Клинопись это что такое кратко
Значение слова «клинопись»
1. Способ письма древних народов Передней Азии, заключающийся в нанесении на глину или камень клиновидных черточек. Вавилонская клинопись.
2. Текст, написанный таким способом письма.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Большая часть клинописных систем письма восходят к шумерскому (через аккадскую). В позднем бронзовом веке и в эпоху античности существовали системы письма, внешне похожие на аккадскую клинопись, но иного происхождения (угаритское письмо, кипро-минойское письмо, персидская клинопись).
КЛИ’НОПИСЬ, и, ж. (филол.). 1. только ед. Алфавит, буквы к-рого представляют собой сочетания клиновидных черточек, высекавшихся на камне или выдавливавшихся на глиняных табличках (употреблялась древними персами, ассирийцами и др. народами). 2. Текст, написанный клинописью. Древнеперсидские клинописи.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кли́нопись
1. система письменности древних народов Передней Азии в виде сочетаний клиновидных чёрточек
2. текст, написанный знаками этой письменности
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полуовал — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Клинопись
способ письма путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек, применявшийся в Передней Азии.
Клинопись появилась впервые в Шумере. Около 3000 до н. э. шумеры начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий (см. Протописьменности). Так, рисунок ноги стал передавать понятия «ходить» (шумерское du-, rá-), «стоять» (gub-), «приносить» (tum-) и т. п. Число знаков было порядка тысячи. Знаки являлись лишь вехами для памяти, закреплявшими важнейшие моменты передаваемой мысли, а не связную речь, но так как читающие говорили на шумерском языке, то знаки связывались с определёнными словами, что позволило использовать эти знаки для обозначения звуковых комбинаций уже и независимо от их значения; так, знак ноги мог употребляться не только для передачи упомянутых глаголов, но также для слогов du, rá и т. д.; знак звезды мог обозначать и имена dingir ‘бог’ и an ‘небо’, и слог an и т. д.
Словесно-слоговая письменность складывается в систему к середине 3‑го тыс. до н. э. Основа имени или глагола выражалась в ней идеограммой (знаком для понятия), а грамматические показатели и служебные слова — знаками в их слоговом значении. Одинаково звучавшие основы различного значения выражались разными знаками (омофония). Каждый знак мог иметь несколько значений, как слоговых, так и связанных с понятиями (полифония). Для выделения слов, выражавших понятия некоторых определённых категорий (например, птицы, рыбы, профессии и т. д.), применялось небольшое число детерминативов — непроизносимых показателей. Число знаков сократилось до 600, не считая комбинированных. С ускорением письма рисунки упрощались. Чёрточки знаков вдавливались прямоугольной палочкой, входящей в глину под углом и потому создававшей клиновидное углубление. Направление письма: вначале вертикальными столбцами справа налево, позже — построчное, слева направо.
Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) приспособили клинопись для своего семитского флективного языка в середине 3‑го тыс. до н. э., сократив число наиболее употребительных знаков до 300 и создав новые слоговые значения, соответствующие аккадской фонетической системе; стали употребляться чисто фонетические (силлабические) записи слов; однако шумерские идеограммы и написания отдельных слов и выражений (в аккадском чтении) также продолжали применяться. Аккадская система клинописи распространилась за пределы Двуречья, приспособившись также к языкам эламскому, хурритскому, хетто-лувийским, урартскому. Начиная со 2‑й половины 1‑го тыс. до н. э. клинопись использовалась в религиозных и юридических целях лишь в отдельных городах Южного Двуречья (для уже мёртвого шумерского и сохранявшегося в отдельных городах аккадского языков).
Формы памятников клинописи разнообразны (призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты); наиболее распространены плитки из глины. Сохранилось огромное количество текстов, написанных клинописью: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, научные сочинения, религиозно-магические тексты.
Особо выделяются: 1) угаритская алфавитная клинопись из г. Угарит (Рас-Шамры) 2‑го тыс. до н. э. — приспособление древнесемитского алфавита к письму на глине; с аккадской клинописью сходна лишь способом нанесения знаков; 2) иранская («древнеперсидская») слоговая клинопись 6—4 вв. до н. э.; расшифровка её начата Г. Ф. Гротефендом в 1802, К. Лассеном в 1836 и другими; наличие трёхъязычных персидско-эламско-аккадских надписей позволило в 50‑х гг. 19 в. расшифровать и аккадскую клинопись (Г. К. Роулинсон, Э. Хинкс, Ж. Опперт и другие). Шумерская система клинописи была расшифрована рядом учёных в конце 19 — начале 20 вв., угаритская — в 1930—32 Ш. Виролло, Х. Бауэром и другими. Начало расшифровке архаического шумерского рисуночного письма положено А. А. Вайманом, хеттская и урартская клинописи, относящиеся к аккадской системе, не нуждались в расшифровке в собственном смысле.
Шумер IV тыс. до н. э. | Шумер III тыс. до н. э. | Вавилония курсив II тыс. до н. э. | Ассирия курсив I тыс. до н. э. | Шумерское значение | Вавилоно-ассирийское значение |
„вода; семя, потомство; родитель“ | „вода“; „наследник“; | ||||
„голова; глава; верх“ | „голова, глава“; | ||||
„рыба“; | „рыба“; | ||||
„ходить“; „стоять“ „приносить“; | „ходить“; „стоять“ и т. д. | ||||
апин „плуг“; энгар „земледелец“; уру „возделывать“ | эпинну „плуг“; иккару „земледелец“ и др.; слог пин | ||||
кас „пиво“; бе „род сосуда“ (?); слог бе | шикару слоги би, пи, кас, каш, гаш | ||||
Вышел из употребления | — | — | ? | — | |
кур „гора; чужая страна“; гин „холм“ | мату „страна“; шаду „гора“; слоги мат, мад, шат, шад, нат, лат, кур, гин и т. д. |
Развитие клинописных знаков.
КЛИНОПИСЬ
Клинопись — тип письменности, использовавшийся на Древнем Ближнем Востоке с конца IV тысячелетия до н. э. по I в. н. э. на территории от Средиземного моря до Персидского залива и от Анатолии до Египта.
Название письменности отсылает к форме знаков, которые представляют собой комбинации клинообразных линий. Основной материал письма — глиняные таблички, на которых стилосом выдавливались знаки. Другие носители письма: камень, металл, (вощеное) дерево.
Появление письма было, вероятно, обусловлено необходимостью учета излишков хозяйственного производства. Древнейшие документы, содержащие так называемое протоклинописное письмо, были найдены в Уруке, в Южн. Месопотамии IV тысячелетия до н. э. Это были глиняные таблички с отпечатками числовых знаков разного размера и величины, соответствующих разным классам единиц системы счисления. К началу III тысячелетия до н. э. рядом с числительными появляются знаки, уточнявшие, что именно исчисляется, — так называемые пиктограммы. Начиная с III тысячелетия до н. э. форма пиктограмм схематизируется, линии становятся клинообразными. Древнейшим было направление письма сверху вниз, расположение строк — справа налево. В течение III и II тысячелетий до н. э. происходит «переворачивание» текста на 90°, направление письма становится слева направо, строки располагаются сверху вниз.
К. использовалась для записи на языках, принадлежавших к разным языковым семьям. Древнейший идентифицируемый язык, передаваемый К., — шумерский (язык-изолят). В III тысячелетии до н. э. у шумеров К. заимствуют аккадцы для записей на своем языке (семитская языковая семья) и эламиты для эламского языка (язык-изолят). Во II тысячелетии до н. э. К. заимствуют хетты в Анатолии (индоевропейская семья) и хурриты на севере Месопотамии (хуррито-урартская семья). В I тысячелетии до н. э. К. начинает использоваться для древнеперсидского (индоевропейская семья) и урартского языков. Именно многоязычные клинописные надписи, содержащие текст на древнеперсидском языке (принадлежавшем к хорошо изученной языковой группе), послужили основой дешифровки К. в середине XIX в.
У каждого из клинописных знаков может быть несколько различных значений. Наиболее древние знаки соответствуют определенному слову или понятию (так называемые логограммы или идеограммы). Знаки с логографическим значением использовались для фиксации шумерского языка. Постепенно знаки получают силлабическое значение по принципу созвучия с тем понятием, которое обозначают. Уже шумеры начали комбинировать идеограммы и фонетические комплементы, передающие часть словоформы. Эта же смешанная лого-силлабическая система в дальнейшем используется для аккадского, хеттского, хуррито-урартских: слова передаются сочетанием слогов, при этом сохраняются наиболее частотные идеограммы (термины родства, названия профессий и т. д.). Количество знаков может варьироваться от 500 или более (в Шумере конца IV — начала III тысячелетий до н. э.) до 100 (в Урарту I тысячелетия до н. э.). Следующий этап развития К. начинается с XIV в. до н. э.: в Угарите появляется клинописный алфавит, где каждый знак передает звук (инвентарь сокращается до 30 знаков). Древнеперсидский в I тысячелетии до н. э. тоже использует клинописный алфавит.
Лит.: Клинопись: история дешифровки / Под ред. Б. Лион и С. Мишель. М., 2010; Козлова Н. В., Касьян А. С., Коряков Ю. Б. «Клинопись» / Языки мира. Древние реликтовые языки Передней Азии / Под ред. Н. Н. Казанского, А. А. Кибрика, Ю. Б. Корякина. М., 2010. С. 197—222; Glassner J.-J. The Invention of Cuneiform. Writing in Sumer. 2003.
Что такое клинопись и чем она отличается от иероглифов?
Из статьи вы узнаете значение слова «клинопись», где и когда зародился этот способ письма, когда стали впервые использовать глиняные таблички для записей, как шла эволюция клинописи в Месопотамии, чем отличаются иероглифы от знаков-клиньев.
Что обозначает слово “клинопись”?
К самому древнейшему способу письма, зародившемуся в Междуречье (Месопотамии), относят клинопись. Под этим термином понимается процесс нанесения на «таблетки» (таблички из еще не высохшей глины) определенной системы черточек-клиньев.
В качестве пишущего средства использовались по-особому заточенные деревянные палочки. С одного конца они были уплощенные по длине, а сечение представляло собой зауженный треугольник – клин.
Раскопки в городах Киш, Урук в 3500-3300 годах до н.э. открыли миру первые клинописные записи. Поэтому клинопись неразрывно связывают с шумерской цивилизацией, существовавшей два тысячелетия на землях современного Ирака.
Позже письменность в виде системы клиньев была заимствована Вавилоном и Ассирией, а также Хеттским царством, Древней Персией.
Где и как использовались глиняные таблички
Развитие клинописи охватывает значительный период в истории месопотамской культуры – от 4 тысячелетия до н.э. по I век н.э. Это был расцвет письменности на глиняных табличках.
Первоначально, на самом раннем этапе, письмо Шумерского государства носило характер пиктограмм – упрощенных рисунков, обозначающих как предметы хозяйственного счета, так и определенные «заметки» о каких-либо событиях. Располагались они столбиками.
Пиктограммы представляли собой изображения окружающих предметов.
Однако дальнейшее развитие экономики, культуры, государственного управления Шумер привело к тому, что на смену пиктограммам пришли клинья, складывающиеся в слова, слоги. Это позволяло оперативно записывать большие объемы информации. Текст стали писать слева направо.
В 3-2 тысячелетиях до н.э. насчитывалось более двух тысяч знаков. Но Вавилон и Ассирия, переняв клинопись, провели ее реформу, оставив менее 500 словоформ. Это позволило открыть светские школы, донести тайны письма до рядовых жителей, а не только до жрецов, как было в Шумерах.
Развитие клинописи в Месопотамии
Эволюция шумерской клинописи несет в себе отпечатки расцвета и падения цивилизаций Междуречья. Все начиналось с математических записей и кратких рисунков-пояснений, показывавших хозяйственные операции на изделиях разнообразных форм – шарообразной, цилиндрической.
Постепенно расширялись сферы применения уже настоящей клинописи – на глиняных табличках заключали договоры между правителями, фиксировали законодательные акты того времени. Слоговое письмо, которое изобрели в середине 3-го тысячелетия до н.э., давало возможность фиксировать повседневные фразы, записывать сочинения научной, художественной направленности. Благодаря этому появился такой памятник шумерской культуры, как «Эпос о Гильгамеше».
Клинопись представляла собой краткие рисунки-пояснения.
Чем клинопись отличается от иероглифов
Шумерская, вавилонская, древнеперсидская клинопись появились позднее, чем китайские или древнеегипетские иероглифы. Основа у них одна – изобразить схематически то или иное слово, явление, предмет, слог, звук. Но есть и отличия.
Прежде всего клинопись более упрощена, что сокращает временные затраты на обучение искусству письма, запись информации. Она позволяет более точно и кратко излагать мысли. Также, в отличие от китайских иероглифов, данный способ письма менее зависит от изменения смысла предложения при перестановке слов или добавлении слогов. Поэтому клинопись более удобна в практическом применении.
Клинопись
Изначально справа налево, колонками, затем слева направо строками (начиная с 2400-2350 гг. до н. э. для рукописных текстов; со II тысячелетия до н. э. для монументальных надписей)
300 — 900 знаков для слоговой и идеографической систем; Порядка 30 букв для фонетической адаптации на восточном побережье Средиземного моря; 36 букв для древнеперсидского слогового алфавита.
Наиболее старые известные документы — таблички с административными документами Шумерского царства.
Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Содержание
История
Междуречье
Древнейшим памятником шумерского письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За ней по времени следуют документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относящиеся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.
Между Тигром и Евфратом находилось Шумерское царство, а на востоке — царство Элам. В городах этих довольно урбанизированных государств жили управляющие, торговцы, ремесленники. Вне городов — крестьяне и пастухи.
Как торговые, так и административные контакты всех этих групп необходимо было запечатлеть в определённой форме. Именно из этой необходимости и появилась письменность.
Первыми систему записи создали шумеры. Элам, где использовали в то время лишь набор разрозненных пиктограмм, адаптировал шумерскую письменность под свой язык.
От счёта — к письму
Для учёта имущества в Шумере и Эламе использовали систему глиняных шариков. Изначально каждый шарик обозначал один объект (корову, барана и т. п.) Затем размер и форма комочка стали значащими. А вскоре на них стали появляться пометки (след пальца, засечка), изменяющие их «вес».
Эти шарики складывались в глиняный контейнер, который запечатывался цилиндрической печатью, идентифицирующей владельца. Таким образом, например, если контейнер содержал информацию о количестве голов скота в стаде, его необходимо было разбить, чтобы провести подсчёт находящихся в нём шариков.
К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стало появляться краткое описание его содержимого. При этом необходимость разбивать контейнер при каждой проверке отпала. Постепенно ставшие бесполезными шарики исчезли, контейнер из сферического стал плоским. Так появились первые глиняные таблички с первыми числами: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество.
Таким образом, первые символы письменности имели форму считаемых объектов (товаров). Например, знак «коза». Играя роль «символа-картинки», они по определению были пиктограммами.
Впоследствии стали образовываться устойчивые сочетания пиктограмм, смысл которых постепенно отходил от суммы смыслов картинок. Например, знак «птица» вместе со знаком «яйцо» дали сочетание «плодовитость» не только в применении к птицам, но как абстрактный термин. Эти сочетания уже были идеограммами («символ-идея»).
К 3000 году до н. э. получавшиеся пиктограммы и идеограммы стали использовать фонетически, составляя из этих символов («символ-звук») слова, не имеющие порой никакого, даже косвенного, отношения к изображённым предметам.
Одновременно изменяется и стиль письма. Для упрощения записи все символы разложены на короткие отрезки (клинья — откуда название письменности), которые уже не надо было вырезать в глине, а можно было просто наносить при помощи калама — специальной палочки с заострённым концом треугольной формы.
Параллельно с этим происходит разворот существующих символов на 90° против часовой стрелки.
Словарь новой письменности постоянно пополняется, начертания оттачиваются и стандартизируются. Письменность уже способна довольно точно передавать шумерский язык, не только административные и юридические журналы, но и литературные произведения, такие, как «Эпос о Гильгамеше».
Начиная со II тысячелетия до н. э. клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку, о чём свидетельствуют Амарнский архив и Богазкёйский архив.
Постепенно эта система записи вытесняется другими появляющимися к тому времени системами записи языка.
Расшифровка клинописи
В середине XIX в. Гротефенд частично дешифровал персидскую клинопись. Однако его работа осталась малоизвестной. Гротефенд проанализировал структуру посвятительных надписей царей, обнаружил блоки знаков, предположительно соответствующие именам и титулам, и сопоставил с хронологией персидских царей.
Позднее Роулинсон скопировал Бехистунскую надпись и окончательно дешифровал персидскую клинопись. Благодаря тому, что надпись была трёхъязычной, были также дешифрованы (в сотрудничестве с целым рядом ассириологов) эламская и аккадская клинопись. Они оказались потомками шумерской клинописи. В Вавилоне и Ниневии были обнаружены большие архивы с документами и даже словарями, что дало возможность уже к концу XIX века в основном дешифровать более поздние формы клинописи. Большинство клинописных форм письма (хурритская, хеттская и т. п.) являлись дальнейшим развитием аккадской клинописи, поэтому были прочитаны без труда, а благодаря большому количеству детерминативов и логограмм в основном были поняты и языки, скрывавшиеся за этими письменностями. Некоторые поздние формы клинописи (персидская, угаритская) лишь внешне напоминали аккадскую, являясь оригинальными формами письма.
По состоянию на начало XXI в. недешифрованными остаются древнейшие рисуночные прототипы знаков шумерской клинописи (так называемое протошумерское письмо) и протоэламское письмо, возможно, не имеющее отношения к шумерской клинописи.
Использование клинописи для других языков
К середине 3-го тыс. до н. э. клинопись, использовавшаяся теперь как минимум для шумерского и аккадского языков, развилась в более-менее стабильную словесно-слоговую систему, включавшую около 600 знаков, для которых была характерна как полифония, так и омофония. В последующие века все 600 знаков никогда не использовались одновременно в одном месте, и в каком-то смысле дальнейшая история клинописи — это история выборок форм знаков и их значений, в зависимости от времени, места и жанра, с добавлением некоторых значений и неиспользованием многих других, упрощением отдельных знаков и формированием характерных местных пошибов.
Вслед за распространением по Передней Азии шумеро-аккадской культуры повсеместно начинала распространяться и клинопись. В первую очередь вместе с аккадским языком, но постепенно адаптируясь и для местных языков. От некоторых языков нам известны лишь отдельные глоссы, имена собственные или изолированные тексты (касситский, аморитский, амарнско-ханаанский, хаттский). Известны лишь 4 языка, которые адаптировали и систематически использовали клинопись для большого корпуса текстов: эламский, хурритский, хеттский и урартский:
Кроме того, клинописными по форме, но функционально отличными являются древнеперсидская клинопись и угаритский алфавит.
В таблицах в соответствующих статьях приводятся наборы силлабограмм, использовавшихся в соответствующем виде клинописи. В заголовках строк указывается предполагаемая согласная фонема (или аллофон), а в заголовках столбцов — последующие или предшествующие гласные. В ячейках, соответствующих пересечению согласного и гласного, указывается стандартная транслитерация данного слога — при этом выбирается значение, наиболее близкое к предполагаемому фонетическому звучанию. Например, знак