на чем играл дюк эллингтон
Блистательный Герцог джаза – Дюк Эллингтон
Практически до самой смерти Дюк Эллингтон не собирался уходить на покой. Он много сочинял и ездил с концертами по всему миру
Американский джазовый пианист и композитор Дюк Эллингтон – знаковая фигура музыкального Олимпа XX века. Его творчество оказало огромное влияние на мировую джазовую культуру.
Молодой Дюк Эллингтон
Детские годы
Эдвард Кеннеди Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в цветном квартале. Его семья отличалась от соседей своим довольно высоким достатком. Отец работал в приличных домах и неплохо зарабатывал, потому детство мальчика было сытым и спокойным.
Близкие отношения связывали его не с отцом, а матерью. Это была тонкая натура, очень набожная и горячо любящая музыку. Мать с ранних лет сформировала мировоззрение мальчика. Именно она первая начала учить его игре на пианино, а с 7 лет он начал брать уроки у преподавателя.
В 11 лет маленький Эдвард стал сочинять первые композиции. Мальчик не просто учился музыке, он жил ей с раннего детства. Часто бывало на уроках, забыв о заданиях, он выбивал на парте ритмы, подбирая музыку.
Эллингтон получил свое прозвище «герцог» за щегольский стиль в одежде
Интересно, что звучное прозвище Дюк (в переводе с английского «герцог») Эллингтон придумал себе не сам, как делали многие джазисты в те годы. Это прозвище закрепилось за ним с детства, так его шутливо нарек сосед-пианист, подчеркивая опрятный вид и умение себя держать на высоте.
По другой версии, это прозвище он получил уже в юношеские годы от друзей, которые подшучивали над его щегольской одеждой. Узнайте о других прозвищах джазовых музыкантов.
Эллингтон был джазовым новатором своего времени
В 1914 году мальчик поступает в Высшую школу Армстронга. По вечерам после занятий он часами сидит и играет на пианино. Но интересно, что при всем таланте и увлеченностью музыкой Дюк никогда не был ограничен только ею.
Парень весьма успешно занимался живописью, и долгое время мечтал стать профессиональным художником. В 1917 году Эллингтон поступает на учебу в художественную школу и выигрывает престижный конкурс плакатов. Эта победа что-то перевернула в душе будущего маэстро. Он оставляет рисование и начинает заниматься только музыкой.
Юношеские годы
Прелесть джазовой музыки в том, что она не создавалась за закрытыми дверьми консерваторий под строгим надзором профессиональных преподавателей. Казалось, джаз просто лился по улицам и каждый желающий мог черпать из этого моря.
Выбирая между живописью и музыкой, Эллингтон остался предан игре на фортепиано
Дюк Эллингтон часто посещал музыкальные квартирники, слушал пластинки и пытался перенять музыкальные приемы. Постоянное вращение в кругу музыкантов дало Дюку то, что не смог бы дать самый лучший преподаватель – он научился чувствовать регтайм.
Первые, практически случайные, выступления полюбились публике, и имя Дюка Эллингтона начало приобретать популярность в узких кругах. Дюк начинает сотрудничать в качестве пианиста с успешными оркестрами – Сэма Вудинга и Дока Перри.
Музыкальная карьера
В конце 1918 года Дюк Эллингтон с несколькими друзьями собирает ансамбль The Washingtonians. Пока они играют больше для себя, смело экспериментируя с музыкой, и уже начинают мечтать об успехе. Ансамбль едет в Нью-Йорк, но первая попытка покорить большой город заканчивается неудачей и коллектив возвращается назад.
Оркестр Дюка Эллингтона
В 1923 году Эллингтон предпринимает вторую попытку покорить Нью-Йорк. Постепенно Эллингтон перетягивает на себя руководящую роль и преобразовывает коллектив на свой вкус. Добавляются новые инструменты и заменяются старые участники.
Все преобразования шли коллективу только на пользу и его известность все больше росла. Эллингтон экспериментирует с аранжировками и звучаниями, добиваясь потрясающего уровня музыки. К 1930 году оркестр Дюка Эллингтона становится образцом для музыкантов того времени. Коллектив много путешествует по Америке и Европе.
Спад в карьере
Но в жизни джазиста были не только головокружительные подъемы. Начало 1950-х – тяжелое время, когда интерес публики к джазовой музыке пропал. Долгое время Дюк поддерживает группу на плаву только благодаря собственным финансовым вливаниям от доходов работы композитором.
Эллингтон в своей гримерке в отеле «Амбассадор» в Лос-Анджелесе, 1972 год
Из коллектива начинают уходить люди в поисках лучшей жизни. На несколько лет Дюк Эллингтон прекращает выступать, чтобы вернуться снова и покорить весь мир своими серьезными работами, которые стали намного сложнее и интереснее.
Летом 1956 года на джазовом фестивале он триумфально возвращается на большую сцену. Его фотография украшает обложку Time, с ним подписывают новый контракт, а альбом Ellington at Newport становится самым удачным в карьере музыканта.
Визит Дюка Эллингтона в СССР
В мировом туре 1971 года Эллингтон вместе со своей группой посещает несколько городов СССР. Эти выступления произвели большое впечатление, как на зрителей, так и на самого музыканта.
Сам Дюк вспоминал, что многие его концерты там длились по несколько часов. Раз за разом люди вызывали музыкантов на бис, а польщенные исполнители без устали повторяли свои прекрасные мелодии.
Визит Эллингтона в Советский Союз
Личная жизнь
Обаятельный и обольстительный Дюк Эллингтон всегда привлекал к себе множество женщин. Он никогда не отказывался от связей на одну ночь. Дюк не стремился найти совершенную девушку, многие его подруги не были красавицами с общепринятой точки зрения.
Блистательный Эллингтон настолько очаровывал женщин, что многие из них бросали своих супругов в надежде стать постоянной подругой великого музыканта. Но лишь немногим красавицам удалось надолго увлечь сердце непостоянного ловеласа.
Эдна Томпсон – официальная супруга маэстро, на которой он женился в 1918 году. У пары был сын Мерсер. Хотя постоянные связи артиста на стороне быстро разрушили брак, Эдна оставалась официальной супругой Дюка до самой своей смерти.
Дюк Эллингтон и его жена Эдна Томпсон
Другое серьезное увлечение Эллингтона – Милдред Диксон, с которой он прожил 10 лет.
Милдред из его жизни вытеснила другая красавица – Беатрис Эллис. Почти 40 лет она прожила в Нью-Йорке, считая себя супругой Эллингтона.
Эллингтон и Фернанда де Кастро Монте
В 1959 году в жизнь музыканта ворвалась другая яркая женщина Фернанда де Кастро Монте. У них был очень яркий роман, но на ней Дюк отказался жениться под предлогом, что уже женат на Иви.
Несмотря на большое количество женщин в своей жизни Дюк Эллингтон говорил, что его единственная любовница – музыка, и только она может играть первую скрипку в его жизни.
Последние годы жизни
Практически до самой смерти Дюк Эллингтон не собирался уходить на покой. Он много сочинял и ездил с концертами по всему миру. В 1973 году врачи диагностировали у него рак легких.
В последние годы жизни Эллингтон сочинял музыку для фильмов и мюзиклов
Культурное наследие
Значение вклада Дюка Эллингтона для джаз переоценить трудно. Он не просто был талантливым музыкантом, который хорошо исполнял джаз и привлекал этим публику.
Он был реформатором старого и открывателем нового стиля звучания. Он сумел так объединить музыкальные инструменты, что каждый из них максимально раскрывался, не затмевая других.
Дюк Эллингтон, как композитор, много сочинял для мюзиклов и кино. За свою деятельность он неоднократно получал престижные премии, например, «Грэмми» и Пулитцеровская премию.
Дюк Эллингтон – многократный обладатель премии «Грэмми»
На нашем сайте вы найдет фрагмент книги о судьбе Дюка Эллингтона, написанную Джеймсом Л. Коллиером.
Дюк Эллингтон (Duke Ellington)
Дюк Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в городе Вашингтон.
Эллингтон рос в достатке, покое и в родительской любви. Брал уроки по фортепиано у своей мамы. А с семи лет начал заниматься с учителем музыки. С 11 лет он уже сочинял музыку самостоятельно. Тогда же в его жизнь пришёл рэгтайм.
В 1914 году Эллингтон написал свою первую композицию в стиле рэгтайм «Soda Fountain Rag».
Отлично рисовал, обучался в специализированной школе по прикладным наукам и собирался стать профессиональным художником. Выигрывал конкурс на лучшую рекламную афишу города Вашингтон. Позже работал плакатистом.
Дальше совершенствовал свою технику игры на пианино, изучал теорию гармонии. А такое увлечение, как рисование и работа с красками у мальчика прошло из-за чего Эллингтон отказался от предложенного места работы в институте Пратта по прикладному искусству.
Дюк Эллингтон в детстве
В 1917 году Эллингтон решает стать профессиональным музыкантом. Проходит неофициальное обучение у известных вашингтонских музыкантов, а после Руководит местными ансамблями.
В 1919 году Дюк познакомился с Сонни Гриром.
В 1922 году Дюк Эллингтон приезжает в Нью-Йорк вместе с Гриром и Хардвиком (соседом Дюка) на короткий ангажемент. В Нью-Йорке начинающий джазовый музыкант брал неофициальные уроки у признанных мастеров фортепиано Джеймса П. Джонсона и Уилли Лайона Смита.
От друзей из-за любви к щёгольской одежде Эллингтон получил прозвище «Duke» (герцог).
Осенью 1923 года ансамбль Эллингтона отправляется в Нью-Йорк, получает ангажемент в клубе «У Бэррона» в Гарлеме, а затем на Тайм Сквер в «Hollywood Club» (позднее его переименовали в «Kentucky Club»).
В 1926 году познакомился с Ирвингом Миллсом, который стал его менеджером на продолжительный период.
Под совету Миллса Эллингтон в 1927 году официально становится руководителем джазового ансамбля из десяти человек, под новым брендом «Duke Ellington and His Orchestra». Первым значительным успехом для нового коллектива стали их регулярные выступления в престижном нью-йоркском джазовом клубе «Cotton Club». В том время стали появлятся известные композиции Дюка таких, как: «Creole Love Call» и «Black & Tan Fantasy», «The Mooche» и др.
В 1929 году оркестр выступал в ревю Флоренца Зигфельда. Регулярные радиотрансляции из «Cotton Club» программ оркестра делали Эллингтона и его оркестр известными.
В феврале 1931 года оркестр Эллингтона открыл свой первый концертный тур. В том же году инструментальная версия одного из его стандартов «Mood Indigo», опубликованная лейблом Victor, становится очень популярной.
Спустя год оркестр Эллингтона дал концерт в Колумбийском университете.
Первые композиции оркестра Дюка Эллингтона связаны со «стилем джунглей» (East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Ducky Wucky, Harlem Speaks), а также со «стилем настроений» (Mood Indigo, Solitude, Sophisticated Lady). В них Эллингтон использовал индивидуальные возможности музыкантов: трубачей Чарли Эрвиса, Баббера Майли, Трикки Сэма Нэнтона, альт-саксофониста Джонни Ходжеса, баритон-саксофониста Харри Карни. Мастерство этих исполнителей придавало оркестру особый «саунд».
Позже в 1933 году большой успех принесли гастроли по Европе. Также оркестр выступал лондонском «Палладиуме», где произошла встреча Дюка с принцем Уэльским, герцогом Кентским. Затем оркестр выступал в Южной Америке и дал тур по США в 1934 году. Репертуар в основном составляют композиции Эллингтона.
Написанная в 1935 году композиция Reminiscing in Tempo в отличие от большинства других мелодий автора не отличалась танцевальным ритмом. Причина заключалась в том, что эту песню Эллингтон написал после потери своей матери и продолжительного застоя в творчестве. Как в дальнейшем говорил сам композитор, во время написания этой мелодии листы его нотной тетради были мокрыми от слёз. Reminiscing in Tempo была сыграна Дюком практически без использования импровизации. По словам музыканта, главным его желанием было оставить в этой песне всё так, как он написал и задумал изначально.
В 1938 году оркестр Эллингтона совместно выступил с музыкантами филармонического оркестра в нью-йоркском отеле «Сен-Реджис».
Мастерство композитора и музыканта получило признание не только у критиков, но и у таких выдающихся академических музыкантов, как: Игорь Стравинский и Леопольд Стоковский.
Летом 1930 года в Калифорнии записывает несколько песен для кинокартины «Check and Double Check». Одна из них, «Three Little Words» с вокалом Бинга Кросби, становится американским хитом.
В 1934 году написал звуковое сопровождение к фильму «Murder at the Vanities». Инструментальная версия композиции «Cocktails for Two», прозвучавшаяся в картине, стала очень известной. После записал музыку для фильма «Belle of the Nineties» режиссёра Mae West и участвовал в саундтреке «Many Happy Returns».
10 июля 1941 года в Лос-Анджелесе проходила премьера мюзикла Дюка Эллингтона «Jump for Joy». Спектакль исполнялся 101 раз. В сокровищницу жанра попал джазовый стандарт «I Got It Bad (And That Ain’t Good)», одна из лучших песен мюзикла.
В 1942 году оркестр Эллингтона снялся в кинофильме «Хижина в облаках» с Линой Хорн. Затем, чтобы поддержать свой оркестр, джазовый музыкант взялся за крупные музыкальные формы и создал мюзикл «Beggar’s Holiday» для постановки на Бродвее. После премьеры, состоявшейся в декабре 1946 года, было дано 108 представлений.
В годы Второй мировой войны Эллингтон создал ряд больших инструментальных пьес. 23 января 1943 года выступил с концертом своих произведений в знаменитом Карнеги-Холле, где прошла премьера «Black, Brown and Beige». Весь сбор средств от концерта пошёл в помощь Красной Армии.
По окончанию войны, несмотря на закат эпохи биг-бэндов, Дюк Эллингтон продолжил гастролировать со своей новой концертной программой. Сборы от выступлений, начавшие постепенно падать, он пополняет гонорарами, которые получает как композитор. Это позволяет сохранить оркестр.
Начало 1950-х стало самым драматичным периодом в жизни эллингтоновского бэнда. Чувствуя снижение интереса к джазу, из оркестра один за другим начали уходить ключевые музыканты. Из-за чего на несколько лет Дюк Эллингтон ушёл в тень.
В последующие годы, в соавторстве с Билли Стрэйхорном, Дюк пишет ряд произведений на классические темы. На пластинке «Such Sweet Thunder», шекспировской сюите 1957 года, представлены такие, композиции как: «Lady Mac», «Madness in Great Ones», посвящённая Гамлету, «Half the Fun» об Антонии и Клеопатре. Уникальность записи была в том, что солисты оркестра Кэт Андерсон, Джонни Ходжес, Пол Гонсалвес, Квентин Джексон и другие, как актёры в театре, исполняли ведущие партии и держали на себе целые номера. Вместе со Стрэйхорном были написаны вариации на темы из «Щелкунчика» Чайковского и «Пер Гюнта» Грига.
Таким образом Дюк Эллингтон снова стал востребованным концертным исполнителем. Маршруты его гастролей расширились, и осенью 1958 года артист снова объезжает Европу с концертным туром. джазмена представляют королеве Елизавете и принцессе Маргарет на фестивале искусств в Англии.
В 1961 и 1962 годах Эллингтон записывался вместе с Луи Армстронгом, Каунтом Бэйси, Коулменом Хокинсом, Джоном Колтрейном и другими выдающимися мастерами джаза.
Через год оркестр Эллингтона совершает новую поездку в Европу и, затем, на Средний и Дальний Восток по просьбе Госдепартамента США. А в 1964 году оркестр делает очередное европейское турне и первый визит в Японию.
С середины 1960-х композитор 11 раз уходил с церемонии награждения Grammy победителем.
В 1965 году ему досталась премия в номинации «лучший большой джазовый ансамбль» за альбом «Ellington ’66». Трек «In the Beginning, God» отмечается в 1966 году как лучшая джазовая композиция. Бэнд выступает в Белом доме, на Виргинских островах и снова в Европе. А далее выступает с Бостонским симфоническим оркестром.
В сентябре начинает серию концертов духовной музыки.
Дюк Эллингтон с оркестром
В марте 1966 года Эллингтон решил покорить бродвейскую публику и представил мюзикл «Pousse-Cafe». В том же 1966 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Assault on a Queen» с участием Фрэнка Синатры. Это была предпоследняя картина, в которой прозвучала музыка Эллингтона.
В 1966 и 1967 годах Эллингтон проводит две серии европейских концертов с Эллой Фицджеральд.
Со своим коллективом снова отправляется в продолжительный тур по Ближнему и Дальнему Востоку. С этим турне совпало издание пластинки «Far East Suite», которая принесла своему автору очередную победу в номинации «лучший большой джазовый ансамбль». С такой же формулировкой Эллингтон унёс Grammy с церемонии 1968 года за альбом «And His Mother Called Him Bill». Этот альбом композитор посвятил своему коллеге и близкому другу Билли Стрейхорну, который умер в 1967 году.
В 1969 году прошёл приём в Белом доме по случаю 70-летия Дюка. Вручение ордена Свободы президентом Ричардом Никсоном. Новое европейское турне. В Париже в честь семидесятилетия Дюка Эллингтона был устроен банкет, на котором его приветствовал Морис Шевалье.
В том же 1969 году написал музыку к ленте «Change of Mind». Это была последняя лента, в которой прозвучала его музыка.
16 апреля 1971 года в нью-йоркском «Линкольн-центре» прошла премьера композиции «Suite For Gutela». Выступление на ньюпортском джаз-фестивале. Посещает с концертами СССР (Москва, Ленинград, Минск, Киев, Ростов). А затем, едет в Европу и совершает второе турне в Южную Америку и Мексику.
Когда самолёт с Дюком приземлился в Ленинграде, его встретил большой оркестр, марширующий по лётному полю и играющий диксилендовую музыку. Всюду, где он выступал со своим бэндом, билеты были полностью проданы. На каждом из трёх концертов Эллингтона в Киеве было десять тысяч человек и более двенадцати тысяч на каждом его выступлении в Москве.
Во время визита в СССР джахмен посетил Большой театр, Эрмитаж, встретился с композитором Арамом Хачатуряном и с джазовым дирижёром Олегом Лундстремом. Эллингтон дирижировал джаз-оркестром московского радио. Газета «Правда» хвалила Эллингтона и его оркестр. Музыкальный критик, писавший в газете, был поражён «их бесценным чувством легкости. Они выходили на сцену без каких-либо особых церемоний, просто один за другим, как друзья обычно собираются на джем-сейшн».
В 1973 году прошёл третий «Концерт духовной музыки», премьера которого, состоялась в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Позже Дюк Эллингтон принял участие в королевском концерте в «Палладиуме». Совершил визит в Замбию и Эфиопию. Был награждён «Императорской звездой» в Эфиопии и орденом Почётного легиона во Франции.
Эллингтон был экспериментатором и новатором в музыке XX века.
Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксофона в биг-бэнде. Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент. Положил начало латиноамериканскому джазу композицией «Caravan».
Как пианист, Дюк Эллингтон всю жизнь модернизировал свой стиль демонстрируя своё искусство «ударного фортепиано» и сохраняя характерные черты страйдового пианиста, но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.
Как аранжировщик, джазовый музыкант отличался творческим подходом. Многие произведения Эллингтона представляли собой маленькие «концерты», созданные специально для того, чтобы лучше раскрыть индивидуальное дарование того или иного исполнителя-импровизатора. Он писал для музыкантов оркестра, учитывая их индивидуальный стиль и вместе с ними периодически возвращался к старым произведениям, по сути творя их заново.
Дюк никогда не позволял исполнять свои пьесы так же, как они звучали прежде. Ни одна из композиций Эллингтона, записанная на пластинку его оркестром, никогда не рассматривалась им как нечто окончательное и не нуждающееся в дальнейшем усовершенствовании и развитии. Всё, что исполнялось оркестром Эллингтона, выражало его индивидуальность, вбиравшую в себя одновременно индивидуальность каждого из его оркестрантов.
По данным работника издательства «Темпо Мьюзик» М. Роббинса, у Дюка Эллингтона было зарегистрировано около тысячи пьес, большинство из которых составляют золотой фонд джаза. Тридцать восемь крупных произведений, предназначенных для концертного исполнения, духовные концерты, музыка к театральным постановкам и кинофильмам. Его дискография, по данным американского критика Скотта Янова, на сегодняшний день превышает шесть сотен дисков.
По времени звучания в эфире, на телевидении и на дисках в масштабе всей планеты Дюк Эллингтон занимает одно из первых мест. Его оркестр был настоящей школой джаза.
Библиография Дюка Эллингтона обширна и разнообразна. При жизни ему были посвящены работы: Питера Гаммонда (1958), Стэнли Дэнса (1971), Барри Уланова (1972) и Дерека Джоэлла (1977). После смерти великого музыканта вышли монументальные книги Джеймса Линкольна Коллиера (1987), Ганса Роланда (1988), Марка Таккера (1991), Клауса Стратмана (1992), Джона Хэссе (1995), Стюарта Николсона (1999). Книга Джеймса Линкольна Коллиера была единственной переведённой на русский язык и выпущенной в 1991 году издательством «Радуга».
Ещё в годы работы в «Cotton Club» Дюк Эллингтон вместе со своими музыкантами участвовал в бродвейском мюзикле «Show Girl», основанном на музыке Джорджа Гершвина.
Смерть Дюка Эллингтона
До последних месяцев жизни Дюк Эллингтон много ездил и концертировал. Его выступления, наполненные вдохновенными импровизациями, привлекали не только многочисленных слушателей, но и получали высокую оценку профессионалов.
Изданный по материалам концертов в Новом Орлеане диск «New Orleans Suite» заслужил премию Grammy в номинации «лучший большой джазовый ансамбль».
В 1973 году врачи диагностировали у него рак лёгких. В начале 1974 года Дюк Эллингтон заболел пневмонией. Через месяц после своего 75-летнего юбилея, рано утром 24 мая 1974 года, он скончался.
Газеты всего мира опубликовали известие о его кончине на первых полосах. Заголовок некролога в «Нью-Йорк таймс» гласил: «Дюк Эллингтон, магистр музыки, крупнейший композитор Америки скончался в возрасте семидесяти пяти лет».
Президент Ричард Никсон выступил с заявлением, в котором говорилось: «Тонкость, глубина, изящество и вкус, вложенные Эллингтоном в его музыку, сделали его в глазах миллионов людей у нас и за рубежом виднейшим композитором Америки. Память о нём будет жить в грядущих поколениях, в музыке, которую он подарил своему народу».
Похороны состоялись 27 мая 1974 года на кладбище Вудлон в Бронксе в городе Нью-Йорк.
Рост Дюка Эллингтона: 185 сантиметров.
Личная жизнь Дюка Эллингтона:
2 июля 1918 года женился на Эдне Томпсон. 11 марта 1919 года у пары родился сын Мерсер Эллингтон.
Дюк Эллингтон и Эдна Томпсон
Дискография Дюка Эллингтона:
Награды Дюка Эллингтона:
последнее обновление информации: 23.11.2020