Клинический психолог и нейропсихолог в чем разница
Психолог и нейропсихолог
Психолог – это не врач, у него гуманитарное образование, а не медицинское. Психолог не поможет справиться с тяжёлой депрессией или помочь избавиться от голосов в голове. Психолог так же не выписывает никаких лекарств. Психолог помогает справиться с трудностями в личной жизни, разобраться в себе, влиться в новый коллектив, привести в норму самооценку и решить многие другие личностные проблемы.
Психологи специализируются на разных сферах: бывает семейный, спортивный, медицинский психолог, социальный и другие.
Нейропсихологи – это изначально клинические психологи, получившие повышение квалификации, обучаясь в аспирантуре, защитив докторскую или кандидатскую диссертацию по специальности «нейропсихология». Также во многих ВУЗах есть курсы повышения квалификации, рассчитанные на людей с высшим психологическим/медицинским/педагогическим образованием, желающих стать специалистами в нейропсихологии.
Нейропсихологи работают с отклонениями в развитии психических функций человека, соотнося состояние отделов головного мозга с нормой. В процессе нейрокоррекции не применяются лекарства. Нейропсихолог особенно необходим детям до 13 лет, у которых в период развития головного мозга наблюдаются отклонения, которые подробнее рассмотрены в разделе «с какими проблемами работает нейропсихолог».
Текст страницы подготовила:
Белкина Т.Ю., врач-невролог, нейропсихолог
Татьяна Юрьевна Белкина прошла ординатуру по специальности «неврология». Имеет подготовку в области нейропсихологии, детской патопсихологии, остеопатии. Профессиональный стаж с 2005 года. Практикует остеопатию с 2011 года.
Узнать больше о наших специалистах вы можете на странице «Врачи и цены».
LiveInternetLiveInternet
—Постоянные читатели
—Статистика
психолог; психотерапевт; психиатр; клинический психолог; нейропсихолог. В чем разница? РАЗБИРАЕМСЯ вместе!
Мне приходится работать с очень умными и храбрыми родителями, так как многие мамочки и папочки помнят поход к психиатру (мед.комиссия на права, проф.осмотр на работе) предполагают что разницы между психологом, психотерапевтом, и психиатром нет. И на рекомендации педиатров, воспитателей и учителей отказываются и не понимают, зачем им это нужно – Мой ребенок здоров! Последние годы на долю психологом многое выпало, и некомпетентные специалисты с курсами в 3 месяца, пытались дать рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, и специалисты, находящиеся на полставки пытались врачевать душу, и эзотерики называют себя тоже психологами. Давайте вместе разберемся, в чем заключается специализация и что несет с собой область его применения.
Психиатр — это врач, специалист с медицинским образованием, который работает с психопатологией, то есть с нарушениями психики. Его пациенты — люди, страдающие серьезными душевными расстройствами (шизофренией, эпилепсией, психозами, хронической социальной дезадаптацией, фобиями и т. д.). Психиатр имеет право (а, следовательно, несет ответственность) за постановку диагноза и лечение пациента медикаментозными и иными средствами. Обращаются к психиатру в случаях необъяснимого для окружающих поведения человека, нарушенной критики в отношении собственного состояния, бреда (уверенность в том, чего на самом деле нет), наличия в сознании «голосов», панического страха, неспособности справиться с глубокой депрессией и т. п.
Клинический (медицинский) психолог – раздел изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья, и при наличии соматических заболеваний, лечение детей с психическими нарушениями. Он помогает детям справиться с болезненными врачебными процедурами, потерей прежних способностей, страхом смерти, гневом и обидой на свою судьбу, подавленностью и растерянностью вследствие болезни, депрессией, тревогой, трудным поведением. Клинический психолог оказывает психокоррекционную и психотерапевтическую помощь при различных психосоматических и патопсихологических нарушениях, невротических и пограничных психических состояниях, наркомании, алкоголизме и других зависимостях от психоактивных средств.
Детский психолог – специалист с высшим гуманитарным психологическим образованием. В своем арсенале имеет как традиционные методики диагностики, так и нейропсихологические методики диагностического характера (функциональные пробы, тесты), так и методы «следящей» диагностики (включающие анализ продуктов деятельности и наблюдение за учеником на уроках, во время других занятий). Специалист владеет теорией и методами системного психологического анализа, что позволяет качественно разобраться в проблемах познавательной сферы ребенка и организовать соответствующую форму коррекционной работы с ним. Он может дать научно-обоснованные рекомендации родителям, педагогам в том, как им вести себя с ребенком, у которого имеются трудности в поведении, организации своего пространства, трудности обучения.
Многие считают, что психологи работают только с проблемами, на самом деле мы профессионалы работаем над тем, чтобы из нормального ребенка сделать успешным человеком, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок учился на «Отлично», и был самостоятельным. Родители стали замечать, один ребенок выполняет домашнее задание легко и быстро, посещает секции и кружки, другому с трудом удается выполнить за два часа один урок, и нет желания идти в школу. Успеваемость находится на низком уровне, а родители в недоумении, но оказывается, что бы дать возможность ребенку справляться с объемом информации,необходимо повысить его высшие психический функции (память, внимание, мышление) которые формируются до 12 лет, повысить уровень регуляторный (контрольный) функций, и задуматься над этим надо раньше, чем ребенок столкнулся с трудностями в обучении и начал получать опыт неуспешного человека.
«Для детей надо писать как для взрослых, только лучше»- цитата
Высшие психические функции у взрослого человека диагностируются в 70% быстрее, чем у ребенка. Детский психолог создает, и находить методы в психодиагностике и составлении коррекционно-развивающих программ для детей выбирая самое лучшее, интересное. Ребенок в отличии от взрослого, не способен предоставить полноту информации о своих проблемах, и поэтому психолог должен быть грамотным профессионалом чтобы по малейшим симптомам выявить корни проблем. В связи с этим к детскому психологу высокие требования как к специалисту. Эта область психологии чрезвычайно важная для развития нашего общества, ибо это проблемы наших детей которые являются нашим будущим. Количество таких детей растет с каждым годом. В работе с детьми 4-7 лет (до их поступления в 1 класс) важно вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не создавалось «навыка неуспешного учения».
Клинический психолог и нейропсихолог в чем разница
Нейропсихология – раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга.
Нейропсихолог – это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными системами головного мозга. На профессиональном языке этого специалиста называют клиническим психологом. К сожалению, в настоящее время примерно у 70 % детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь базальнолобных отделов. Они питают мозг, и если их тонус снижен, то «полуспят» и отделы мозговой коры, обеспечивающие хранение и переработку информации (слуховой, зрительной, речедвигательной и двигательной). Существуют приёмы в нейропсихологии, которые способны ускорить созревание отделов мозга.
Нейропсихолог проводит нейродиагностику и подбирает коррекционные упражнения, позволяющие развивать отстающую сферу головного мозга. В результате обследования нейропсихолог делает заключение о состоянии высших психических функций ребёнка: внимания, памяти, мышления, речи, восприятия. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребёнка в школе. Подобранные коррекционные мероприятия позволяют развивать те функции, которые еще не сформировались.
Работа нейропсихолога заключается в подборе двигательных и познавательных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Нейропсихолог диагностирует и корригирует физиологические предпосылки неуспеваемости ребёнка еще в дошкольном возрасте. В период школьного обучения нейропсихолог может оказать помощь в преодолении школьной неуспеваемости, если она не связана с пробелами в школьной программе, а зависит от рассеянности, отвлекаемости, неусидчивости, невнимательности ребенка.
Нейропсихолог изучает мозговую анатомию и физиологию, заболевания центральной нервной системы и нейропсихологическую диагностику. Он выявляет трудности ребёнка и причины этих трудностей, определяет комплекс глубинных мозговых механизмов тех или иных проблем в развитии, разрабатывает направления нейропсихологической коррекции.
Чем отличается психолог от нейропсихолога
Оглавление
Чем отличается психолог от нейропсихолога? Этот вопрос интересует тех, кто планирует воспользоваться помощью специалиста, но не знает, к кому именно обратиться. Разберемся!
Что делает психолог?
Этот специалист не является врачом, так как у него нет медицинского образования. Он не поможет при серьезных нарушениях психики и не справится с тяжелой депрессией. Также психолог не назначает лекарственные препараты. При этом данные специалисты могут работать с отдельными пациентами и целыми семьями. Существует несколько направлений их деятельности.
Занятия с психологом помогут разобраться в себе, нормализовать самооценку, легко влиться в новый коллектив, устранить другие проблемы.
Что делает нейропсихолог?
Эти специалисты являются клиническими психологами, которые получают повышение квалификации по специальности. Занятия с нейропсихологом помогают людям с отклонениями в развитии психических функций.
Важно! В процессе работы не используются лекарственные препараты.
Зачем нужен нейропсихолог?
Особенно актуальной помощь этого специалиста является для детей до 13‑14 лет, у которых в период развития головного мозга наблюдаются некоторые отклонения.
В чем отличия работы специалистов?
Психолог изучает эмоционально‑волевую сферу и эмоционально‑личностные проблемы, анатомию и физиологию, также специалист может проводить специальную нейропсихологическую диагностику.
К какому специалисту обратиться для консультации?
Несмотря на то, что нейропсихолог не является врачом, его помощь необходима, когда пациент переживает возрастной кризис. Также с помощью нейропсихологической коррекции можно улучшить показатели в обучении. Пренебрегать помощью нейропсихолога не следует, особенно если речь идет о ребенке. Недиагностированные проблемы со временем способны трансформироваться в серьезные неврозы и поведенческие нарушения. Они, в свою очередь, могут оказать негативное влияние на всю дальнейшую жизнь.
Занятия с психологом актуальны в большом количестве ситуаций.
Важно! Если к психологу на занятия вы привели ребенка, будьте готовы к тому, что работать специалист будет и с вами. Он расскажет, как правильно общаться с чадом, как правильно воспринимать и понимать его «странные» поступки, как выстраивать доверительные отношения.
Консультация с нейропсихологом необходима, если:
С ребенком следует посетить врача, если он перенес тяжелую вирусную инфекцию, затронувшую структуры мозга, имеет черепно‑мозговую родовую травму и иные диагнозы.
Занятия с нейропсихологом проводятся в различных формах. Для детей, например, специалисты разрабатывают специальные программы с играми. Предварительно проводится необходимая диагностика, позволяющая оценить функции восприятия и анализа, состояние памяти, мышления, воображения, речи и др. Обследование необходимо и взрослым.
По его результатам специалист может выявить:
Специалист подбирает и необходимые упражнения.
Важно! Оптимальный возраст для детских занятия Это связано с тем, что в этот период функции мозга уже сформированы и подвергаются коррекции.
Преимущества обращения в МЕДСИ
Если вы планируете записаться на прием к психологу или нейропсихологу, позвоните Наш специалист ответит на все вопросы и подберет оптимальное время для посещения клиники. Также запись на консультацию возможна с помощью приложения SmartMed.
В чем разница между клинической психологией и нейропсихологией
Психология — это отрасль науки, которая возникает из потребности знать и понимать людей. Со временем развились и многие специальности в области психологии. Эти специализации также продолжали расти и меняться в зависимости от области их интересов. В этом контексте можно упомянуть разницу между клинической психологией и нейропсихологией.
По мере появления новых подходов количество проблем, с которыми мы сталкиваемся, а также области их компетенции возрастают. В этой статье мы постараемся объяснить различия между клинической психологией и нейропсихологией.
Клиническая психология
Многие думают, что начало этого подхода совпало с Лайтнером Витмером, который основал первую психологическую клинику в 1896 году. Это новое отделение укрепило свои позиции после основания Американской психологической ассоциации.
Первоначально целью клинической психологии было выявление черт или внутренних факторов, которые побуждают людей к развитию психопатологических состояний. Клиническая психология изучает другие факторы, которые контролируют поведение человека и оказывают какое-либо влияние, а не исследует только состояние человека. Этот психологический подход изначально возник как «ненормальный» подход. В результате область интересов этого исследования расширилась вокруг лечения и объяснения ситуации.
Со временем профилактика психических заболеваний стала одним из результатов, к которым процесс исцеления стремится в качестве основной цели клинической психологии. В результате психологи начали работать над выявлением методов, которые будут работать для предотвращения развития различных патологий путем внедрения здоровых психических привычек.
Точно так же специалисты по клинической психологии начали применять другие методы, известные как «справочная терапия». Эти методы были направлены на то, чтобы научить людей эффективно решать проблемы, связанные с ситуациями, которые могут возникнуть в их повседневной жизни. В результате эмоциональная поддержка также стала частью этой практики.
Нейропсихология
Формально нейропсихология была изобретена в начале 20 века русским ученым Александром Луриа. Его исследования включали разработку методов изучения человеческого поведения, которое вредит центральной нервной системе.
Нейропсихология фокусируется на людях с повреждением мозга до уровня, который каким-то образом изменяет когнитивные функции. Следовательно, целью этого подхода будет оценка и восстановление когнитивных функций и поведения. Сегодняшние нейропсихологи работают с детьми с нарушениями психического развития и пациентами с повреждениями головного мозга.
В чем клиническая разница между психологией и нейропсихологией?
По сути, клиническая психология фокусируется на диагностике и лечении эмоциональных расстройств, расстройств личности и поведенческих проблем. Сюда входят такие состояния, как депрессия, тревога и другие подобные проблемы. Кроме того, клинические психологи могут предоставить инструменты, которые помогут справиться с поведенческими расстройствами, такими как гиперактивность.
Для профилактики заболеваний клиническая психология учит пациентов следующему:
Здесь цель состоит в том, чтобы пациент узнал себя и выполнял функции на социальном и когнитивном уровне. В результате пациенты могут улучшить качество своей жизни с помощью этих инструментов.
Разница между клинической психологией и нейропсихологией заключается в функциях этих двух структур в клинической области. Вторая из этих двух концепций касается когнитивных и эмоциональных оценок изменений в мозге. Кроме того, в этой области разрабатываются определенные процессы для восстановления ряда функций высокого уровня, чтобы пострадавший человек мог автономно поддерживать свою жизнь и поддерживать свое качество жизни.
Поэтому нейропсихология, как правило, фокусируется на людях с проблемными функциями, как память, внимание, язык и принятие решений. Нейропсихологи также изучают когнитивные аспекты психических проблем, таких как шизофрения или обсессивно-компульсивное расстройство.
Среди целей реабилитационных программ, реализуемых в этих областях — такие действия, как исцеление поврежденных структур и их стимуляция для надлежащего улучшения когнитивных функций. Когда дело доходит до необратимо поврежденных функций, нейропсихологи помогают людям найти стратегии для компенсации утраченных функций.
В чем разница между клинической психологией и нейропсихологией с точки зрения исследования?
Сегодня область исследований клинической психологии направлена на лучшее понимание психопатологических расстройств. Цель здесь — выявить различия между теми, кто действует в соответствии с социальными нормами, и теми, кто этого не делает.
Исследователи в области клинической психологии также стремятся глубже понять проблемы индивидуального и личностного развития. В результате исследования анализируют факторы, которые могут предрасполагать человека к развитию эмоционального расстройства.
Еще одно направление исследований было определено для разработки методов психотерапии. Цель состоит в том, чтобы определить инструменты, которые лучше диагностируют и лечат эмоциональные расстройства. Исследователи надеются разработать более точные методы, которые могут предоставить решения, адаптированные к характеристикам каждого психологического расстройства.
С другой стороны, у нейропсихологии другой фокус исследования. В последнее время нейропсихологи начали работать рука об руку с когнитивными неврологами. Цель этого сотрудничества — понять роль когнитивных функций более высокого уровня в развитии психиатрических и психологических патологий. Кроме того, исследователи, продолжающие работать в этих областях, надеются разработать стратегии, которые обеспечат более эффективный процесс выздоровления от этих расстройств.
Исследования также сосредоточены на понимании последствий проблем развития, которые проявляются у человека неврологически. Исследователи изучают патологии, которые, как представляется, связаны с проблемами развития мозга, такими как аутизм, дефицит внимания и гиперактивность.
Наконец, нейропсихологическая реабилитация — тоже очень интересная область. Психологи хотят объединить методы лечения, которые они практикуют в настоящее время, с технологическими инструментами, чтобы сделать терапию более эффективной. Основная идея заключается в том, чтобы с помощью этих инструментов поддержать разработку практик, которые позволят более точно раскрыть повседневную жизнь пациента и улучшить общие результаты лечения.
Хотя эти две области имеют различия, очень важно четко продемонстрировать, что они дополняют друг друга на клиническом и исследовательском уровне. Правильная диагностика и лечение любого психологического или нейропсихологического расстройства должны учитывать перспективы обеих специальностей. Другими словами, сочетание этих двух подходов может помочь в достижении терапевтических целей, направленных на повышение индивидуальной автономии и качества жизни.
Однако различия между клинической психологией и нейропсихологией закономерно проявляются. Обе области специализируются на различных клинических приложениях. Другими словами, одна из этих областей фокусируется на эмоциональных и поведенческих расстройствах, а другая — на когнитивных нарушениях и повреждении мозга.
Наконец, обе специальности используют разные маршруты в своих исследованиях, и они сосредотачиваются именно на этих путях в своей области. Однако достижения в обоих подходах помогут улучшить ресурсы и понять многие различные аспекты психического здоровья.
Если вам нужна помощь или консультация опытного специалиста
запишитесь на прием в лечебно-оздоровительный центр Доверие