на чем ездит танк топливо

Солярка или бензин. О расположении баков в танках

Речь о танках Т-34 и влиянии топливных баков на живучесть машины и экипажа во время боя.

«Действительно, на «Т-34» и «KB» применили дизель-мотор, но при этом расположили топливные баки в боевом отделении. Соответственно при поражении танка, танкистов поливало дождичком из соляра. Дизельное топливо трудно загоралось, но если уж загоралось, то потушить его было тяжело. Танкисты с «Т-34» иной раз получали из-за этого более тяжелые ожоги, чем воевавшие на бензиновых «Т-60» и «Т-70».

Народная смекалка подсказывала механикам-водителям «тридчатьчетверок» расходовать в первую очередь топливо из передних баков. Но тут другая беда:

при попадании в танк кумулятивного снаряда пустой бак, наполненный парами соляра, детонировал, да так, что вырывал 45-мм лобовой лист брони. В

реальности простых и ясных ответов на вопрос «как лучше?» не было. Лучше поставить дизель и расположить баки в боевом отделении или поставить

бензиновый мотор и изолировать баки в корме, в моторном отсеке (как на «Pz.III»), куда попадают, по статистике, единицы процентов снарядов и

который отделен от боевого отделения противопожарной перегородкой. Тезис о недальновидных или неумных инженерах той или иной страны всегда стоит

воспринимать с большой осторожностью.»

Отчет спецлаборатории НКВ № 101-1 по теме:

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОРАЖЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ТАНКА Т-34 БРОНЕБОЙНО-ФУГАСНЫМИ И КОМУЛЯТИВНЫМИ (БРОНЕПРОЖИГАЮЩИМИ) БОЕПРИПАСАМИ ГЕРМАНСКОЙ ФАШИСТСКОЙ АРМИИ.

Отв. исполнители: Розов, Каминский, Шуров

В боях весны-лета 1943 г. командующие танк. армиями, командиры танк. корпусов и тбр начали отмечать участившиеся случаи гибели танков Т-34 в боях, происходящие с взрывом топливных баков, или пожаром боевого отделения… Например, случи пожара танков Т-34 в боях лета 1943 г. под Курском, превысили случаи пожара танков Т-70 на 4-9%.

По распоряжению нач. БТУ ГБТУ Красной Армии инженер-полковника Афонина 11 сент. 1943 г. была образована комиссия для изучения данного вопроса.

Наша группа занималась изучением возможностей взрыва топливного бака Т-34 при применении различных бронебойных средств и оценкой его возможного воздействия на экипаж и внутр. оборудование…

2. Постановка задачи

Осмотр комиссией на базах СПАМ 72 уничтоженных в ходе боев на Курском выступе боевых машин показал, что большинство из них (68%) уничтожены пожаром, возникшим в результате разгерметизации топливного бака и последующего воспламенения дизельного топлива.

Приблизительно у трети указанных танков отсутствует один или два топливных бака и имеются разрушения внутри танка, или частичное или полное разрушение сварных швов корпуса, произошедшее в результате внутреннего взрыва.

Лишь небольшая часть танков (8%) имеют следы внутреннего взрыва со следами пожара.

Тогда как 24% боевых машин уничтожено только вследствие внутреннего взрыва, причем никаких следов пожара в них не обнаружено. Часто даже боезапас полностью сохранен в укладках.

Члены комиссии инж-полковник Гуров и доц МВТУ Крутов после осмотра последствий взорванных танков предположили, что указанные повреждения наносятся в результате взрыва передних топливных баков, расположенных в БО Т-34 после воздействия на них каких-то германских специфических боеприпасов.

Группа тов. Сарафанова получила задание лично от нач. ГБТУ исследовать возможности возникновения детонации топлива в баках Т-34 при попадании в него различных типов противотанковых боеприпасов германской фашистской армии.

4. Оборудование для проведения исследований

5. Проведение натурных экспериментов.

1. В ходе испытания топливный бак был заполнен полностью дизельным топливом, полученным по сопроводит. письму тов. Афонина от 5/Х11.

Всего израсходовано 8 снарядов обр. 38, 5 снарядов обр. 39/40 и 5 бронепрожигающих. Результаты показаны следущие…

В ходе проведения испытаний бак был полностью разрушен 3 раза, 4 раза дизельное топливо загоралось… Взрывов зафиксировано не было.

При попадании в бак осколков снаряда обр 39/40, последние испытывали резкое торможение. Многие осколки не пробивали бака насквозь…

Выводы: Заполненный бак танка Т-34 не может быть источником внутреннего взрыва танка Т-34, но служит даже защитой от осколков брони и сердечников снарядов обр 39/40.

2. Поскольку тов. Крутов высказывал мнение, что бензин также не может взрываться, если бак будет заполнен, с санкции тов. Федина в секцию был установлен бак с бензином. По которому было произведено 3 выстрела снарядом обр 38 и 1 бронепрожигающим. Взрывов не зафиксировано, в 2 случаях бензин загорелся.

Согласно утвержденной программе испытаниям подвергались баки, заполненные не полностью.

При этом до проведения испытаний обстрелом плотно закрытый бак возился в кузове грузовой машины по проселочной дороге в течение 1-2 часов, после чего топливо сливалось из него согласно прилагаемой схеме и бак устанавливался на макете…

4 серия выстрелов. Заполненность бака на 10-25%

Взрыв бака вызывает попадание в него комулятивной струи при заполненности от 25% и менее.

Эквивалент разрывной мощи составил около 30-50 гр тротила. Выбило крышку люка на крыше макета, предназначенную для загрузки топливного бака.

В случае заполненности бензином фугасность смеси уменьшается в среднем в 1,5 раза по сравнению с дизельным топливом. Детонация бака вызвала открывание крышки люка. Сварные швы макета остались целыми.

Иная картина наблюдается при разрыве внутри незаполненного бака фугасной части 75-мм бронебойного снаряда с красным кольцом, имеющего снаряжение из 80 гр. тротила с детонатором из 20 гр. флегматизированного тэна в алюминиевом стакане.

В этом случае, фугасное действие снаряда резко (в несколько раз) усиливается. Возникшей при взрыве бака детонацией разрушены сварные швы дна подкрылка, после чего образовавшейся ударной волной дно было вырвано и частично разрушена крыша макета. Макет приведен в нерабочее состояние.

Наилучшее соотношение для детонации топливного бака Т-34 вызывается при его заполнении топливом на 10-15 % от объема и при разрыве внутри бака бронебойного снаряда обр. 38 «рот», содержащего 80 гр тротила и 20 гр. флегматизированного тэна. Разыв вызывает немедленную детонацию паров топлива, которая складывается с действием снаряда, усиливая его мошность в 2-4 раза, что соответствует воздействию 105-122 мм бронебойного снаряда.

Еще лучшее суммарное фугасное действие получается при разрыве в баке отчеств. 76,2-мм бронебойного снаряда БР-350А, содержащего 150 гр тротила, которое в сумме соответствует 152-мм бронебойному снаряду типа БР-540Б, содержащего 400 гр тротила.

С уменьшением калибра бронебойного боеприпаса вероятность взрыва бака резко снижается. 37-мм и 45-мм бронебойные снаряды практически не вызывают детонации топливного бака Т-34… Следует отметить, что увеличение калибра бронебойного боеприпаса не приводит к значительному росту фугасного могущества боерпипаса, взорванного внутри бака. Оптимально для детонации баков наличие 75-85-мм боеприпаса, содержащего 50-100 гр. тротила, или меньшее количество более сильных бризантных веществ (например, 30-80 гр. смеси А-1Х-2, или 25-50 гр. флегматиз. гексогена). При этом емкость бака должна быть не менее 100 л. 30-50 л. емкости не создают значительного усиления фугасности бронебойного боеприпаса.

1. Не допускать размещения топливных баков в боевом отделении танка.

прим. мое В Т34-85 на всем протяжении выпуска, в том числе и послевоенном не было устранено.

2. В ходе боя расходовать сначала топливо из задних баков, так как их поражение не так вероятно

3. Стараться конструкционными мерами уменьшить скопление топливных паров и образование внутри бака топливных паров высокой концентрации. Например, ввести подачу топлива из баков замещением его негорючей жидкостью, или газом, не поддерживающим горение…

прим. мое В некоторых самолетах баки заполняли нейтральным газом для снижения возгорания.

Организовать продувку перед боем топливных баков углекислотой, выхлопными газами, или же вести постоянную вентиляцию передних баков.

4. Уменьшить объем топливных баков внутри боевого отделения Т-34 по крайней мере вдвое.

5. Размещать топливные баки за герметичными броневыми выгородками…

прим мое как в танке Т-70в изолированном отсеке.

В результате детонации топлива срыв лобового листа брони.

Источник

Ошибка или хитрость? Почему немцы не использовали дизельные двигатели на танках

Немецкие танки являлись элитой Вермахта и представляют собой очень мощные и надежные машины. Но одной из их сомнительных частей, является бензиновый двигатель. В сегодняшней статье, я расскажу Вам, дорогие читатели, почему же немцы, не стали использовать дизельные двигатели в своих танках.

Преимущества дизельного топлива

Для начала стоит сказать, что почти все советские танки укомплектовывались дизельными двигателями. Дизельное топливо имело очень весомые преимущества, к которым можно отнести:

Немного о недостатках

Перед тем, как перейти к основному вопросу статьи, давайте для справедливости рассмотрим минусы дизельного топлива:

Итак, после сравнения этих видов топлива, преимущества на мой взгляд у дизеля. Так почему же немцы его не использовали?

Я так же считаю, что переход на дизельные двигатели не решил бы проблемы, стоящие перед германской армией, а только их бы усугубил. На период Великой Отечественной Войны, им требовалось не разрабатывать «идеальные танки с идеальным двигателем», а работать над технологически практичными решениями, как это сделали советские конструкторы имея в распоряжении танк Т-34. За такие короткие сроки немцам не удалось бы создать достойный дизельный двигатель, а вот на количестве выпущенных машин это бы сказалось очень заметно.

Источник

Гениальный дизель: от Т-34 до Т-90

Почему двигатель «тридцатьчетверки» выпускается до сих пор

на чем ездит танк топливо. Смотреть фото на чем ездит танк топливо. Смотреть картинку на чем ездит танк топливо. Картинка про на чем ездит танк топливо. Фото на чем ездит танк топливо

В тени танка Т-34 остался двигатель этой машины, который настолько удачен, что — внимание — выпускается до сих пор. Танковый дизель В-2 начали производить в день начала Второй Мировой — 1 сентября 1939 года. Но изящность его конструкции поражает воображение до сих пор.

Опередил время лет на 50…

Это прозвучит странно, но изначально 12-цилиндровый дизель В-2 разрабатывался для тяжелых бомбардировщиков, хотя в авиации не прижился: инженерам не удалось выжать из него нужное количество «лошадей». Однако авиационное наследие осталось, например, в «чугунную эру» двигателестроения мотор получил алюминиевый блок цилиндров и большое количество легкосплавных деталей. Как результат: очень высокая удельная мощность на единицу массы.

Сама конструкция была невероятно прогрессивной. Строго говоря, дизель В-2 отличается от современных супердизелей для легковых машин, в основном, отсутствием электроники. Скажем, впрыск топлива у него осуществлялся плунжерными насосами высокого давления, а не модной нынче системой Common Rail. Но у него было четыре клапана на цилиндр, как у большинства нынешних моторов, и верхние распределительные валы, тогда как многие двигатели того времени обходились еще нижними распредвалами, а иногда и парой нижних клапанов на цилиндр. В-2 получил прямой впрыск топлива, что является нормой для современных дизелей, но в 1930-х чаще использовали предкамерное или вихрекамерное смесеобразование. Короче говоря, дизель В-2 опередил свое время этак лет на 50.

Битва концепций

И да, он был дизелем. На самом деле, Т-34 стал далеко не первым танком с дизельным мотором, особенно активно в предвоенные годы дизели использовали японские танкостроители. Но Т-34 считается первым танком, разработанным специально под дизельную силовую установку, что позволило ему максимально «капитализировать» ее достоинства.

А вот немецкие танки очень долго оставались верны многоцилиндровым карбюраторным (бензиновым) моторам, и причин для этого было много, например, нехватка цветных металлов, а позднее — дефицит дизельного топлива.

Советские инженеры сделали ставку на дизель. Кстати, мотор В-2 дебютировал на танке БТ-5 еще до начала Великой Отечественной войны, но основную славу приобрел, конечно, в моторном отсеке «тридцатьчетверки».

У дизеля было несколько достоинств. Меньшая пожароопасность — одно из них, но далеко не единственное. Не менее важна была топливная экономичность, которая влияет на автономность танка, то есть его способность пожирать километры без дозаправки. Скажем, Т-34 мог проехать по шоссе порядка 400 км, немецкий Pz IV — порядка 300 км, причем советский танк был в полтора раза мощнее и почти настолько же быстроходнее.

Дизель создавал меньше помех для радиоэлектроники (нет системы зажигания), а еще мог работать на любом топливе, включая бензины и авиационные керосины. В условиях войны это было немаловажное преимущество: грубо говоря, обнаружив бочку с каким-то жидким углеводородом нужной вязкости, бойцы могли использовать его в качестве топлива, отрегулировав рейку топливного насоса. Работа дизеля на бензине вредна для двигателя, но в критических ситуация возможность стронуть танк с места приоритетнее вопросов ресурса.

Со временем дизельная концепция победила, и сегодня использование тяжелого топлива для танков является нормой.

Секрет долголетия

Дизель В-2 ассоциируется с танком Т-34, хотя уже во время войны его использовали на множестве других боевых единиц, например, другом танке-победителе — тяжелом ИС-2.

Со временем менялись мощность и обозначения мотора. Так, классический двигатель В-2−34 для «тридцатьчетверок» развивал 500 л.с., версия для ИС-2 называлась В-2ИС и выдавала 520 л.с., для танка КВ-2 тот же мотор форсировали до 600 л.с.

Еще во время войны предпринимались попытки увеличения мощности, в том числе за счет наддува, например, опытный образец В-2СН с центробежным нагнетателем развивал 850 л.с.

Но всерьез за форсирование мотора взялись уже после войны. Так, танк Т-72 получил версию В-46 без наддува мощностью 700 л.с., а современные танки Т-90 имеют турбоверсии мотора В-2 мощностью 1000 л.с. (например, двигатели серии В-92).

Еще во время войны мотор В-2 стали использовать на самоходках, тягачах и другой технике, а после активно применяли и в мирных целях. Например, модификацию В-31 получил дизель-электрический трактор ДЭТ-250.

Помимо классической V-образной формы с 12 цилиндрами от семейства В-2 отпочковались линейки моторов с другим количеством и расположением цилиндров, в том числе, для использования на судах. Для БМП были разработаны «плоские» шестицилиндровые версии В-2 с большим углом развала цилиндров.

Конечно, у мотора В-2 и его модификаций было множество «конкурентов», которые пытались вытеснить мотор Т-34 из моторных отсеков более поздних танков. Можно вспомнить один из самых невероятных танковых моторов 5ТДФ для Т-64 и Т-72. Двухтактный пятицилиндровый дизель с десятью поршнями, двумя коленчатыми валами и двойным наддувом поражал воображение навороченностью конструкции, и все-таки эволюционную гонку выиграли потомки мотора В-2.

Почему он оказался настолько живучим? Его создатели «угадали» базовые параметры и компоновку, которые обеспечили эффективность конструкции и большой запас «на вырост». Возможно, именно так и проявляется технический гений: выполнить не только сиюминутные требования, но подумать и о следующих шагах.

Скромные герои

А теперь самое время отдать должное людям, создававшим и развивавшим семейство моторов В-2. Его разработка велась в 1930-х годах на Харьковском паровозостроительном заводе под руководством Константина Челпана, а на поздних стадиях — Тимофея Чупахина. В создании В-2 принимал участие Иван Трашутин, который позже стал главным двигателистом «Танкограда» — танкового производства Челябинска.

Мотор В-2 начали выпускать в Харькове, затем — в Сталинграде и Свердловске, но основная часть моторов была выпущена Челябинским тракторным заводом, возникшим после эвакуации нескольких танковых производств в тыл. Именно на ЧТЗ была собрана львиная доля двигателей В-2 во время войны, и этот же завод занимался развитием концепции в послевоенное время, в том числе под руководством известного конструктора Валентина Чудакова.

Источник

Бензиновые «Тигры» против дизельных Т-34-76. Чьё топливо было лучше для танка?

Данная тема жаркая во всех отношениях. Он относится к классическим спорам, о том чьи танки были лучше, чьи ракеты летели дальше, и чьи противотанковые орудия расправлялись с вражеской техникой эффективнее. Немецкий бензин или советский дизель, и какое топливо для танков и танкистов было лучше?

Прежде всего, известно каждому, что дизельные двигатели прежде всего этого дизеля потребляют меньше, кроме того, менее пожароопасные. Основное качество бензинового двигателя – значительное превосходство в мощности. Но ведь если дизельные двигатели были менее пожароопасные, то почему их не ставили на немецкие танки для вермахта и частей СС? Ответ на этот вопрос кроется в том, что для немцев дизельное топливо которое уходило для снабжения флота, а вот на сухопутные войска его уже не хватало. Попытки создать дизельный двигатель не увенчались.

Кроме того, все те же пары оставались и в пустых топливных баках, так что пожароопасность в целом была одинаковой. И если бы для немцев стояла проблема регулярных взрывов их танков, то они должны были провести модернизацию машин или создать тяжёлые танки “Тигр” и “Пантера” с дизельными двигателями. А вот бензин по сути стал монополистом, лишь отдельные виды техники использовали дизельное топливо. Проблема взрыва машин даже в Красной армии не стояло, несмотря на то, порой уничтожалось до 75% подбитых средних танков.

Кроме того, с одной стороны немецкие танки были более тяжёлыми, а с другой стороны их двигатели были более мощными из-за бензиновых движков. У Советского Союза ситуация оказалась обратной, но тоже приемлемой.

Источник

Бензиновые «тридцатьчетверки»

на чем ездит танк топливо. Смотреть фото на чем ездит танк топливо. Смотреть картинку на чем ездит танк топливо. Картинка про на чем ездит танк топливо. Фото на чем ездит танк топливо

Не будет преувеличением сказать, что визитной карточкой танка Т-34 являлся его двигатель – танковый дизель В-2-34, обеспечивавший «тридцатьчетверке» высокую подвижность. Однако не все танки Т-34 были оснащены дизелями. В один из наиболее тяжелых для страны периодов Великой Отечественной войны достаточно большое количество танков Т-34 вместо дизелей В-2-34 комплектовалось бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф. О причинах такой замены и о том, что из себя представляли танки Т-34 с бензиновыми двигателями и сами танковые двигатели семейства М-17 будет рассказано в настоящей статье.

Карбюраторный двигатель от БТ-7 для Т-34

По своей конструкции V-образный 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный танковый двигатель М-17Т являлся разновидностью авиационного двигателя М-17Ф, приспособленного для работы в условиях танка. При этом максимальная мощность двигателя М-17Ф (715 л.с.) за счет дросселирования была снижена и в двигателе М-17Т стала составлять 500 л.с. Также как и его авиационный «собрат», танковый двигатель М-17Т работал на авиационном бензине марки «Б-70». До войны двигатели М-17Т изготавливались в г. Рыбинске на заводе № 26 и устанавливались в серийные танки БТ-7. Следует отметить, что в семействе М-17 был еще один танковый двигатель – М-17Л, устанавливавшийся в танки Т-28 и Т-35, и отличавшийся от двигателя М-17Т главным образом большей максимальной мощностью (650 л. с.), а также наличием системы воздушного пуска.

В связи с освоением в 1940 году массового производства более совершенных танковых двигателей – дизелей семейства В-2, которыми оснащались новые танки КВ, Т-34 и БТ-7М, бензиновые двигатели М-17Т и М-17Л перед войной были сняты с производства, а все приспособления, специальный инструмент и оборудование необходимые для их изготовления – законсервированы.

Хотелось бы отметить, что решение об установке двигателей М-17Т в танки Т-34 было мероприятием вынужденным и временным, вызванным прежде всего тем, что харьковский завод № 75, являвшийся на тот момент единственным производителем дизелей семейства В-2, не мог полностью обеспечить двигателями значительно возросшую в связи с началом войны программу по выпуску танков. Для выхода из создавшегося положения 5 июля 1941 года Государственным Комитетом обороны было принято Постановление № 29сс «О создании заводов-дублеров по производству танковых дизелей и моторов и об эвакуации заводов танковых дизелей». В соответствии с этим документом действующие предприятия, занимавшиеся дизелестроением, должны были эвакуироваться в глубь страны и на новых площадях развернуть производство дизелей семейства В-2 в количествах, полностью обеспечивающих программу по выпуску танков КВ и Т-34. Так, завод № 75 должен был эвакуироваться на площади Челябинского тракторного завода, авиадизельный цех ленинградского Кировского завода – в г. Свердловск на площади завода Уралтурбомаш, а дизельный цех Харьковского тракторного завода – в г. Сталинград на СТЗ. Неизбежное временное уменьшение выпуска дизелей В-2, вызванное эвакуацией предприятий и развертыванием их производственных мощностей на новых местах планировалось покрыть выпуском более простых в изготовлении, но менее совершенных двигателей М-17Т на заводе ГАЗ.

Напомним, что дизель В-2 по сравнению с бензиновым двигателем М-17Т имел целый ряд преимуществ, наиболее важными из которых были:

Так, температура вспышки бензина (температура, при которой бензин выделяет такое количество паров, которое образует с окружающим воздухом горючую смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени) составляет около минус 40°С, температура же вспышки дизельного топлива выше плюс 40°С. Таким образом, относительно низкая пожароопасность дизельного топлива сводила практически к нулю количество пожаров, возникавших во время эксплуатации танков.

Кроме этого, использование более дешевого и менее дефицитного дизельного топлива (марки «ДТ» или газойля марки «Э») в масштабах страны давало большой экономический эффект. Например, 100-километровый пробег на гусеницах танка БТ-7 с бензиновым двигателям М-17Т обходился государству в 188 рублей 50 копеек, а такой же пробег танка БТ-7М с дизелем В-2 – в четыре раза дешевле – 42 рубля 30 копеек. Столь значительная разница получалась из-за более низкой, по сравнению с бензином Б-70, стоимости дизельного топлива и высокой экономичности дизеля В-2.

Приспособление бензинового двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива планировалось провести с целью частично компенсировать его недостатки перед дизелем В-2. Приказом НКСМ № 280сс от 2 июля 1941 года это задание было поручено заводу № 183 им. Коминтерна – головному заводу по производству танков Т-34. Также заводу № 183 было поручено разработать техническую документацию на установку двигателя М-17 в танк Т-34 и передать их заводу № 112.

Трансплантация в «тридцатьчетвёрку»

После получения задания завод № 183 незамедлительно приступил к работе и уже 10 июля 1941 года уведомил завод № 112 о том, что в чертежи серийной машины придется внести большое количество изменений. При установке двигателя М-17Т изменялась конструкция подмоторной рамы и моторной перегородки в корпусе танка; системы смазки, охлаждения, воздухоочистки и пуска двигателя, топливной системы, системы выпуска отработавших газов; главного фрикциона, приводов управления, электрооборудования, а также размещение укладки боеприпасов в танке.

Проведенные заводом № 183 в середине июля 1941 года испытания установки двигателя М-17Т в танке Т-34 при работе в летних условиях на бензине не дали положительных результатов. При длительном движении танка на 4 передаче система охлаждения не обеспечивала нормальной работы двигателя, температура воды и масла превышала предельно допустимые значения. Однако несмотря на это чертежи на установку двигателя М-17Т в танк Т-34 были переданы заводу № 112 в начале августа 1941 года, притом без их утверждения заказчиком – Главным автобронетанковым управлением Красной Армии (ГАБТУ КА).

Также не дали положительных результатов и опытные работы по приспособлению двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива. Проведенные в августе 1941 года испытания показали, что установленный в танк Т-34 двигатель М-17Т со специальным приспособлением для подготовки топлива, неудовлетворительно работал на газойле и на тракторном керосине.

Таким образом, заводу № 183 не удалось минимизировать недостатки двигателя М-17Т за счет перевода его на работу на тяжелых сортах топлива. В заключении по этому вопросу, составленном специалистами ГАБТУ КА, было указано, что танк Т-34 с двигателем М-17Т имел следующие основные недостатки по сравнению с серийным танком Т-34 с дизелем В-2-34:

б) Повышенный температурный режим.

в) Повышенную пожарную опасность.

г) Необходимость более подготовленного экипажа для обслуживания танка».

В итоге в середине сентября 1941 года руководством Наркомата танковой промышленности (НКТП) и ГАБТУ КА было принято совместное решение о необходимости доработки установки двигателя М-17Т в танке Т-34, при этом из-за начала эвакуации завода № 183 в г. Нижний Тагил, обязанность по доработке этой установки фактически легла на завод № 112. В соответствии с принятым решением завод № 112 обязывался устранить дефекты в работе системы охлаждения двигателя, обеспечив поддержание нормальной температуры воды и масла при любых режимах работы двигателя; отработать собственную 12-вольтовую схему электрооборудования танка, отличную от схемы, предложенной заводом № 183; разработать совместно с ГАЗом систему воздушного пуска двигателя, а также провести целый ряд других мероприятий по обеспечению нормальной работы элементов трансмиссии и двигателя М-17Т в танке Т-34. Кроме этого к 1 ноября 1941 года завод № 112 должен был разработать и представить на утверждение ГАБТУ КА и НКТП перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности танка Т-34 с двигателем М-17Т.

С поставленными задачами завод № 112 частично справился и смог в кратчайшие сроки наладить выпуск танков Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т. Первые 20 таких танков Т-34 были изготовлены заводом № 112 и сданы заказчику в октябре 1941 года. Интересный факт – часть из этих машин, переданных 128-му отдельному танковому батальону, 7 ноября 1941 года в составе сводной колонны танков приняли участие в параде на Красной площади.

С неба на землю

Необходимо отметить, что в октябре 1941 года сложилось крайне сложное положение с обеспечением заводов, выпускавших танки КВ и Т-34, дизелями В-2К и В-2-34. Завод № 75 эвакуировался в г. Челябинск, а СТЗ и Уралтурбомаш только приступили к освоению производства дизелей. Не просто складывались дела и с выпуском новых двигателей М-17Т на ГАЗе. В силу ряда производственных затруднений и организационных недоработок план по выпуску двигателей М-17Т в августе 1941 года был выполнен ГАЗом на 20 %, а план сентября – на 14,6 %, всего же за эти два месяца заводом было изготовлено только 13 двигателей.

Для выхода из этой непростой ситуации ГКО Постановлением № 732сс от 4.10.1941 года обязал начальника Управления ВВС П. Ф. Жигарева и народного комиссара авиационной промышленности (НКАП) А.И. Шахурина передать НКТП 900 авиационных двигателей М-17Ф для их ремонта и переделки для последующей установки в танки КВ и Т-34 в период с октября по декабрь 1941 года включительно. НКТП в свою очередь 7 октября 1941 года издал приказ № 54сс, в соответствии с которым заводы Кировский, СТЗ и № 183 должны были немедленно приступить к переборке и приспособлению авиамоторов М-17, получаемых от УВВС для установки их в танки КВ и Т-34 вместо В-2. Этим же приказом руководство завода № 183 обязывалось начать установку двигателей М-17Т в танки Т-34, начиная с первого танка, выпускаемого в Нижнем Тагиле, а руководство СТЗ – подготовить производство к выпуску танков Т-34 с двигателем М-17Т таким образом, чтобы при отсутствии моторов В-2 возможно было устанавливать моторы М-17, не нарушая графика выпуска танков.

Немного позднее, 11 октября 1941 года, указание о ремонте авиационных двигателей М-17Ф, отработавших свой гарантийный ресурс в самолетах и получаемых от УВВС КА, и о переделке их для установки в танки Т-34 для завода № 112 было дано руководству завода ГАЗ.

Фактически же танки Т-34 с двигателями М-17Т, а также с отремонтированными и переделанными авиационными двигателями М-17Ф выпускало два завода – завод № 112 и СТЗ. Программу завода № 183 по выпуску «тридцатьчетверок» отечественная промышленность смогла обеспечить дизелями полностью – все изготовленные после эвакуации в Нижний Тагил танки Т-34 оснащались дизелями В-2-34.

Сколько было бензиновых Т-34?

Всего за период с октября 1941 года по апрель 1942 года включительно было изготовлено и сдано заказчику 943 танка Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф, из них 632 танка заводом № 112 и 311 танков – СТЗ.

Выпуск танков Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *