на чем крутили старое кино
cinematographua
Записки продюсера
В советское время кино не нуждалось в рекламе. Гигантские очереди у касс всегда были лучшей «афишей» фильма. Дома смотреть было нечего, “видики” были не у всех, в то время как билет в кино стоил до смешного мало. Это и стало беспроигрышной комбинацией для полных залов в советских кинотеатрах. Кино для советского зрителя было тем «окошком в Европу», за которым открывался необычный, завораживающий мир…
В жизни каждого советского человека кино, как любимейшее из доступных ему досугов, занимало почетное место. Об этом говорит простая статистика: советский человек ходил в кинотеатр в среднем 17 раз в год! Много ли сейчас найдется таких киноманов? В кинотеатрах крутили отечественные фильмы без намека на чернуху, бешено популярные в СССР индийские мелодрамы, ну, и киноленты соцстран.
Большой редкостью, а потому и в большом фаворе были итальянские, французские и голливудские картины. Авторитетный журнал «Советский экран» раз в год печатал список фильмов для голосования, из которого выбирали «Фильм года».
И ведь было из чего выбирать: в Союзе ежегодно снималось несколько сотен фильмов. Время — главный критик советского кинопрома — отсеяло «брак» производства, стерло его из памяти, оставив нам для ностальгии добрые светлые фильмы той эпохи.
В темных залах кинотеатров СССР всегда царила особая атмосфера, которую до сих пор помнят и по которой скучают посетители кинотеатров той поры.
«Девять с половиной недель» и лейка
— Настроение перед походом в кино всегда было веселым, приподнятым, — вспоминает Оксана Николаенко, жительница Ивано-Франковска. — На сеансы нашумевших фильмов билетов было не достать, очереди у касс были смертоубийственные.
Облупленные стены, расшатанные, скрипучие кресла и далеко не идеальный звук в совдеповских кинотеатрах мало кого волновали. Главное – фильмы, которые были более искренние, что ли. Не то, что сейчас: картинка есть, а души нет. Тогда не было попкорна, никто не хрустел у уха. Было какое-то уважение к самому кино – во время сеанса в зале стояла гробовая тишина.
Как-то крутили «Девять с половиной недель». Для советского целомудренного народа это было настоящим откровением! В пикантные моменты народ стыдливо хихикал и даже отворачивался, стесняясь самого себя, хотя румянца в темноте не было видно.
Помню, я студенткой пошла в кино со своей соседкой — пожилой женщиной, лет так за шестьдесят. Я смотрела на экран, не отрываясь, сцены были «накалены» страстями. А как же я переживала за героиню, когда она рассталась с любимым!
И вот помню фрагмент, как она одиноко ходит по квартире и поливает цветы из лейки. И в этот момент моя соседка выдает на весь зал: «Вот бы мне такую леечку, дома цветы поливать!» Народ со смеху просто сполз с кресел и «плакал». Как говорится, кто о чем!
«Двойной» билет
На стоящие фильмы в СССР билеты всегда брали заранее. Чтобы потом не пришлось бродить под кинотеатром и клянчить у прохожих: «Лишнего билетика не найдется?».
Ночных сеансов в советское время не было. Желающие попасть в кино должны были уложиться в рамки с 9 до 22 часов. Билеты стоили от 10 копеек до рубля. Были даже утренние сеансы для детей, стоили билеты дешевле, чем «взрослые», — 10 и 25 копеек.
Специально для юных зрителей во многих кинотеатрах имелись специальные «малые» залы с отдельным входом, у которого стояли советские игровые автоматы за 15 копеек.
Перед просмотром зрители, пришедшие на сеанс заранее, с интересом осматривали стены, на которых висели фотопортреты звезд советского кино и кадры из знаменитых фильмов, могли зайти буфет и чем-нибудь перекусить.
Кассирши выписывали билеты вручную, выбрать ряд и место можно было на плане зала, который висел перед окошком кассы. Нередко нечистые на руку кассирши зарабатывали на желании граждан попасть на премьерный показ нашумевшего фильма и специально выписывали два билета на одно место, из-за чего случались конфликты.
Затем билетерши с невозмутимым видом доставляли к общему ряду дополнительные стулья, чтобы сеанс могли посмотреть все, и клали «левую» выручку себе в карман.
«Мы еще встретимся, Фантомас»
Перед началом сеанса публику частенько забавляли коллективы художественной самодеятельности. Сам сеанс начинался с легкой «пробежки» по новостям культуры или спорта, голос за кадром докладывал о значительных успехах в промышленности и сельском хозяйстве страны.
.— Перед показом фильма также крутили сатирический журнал «Фитиль», детский журнал «Ералаш» или съезды КПСС, — вспоминает черновчанин Николай Колесников. — Самым нашумевшим стал «Фантомас», на него мечтали попасть все мальчишки. В советские времена такой фильм в прокате был чем-то невероятным, и пропустить его было немыслимо.
Очереди у касс вились змейкой, все дни кинозалы были забиты под завязку. На выходе из кинотеатра в толпе еще долго звучала фраза: «Мы еще встретимся, Фантомас». После него в стране началась настоящая фантомасомания. Имя киногероя пытались увековечить на стенах домов и заборах. Любой лысый мужчина моментально получал шутливое прозвище Фантомас.
В небольших городах и поселках походы в кино становились событием. В селах — и подавно. Желающих посмотреть кино сельские клубы едва вмещали, кресел, понятно, не хватало. Бывало, зрители на коленках «выстаивали» перед экраном весь сеанс или смотрели кино через открытые окна с улицы.
— Люди ждали киносеанса, как праздника, — вспоминает Елена Маркина, жительница Комсомольска Полтавской области. – Это не то, что сейчас: проходил себе мимо кинотеатра, зашел-вышел-забыл, что смотрел. Это было волнительное событие, настоящий выход в свет!
Помню, как мои родители собирались в кино на «Унесенных ветром». Нас маленьких с братом впервые оставили одних дома так надолго. Была зима, мы весь вечер просидели у запотевшего окна, гадая, где же бродят мама с папой: может, их тоже «ветром унесло» или снегом занесло? Очень переживали.
К полночи родители вернулись, румяные и довольные. Оказалось, они просто опоздали на последний автобус…
Старый новый фильм: какую кассу приносят повторные показы классики
Повторные релизы фильмов стали серьезным подспорьем для кинотеатрального бизнеса этим летом. Из-за пандемии COVID-19 и смещения графиков фестивалей прокатчики испытывают дефицит новых картин, рассказали опрошенные «Известиями» представители отрасли. Ререлизы Рязанова, Тарковского, Меньшова и Верховена между тем собирают в прокате миллионы рублей. Однако, как отметили дистрибьюторы ретролент, дело идет нелегко, поскольку зачастую приходится преодолевать недоверие репертуарных директоров сетевых кинотеатров.
Зрители выбирают ретро
Повторные релизы — устойчивая тенденция лета 2021-го. В этот уикенд на больших экранах можно увидеть культовый оммаж Пола Верховена Альфреду Хичкоку «Основной инстинкт», также в планах прокатчиков — перевыпуски «Побега из Нью-Йорка» Джона Карпентера, «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара и «Римских приключений» Вуди Аллена. Кинособытием июля стали показы отреставрированных «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, а в середине августа любителям отечественной классики представится возможность вновь лицезреть оскароносный хит Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе сети кинотеатров КАРО, повторный прокат лучших образцов мирового кино становится мейнстримом в Москве и Петербурге.
— Явление достигло таких масштабов, что нередко фильмы, запускаемые в прокат вторично, собирают десятки миллионов рублей, как это было, например, с франшизой «Властелин колец», — сообщили «Известиям» в КАРО.
По наблюдению аналитиков КАРО, это репертуарное направление стало серьезным подспорьем для кинотеатрального бизнеса в нынешнем году. С прокатчиками согласилась замгендиректора Госфильмофонда по научной работе Ольга Деревянкина, отметившая успех недавних перевыпусков фильмов «Берегись автомобиля» и «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Она добавила, что запланированы восстановление и показ еще одного хита 1960-х — ленты «Долгая счастливая жизнь» Геннадия Шпаликова.
— Думаю, ретроленты в скором времени смогут составить конкуренцию современному кино — блокбастерам и анимированным приключенческим фильмам, — сказала «Известиям» Ольга Деревянкина.
В качестве аргумента собеседница привела факт возрастающей популярности ретроспектив на специализированных площадках — в кинотеатрах «Иллюзион», «Художественный», «Пионер», кинозалах Третьяковской галереи, летнем кинотеатре Garage Screen.
— На просмотры фильмов раннего советского периода и даже немых картин активно ходит молодежь, причем не только учащиеся кинематографических вузов. А недавно в «Иллюзионе» показывали «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова, пленочную версию, собралось много людей, — отметила Ольга Деревянкина.
Тарковский вместо кинофастфуда
Голливудские блокбастеры и семейные мультфильмы сегодня обеспечивают основную долю кассы, поэтому вводить старое кино в массовый обиход хотят далеко не все прокатчики.
По признанию одного из пионеров нового направления — руководителя компании «Арткино прокат», директора кинотеатра «Мир искусства» режиссера Сергея Тютина, при запуске отреставрированного ререлиза приходится продираться через сопротивление репертуарных директоров кинотеатров. Ведь на серьезный бокс-офис здесь всё же рассчитывать не приходится. Кроме того, в России не хватает художественных кинотеатров, специализирующихся на показе классики и не зависящих от крупных дистрибьюторов.
— Сейчас художественных кинотеатров в России — не больше десятка. Самый значительный по размеру — это, наверное, «Победа» в Новосибирске: там семь залов и в совокупности 1100 мест. Есть такие кинотеатры в Москве («Художественный», «Мир искусства», «Пионер», «Иллюзион»), в Ростове-на-Дону («Горизонт»), — отметил эксперт.
Кадр из фильма режиссера Марлена Хуциева «Июльский дождь»
Говоря о кассе, Сергей Тютин привел следующие цифры:
— «Кин-дза-дза!» собрал около 500 тыс. рублей, «Москва слезам не верит», надеемся, соберет более миллиона. Самые коммерческие из отечественной классики — Марлен Хуциев и Андрей Тарковский. «Июльский дождь» достиг планки в 3,5 млн рублей, Тарковский собирает по 6 млн. Но лучше идет зарубежная классика — перевыпуски «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Любовного настроения» Вонг Кар-Вая, «Вспомнить всё» Пола Верховена давали от 5 до 10 млн.
Несмотря на все сложности, у повторного проката хороший потенциал, предположил собеседник «Известий». Увеличивающаяся конкуренция стала подталкивать крупные сети к выработке оригинального контента для нишевых аудиторий. Многих вдохновил успешный пример программы «КАРО.Арт» сети КАРО, которая продвигает авторское, экспериментальное и классическое кино: например, как подчеркнул Сергей Тютин, в кинотеатре «Октябрь» все стены завешаны афишами к фильмам Климова, Формана, Эмира Кустурицы и других мэтров.
Классика на безрыбье
Часть прокатчиков считает, что ретрорелизы хоть и набирают популярность, всё же не станут драйвером бокс-офиса в стране. Их количество зависит от того, что происходит на мировом кинорынке.
— Фильмы выпускали повторно в прокат и раньше, но гораздо в меньших объемах. Основная причина расцвета повторного проката — связанный с пандемией вакуум, когда кинотеатры открыты, но трафик небольшой, — рассказал «Известиям» основатель и директор кинотеатра «Англетер» (Санкт-Петербург) Стас Ершов.
Собеседник также напомнил, что многие прокатчики поставили хитовые релизы на «стоп» в ожидании лучших времен, а кроме того, из-за пандемии нарушился мировой фестивальный график.
— Каннский фестиваль в этом году сдвинулся с мая на июль, а это значит, что лучшие фильмы программы попадут в кинотеатры не летом, как это бывало в допандемийные времена, а в сентябре–ноябре. До этого времени ничего не остается, кроме как крутить старое кино, на которое при плотном репертуаре, как правило, просто не хватает сеансов.
В целом эксперты сошлись на том, что успех повторного проката зависит от трех обстоятельств: значимость ререлиза (ведь далеко не все старые фильмы выигрывают от просмотра на большом экране), качество реставрации и информационное сопровождение ленты. Недостаточно просто показать кино, нужно пригласить спикеров, которые могут интересно рассказать о событии или выпустить брошюру с сопроводительными материалами. Если все три фактора совпадают, ререлиз будет иметь успех.
Как смотрели кино в Петрограде 1920-х годов? Переделанные иностранные фильмы, давка из-за мест и оркестр в фойе
Европейский университет в Петербурге — контентный партнер просветительского фестиваля Science Bar Hopping, который организуют «Бумага» и группа РОСНАНО.
Science Bar Hopping прошел в Петербурге 17 марта. Ученые прочитали 32 лекции в 16 барах города. В том числе выступили два сотрудника Европейского университета: историк Елизавета Жданкова рассказала о кино в СССР, а филолог Александр Панченко — о теориях заговора. Фестиваль посетило больше 1500 горожан.
Почему кино стало популярным развлечением в 1920-е годы, зачем в кинотеатрах устраивали лотереи и концерты, как в залах образовывалась давка из-за мест и откуда зрители узнавали о новых фильмах?
На фестивале Science Bar Hopping ассоциированный сотрудник факультета истории Европейского университета Елизавета Жданкова рассказала, какими были кинотеатры в Петрограде 1920-х годов, что в них показывали и как зрители доставали билеты на сеансы. «Бумага» публикует главное из лекции.
Показывать кино в 1920-е было несложно и выгодно. Нужны были только пространство и киномеханик
Начало 1920-х годов в России — это время, когда завершились мировая и Гражданская войны, города опустели. В Петрограде, например, был сильный голод и безумная инфляция. Вся инфраструктура города была разрушена: нет электричества, нет отопления, люди топят печи чем попало. Но жизнь, которая была абсолютно выбита из нормы, постепенно начинает восстанавливаться.
1920-е годы в европейском, российском, американском контекстах известны под разными названиями: «ревущие 20-е» или «золотые 20-е». Это время расцвета кинокультуры — в том числе потому, что кино оказывается тем видом досуга, который очень просто обеспечить. Это было довольно привычное развлечение, хотя и не повсеместное.
Кинозал того периода — это не огромный кинотеатр с дорогой техникой. Это могло быть пространство со стульями или скамейками, экраном, организовать который было несложно. Нужны были киноустановка и человек, который худо-бедно мог ее крутить. Это очень просто, в общем-то недорого, а главное — очень доходно.
Кино было альтернативой ресторанам, доступным не всем. Такой досуг подходил и приезжим без связей в городе
В начале 1920-х открывалось невероятное количество разных заведений, в которых можно было спрятаться от бытовой неустроенности, отдохнуть от действительности. Рестораны, казино, кафе — развлечений было много, но доступны они были не всем.
А кино — это дешево, у него много плюсов. С одной стороны, это возможность куда-то пойти с товарищами, где-то собраться.
С другой — опустевшие за годы Гражданской войны города наполняет огромное количество людей, которые приехали туда из деревень или более мелких городов. Это люди, у которых нет социальных связей, которые нуждаются в досуге. А кино не требует знакомств — вы просто можете пойти туда и развлечься даже в одиночку.
Кино было доступным способом провести время культурно — в том числе неграмотному населению
Для того чтобы люди проводили время более или менее культурно, нужна была альтернатива [обычному досугу]. И с точки зрения власти, она должна была быть дешевой и общедоступной. В это время появляется выражение «участок культурного фронта». Кино должно было заполнять некую нишу, обеспечивать формат культурного досуга, быть альтернативой походу в церковь или в кабак.
Эта категория «культурности» тоже очень важна, потому что к ней часто обращались и спекулировали на ней. Могли сказать, что вы культурный человек: проводите время не где-то во дворе, а ходите в кино.
Кино — и это очень важно — подходит для людей неграмотных. Все знают фразу Ленина о том, что кино является важнейшим из искусств. У этой фразы есть продолжение: пока народ безграмотен. Кино в этом смысле универсальный проводник любой агитации и пропаганды.
Кинотеатров было много, и попасть в них можно было даже поздно вечером. К тому же, туда не нужно было наряжаться
Кино — это демократично. Когда вы идете туда, вам не надо наряжаться, бриться или выглядеть каким-то соответствующим образом — как для похода в театр. «В потемках личности не видать», как писал Зощенко.
В кинотеатрах не существовало какого-либо дресс-кода или фейсконтроля. Теоретически любой беспризорник мог попасть в шикарный кинотеатр где-нибудь на Невском проспекте.
Кино — это близко, туда не надо ехать. Транспортная инфраструктура в начале 20-х была не очень налажена, а кино могло находиться возле вашего дома. До революции в Петрограде было более 300 кинотеатров, потом их количество сильно сократилось, но постепенно возвращалось к прежнему.
В кино можно было пойти в любое время — во сколько бы ни заканчивалась ваша смена на заводе. Были сеансы, которые начинались и в 10–11 вечера, и в полночь.
Кроме фильмов в кино показывали хронику — для многих залы были важным источником информации
В 20-е годы проводилось большое количество разных опросов, в том числе среди зрителей кинотеатров. Один из вопросов звучал так: «Зачем вы ходите в кино?» Был вариант ответа: «Поучиться, узнать новое». Многие его выбирали, потому что это действительно была возможность узнать что-то новое.
Если для того, чтобы узнать новости, достаточно было купить газету, то увидеть глазами что-то можно было только в кино. Там показывали киножурналы, кинохронику.
Сейчас у нас есть телевизор, интернет, мы можем скачать всё, что угодно. А в то время кино было действительно важным источником информации.
Фильмы показывали и в рабочих клубах. Но там они были менее популярны — картины попадали туда в последнюю очередь
В 20-е годы вы могли посмотреть фильм или в кино, или в рабочем клубе. Рабочие клубы создаются в начале 20-х годов в качестве родника культуры. Они должны были конкурировать с кинотеатрами: кинотеатры — для буржуев, а для простого пролетарского зрителя — клуб, где кино представлено среди прочих активностей. Например, рабочий Путиловского завода шел в клуб этого завода и покупал билет с большой скидкой. А если вы были [человеком] со стороны, то платили полную сумму. Клуб получал от этого доход.
В этом был определенный резон, но люди зачастую выбирали вариант пойти в кино, а не в клуб. Хотелось провести время не со своими сослуживцами, не там, где вас могут вытолкать в шею, а там, где будет антураж, музыка, буфет, возможность выпить пиво. К тому же, клубы были недостаточно оснащены. Поэтому они, безусловно, проигрывали кинотеатрам.
Существовало несколько категорий кинотеатров: кинотеатр первого экрана, второго экрана, третьего экрана. В первоэкранный кинотеатр попадали только фильмы со студии — свежая пленка. Там проходили премьеры. Потом эта пленка, став уже немного потрепанной, отправлялась в кинотеатр второго экрана. После этого — дальше, в третьесортные заведения. А в клубы пленка попадала в последнюю очередь: когда фильм прошел уже во всех больших кинотеатрах.
В кинотеатрах 20-х годов можно было послушать оркестр и сыграть в лотерею
Помимо собственно киносеанса в кинотеатрах было большое количество развлечений и активностей. В числе прочих: читальня, стенгазета, выставки, киноуголки, оркестр, почтовый ящик.
Хороший оркестр, который играл музыку в фойе, был одним из способов привлечь публику. Эстрадные выступления предваряли сеансы. Люди могли прийти, потанцевать. Эстрада в это время переживала большой упадок: выступать было негде, поэтому эстрадники изо всех сил рвались в кинотеатры, чтобы иметь свой доход.
Кроме этого, были лотереи. Советская киноиндустрия с трудом завоевывала свои позиции. Кинопленку в Советском Союзе долго не производили — было невозможно снимать фильмы в том количестве, в котором требовалось. Поэтому в кинотеатрах в основном показывали иностранные фильмы. Но кино было важно советизировать каким-нибудь образом. Зачастую это происходило с помощью того, что советизировались какие-то детали, обрамляющие сеанс: например, устраивали лотереи, в которых разыгрывали, скажем, ленинский бюст или книжки соответствующего содержания.
Немое кино часто показывали с музыкальным сопровождением. Но исполнители часто играли без подготовки и нот
Всё кино было немое, и к некоторым фильмам специально писались партитуры, было задумано музыкальное сопровождение. В идеальном мире ситуация выглядит так: за несколько дней музыканту или владельцу театру показывают фильм, они подбирают музыку, просматривают все ноты и так далее. В действительности такое происходило очень редко.
Когда пленку привозили в кинотеатр, ее показывали несколько дней. Но музыканты, как правило, фильм не видели, и о чем там шла речь — не представляли. Было невыгодно оплачивать дополнительную работу музыканта, тратить время на показ фильма. Поэтому играли что попало. Даже если была партитура, то играть по ней было невозможно. Потому что кинозал темный, и музыканты зачастую играли вслепую: не было даже возможности прочитать ноты.
Зрители выбирали, на какой фильм пойти, с помощью киноафиш и рецензий
В то время не было возможности погуглить [фильм] или почитать отзывы на «Кинопоиске». Главный способ выбрать, на что пойти, — киноафиши. Города были буквально ими залеплены: заборы, здания, огромные тумбы.
Кинореклама вообще была очень агрессивная. Она зачастую содержала какие-то эротические или криминальные моменты, что не вызывало большой симпатии у руководства кино. С другой стороны — закон рынка в период НЭПа диктовал свое.
Реклама кино в том числе передавалась через газеты. Важным инструментом, с помощью которого можно было сориентироваться в обилии кинофильмов, были рецензии. Многие авторы писали отзывы, чтобы подзаработать. Хотя был и огромный институт рабочих корреспондентов, которые писали из идейных соображений.
Советского кино не хватало. А фильмы, ставшие потом классикой, не были популярны у рабочих
В кинотеатрах показывали фильмы в основном приключенческого типа или любовные драмы. Репертуар [иностранного кино] был довольно разнообразен.
Большой проблемой было отсутствие хорошего российского кино. Фильмы «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна или «Третья Мещанская» [Абрама Роома] в то время не пользовались популярностью. Авангардистские, новаторские фильмы, которые мы сейчас ценим, совсем не хотел видеть человек, пришедший в кино по тем причинам, которые я описывала.
Фильм «Стачка» (историко-революционная картина Сергея Эйзенштейна 1925 года — прим. «Бумаги»), который смотрят в киновузах, не пользовался популярностью, и люди уходили с середины сеанса, потому что не понимали, что там происходит.
Развлекательные фильмы пытались сочетать с агитацией. А зарубежные ленты «адаптировали» под советскую идеологию — иногда меняя сюжет
В это время существовал подход в кино, который назывался «ленинская пропорция». Его пытались соблюдать. Идея была в том, чтобы показывать большое количество развлекательных фильмов, а среди них вставлять агитационные.
Люди были не столько против идеологии как таковой, сколько против того, чтобы она была воткнута в фильм топорно. Топорность заключалась в том числе в перемонтаже. Это был способ адаптировать фильм, идеологически не подходящий к прокату. Отдельным искусством было сделать перемонтаж незаметно. Но в первые годы это делали по наитию.
Перемонтаж такого рода бросался в глаза: какие-то детали выпадали, герои могли возникать в фильме неожиданно. Если действие происходило в богатом доме, где на переднем плане были дамы в дорогих костюмах, а на заднем — служанка, то мог появиться титр о том, что буржуазия ее угнетает и обижает. И дальше ее пытались вывести в действующие лица, что не вязалось с самим сюжетом фильма.
В 20-е кинопоказы сопровождали лекциями и даже устраивали ретроспективы
Помимо обычных кинопоказов были и другие форматы: например, кинолекции. Вы приходите, и вам лектор показывает фильм со своими комментариями. Такой формат активно использовали — в основном в клубах или даже театрах, — а кинолекторы пользовались большим уважением. В середине 1920-х внезапной популярностью стали пользоваться вечера ретроспективы.
Длина фильма зависела от киномеханика. А кинопоказ могли остановить из-за порваной ленты
Поход в кино был не таким комфортным развлечением, как того бы хотелось. В 1920-е раздражающих факторов в кино было больше, чем сейчас. Например, работа киномеханика: он мог крутить пленку медленнее, чтобы потянуть время. Длина фильма не регламентировалась и зависела от того, насколько активно механик крутит ручку. Иногда это делали слишком быстро и могли в один вечер вместо трех фильмов показать четыре.
Естественно, это вызывало недовольство. Зрители не успевали читать титры, а в них была вся соль, потому что зачастую невозможно было понять суть киноленты только по визуальному ряду. А еще кинолента могла рваться — и фильм не смотрели.
Другой момент, который мог раздражать, — это переименование фильмов. Иногда один и тот же фильм показывали в разных местах под разными названиями. Вы шли на фильм, думая, что не видели его, а оказывалось, что он вам хорошо знаком.
В кинотеатрах часто было шумно — зрители могли читать титры вслух
Кино — несмотря на то, что было немым, — было довольно шумным событием. Существовала лаборатория, которая записывала реакции кинозрителей. Ее сотрудники приходили в кинозал и буквально по кадрам проводили градацию реакций. Например, если читать диаграмму на фильм «Броненосец Потемкин», то интересно, как его смотрели дети: они сопереживали, многие предваряли следующее действие активным рассказом про то, что может произойти.
В зале было довольно шумно еще и из-за коллективных чтений титров. Кто-то читал титры про себя, а кто-то — вслух. Практика чтения хором была довольно распространена — особенно, если это был кинотеатр попроще.
Многие ходили в кино по контрамаркам. Из-за этого цена на билеты порой поднимали
В период военного коммунизма многие зрелища были бесплатными. Введение платы за зрелища в начале 20-х воспринималось с некоторым напряжением. Но постепенно к этому привыкли.
Несмотря на то что кино было в целом доступным удовольствием, претензии из-за цен периодически возникали. Зачастую виновниками дороговизны билетов были люди, которые приходили по контрамаркам. В середине 20-х было огромное количество льготных билетов, многие имели возможность приходить в кино бесплатно — это были сотрудники разных газет, пожарные, сотрудники уголовного розыска. Считалось, что количество контрамарок компенсируется повышенной ценой на билеты.
В залах не было жесткого ограничения числа мест, поэтому зрители стояли в проходе, а перед сеансом могла начаться давка
Давка из-за мест в кино была связана с тем, что билеты продавали по другому принципу — на определенную зону в кинотеатре: например, первые ряды стоили дороже. В свою очередь это давало возможность продавать большое количество билетов. Часто — больше, чем могло поместиться народа. Люди сидели на лавках не ограничено, стояли или садились в проходах, перебегали на другие места.
Еще одной вещью, которая раздражала в кинотеатре, было хулиганство. Кино в пролетарских районах зачастую было небезопасным. Там могли ограбить и побить.