на чем крутили старое кино

cinematographua

Записки продюсера

В советское время кино не нуждалось в рекламе. Гигантские очереди у касс всегда были лучшей «афишей» фильма. Дома смотреть было нечего, “видики” были не у всех, в то время как билет в кино стоил до смешного мало. Это и стало беспроигрышной комбинацией для полных залов в советских кинотеатрах. Кино для советского зрителя было тем «окошком в Европу», за которым открывался необычный, завораживающий мир…

В жизни каждого советского человека кино, как любимейшее из доступных ему досугов, занимало почетное место. Об этом говорит простая статистика: советский человек ходил в кинотеатр в среднем 17 раз в год! Много ли сейчас найдется таких киноманов? В кинотеатрах крутили отечественные фильмы без намека на чернуху, бешено популярные в СССР индийские мелодрамы, ну, и киноленты соцстран.

Большой редкостью, а потому и в большом фаворе были итальянские, французские и голливудские картины. Авторитетный журнал «Советский экран» раз в год печатал список фильмов для голосования, из которого выбирали «Фильм года».

И ведь было из чего выбирать: в Союзе ежегодно снималось несколько сотен фильмов. Время — главный критик советского кинопрома — отсеяло «брак» производства, стерло его из памяти, оставив нам для ностальгии добрые светлые фильмы той эпохи.

В темных залах кинотеатров СССР всегда царила особая атмосфера, которую до сих пор помнят и по которой скучают посетители кинотеатров той поры.

«Девять с половиной недель» и лейка

— Настроение перед походом в кино всегда было веселым, приподнятым, — вспоминает Оксана Николаенко, жительница Ивано-Франковска. — На сеансы нашумевших фильмов билетов было не достать, очереди у касс были смертоубийственные.

Облупленные стены, расшатанные, скрипучие кресла и далеко не идеальный звук в совдеповских кинотеатрах мало кого волновали. Главное – фильмы, которые были более искренние, что ли. Не то, что сейчас: картинка есть, а души нет. Тогда не было попкорна, никто не хрустел у уха. Было какое-то уважение к самому кино – во время сеанса в зале стояла гробовая тишина.

Как-то крутили «Девять с половиной недель». Для советского целомудренного народа это было настоящим откровением! В пикантные моменты народ стыдливо хихикал и даже отворачивался, стесняясь самого себя, хотя румянца в темноте не было видно.

Помню, я студенткой пошла в кино со своей соседкой — пожилой женщиной, лет так за шестьдесят. Я смотрела на экран, не отрываясь, сцены были «накалены» страстями. А как же я переживала за героиню, когда она рассталась с любимым!

И вот помню фрагмент, как она одиноко ходит по квартире и поливает цветы из лейки. И в этот момент моя соседка выдает на весь зал: «Вот бы мне такую леечку, дома цветы поливать!» Народ со смеху просто сполз с кресел и «плакал». Как говорится, кто о чем!

«Двойной» билет

На стоящие фильмы в СССР билеты всегда брали заранее. Чтобы потом не пришлось бродить под кинотеатром и клянчить у прохожих: «Лишнего билетика не найдется?».

Ночных сеансов в советское время не было. Желающие попасть в кино должны были уложиться в рамки с 9 до 22 часов. Билеты стоили от 10 копеек до рубля. Были даже утренние сеансы для детей, стоили билеты дешевле, чем «взрослые», — 10 и 25 копеек.

Специально для юных зрителей во многих кинотеатрах имелись специальные «малые» залы с отдельным входом, у которого стояли советские игровые автоматы за 15 копеек.

Перед просмотром зрители, пришедшие на сеанс заранее, с интересом осматривали стены, на которых висели фотопортреты звезд советского кино и кадры из знаменитых фильмов, могли зайти буфет и чем-нибудь перекусить.

Кассирши выписывали билеты вручную, выбрать ряд и место можно было на плане зала, который висел перед окошком кассы. Нередко нечистые на руку кассирши зарабатывали на желании граждан попасть на премьерный показ нашумевшего фильма и специально выписывали два билета на одно место, из-за чего случались конфликты.

Затем билетерши с невозмутимым видом доставляли к общему ряду дополнительные стулья, чтобы сеанс могли посмотреть все, и клали «левую» выручку себе в карман.

«Мы еще встретимся, Фантомас»

Перед началом сеанса публику частенько забавляли коллективы художественной самодеятельности. Сам сеанс начинался с легкой «пробежки» по новостям культуры или спорта, голос за кадром докладывал о значительных успехах в промышленности и сельском хозяйстве страны.

.— Перед показом фильма также крутили сатирический журнал «Фитиль», детский журнал «Ералаш» или съезды КПСС, — вспоминает черновчанин Николай Колесников. — Самым нашумевшим стал «Фантомас», на него мечтали попасть все мальчишки. В советские времена такой фильм в прокате был чем-то невероятным, и пропустить его было немыслимо.

Очереди у касс вились змейкой, все дни кинозалы были забиты под завязку. На выходе из кинотеатра в толпе еще долго звучала фраза: «Мы еще встретимся, Фантомас». После него в стране началась настоящая фантомасомания. Имя киногероя пытались увековечить на стенах домов и заборах. Любой лысый мужчина моментально получал шутливое прозвище Фантомас.

В небольших городах и поселках походы в кино становились событием. В селах — и подавно. Желающих посмотреть кино сельские клубы едва вмещали, кресел, понятно, не хватало. Бывало, зрители на коленках «выстаивали» перед экраном весь сеанс или смотрели кино через открытые окна с улицы.

— Люди ждали киносеанса, как праздника, — вспоминает Елена Маркина, жительница Комсомольска Полтавской области. – Это не то, что сейчас: проходил себе мимо кинотеатра, зашел-вышел-забыл, что смотрел. Это было волнительное событие, настоящий выход в свет!

Помню, как мои родители собирались в кино на «Унесенных ветром». Нас маленьких с братом впервые оставили одних дома так надолго. Была зима, мы весь вечер просидели у запотевшего окна, гадая, где же бродят мама с папой: может, их тоже «ветром унесло» или снегом занесло? Очень переживали.

К полночи родители вернулись, румяные и довольные. Оказалось, они просто опоздали на последний автобус…

Источник

Старый новый фильм: какую кассу приносят повторные показы классики

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

Повторные релизы фильмов стали серьезным подспорьем для кинотеатрального бизнеса этим летом. Из-за пандемии COVID-19 и смещения графиков фестивалей прокатчики испытывают дефицит новых картин, рассказали опрошенные «Известиями» представители отрасли. Ререлизы Рязанова, Тарковского, Меньшова и Верховена между тем собирают в прокате миллионы рублей. Однако, как отметили дистрибьюторы ретролент, дело идет нелегко, поскольку зачастую приходится преодолевать недоверие репертуарных директоров сетевых кинотеатров.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

Зрители выбирают ретро

Повторные релизы — устойчивая тенденция лета 2021-го. В этот уикенд на больших экранах можно увидеть культовый оммаж Пола Верховена Альфреду Хичкоку «Основной инстинкт», также в планах прокатчиков — перевыпуски «Побега из Нью-Йорка» Джона Карпентера, «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара и «Римских приключений» Вуди Аллена. Кинособытием июля стали показы отреставрированных «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, а в середине августа любителям отечественной классики представится возможность вновь лицезреть оскароносный хит Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Как рассказали «Известиям» в пресс-службе сети кинотеатров КАРО, повторный прокат лучших образцов мирового кино становится мейнстримом в Москве и Петербурге.

Явление достигло таких масштабов, что нередко фильмы, запускаемые в прокат вторично, собирают десятки миллионов рублей, как это было, например, с франшизой «Властелин колец», — сообщили «Известиям» в КАРО.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

По наблюдению аналитиков КАРО, это репертуарное направление стало серьезным подспорьем для кинотеатрального бизнеса в нынешнем году. С прокатчиками согласилась замгендиректора Госфильмофонда по научной работе Ольга Деревянкина, отметившая успех недавних перевыпусков фильмов «Берегись автомобиля» и «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Она добавила, что запланированы восстановление и показ еще одного хита 1960-х — ленты «Долгая счастливая жизнь» Геннадия Шпаликова.

Думаю, ретроленты в скором времени смогут составить конкуренцию современному кино — блокбастерам и анимированным приключенческим фильмам, — сказала «Известиям» Ольга Деревянкина.

В качестве аргумента собеседница привела факт возрастающей популярности ретроспектив на специализированных площадках — в кинотеатрах «Иллюзион», «Художественный», «Пионер», кинозалах Третьяковской галереи, летнем кинотеатре Garage Screen.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

На просмотры фильмов раннего советского периода и даже немых картин активно ходит молодежь, причем не только учащиеся кинематографических вузов. А недавно в «Иллюзионе» показывали «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова, пленочную версию, собралось много людей, — отметила Ольга Деревянкина.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

Тарковский вместо кинофастфуда

Голливудские блокбастеры и семейные мультфильмы сегодня обеспечивают основную долю кассы, поэтому вводить старое кино в массовый обиход хотят далеко не все прокатчики.

По признанию одного из пионеров нового направления — руководителя компании «Арткино прокат», директора кинотеатра «Мир искусства» режиссера Сергея Тютина, при запуске отреставрированного ререлиза приходится продираться через сопротивление репертуарных директоров кинотеатров. Ведь на серьезный бокс-офис здесь всё же рассчитывать не приходится. Кроме того, в России не хватает художественных кинотеатров, специализирующихся на показе классики и не зависящих от крупных дистрибьюторов.

— Сейчас художественных кинотеатров в России — не больше десятка. Самый значительный по размеру — это, наверное, «Победа» в Новосибирске: там семь залов и в совокупности 1100 мест. Есть такие кинотеатры в Москве («Художественный», «Мир искусства», «Пионер», «Иллюзион»), в Ростове-на-Дону («Горизонт»), — отметил эксперт.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

Кадр из фильма режиссера Марлена Хуциева «Июльский дождь»

Говоря о кассе, Сергей Тютин привел следующие цифры:

«Кин-дза-дза!» собрал около 500 тыс. рублей, «Москва слезам не верит», надеемся, соберет более миллиона. Самые коммерческие из отечественной классики — Марлен Хуциев и Андрей Тарковский. «Июльский дождь» достиг планки в 3,5 млн рублей, Тарковский собирает по 6 млн. Но лучше идет зарубежная классика — перевыпуски «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Любовного настроения» Вонг Кар-Вая, «Вспомнить всё» Пола Верховена давали от 5 до 10 млн.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

Несмотря на все сложности, у повторного проката хороший потенциал, предположил собеседник «Известий». Увеличивающаяся конкуренция стала подталкивать крупные сети к выработке оригинального контента для нишевых аудиторий. Многих вдохновил успешный пример программы «КАРО.Арт» сети КАРО, которая продвигает авторское, экспериментальное и классическое кино: например, как подчеркнул Сергей Тютин, в кинотеатре «Октябрь» все стены завешаны афишами к фильмам Климова, Формана, Эмира Кустурицы и других мэтров.

Классика на безрыбье

Часть прокатчиков считает, что ретрорелизы хоть и набирают популярность, всё же не станут драйвером бокс-офиса в стране. Их количество зависит от того, что происходит на мировом кинорынке.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

— Фильмы выпускали повторно в прокат и раньше, но гораздо в меньших объемах. Основная причина расцвета повторного проката — связанный с пандемией вакуум, когда кинотеатры открыты, но трафик небольшой, — рассказал «Известиям» основатель и директор кинотеатра «Англетер» (Санкт-Петербург) Стас Ершов.

Собеседник также напомнил, что многие прокатчики поставили хитовые релизы на «стоп» в ожидании лучших времен, а кроме того, из-за пандемии нарушился мировой фестивальный график.

Каннский фестиваль в этом году сдвинулся с мая на июль, а это значит, что лучшие фильмы программы попадут в кинотеатры не летом, как это бывало в допандемийные времена, а в сентябре–ноябре. До этого времени ничего не остается, кроме как крутить старое кино, на которое при плотном репертуаре, как правило, просто не хватает сеансов.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

В целом эксперты сошлись на том, что успех повторного проката зависит от трех обстоятельств: значимость ререлиза (ведь далеко не все старые фильмы выигрывают от просмотра на большом экране), качество реставрации и информационное сопровождение ленты. Недостаточно просто показать кино, нужно пригласить спикеров, которые могут интересно рассказать о событии или выпустить брошюру с сопроводительными материалами. Если все три фактора совпадают, ререлиз будет иметь успех.

Источник

Как смотрели кино в Петрограде 1920-х годов? Переделанные иностранные фильмы, давка из-за мест и оркестр в фойе

Европейский университет в Петербурге — контентный партнер просветительского фестиваля Science Bar Hopping, который организуют «Бумага» и группа РОСНАНО.

Science Bar Hopping прошел в Петербурге 17 марта. Ученые прочитали 32 лекции в 16 барах города. В том числе выступили два сотрудника Европейского университета: историк Елизавета Жданкова рассказала о кино в СССР, а филолог Александр Панченко — о теориях заговора. Фестиваль посетило больше 1500 горожан.

Почему кино стало популярным развлечением в 1920-е годы, зачем в кинотеатрах устраивали лотереи и концерты, как в залах образовывалась давка из-за мест и откуда зрители узнавали о новых фильмах?

На фестивале Science Bar Hopping ассоциированный сотрудник факультета истории Европейского университета Елизавета Жданкова рассказала, какими были кинотеатры в Петрограде 1920-х годов, что в них показывали и как зрители доставали билеты на сеансы. «Бумага» публикует главное из лекции.

Показывать кино в 1920-е было несложно и выгодно. Нужны были только пространство и киномеханик

Начало 1920-х годов в России — это время, когда завершились мировая и Гражданская войны, города опустели. В Петрограде, например, был сильный голод и безумная инфляция. Вся инфраструктура города была разрушена: нет электричества, нет отопления, люди топят печи чем попало. Но жизнь, которая была абсолютно выбита из нормы, постепенно начинает восстанавливаться.

1920-е годы в европейском, российском, американском контекстах известны под разными названиями: «ревущие 20-е» или «золотые 20-е». Это время расцвета кинокультуры — в том числе потому, что кино оказывается тем видом досуга, который очень просто обеспечить. Это было довольно привычное развлечение, хотя и не повсеместное.

Кинозал того периода — это не огромный кинотеатр с дорогой техникой. Это могло быть пространство со стульями или скамейками, экраном, организовать который было несложно. Нужны были киноустановка и человек, который худо-бедно мог ее крутить. Это очень просто, в общем-то недорого, а главное — очень доходно.

Кино было альтернативой ресторанам, доступным не всем. Такой досуг подходил и приезжим без связей в городе

В начале 1920-х открывалось невероятное количество разных заведений, в которых можно было спрятаться от бытовой неустроенности, отдохнуть от действительности. Рестораны, казино, кафе — развлечений было много, но доступны они были не всем.

А кино — это дешево, у него много плюсов. С одной стороны, это возможность куда-то пойти с товарищами, где-то собраться.

С другой — опустевшие за годы Гражданской войны города наполняет огромное количество людей, которые приехали туда из деревень или более мелких городов. Это люди, у которых нет социальных связей, которые нуждаются в досуге. А кино не требует знакомств — вы просто можете пойти туда и развлечься даже в одиночку.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

Кино было доступным способом провести время культурно — в том числе неграмотному населению

Для того чтобы люди проводили время более или менее культурно, нужна была альтернатива [обычному досугу]. И с точки зрения власти, она должна была быть дешевой и общедоступной. В это время появляется выражение «участок культурного фронта». Кино должно было заполнять некую нишу, обеспечивать формат культурного досуга, быть альтернативой походу в церковь или в кабак.

Эта категория «культурности» тоже очень важна, потому что к ней часто обращались и спекулировали на ней. Могли сказать, что вы культурный человек: проводите время не где-то во дворе, а ходите в кино.

Кино — и это очень важно — подходит для людей неграмотных. Все знают фразу Ленина о том, что кино является важнейшим из искусств. У этой фразы есть продолжение: пока народ безграмотен. Кино в этом смысле универсальный проводник любой агитации и пропаганды.

Кинотеатров было много, и попасть в них можно было даже поздно вечером. К тому же, туда не нужно было наряжаться

Кино — это демократично. Когда вы идете туда, вам не надо наряжаться, бриться или выглядеть каким-то соответствующим образом — как для похода в театр. «В потемках личности не видать», как писал Зощенко.

В кинотеатрах не существовало какого-либо дресс-кода или фейсконтроля. Теоретически любой беспризорник мог попасть в шикарный кинотеатр где-нибудь на Невском проспекте.

Кино — это близко, туда не надо ехать. Транспортная инфраструктура в начале 20-х была не очень налажена, а кино могло находиться возле вашего дома. До революции в Петрограде было более 300 кинотеатров, потом их количество сильно сократилось, но постепенно возвращалось к прежнему.

В кино можно было пойти в любое время — во сколько бы ни заканчивалась ваша смена на заводе. Были сеансы, которые начинались и в 10–11 вечера, и в полночь.

Кроме фильмов в кино показывали хронику — для многих залы были важным источником информации

В 20-е годы проводилось большое количество разных опросов, в том числе среди зрителей кинотеатров. Один из вопросов звучал так: «Зачем вы ходите в кино?» Был вариант ответа: «Поучиться, узнать новое». Многие его выбирали, потому что это действительно была возможность узнать что-то новое.

Если для того, чтобы узнать новости, достаточно было купить газету, то увидеть глазами что-то можно было только в кино. Там показывали киножурналы, кинохронику.

Сейчас у нас есть телевизор, интернет, мы можем скачать всё, что угодно. А в то время кино было действительно важным источником информации.

Фильмы показывали и в рабочих клубах. Но там они были менее популярны — картины попадали туда в последнюю очередь

В 20-е годы вы могли посмотреть фильм или в кино, или в рабочем клубе. Рабочие клубы создаются в начале 20-х годов в качестве родника культуры. Они должны были конкурировать с кинотеатрами: кинотеатры — для буржуев, а для простого пролетарского зрителя — клуб, где кино представлено среди прочих активностей. Например, рабочий Путиловского завода шел в клуб этого завода и покупал билет с большой скидкой. А если вы были [человеком] со стороны, то платили полную сумму. Клуб получал от этого доход.

В этом был определенный резон, но люди зачастую выбирали вариант пойти в кино, а не в клуб. Хотелось провести время не со своими сослуживцами, не там, где вас могут вытолкать в шею, а там, где будет антураж, музыка, буфет, возможность выпить пиво. К тому же, клубы были недостаточно оснащены. Поэтому они, безусловно, проигрывали кинотеатрам.

Существовало несколько категорий кинотеатров: кинотеатр первого экрана, второго экрана, третьего экрана. В первоэкранный кинотеатр попадали только фильмы со студии — свежая пленка. Там проходили премьеры. Потом эта пленка, став уже немного потрепанной, отправлялась в кинотеатр второго экрана. После этого — дальше, в третьесортные заведения. А в клубы пленка попадала в последнюю очередь: когда фильм прошел уже во всех больших кинотеатрах.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

В кинотеатрах 20-х годов можно было послушать оркестр и сыграть в лотерею

Помимо собственно киносеанса в кинотеатрах было большое количество развлечений и активностей. В числе прочих: читальня, стенгазета, выставки, киноуголки, оркестр, почтовый ящик.

Хороший оркестр, который играл музыку в фойе, был одним из способов привлечь публику. Эстрадные выступления предваряли сеансы. Люди могли прийти, потанцевать. Эстрада в это время переживала большой упадок: выступать было негде, поэтому эстрадники изо всех сил рвались в кинотеатры, чтобы иметь свой доход.

Кроме этого, были лотереи. Советская киноиндустрия с трудом завоевывала свои позиции. Кинопленку в Советском Союзе долго не производили — было невозможно снимать фильмы в том количестве, в котором требовалось. Поэтому в кинотеатрах в основном показывали иностранные фильмы. Но кино было важно советизировать каким-нибудь образом. Зачастую это происходило с помощью того, что советизировались какие-то детали, обрамляющие сеанс: например, устраивали лотереи, в которых разыгрывали, скажем, ленинский бюст или книжки соответствующего содержания.

Немое кино часто показывали с музыкальным сопровождением. Но исполнители часто играли без подготовки и нот

Всё кино было немое, и к некоторым фильмам специально писались партитуры, было задумано музыкальное сопровождение. В идеальном мире ситуация выглядит так: за несколько дней музыканту или владельцу театру показывают фильм, они подбирают музыку, просматривают все ноты и так далее. В действительности такое происходило очень редко.

Когда пленку привозили в кинотеатр, ее показывали несколько дней. Но музыканты, как правило, фильм не видели, и о чем там шла речь — не представляли. Было невыгодно оплачивать дополнительную работу музыканта, тратить время на показ фильма. Поэтому играли что попало. Даже если была партитура, то играть по ней было невозможно. Потому что кинозал темный, и музыканты зачастую играли вслепую: не было даже возможности прочитать ноты.

Зрители выбирали, на какой фильм пойти, с помощью киноафиш и рецензий

В то время не было возможности погуглить [фильм] или почитать отзывы на «Кинопоиске». Главный способ выбрать, на что пойти, — киноафиши. Города были буквально ими залеплены: заборы, здания, огромные тумбы.

Кинореклама вообще была очень агрессивная. Она зачастую содержала какие-то эротические или криминальные моменты, что не вызывало большой симпатии у руководства кино. С другой стороны — закон рынка в период НЭПа диктовал свое.

Реклама кино в том числе передавалась через газеты. Важным инструментом, с помощью которого можно было сориентироваться в обилии кинофильмов, были рецензии. Многие авторы писали отзывы, чтобы подзаработать. Хотя был и огромный институт рабочих корреспондентов, которые писали из идейных соображений.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

Советского кино не хватало. А фильмы, ставшие потом классикой, не были популярны у рабочих

В кинотеатрах показывали фильмы в основном приключенческого типа или любовные драмы. Репертуар [иностранного кино] был довольно разнообразен.

Большой проблемой было отсутствие хорошего российского кино. Фильмы «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна или «Третья Мещанская» [Абрама Роома] в то время не пользовались популярностью. Авангардистские, новаторские фильмы, которые мы сейчас ценим, совсем не хотел видеть человек, пришедший в кино по тем причинам, которые я описывала.

Фильм «Стачка» (историко-революционная картина Сергея Эйзенштейна 1925 года — прим. «Бумаги»), который смотрят в киновузах, не пользовался популярностью, и люди уходили с середины сеанса, потому что не понимали, что там происходит.

Развлекательные фильмы пытались сочетать с агитацией. А зарубежные ленты «адаптировали» под советскую идеологию — иногда меняя сюжет

В это время существовал подход в кино, который назывался «ленинская пропорция». Его пытались соблюдать. Идея была в том, чтобы показывать большое количество развлекательных фильмов, а среди них вставлять агитационные.

Люди были не столько против идеологии как таковой, сколько против того, чтобы она была воткнута в фильм топорно. Топорность заключалась в том числе в перемонтаже. Это был способ адаптировать фильм, идеологически не подходящий к прокату. Отдельным искусством было сделать перемонтаж незаметно. Но в первые годы это делали по наитию.

Перемонтаж такого рода бросался в глаза: какие-то детали выпадали, герои могли возникать в фильме неожиданно. Если действие происходило в богатом доме, где на переднем плане были дамы в дорогих костюмах, а на заднем — служанка, то мог появиться титр о том, что буржуазия ее угнетает и обижает. И дальше ее пытались вывести в действующие лица, что не вязалось с самим сюжетом фильма.

В 20-е кинопоказы сопровождали лекциями и даже устраивали ретроспективы

Помимо обычных кинопоказов были и другие форматы: например, кинолекции. Вы приходите, и вам лектор показывает фильм со своими комментариями. Такой формат активно использовали — в основном в клубах или даже театрах, — а кинолекторы пользовались большим уважением. В середине 1920-х внезапной популярностью стали пользоваться вечера ретроспективы.

Длина фильма зависела от киномеханика. А кинопоказ могли остановить из-за порваной ленты

Поход в кино был не таким комфортным развлечением, как того бы хотелось. В 1920-е раздражающих факторов в кино было больше, чем сейчас. Например, работа киномеханика: он мог крутить пленку медленнее, чтобы потянуть время. Длина фильма не регламентировалась и зависела от того, насколько активно механик крутит ручку. Иногда это делали слишком быстро и могли в один вечер вместо трех фильмов показать четыре.

Естественно, это вызывало недовольство. Зрители не успевали читать титры, а в них была вся соль, потому что зачастую невозможно было понять суть киноленты только по визуальному ряду. А еще кинолента могла рваться — и фильм не смотрели.

Другой момент, который мог раздражать, — это переименование фильмов. Иногда один и тот же фильм показывали в разных местах под разными названиями. Вы шли на фильм, думая, что не видели его, а оказывалось, что он вам хорошо знаком.

В кинотеатрах часто было шумно — зрители могли читать титры вслух

Кино — несмотря на то, что было немым, — было довольно шумным событием. Существовала лаборатория, которая записывала реакции кинозрителей. Ее сотрудники приходили в кинозал и буквально по кадрам проводили градацию реакций. Например, если читать диаграмму на фильм «Броненосец Потемкин», то интересно, как его смотрели дети: они сопереживали, многие предваряли следующее действие активным рассказом про то, что может произойти.

В зале было довольно шумно еще и из-за коллективных чтений титров. Кто-то читал титры про себя, а кто-то — вслух. Практика чтения хором была довольно распространена — особенно, если это был кинотеатр попроще.

на чем крутили старое кино. Смотреть фото на чем крутили старое кино. Смотреть картинку на чем крутили старое кино. Картинка про на чем крутили старое кино. Фото на чем крутили старое кино

Многие ходили в кино по контрамаркам. Из-за этого цена на билеты порой поднимали

В период военного коммунизма многие зрелища были бесплатными. Введение платы за зрелища в начале 20-х воспринималось с некоторым напряжением. Но постепенно к этому привыкли.

Несмотря на то что кино было в целом доступным удовольствием, претензии из-за цен периодически возникали. Зачастую виновниками дороговизны билетов были люди, которые приходили по контрамаркам. В середине 20-х было огромное количество льготных билетов, многие имели возможность приходить в кино бесплатно — это были сотрудники разных газет, пожарные, сотрудники уголовного розыска. Считалось, что количество контрамарок компенсируется повышенной ценой на билеты.

В залах не было жесткого ограничения числа мест, поэтому зрители стояли в проходе, а перед сеансом могла начаться давка

Давка из-за мест в кино была связана с тем, что билеты продавали по другому принципу — на определенную зону в кинотеатре: например, первые ряды стоили дороже. В свою очередь это давало возможность продавать большое количество билетов. Часто — больше, чем могло поместиться народа. Люди сидели на лавках не ограничено, стояли или садились в проходах, перебегали на другие места.

Еще одной вещью, которая раздражала в кинотеатре, было хулиганство. Кино в пролетарских районах зачастую было небезопасным. Там могли ограбить и побить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *