на чем базируется метод шиффов

1.1. Современный трансактный анализ (ТА). Три школы ТА

В современном ТА существуют три школы, каждая из которых имеет свою теоретическую модель и набор терапевтических техник.

Классическая школа ближе всего придерживается разработанного Э. Берном и его коллегами подхода. В ней используется широкий диапазон аналитических моделей с целью усилить понимание Взрослого и в то же время возбудить интерес Ребенка. Первый шаг человека состоит в том, чтобы развить свою способность понимать, как он создает себе проблемы. Здесь особое внимание уделяется групповому психотерапевтическому воздействию как главному методу. Во взаимодействии проигрывается неразрешенная в детстве ситуация, а роль психотерапевта заключается в том, что он способствует развитию группового процесса, а затем знакомит с приемами, помогающими справиться со своими проблемами.

С точки зрения классической школы, одна из важных задач для психотерапевта — дать личности новые Родительские послания. Пэт Кроссман предложила «три пи» (три английских слова): разрешение, защиту и силу (власть), выполнение которых должен обеспечить психотерапевт для достижения эффективного результата.

Школа повторного принятия решения. Боб и Мэри Гулдинг выдвинули новый терапевтический метод, сочетающий в себе теорию ТА и технику гештальт-терапии, разработанную Фредериком (Фрицем) Перлзом. Ранние решения, принимающиеся скорее под действием чувств, нежели мышления, возможно изменить. Достичь этого можно с помощью работы с фантазиями и сновидениями или благодаря работе над ранней сценарной записью, в которой человек вспоминает и вновь проживает травмирующие события, а затем изменяет решение на новое. Здесь акцент делается на личной ответственности, а психотерапевт выступает в роли наблюдателя, группа — в роли свидетелей и дает позитивные поглаживания, которые усиливают процесс изменения. Выражение чувств является самым главным, наряду с пониманием происходящего.

Школа Катексиса. Арон и Джэки Шифф создали центр для лечения психических больных, используя метод, который они назвали воссозданием Родителя, или перевоспитанием. Суть его заключается в том, что сумасшествие является результатом действия разрушительных и непоследовательных посланий Родителя. Терапевт выступает в роли позитивного и последовательного Родителя, дающего шанс подавить эго-состояние «сумасшедшего Родителя» и изменить свое воспитание. В терапии со здоровыми людьми особое внимание уделяется работе с искажениями и итерированиями. Группа должна представлять собой реактивное (отзывчивое) окружение, живо реагирующее друг на друга. «Заботливая конфронтация» выражается в борьбе за активное решение проблем, а не преследование и заключает в себе прямое требование, основанное на позиции (Я +, Ты +).

Цель изменения в ТА

Одним из аспектов пристального внимания Э. Берна была проблема излечения, которое он связывает с понятием автономности (независимости) — поведением, мыслями и чувствами, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения. Автономность не означает постоянного нахождения во Взрослом компоненте, выбор эго-состояния реагирования происходит свободно. Она характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.

Осознание — это способность воспринимать чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец. Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает ощущения о мире под определения своего Родителя, таким образом заменяя целостное на фрагментарное восприятие реальности в угоду своему мнению.

В процессе развития большинство из нас систематически обучаются тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам, зафиксированному в словесных определениях сценарному представлению о себе и мире. Здесь обнаруживает себя тенденция к самоподкреплению и стабилизации. Таким образом формируется своеобразная контрольно-пропускная инстанция для истолкования вновь поступающих данных. Избирательность доступа в осознание выглядит так: согласующаяся информация допускается и структурируется сознанием, а противоречащая и вызывающая беспокойство вытесняется, игнорируется как несуществующая. В соответствии с этим осуществляется регуляция коммуникативного поведения человека: он стремится участвовать в тех ситуациях, где его Я-концепция подкрепляется и избегает или игнорирует моменты, способные болезненно нарушить или поколебать созданную устойчивость.

Спонтанность — способность выбирать из всего, а не только сценарно установленного, разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения. Такой человек реагирует прямо и открыто, не искажая поступающий образ мира в угоду Родительским определениям. Спонтанность предполагает, что человек волен свободно реагировать из любого эго-состояния. При этом он может вести себя как Взрослый, используя эго-состояние Взрослого; или при желании войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми обладал в детстве. Он способен также прореагировать из Родителя, тем самым проигрывая стереотипы, которым научился у других. И независимо от этого спонтанный человек будет свободен в своем выборе реагирования на конкретную ситуацию, не подчиняясь устаревшим Родительским правилам.

Интимность представляет собой открытое выражение аутентичных (= подлинных) чувств и желаний между людьми, исключающими возможность рэкета (= набор сценарных типов поведения, используемых вне нашего осознания как средство манипулирования окружением) или игр. Находясь в интимности, человек смещается в Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.

Берн связывает излечение с полным разрывом со сценарием и выработкой нового пути развития. Не находясь в состоянии пассивности, человек занят решением проблем, он адекватно воспринимает и реагирует на реальность, не игнорируя и не искажая ее. Причем такое сценарное излечение может быть поведенческим, аффективным, когнитивным или комбинацией этих трех факторов. Другими словами, из сценария можно выйти, изменив свое поведение, чувства или мысли.

Ряд авторов предлагают соматический подход, состоящий в том, что человек, желающий выйти из сценария, должен изменить телесные ощущения. Например, он может снять постоянное мышечное напряжение или избавиться от каких-либо психосоматических расстройств. Чтобы терапия, принесла пользу, не обязательно быть немощным и больным. Самодостаточный и цельный человек проходит терапию для того, чтобы получить от жизни еще больше, совершенствуя себя. Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на излечение личности. Понимание и осознание проблем представляют собой инструмент, а само излечение состоит из принятия решения на изменение и затем активного процесса по его реализации.

Взаимоотношения в терапии ТА базируются на посылке о том, что все люди открыто коммуникативны (ОК), при этом пациент и психотерапевт рассматриваются как равные и стоящие на одном уровне люди. Используемый принцип открытой коммуникации подразумевает разговор на простом языке с использованием обычных слов. Кроме того, пациенту рекомендуется читать книги по ТА и пройти вводный курс. Если психотерапевт делает какие-либо записи в процессе работы, то они всегда открыты для доступа пациента. Благодаря всем этим подходам последний хорошо осведомлен обо всем происходящем и принимает активное сознательное участие в процессе терапии.

Началом работы стоит считать осознание своего несовершенства на фоне потребности в изменении: «Все, дальше так продолжать жить я не хочу!» Когда человек оказывается способным смело заглянуть в глаза своим неудачам, проблемам и задуматься, а затем начать поиск помощи извне (в противовес уничтожающим внутренним тенденциям), то стоит познакомить его с тремя типами «успеха», чтобы он смог сам определить свое местонахождение. А последующее превращение в Победителя (Я+, Ты +) следует считать конечным результатом терапии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

На чем базируется метод шиффов

на чем базируется метод шиффов. Смотреть фото на чем базируется метод шиффов. Смотреть картинку на чем базируется метод шиффов. Картинка про на чем базируется метод шиффов. Фото на чем базируется метод шиффов

101 КУРС МЕТОДА ПСИХОТЕРАПИИ «ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ»
— ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ УЗНАТЬ И ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ
https://ta-discussion.ru/101_course

Рубрики

Личное изменение в современном ТА рассматривается с точки зрения модели решений. В основе всей терапии в современном ТА лежит убеждение в том, что эти ранние решения могут быть изменены.

В современной ТА-терапии клиент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на обеспечение выхода из сценария и достижение автономии.

Взаимоотношения в современной ТА-терапии базируются на посылке о том, что все люди ОК, при этом клиент и терапевт рассматриваются как равные и стоящие на одном уровне. В терапии ТА соблюдают принцип открытой коммуникации, который заключается в том, что терапевт и клиент говорят на простом языке и используют обычные слова. Кроме того, клиенту рекомендуют читать книги по ТА или пройти вводный курс. Если терапевт делает какие-то записи в процессе работы, то они всегда открыты для клиента. Благодаря всем этим подходам последний хорошо осведомлен обо всем происходящем и принимает активное участие в процессе терапии.

Главной целью терапии в современном ТА является ее ориентировка на изменение личности. Понимание проблем личности не рассматривается как конечная цель. Напротив, осознание их представляет собой инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения на изменение, а затем активного процесса по его реализации.

Цели изменения в современном ТА. Автономность

Интимность. Интимность представляет собой открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком. При этом высказываемые чувства являются аутентичными или подлинными. Таким образом интимность исключает возможность рэкета и игр. Находясь в интимности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.

Хотя автономия не означает постоянное нахождение во Взрослом, она тем не менее предполагает обработку всей поступающей информации о мире с помощью эго-состояния Взрослого, а также включение осознания Взрослого при выборе необходимого для реагирования эго-состояния. Быть автономным вначале трудно, так как автономия предлагает гораздо больше возможностей для выбора, нежели сценарий. Интимность также может вначале казаться менее удобной и предсказуемой по сравнению с играми или рэкетом. С практикой автономный выбор эго-состояния становится более свободным и легким. Со временем он может оказаться настолько быстрым и естественным, что эго-состояние Взрослого будет включать характеристики позитивного Ребенка и позитивного Родителя. Для этого состояния Берн предложил термин интегрированный Взрослый.

Решение проблем. Автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности. В данном случае включает не только мышление с целью решения проблемы, а предполагает также эффективное действие, направленное на осуществление поставленной задачи.
Выражение аутентичных чувств также способствует решению проблем. Поэтому в современном ТА большое значение уделяется развитию эмоциональной грамотности, эмоционального интеллекта.
Когда человек занят решением проблем, он адекватно воспринимает и реагирует на реальность. Таким образом, он не игнорирует реальность и не искажает ее, а это означает, что он свободен от сценария.

Три школы ТА

В современном ТА существуют три школы, каждая из которых имеет свою теоретическую модель и набор терапевтических техник. Лишь немногие терапевты ТА принадлежат в настоящее время только к какой-то одной из этих трех школ. В целом, для того чтобы сдать экзамены и получить профессиональную аккредитацию, терапевт должен продемонстрировать понимание и владение техниками всех трех школ.

Классическая школа называется так потому, что ближе всего придерживается подхода, который был разработан в первые годы существования ТА Э. Берном и его коллегами. Терапевты этого направления используют широкий диапазон аналитических моделей с целью усилить понимание Взрослого и в то же время возбудить интерес Ребенка. Основные техники классической школы: Драматический треугольник, эгограммы, профиль поглаживания, выбор и так далее.

Таким образом, в классическом подходе первый шаг клиента состоит в том, чтобы развить свою способность понимать, как он создает себе проблемы. Затем он заключает контракт на изменение своего поведения для избавления от старых сценарных паттернов и достижения автономии. Считается, что при изменении клиентом своего поведения он также начинает и чувствовать по-другому, хотя изменение его чувств не является главной задачей классической школы.

Особое внимание в классической школе уделяется групповому лечению, а групповой процесс рассматривается как главный метод. При этом предполагается, что при взаимодействии клиента с членами группы проигрывается та проблема, с которой клиент пришел в терапию, связанная, в свою очередь, с проигрыванием неразрешенных в детстве ситуаций. Роль терапевта заключается в том, что он способствует развитию группового процесса, а затем знакомит членов группы с приемами, которые помогают им осознать свои игры, рэкет и сценарные паттерны, проявляемые ими во время взаимодействия с другими членами группы и терапевтом.

Школа повторного принятия решения. Боб и Мэри Гулдинг выдвинули новый терапевтический метод, который сочетает в себе теорию ТА и технику гештальт-терапии. Гулдинги отмечают, что ранние решения принимаются скорее под действием чувств, нежели мышления. Следовательно, для того чтобы выйти из сценария, человек должен повторно заключить контракт на чувства Ребенка, которые он испытывал во время принятия раннего решения, выразить эти чувства и изменить старое решение, приняв новое. Достичь этого можно с помощью фантазии или работы над сновидениями, или благодаря работе над ранней сценой сценария, в которой клиент вспоминает раннее травматическое событие и вновь проживает его.

Терапевты этой школы часто работают с группами, но не фокусируют внимание на групповом процессе. Терапия в этом случае проходит один на один, а остальные члены группы являются свидетелями и дают позитивные поглаживания, которые усиливают процесс изменения.

Несмотря на то, что выражение чувств является самым главным, терапевты этой школы также считают, что клиенту необходимо понимать, что происходит. За работой над чувствами сразу же следует анализ Взрослого. Для клиента также важно заключение контракта на изменение своего поведения и укрепление своих новых решений.

За пределами трех школ. Некоторые важные достижения современного ТА получены за пределами трех школ. Примерами могут служить Система Рэкета Эрскина и Зальцман и концепция минисценария Кейлера. Каждая из этих теоретических моделей имеет свой четко определенный терапевтический подход.

Одной из важных позитивных черт современной терапии ТА является его способность включать идеи и техники других направлений в терапии, которые доказали свою готовность соперничать с теоретическими основами ТА. В результате этого современный терапевт ТА обладает большим и гибким набором различных техник, которые можно использовать в зависимости от потребностей клиента. Большинство практиков ТА прошли также подготовку в других областях и привнесли накопленный опыт в терапию ТА. Терапевты ТА также используют концепции и техники, взятые из психоанализа, биоэнергетики, нейро-лингвистического программирования, теории систем и многих других областей в зависимости от образования и интересов терапевта. Однако модель эго-состояний и теория жизненного сценария всегда лежат в основе организационных принципов, которыми руководствуются в ТА при использовании этих разнообразных техник и методик.

Статья приводится с незначительными сокращениями.

Оставлять комментарии к статьям могут только зарегистрированные пользователи.

Источник

Глава 28. Терапия ТА

на чем базируется метод шиффов. Смотреть фото на чем базируется метод шиффов. Смотреть картинку на чем базируется метод шиффов. Картинка про на чем базируется метод шиффов. Фото на чем базируется метод шиффов на чем базируется метод шиффов. Смотреть фото на чем базируется метод шиффов. Смотреть картинку на чем базируется метод шиффов. Картинка про на чем базируется метод шиффов. Фото на чем базируется метод шиффов на чем базируется метод шиффов. Смотреть фото на чем базируется метод шиффов. Смотреть картинку на чем базируется метод шиффов. Картинка про на чем базируется метод шиффов. Фото на чем базируется метод шиффов на чем базируется метод шиффов. Смотреть фото на чем базируется метод шиффов. Смотреть картинку на чем базируется метод шиффов. Картинка про на чем базируется метод шиффов. Фото на чем базируется метод шиффов

на чем базируется метод шиффов. Смотреть фото на чем базируется метод шиффов. Смотреть картинку на чем базируется метод шиффов. Картинка про на чем базируется метод шиффов. Фото на чем базируется метод шиффов

на чем базируется метод шиффов. Смотреть фото на чем базируется метод шиффов. Смотреть картинку на чем базируется метод шиффов. Картинка про на чем базируется метод шиффов. Фото на чем базируется метод шиффов

Терапия — это процесс, направленный на то, чтобы помочь людям достичь изменения личности. В этой главе мы рассмотрим природу и терапевтические техники ТА на практике.

Самотерапия.Если вы прочитали эту книгу и проделали упражнения, то уже во многом осуществили самотерапию. Вы проанализировали паттерны собственного поведения, мыслей и чувств. Для их понимания обучились многим способам анализа, которые предлагает теория ТА. Вы также узнали о стратегиях Ребенка, которые сейчас не являются для вас, как взрослых людей, эффективными. Поэтому вы опробовали новые, более эффективные, стратегии поведения.

Некоторые авторы уделяют особое внимание развитию методов, с помощью которых ТА можно использовать в самотерапии. Особо отметим одного из них — Мириел Джеймс, которая была награждена Памятной научной наградой Эрика Берна за работу, связанную с самостоятельной заменой человеком устаревшей Родительской програм­мы на новую, более адаптивную. С помощью этой системы человек может создать «нового Родителя», заменив негативные и репрессивные послания родителей на новые позитивные. Система включает в себя ряд техник и методик, таких, как: опросник, заключение контракта, фантазирование и визуализация, выработка установки на изменение поведения.

Любая терапия в какой-то степени является самотерапией. В ТА считают, что каждый человек несет ответственность за свое поведение, мысли и чувства. Поскольку никто не может заставить вас чувствовать определенным образом, никто также не может заставить вас и измениться. Единственный человек, который может изменить вас, — это вы сами.

Зачем нужна терапия?Если люди несут ответственность за свое изменение, какой смысл в том, чтобы работать стерапевтом?

Ответить на этот вопрос можно, использовав термины игнориро­вание и мировосприятие. Мы все в какой-то степени не замечаем некоторые аспекты реальности, которые могут угрожать тон картинке мира, которую мы нарисовали в детстве. Каждый раз, когда я вхожу во взрослой жизни в сценарий, то начинаю что-либо игнорировать, чтобы защитить свое мировосприятие. Если я должен решить какие-то проблемы или если хочу измениться, то мне необходимо осознать те аспекты реальности, которые я до сих пор игнорировал.

Однако в этом-то и заключается вся загвоздка. Сам факт игнориро­вания отдельных аспектов реальности говорит о том, что они являются для меня «белыми пятнами». Возможно, я смогу самостоятельно обнару­жить и откорректировать свои игнорирования с помощью Взрослого, и в этом мне могут помочь эффективные методы анализа теории ТА.

Тем не менее в моем мировосприятии есть отдельные аспекты, которые я в своем Ребенке воспринимаю как особенно важные для моего существования, и их-то я и буду защищать с удвоенной силой. Делать это я буду неосознанно, сохраняя и защищая мироощущение своего Ребенка от любого восприятия реальности, которое противоречит важным для меня игнорированиям. Для того чтобы все-таки изменить себя, мне и необходим другой человек, мировосприятие которого отличается от моего. Друзья и члены семьи вряд ли являются наилучшими помощниками в этом деле, так как все члены семьи обычно придерживаются одних и тех же игнорирований, так же, как и друзья. Поэтому одна из целей работы с терапевтом или участия в терапев­тической группе заключается в том, чтобы предоставить мне новый источник обратной связи, не находящийся под влиянием моих «белых пятен».

Если я начинаю использовать ату обратную связь и изменяю свое мировосприятие, то я буду испытывать страх в Ребенке. Для того чтобы пройти процесс изменения, мне потребуется поддержка и защита. Поглаживания и поддержка со стороны других людей, будут способст­вовать моему изменению. Все эти преимущества я и получаю, работая с терапевтом или в терапевтической группе.

Польза от терапии. В ТА говорят: «Для того чтобы лучше себя чувствовать, не нужно обязательно болеть». Чтобы терапия принесла вам пользу, не обязательно быть немощным и больным. В общем-то у вас не обязательно должны быть проблемы. Вы можете быть вполне самодостаточным и цельным человеком и пройти терапию просто для того, чтобы получать от жизни еще больше. Никто не может быть на сто процентов свободным от сценария независимо от того, повезло ему с родителями или нет. Многие из нас, входя в сценарий в некоторых случаях жизни, сами создают себе проблемы. Разрешить эти сценарные вопросы и призвана терапия.

на чем базируется метод шиффов. Смотреть фото на чем базируется метод шиффов. Смотреть картинку на чем базируется метод шиффов. Картинка про на чем базируется метод шиффов. Фото на чем базируется метод шиффов

Кроме сказанного, терапия ТА может быть также рекомендована всем, кто испытывает личные проблемы, начиная от взаимоотношений на работе и кончая серьезными психическими нарушениями. Лечение более сложных психических заболеваний требует соответствующих условий и психиатрической помощи.

Характерные черты терапия ТА. Если вы решили участвовать в терапии ТА, прежде всего необходимо найти квалифицированного терапевта и заключить контракт на участие в нескольких сеансах, которые могут проходить в форме индивидуальных консультаций или групповых занятии. ТА был создан Берном как метод групповой терапии, и до сих пор большинство терапевтов ТА предпочитают именно групповое лечение.

В предыдущих главах вы уже познакомились с основными чертами терапии ТА, которые мы еще раз приводим ниже.

Практика терапии ТА базируется на последовательном теоретическом подходе, изложенном в этой книге, базой которого являются модель эго-состояний и концепция сценария жизни. Личное изменение рассматривается с точки зрения модели решений. В IV части вы познакомились с тем, как мы в детстве решаем, какие у нас должны быть сценарные паттерны поведения, мыслей и чувств. В основе всей терапии ТА лежит убеждение в том, что эти ранние решения могут быть изменены.

В главе 26 вы узнали, что лечение в ТА основано на контрактном методе, при котором клиент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на обеспечение выхода из сценария и достижение автономии, которая была описана в главе 27.

Взаимоотношения в терапии ТА базируются на посылке о том, что все люди ОК, при этом клиент и терапевт рассматриваются как равные и стоящие на одном уровне. В терапии ТА соблюдают принцип открытой коммуникации, который заключается в том, что терапевт и клиент говорят на простом языке и используют обычные слова. Кроме того, клиенту рекомендуют читать книги по ТА или пройти вводный курс. Если терапевт делает какие-то записи в процессе работы, то они всегда открыты для клиента. Благодаря всем этим подходам последний хорошо осведомлен обо всем происходящим и принимает активное участие в процессе терапии.

Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на изменение личности. Понимание проблем личности не рассматривается как конечная цель. Напротив, осознание их представляет собой инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения на изменение, а затем активного процесса по его реализации. При таком подходе практики ТА никогда не считали, что терапия должна быть длительной. Для изменения личности клиента не обязательно нужно работать в течение многих месяцев и лет. Эту мысль Берн особенно подчеркивал в своем знаменитом совете клиентам: «Сначала почувст­вуйте себя лучше, а уж потом посмотрим, хотите ли вы по-прежнему измениться или нет». В то же время кратковременная терапия не является единственным подходом в ТА. Для решения целого ряда проблем клиент и терапевт могут иногда работать в течение длительного времени, что также возможно в рамках теории ТА.

Три школы ТА. В современном ТА существуют три школы, каждая из которых имеет свою теоретическую модель и набор терапевтических техник. Лишь немногие терапевты ТА принадлежат в настоящее время только к какой-то одной из этих трех школ. В целом, для того чтобы сдать экзамены и получить профессиональную аккредитацию, терапевт должен продемонстрировать понимание и владение техниками всех трех школ. В последующих параграфах мы отметим главные особенности этих трех школ.

Классическая школа называется так потому, что ближе всего придерживается подхода, который был разработан в первые годы существования ТА Э. Берном и его коллегами. Терапевты этого направления используют широкий диапазон аналитических моделей с целью усилить понимание Взрослого и в то же время возбудить интерес Ребенка. Об этих техниках вы узнали в предыдущих главах нашей книги: Драматический треугольник, эгограммы, профиль поглаживания, выбор и так далее.

Таким образом, в классическом подходе первый шаг клиента состоит в том, чтобы развить свою способность понимать, как он создает себе проблемы. Затем он заключает контракт на изменение своего поведения для избавления от старых сценарных паттернов и достижения автономии. Считается, что при изменении клиентом своего поведения он также начинает и чувствовать по-другому, хотя изменение его чувств не является главной задачей классической школы.

Особое внимание в классической школе уделяется групповому лечению, а групповой процесс рассматривается как главный метод. При этом предполагается, что при взаимодействии клиента с членами группы проигрывается та проблема, с которой клиент пришел в терапию, связанная, в свою очередь, с проигрыванием неразрешенных в детстве ситуаций. Роль терапевта заключается в том, что он способствует развитию группового процесса, а затем знакомит членов группы с приемами, которые помогают им осознать свои игры, рэкет и сценарные паттерны, проявляемые ими во время взаимодействия с другими членами группы и терапевтом.

С точки зрения классической школы, одна из важных задач для терапевта — дать клиенту новые Родительские послания. Пэт Кроссман предложила, «три пи» (три английских слова, начинающиеся на букву «пи»): разрешение, защиту и силу (власть), выполнение которых должен обеспечить терапевт для достижения эффективного результата.

Давая разрешение, терапевт тем самым дает клиенту послания, которые активно противоречат приказаниям или негативным контр-приказаниям сценария. Эти послания могут передаваться вербально, например: «Не работай так много!». Терапевт может также формулиро­вать и другие послания. Если клиент принимает разрешение терапевта, то в Ребенке он должен воспринимать терапевта как Родителя и как более могущественного и обладающего большей силой (властью), чем реальный родитель, от которого изначально и исходят негативные послания. Клиент также должен видеть, что терапевт способен обеспечить защиту от любых разрушительных последствий, которые, как он опасается, могут произойти из-за неподчинения негативным приказаниям родителя.

Школа повторного принятия решения. Боб и Мари Гулдинг выдвинули новый терапевтический метод, который сочетает в себе теорию ТА и технику гештальт-терапии, разработанную Фредериком (Фрицом) Перлсом. Гулдинги отмечают, что ранние решения прини­маются скорее под действием чувств, нежели мышления. Следовательно, для того чтобы выйти из сценария, человек должен повторно заключить контракт на чувства Ребенка, которые он испытывал во время принятия раннего решения, выразить эти чувства и изменить старое решение, приняв новое. Достичь этого можно с помощью фантазии или работы над сновидениями, или благодаря работе над ранней сценой сценария, в которой клиент вспоминает раннее травматическое событие и вновь проживает его.

Вслед за Перлсом Боб и Мэри Гулдинг считают, что если клиент озабочен какой-то проблемой, то это свидетельствует о том, что его личность с равной силой действует в противоположных направлениях. В результате человек тратит огромное количество энергии, но так ни к чему и не приходит. Такая ситуация называется тупиком. Гулдинги внесли свой вклад в теорию Перлса, они стали рассматривать тупик как борьбу между двумя различными эго-состояниями. В терапии разрешение или выход из тупика достигается с помощью гештальт-техники, известной как «работа с двумя стульями». В этом случае клиент представляет себе, что на стульях сидят две различные его части, борящиеся друг с другом. Он по очереди «становится» каждой из них, вступая в диалог для разрешения конфликта. При этом довольно часто в процессе работы на поверхность выходят подавленные чувства его Ребенка.

Терапевты, работающие в технике повторного принятия решения, чаще других практиков ТА делают акцент на личной ответственности. В этом плане терапевтический контракт рассматривается не как двухстороннее соглашение между клиентом и терапевтом, а как приверженность клиента самому себе. При этом терапевт выступает в роли наблюдателя и не «дает клиенту разрешения». Клиент сам «разрешает» себе чувствовать и вести себя по-новому. Аналогичным образом сила скорее рассматривается как качество, уже присущее клиенту, а не условие, обеспечивающееся терапевтом.

Терапевты этой школы часто работают с группами, но не фокуси­руют внимание на групповом процессе. Терапия в этом случае проходит один на один, а остальные члены группы являются свидетелями и дают позитивные поглаживания, которые усиливают процесс изменения.

Несмотря на то, что выражение чувств является самым главным, терапевты этой школы также считают, что клиенту необходимо пони­мать, что происходит. За работой над чувствами сразу же следует анализ Взрослого. Для клиента также важно заключение контракта на измене­ние своего поведения и укрепление своих новых решений.

Школа Катексиса. В части V мы познакомили вас с важным вкладом в теорию ТА, который был сделан школой Катексиса. В самом начале Шиффы создали свой Институт Катексиса как центр для лечения психических больных, используя метод, который они назвали воссоз­данием родителя или перевоспитанием. Суть его заключается в том, что сумасшествие является результатом действия разрушительных и непоследовательных посланий Родителя. Клиента приглашают вернуться в свое младенчество, при этом он подавляет эго-состояние «сумас­шедшего Родителя», лишая его всей энергии. Затем ему дается шанс изменить свое воспитание, в этом случае терапевт выступает в роли позитивного и последовательного Родителя. К счастью, на этот раз процесс воспитания и роста протекает гораздо быстрее, чем в жизни. Тем не менее, перевоспитание означает, что вполне повзрослевший «младенец» будет в течение некоторого времени в большой степени зависеть от своей новой «матери» и «отца». Таким образом, при подобном подходе терапевт должен обеспечить безопасность лечения и организовать психиатрическую поддержку. В начале школы Катексиса Шиффы официально усыновили своих «детей», некоторые из которых являются известными теоретиками, терапевтами и учителями в современном ТА.

Метод Шиффов оказался также эффективным и в терапии с психически здоровыми клиентами. При занятиях с ними особое внимание уделяется постоянной работе с искажениями и игнорированиями. Вместо того чтобы быть пассивными, людей призывают думать и действовать для разрешения своих проблем. Интенсивная терапия в процессе перевоспитания не подходит для работы со здоровыми клиентами, однако терапевт этой школы может заключить со своим клиентом контракт на «воспитание». В этом случае он указывает в контракте, что клиент всегда может с ним встретиться и он будет выступать в роли «замещаю­щего родителя», предоставляя клиенту новые позитивные определения вместо ограничивающих посланий, которые могут исходить от реальных родителей.

Когда терапия Шиффов проводится в группе, то группа должна представлять собой реактивное (отзывчивое) окружение. Это означает, что все ее члены, включая терапевта, живо реагируют на действия друг друга. Если вы делаете что-то, что мне не нравится, то я должен прямо сказать вам об этом. Если кто-то в группе ведет себя пассивно или игнорирует что-то, остальные должны бороться с этим и призывать к активному решению проблемы. В данном случае борьба не означает Преследование, а включает в себя прямое требование к другому человеку, основанное на позиции Я+Ты+. Человек, вступающий в борьбу, искренне заботится о себе и своем партнере. Для лучшего понимания этого процесса Шэа Шифф использует фразу «заботливая конфронтация».

За пределами трех школ. Некоторые важные достижения современного ТА получены за пределами трех школ. Примерами могут служить Система Рэкета Эрскина и Зальцман и концепция минисценария Кейлера. Каждая из этих теоретических моделей имеет свой четко определенный терапевтический подход.

Одной из важных позитивных черт ТА является его способность включать идеи и техники других направлений в терапии, которые доказали свою готовность соперничать с теоретическими основами ТА. В результате этого современный терапевт ТА обладает большим и гибким набором различных техник, которые можно использовать в зависимости от потребностей клиента. Большинство практиков ТА прошли также подготовку в других областях и привнесли накопленный опыт в терапию ТА. Мы упоминали об этом, говоря о комбинации ТА-гештальт. Терапевты ТА также используют концепции и техники, взятые из психоанализа, биоэнергетики, нейро-лингвистического программирования, теории систем и многих других областей в зависи­мости от образования и интересов терапевта. Однако модель эго-состояний и теория жизненного сценария всегда лежат в основе организа­ционных принципов, которыми руководствуются в ТА при использо­вании этих разнообразных техник и методик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *