Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 года [1] в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело, но сын с детства увлекался изобразительным искусством, в частности с удовольствием рисовал карикатуры, которые успешно продавались в лавке его отца. На морском побережье Нормандии Моне повстречал Эжена Будена, известного пейзажиста и одного из провозвестников импрессионизма. Буден показал юному художнику некоторые приёмы живописной работы с натуры.
Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось два сына: Жан (1867 год) и Мишель (17 марта 1878 года).
После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам. После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества.»
С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантей, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, популярном для воскресных прогулок парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ. В 1874 году он на короткое время вернулся в Голландию.
В 1878 году Моне переехал в деревню Ветей. 5 сентября 1879 года Камилла Моне умерла от туберкулёза в возрасте тридцати двух лет. Моне изобразил её на смертном одре.
В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде́. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1883 году Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 году. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 году.
Катаракта
В начале 1920-х у Моне развивается катаракта, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Художник скончался 5 декабря 1926 года в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.
Клод Моне: биография, творчество, лучшие картины французского художника-импрессирниста
Клод Моне (Oscar-Claude Monet; родился 14 ноября 1840 — умер 5 декабря 1926 гг.) был художником, совершившим революцию в живописи XIX века. Он вписал свое имя в историю как основатель французского импрессионизма и самый последовательный представитель этого течения. Картины Клода Моне восхищали современников чистотой красок, а его пейзажи и сейчас кажутся живыми и мерцающими. Как сложилась жизнь мастера и что помогло ему открыть новую эпоху в изобразительном искусстве?
Биография Клода Моне
Оскар-Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Его отец занимался продажей и поставками продовольственных товаров и видел в младшем сыне будущего помощника. Увлечение маленького Оскара рисованием поддерживала лишь мать, которая была певицей. В 11 лет будущий художник поступил в Гаврскую среднюю школу искусств, а спустя пять лет состоялось важное знакомство с Эженом Буденом (Eugène Boudin). Этот нормандский живописец оказал сильное влияние на Моне и приучил его работать на пленэре, что было не принято в академической живописи.
В 16 лет Клод Моне потерял мать и переехал к тетке, которая дает ему возможность учиться живописи в Париже. Первая поездка продлилась недолго: весной 1861 года молодого художника призвали в армию. Состоятельный отец мог освободить сына от призыва, но взамен требовал оставить живопись и заняться «серьезным делом». Моне отказался не раздумывая и вместе с полком оказался в Алжире. Впоследствии он писал, что яркие краски Африки заложили основы его будущих творческих поисков.
Вместо долгих семи лет служба продлилась лишь год. Когда Моне переболел брюшным тифом, тетушка позаботилась о его выходе из армии и возвращении в Париж. Здесь художник знакомится с коллегами и единомышленниками:
Также он встречает свою музу и будущую жену Камиллу Донсье (Camille Doncieux), которую изображал на многих картинах до конца 1870-х.
Слава пришла к Клоду Моне далеко не сразу. Много лет он провел в крайней бедности и лишениях. Парижский Салон не принимал новаторские работы молодых авторов, и продаж почти не было. Родственники не одобряли связь Моне с Камиллой Донсье и не помогали молодой семье.
Все меняется в 1874 году, когда отвергнутые Салоном художники открывают собственную выставку на бульваре Капуцинок у известного фотографа Надара (Nadar). Именно там впервые была выставлена работа Моне «Впечатление. Восход солнца», вызвавшая насмешки критиков и давшая название импрессионизму (от французского слова impression — «впечатление»).
Хотя первую выставку публика встретила прохладно, живопись в новой манере нашла своих поклонников. С этого момента Клод Моне постепенно становится все более знаменитым и успешным. Но едва наступило финансовое благополучие, пришло несчастье в личной жизни. Камилла после рождения второго сына тяжело заболела и умерла в 1879 году. После ее смерти художник практически перестал рисовать людей, переключившись на чистые пейзажи, хотя женился повторно на вдове с шестью детьми.
В конце 1880-х Моне поселился в живописном местечке Живерни в Нормандии и через несколько лет смог выкупить здесь домик с садом, а затем приобрести дополнительную землю под пруд. Наняв пятерых садовников, он с увлечением занялся выращиванием цветов и водяных лилий из Южной Америки и Египта. Эти лилии художник рисовал 30 лет, до самой смерти 5 декабря 1926 года. Его последние работы настолько сосредоточены на цвете, что форма практически теряется. От этих картин оставался один шаг до абстрактного искусства.
Самые известные картины Клода Моне
Художник, плодотворно работавший до глубокой старости, оставил больше тысячи произведений. Одних только лилий известно около 250! Выбрать из такого количества работ несколько лучших вряд ли возможно, но есть одна картина, ставшая знаковой для истории искусства. Это упомянутый ранее морской пейзаж «Впечатление. Восход солнца», с которого официально начинается течение импрессионизма. Картина была написана в Гавре из окна гостиницы.
Хрестоматийное название художник придумал в последний момент перед выставкой, изначально произведение называлось просто «Море». Возможно, новым названием автор хотел подчеркнуть завершенность картины, хотя некоторые критики все равно называли ее неоконченной.
Другие известнейшие картины Клода Моне — это серии:
Поклонникам импрессионизма и пейзажной живописи стоит обратить внимание на аукционы картин, которые регулярно проводятся на сайте Very Important Lot. Здесь можно приобрести произведения искусства российских и западных мастеров. Также мы напрямую сотрудничаем с перспективными молодыми художниками — их работы представлены в каталоге.
Картины Клода Моне были настолько необычными в глазах его современников, что зачастую их не брали даже на выставки, а уж покупались вообще с большой неохотой, да и к тому же за бесценок. Темы его полотен – разрозненные фрагменты жизни, в которых реальные формы как будто растворялись в мазках и пятнах. Сейчас полотна Клода Моне продаются за баснословные деньги, а при жизни он был вынужден копить, чтобы купить жилье и содержать семью.
Детство
Родился Оскар Клод Моне 14 ноября 1840 года в Париже. Он был вторым сыном бакалейщика Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины. Клод был пятилетним мальчишкой, когда родители сменили место жительства. Семья поселилась в Нормандии, в небольшом городке Гавр. Школу Клод не любил, он вообще мало признавал дисциплину. Больше всего на свете ему нравилось рисовать, хотя отец надеялся, что он продолжит семейное дело и тоже будет бакалейщиком. Рисовать Моне начал рано, в основном это были карикатуры на друзей и учителей. Он даже пробовал продавать свои шедевры, и дело пошло. В витрине салона, где торговали художественными принадлежностями, красовались его рисунки, их мог купить любой желающий за 20 франков. Родители почти не давали ему денег на карманные расходы, и только благодаря своим карикатурам, мальчик сумел скопить 2000 франков.
В этом же салоне состоялось знакомство Моне и художника Эжена Будена, который похвалил парня, отметил, что у него, несомненно, есть талант. Именно он настоял на том, чтобы Клод продолжал рисовать, только переходил к чему-то более серьезному, например, к пейзажам.
Клод Моне портрет в молодости
Отец Клода не собирался принимать выбор сына, но на помощь пришла родная тетя, которая заботилась о парне после смерти мамы.
Моне начал заниматься с Буденом, и вскоре нашел свое настоящее призвание – пейзажи. В 1859-м Моне уехал в Париж, начал работать в студии вместе с другими бедными художниками. Чтобы больше узнать о живописи, молодой человек бывает на выставках и в галереях. Но тут в его творческую биографию вмешалась армия. В 1861-м он оказался в кавалерийских войсках и был командирован в Алжир.
Моне должен был служить семь лет, но спустя два года заболел тифом. После выздоровления ему нужно было опять вернуться в строй, но тут снова в его судьбу вмешалась тетя, заплатила кому нужно три тысячи франков, чтобы ее племянника полностью освободили от службы. Набравшийся сил после болезни, Клод становится студентом университета. Он выбрал факультет искусств, но очень быстро разочаровался в учебе. Моне был противником такого подхода к живописи, который царил в вузе.
Начало
Моне по-прежнему хотел учиться, поэтому вскоре пришел в студию Шарля Глейра. Именно там он впервые встретил Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, Фредерика Базиля. Потом среди его знакомых появляются Сезанн и Писарро. Они были практически одногодками, с аналогичными взглядами на мир искусства и живописи. Из них и получился тот костяк, вокруг которого объединились импрессионисты.
Картина Моне «Завтрак на траве»
Первая известность пришла к художнику в 1866-м, после того, как в салоне появился портрет Камиллы Донсье. В 1865-1866 годах Моне трудится над полотном «Завтрак на траве». Точно такое же название дал своей картине Эдуард Мане, только его полотно было раза в 4 меньше, чем у Клода. Композиция этого полотна очень незамысловата – полянка рядом с лесом, на которой расположились нарядные мужчины и женщины.
При взгляде на работу Клода, создавалось впечатление, будто с нее веет свежим ветерком, воздух движется, шевеля листочки на деревьях. Это впечатление создавали фактурные мазки. В выставке картина Моне не участвовала, он просто не успел ее дописать. В то время художник испытывал финансовые трудности, поэтому просто продал картину, рассчитался с долгами и хотя бы на время забыл, что такое чувство голода. Вместо этого полотна на выставку отправилась «Дама в зеленом».
«Дама в зеленом»
Чтобы создать свой следующий двухметровый шедевр, Моне постоянно находился на пленэре. Чтобы добиться нужного освещения, ему пришлось рыть целую траншею, в котором холст можно было то поднимать вверх, то опускать вниз. Клод часами ждал нужное освещение, и, дождавшись, хватался за кисть. Эта работа на выставку тоже не попала, жюри ее просто отклонило.
Импрессионизм
Именно в то время и началось зарождение импрессионизма, направления, которое полностью изменило представление о живописи. Представители этого направления старались прочувствовать сиюминутность момента и запечатлеть его на холсте. Моне стал одним из основоположников импрессионизма и самым ярким его представителем. Так как он привык работать на пленэре, он умел видеть это сиюминутное состояние природы и окружающих его вещей и очень тонко передать его в своих картинах.
В 1869 году Моне и Ренуар уехали в Бужевиль, где собирались поработать на пленэре. Клод пишет свои картины в совершенно новой манере, он перестает смешивать оттенки и наносит на холст крупные мазки разных цветов. Его картины характеризует использование чистого света, мастер открывает новую технику и особенности передачи света и тени. Так зародился и начал развиваться импрессионизм, абсолютно новое направление в живописи.
Когда грянула франко-прусская война, Моне уехал в Англию. Он не хотел снова попасть под призыв, к тому же не считал себя поклонником наполеоновской политики. Скорее наоборот, он ее абсолютно не принимал. В Англии Клод встретил продавца картин Поля Дюрана-Рюэля, с которым подружился, и который стал основным покупателем его картин, созданных в те годы.
Поднакопив немного денег, художник смог обзавестись собственным домиком в Аржантее, где жил спокойно и даже счастливо вплоть до 1878-го. Те годы стали очень продуктивными, Моне много пишет, его картины становятся все более одухотворенными. Именно в тот период появилось известное полотно художника – «Впечатление. Восход солнца». Картина участвовала в выставке 1974 года в Париже.
Достаточно часто Клод создает серийные композиции, на которых изображены Лондон, Стог, Руанский собор. В технике импрессионизма он представляет разную освещенность, погоду, даже время суток. Каждое состояние имеет свою тональность, передает даже настроение художника. Чтобы описать его картины, слов мало, их нужно просто хоть раз увидеть и прочувствовать.
Живерни
Благодаря продаже картин, Моне удалось накопить немного денег. Теперь его финансовыми делами занимается бизнесмен Эрнест Гошеде. Но вскоре он обанкротился, и две семьи вынуждены объединиться, чтобы как-то выйти из затруднительного положения. Они поселяются в деревне Ветей, и вскоре художник хоронит жену, а потом и старшего сына. В 1883-м Клод снова сменил место жительства, теперь он с семьей живет в деревне Живерни, которая раскинулась прямо на берегу Сены. Его полотна начали хорошо продаваться, что помогло подкопить приличное состояние. Большую часть денег художник вкладывает в свой сад.
Клод Моне в своем саду
Моне расширял свой сад целых 43 года. Ему доставляло удовольствие не только возиться с растениями и потом пожинать плоды своего труда. Сад стал тем местом, где он черпал творческое вдохновение, особенно в предсмертный период своей биографии. Он выходил с мольбертом в сад и рисовал, рисовал, рисовал.
Художник называл себя рабом своего дела, он хотел постичь совершенство и научиться передавать на полотно окружающее его великолепие.
В то время Моне начинает работать в новой технике, которая заключается в одновременном написании нескольких полотен. Художник стремится передать всю переменчивость освещения. Он мог трудиться над одним холстом полчаса, потом приняться за другой, чтобы успеть ухватить сиюминутность момента. Примером служит серия полотен, где изображен мыс Антиб. Клод смог передать утреннее, полуденное, летнее, весеннее и осеннее освещение.
Личная жизнь
Первый раз художник женился на Камилле Донсье, которая позировала ему для картины «Дама в зеленом», и еще многих других полотен. В этом браке родились два сына Моне, причем с интервалом в одиннадцать лет. После того, как его любимая супруга умерла, в личной жизни Клода появляется Алиса Гошеде. Однако эти отношения сразу носили неофициальный характер. Влюбленные узаконили их только тогда, когда умер муж Алисы – Эрнест. Алиса умерла в 1911-м, а в 1914 году художника постигла еще одна утрата, умер его первенец Жан.
Клод Моне с Алисой Гошеде
Клода Моне считают одним из трех живописцев, картины которых продаются по баснословным ценам. В среднем одна картина художника «тянет» почти на восемь миллионов долларов. Самым дорогим произведением Моне считаются «Водяные лилии», картина, которую он создал в 1905 году. Ее стоимость – 43 миллиона долларов. Полотна великого мастера есть почти во всех мировых музеях. Наследие художника принадлежит Великобритании, России, США.
Смерть
Несмотря на все беды, лишения, нищету, Моне прожил достаточно долго. Ему два раза делали операцию на глазах, удаляли катаракту. Именно эти операции спровоцировали нарушение цветовосприятия художника. Теперь ультрафиолет ему кажется лиловым или голубым. Это в полной мере отразилось на его работах, которые он писал в послеоперационный период. Лучше всего это проявляется в полотне «Водяные лилии». Моне практически постоянно находится в саду, нанося на полотно красоту потрясающего водяного мира и растений. Последние работы мастера посвящены изображению самых разных прудов и кувшинок.
Сердце художника перестало биться 5 декабря 1926 года. Он умер в той же деревне Живерни, в возрасте 86 лет. К тому времени на свете уже не было многих людей, которыми он дорожил. Причиной смерти стала онкология – доктора диагностировали у Моне рак легких. Перед смертью Клод настаивал, чтобы его похороны были немноголюдными. Так и случилось, провести художника в последний путь пришло 50 человек. Местом упокоения гения импрессионизма стало церковное кладбище.