на чем играет кардинал в трех мушкетерах
На чем играет кардинал в трех мушкетерах
Как рассказал композитор, съемки этого фильма были, действительно, веселыми. Сначала очень долго шел подбор актеров, а затем Максиму Дунаевскому пришлось стать… певцом.
— Пробы (или, как сейчас это называют, кастинг) были долгими потому, что надо было подобрать актеров, которые были бы очень похожи на французов, — вспоминает композитор. – В итоге на роль капитана королевских мушкетеров де Тревиля был утвержден Лев Дуров. Мало того, что он как две капли воды похож на настоящего француза, так он еще оказался абсолютно не поющим человеком. А ведь фильм «Д`Артаньян и три мушкетера» очень музыкальный, и у персонажа Льва Дурова были два очень сложных номера. В одном он должен был спеть дуэтом с Михаилом Боярским, в другом – исполнить соло. Режиссер фильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич сказал, что если мы найдем певца, который продублирует актера в его музыкальных номерах, никто ведь не поверит, что это Дуров поет. «А вот твой противный голос и противный голос Дурова очень похожи…» — добавил режиссер. Вот так нежданно-негаданно я впервые в жизни стал певцом.254431
Исполнив на ульяновской сцене балладу де Тревиля, Максим Дунаевский признался, что за 40 лет исполнения этой песни он научился-таки хорошо петь.
— Тогда, на съемках фильма, исполнение было значительно хуже, — считает композитор. – К тому же надо было все сделать под Дурова.
Кстати, правду о подмене голоса Льву Дурову тогда не сказали. По всей видимости, знаменитый актер не уловил тонкостей этого дипломатического хода и уже после выхода «Трёх мушкетеров» на экраны. По крайней мере, на премьере этого фильма, проходившей в Доме кино, когда прошел эпизод с этой песней, Лев Дуров победоносно оглядел весь зал. Видимо, он даже не почувствовал, что это поет не он.
Источник: http://misanec.ru/2015/06/05/kak-v-mushketerah-lev-du..
«ВСЕСОЮЗНЫЙ» РОШФОР
Именно этим громким титулом, говорящим лишь о высокой степени народной любви, отечественные зрители окрестили актера Бориса КЛЮЕВА, сыгравшего знаменитого злодея в фильме режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича по роману Александра Дюма «Три мушкетера». Впрочем, почетные титулы уже более четверти века прибавляют ко всем персонажам этой киноленты: нам сложно представить себе другого Атоса и д’Артаньяна, другую миледи, Ришелье или Констанцию… Да, они не французы, и шутки у них порой откровенно русские, но все-таки они РОДНЫЕ, а это главное. Смехов, Смирницкий, Старыгин, Боярский, Трофимов, Алферова, Табаков, Фрейндлих, Терехова, Балон, Дуров… Эти актеры подарили нам целую плеяду любимых киногероев. По телевизору не раз шли передачи, в которых знаменитая четверка «мушкетеров» рассказывала о том, как снималось это кино. Актер Борис Клюев, посетивший сибирскую столицу с труппой Малого театра поделился с корреспондентом «Ведомостей» своей частью «мушкетерских» похождений.
— Борис Владимирович, как вы стали графом Рошфором?
— Приехал к нам в театр ассистент, который занимался подбором актеров для фильма, и взял одну из моих фотопроб. На роль графа Рошфора было достаточно много претендентов, около десяти человек, даже Михаил Боярский. Но его режиссер утвердил на д’Артаньяна. Когда я приехал в Одессу, Хилькевич, увидев меня, скривил лицо. Я понял, что не понравился. Нет так нет, подумал я, хоть в Одессе побывал. Целый день просидел на студии и только под вечер меня стали пробовать. Когда включили камеру и на площадке все притихли, я показал, как я чувствовал этого персонажа, стал вкладывать в него что-то свое.
— Но ведь это эпизодический персонаж! У него в фильме нет и десяти минут экранного времени.
— То-то и оно. Когда я пробовался, понял, что мне тяжело играть с пустым местом. И я попросил его, незнакомого мне тогда актера, подыграть. Тут же на Сашу накинули какую-то бесформенную красную тряпку, которая должна была на короткое время стать кардинальской мантией. А еще тогда он ходил с копной черных волос по плечи. Он стал читать текст Ришелье — тут-то режиссера осенило: перед ним стоял «самый настоящий» всесильный министр Людовика XIII. Так Сашу утвердили на эту роль, которая, несомненно, стала одной их ярких в фильме. Я же свое окончательное «да» получил только после того, как пробы были отсмотрены в Москве.
Пришлось поработать не только над характером графа Рошфора, но и над его внешностью. Изначально гримеры хотели приклеить мне бороду. Но я настоял на том, чтобы они оставили лишь тонкую линию усов и бородку клинышком. Удачно дополнил образ лиловый костюм, который на пленке дал густой фиолетовый оттенок.
— В фильме звучит замечательный дует графа Рошфора и миледи. Вы пели сами?
— Да, я пел своим голосом. Конечно, пришлось подстраиваться под Маргариту Терехову, что было чуть-чуть высоковато для меня, но, слава Богу, все получилось. И вообще, в работе нам, актерам, помогла замечательная музыка Максима Исааковича Дунаевского, которая была записана еще до съемок. И все музыкальные номера мы тоже писали заранее, ведь фильм снимался по законам оперетты.
— А что за история с тем, как вы выбили зуб Михаилу Боярскому?
— Снимали сцену тройного поединка на шпагах д’Артаньяна, Рошфора и де Жюссака, которого играл Владимир Балон. Кстати, именно Володя, будучи мастером спорта по фехтованию, ставил все драки. Мы должны были скрестить шпаги на лестнице, снимали в Одесском оперном театре. Когда репетировали, все шло замечательно, но на съемках, ускорили темп фехтования. И вот Миша Боярский, сильно замахнувшись клинком, направил мою шпагу прямиком себе в лицо. Она выбила ему зуб и оцарапала горло. Однако он, как истинный профессионал, продолжил сниматься. Потом я узнал, что эта травма весьма распространена у фехтовальщиков.
— Как вы думаете, в чем секрет успеха этой ленты?
— В той атмосфере, которая царила на съемочной площадке. Мы были молоды, знали, что работаем с замечательным материалом. И эта атмосфера легкости, ребячества и куража, в которой мы жили около полугода, перенеслась на экран. Мы тогда очень сдружились. И по сей день частенько встречаемся.
Этот задор передался и местным жителям. Еще за час до начала съемок у площадки собирались девчонки. Все разодетые и с макияжем. А для львовских ресторанов и магазинов мы были любимыми посетителями. Причем частенько заходили туда прямо с площадки, не переодевшись. Представляете, какой эпатаж: открывается дверь и входят французские дворяне XVII века. Нас всегда пропускали без очереди.
Помнится, мне дико захотелось соленой рыбки, и я попросил парней, которые пошли вниз, купить пару штук. Они спустились и уткнулись в хвост большой очереди. И продавца как назло не было на месте. Тогда они взяли стоявший рядом с прилавком ящик и, смеясь, понесли наверх. А поскольку их не остановили, они и принесли его в номер. Я за всю жизнь столько солененькой рыбки не ел!
— А когда вы прочитали роман Дюма-отца?
— Еще в школе. Подростком я ставил спектакль по этой книге и играл в нем Атоса. Он был моим любимым персонажем.
— Какая у вас первая роль в кино?
— У Бондарчука в «Войне и мире». Сыграл пленного мальчика-барабанщика французской армии, которого пригрел и накормил Петя Ростов. Забавно, что потом меня призвали в ряды Советской Армии, и наш полк участвовал в массовке этого же фильма. Так что я сыграл в нем дважды (смеется).
— Ваш персонаж есть и в книге «Двадцать лет спустя». А почему в фильме его не было?
— Так решили сценаристы. И вообще, знаю, что Юнгвальд-Хилькевич хочет снимать продолжение. Весьма рискованный проект. Историческое кино вообще сложно делать. Это большие деньги: костюмы, стенография, лошади.
— Граф Рошфор, герцог де Гиз, граф де Гиш, Григорий Орлов… В вашей творческой биографии целая галерея исторических персонажей. Вы любите героев «плаща и шпаги»?
— Все дело в типаже. Когда на меня одевают немецкий офицерский мундир времен Второй мировой войны, режиссеры говорят — хорошо, когда приклеивают усы и бородку, тоже говорят, хорошо. Я и сам это прекрасно понимаю. Я умею носить костюм, держаться в кадре, быть ироничным… Я однозначно западный герой.
— Сразу вспоминается ваш Майкрофт Холмс из фильма про Шерлока Холмса, который тоже стал классикой.
— Кстати, да. Недавно у английского посольства в Москве открывали памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону. Меня пригласили туда на прием. Очень приятно посидели. Сфотографировались в интерьере.
— А что вы предпочитаете: театр или кино?
— У меня в дипломе написано «артист театра и кино», но я в первую очередь артист театра. Не мыслю себя без него. Мне нужны каждодневные репетиции, спектакли. Кино, без сомнения, дает много эмоций и популярность, но вместе с ними ужасные простои с ожиданием звонка. Многих это сводило с ума, кто-то спивался.
— Борис Владимирович, вы сыграли много ролей в театре и кино. А кого еще вам хотелось бы сыграть?
— Когда я был молодым артистом, составил список того, что должен сыграть. Из этого списка сыграл только три роли — Муров в «Без вины виноватый», де Гиша из «Сирано де Бержерака» и Беркутов в «Волках и овцах». Жалею о том, что так и не сыграл ни в одной пьесе Чехова. Даже хотел ставить Чехова у вас в «Глобусе», но и здесь не сложилось. Опять Чехов прошел мимо меня.
P.S. Перед встречей с Клюевым, которая состоялась в фойе гостинице «Сибирь», я забежал в магазин дисков и купил фильм «Д’Артаньян и три мушкетера». Когда мы поговорили, попросил актера оставить автограф. И теперь на красочной картонной упаковке красуется надпись: «С уважением, граф Рошфор».
Борис Владимирович Клюев, народный артист России. Один из ведущих актеров Малого театра, в котором работает с 1969 года. Исполнил множество ролей.
Фильмография: «Жизнь Берлиоза» (Вагнер), «Михайло Ломоносов» (Григорий Орлов), «Крушение империи» (Шульгин), «ТАСС уполномочен заявить. » (агент ЦРУ Дубов — Трианон).
Сериалы: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Досье детектива Дубровского», «Марш Турецкого», «Сыщики», «Каменская», «На углу, у Патриарших».
«Театр — это семья, жена,а кино — любовница, красивая, сладкая,но все-таки любовница».
«С Маргаритой Тереховой мы репетировали красивое танго Рошфора и миледи. Но, к сожалению, этой сценой пожертвовали при сокращении сценария».
«В Новосибирске я был раз семь. Здесь я как-то заработал много денег и, когда летел счастливый в самолете, думал только об одном, как бы не разбиться».
«С “мушкетерских” времен терпеть не могу лимонную водку. По всему Союзу она была в большом дефиците, а во Львове нате, получите. А мы и рады были стараться».
«Сложности возникали с каблуками, они частенько ломались при ходьбе по лестницам.У Боярского каблуки на ботфортах “летели” только так».
«Когда удается сделать что-то легендарное, достаточно сохранить это, и не надо реанимировать».
Георгий и Наталия Юнгвальд-Хилькевич.
Главы из книги «За кадром». Изд-во «Центрополиграф». 2000г.
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывает:
Когда я начал снимать, то был уверен только в двух вещах: что
Людовика XIII будет играть Табаков, а Анну Австрийскую — Алиса Фрейндлих.
Олег Павлович — гигантский актёр. Я никого не могу с ним сравнить в его
точном ощущении стиля и жанра. Он у нас такой — единственный. У него —
отдельное, ни на кого не похожее дарование. Табаков приехал на пробы с
готовым решением роли. Он хотел сыграть Людовика — бюрократа, чинушу,
туповатого и самонадеянного человека. В то время это прозвучало бы
очень злободневно.
Каждый из актёров, приходя на площадку, волновался. Ведь
каждый из них ехал к тогда еще неизвестному режиссёру и не знал, что
его ждёт.
Я хорошо это понимал, но сказал Табакову:
— Олег Павлович, я вас обожаю, я перед вами преклоняюсь, но у меня совсем другой замысел.
Табаков насторожился.
— Для меня Людовик XIII — экспонат энтомологической коллекции,
такая пришпиленная бабочка. Его судьба прилепила к царскому креслу, как
насекомое. Он должен быть королем, а по сути он — не король.
Известно, что Людовик прекрасно делал мебель и любил это занятие.
— Это всё слова, — ответил Олег Павлович. — Ты лучше скажи, как это играть?
— Надо играть человека очень маленького роста, который хочет
быть выше. Он все время лезет из кожи вон, чтобы произвести солидное
впечатление. Это карлик, который хочет казаться гигантом.
Из беседы с Сергеем Горбачевым (экс-«Коробейники»)
-Расскажите про запись вокала в композициях к фильму «Д*Артаньян и три мушкетера»?
-Назаров записал один из хитов «Есть в графском парке черный пруд…»?
-Где происходила запись?
На Мосфильме в тон-ателье. Помню, что я однажды опоздал на запись, а проходили по списку. И меня провел Боярский.
-А вам давали послушать записи «Фестиваля» с их вокалом?
Нет, только фонограмма была.
Георгий Симонян.
Фрагмент беседы с Александром Левшиным
ЭПОХА БЕСКОРЫСТИЯ (декабрь 2015).
http://via-era.narod.ru/Ansambli/rezital/levshin/lev2..
-Давайте поговорим о вашем участии в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Ансамбль «Коробейники» был приглашен, поскольку Дунаевский был хорошо знаком с Поповым?
Подоплека была такая. Музыку записал ансамбль из Полтавы – «Фестиваль». Требовалось наложить голоса. Кроме Боярского из актеров петь никто не мог. Дунаевский решил взять вокальную группу, которая могла петь хоры и было много солистов. На тот момент по вокалу одной из лучших была вокальная группа ансамбля «Коробейники». Представляете, Меньшов, Чуйкин, Гудков, Попов, Новосельцев, я становились в студии к микрофонам, то это звучало сразу. С Сашей Поповым мы спели нижние голоса в песне «Пора-пора порадуемся» с Боярским с одного дубля. Просто смотрели на ноты и пели. Чуйкин с одного дубля записал партию Арамиса. За Атоса спел наш тромбонист Слава Назаров. За Де’Тревиля спел я, чем вызвал жуткое негодования исполнителя этой роли Льва Дурова. Дуров пел в компаниях, в театре, но пел по-актерски, а Максим Дунаевский хотел, чтобы это было профессионально.Лев Дуров не мог петь героические песни капитана мушкетеров своим голосом, хотя и очень хотел.
«Шпаги наголо, дворяне!
Пыль Парижа это прах.
Всюду кровь на лилльской ткани,
На прованских кружевах…»
Призыв к кровопролитию в начале второй серии был для него не характерен, и режиссер решил, что петь сольно эту партию надо мне. Я спел.
-Как получилось, что тромбонист Назаров спел партию Атоса? Он же не пел в концертах?
На концертах он играл на рояле и на кулисном тромбоне. Слава был очень сильным джазовым музыкантом. Он приехал из Уфы, где-то поработал и оказался у нас в «Коробейниках». Когда работал у нас, то познакомился с Борисом Фрумкиным, подружился с музыкантами ансамбля «Мелодия», что-то записал с ними и был приглашен в этот коллектив. Потом он уехал в Америку, там, в Америке, он и погиб в автомобильной катастрофе.
Так вот, Слава был очень смешливым, всегда веселил всех какими-то пародиями, шутками. Максим увидел это, услышал нужный тембр и решил попробовать. Получилось очень здорово.
Кстати, вместе с Назаровым из Уфы приехал вокалист по имени Саша с точно таким же голосом. А позже, уже при руководстве Приказчикова, к нам устроился певец из подмосковных Люберец с похожим голосом. Но все это не сложилось. Да и Попова тогда уже не было, чтобы выстраивать вокал.
-То есть «Коробейники» записывались большой группой?
Все вышеназванные плюс Сергей Горбачев. Человек семь-восемь. Когда работали, очень хорошо проводили время. Гуляли, выпивали. Хорошее время было.
Мы, кстати, записали еще некоторые песни, которые не вошли в фильм. Например, не вошли несколько песен, записанные Марком Розовским.
-Как вам оплатили работу в фильме?
В СССР было так, что после подписания документов по участию в фильмах, нам в течение года или даже большего срока приходили какие-то деньги. Например, за работу в фильме «Приморский бульвар» мне через год заплатили очень большую сумму.
.
(про «Рецитал»)
Дмитрий Атовмян. Гениальный музыкант, великолепный аранжировщик! Да и вообще, надо сказать, что армянам джаз легко дается. Дима славился тем, что во время езды за рулем, на машине, мог писать партитуры. Именно Дима написал аранжировки к фильму «Д”Артаньян и три мушкетера», в котором пели «Коробейники».
Александр Трофимов
о роли кардинала Ришелье
— Вы знаете, я до сих пор этому удивляюсь. Видимо, так бывает. Всё очень непредсказуемо и в жизни, и в искусстве. Я тогда был очень молод, мне было двадцать шесть лет, и это было моё самое первое общение с кинематографом. На тот момент я уже играл в Театре на Таганке. И незадолго до того, как я получил приглашение на фильм «Д`Артаньян и три мушкетёра», Юрий Любимов поставил спектакль «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова, где мне выпала честь выходить на сцену в роли Иешуа, литературном прообразе Иисуса Христа. Этот спектакль возымел большой резонанс, о нём узнали не только в Москве и интерес к нему тогда был феноменальный. И, возможно, отчасти благодаря этому обстоятельству, меня пригласили на картину о мушкетёрах.
— А насколько вы уютно чувствовали себя в образе кардинала Ришелье?
— Борис Клюев рассказывал, что ему пришлось поработать над внешним образом своего персонажа, графа Рошфора. Вы тоже участвовали в разработке внешнего облика вашего героя?
— Когда вы готовились к роли, то, может быть, читали какие-то исторические материалы о Ришелье?
— Поскольку эта роль мне досталась совершенно внезапно и стихийно, то я уже в процессе съёмок старался доставать какую-то документальную литературу, потому что имел очень поверхностное представление о кардинале. По мере возможности я, конечно, пытался что-то прочитать о нём в исторической хронике, найти какую-то информацию. Не буду лукавить и не скажу, что я по уши зарылся в библиотеках и узнал о нём абсолютно всё, но старался ознакомиться с теми материалами, которые мне удавалось достать. Я помню, что неожиданно для себя увидел в одном из музеев бюст Ришелье. Не могу сказать, что у меня было идеальное сходство с этим государственным деятелем семнадцатого столетия, но меня потрясло его лицо. Это было лицо умнейшего человека. Кардинал действительно был выдающейся личностью и правил Францией почти два десятилетия при действующем монархе, что само по себе говорит о многом.
— Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич был требователен к вам на съёмочной площадке?
— Я совершенно не преувеличивая могу сказать, что после кинопроб режиссёр мной очень заинтересовался, и когда в процессе съёмок я предлагал ему вариант, как бы я сказал текст в той или иной сцене, его это обычно устраивало с первого раза. Я не помню случая, чтобы он категорически отвергал какие-то мои предложения. Хилькевич давал возможность актёрам максимально проявить себя.
— В фильме «Д`Артаньян и три мушкетёра» вы пели в дуэте с Алисой Фрейндлих. Расскажите об этом.
— Композитор Максим Дунаевский мне объяснил, как нужно исполнять этот номер, мы с ним порепетировали. Видя, что перед ним молодой и неопытный исполнитель, он был очень тактичен и проявил большое терпение. Я помню, что записывали нас с Алисой Бруновной по отдельности, это было на студии звукозаписи в Москве. А потом уже мы встретились на съёмочной площадке, когда вместе с балетмейстером репетировали танец королевы и кардинала, отрабатывали все движения. Сняли эту сцену буквально за пару дублей, и режиссёра это устроило.
Арман Жан дю Плесси Ришельё
Арман Жан дю Плесси Ришельё
Цвет волос
Цвет глаз
Содержание
Происхождение [ ]
Семья отца принадлежала к родовитому дворянству Пуату. Отец, Франсуа дю Плесси де Ришельё, был видным государственным деятелем во времена правления Генриха III, а после его гибели служил Генриху IV.
Мать Армана, Сюзанна де Ла Порт, не принадлежала к аристократии. Она была дочерью адвоката Парижского парламента Франсуа де Ла Порта — буржуа, которому дворянство было пожаловано за выслугу лет.
Детство [ ]
Арман родился в Париже, в приходе Сент-Эсташ, на улице Булуа (или Булуар). Был младшим сыном в семье. Крестили его только 5 мая 1586 года, через полгода после рождения, — по причине «тщедушного, болезненного» здоровья.
Крестными отцами Армана были два маршала Франции — Арман де Гонто-Бирон и Жан д’Омон, давшие ему свои имена. Крёстной матерью была его бабка, Франсуаза де Ришельё, урождённая Рошешуар.
В 1588 году отец Армана стал одним из организаторов бегства Генриха III из восставшего Парижа. Мать и дети также покинули Париж и поселились в родовом поместье мужа Ришельё в Пуату. После убийства короля отец Армана продолжил успешно служить новому королю Генриху IV Бурбону. Франсуа дю Плесси-Ришельё неожиданно умер от лихорадки 19 июля 1590 года в возрасте 42 лет, оставив после себя лишь долги. У семьи начались значительные финансовые трудности. Для организации достойных похорон Сюзанна была вынуждена даже заложить цепь Ордена Святого Духа, кавалером которого был её покойный муж. Король Генрих IV в признание заслуг покойного прево дважды выделял вдове средства общей суммой 36 тысяч ливров.
Снова в Париже [ ]
Через несколько лет Арман возвращается в Париж, где его зачисляют в Наваррский коллеж, в котором обучались и Генрих III, и Генрих IV. В коллеже Арман изучал грамматику, искусства и философию. После окончания коллежа Арман по решению семьи поступает в военную Академию Плювинеля. Но внезапно обстоятельства меняются, так как Арман Ришельё должен теперь занять место епископа Люсона, церковного диоцеза, пожалованного семье Ришельё ещё Генрихом III. Арман вынужден сменить военный мундир на сутану, так как этот диоцез единственный источник дохода его семьи. В это время ему 17 лет. Арман со свойственной ему кипучей энергией приступает к изучению теологии.
Епископ Люсона [ ]
Был посвящён в сан епископа Люсонского 17 апреля 1607 года кардиналом Живри. Генрих IV лично ходатайствовал за Ришельё перед папой Римским, прося разрешения на посвящение в сан епископа. Тем самым, Арман стал епископом в очень раннем возрасте, что вызвало бурю небылиц и сплетен. Защитил диссертацию в Сорбонне на степень доктора философии по богословию 29 октября 1607 года. 21 декабря 1608 года вступил в должность епископа в Люсоне. Люсонский диоцез был одним из беднейших во Франции. Ришельё приложил огромные усилия, чтобы исправить эту ситуацию. При его руководстве был восстановлен кафедральный собор Люсона, отреставрирована резиденция епископа, он лично рассматривает просьбы своей паствы и по мере сил помогает обратившимся к нему. Ко времени его пребывания в Люсоне относится и написание ряда интересных теологических работ, адресованных простому народу — «Наставления христианину», где Ришельё в доступной для народа форме излагает основные аспекты христианского учения.
Среди других работ:
В Люсоне состоялась первая встреча Ришельё с отцом Жозефом дю Трамбле, монахом-капуцином, впоследствии отец Жозеф получит прозвище «серый кардинал» и будет играть огромную роль во внутренней и особенно внешней политике Ришельё.
Ришельё стал Депутатом Генеральных штатов 1614 года, созванных в Париже, от духовенства. Выступал за укрепление королевской власти. Это было время регентства Марии Медичи. Королева-мать фактически правила вместе со своим фаворитом Кончино Кончини, а Людовик XIII — король Франции — в управлении не участвовал ввиду его малолетства. Ришельё активно выступал на заседаниях Штатов, и его деятельность была замечена. Он стал популярным. Правда, самого Армана Штаты разочаровали: по его мнению, они были бесполезны, ведь наказы сословий и представителей не были изучены и учтены, а экономические вопросы и вопросы управления государством вообще не решались. Двор и королева-мать были заняты подготовкой брачных союзов: французскую принцессу Елизавету выдавали замуж за испанского наследника, а в жены Людовику XIII прочили испанскую инфанту Анну.
Вскоре Мария Медичи назначила Ришельё духовником Анны Австрийской. Немного позже, в ноябре 1616 года, назначила его на пост военного министра. Ришельё был решительно настроен против существовавшего тогда курса правительства, направленного на неравноправный союз с Испанией и пренебрежение национальными интересами Франции, но тогда епископ Люсонский не смел открыто противостоять правительству. Финансы государства также находились в плачевном состоянии, постоянно существовала угроза очередных мятежей и гражданской войны.
24 апреля 1617 года фаворита королевы Кончино Кончини убивают. Зарвавшийся фаворит повержен, и король Людовик XIII, который стоял во главе этого заговора, вступает в свои законные права. Епископ Люсонский снят с должности, Людовик не желает видеть кого-либо, связанного с матерью.
Ссылка [ ]
Ришельё последует за Марией Медичи, которую сослали в замок Блуа. В Блуа Ришельё начинает свой самый знаменитый письменный труд — «Политическое завещание» (франц. testament politique), которое считается гениальным трудом и учебником по управлению государством. Вскоре епископ возвращается в Люсон, откуда затем его ссылают в Авиньон в апреле 1618 года.
Но вскоре король приказывает ему следовать к Марии Медичи, дабы образумить её (королева-мать хотела поднять мятеж против собственного сына). Ришельё блестяще справляется с этой миссией. Мир в королевстве восстановлен. Опала с епископа снята.
Кардинал Франции на службе у государства [ ]
В 1622 году возведён в сан кардинала римско-католической церкви. Стал активно появляться при дворе и участвовать в политических интригах. Меж тем положение в государстве оставалось плачевным. Королю Людовику XIII был нужен человек, способный найти выход из тупика, и таким человеком оказался Ришельё. 13 августа 1624 года Арман де Ришельё становится первым министром Людовика XIII.
В своем «Политическом завещании» Ришельё пишет о положении Франции в то время:
Ришельё понимал, что главными врагами на международной арене являются Габсбургские монархии Австрии и Испании. Но Франция ещё не была готова к открытому конфликту. Ришельё знал, что государству не хватает необходимых ресурсов для этого, необходимо решить внутренние проблемы. Меж тем он отвергает союз с Англией и её премьер-министром герцогом Бекингемом, которого Ришельё считал шарлатаном и авантюристом.
Внутри страны Ришельё успешно раскрывает заговор против короля, направленный на устранение монарха и возведение на престол его младшего брата Гастона Орлеанского. В заговоре участвуют многие знатные вельможи и сама королева. Планировалось в том числе и убийство кардинала. Именно после этого случая у кардинала появляется личная охрана, которая потом станет полком гвардии кардинала.
Война с Англией и осада Ла-Рошели [ ]
Согласно Нантскому эдикту гугеноты имели свою организацию, свои крепости (гарнизоны которых оплачивались королём) и свои города. Это позволяло гугенотам весьма эффективно отстаивать свои привилегии, к примеру, Ла-Рошель не только имела самоуправление, но и практически не платила налогов.
Наличие в королевстве столь независимой организации, как гугеноты, противоречило идеям Ришелье о централизации страны. Поэтому кардинал начал борьбу с гугенотами, в том числе осадил Ла-Рошель.
В 1627 году английский флот захватывает остров Ре. Атаку возглавил герцог Бекингем. Бекингем стремится возбудить во Франции восстание гугенотов, центр которых находится в Ла-Рошели. Герцог также склоняет к восстанию герцога де Рогана — лидера гугенотской оппозиции во Франции. Де Рогану удалось создать «государство в государстве» на западе страны, где преобладали гугеноты. В Лондоне, где основной целью было не допустить превращение Франции в сильную морскую державу, рассчитывали использовать эту ситуацию. Ла-Рошель требовала для себя исключительных налоговых привилегий. Ришельё же хотел поставить под жесткий контроль все порты и всю торговлю для обеспечения прозрачного контроля за налогами, особый контроль должен был вводиться в Ла-Рошели. Именно такими были основные причины конфликта, который не стоит называть религиозным: Ришельё действовал исключительно как государственный деятель, стремящийся пресечь внутреннюю оппозицию и объединить королевство.
Решение религиозного вопроса [ ]
Действия Ришельё при решении конфликта с мятежными гугенотами Ла-Рошели вызвали обвинения в адрес кардинала в пренебрежении интересами католической Церкви и неоправданном попустительстве еретикам, многие из которых были помилованы кардиналом после того, как они дали клятву верности королю Франции. Оставаясь искренним католиком, Ришельё четко различал гугенотов политических, то есть тех кто выступал за существование независимой от центра политической партии, и религиозных, которых он стремился переубедить с помощью уговоров. Идея религиозной свободы, которую отстаивал Ришельё, нашла поддержку далеко не у всех. Первого министра награждают прозвищем «кардинал гугенотов» и «кардинал от государства». Бесспорно, Ришельё никогда не делал различий между подданными государства по религиозному принципу, но это давало многим повод считать его плохим католиком. Можно отметить, что к 1630 году проблема религиозной напряженности во Франции была снята благодаря Ришельё, который выдвинул идею единства по национальному и гражданскому признаку. Религиозные конфликты в стране прекратились. Их возобновление случится только после смерти кардинала. При этом католики занимали все ключевые посты, а протестанты находились в положении угнетаемого меньшинства.
«День одураченных» [ ]
Историк Франсуа Блюш констатирует:
Так, вслед за будущим академиком, острословом Гильомом Ботрю, графом де Серрана, стали называть понедельник 11 ноября 1630 года. В этот день Ришельё готовил свою отставку; королева-мать Мария Медичи и хранитель печати Луи де Марильяк были уверены в своей победе, но вечером в Версале кардинал узнал от короля, что в опале оказалась происпанская «партия святош».
Смерть [ ]
Кардинал Ришельё скончался 4 декабря 1642 года от продолжительных болезней в возрасте 57 лет. Сам Людовик XIII пережил своего министра меньше чем на год.
Борьба с аристократией [ ]
Основным противником создания централизованного государства, бывшего целью Ришельё, выступала французская аристократия. Кардинал добивался от знати безусловного подчинения королевской власти, хотел отменить ряд привилегий, ущемлявших власть монарха, наносивших ущерб другим сословиям и интересам государства. Главным образом реформы кардинала вызывали протест именно в высших слоях общества.
вышел эдикт, запрещавший дуэли под страхом лишения дуэлянтов дворянского титула. Это стало попыткой сохранить сословие от самоуничтожения. Вскоре после издания эдикта дуэльная статистика пошла на убыль.
своих замков, дабы пресечь в дальнейшем превращение этих замков в оплоты оппозиции. Это вызвало ненависть дворянства, которое лишалось укрепленных баз, но всё-таки было проведено в жизнь.
Эти лица, присланные из центра, не покупали свои должности, как остальные чиновники, а получали их из рук короля. Следовательно, в отличие от офисье (чиновников, купивших свои посты), интендантов всегда можно было уволить, если они не справлялись со своими обязанностями. Это превращало их в надежные орудия власти. Поддержка короны позволила интендантам постепенно подчинить себе весь аппарат управления провинциями, усилив власть центра и ущемив тем самым представителей традиционной местной элиты (аристократию и офисье)
военачальников, когда в каждую армию направлялись два полководца. Эта система улучшила контроль короны над армией, но оказалась неэффективной и способствовала поражениям в начальный период Тридцатилетней войны, поэтому была отменена. Зато система военных интендантов сохранилась. Отныне жалование солдатам и офицерам получали не командиры частей, а сами военнослужащие из рук военных интендантов. Это ослабило власть создателей этих частей над своими подчиненными и усилило позиции короля.
каждый из которых контролировал те или иные вопросы, и суперинтенданта. Все они напрямую назначались королём, то есть позиции аристократии были ослаблены. Усиление контроля над провинциями позволило Ришельё значительно увеличить рост доходов короны. Но рост налогов вызвал ненависть против нововведений, что привело к восстаниям и борьбе против них, как при жизни кардинала, так и после.
Представители высшей аристократии стремились сохранить свою политическую независимость, объявляя себя равными королю — в духе феодальных традиций. Понимание кардиналом сущности государства полностью отличалось от того, как представляли его себе гранды. Кардинал лишил их суверенитета на своих землях, права юстиции и назначения должностных лиц, издания законов от своего имени.
Через несколько лет после вступления в должность первого министра кардинал вызвал почти всеобщую ненависть высшей аристократии, что подвергало его жизнь серьёзной опасности. Но для него превыше всего были интересы Франции. Король Людовик XIII, понимая, что сам не справится со всеми проблемами, всецело кардиналу доверяет и защищает от всех нападок королевы и высшей знати.
В 1631 году во Франции при поддержке Ришельё начинается выпуск первого периодического издания «Газет», которое выходит каждую неделю. «Газет» становится официальным рупором правительства. Так Ришельё начинает мощную пропаганду своей политики. Иногда кардинал сам пишет статьи для газеты. Литературная жизнь Франции не ограничивалась творчеством памфлетистов и газетчиков. За время правления Ришельё немало сделал для развития литературы, культуры и искусства. При Ришельё происходит возрождение Сорбонны.
В 1632 году Ришельё раскрыл очередной заговор против короля, в котором участвовали Гастон Орлеанский и герцог де Монморанси.
В 1635 году Ришельё основал Французскую академию и назначил пенсию самым выдающимся и талантливым художникам, писателям, архитекторам.
Развитие флота, торговли, внешнеэкономических связей, финансов [ ]
Филипп де Шампань. Портрет кардинала Ришельё (1642, Лондонская Национальная галерея)
Военный флот к моменту начала правления Ришельё находился в плачевном состоянии: всего он насчитывал 10 галер в Средиземном море, в Атлантике не было ни одного военного корабля. К 1635 году, благодаря Ришельё, Франция уже имела на Атлантике три эскадры и одну — на Средиземном море. Развивалась и морская торговля. Здесь Ришельё налаживал прямые внешнеэкономические связи, что позволяло обходиться без посредников. Как правило, Ришельё, наряду с политическими договорами, заключал торговые договоры. За время своего правления Ришельё заключил 74 торговых договора с различными странами, в том числе с Россией. Кардинал много способствовал улучшению финансового положения населения и оздоровления казны. Для облегчения жизни населения были отменены некоторые косвенные налоги, введены законы, стимулирующие предпринимательство и строительство мануфактур. При Ришельё началось активное освоение Канады — Новой Франции. В сфере финансов и налогообложения Ришельё не удалось достичь таких успехов. Ещё до прихода кардинала к власти, финансовое положение страны было плачевным. Ришельё выступал за снижение налогов, однако его позиция не нашла поддержки, а после вступления Франции в Тридцатилетнюю войну первый министр сам был вынужден поднимать налоги.
Посольство в Россию [ ]
В конце 1620-х годов была снаряжена торгово-посольская экспедиция в Москву. Обсуждалось два вопроса: присоединение России к антигабсбургской коалиции и предоставление французским купцам права на сухопутный транзит в Персию. По политическим вопросам сторонам удалось прийти к соглашению — Россия вступила в Тридцатилетнюю войну на стороне Франции, правда чисто номинально. Но по торговым вопросам решение принято не было. Французам разрешили торговать в Москве, Новгороде, Архангельске, транзит в Персию предоставлен не был. Зато Россия, борясь с католической Польшей (союзницей Габсбургов), с помощью французов улучшила отношения со Швецией и фактически субсидировала её (путём предоставления разрешений на вывоз хлеба по низким ценам), что способствовало вовлечению последней в Тридцатилетнюю войну. При этом сама Россия отвела угрозу польской интервенции против шведов, начав Смоленскую войну. Роль французской дипломатии в этих вопросах остается спорной.
Тридцатилетняя война [ ]
Испанские и австрийские Габсбурги претендовали на мировое господство. Став первым министром, Ришельё весьма недвусмысленно дал понять, что отныне Франция становится не жертвой испанской гегемонии, а независимым государством с самостоятельной политикой. Ришельё старался избежать непосредственного участия Франции в конфликте до тех пор, пока это было возможно, чтобы за интересы Франции воевали и умирали другие. Тем более финансы и армия страны были не готовы к масштабным действиям. Франция вступит в войну только в 1635 году. До этого активно воевала союзница Франции — Швеция, которую Ришельё охотно финансировал. В сентябре 1634 года шведы терпят сокрушительное поражение при Нердлингене. Вскоре после этого часть союзников Франции по антигабсбургской коалиции подписывают мир с Империей. Шведская армия была вынуждена из Германии отступить в Померанию.
В марте 1635 года испанцы захватывают Трир и уничтожают французский гарнизон. В апреле Ришельё направляет протест Испании с требованием Трир покинуть и освободить курфюрста Трира. Протест отклонен. Именно это событие стало решающим — Франция вступает в войну.
В мае 1635 года Европа получает возможность увидеть забытый церемониал, не использовавшийся уже пару веков. Из Парижа выезжают герольды в средневековом одеянии с гербами Франции и Наварры. Один из них вручает акт об объявлении войны Филиппу IV в Мадриде.
В основу своей политики Ришельё положил выполнение программы Генриха IV: укрепление государства, его централизация, обеспечение главенства светской власти над церковью и центра над провинциями, ликвидация аристократической оппозиции, противодействие испано-австрийской гегемонии в Европе. Главный итог государственной деятельности Ришельё состоит в утверждении абсолютизма во Франции. Холодный, расчётливый, часто весьма суровый до жестокости, подчинявший чувство рассудку, кардинал Ришельё крепко держал в своих руках бразды правления и, с замечательной зоркостью и дальновидностью замечая грозящую опасность, предупреждал её при самом появлении.
Факты и память [ ]
Ришельё в искусстве [ ]
Художественная литература [ ]
При этом изображение как самого кардинала, так и политической обстановки вокруг него (своеобразной «конкуренции» между королём и кардиналом и верными им людьми) мало соответствует исторической правде.