Клиентский опыт что это

Customer experience

Клиентский опыт (customer experience) – это общий знаменатель, который включает в себя весь набор взаимодействий клиентов с брендом. Обычно «опыт потребителя» начинается со знакомства (обнаружения) компании. Дальше – начало взаимодействия, заказ, оплата, использование товара или услуги, поддержка бренда. На каждом этапе клиент вплотную контактирует с компанией и выносит из всего этого свой уникальный опыт.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

В любом бизнесе клиентский опыт помогает лучше подстроиться к реальным запросам потребителей. Зачастую маркетологи заменяют слово «опыт» более понятные и близкими синонимами – переживания, впечатления. Выходит, что компании изо всех сил стараются понравиться клиентам, управляя их эмоциональным состоянием.

Что влияет на клиентский опыт:

Если компания знает, как эффективно работать с переживаниями покупателей, то это помогает повысить удовлетворенность и соответственно снизить отток клиентов.

Например, в холле заведения грязно, не хватает мест для ожидания очереди, не работает кондиционер летом и об этом говорят 60-70% людей. Пусть вы и предлагаете услуги высокого качества, но впечатления 2/3 части клиентов о вашей компании будут негативными. Владелец бизнеса может поспорить с этим, но, если он хочет улучшить клиентский опыт, придется заняться обустройством холла.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Часто проблемы с отношением покупателей не видны изнутри бизнеса или не кажутся руководителям настолько очевидными, чтобы выделять бюджет на их исправление. «Вскрытием» проблем занимаются специалисты по Customer Experience (СХ). Они изучают компанию «со стороны» и находят нестыковки, которые мешают росту лояльности клиентов. Такие нестыковки называются «препятствиями» или «разрывами».

Препятствие – это барьер, который мешает клиенту выбрать компанию среди конкурентов на рынке, портит впечатление от работы с ней и не позволяет рекомендовать своим друзьям, близким, коллегам.

СХ-специалисты применяют арсенал инструментов для выявления препятствий. Это и мониторинг репутации бренда в офлайн и онлайн-пространстве, тестовые заказы услуг и товаров, интервью с сотрудниками и другое.

Изучив клиентский опыт, СХ-менеджеры помогают бизнесу стать лучше. Для этого проводятся различные корпоративные тренинги, мастер-классы с персоналом и руководителями.

Составляющие customer experience

Клиентский опыт включает в себя две составляющие – пользовательский опыт (user experience) и уровень обслуживания сервиса (customer service). Первый элемент относится к области взаимодействия пользователей с продуктами компании, а второй – это качество обслуживания и поддержки клиентов.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Соответственно customer experience – стратегия, которая позволяет улучшить общее впечатление потребителя товаров и услуг на всех ступенях взаимодействия с компанией. Нужно ли управлять потребительским опытом или нет? Лучше на этот вопрос ответит статистика:

Основные метрики для расчета customer experience?

Для анализа и управления СХ используют три параметра:

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Если сравнить три метрики, можно увидеть актуальное положение дел с клиентскими впечатлениями о вашей компании, выявить слабые и сильные стороны сервиса.

Как управлять клиентским опытом?

Перед тем как разбирать алгоритм управления, следует понять, кто в компании отвечает за customer experience. Это может быть отдельный специалист, например, ТОП-менеджер или сотрудник какого-нибудь отдела. Но чтобы получить существенный рост удовлетворенности клиентов желательно каждому отделу и сотруднику использовать инструменты СХ.

Например, клиентским опытом могут управлять следующие отделы компании:

Эффективные компании задействуют всех сотрудников в управлении опытом клиентов. Сегодня – такой подход не «блажь» руководства, а необходимое условие успешного развития бизнеса.

Общий план действий

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Стратегий улучшения показателей СХ достаточно много, однако стандартный алгоритм выглядит следующим образом:

6-ступенчатый пошаговый алгоритм управления СХ

Выше мы рассмотрели общий план разработки стратегии customer experience. Ниже представим самый распространенный подход к управлению клиентским опытом, который используют большинство организаций на российском рынке:

1 ступень – сегментируем клиентскую аудиторию по потребностям. На этой стадии конкретно выясняют, что хотят покупатели, какими мотивами руководствуются при выборе товаров и услуг бренда. Маркетологи используют ряд инструментов для сегментации целевой аудитории: поведенческие характеристики, аватар пользователя, запросы покупателей, критерии выбора.

2 ступень – составляем карту клиентского опыта. Под каждый сегмент ЦА составляется своя карта СХ. Пути покупателей разных групп могут сильно различаться при общей схожести запросов, поэтому нужно каждый сегмент прорабатывать отдельно. С помощью карты можно проанализировать все точки контакта покупателей с компанией на всех этапах взаимодействия: от знакомства до повторного обращения.

3 ступень – определяем желаемый опыт. По разработанным картам составляется модель идеального customer experience, после чего она сравнивается с существующим положением дел. Далее намечаются пути улучшения сервиса, продукции, услуг.

4 ступень – создаем опыт взаимодействия (Brand Experience). На этой стадии прорабатываются эмоции клиентов при сотрудничестве с брендом. Во время настройки Brand Experience ориентируются на ожидания клиентов, а также на идентичность и ценности компании. Важно создавать позитивный опыт, использовать положительные эмоции, сближаться с покупателями на всех уровнях взаимодействия.

5 ступень – распределяем точки контакта с покупателями. Обычно взаимодействие разделяют на три ступени:

6 ступень – анализируем и улучшаем клиентский опыт. Для анализа используются метрики NPS, CSAT, CES и VLP. Также применяются следующие подходы измерению эффективности СХ:

Резюме

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Мы изучили customer experience, что это – совокупность впечатлений, ощущений и опыта взаимодействия клиентов с компанией. Также узнали, почему профессиональное управление СХ высоко ценится на рынке. Часто бывает, что компании много и «сладко» говорят о себе на словах, а на деле не оправдывают ожидания клиентов. Неудовлетворенный покупатель понесет свой негативный клиентский опыт в массы – расскажет друзьям, коллегам, подписчикам в соцсетях. В итоге из небольшого снежка проблема вырастает в огромный ком отрицательных отзывов и разочарований покупателей. И не одна PR-кампания не сможет вытащить бренд из болота негативного customer experience.

Именно поэтому повседневная работа с клиентским опытом поможет соединить ожидания потребителей с реальностью. А в идеале сделать так, чтобы реальность превосходила ожидания клиентов.

Источник

Что такое клиентский опыт и как его улучшить

Клиентский опыт — это впечатления, которые получают клиента от взаимодействия с компанией. Это впечатления формируются во всех точках контакта без исключения: от сайта компании и соцсетей до общения по телефону и в розничных точках продаж, независимо от того, совершил ли клиент покупку или только поинтересовался товаром. Впечатления могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Но вне зависимости от характера впечатлений, клиентский опыт влияет на репутацию компании и ее продажи. Если вы только планируете создать свой сайт, то воспользуйтесь платформой 1С-UMI и сделайте это всего в несколько кликов.

В этой статье мы разберем важность клиентского опыта и посмотрим, как на него повлиять.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Зачем влиять на клиентский опыт?

Работать на удержание имеющихся клиентов проще и выгоднее, чем привлекать новых. Работа с клиентским опытом позволяет нарастить базу лояльных покупателей, которые совершают повторные покупки и предпочитают вас конкурентам. Главная стратегия компании в этом случае — соответствовать ожиданиям потребителей и превосходить их. Чаще всего такой реакции добиваются отличным сервисом и дополнительными бонусами к основной покупке.

Клиентский опыт коррелирует с репутацией компании и участвует в ее формировании. В репутацию, в свою очередь, необходимо вкладывать ресурсы. Работа над улучшением клиентского опыта окупается всегда: растет количество лояльных клиентов и повторных продаж, повышается средний чек, увеличивается охват и известность компании.

Современные покупатели в интернете очень требовательны. Помимо качественного товара, им необходим профессиональный сервис, удобство на каждом этапе взаимодействия с компанией и ее сайтом. Именно поэтому клиентский опыт играет огромную роль в успехе компании и важно постоянно работать над его улучшением.

Как улучшить клиентский опыт

Итого

Клиентский опыт напрямую влияет на репутацию компании. Работайте над клиентским опытом, и он вернется к вам прибылью от постоянных клиентов. Пользуйтесь советами из статьи и развивайте свой бизнес вместе с 1С-UMI.

Источник

Управление клиентским опытом: сегментируй и властвуй

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Разделять своих клиентов и властвовать над их чувствами — звучит как зловещий план по захвату мира, но нет. Сегодня речь пойдет об управлении клиентским опытом, и для этого злодейские наклонности вам совсем не понадобятся.

Если серьезно, грамотно выстроенная работа по управлению клиентским опытом способна повысить уровень удовлетворенности и лояльности клиентов, сократить отток и поможет увеличить доход вашего бизнеса. Звучит здорово, не правда ли?

Что такое клиентский опыт

Каждый этап клиентского опыта влияет на лояльность клиента и на то, насколько активно клиент включается во взаимодействие с компанией.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

К примеру, если вы радуете пользователей тем, что превосходите их ожидания (к примеру, доставляете посылки раньше срока или предоставляете персонализированный контент), они с большей вероятностью они будут делиться своим восхищением и благодарностью.

Из каких факторов формируется клиентский опыт?

Пользовательский опыт (user experience) и обслуживание клиентов (customer service) — это две составляющие клиентского опыта. Пользовательский опыт относится к взаимодействиям между посетителем вашего сайта/приложения и программным обеспечением, а обслуживание клиентов — это поддержка, которую организации предоставляют клиентам с проблемами.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Почему управление клиентским опытом важно

Меньше слов, больше данных. Взгляните на статистику:

Правильная стратегия клиентского опыта может помочь вам расположить клиентов к себе и закрепить образ вашего бренда в их головах.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Управление потребительским опытом — чья зона ответственности?

Кто в вашей компании отвечает за клиентский опыт? Конечно, это может быть отдельная команда управления клиентским опытом, это могут быть топ-менеджеры, да хоть бухгалтер — кто угодно. Но на самом деле, всем командам стоит работать вместе, чтобы влиять на клиентский опыт было возможно.

Управление клиентским опытом — дело не одной команды, а работа каждого.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

В таблице показано, как обычно распределяются роли в компании. Успешные компании задействуют всех работников в управлении клиентским опытом. Можете ли вы сказать то же самое о вашей компании? Активное участие всей команды в управлении клиентским опытом — необходимость, а не один из вариантов.

Три метрики управления клиентским опытом

Перейдем к делу и посмотрим на метрики, которые покажут как у вас обстоят дела с управлением клиентским опытом. Вот три кита вашей аналитики управления потребительским опытом: индекс потребительской лояльности (NPS), показатель удовлетворенности клиентов (CSAT) и показатель усилий со стороны пользователя (CES).

Индекс потребительской лояльности (NPS)

NPS — это простой и быстрый способ оценить лояльность ваших клиентов. NPS-опросы не занимают много времени: как правило, они состоят всего из одного вопроса в духе «Насколько вы готовы порекомендовать нашу компанию друзьям или знакомым», десятибалльной шкалы и поля для комментариев клиента.

Еще одно преимущество: результаты NPS-опросов легко собрать и проанализировать по сегментам, чтобы понимать, с клиентским опытом какого сегмента вам удается работать хорошо, а над каким сегментом нужно еще поработать.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Подробнее про то, как вычислить, анализировать и улучшать индекс NPS, читайте в нашей статье.

Спасибо! Мы уже отправили всё на почту

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Показатель удовлетворенности пользователей (CSAT)

CSAT — такой же простой и эффективный способ узнать у пользователя, насколько он доволен вашей работой на любом определенном этапе. CSAT-опросы часто используются после совершения транзакций или обращения в службу поддержки. К примеру, вот так выглядит оценка операторов в Carrot quest:

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Как посчитать CSAT:
Если это не предусмотрено в форме оценки, назначьте балл каждому из ответов, сложите все поставленные ответы и разделите их на количество пользователей. Подробнее про эту метрику можно почитать в нашей статье про удовлетворенность клиентов.

Оценка пользовательских усилий (CES)

Еще одна популярная метрика, связанная с клиентским опытом, — оценка пользовательских усилий (CES). По форме оценка пользовательских усилий напоминает CSAT, но преследует другую цель — выяснить, насколько легко пользователю было совершить какое-либо действие в вашем сервисе.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Как правило, чем легче пользователю решать свои задачи с помощью вашего сервиса, тем лучше его клиентский опыт. CES — метрика, которая поможет увидеть факторы, отталкивающие пользователей от работы с вами.

Про оценку пользовательских усилий мы тоже писали в статье про удовлетворенность клиентов, если вы еще не перешли по ссылке — самое время это сделать 🙂

Сопоставление результатов анализа всех трех метрик покажет вам полную картину клиентского опыта со всеми сильными и слабыми сторонами. Соответственно, вам будет удобнее работать над его управлением — вы будете знать, что стоит совершенствовать в первую очередь. Тем не менее, каждая из этих метрик по отдельности тоже будет очень полезна.

Управление клиентским опытом: план действий

Чтобы ваша работа по управлению клиентским опытом радовала результатами, от предвкушения которых у вас загорелись глаза в начале этой статьи, важно наметить правильный план действий. Он может включать вот такие пункты:

Вы можете думать, что делаете абсолютно все правильно, и все ваши клиенты счастливы от одного упоминания вашего бренда. Мы искренне рады, если это действительно так: но проверьте на всякий случай показатели метрик, чтобы не столкнуться с жестокой реальностью высокого оттока клиентов.

После того, как вы выявили свои слабые места, включите в работу success-менеджеров — людей, которые заинтересованы в успехе клиентов, это с большой вероятностью улучшит клиентский опыт. Кстати, мы недавно опубликовали большую и классную статью про то, как важно работать над успехом клиента. Мы не будем смотреть с легким осуждением на тех, кто еще не читал, если вы перейдете по ссылке прямо сейчас 🙂

Если значительная часть ваших клиентов застревает на каком-то определенном этапе, у нас плохие новости. Что-то не так с вашим продуктом, а не с вашими клиентами. Показатели метрик и обратная связь от клиентов помогут вам наметить верное направление в дальнейшей работе над продуктом.

Кроме тех метрик, о которых мы говорили до этого, есть еще две очень важные для любого бизнеса. Отчасти клиентский опыт влияет и на них тоже, и чем лучше ваша стратегия по управлению клиентским опытом, тем лучше показатели LTV и тем меньше вероятность того, что клиент решит отказаться от вашего продукта по причинам, зависящим от вашего продукта.

Как разработать стратегию управления клиентским опытом: лучшие практики

Самый распространенный подход к построению стратегии управления клиентским опытом состоит из следующих стадий и начинается с оценки потребностей и сегментации клиентов.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Шаг 1: Оценка потребностей и сегментация клиентов

На начальном этапе у вас должно появиться четкое понимание того, что нужно вашим клиентам, какими мотивами они руководствуются, что сложно им дается и что им нужно от вашего продукта. Совместите это с сегментацией пользователей по группам, и это позволит вам лучше понимать их и управлять их опытом более персонализировано и осознанно.

В качестве основы можно использовать:

Последний пункт — самый определяющий для построения стратегии, и он требует глубокого изучения клиентов.

Шаг 2: Карта клиентского опыта

На этом шаге нужно составить подробную карту клиентского опыта для каждого сегмента. Важно рассмотреть каждый сегмент пользователей отдельно, так как их клиентские пути могут отличаться. Карта клиентского опыта поможет вам более детально взглянуть на точки контакта клиента с вашим сервисом с момента знакомства до активного использования (в худшем случае до прекращения работы с сервисом).

Шаг 3: Определение желаемого опыта

Используйте созданные карты пути клиента, чтобы разработать модель идеального клиентского опыта, сравните их с тем, как обстоят дела на самом деле. На основе этого подумайте, что можно улучшить, чтобы работа с вашим сервисом была легкой и приятной, а клиентский опыт — превосходным.

Шаг 4: Создание Brand Experience (опыта взаимодействия с брендом)

На этом шаге важно работать над чувствами и эмоциями, которые испытывают ваши клиенты при работе с вашим брендом.

Чтобы Brand Experience был положительным и целостным, важно ориентироваться на идентичность и ценности бренда. Они часто транслируются в «обещаниях», которые лежат в основе клиентского опыта и формируют ожидания клиентов от работы с вашим сервисом. Генерируйте Brand Experience на основе положительных эмоций, которые будут сближать вас с клиентами. Главное — не забывайте учитывать то, какие люди пользуются вашим сервисом, каков их опыт и бэкграунд, и как они воспринимают ваш бренд в реальности.

Шаг 5: Структурирование точек контакта с клиентами и улучшение взаимодействия

Структурируйте точки контакта с клиентами так, чтобы взаимодействие с клиентом в каждой из них работало на отличный клиентский опыт, вызывало положительные эмоции от взаимодействия с брендом и повышало уровень лояльности. Анализируйте рабочие процессы на каждом этапе с точки зрения того, насколько хорошо они транслируют клиенту ценность и пользу.

Управление клиентским опытом

Контактобращает внимание на рекламу онлайн или оффлайн
замечает в новостной ленте соцсетей пост компании
узнает логотип компании на конференции
читает пресс-релиз, годовой отчет, посты в блоге
получает и читает емейлы
Взаимодействиекомментирует посты компании в соцсетях
переписывается с командой поддержки пользователей
болтает с представителем компании на отраслевой конференции
делится статьей компании или постом в соцсетях
заходит на сайт компании
Вовлечениерегистрируется на пробный период или фремиум
регистрируется на вебинар

Шаг 6: Аналитика и улучшение

На этапе измерения эффективности круг замыкается. Мы уже писали про метрики, с помощью которых можно оценить, насколько продуктивна ваша работа по управлению клиентским опытом. Теперь взгляните на подходы, которые часто используются в измерении эффективности работы с клиентским опытом:

Эти данные будут полезны для совершенствования клиентского опыта для отдельных клиентов (особенно важных для B2B-сектора), групп клиентов (самых важных для вас сегментов) или для всех клиентов в целом.

На этом все. Не отвлекаем вас долгими прощальными напутствиями, потому что вас ждут великие дела по управлению клиентским опытом!

Яна Никулина
Пишу о важном для клиентов Carrot quest.

Источник

Опыт клиента и опыт пользователя: в чём разница

А вы различаете CX и UX? Их часто путают. Сейчас объясним, почему это не одно и то же, и даже расскажем две истории.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Рафал Варниелло (Rafał Warniełło)

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

UX- и UI-дизайнер из Польши. Занимаюсь дизайном пятый год. Работал и в стартапах, и в крупных компаниях. Сейчас тружусь на Netguru. Совместно создал две команды для известных хакатонов: мы выиграли Google Startup Weekend (2015) и Techduk’s Edukaton (2018). В свободное время я волонтёрствую как дизайнер для некоммерческих организаций.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Перевожу, пишу, редактирую. Люблю живую речь.
Уважаю букву Ё.
Формализм мастдай.

Клиентский и пользовательский опыт — принципиально разные понятия. Они дополняют друг друга, но не взаимозаменяемы. Чем они различаются, знают далеко не все. Поэтому CX и UX часто путают или вовсе используют как синонимы.

Путаница возникает из-за того, как разработчики приложений и владельцы веб-сайтов понимают слово «клиент». Они думают: наши пользователи — это и есть наши клиенты, поэтому пользовательский опыт (UX) и опыт клиента (CX) — это одно и то же. Так ли это?

Вообще-то нет. UX и CX отличаются друг от друга, и важно понимать чем именно — конечно, если вы хотите, чтобы люди были довольны вашим продуктом и брендом.

Что ж, давайте разбираться.

Что такое опыт пользователя (UX)?

Пользовательский опыт (UX) определяется тем, как человек взаимодействует с продуктом: приложением, программным обеспечением или веб-сайтом.

Дизайн продукта и его интерфейс (удобство использования, навигация, визуальная иерархия, информационная архитектура и так далее) работают на пользовательский опыт (UX), делая его положительным или отрицательным.

Соответственно, UX-дизайн — это проектирование интуитивно понятных, простых и приятных в использовании продуктов, которые решают проблемы пользователя наиболее удобным для него образом.

Опыт пользователя (UX) оценивается по метрикам, которые отражают функциональность и юзабилити приложения, ПО или веб-сайта. Например:

Что такое клиентский опыт?

Опыт клиента (CX) — гораздо более широкое понятие, нежели опыт пользователя. CX определяется тем, как человек взаимодействует с компанией вообще, а не только с её продуктами.

Приложение, ПО, веб-сайт или другой продукт, конечно, представляют ваш бренд, но не равны ему, а поэтому не определяют всецело опыт клиента.

Ведь люди видят не только продукт компании. Это всего лишь одна из точек контакта. А ещё есть реклама, каналы социальных сетей, маркетинговые материалы, процесс продаж, ценовая политика, обслуживание, техподдержка и так далее.

Таким образом, клиентский опыт — это некий общий термин, который охватывает все каналы и точки соприкосновения с клиентом, и за ним стоит то, как люди воспринимают организацию и её услуги в целом.

Поэтому клиентский опыт оценивают по метрикам, которые отражают «общую картину». Например:

Почему важны хорошие
UX и CX

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Как понятно из картинки выше, клиентский опыт включает в себя и пользовательский. И то, и другое важно выстроить верно, ведь сегодня именно качество обслуживания (CX) сильнее всего выделяет бренды на фоне конкурентов, а пользовательский опыт (UX) — чрезвычайно важная его часть.

В исследовании «Future of Customer Experience» («Будущее потребительского опыта»), которое PwC 1 провела в 2018 году, почти треть (32%) потребителей заявили, что откажутся от любимого бренда, стоит тому лишь раз их подвести, а 59% дадут компании второй или третий шанс. Кроме того, этот опрос показал, что клиенты готовы платить за лучшее обслуживание на 16% больше.

Клиентский опыт что это. Смотреть фото Клиентский опыт что это. Смотреть картинку Клиентский опыт что это. Картинка про Клиентский опыт что это. Фото Клиентский опыт что это

Хороший UX-дизайн важен потому, что позволяет пользователю за секунды оценить ваш сайт или приложение: просто ли ими пользоваться, функциональны ли они, приятны ли глазу, удобна ли навигация и, наконец, решат ли они его проблему. Иными словами, стоит ли тратить на них своё время сейчас и потом.

Хороший клиентский опыт важен потому, что выгодно выделяет вас (а значит, и ваши предложения) на конкурентном рынке, где потребители выбирают из множества продуктов, которые во многом похожи на ваш.

1) PricewaterhouseCoopers (PwC)

Международная сеть консалтинговых и аудиторских компаний. Бренду более 160 лет, и он входит в «Большую четвёрку» аудиторов.

Две истории о CX и UX

Можно иметь хороший UX и плохой CX (и наоборот), поэтому важно сосредоточиться на обоих.

Проиллюстрируем это двумя сценариями.

Хороший опыт пользователя и плохой опыт клиента

Допустим, Джону нужен новый телефон. Он заходит на сайт интернет-магазина A. Здесь отличный UX-дизайн: поиск по товарам точный и мощный, их легко сравнить между собой и выбрать, опираясь на отзывы покупателей.

Но вот Джон получил посылку и обнаружил, что внутри вовсе не тот телефон, который он заказывал. Он сразу же позвонил в службу поддержки. Пришлось изрядно подождать, пока ему наконец ответили. Однако менеджер не смог отследить номер его заказа и пообещал, что кто-то перезвонит Джону в течение часа и скажет, что делать. Два дня спустя Джону наконец-то перезвонили. Джон должен отправить телефон обратно за свой счёт: компания дождётся его получения и только после этого вышлет правильный телефон. На это уйдёт почти две недели.

Вывод: хотя UX интернет-магазина A был образцовым, клиентский опыт Джона после заказа стал катастрофой. И он излил все обиды в разделе отзывов на сайте. Может статься, что Джон вовсе позабудет, насколько удобным был сайт и как легко там сделать заказ, потому что всё это затмил собой плохой CX.

Плохой UX и хороший CX

Рассмотрим обратную сторону медали — когда общий опыт клиента хорош, а опыт пользователя не очень.

Допустим, Джон опять захотел сменить смартфон. С досадой вспоминая о компании A, он выбрал другой интернет-магазин.

Его сайт был неудобен, ему не хватало функциональности: здесь не было ни нормального поиска, ни сравнения товаров, ни раздела с отзывами клиентов. В конце концов Джон решился на покупку только потому, что нашёл выгодную цену на телефон, который хотел.

Но история повторилась: компания Б тоже прислала Джону не тот смартфон. Однако когда он позвонил в службу поддержки, менеджеры постарались немедленно исправить ошибку. Без лишних вопросов они отправили Джону правильную модель на следующий день, а курьер забрал первую посылку — бесплатно! — когда доставил новую. Более того, компания Б подарила Джону скидку 25% на следующую покупку и искренне извинилась за оплошность.

Вывод: несмотря на то что UX сайта компании Б оставлял желать лучшего и магазин допустил ошибку, общий CX стал положительным, и Джон вряд ли оставит отрицательный отзыв на сайте.

Подытожим

Во второй истории важно отметить, что компания Б смогла реабилитировать свой CX только после того, как сама же допустила ошибку. Если бы они сразу отправили правильный аппарат, то Джон, скорее всего, остался бы недоволен интернет-магазином — ведь на тот момент он испытал на себе только UX, который был очень плох.

Хотя у компании, подобной Б, и может быть немало клиентов (которые терпеливо едят кактус ради прочих выгод), но плохой UX на конкурентном рынке рано или поздно приведёт её к фиаско. Потому что у бренда могут быть лучшие в мире рекламные ролики, SMM, отдел продаж, служба поддержки и политика возврата, но если сам веб-сайт или приложение создают барьеры для пользователей (например, при покупке телефона), те не становятся клиентами и не возвращаются — общий CX провален.

Таким образом, UX — один из факторов, которые сильнее всего влияют на весь CX. И от обоих зависит конечный успех бизнеса. Недочёты того и другого ухудшают качество обслуживания. Поэтому компании должны постоянно совершенствовать UX и CX, чтобы оставаться конкурентоспособными и радовать своих клиентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *