Клобук с мантией что это
Клобук
Клобу́к (от тюрк. колпак — шапка) — принадлежность облачения монаха (малосхимника), надеваемая на голову. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными краями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов), прикреплённого к камилавке и заканчивающегося тремя длинными концами, спускающимися по плечам и спине до пояса.
Время появления клобука в облачении монахов с точностью определить нельзя, но он появился очень рано. Славянскому названию «клобук» у греков соответствует «наглавие». Современная форма камилавки позднего происхождения и взята русской церковью у греков в эпоху патриарха Никона (XVII век). Покров камилавки в древнее время назывался мафорием (измененное слово омофор: ωμοζ — плечо и φέρω — ношу), в современном обиходе именуется «намёткой» или «кукулем». В древности этот покров делался не из легкой материи, как теперь, а из плотной для защиты головы во время ненастья. Разделение покрова на три конца также заимствовано русским монашеством у греческого и имело чисто практическое назначение: у монахов издавна существовал обычай завязывать концы покрывала под подбородком в холодную и ветреную погоду, а также для того, чтобы клобук, снимаемый в определённые Уставом моменты богослужения, не занимал рук.
Клобук имеет символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». Нижняя часть покрывала, разделяющаяся на три длинных конца, знаменует Троическую благодать, которая покрывает помыслы монаха.
Содержание
Патриаршие клобуки
В Поместных Православных Церквях существуют различные традиции ношения Патриарших клобуков. Так, в Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской Церквях Патриархи, как и все архиереи, носят простой черный клобук, такой же, как и все монашествующие. В Русской Церкви Предстоятель носит отличный от прочих архиереев сферический белый клобук (см. ниже). В Грузинской Церкви Католикос-Патриарх также носит сферический клобук, (сходный с клобуком Патриарха Московского и всея Руси), однако черный и без креста на маковце. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской Церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской Православной Церкви.
Белый клобук
Белые клобуки с крестом полагаются митрополитам и патриарху. Патриарший клобук (куколь) имеет ряд отличий: форма — в виде сферического колпака, на маковце (вершине) имеется крест, все стороны украшены иконами, на концах куколя золотом вышиты серафимы. Митрополит носит белый клобук с крестом.
Первым архиереем, удостоившимся чести ношения белого клобука, был архиепископ Новгородский и Псковский Василий (1329—1352), которому константинопольский патриарх прислал кресчатые ризы и белый клобук.
В 1564 Московский поместный Собор принял уложение о праве московского митрополита носить белый клобук. После установления в 1589 в России патриаршества, белый клобук стали носить патриархи московские.
Белый клобук новгородского архиепископа является предметом особой легенды, русско-византийской редакции. Подобно повести о Вавилонском царстве, где образно представлена передача светской власти из Вавилона в Царьград и оттуда к русскому князю, в этой легенде рассказывается о передаче символа духовной власти из Рима в Константинополь, затем в Новгород.
В 1667 году легенду осудил Большой Московский собор, как «лживую и неправую» и писанную Дмитрием Толмачом «от ветра главы своея».
Примечания
Литература
Головные уборы | |
---|---|
Специальные способы убранства и покрытия головы | |
Духовенства | Апостольник • Биретта • Галеро • Камауро • Камилавка • Капелло Романо • Клобук • Куколь • Митра • Папская тиара • Пилеолус • Скуфья |
Военных | Афганка • Бергмютце • Берет • Бескозырка • Будёновка • Гренадерка • Гленгарри • Головной убор индейского воина • Ерихонка • Картуз • Каска • Каска Адриана • Кивер • Койф • Конфедератка • Мазепинка • Папаха • Пикельхельм • Пилотка • Полевая фуражка (полевое кепи) • Фуражка • Шайкача • Шапка бумажная • Шлем |
Головные украшения | Венец • Венок • Вуаль • Диадема • Икаль • Кика • Кокарда • Кокошник • Корона • Лирипип • Маска • Парик • Плюмаж • Стефана • Папская тиара • Хатимаки |
Другие | Акубра • Азиатская шляпа • Арселе • Бандана • Башлык • Бейсболка • Балаклава • Балморал • Боливар • Бонет • Брыль • Гейбл (тюдоровский чепец) • Ермолка • Калфак • Камалы бурек • Камчат бурек • Канотье • Капа • Капор • Капюшон • Катташи • Квадратная академическая шапочка • Келагаи • Клош • Ковбойская шляпа • Колпак • Конфедератка • Коппола • Косынка • Котелок • Куфия • Лобная повязка • Литам • Мантилья • Намитка • Никаб • Нон • Ночной колпак • Паколь • Панама • Паранджа • Платок • Сетка • Сомбреро • Сорока • Треуголка • Тэм-о-шентер • Тюбетейка • Тюрбан • Ушанка • Феска • Фетровая шляпа (федора, трилби) • Фригийский колпак • Хиджаб • Хомбург • Цилиндр • Чадра • Чепец (чепчик) • Черногорская капа • Шаль • Шаперон • Шапка • Шапокляк • Шапочка • Шапочка для купания • Шапочка из фольги • Шляпа • Шляпа Шерлока Холмса • Шляпа в виде свиного пирога • Штраймл • Шуте |
См. также | Горлатная шапка • Золотая шляпа • Кролик в шляпе • Шапка алтабасная • Шапка Казанская • Шапка Мономаха • Шапка-невидимка |
Одежда • Обувь |
Полезное
Смотреть что такое «Клобук» в других словарях:
КЛОБУК — муж. покрывало монашествующих, сверх камилавки; в просторечии и самая камилавка. | Покрышка колпаком, клобучек, чец на ловчих птиц, каблучек, наглазник в виде шапочки. | Верхний сноп на суслоне, распушенный шапкою, колосьями вниз. Нашел чернец… … Толковый словарь Даля
КЛОБУК — (ново греч. klabuki, от тур. kalabok колпак). Шапка у монахов с надетою на нее креповой тканью, заканчивающейся сзади тремя длинными концами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛОБУК головной убор… … Словарь иностранных слов русского языка
КЛОБУК — КЛОБУК, клобука, муж. (от тюрк. kalpak, срн. колпак) (церк.). У монахов: высокая цилиндрическая шапка с покрывалом. Черный клобук. Белый клобук (у митрополита). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
клобук — клобучок, камилавка, убор Словарь русских синонимов. клобук сущ., кол во синонимов: 4 • камилавка (6) • … Словарь синонимов
клобук — клобук, род. клобука (неправильно клобук, клобука) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
КЛОБУК — (от тюркского калпак шапка), в православии головной убор монахов, цилиндр без полей с покрывалом, обычно черный; в русской православной, сербской, болгарской, польской и других церквах у митрополитов белый … Современная энциклопедия
КЛОБУК — (от тюрк. калпак шапка) головной убор монахов, высокий цилиндр без полей с покрывалом; черный у простых монахов и архиереев, белый у митрополитов и патриархов … Большой Энциклопедический словарь
КЛОБУК — КЛОБУК, а, муж. Высокий монашеский головной убор с покрывалом, а также вообще монашеский головной убор, камилавка (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Клобук — головная одежда монахов, состоящая из камилавки и надетой нанее креповой ткани, оканчивающейся сзади тремя длинными концами(воскрилиями). К. составляет принадлежность полной форменной одеждымонаха; иногда лишь, вне богослужения, он заменяется… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Клобук — (турец. калабак) шапка, имеющая вид колпака с меховымоколышком. Это древнейший вид шапок у русских. Как наголовье княжеское,К. упоминается в летописи под 1072 г. Карамзин по поводу этого местазамечает, что князья, вместо короны, носили К. и не… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Клобук — (от тюркского калпак шапка), в православии головной убор монахов, цилиндр без полей с покрывалом, обычно черный; в русской православной, сербской, болгарской, польской и других церквах у митрополитов белый. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Значение слова «клобук»
[От тюрк. калпак — шапка]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
клобу́к
1. религ. головной убор монахов, включающий три длинных куска ткани, спускающихся по плечам и спине ◆ Монахиня в клобуке, с развевающимся вуалем и тянущимся за ней чёрным шлейфом, сложив белые с очищенными ногтями руки, в которых она держала топазовые чётки, вышла из кабинета и прошла к выходу. Л. Н. Толстой, «Воскресение», 1899 г.
2. спец. покрышка колпаком на ловчих птиц, наглазник в виде шапочки ◆ клобук подносится снизу вверх, вдоль тела птицы, отверстием под клюв вниз и быстро одевается.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: психоаналитический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Клобук
Клобу́к: (возм. от тюрк. kаlраk — шапка; греч. κίδαρις (кидарис) ( Исх.28:39 )).
1. Принадлежность облачения монаха малой схимы. Представляет из себя головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра (камилавки) с нашитой на него наметкой – покрывалом особой формы, спускающимся на спину и грудь и разделенном на три части. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи носят клобук во время богослужения. Также клобук могут носить клобук во время богослужения схимники в священном сане (иеросхомонахи и схиигумены). Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы.
2. Принадлежность внебогослужебного и, в определенных случаях, богослужебного облачения архиерея – архиерейский клобук, идентичен монашескому. В Русской Православной Церкви митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы – черного.
3. Принадлежность внебогослужебного и, в определенных случаях, богослужебного облачения патриарха. В Поместных Православных Церквах существуют различные традиции ношения патриарших клобуков. В Русской Православной Церкви Предстоятель носит белый клобук, именуемый куколем. Куколь Русского Патриарха – полусферической формы, белого цвета, с вышитыми изображениями серафимов и Деисуса, с крестом на навершии. В Грузинской Православной Церкви Католикос-Патриарх также носит полусферический клобук, внешне схожий с куколем Патриарха Московского и всея Руси, но чёрный и без креста на навершии. В Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской Церквах патриархи, как и все епископы, носят простой монашеский чёрный клобук. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской Церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской Православной Церкви.
Одежды монашествующих
Из истории монашеских одеяний
Христиане с древнейших времен стремились выразить свою посвященность Богу, в числе прочего, и в одежде. Первые христиане носили скромные одежды, чуждые всякой роскоши. Их атрибутом был палий – простой длинный плащ, скрывавший фигуру. Он являлся символом смирения. Тертуллиан (III в. по Р.Х.) свидетельствовал, что язычники насмехались над христианами, говоря, что они сменили тогу (почетную одежду) на палий (одежду презренную). Священномученик Киприан Карфагенский писал о том, что христиане, особенно посвятившие себя Богу в подвиге девства, должны одеваться скромно, избегая малейшей роскоши и украшательства.
С формированием института монашества стали появляться специально монашеские одеяния. Изначально они были очень простыми и практичными: например, в монашеский плащ можно было завернуться во время сна и часто для пустынников он составлял единственную постель. Со временем символическое значение стало преобладать над практическим.
Символика монашеских одежд
Согласно Положению о монашествующих Русской Православной Церкви, «монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Богу».
Желающий посвятить себя Богу в монашестве проходит несколько степеней посвящения, каждой из которой соответствует особое одеяние, причем с каждой новой степенью число этих одеяний увеличивается: к уже имеющимся добавляются новые. Монашеское одеяние есть знак посвящения, уневещивания себя Христу, подобно тому, как при венчании на вступающих в земной брак возлагаются венцы.
Черный цвет монашеского одеяния символизирует покаяние, отречение от мира, умирание для всего мирского, дабы ожить для Бога.
Как правило, монашествующие (кроме схимников) надевают все свои облачения только на богослужение и в особо торжественных случаях. Вне службы монахини и инокини ходят в подряснике, поясе и апостольнике, иногда к ним добавляется скуфья. Монахи и иноки ходят в подряснике, поясе и скуфье.
Чины монашествующих
Послушник (ца) – человек, живущий в монастыре, подчинившийся его уставам, принявший решение стать монахом, но еще не прошедший постриг. При посвящении в послушники читается особая молитва. Послушники ходят в подряснике с поясом, послушницы – в подряснике и платке, повязанном на лоб. Иногда послушникам благословляется ношение скуфьи, а послушницам – апостольника.
Рясофорный послушник – следующая степень приближения к монашескому постригу. Находящийся на ней носит рясу, женщины – апостольник, мужчины – скуфью. При посвящении в рясофор читается особая молитва.
Инок – человек, прошедший первый – малый – постриг. К облачению добавляется клобук с наметкой. В знак отречения от мира и оставления прежней жизни при иноческом постриге иногда дают новое имя.
Монах – полная степень монашеского пострижения. При постриге в монашество (малую схиму, мантию) приносятся обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Как правило, в знак рождения в новую жизнь, при монашеском постриге дается новое имя (или при оставлении прежнего имени дается новый небесным покровитель с тем же именем. То есть, например, в миру женщину звали Марией в честь равноапостольной Марии Магдалины, а в монашестве ее покровительницей стала прп. Мария Египетская). К облачению добавляются параман с параманным крестом и мантия.
Схимонах – постриг в великую схиму это максимальная степень отречения от мира. Постригаемому вновь меняют имя. На великосхимника возлагается параман с многокрестием и аналав, украшенный изображениями Креста Господня и орудий страданий Спасителя. Клобук заменяется на куколь. Также схимники носят особую скуфью с вышитыми на ней херувимами.
Монашеские одежды
Подрясник – длинное, закрывающее тело одеяние с длинными узкими рукавами. Своей простотой символизирует нищету, смирение, отречение от мира, целомудрие. Существуют русский, греческий и болгарский фасоны подрясников (подробнее о них читайте в разделе нашего справочника, посвященном одежде для священнослужителей). Мужской и женский монашеские подрясники одинаковы по своей сути, но при их пошиве важно учитывать разницу в раскрое одежд для представителей разных полов. В официальной обстановке и в храме монашествующие носят черный подрясник, в быту, особенно в летнюю жару, в некоторых монастырях допускаются другие цвета).
Пояс – символ обуздания плоти, подчинения ее духу, а также бодрости, собранности. Монашествующие носят довольно широкий кожаный пояс, либо пояс из ткани (цельный или плетеный).
Ряса – надевается поверх подрясника. В отличие от него, имеет широкие рукава, находящие на ладонь. Может иметь русский или греческий покрой (см. в разделе одежда для священнослужителей), иметь подкладку или быть сшитой без нее. Монашеская ряса всегда имеет черный цвет. Слово «ряса» происходит от древнего «бедная, вытертая одежда, рубище». Она символизирует беспопечительность и нестяжание.
Срачица (сорочка, хитон, власяница) – длинная свободная закрытая сорочка, которую носят под одеждой. Древние подвижники в качестве сорочки носили власяницу – одежду из жесткой шерсти верблюда или овцы, которая колола тело.
Параманный крест – деревянный крест довольно крупного размера, надеваемый поверх сорочки на грудь и соединяемый шнурами с параманом. Имеет вверху и внизу петли для шнуров.
Мантия (палий) – длинный широкий плащ, который спускается до земли, скрывая фигуру. Имеет застежку на вороте. В Древней Руси монахи носили вместо рясы кафтан-однорядку, и мантия была их основным отличительным одеянием. Поэтому древнерусские монахи, выходя из кельи, были обязаны всегда быть облаченными в мантию.
Мантия символизирует отречение от своей воли, от всех мирских и греховных дел (поскольку скрывает руки). Также она напоминает об ангельских крыльях. Еще одно значение мантии – упование на Промысл Божий и милость Господню, которая покрывает служителя Божия и руководит его жизнью.
Монашеская мантия имеет 40 складок, которые символизируют 40 дней, которые Господь постился на горе Искушения. Этим она напоминает монаху о необходимости постничества и терпения искушений и скорбей.
Мантия служащего священника, игумена или игумении может иметь шлейф. Мантия архимандрита, в которой он совершает богослужение, всегда украшена шлейфом.
Клобук с наметкой (наглавник) – представляет собой высокий цилиндрический головной убор без полей, слегка расширяющийся кверху. Он обтянут легкой черной тканью, которая спадает вниз свободным плащом.
Мужской монашеский клобук имеет наметку, разрезанную натрое: две ее боковые части спускаются спереди на плечи, более широкая центральная покрывает спину. Такая форма происходит от древнего обыкновения монахов в определенные моменты богослужения снимать клобук, завязав концы наметки под подбородком.
Женский монашеский клобук имеет неразрезную наметку.
В древности вместо клобука монахи носили куколь (от лат. – «капюшон») – головной убор с округлым верхом. Это одеяние пришло и на Русь, где было заменено клобуком в ходе реформы патриарха Никона. Сегодня сохраняется у старообрядцев. Куколь символизировал детскую простоту и незлобие, поскольку похожие головные уборы в древнем мире надевали на младенцев.
Апостольник – часть облачения монахини. Представляет собой платок особого колоколообразного покроя с вырезом для лица. На затылочной части апостольник стягивается лентой в знак контроля над помыслами. Апостольник свободно спускается на спину и грудь, может достигать пояса или быть несколько короче. В официальной обстановке и во время богослужения монахини ходят в черных апостольниках, в быту в некоторых монастырях они заменяются на белые или серые.
Скуфья – шапочка округлой формы, закрывающая лоб. Имеет в верхней части складки, образующие крест. Схимническая скуфья украшена вышитыми изображениями херувимов.
Великосхимнический куколь (кукуль) – мягкий остроконечный головной убор, переходящий в небольшую накидку, закрывающую шею. Напоминает своей формой остроконечный воинский шлем. В последовании пострига именуется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. Святитель Симеон Солунский писал: «Кукуль спускается и спереди на грудь – ради силы мысли и сердца, а также и на спину. Он обшит вокруг червлёными крестами, для того чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас».
Схимниками надевается на скуфью, схимницами – на апостольник. На куколе так же, как и на аналаве, вышиты Голгофа, серафимы и текст Трисвятого.
Параман с многокрестием – плетеный, включает в себя 40 крестов.
Четки (вервица) – непременный атрибут монашествующих, напоминающий о том, что монахи (а в идеале, и все христиане) призваны непрестанно молиться. Монашеские четки, как правило, бывают сплетены из черной шерсти или сутажа и имеют сто (иногда более) зерен.
Что такое клобук монаха
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Буквальное и символическое значение
Портрет преподобного Амвросия Оптинского в клобуке
Клобук — это часть одежды (головной убор) монаха, посвященного в малую схиму. Внешне представляет собой расширяющийся кверху цилиндр (камилавку) с тремя широкими черными лентами, опускающимися на спину. Само название «клобук» по разным мнениям происходит от греческого слова «кидарис» — «шапка».
Символическое значение клобука следует из молитв чинопоследования пострига в малую схиму. Где он называется шлемом спасения и покровом послушания. Считается также образом тернового венца Спасителя.
Смысл этих символов становится понятным из следующих слова апостола Павла:
Монах по своей сути – это воин Христов, которому в первую очередь необходимо сразиться с диаволом и его демонами. Известен такой рассказ из древнего патерика. Некий мирянин по смотрению Божию услышал, как бесы докладывали сатане о содеянных ими злодеяниях.
Один доложил, что потратил неделю или месяц на то, чтобы устроить в некоем месте массовую драку, в которой погибли десятки или сотни людей. Но сатана обругал его и прогнал от себя. Другой заявил, что «трудился» целый год и устроил войну, в которой погибли многие тысячи воинов. Но и этого князь тьмы прогнал с руганью и побоями. Наконец, третий сказал, что он «работал» сорок лет и соблазнил одного монаха. Тогда сатана обнял этого беса, назвал его самым лучшим своим слугой и всячески обласкал.
Отсюда понятно, каково значение монаха как самого первого воина Христова в духовной брани! Кстати говоря, согласно тому патерику, услышавший этот сатанинский диалог мирянин после сего стал монахом.
Во-первых, к рассудительности. Как говорил основатель монашества преподобный Антоний Великий, многие приняли на себя великие подвиги, но пали, потому что не имели рассудительности. Если же кто не имеет такой добродетели, то таковому, во-вторых, следует предать себя в безусловное послушание опытному старцу.
Основное символического значение клобука как тернового венца монаха, на мой взгляд, в следующем. Так монах принимает на себя ряд обетов (безбрачия; нестяжания; послушания), которые тягостны для плотского человека. Конечно, исполнение этих обетов – это тяжкий подвиг и труд, ибо «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11: 12).
Но, думаю, не это самый главный труд монаха. Конечно, он трудится, но ведь и не зря. По мере умерщвления своей плоти в нем все более и более процветает дух и открываются его духовные очи, позволяющие ему видеть невидимый обычными глазами потусторонний мир.
Однако и здесь его ожидает очень неприятный сюрприз. Как объясняет сие святитель Игнатий (Брянчанинов): мы, люди существа падшие. Поэтому, когда нам начинает открываться этот самый потусторонний мир, мы первым делом видим мир падших духов. Которые искушают, конечно, всех. Но нас, живущих в миру, они искушают невидимо, а монахов-подвижников самым что ни на есть видимым образом!
Жития святых и патерики полны этими рассказами об ожесточенных сражениях монахов с являющимися им видимым образом силами тьмы. Чего только не испытали от них древние отцы: и самые страшные угрозы да самую грязную ругань, и изгнания, и побои, и много другое. Но претерпев все это до конца – спасались! И в этом помогает им их шлем спасения.
Носит ли этот головной убор женское монашество?
Монахиня Серафимо-Дивеевского монастыря
Кроме мужских, есть еще и женские монашеские клобуки. Ибо во Христе «нет мужеского пола, ни женского» (ср.Гал.3: 28). Поэтому монахиня, подобно монаху, точно такой же воин Христов. Посему имеет право на ношение соответствующей одежды, включая клобук.
Архиерейский
А кроме монашеских клобуков есть еще и архиерейские. Епископ носит черный клобук, подобный монашескому. Отличается же он по панагии, носимой вместе священнического крести. Архиепископ носит такой же черный клобук, но с нашитым на нем крестом из драгоценных или полудрагоценных камней. Наконец, митрополит одевает белый клобук, с подобным, как у архиепископа, нашитым на нем крестом.
Патриарший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
В Поместных Православных Церквах существуют различные традиции ношения патриарших клобуков. Так, в Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской церквах патриархи, как и все епископы, носят простой чёрный клобук, такой же, как и все монашествующие. В Русской церкви Предстоятель носит отличный от прочих епископов сферический белый клобук.
В Грузинской церкви Католикос-Патриарх также носит сферический клобук (внешне схожий с куколем Патриарха Московского и всея Руси), но чёрный и без креста на маковце. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской православной церкви.
Патриарший клобук Русского Патриарха (куколь) имеет ряд отличий: форма — в виде сферического колпака, на маковце (вершине) имеется крест, все стороны украшены иконами, на концах куколя золотом вышиты серафимы.
Кстати говоря, куколь – это головной убор древних монахов, позаимствованный у… детей того времени. Согласно слову Господа:
Здесь Господь призывает нас уподобиться детям по их незлобию; кротости; доброй простоте; не желанию первенства, но не по уму. Таким и должен быть Первостоятель Церкви. Что и символизирует носимый им клобук в виде куколя.
Клобуков монастырь
Никола́евский Клобу́ков монасты́рь — действующий женский (до 1929 г. мужской) православный монастырь в городе Кашин Тверской области, расположенный на возвышенном левом берегу реки Кашинки при впадении в неё речки Вонжи.
Интересно происхождение второго названия (Клобуков) сего монастыря. По древнему преданию, это связанно с именем Новгородского святителя Иоанна, крестным знамением и молитвой подчинившего себе слишком уж наглого беса и заставившего того отнести его на богомолье в Иерусалим. Так вот, по этому преданию, когда он пролетал на бесе то место, где сейчас упомянутый Николаевский монастырь, у него слетел и упал на землю клобук. Отсюда и происходит второе название этого монастыря.
Сделаем на сей счет еще одну полезную оговорку. Есть такой старый советский фильм по Гоголю «Вечера на хуторе близь Диканьки». Там тоже кузнец Вакула летит на бесе, правда, в Санкт-Петербург. По ходу дела при этом давая бесу подзатыльники и, таким образом, управляя им.
Не очень корректно и мнение самого Гоголя, что какой-то мирянин-кузнец, пусть и в меру благочестивый, может вот так запросто усмирить беса и заставить его работать на себя, хотя бы и с помощью крестного знамения. Святитель Иоанн Ногородский смог содеять это силой своей святости, точнее, силой Божией. А нам грешным на такое дерзать не следует. Это дело настоящих воинов Христовых, монахов-подвижников, а не нас, «партизан», сидящих в мирском тылу.
Кстати говоря, бес ведь отомстил тому актеру (Юрию Таврову), который играл роль Вакулы, напрочь сломав его жизнь. Фактически это была единственная его серьезная роль в кино. После нескольких других эпизодических ролей, он ушел из кинематографа, дважды был женат, развелся. Заболел глазами, на один глаз ослеп, пристрастился к спиртному. И конце жизни… работал штукатуром в одном из ЖЭКов города Одессы.
Повесть
«По́весть о бе́лом клобуке́» (др.-рус. По́вѣсть ω бѣ́ломъ клобуцѣ́) или «По́весть о новгоро́дском бе́лом клобуке́» — памятник древнерусской литературы XV—XVI веков, сочинение о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима».
Некоторые исследователи считают, что краткая редакция «Повести о новгородском белом клобуке» была создана в 1550-х годах, а полная между 1589 и 1601 годами[1]. «Повесть о белом клобуке» получила широчайшее распространение в рукописной традиции XVI—XVIII веков — известно около 300 рукописных списков. Особенной популярностью она пользовалась в старообрядческой среде.
Подобно сказанию о Вавилонском царстве, где образно представлена передача светской власти из Вавилона в Царьград и оттуда к русскому князю, в этой легенде рассказывается о передаче символа духовной власти из Рима в Константинополь, затем в Новгород.
Повесть состоит из трёх частей
Первая часть повести это «Послание Дмитрия Грека Толмача новгородскому архиепископу Геннадию», в которой Дмитрий Толмач (он же Митька Малый), рассказывает о том, что по велению Геннадия он добрался до Рима, и там в римских летописных книгах с трудом смог найти сказание о белом клобуке, которое тщательно скрывают по причине того, что боятся позора. Для этой цели Митька при помощи даров вошёл в расположение к книгохранителю церкви римской по имени Яков. Яков и рассказал Митьке данную повесть, а Митька её записал.
Во второй части повести пересказывается подложное латинское сочинение «Дар Константина»: слоновая проказа императора, желание Константина зарезать младенцев, отказ от этого желания, явление Константину во сне апостолов Петра и Павла, крещение Константина Сильвестром, благодарность Константина.
Во третьей части повести рассказывает, что царю Константину после перечисленных событий вновь явились во сне святые апостолы Пётр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства; Константин велел сшить клобук и возложил его на голову папе Сильвестру, после чего, не желая царствовать в том же месте, где правит наместник Божий, он перенес свою столицу из Рима в Константинополь.
Преемники Сильвестра забыли благочестивую жизнь и не почитали клобука, за что они должны были этот символ своей власти переслать в Константинополь. Но тогда патриарху явился ночью «юноша светлый» и велел отправить клобук в Великий Новгород, «и да будет там носим на главе Василия архиепископа»; с тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода».
Кого называли черными клобуками на Руси
Это не церковное, а светское называние кочевых народов, дружественных и союзных Киевской Руси. Которые, обитая на ее кордонах, долго время защищали ее от нападений враждебных кочевников. Пока окончательно не были уничтожены или ассимилированы после татаро-монгольского нашествия. Свое название они получили от высоких черных шапок, которые обычно носили.
Протоиерей Георгий Городенцев