктор капитан Павел Друзенков, аспирант (младший лейтенант) Марсель Лефевр, командир эскадрильи майор Жан Тюлян, аспиранты Альбер Дюран и Альбер Марсель. Источник: https://warspot.ru

Его поддержал начальник генштаба «Сражающейся Франции» Эрнест Пети, и в ноябре 1941 года де Голль впервые прямо предложил советскому правительству участие французских подразделений в сражениях на советско-германском фронте. Пошли переговоры по формированию в Красной Армии эскадрильи истребителей, укомплектованной летчиками из Франции. Первые прикидки по ее будущему составу появились еще в декабре 1941 года, уже в апреле 1942 года посол СССР при союзных правительствах в Лондоне Александр Богомолов отправил в Наркомат иностранных дел специальную телеграмму. В ней шла речь о том, что он получил от руководителя департамента по политическим вопросам «Сражающейся Франции» профессора Мориса Дежана «ноту, в которой содержится предложение послать на советско-германский фронт 30 французских летчиков и 30 человек обслуживающего персонала».

Но прошло еще полгода, прежде чем от обсуждения предложений французов и решения вопросов о том, как именно может быть создано французское подразделение в РККА, дипломаты и военные перешли к практическим делам. Точкой отсчета в формировании эскадрильи «Нормандия» стало 25 ноября 1942 года. В этот день в Москве было подписано «Соглашение между представителем командования Красной Армии и представителем военного командования «Сражающейся Франции» об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». Подписали его начальник штаба, заместитель командующего ВВС РККА генерал-лейтенант (будущий маршал) авиации Федор Фалалеев и глава французской военной миссии в СССР бригадный генерал Эрнест Пети.

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман Летчики и механики эскадрильи «Нормандия» осваивают советские истребители Як-1 на аэродроме под Иваново, январь 1943 года. Источник: http://aerostories.free.fr

Были пункты, оговаривавшие порядок награждения французских пилотов (в зависимости от того, к каким наградам было представление – национальным или советским), порядок привлечения к ответственности за проступки и даже порядок организации почтовой связи между командиром эскадрильи и Эрнестом Пети. А 10 пункт гласил, что эскадрилья «участвует в боевых действиях по заданию и в порядке, установленном командиром соединения, в которое она включена. Командование эскадрильей и ее действиями в бою осуществляется французским командиром, а при совместном участии в бою с другими подразделениями или частями соединения командование осуществляется командиром, назначенным командиром соединения».

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман Командир 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии генерал-майор авиации Георгий Захаров (второй справа) и один из асов полка «Нормандия-Неман» лейтенант Жозеф Риссо (второй слева), весна 1944 года. Источник: http://nikitine.ru

«Закончена подготовка отдельной эскадрильи «Сражающейся Франции»

Штат французской эскадрильи, который упоминался в тексте соглашения, был весьма невелик: всего 14 пилотов, 25 техников, 15 бортстрелков, которым предстояло стать оружейниками, два пилота связи, врач и переводчик. Все они добирались до Советского Союза далеким кружным путем. Формирование эскадрильи началось еще в сентябре 1942 года на авиабазе Раяк, расположенной в Сирии (ныне территория Ливана). Именно в Раяке в сентябре того же года генерал Шарль де Голль подписал приказ о создании авиагруппы №3, которой предстояло войти в состав Красной Армии.

Иными словами, еще за два месяца до подписания в Москве окончательного соглашения «Сражающаяся Франция» изо всех сил готовилась к будущим боям на советско-германском фронте. Никто из французов не сомневался в успехе переговоров, а пилоты, многие из которых сумели вырваться с оккупированной французской территории, жаждали как можно быстрее попасть в Россию и начать наконец настоящую боевую работу.

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман Посол Советского Союза во Франции Александр Богомолов (крайний справа) зачитывает указ Президиума Верховного совета СССР о награждении летчиков авиаполка «Нормандия-Неман», Париж, октябрь 1944 года. Источник: https://www.prlib.ru

Но прошло еще два с половиной месяца. 2 декабря 1942 года французская эскадрилья на советских транспортных самолетах долгой дорогой через Иран, Азербайджан и Казахстан добралась до отведенного ей аэродрома в окрестностях Иваново. Именно здесь «Нормандии» (это имя эскадрилья получила еще осенью) предстояло принимать свою матчасть, новенькие советские истребители Як-1 и осваивать технику полетов и воздушных боев на этих машинах, серьезно отличавшихся от старых английских «Девуатинов», на которых они летали в Раяке.

Процесс этот оказался непростым. Очень быстро выяснилось, что в «Нормандию» попали самые молодые и неопытные пилоты, они не могли похвастаться хорошей техникой пилотажа. Кроме того, советские истребители очень сильно отличались по многим параметрам от тех, на которых раньше доводилось летать французам, и это тоже осложняло ситуацию. И даже несмотря на то, что руководил освоением Як-1 опытный советский инструктор капитан Павел Друзенков, который великолепно говорил по-французски, процесс освоения новой техники шел непросто.

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман Летчики авиаполка «Нормандия-Неман» с боевым знаменем в Париже, лето 1945 года. Источник: https://www.facebook.com/memorial.normandieniemen

Но столь велико было у летчиков «Нормандии» желание сражаться, что они всего за три с небольшим месяца освоили советские самолеты. 14 марта 1943 года начальник управления формирования и укомплектования ВВС Красной Армии генерал-лейтенант авиации Алексей Никитин докладывает наркоминделу Вячеславу Молотову, что «закончена подготовка отдельной эскадрильи «Сражающейся Франции»… Эскадрилья имеет четырнадцать летчиков и вооружена самолетами Як-1. Подготовка эскадрильи проверена в воздухе. Весь летный состав и технический подготовлен и в соответствии с приказом Маршала Советского Союза тов. И. СТАЛИНА направляется в полном составе на Западный фронт в состав 1-й Воздушной армии» (орфография и пунктуация подлинника сохранены).

«Они глядят на меня как на существо с другой планеты»

«Нормандия» отправилась на Западный фронт своим ходом: летчики на собственных самолетах, техники и другой персонал – на транспортных Ли-2. И если на аэродроме под Иваново, где проходило боевое слаживание и обучение, к людям в странной смеси советской и иностранной военной формы все давно привыкли, то по пути к месту службы французские летчики вынуждены были терпеть изумленные взгляды и возгласы советских солдат и офицеров. Как писал через много лет после Победы в своих мемуарах Герой Советского Союза граф Ролан де ля Пуап, один из четырнадцати первых летчиков «Нормандии», «при перелете из Иваново на аэродром Полотняный Завод мы сделали промежуточную посадку под Москвой. На этой базе, где находилось несколько сотен советских пилотов, я произвел сенсацию в своей униформе, наполовину русской, наполовину французской. При виде обращенных на меня взглядах моих коллег из Красной Армии, мне казалось, что они глядят на меня как на существо с другой планеты».

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неманИстребители Як-3 авиаполка «Нормандия-Неман» в полном составе на аэродроме Ле Бурже, лето 1945 года. Источник: https://www.reddit.com

Как ни удивительно, но поначалу прибывшую на фронт «Нормандию» включили в состав… бомбардировочной авиации! 22 марта французское подразделение вошло в 204-ю бомбардировочную авиадивизию 1-й Воздушной армии: летчикам объяснили, что главной задачей истребителей сейчас является сопровождение бомбардировщиков и оборона аэродрома от вражеских налетов. Но пилоты «Нормандии» хорошо понимали, что это больше похоже на попытку оградить их от больших потерь и были возмущены. Недовольство выразили и представители французской военной миссии, ведь соглашение 25 ноября 1942 года прямо предусматривало использование эскадрильи именно в качестве истребительной. Наверху к этому недовольству прислушались, и 1 апреля 1943 года «Нормандию» включили в состав 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии той же воздушной армии.

Всего же до конца войны летчики эскадрильи «Нормандия», которая уже через три месяца выросла в авиаполк «Нормандия», а 28 ноября 1944 года получила имя «Нормандия – Неман», одержали 309 побед, из которых 273 – подтвержденные. Четыре французских пилота – Ролан де ля Пуап, Альбер Марсель, Жак Андре и Марсель Лефевр (посмертно) – были удостоены звания Героя Советского Союза, практически все летчики стали кавалерами французских и советских боевых наград. За два года войны погибли тридцать четыре летчика «Нормандии» и восемь пропали без вести.

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман Сохранившиеся самолеты авиаполка «Нормандия-Неман», Ле Бурже, 2018 год. Источник: https://www.facebook.com/memorial.normandieniemen

Любопытно, что уже после Победы, когда «Нормандия – Неман» на подаренных советским правительством истребителях Як-3 вернулась во Францию, именами шестерых погибших летчиков знаменитого авиаполка были названы французские авиабазы. Имя капитана Мориса де Сейна присвоили базе в Оранже, имя первого командира «Нормандии» и ее первого погибшего летчика майора Жана Тюляна – базе в Турсе. Имя капитана Альбера Пресиози получила база на Корсике, аспиранта Шарля Монье, которого называли «Обманувший смерть» за то, что он пять раз выходил живым из совершенно безнадежных ситуаций, – база в городе Истр. Имя братьев, служивших в «Нормандии», – Ива, Жана и Клода Маэ – носила база в Таверни, а имя погибшего вместе с первым командиром «Нормандии» капитана Альбера Литольфа носила база в Контрексвиле.

Источник

Авиаэскадрилья «Нормандия – Неман» на фронтах Великой Отечественной войны

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

25 ноября 1942 г. состоялось подписание соглашения об участии частей ВВС Франции в военных операциях на территории Советского Союза. Через Багдад личный состав эскадрильи «Нормандия» был переброшен в Тегеран, откуда на четырех транспортных самолетах вылетел в СССР. Уже 29 ноября французские добровольцы приземлились на аэродроме Северный г. Иваново. В числе первых прилетели майор Ж. Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж. де Панж, а также пилоты Ж.-.Л. Тюлян, А. Литтольф, Ж. Риссо, А. Прециози, А. Познанский, Р. Дервиль, А. Дюран, М. Лефевр, Р. де ля Пуап, И. Бизьен, Д. Бегэн, М. Альбер и Н. Кастелэн. Группу технического состава возглавлял авиационный инженер А. Мишель. Под командованием майора Пуликена начались тренировки на учебных самолетах УТ-2, У-2, а потом на истребителях Як-7 и Як-1. Для руководства за процессом обучения закрепили инспектора по технике пилотирования 6-й запасной авиационной бригады капитана П.И. Друзенкова, летавшего почти на всех боевых советских самолетах, а также на некоторых трофейных немецких истребителях и бомбардировщиках. Приказом командующего Военно-воздушными силами Красной Армии от 4 декабря 1942 г. истребительная эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС СССР. К началу 1943 г. уже все «нормандцы» летали на «яках», а французские механики прошли практическое обучение по эксплуатации самолета Як-1Б.

«Яки» французов украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было нанесено по три цветные полосы: синяя, белая и красная – цвета французского государственного флага.

В середине марта на аэродроме Северный состоялась инспекторская проверка готовности эскадрильи к отправке на фронт. Ее проводили глава военной французской миссии бригадный генерал Э. Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник С.Т. Левандович. Они признали «Нормандию» полностью боеспособной. 22 марта 1943 г. эскадрилья перелетела на прифронтовой аэродром Полотняный Завод (в 25 км от Калуги), где базировались бомбардировщики Пе-2, и временно вошла в состав 204-й бомбардировочной авиационной дивизии.

25 марта эскадрилья «Нормандия» в составе 12 боевых самолетов убыла на фронт в составе 1-й воздушной армии.

После ознакомления с районом боевых действий, которое французская эскадрилья производила с аэродрома Муковнино (Полотняный Завод), она была подчинена командиру 303-й Смоленской истребительной дивизии. В ее составе она в дальнейшем и вела свою боевую деятельность, базируясь последовательно на аэродромах: Васильевское (район Масальска), Хотенки (район Козельска), Спас-Деменск и Монастырщина (западнее Смоленска).

Французские летчики буквально рвались в бой. Они считали день потерянным, если провели его без вылетов. Советским командирам приходилось сдерживать их пыл, так как «нормандцы» еще не в полной мере освоили тактику современного воздушного боя, а это могло погубить эскадрилью. Жизнь подсказывала, что в условиях, когда авиация люфтваффе действовала крупными группами, слаженность в действиях наших истребителей и взаимная поддержка имели первостепенное значение.

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

Но вот пришел и долгожданный час.

Во второй половине дня 4 апреля на командный пункт «Нормандии» неожиданно прибыл командир 204-й бомбардировочной авиационной дивизии в сопровождении офицеров штаба и двух командиров полков.

— При встрече с противником атакуем его немедленно ударной группой, которую возглавляю я, – чеканил Тюлян. – Мы должны быть внимательны и смелы. Боем не увлекаться и не забывать о прикрываемых бомбардировщиках. Они должны быть в полной безопасности. Помните, что честь «Нормандии» во многом будет зависеть от этого первого совместного боевого полета.

— По самолетам! – скомандовал Тюлян, когда офицер с метеорологической станции закончил информацию о погоде.

Летчики, давно ожидавшие этой команды, побежали к своим «якам». Через несколько минут две девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2, ведомые полковником Андреевым и майором Дымченко, уже шли курсом на запад под прикрытием истребителей эскадрильи «Нормандия».

Два самолета Як-1, пилотируемые французскими летчиками, прикрывали бомбардировщиков. Когда бомбардировщики выполняли свою работу, истребители заметили приближение двух ФВ-190, которые летели на высоте 3000 м. На этой же высоте находились и оба самолета французских летчиков. Бомбардировщики под прикрытием двух Як-1 легли на обратный курс. Немецкие истребители стали их преследовать. Преследование продолжалось 6–8 мин, после чего один ФВ-190 атаковал лейтенанта Дюрана справа по горизонтали. Чтобы выйти из-под огня ФВ-190, лейтенант Дюран сделал вираж в сторону атаки. ФВ-190 открыл огонь с дистанции 300 м и продолжал вести его на вираже. В этот момент на удалении 150–100 м лейтенант Дюран встретил на вираже второй ФВ-190 под ракурсом 3/4 и открыл по нему огонь.

В результате этой атаки ФВ-190 задымил и пошел к земле. Первый ФВ-190 продолжал вести огонь по лейтенанту Дюрану. Желая выйти из сферы огня атакующего ФВ-190, лейтенант Дюран заложил вираж еще круче и перешел в штопор, имитируя падение. Хитрость удалась, Фокке-Вульф прекратил преследование, лейтенант Дюран левым малым виражем с набором высоты стал выходить из боя. Он прошел на расстоянии 200–300 м и несколько выше самолета старшего лейтенанта Прециози, который в это время атаковал ФВ-190 снизу на вираже. Огонь был открыт с дистанции 100 м и прекращен в 15 м от самолета противника.

В результате этой атаки истребитель противника перешел на нос, затем в отвесное пике и упал в лес в районе Людиново. Когда было покончено и со вторым ФВ-190, лейтенант Дюран присоединился к старшему лейтенанту Прециози, и они оба благополучно достигли своего аэродрома и произвели там посадку.

Советские летчики были довольны действиями эскадрильи «Нормандия». Майор В.И. Дымченко, ведущий второй группы бомбардировщиков, после посадки поблагодарил майора Тюляна за хорошее прикрытие. Так было положено начало совместным боевым полетам советских и французских летчиков.

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

С этого времени «Нормандия» стала регулярно участвовать в выполнении боевых задач. Через неделю, прикрывая наши войска, она провела второй воздушный бой. Произошел он в районе Спас-Деменска 13 апреля 1943 г. Шесть «яков» под командованием майора Тюляна сразились с девятью немецкими истребителями. В бою тогда были сбиты три вражеских самолета. Однако эта победа досталась французам дорогой ценой: с боевого задания в тот день не вернулись летчики Р. Дервиль, А. Познанский и И. Бизьен. Это была первая тяжелая утрата эскадрильи «Нормандия».

Потери в проведенном воздушном бою насторожили французских летчиков. В последующих встречах с врагом они действовали более осмотрительно и осторожно. Усилив наблюдение за противником в воздухе и наладив взаимное оповещение по радио, французы вовремя распознавали тактические ловушки врага и не допускали его внезапных атак, особенно со стороны солнца или из-за облаков.

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

Героические дела полка указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля и 5 июня 1945 г. были отмечены награждением его советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 лётчиков, проходивших службу в полку, были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо удостоены звания Героя Советского Союза. (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 г. звание Героя Советского Союза было присвоено старшим лейтенантам Марселю Альберту и Роллану де ля Пуапу, а указом от 4 июня 1945 г. – младшему лейтенанту Жаку Андре и старшему лейтенанту Марселю Лефевру. Приказом Министра обороны № 160 от 1 июля 1966 г. Марсель Лефевр навечно зачислен в списки личного состава 18-го гвардейского истребительного авиационного полка.)

Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военным крестом 1939–1945 гг., а также Военной медалью.

20 июня 1945 г. французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину. Во Франции истребители Як-3 летчики эскадрильи «Нормандия — Неман» эксплуатировали до 1947 г.

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

В 1956 г. в Москве был установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 г. на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка «Нормандия — Неман».

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

В открытом конкурсе, который проводился Московским Комитетом по архитектуре совместно с Комитетом по культуре города Москвы и Российской академией художеств, победил проект творческого коллектива, возглавленного народным художником России скульптором Андреем Николаевичем Ковальчуком.

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

на чем летала нормандия неман. Смотреть фото на чем летала нормандия неман. Смотреть картинку на чем летала нормандия неман. Картинка про на чем летала нормандия неман. Фото на чем летала нормандия неман

В составе ВВС Франции и России до 2000-х годов существовали военно-авиационные подразделения, носящие имя «Нормандия – Неман».

Французская истребительная группа «Нормандия – Неман» (GC II/6) базировалась в г. Кольмар, участвовала в колониальной войне в Индокитае (1946–1954), а также в военной операции НАТО против Югославии (1999). 3 июля 2009 г. она была официально расформирована. Часть самолётов и пилотов, а также флаг полка были присоединены к базе в Реймсе (Шампань).

Российский 18-й гвардейский штурмовой (до 1993 г. – истребительно-бомбардировочный) авиаполк «Нормандия – Неман» дислоцировался в пос. Галёнки, находящемся в Приморском крае. Расформирован он был в 2009 г.

В 2010 г. военнослужащие полка «Нормандия – Неман» прошли по Красной площади в Москве в парадном строю военного парада, посвященного 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 14 сентября 2012 г. на Мон-де-Марсан состоялись торжества по случаю 70-летия полка «Нормандия — Неман», в ходе которых один из истребителей, ныне состоящих на вооружении полка (Dassault Rafale серии F3) с бортовым номером 118-IX, получил окраску с большой красной звездой.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Источник

Высота полёта: как французские асы эскадрильи «Нормандия — Неман» воевали в Красной армии

Формирование истребительной эскадрильи «Нормандия» на территории СССР проходило в чрезвычайно тяжёлых условиях. Две трети территории Франции были оккупированы, а силы сопротивления, которые возглавлял Шарль де Голль, — невелики.

К декабрю 1940 года ВВС организации «Свободная Франция» (позже — «Сражающаяся Франция») де Голля насчитывали около ста летательных аппаратов различного типа. Французские лётчики были вынуждены участвовать в операциях зарубежных армий и пользоваться их самолётами и материально-техническими ресурсами.

Почти все пилоты воевали в составе британских ВВС. Летом 1940 года на Туманный Альбион прибыли около 500 лётчиков, техников и обслуживающего персонала. Однако де Голль стремился расширить географию борьбы с нацистской Германией и вывести часть войск из подчинения Лондона.

В ноябре 1941 года «Свободная Франция» и Москва достигли принципиальной договорённости о формировании эскадрильи на территории СССР. Официальное соглашение между советским командованием и французским генералом Эрнестом Пети было подписано 25 ноября 1942 года.

Документ под грифом «Секретно» включал 14 пунктов и был составлен в двух экземплярах на русском и французском языках. В соглашении обговаривались условия пребывания французских пилотов на советской территории, обязанности сторон по снабжению, ряд вопросов, связанных с переводом и обмундированием.

Эскадрилья «Нормандия — Неман» была единственной воинской частью союзного иностранного государства, которая воевала во время Великой Отечественной войны на территории СССР.

Из Тегерана — в Иваново

Мероприятия по подготовке авиационного подразделения для отправки в СССР начались в феврале 1942 года. На тот момент будущая «Нормандия» называлась истребительной группой №3. Сборы личного состава эскадрильи проходили на Ближнем Востоке. Первые пилоты прибыли на сирийскую авиабазу Раяк в июне 1942 года.

Крёстным отцом «Нормандии» считается полковник (с мая 1943 года — генерал) Красной армии Степан Тимофеевич Левандович. Офицер руководил вопросами размещения и материально-технического обеспечения эскадрильи, вёл переговоры с иностранными военными миссиями о поставках авиатехники через Иран и Аляску.

14 сентября 1942 года французская эскадрилья была полностью укомплектована личным составом. 19 ноября французские лётчики были готовы к вылету из Тегерана. 25 ноября пилоты получили иранские визы, 26 ноября — советские. 28 ноября на трёх пассажирских самолётах Ли-2 французов перевезли в Баку, а 29 ноября — в Иваново, где располагалась 6-я запасная авиабригада.

4 декабря приказом командующего ВВС Александра Новикова французская эскадрилья вошла в состав авиации СССР. Иностранное подразделение переходило в полное подчинение советского командования. При этом Красная армия брала на себя обязательства обеспечивать пилотов в соответствии с установленными в войсках нормами.

Ещё в Тегеране французы, одетые перед перелётом в Баку в летнюю парадную форму, получили овчинные полушубки. На протяжении почти всей войны из-за трудностей со снабжением лётчики носили советские летние комбинезоны и зимнюю форму ВВС.

Также французы получали из бюджета СССР положенную им за военную службу зарплату. Почти все деньги переводились в фунты стерлингов и отправлялись в Лондон, где проживали семьи пилотов.

От эскадрильи — к полку

Обучение в Иванове проходили 14 боевых пилотов, два пилота связи, один врач, один переводчик, 25 техников и 17 бортовых стрелков. Административным командиром группы был майор Жозеф Пуликен, тактическим — майор Жан Тюлян.

Французская сторона решила назвать эскадрилью «Нормандия» в честь оккупированной немцами северо-западной провинции страны.

Французы настояли, чтобы лётчики могли носить на форме некоторые национальные знаки отличия и награды. Пилотам эскадрильи разрешили наносить на самолёты трёхцветную символику Франции, но триколор должен был располагаться на обтекателе воздушного винта. Красные звёзды, означающие принадлежность к СССР, были нарисованы на хвосте истребителя и с обеих сторон фюзеляжа.

Советское командование выделило «Нормандии» в период обучения двухместные Як-7, бипланы Ут-2 и три Як-1, на которых потом осуществлялись боевые операции. Истребители Александра Яковлева развивали большую скорость (около 590 км/ч), отличались хорошей манёвренностью, но были плохо защищены.

В январе 1943 года эскадрилья пополнилась 17 советскими механиками. В марте 1943 года «Нормандия» была переведена в состав 1-й воздушной армии и получила долгожданное боевое крещение на орловском направлении, где проявила себя как одно из самых эффективных подразделений.

Несмотря на скромную численность, эскадрилья была представлена высококвалифицированными пилотами, в которых остро нуждались советские ВВС. Средний налёт французов составлял 857 часов. В 1943 году аналогичный показатель в авиации СССР был в три раза ниже.

Тем не менее боевые задания «Нормандия» выполняла не всегда гладко. Одной из причин был языковой барьер. Французы просили отправлять их на «свободную охоту» за вражескими самолётами и не использовать для сопровождения бомбардировщиков.

Однако советское командование не всегда соглашалось с французами. 13 апреля 1943 года из-за несогласованности с экипажами советских бомбардировщиков погибли три французских лётчика.

В июне в «Нормандии» произошли перемены. Эскадрилье передали более совершенные Як-9, а весь технический персонал был заменён на советских специалистов. В середине июля подразделение приняло участие в операции на Курской дуге, потеряв семерых пилотов и сбив 18 немецких самолётов.

Во второй половине лета 1943 года «Нормандия» получила пополнение. Общая численность подразделения превысила штатную в три раза. Таким образом эскадрилья превратилась в 1-й отдельный истребительный авиаполк, состоявший из 32 самолётов.

В СССР прибыли пилоты, воевавшие в Северной Африке, а также на стороне оккупационного правительства в Виши, то есть против «Сражающейся Франции». Несмотря на акт предательства, де Голль разрешил некоторым опытным пилотам искупить вину в боях с Германией на Западном фронте. Один из них — Жак Андре — получил золотую звезду Героя Советского Союза.

В честь реки Неман

Весной 1944 года Красная армия вела упорные бои за освобождение западных регионов страны. «Нормандия» поддерживала наступление Красной армии в Белоруссии и Литве. После небольшой передышки с осени 1944 года французский полк начал воевать в Восточной Пруссии.

21 июля 1944 года народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин за заслуги иностранных пилотов переименовал полк в «Нормандию — Неман» (Неман — река, протекающая в Белоруссии, Литве и Калининградской области). Именно это название знаменитого формирования чаще всего встречается в литературе и СМИ.

В канун победного 1945 года на счету «Нормандии — Неман» были 200 сбитых немецких самолётов. По подтверждённым данным, французы совершили 5,2 тыс. вылетов. В 869 боях полк уничтожил 273 вражеских самолёта и повредил 47 машин неприятеля.

Четыре французских лётчика были удостоены звания Героя Советского Союза, один из них — посмертно. Марсель Лефевр скончался в июне 1944 года и был торжественно похоронен в Москве на Введенском кладбище, неподалёку от обелиска французам, погибшим в 1812 году.

Формирование «Нормандия — Неман» стало символом боевого братства советского и французского народов. Одним из примеров настоящей дружбы и беззаветного мужества советских и французских воинов является трагический случай, произошедший 15 июля 1944 года во время небоевого полёта.

В кабину истребителя капитана Мориса де Сейна попал бензин, и он практически потерял зрение. В грузовом отсеке находился механик Владимир Белозуб, у которого не было парашюта. Пилот проигнорировал приказ советского генерала катапультироваться и несколько раз безуспешно пытался посадить самолёт, чтобы спасти жизнь советскому технику.

В августе 2015 года в Иванове был открыт памятник лётчикам и механикам «Нормандии — Неман». Монумент представляет собой скульптуры пожертвовавшего своей жизнью французского летчика де Сейна и погибшего вместе с ним советского механика Белозуба.

Полк-орденоносец

Из 99 французских пилотов, которые были направлены в СССР, погибли или пропали без вести 42. Полк «Нормандия — Неман» был удостоен орденов Красного Знамени и Александра Невского. Во Франции формирование наградили орденами Почётного легиона и Освобождения.

После возвращения на родину формирование не было распущено и продолжило существовать под прежним названием. В настоящий момент в состав «Нормандии — Неман» входят три эскадрильи.

Последний пилот легендарной эксадрильи «Нормандия — Неман» Гаэль Табюре скончался в феврале 2017 года во Франции в возрасте 97 лет.

«Он был последним из оставшихся в живых пилотов «Нормандии — Неман», которая была собрана из 99 лётчиков. Почти половина из них погибли в боях: 42 не вернулись», — приводит издание Ouest France слова Рене Годара, автора книги об авиаполке.

Председатель научного совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков отметил, что деятельность «Нормандии — Неман» была весьма результативной благодаря высокой квалификации пилотов. Лётчикам было важно воевать за честь своей родины, поднимая тем самым патриотический дух французского народа.

«Конечно, не приходится говорить о каком-либо весомом вкладе «Нормандии» в Победу ввиду её малочисленности. Это была, скорее, демонстрация братства по оружию между СССР и «Свободной Францией». Советский Союз предоставил французам возможность воевать против нацизма здесь и сейчас, а не сидеть в ожидании открытия Второго фронта», — сказал Мягков в беседе с RT.

Эксперт полагает, что деятельность «Нормандии — Неман» имела значение не только для Франции, но и для СССР. Москва объединяла «все здоровые и свободолюбивые силы, готовые бороться с нацизмом». В итоге после войны в военно-политической элите Франции осталось немало сторонников Советского Союза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *