Клиффхэнгер что это значит
Клиффхэнгер
Клиффхэ́нгер (англ. cliffhanger или cliffhanger ending ) — художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история.
Не стоит путать клиффхэнгер с понятием интриги в художественной литературе. Клиффхэнгер подразумевает достаточно быстрое развитие сюжета (чаще в течение одного эпизода сериала), в то время как интрига лишь наводит зрителя на мысли о возможном развитии главной сюжетной линии.
Так, при наличии интриги в конце сезона телевизионного шоу, герои могут даже не подозревать о событиях, которые должны в будущем произойти, в то время как клиффхэнгер чаще имеет остросюжетный или даже криминальный характер (вероятные убийства и самоубийства, когда зритель до следующего эпизода не знает, погиб ли герой или нет; взрывы, несчастные случаи и пр.) и требует мгновенной развязки. Во многих сюжетах (заговор правительства и НЛО в «Секретных материалах») клиффхэнгер является поворотным моментом в истории, когда герои узнают какую-то важную новость или тайну, которые меняют ход повествования или отношение к проблеме.
Содержание
Истоки
Идея заканчивать рассказ в момент, когда читатель в напряжении ожидает развязки (которая, в большинстве случаев, происходит в начале рассказа следующего) стара настолько же, насколько сама литература. Этот приём, в частности, является главной темой персидского сказочного цикла «Тысяча и одна ночь», где центральный персонаж цикла царица Шахерезада, спасая свою жизнь, использовала всё своё красноречие, рассказывая царю сказки до восхода солнца (который не без умысла наступал на самом интересном месте повествования). В XIX веке традиция такой концовки получила своё развитие в рассказах, печатавшихся «с продолжением» в газетах и журналах и стала настолько избитой, что Марк Твен, сам неоднократно её использовавший, гротескным образом продемонстрировал её в 1870 году в рассказе «Средневековый роман». [1]
Запутанный и интригующий сюжет рассказа завершается фразой:
Нынешнее же название, по мнению учёных-филологов, возникло благодаря приключенческим фильмам немого кино ранних 1930-х годов, в которых главный герой буквально стоит на краю обрыва (фраза дословно переводится как висящий над обрывом и как скалолаз по словарю), хотя первое упоминание в Оксфордском Словаре Английского языка относится к 1937 году.
Из-за специфики языка, в английской речи слово клиффхэнгер также используется как прилагательное, характеризующее подобный авторский ход в работе над сюжетом.
Примеры в кино
Примеры на ТВ
Телевидение в России
Телевидение в СССР
Апфронт · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона
Финал сезона · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Ситком
Процедурная драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу
Категории
Многие сериалы используют такой приём не только в конце эпизода (чаще всего заканчивая серию фразой Продолжение следует…), но и в конце сезона, подогревая интерес во время ожидания новых серий на протяжении нескольких месяцев съёмок.
Клиффхэнгер — что это такое в кино, сериалах, литературе, суть и примеры.
Клиффхэнгер – это разновидность концовки истории, в которой нет разрешения конфликта.
Что такое КЛИФФХЭНГЕР — определение, значение простыми словами.
Простыми словами Клиффхэнгер – это разновидность концовки, которая носит тревожный характер: вместо того чтобы разрешить конфликт в конце рассказа, автор оставляет читателя в напряжении без ответов на множество вопросов.
Происхождение термина «клиффхэнгер».
Слово происходит от идеи «свисать со скалы» (это буквальный перевод термина): определение будущего персонажа и сюжета истории оставляет читателей или зрителей «на грани» познания.
В середине 19 века очень популярным стал жанр литературы, предназначенный для массового обращения к преимущественно подростковой мужской аудитории. В Соединенных Штатах эти рассказы назывались «копейками», а в Англии – «кошмарными копейками». Многие из этих литературных произведений были написаны в виде сериалов, и читатели получали только одну или две главы в каждом новом выпуске. Чтобы заинтересовать читателей мелодраматическими сюжетными линиями, авторы часто использовали сюжетный прием, впоследствии получивший название «клиффхэнгер».
Клиффхэнгер-финал начался с того, что некоторые героические персонажи оказывались буквально свисающими со скалы. Иногда герой цеплялся за край обрыва или, возможно, хватался за корень дерева, ветку или камень для поддержки. Смысл захватывающего события заключался в том, чтобы оставить персонажа в опасном затруднительном положении до выхода следующей главы. Разобьётся ли герой насмерть? Спасут ли его в последнюю минуту? Окажется ли он злодеем? Все эти возможные исходы вызовут интерес у читателя и почти наверняка гарантируют покупку следующего романа за десять центов.
Клиффхэнгер как сюжетный прием, создающий интригу, в конечном итоге нашел свое место в мире немого кино. В таких сериалах, как «Опасности Полины», обычно фигурируют герои или героини, оказавшиеся в ловушке, казалось бы, неизбежных ситуаций. Во многих популярных западных сериалах для создания интриги использовались вариации клиффхэнгера.
В сериализованных телешоу также используется клиффхэнгер, чтобы зрители не отвлекались от экрана каждую неделю. Если сюжетная линия шоу состоит из двух частей, первый эпизод обычно заканчивается клиффхэнгером. Без какого-то напряженного, неразрешенного финала зрители могут не чувствовать необходимости смотреть вторую часть. Если один из постоянных актеров шоу оказывается в опасности, зрители часто испытывают сильную потребность увидеть развязку сюжетной линии в следующем эпизоде.
Пример клиффхэнгера.
Представьте, что в конце фильма главного героя преследует его антагонист. Он обнаруживает, что бежит к краю обрыва, и фильм заканчивается тем, что он у края смотрит в глаза врагу. Этот финал фильма – пример захватывающего сюжета, потому что зрители остаются в напряжении, гадая, что случилось с главным героем.
Примеры клиффхэнгеров в литературе.
Вот несколько интересных моментов, которые используются в литературе.
В юношеском романе Рэнсома Риггса «Дом странных детей мисс Перегрин» автор оставляет рассказ, заканчивающийся клиффхэнгером.
Главный герой подросток, Джейкоб, обнаружил тайную жизнь, которой жил его покойный дедушка. Благодаря этому открытию, Джейкоб испытывает искушение оставить свою обычную жизнь позади и присоединиться к секретному миру, частью которого когда-то был его дед.
В конце романа Джейкоб остается в этом странном мире, чтобы победить и защитить необычных детей от злых сил, преследующих их. Из-за этого читатель остается в напряжении. Такие вопросы, как вернется ли он к своей семье и поймают ли его злые охотники, остались без ответа. Этот клиффхэнгер, вероятно, включен, потому что это первая книга в серии, поэтому у читателя остается желание прочитать следующий том.
Другой пример клиффхэнгера можно найти в рассказе Ричарда Коннелла «Самая опасная игра», финал которого оставлен скорее как клиффхэнгер, чем как четкое решение.
Главный герой и всемирно известный охотник Рейнсфорд упал со своего корабля и был выброшен на странный остров. На этом острове он встречает энтузиаста-охотника генерала Зароффа. Устав от охоты на животных, генерал Зарофф теперь охотится на людей, попадающих на его остров. Он бросает вызов Рейнсфорду, однако Рейнсфорду удается умело обыграть генерала Зароффа в его же игре.
Современные примеры клиффхэнгеров в сериалах
Использование клиффхэнгеров в сериалах можно рассматривать как слишком манипуляторное, если оно не выполняется правильно или используется слишком часто. Должно быть ощутимое напряжение в отношении будущего персонажа, который сейчас свисает со стены утеса, в прямом или переносном смысле.
«Бондиана»
Классический шпионский сериал с участием агента 007 Джеймса Бонда –хороший пример того, насколько эффективными могут быть клиффхэнгеры. В этих фильмах злодеи обычно ловят протагониста и помещают его в неизбежные ситуации. Зрителей доводят до краев в ожидании, казалось бы, невозможного побега, который Бонд обычно авторитетно демонстрирует. Именно этот аспект напряжения и расслабления делает захватывающий финал таким эффективным для читателей и зрителей.
«Клан Сопрано»
«Ходячие мертвецы»
Еще одно телешоу, печально известное своими захватывающими концовками, «Ходячие мертвецы». Сюжет сериала – это постоянная попытка победить зомби, захвативших страну.
В рамках финала сезона судьба любимого героя Гленна зрителям неизвестна. В конце эпизода кажется очень вероятным, что на него напали зомби. Однако поскольку это не было показано, его состояние остается под вопросом. Зрители были в напряжении, а интернет-форумы наводнили разные теории о дальнейшей судьбе героя.
«Аркейн»
Великолепная и возможно лучшая на данный момент экранизация по мотивам вселенной компьютерной игры «League of Legends». Сериал может похвастаться великолепным визуальным стилем и музыкальным сопровождением, но несомненно самым большим его плюсом являются персонажи, их сюжетные арки да и история в целом. Первый сезон шоу заканчивается клиффхэнгером, где нам показывают всех основных героев без завершения их историй, и последний кадр где Джинкс запускает ракету в зал собраний оставляет концовку открытой и напряженной.
Важность клиффхэнгеров.
Клиффхэнгеры – важный инструмент для повествования, потому что они побуждают людей возвращаться для просмотра каждого нового сегмента, например, еженедельного выпуска телешоу. Шоу или серия книг считаются успешными, если зрители интересуются сюжетной линией, потому что тогда они захотят продолжать смотреть или читать. Таким образом, пока захватывающий дух создает вопросы, фанаты будут хотеть ответов.
Функция клиффхэнгеров.
Цель клиффхэнгеров – оставить зрителей в напряжении в конце рассказа. Часто это ожидание является желаемым эффектом для серии книг, потому что оно побуждает читателей купить следующий выпуск серии.
Итоги.
Подводя итог, можно сказать, что клиффхэнгер – это тип финала, в котором читателю не дано четкое разрешение. Читателю остается самому интерпретировать концовку, предполагая, что могло произойти дальше. Часто клиффхэнгеры используются в сериалах, потому что они оставляют публику в напряжении и волнении перед просмотром следующей серии.
Значение слова «клиффхэнгер»
клиффхэ́нгер
1. спец. художественный приём, состоящий в прерывании повествования на драматичном моменте, развязка которого даётся позднее
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: драматург — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «клиффхэнгер»
Предложения со словом «клиффхэнгер»
Понятия со словом «клиффхэнгер»
Отправить комментарий
Предложения со словом «клиффхэнгер»
Они всегда заканчивались клиффхэнгерами – это гарантировало возвращение зрителя к экрану следующим вечером.
Это делало его идеально подходящим для показа драм и детективов, для которых были обязательны несколько напряжённых эпизодов (клиффхэнгеров) в каждой серии (чтобы обеспечить просмотр рекламы во время пауз) и своевременный финал.
Так вот, первая глава “Мёртвых душ” кончается клиффхэнгером, не слишком тонким, но действенным: “Такое мнение, весьма лестное для гостя… держалось до тех пор, покамест одно странное свойство гостя и предприятие… о котором читатель скоро узнает, не привело в совершенное недоумение почти всего города”.
Синонимы к слову «клиффхэнгер»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Искусство клиффхэнгера: что заставляет людей марафонить сериалы
Рождение клиффхэнгера
Представьте: вы читаете любимую книгу, переживаете за персонажей и приближаетесь к развязке. Главный герой любуется морской красотой и надвигающимся штормом, стоя на краю обрыва. Вдруг мокрые скалы дают о себе знать — ваш любимец оступается и падает вниз, где его ждут бушующая вода и острые, как пики, камни. Сердце замирает от страха, и в следующих строчках вы находите надежду: герой сумел зацепиться за небольшой клочок травы, который едва ли выдержит его вес. Выживет или нет? Вы грызете ногти, волнуетесь, хотите получить ответ, а автор вместо этого на протяжении 30 длинных и мучительных абзацев философствует и описывает прибрежные пейзажи. В общем, делает все, кроме главного — того, что интересует вас. Усмирить любопытство, конечно, получится, но далеко не сразу и ценой нескольких нервных клеток — ответ автор даст, когда ваши надежды будут постепенно угасать.
Именно так поступил со своим героем английский писатель Томас Гарди в романтическом романе «Голубые глаза» (1873). К тому моменту понятия клиффхэнгера еще не сформировалось, но, вероятно, сюжетное решение Гарди дало название этому приему. В переводе с английского клиффхэнгер — «повисший на скале». Устоялось выражение гораздо позже, уже после того, как прием проник в кино, литературу и другие сферы искусства.
Клиффхэнгером называют художественный прием, используемый в создании сюжетных линий — действие обрывается на пике зрительского любопытства, когда он больше всего ожидает развязку. Чаще всего в такие моменты герой сталкивается либо со сложной дилеммой, либо с последствиями чьих-то поступков, либо, как было у Гарди, с внезапной случайностью.
Литература, как главный повествовательный вид искусства, была прародителем клиффхэнгеров. Особенно популярным художественный прием стал во второй половине XIX века, когда молодежь зачитывалась так называемыми литературными сериалами — бульварными романами, поделенными на выпуски и издававшимися по несколько глав. Практически каждый отрывок заканчивался на самом интересном месте, а любознательные читатели скупали весь тираж следующих выпусков.
Клиффхэнгеры и сериалы в XX веке: есть ли будущее?
С возникновением кинематографа клиффхэнгеры обрели новую форму — теперь ими стали пользоваться не только писатели и издательства, мечтающие продать как можно больше книг и газет, но и первые киностудии. Однако в начале XX века клиффхэнгеры, несмотря на их психологические (для зрителя) и коммерческие (для студии) преимущества, не были популярными. Во многом это объяснялось тем, что их использование возможно только в сериалах или долгоиграющих франшизах — иначе историю было не разделить.
Тогда такие форматы считались дорогостоящими и коммерчески не привлекательными, поэтому появились в арсенале продюсеров гораздо позже.
Новый бум мыльных опер, завязанных на использовании клиффхэнгеров, случился только во второй половине XX века, когда на американском телевидении был запущен сериал «Даллас» (1978-1991). Шоу повествует о семействе Юингов — уроженцев Техаса, которые занимаются сельским хозяйством и нефтедобычей.
Подозрения зрителей падали абсолютно на всех героев. Некоторые букмекеры и вовсе принимали ставки: к примеру, в Великобритании на одного из персонажей поставили более 200 тысяч долларов — баснословную по тем временам сумму. Ответы на будоражащие общество вопросы тщательно скрывались, даже актеры не знали, кто окажется убийцей. Несложно догадаться, к чему привел весь этот ажиотаж. Рейтинги сериала зашкаливали — ожидаемый эпизод в итоге привлек к экранам рекордные 83 млн зрителей, и это только в США.
Психология зрителя
В чем кроется феномен клиффхэнгера? Как работает наше любопытство? Даем слово науке. Неугасимое желание отыскать ответы на возникающие вопросы объяснила советский психолог Блюма Зейгарник.
Названный в честь нее эффект заключается в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершенные. Наблюдая за официантами в одном из венских ресторанов, она заметила, что работники могли помнить заказы, которые находились в процессе обслуживания, но не могли удержать в памяти уже закрытые. Вернувшись в свою лабораторию, она провела эксперимент, попросив 20 участников вместе решить несложную головоломку — нужно было нанизывать бусинки на деревянную основу. Некоторых участников прервали на полпути. В итоге выяснилось, что те, кто не завершил головоломку, лучше запоминали все, что они делали — какие бусинки и в каком порядке нанизывали.
Другое объяснение можно найти в гештальтпсихологии. С немецкого «гештальт» переводится как «целостная форма». Просто представьте себе четыре прямых угла, которые расположены парами друг напротив друга. Если мы увидим такую картинку, мозг автоматически достроит ее до прямоугольника. Пользуясь этой логикой, немецкие специалисты сумели объяснить динамику психики — люди стремятся к целостной структуре.
Фактически, когда человек смотрит интригующий сериал, он полностью в него включается: отдает свои эмоции, энергию, внимание и интерес, желая получить конечный результат (ответы на все вопросы, которые возникли во время просмотра) и обдумать его. Вдруг сериал прерывается на самом интересном месте, а впереди — несколько месяцев ожидания. Зритель оказывается в сложной ситуации: он сосредоточен на сериале и не может вывести свою энергию и эмоции из него. Пока не будет закрыт этот гештальт, человеку будет сложно моментально переключиться на следующий. Его мысли будут погружены в сериал, что в итоге выльется в дискуссии, споры и догадки в социальных сетях или в кругу друзей.
Клиффхэнгеры в современных сериалах
Шоураннеры современных сериалов не могли обойти стороной такие свойства психологии человека. С 1990-х многие долгоиграющие телевизионные шоу и крупнейшие кинофраншизы попросту не обходятся без клиффхэнгеров. Прием выступает художественной заменой надписи «Продолжение следует» и рождает множество пересудов в перерывах между сезонами.
Одним из самых мощных и обсуждаемых клиффхэнгеров на телевидении до сих пор является концовка второго сезона культового сериала Дэвида Линча «Твин Пикс». Герой Кайла МакЛоклена, бьющийся о зеркало в номере отеля, на 26 лет стал одновременно и головной болью, и незакрытым гештальтом нескольких поколений зрителей. Был бы этот клиффхэнгер настолько известным и будоражащим сознание поклонников сериала, если бы пауза между сезонами не длилась больше четверти века? Сложно судить, зато можно смело утверждать, что клиффхэнгер «Твин Пикса» помог сериалу стать поп-культурным феноменом, который еще долго будут изучать киноведы и психологи. Тем более вышедший в 2017 году третий сезон ответил лишь на некоторые вопросы, заданные в 1991-м, и поставил множество новых. Однако на них, вероятно, ответов мы так и не дождемся — они «Твин Пиксу» и не нужны.
В нулевых главным триггером зрительской любознательности стал сериал «Остаться в живых», который возвел использование клиффхэнгеров в абсолют. Художественным приемом заканчивались не только многочисленные сезоны сериала (всего их было шесть), но и практически каждая серия, а иногда клиффхэнгеры и вовсе помещались внутри серий перед рекламными блоками. Причем эпизоды выходили раз в неделю, поэтому сезоны затягивались на несколько месяцев. Подобная структура не давала зрителям усмирять свое любопытство — о сериале говорили месяцами напролет, не останавливаясь. Рейтинги стали падать только к четвертому сезону, но значительная часть зрителей все же оставалась у экранов до финала истории.
Вообще в эру социальных сетей и мессенджеров клиффхэнгеры стали правилом хорошего тона. Без них сериалам сегодня практически невозможно существовать. Многочисленные фанатские сообщества и чаты, в которых поклонники обсуждают перипетии финальных серий только что вышедших сезонов, подогревают интерес к будущим эпизодам. Такое зрительское любопытство приносит успех и популярность продюсерам, а студиям — новые коммерческие предложения и, соответственно, большую прибыль.
Некоторые талантливые шоураннеры и вовсе глумятся над фанатами. Так, к примеру, создатели сериала «Шерлок» крайне уместно и искусно использовали клиффхэнгеры в конце каждого из сезонов. Самым ярким стал момент, где Шерлок подстраивает самоубийство, а в первом эпизоде третьего сезона герои сериала выдвигают различные версии того, как сыщик мог остаться в живых. Прыжок с крыши на кабеле для банджи-джампинга, сброс тела Мориарти в маске Шерлока и многие другие откровенно нежизнеспособные версии кажутся виртуозной насмешкой над зрителями, которые тоже два года обсуждали спасение Холмса.
Однажды Марк Твен, часто использовавший клиффхэнгеры в своих книгах, закончил рассказ «Средневековый роман» чрезвычайно гротескным образом:
«Окончания этой потрясающей и полной драматических событий истории нельзя отыскать ни в этой, ни в другой книге, ни сейчас, ни в будущем. По правде говоря, я завел моего героя (или героиню) в такое безвыходное и запутанное положение, что сам не знаю, как теперь с ним (или с нею) быть, а поэтому умываю руки и предоставляю ему (или ей) самостоятельно отыскать выход или оставаться в том же положении».
Любопытство — ресурс возобновляемый, поэтому марафонить сериалы мы будем до тех пор, пока их создатели не перестанут использовать клиффхэнгеры. Продюсеры современных шоу, прекрасно понимающие психологию зрителя, никогда не откажутся от такого действенного инструмента для привлечения внимания. Посему не стоит винить их в том, что очередной день был полностью инвестирован в просмотр любимого сериала — все вопросы к нашим инстинктам. Таков путь.
cliffhanger
1 cliffhanger
2 cliffhanger
Every day the newspapers report the games between the two chess grandmasters. Who is going to win? It’s a real cliffhanger! — Каждый день газеты сообщают о соревновании между двумя шахматными мастерами. Кто победит? Это действительно захватывает!
3 cliffhanger
4 cliffhanger
5 cliffhanger
6 cliffhanger
7 cliffhanger
8 cliffhanger
9 cliffhanger
10 cliffhanger
11 cliffhanger
См. также в других словарях:
Cliffhanger — wird heute hauptsächlich mit Fernsehserien, Seifenopern oder selten mit planvoll fortgesetzten Kinofilmen assoziiert. Der Begriff steht für den offenen Ausgang einer Episode auf ihrem Höhepunkt. Den Fortgang der Handlung beantwortet die nächste… … Deutsch Wikipedia
cliffhanger — n. a contest whose outcome is uncertain up to the very end. [WordNet 1.5] 2. an episode of a drama that ends in suspense. [WordNet 1.5] … The Collaborative International Dictionary of English
cliffhanger — If something like a sports match or an election is a cliffhanger, then the result is so close that it cannot be predicted and will only be known at the very end … The small dictionary of idiomes
cliffhanger — ☆ cliffhanger or cliff hanger [klif′haŋ΄ər ] n. 1. an early type of serialized film in which each episode ended with a suspenseful climax, as the hero hanging from a cliff 2. any highly suspenseful story, situation, etc. cliffhanging adj. cliff… … Universalium
cliffhanger — suspenseful situation, 1937, in reference to U.S. cinema serials, agent noun from CLIFF (Cf. cliff) + HANG (Cf. hang). In some cases, especially Westerns, the hero or heroine literally was dangling from a cliff at the end of an episode … Etymology dictionary
cliffhanger — [n] something suspenseful close call, close shave*, narrow escape, shocker, spine chiller, squeaker*, thriller, white knuckle; concepts 410,679 … New thesaurus
cliffhanger — ► NOUN ▪ a story or event that is full of suspense because its ending or outcome is uncertain … English terms dictionary
cliffhanger — ☆ cliffhanger or cliff hanger [klif′haŋ΄ər ] n. 1. an early type of serialized film in which each episode ended with a suspenseful climax, as the hero hanging from a cliff 2. any highly suspenseful story, situation, etc. cliffhanging adj. cliff… … English World dictionary
Cliffhanger — Pour les articles homonymes, voir Cliffhanger (homonymie). Le terme « cliffhanger » est une expression anglophone qui désigne, dans la terminologie des œuvres de fiction, un type de fin ouverte visant à créer un fort suspense. On dira… … Wikipédia en Français