Клинико экспертная работа в медицине что это
Клинико-экспертная работа
Клинико-экспертную работу в лечебно-профилактических учреждениях осуществляют согласно приказу МЗ России № 363/77 от 24.04.96 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» и приказу № 15 от 13.01.95 «О мерах по усовершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности»; она состоит из двух разделов:
• проведение экспертизы временной нетрудоспособности больных, проходящих курс лечения в лечебно-профилактических учреждениях;
• проведение экспертной оценки качества оказания медицинской помощи больным.
Перечень необходимой документации для заместителя главного врача лечебно-профилактического учреждения по клинико-экспертной работе
• Должностная инструкция.
• План работы.
• График выхода в отделения и выезда в структурные подразделения (ФАПы, участковые больницы, врачебные амбулатории).
• Приказ и Положения о клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактических учреждений.
• График проведения КЭК.
• График проведения заседаний Экспертного Совета.
• Протоколы заседаний и решений Экспертного Совета.
• Журнал первичного инструктажа по ЭВН вновь поступающих на работу.
• Журнал приема ежегодных зачетов по ЭВН у работников лечебно-профилактических учреждений, имеющих право на выдачу листков нетрудоспособности.
• Отчеты заведующих отделениями и главных врачей участковых больниц о проведении экспертной оценки качества оказываемой медицинской помощи населению за месяц, квартал, год.
• Папка с результатами проведенной экспертизы качества медицинской помощи в отделениях (экспертные карты, журнал выявленной дефектуры).
• Журнал проведения заседаний КЭК (ф.036-у).
Отчет по клинико-экспертной работе
• Количество проведенных экспертиз за отчетный период (месяц, квартал, год) зав. отделением, главным врачом больницы. Количество проведенных зав. отделением экспертиз и экспертных сравнительных характеристик оценки качества оказания больному медицинской помощи.
• Средний уровень качества отделений проверяют, согласно экспертизе, проведенной зав. отделением и экспертом.
• Основные дефекты, выявленные при проведении экспертизы качества оказания медицинской помощи (абсолютная цифра и %).
• Выводы и предложения по улучшению качества оказания медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении.
Клинико экспертная работа в медицине что это
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
N 2002/140
Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности
лечебно-профилактических учреждений
Аннотация
— руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и их заместителей; главных специалистов по общественному здоровью и здравоохранению, главных внештатных специалистов по клинико-экспертной работе;
— главных врачей лечебно-профилактических учреждений и их заместителей;
— заведующих клиническими отделениями;
— экспертов страховых компаний и фондов ОМС, социального страхования и органов социальной защиты.
Рекомендации содержат новую технологию учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений в соответствии с новой учетной формой N 035/у-02. Разработанные формы обобщающих сводных таблиц и показатели экспертной оценки качества медицинской помощи, объемов и результатов клинико-экспертной деятельности по социальной поддержке и защите населения должны стать информационной основой мониторинга деятельности, в том числе дефектов лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин).
Московская медицинская академия им.И.М.Сеченова. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики (В.З.Кучеренко).
— доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им.И.М.Сеченова, канд. мед. наук А.П.Голубева;
— заместитель руководителя отдела медицинской статистики и информатики Минздрава России Л.А.Михайлова;
— главный специалист отдела организации медицинской помощи населению Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России Т.В.Старикова.
Методические рекомендации составлены при участии ЗАО «Тонлайн» (генеральный директор О.Б.Юшина).
Авторы выражают благодарность:
— доценту кафедры медицинской экспертизы РМАПО И.М.Старовойтовой;
— главным внештатным специалистам по клинико-экспертной работе Департамента здравоохранения Ярославской области И.И.Груздевой и Министерства здравоохранения Московской области И.М.Лапшиной;
— заместителю начальника главного бюро медико-социальной экспертизы г.Москвы И.М.Кимельфельду;
— заместителю главного врача по клинико-экспертной работе поликлиники N 136 САО г.Москвы Е.Г.Мурашко.
— зам.директора НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.Н.А.Семашко РАМН, профессор, док. мед. наук А.Л.Линденбратен;
— доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Российского медицинского университета, канд. мед. наук Е.Н.Савельева.
Условные краткие сокращения
Введение
Для выполнения плана действий Минздрава России по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), в частности, подготовки отраслевой программы «Управление качеством медицинской помощи на 2003-2007 годы» необходимо научно-практическое обоснование всех положений этих документов, а также механизмов реализации на различных уровнях управления федерального субъекта и муниципального учреждения. При создании непрерывной системы комплексной оценки результатов лечебно-диагностического процесса и медицинской деятельности ЛПУ, в том числе мониторинга дефектов, предполагается: внести изменения в учетные медицинские документы, разработать новые показатели деятельности ЛПУ с последующим введением в государственную статистическую отчетность. Среди методов оценки качества медицинской помощи особое место занимают экспертные методы, используемые преимущественно при внутреннем контроле заместителями главных врачей по КЭР и лечебной работе, заведующими отделениями. В задачи и функции руководителей отделений и ЛПУ входят не только контроль, но и большая часть функции управления: организация лечебно-диагностического процесса, взаимосвязь и координация, планирование и выполнение мероприятий по улучшению качества медицинского обслуживания.
Кроме задач и функций по управлению КМП, большой объем работы заместителей главных врачей и заведующих отделениями занимает деятельность по решению медико-социальных проблем населения, направленных на медико-социальную защиту и поддержку населения. Это проведение экспертизы временной нетрудоспособности, освидетельствование и направление в бюро МСЭ, экспертиза льготного лекарственного обеспечения и др.
Отдельные совместные приказы Минздрава России и Федерального фонда ОМС (1), Минздрава России и Федерального фонда социального страхования (2) направлены на организацию контроля за экспертизой временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи.
Вопрос о необходимости пересмотра инструктивно-нормативных документов по экспертизе временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизе очевиден. Несмотря на то, что управление этими двумя видами экспертиз осуществляется разными структурами, сущность их едина: оценка степени ограничения жизнедеятельности, в числе которых способность к труду и осуществлению определенных профессиональных функций и определение форм социальной поддержки и защиты.
Настоящие методические рекомендации определяют порядок в организации и проведении учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности ЛПУ, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях» (3).
Цель и задачи методических рекомендаций:
— совершенствовать систему учета, оценки и анализа КЭР путем унификации документооборота, введения автоматизированных технологий и упорядочения отдельных функций;
— сократить дублирование информации, обеспечить быстрый поиск необходимой информации, подготовку отчетов, а также эффективное использование информации в управлении качеством медицинской помощи;
— подготовить информационную основу (включая мониторинг результатов экспертных оценок), необходимую для обоснования изменений в нормировании труда руководящего состава ЛПУ изменений в организации работы КЭК, что позволит совершенствовать систему управления качеством медицинской помощи и обеспечит медико-социальную поддержку населения.
Новизна и описание новой технологии учета,
оценки и анализа КЭР
Предпосылками для введения нового учета клинико-экспертной работы по форме N 035/у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ» и отличиями от ранее используемой учетной формы N 035/у «Журнал для записи заключений врачебно-консультативной комиссии», утвержденной приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, являются:
— введение системы ОМС и ДМС, ориентация на рыночные отношения в медицинском обслуживании, усиление внимания к вопросам качества оказания медицинской помощи;
— переход на международные критерии оценки здоровья населения и его жизнедеятельности, изменения в структурах медико-социальной защиты населения и их функций;
— политическая ориентация на проблемы взаимосвязи и координации в деятельности ЛПУ и фондов страхования (медицинского и социального), а также структур социальной защиты населения. Необходимость совершенствования форм взаимодействия структур на межведомственном уровне;
— резкое увеличение объемов клинико-экспертной работы в ЛПУ в связи с введением новых законов и подзаконных правовых актов. Необходимость сокращения времени на ведение различных учетных форм, оценки и анализа КЭР путем автоматизации с применением компьютерных программ;
— увеличение эффективности КЭР на всех уровнях управления качеством медицинской помощи, а не только на уровне клинико-экспертной комиссии;
— унификация и стандартизация технологий экспертной работы для взаимопонимания процессов и результатов;
— усиление роли экспертного метода в комплексе подходов к оценке КМП, создание мониторинга результатов экспертных оценок (дефекты).
Возможность использования экспертных оценок для материального и морального стимулирования, в том числе для оплаты труда.
1. Общие, положения организации учета, проведения оценки и анализа клинико-экспертной работы.
1.1. Основы проведения статистического учета, оценки и анализа КЭР в ЛПУ должны быть представлены в виде Положения об организации учета, проведения оценки и анализа КЭР. Положение согласовывается с главным внештатным специалистом по КЭР (главным специалистом по общественному здоровью и здравоохранению, уполномоченным по управлению КМП, советом по управлению КМП), а также с учреждением статистической службы (бюро медицинской статистики, информационно-аналитический центр) и утверждается главным врачом ЛПУ.
В Положении рекомендуется отразить следующие вопросы:
— ответственность должностных лиц, осуществляющих КЭР;
— сроки представления информации;
— взаимообмен информацией между ведомственными учреждениями и структурами вневедомственного контроля (фонд ОМС, фонд социального страхования, бюро МСЭ и др.);
— технологии и способы клинико-экспертной деятельности (ручная или автоматизированная обработка, использование стандартов, карт экспертной оценки).
При составлении Положения должны быть учтены проблемы организации КЭР в ЛПУ (наличие и особенности работы клинико-экспертной комиссии и подкомиссий, объемы их работы).
1.2. Ведение формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ может иметь особенности в зависимости:
— от типа ЛПУ, целей, задач и содержания деятельности ЛПУ, особенностей организации обслуживания населения и других факторов;
— от способа обработки информации (степени автоматизации).
Для тиражирования учетной формы N 035/у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ» рекомендуется использовать альбомную ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф.
Форма N 035/у-02 является типовой формой для всех видов экспертиз. Если в учреждении проводятся не все виды экспертиз, то заполнение граф журнала, оценка и анализ деятельности будут иметь особенности. Если ЛПУ не осуществляет деятельность, связанную с направлением пациентов в бюро МСЭ, то графы 16, 17 и 18 журнала не заполняются. При учете экспертиз, связанных с решением других медико-социальных проблем, не заполняются графы 12, 13, 14.
Главный врач ЛПУ назначает ответственных лиц за ведение текущего учета КЭР (председателя КЭК и подкомиссий) и за проведение итоговой оценки и анализа. Ответственный за КЭР в ЛПУ, а также внештатный специалист по КЭР территории совместно со специалистами органов управления здравоохранением проводят контроль за ведением журнала и достоверностью информации в нем.
В соответствии с Концепцией управления КМП предполагается усилить эффективность внутреннего контроля на всех его ступенях путем системного подхода к результатам оценок деятельности отделений ЛПУ. Такую информацию представляют, прежде всего, руководители отделений и заместители главных врачей ЛПУ. Учитывая возросший объем информации, требования по использованию единых технологий проведения экспертиз, наличие других проблем в ЛПУ, ведение журнала учета КЭР по форме N 035/у-02 заведующими отделениями является проблематичным без автоматизации (компьютеризации) их рабочих мест. На начальном этапе внедрения автоматизации деятельности КЭР ЛПУ первоочередной задачей администрации является автоматизация (компьютеризация) рабочих мест заместителей главных врачей и заведующих клиническими отделениями.
Ответственным лицам необходимо определить предполагаемый объем информации в журнале и способ его заполнения, разработки данных. Если в предыдущие годы среднее число экспертиз в ЛПУ превышало 2400-2500 случаев (в среднем около 200 в месяц), то при рукописном заполнении журнала целесообразнее вести отдельные журналы по видам экспертиз. Например, в ЛПУ допускается ведение отдельных журналов для учета экспертных случаев с временной нетрудоспособностью, для освидетельствования и направления в бюро МСЭ, для экспертизы льготного лекарственного обеспечения, для освидетельствования водителей и др. В практике ЛПУ уже сложилась своя система необходимого количества отдельных журналов, удобная и рациональная для данного учреждения. При автоматизированной обработке информации КЭР возможно ведение как единого журнала по форме N 035/у-02, так и отдельных журналов по каждому виду экспертиз.
Рекомендуется начинать заполнение журнала с начала календарного года. Журнал хранится в течение 3 лет у ответственного за КЭР должностного лица ЛПУ, позднее сдается в архив и хранится в соответствии со сроками хранения первичной медицинской документации.
Сводная информация о КЭР может предоставляться только с разрешения главного врача ЛПУ или органов управления здравоохранением. Руководитель ЛПУ определяет необходимость предоставления информации внешним организациям и структурам.
Рекомендуется данные вопросы отражать в договорах с внешними структурами (фонды ОМС, социального страхования, страховые компании, учреждения социальной защиты и др.) или утверждать планами совместной деятельности.
Типовые итоговые формы сведений и показатели работы предложены в соответствующих разделах Методических рекомендаций. Дополнительные формы сводок согласовываются с руководителем ЛПУ или органом управления здравоохранением.
При рукописном оформлении учетной формы N 035/у-02 и ручной обработке информации, ведении «карт экспертной оценки» ссылка на стандарт или другой алгоритм (документ) необходима. При автоматизированном ведении учета и автоматизированной обработке данных с помощью компьютерных программ необходимая технология (стандарт, алгоритм, экспертная карта и др.) должна быть представлена эксперту в виде справочной информации; дублирование экспертных карт рукописным способом нецелесообразно.
Заместитель главного врача по КЭР Заместитель главного врача по КЭР. Должностная инструкция.
1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность заместителя главного врача по клинико-экспертной работе.
2. На должность заместителя главного врача по клинико-экспертной работе назначается квалифицированный специалист с высшим медицинским образованием, имеющий опыт лечебной и организационной работы и прошедший специализацию по клинико-экспертной работе.
3. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы по клинико-экспертной работе; нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; медицинскую статистику; отечественный и зарубежный опыт клинико-экспертной работы; основы социальной гигиены и организации здравоохранения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе назначается на должность и освобождается от должности приказом главного врача в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе непосредственно подчиняется главному врачу.
2. Должностные обязанности
Организует работу по контролю качества медицинской деятельности ЛПУ, его подразделений и отдельных специалистов. Возглавляет клинико-экспертную комиссию и обеспечивает условия для ее эффективной работы. Участвует в разработке моделей конечных результатов деятельности данного учреждения, подразделений и специалистов, представляет их на клинико-экспертную комиссию для утверждения и реализации. Осуществляет контроль за выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, реализацией моделей конечных результатов, проведением экспертизы временной нетрудоспособности. Принимает участие в качестве консультанта в решении сложных клинико-экспертных вопросов. Проводит анализ заболеваемости, в т.ч. с утратой временной нетрудоспособности. Руководит работой по разработке и реализации мероприятий по их снижению. Анализирует клинико-экспертные ошибки, в т.ч. по экспертизе временной нетрудоспособности. По материалам разбора ошибок принимает решения в пределах компетенции. Осуществляет взаимодействие с медико-социальными экспертными комиссиями, а также со страховыми медицинскими компаниями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и социального страхования. Рассматривает их иски и претензии. Организует повышение квалификации специалистов учреждения по вопросам клинико-экспертной работы, в т.ч. экспертизы временной нетрудоспособности. Ежеквартально организует врачебные конференции по вопросам качества оказания медицинской помощи, заболеваемости, в т.ч. с временной утратой трудоспособности, с анализом допущенных врачебных ошибок. Рассматривает обращения пациентов по вопросам качества оказания медицинской помощи и экспертизы временной утраты трудоспособности, профессиональной ориентации и профессиональной пригодности. Осуществляет контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам работы.
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе имеет право:
1. контролировать работу структурных подразделений и отдельных специалистов учреждения по своему направлению деятельности;
2. принимать участие в совещаниях и научно-практических конференциях по вопросам клинико-экспертной работы;
3. вносить предложения по совершенствованию медицинской помощи и ее экспертизы, снижению заболеваемости и трудовых потерь по болезни;
4. вносить предложения руководству учреждения по поощрению и наложению взысканий на работников учреждения здравоохранения по своей деятельности;
5. запрашивать у руководства, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
6. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
7. повышать свою квалификацию.
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе несет ответственность за:
1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
2. организацию клинико-экспертной работы в лечебном учреждении, объективность экспертных заключений, повышение квалификации врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;
3. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
4. рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
5. соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;
6. ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;
7. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности.
8. готовность к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов заместитель главного врача по клинико-экспертной работе может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Программный комплекс «Отдел кадров. Штатное расписание», «Тарификация» (тарификационные списки) от МедСофт Курчатов для медучреждений эффективно выполнит задачи по кадровому учёту, формированию штатного расписания, тарикационным спискам, весь документооборот, подробный анализ данных. Это Ваш персональный помощник.
Подробнее о программе ‘Отдел кадров.Штатное расписание’
Должностная инструкция заместителя главного врача по клинико-экспертной работе
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе возглавляет в лечебном учреждении работу по контролю качества и эффективности лечебно-профилактической деятельности.
Назначение и увольнение заместителя главного врача по клинико-экспертной работе осуществляется главным врачом в соответствии
С действующим законодательством и условиями контракта.
В своей деятельности заместитель главного врача по клинико-экспертной работе руководствуется Положением о городской поликлинике, положениями и нормативными документами Российской Федерации по вопроса охраны здоровья населения.
Для выполнения своих функций заместитель главного врача по
Клинико-экспертной работе обязан:
1. Организовать работу по контролю качества медицинской деятельности городской поликлиники, ее подразделений и отдельных
2. Возглавить клинико-экспертную комиссию и обеспечивать условия для ее эффективной работы.
3. Систематически проводить проверку качества, полноты обследования, своевременности и обоснованности направления больных на
4. Осуществлять контроль за выполнением медико-экономических
Стандартов оказания медицинской помощи, за реализацией конечных
Результатов обследования и лечения, за проведением экспертизы
5. Принимать участие в качестве консультанта в решении сложных клинико-экспертных вопросов.
6. Проводить анализ заболеваемости с утратой нетрудоспособности. Руководить работой по разработке и реализации мероприятий
7. Проводить раз в квартал врачебные конференции по вопросам
Заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности с
Разбором наиболее характерных ошибок врачей при проведении экспертизы нетрудоспособности.
8. Осуществлять взаимодействия с медико-социальными экспертными комиссиями, а также со страховыми медицинскими организациями
И территориальными фондами обязательного медицинского страхования
По рассмотрению их исков и претензий.
9. Обеспечивать повышение квалификации врачей по вопросам
Клинико-экспертной работы, в том числе экспертизы временной нетрудоспособности.
10. Рассматривать обращения пациентов по вопроса качества
Оказания медицинской помощи и экспертизы временной утраты трудоспособности, профессиональной ориентации и пригодности.
11. Осуществлять контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе имеет
1. Контролировать и оценивать работу врачей по вопросам клинико-экспертной работы и проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
2. Привлекаться в качестве врача-эксперта к работе лицензионно-аккредиционной комиссии, страховых медицинских организаций на
3. Принимать участие в совещаниях, конференциях по вопросам
4. Вносить предложения о поощрении сотрудников, имеющих хорошие показатели в работе, или наказания лиц, допустивших грубые
Нарушения в клинико-экспертной работе.
5. Состоять членом различных общественных и профессиональных
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе несет
— организацию клинико-экспертной работы в городской поликлинике;
— объективность экспертных заключений;
— обоснованность и своевременность направления больны в МСЭК;
— повышение квалификации врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности.