Клещевой тормоз для велосипеда что это
Как установить клещевой тормоз на велосипед?
Езда на велосипеде становится всё более популярной. С наступлением лета многие горожане пересаживаются на двухколесный транспорт. Велосипед позволяет не только избавиться от лишнего веса, но и поддерживать себя в форме без изнуряющих тренировок.
Сейчас существует множество моделей велосипедов. Поэтому выбрать подходящую модель сложно. При выборе необходимо обратить внимание на характеристики и параметры модели. Одним из главных факторов при выборе велосипеда являются тормоза.
Существует несколько видов велосипедных тормозов:
Что такое клещевой тормоз для велосипеда?
Клещевые тормоза — это велосипедный механизм, который предназначен для регулирования скорости движения транспортного средства. Это точный и сложный механизм. Торможение осуществляется в результате охвата боков обода. Сведение колодок происходит при нажатии на тормозную ручку.
Главной конструктивной особенностью является две лапки, которые расположены на одной оси. Ось достаточно длинная.
Клещевые тормоза устанавливают на такие виды велосипедов:
Тормозная система бывает двух видов:
Передний имеет длинный так называемый установочный болт. А задний отличается коротким установочным болтом.
Тормозная система изготавливается из таких материалов:
Как правило, тормозная система такого типа устанавливается на раму или вилку. Для крепления используется специальный центральный болт.
В ходе эксплуатации важно соблюдать такие правила:
Механизм будет работать долгие годы при соблюдении этих важных условий.
Достоинства и недостатки
Сначала рассмотрим достоинства таких механизмов:
Рассмотрим недостатки:
Как установить клещевой тормоз на велосипед?
При установке необходимо соблюдать ряд правил:
Для установки потребуется такой набор инструментов:
Установка включает в себя несколько этапов.
Первый этап. Установка переключения режимов:
Второй этап. Установка ручки:
Третий этап. Установка троса:
Четвёртый этап. Проверка:
Пятый этап. Установка калипера:
Разновидности велосипедных тормозов и их устройство
10 минут Автор: Михаил Скворцов 2559
Собственно, все знают, зачем необходимы тормоза, так как точное управление велосипедом и его скоростью жизненно важно для велосипедиста. Тормоза для велосипеда различают по типам, стоимости, различным характеристикам и даже внешнему виду. Правда, это никак не влияет на их основную функцию – замедлять и останавливать велосипед ровно тогда, когда это необходимо человеку и так, как это необходимо.
Характеристики
В отличие от других составных частей велосипеда, у тормозов очень немного формальных характеристик, реально влияющих на использование. Можно перечислить в основном неформальные:
Собственно, каждый оценивает торможение по своему собственному ощущению и рекомендациям профессионалов, а не по тем или иным технологическим характеристикам.
За время существования велотехники появилось совсем не много типов тормозов. Все они построены на принципе прижимания мягкой колодки к твёрдым элементам колеса. Различия состоят в том, каким образом приводится усилие с ручки тормоза, и какие элементы участвуют в работе тормоза.
Ободные
Ободные тормоза построены на прижимании колодки напрямую к ободу колеса, что создаёт, с одной стороны, элементарную конструкцию, которую легко устанавливать и обслуживать, плотный контакт колодки и хорошую управляемость тормозами, а с другой стороны, проблемы с мощностью торможения, подверженностью любым погодным проблемам и повреждению обода колеса.
V-brake
Наиболее популярный на текущий момент тип тормозов. Простой в установке, обслуживании и использовании тип. Полностью такие тормоза на велосипед состоят из двух рычагов с тормозными колодками, которые располагаются по двум сторонам от обода колеса и соединены тросиком, который продолжается приводным тросиком от тормозной ручки.
Существует гидравлический аналог таких тормозов, который представляет из себя два рычага, прижимание которых обеспечивается гидравлическим приводом. При должной мягкости, цена таких механизмов очень высока, а обслуживание затруднено, что закономерно приводит к практически нулевой их популярности.
Привод же v-brake всегда механический, по тормозному тросику, и, несмотря на необходимое при торможении усилие, позволяет эффективно регулировать нагрузку, а также без особых затрат починить систему при повреждении.
Вариантом в случае таких ободных тормозов становятся колодки, они могут быть:
Кантилеверные и клещевые
Предыдущее поколение ободных тормозов представлено кантилеверными и клещевыми механизмами. При практически аналогичном v-brake внешнем виде и функциональности, они обычно сложнее и уступают в эффективности работы на фоне более высокой цены. Встретить такие тормозные системы на современных велосипедах практически невозможно, за исключением шоссейных и трековых велосипедов, в которых применяются клещевые тормоза из-за своей механической устойчивости.
Итак, предшественники v brake:
Дисковые
Дисковые тормоза пришли в велосипедный мир от мотоциклов, и долгое время были, скорее, экзотикой, чем одним из общепризнанных механизмов. Но на текущий момент дисковые тормоза становятся неотъемлемой частью любого велосипеда, уровня выше, чем «Эконом».
В отличие от ободных систем, в дисковых тормозах колодка прижимается механизмом калипера к ротору – специальному прочному диску, закрепляющемуся на колесе. Небольшой диск, находящийся в центре колеса решает сразу несколько проблем, с которыми не могут справиться ободные механизмы:
К минусам можно отнести достаточно сложную установку, замену и регулировку дисков, настройку всего механизма. Также велик вес, а главное, дисковые механизмы попросту дороги, что заставляет отечественного велолюбителя дважды подумать перед покупкой. Современная ситуация такова, что на некоторых рамах уже отсутствуют точки крепления ободных тормозов. Дисковые системы продолжают вытеснять своих конкурентов, понемногу становясь стандартом де-факто.
Колодки
В условиях, когда тормозной механизм практически полностью отделён от колеса, возникает множество вариантов не только привода, но и материала тормозных колодок. Комбинации материалов ротора и колодки позволяют изменять характеристики торможения очень легко и эффективно.
Некоторые материалы колодок:
Гидравлика или механика
Главной же характеристикой при разработке и установке дисковых тормозов становится тип привода усилия от ручки тормоза к калиперу, их выделяют три:
Подкачка гидравлического привода
Плюсы и минусы гидравлики разбирают очень подробно в специальных разделах и целых книгах. Кратко особенности гидравлического привода, в сравнении с механическим, следующие:
Барабанные
Редкие виды тормозов – барабанные – сейчас уже практически исчезнувшее заимствование из автомобильной сферы. Проще всего их вспомнить на примере советских велосипедов без переключения передач, где можно было тормозить с помощью педалей, включая «задний ход».
Существует усовершенствованный вариант барабанных тормозов, называющийся роллерные – в конструкцию добавляется радиатор и увеличиваются роллеры, которые прижимаются к тормозным колодкам при передаче усилия, что позволяет всей системе выдерживать намного большую нагрузку.
Тормозной механизм полностью находится во втулке, и усилие обычно передаётся с педалей или по отдельному тросику. Высокая сложность, вес и стоимость совпадает в барабанных тормозах с большим удобством – такие тормоза на велосипеде нет необходимости менять и обслуживать годами.
На текущий момент барабанные тормоза можно найти на городских велосипедах-круизерах и в самых недорогих моделях без скоростей, и ножной привод уходит в прошлое.
Выбор тормозов для велосипеда
Конечно, большинство велосипедистов получают свои тормоза вместе с конкретной моделью велосипеда, но постоянное совершенствование приводит к тому, что тормозная система становится важным фактором при выборе нового байка, а установка нового механизма на старый велосипед не кажется уже такой сложной.
Для выбора тормозов понадобится последовательно ответить себе на несколько вопросов.
Конечно же, критерии весьма условны, и каждый более или менее опытный велосипедист сам выбирает себе тормозную систему, настраивает её в соответствии с персональными привычками и задачами. Данные же советы рекомендуется использовать новичкам для первичного ориентирования в непростом рынке тормозных устройств для велосипеда.
Заключение
Вело тормоза – очень важная часть байка. Они требуют грамотного выбора, тщательных установки и обслуживания и, конечно же, правильного использования. Базовые знания о механизмах работы и особенностях различных типов помогут в ремонте, обслуживании и использовании устройств, будь то элементарные v-brake или сложные роллерные варианты.
Клещевые велосипедные тормоза
Ни одно механическое транспортное средство не может обходиться без тормозов. А иначе как его остановить? Велосипед тоже является таким транспортом, поэтому тормозная система ему непременно нужна. Причем, для постановки на вело-модели есть несколько вариантов тормозов:
Основные характеристики любой тормозной вело-системы
Какой бы вид тормозов не стоял на конкретном велосипеде, они оцениваются по 6 основным параметрам:
Тормоза ободные
Ободные системы торможения для велосипедов получили свое название за счет месторасположения. Они, а точнее, их часть, именуемая тормозными колодками, находится непосредственно на колесном ободе. И если надавить на тормозную ручку, натянется трос, который приведет в движение колодки, а они уже сжимают (или обжимают) обод колеса, создавая тем самым непреодолимое препятствие для велосипедного движения.
У ободных велосипедных тормозов есть собственные достоинства и ряд недостатков. К очевидным достоинствам относятся:
Что же касается минусов тормозов ободного типа, то к ним можно отнести:
Кроме того, если трение будет продолжительным — например, в дальних поездках с частым торможением — то из-за высокой температуры трения могут пострадать даже вело-покрышки.
Клещевые велосипедные тормоза
Клещевые тормозные вело-системы относятся к классу ободных тормозов, то есть к тем самым тормозам, что обеспечивают торможение транспортного средства путем воздействия на обод колеса.
Чаще всего клещевой тормоз устанавливается на велосипедах гоночно-шоссейных моделей. А принцип его действия хорошо описывается самим названием. Дугообразные рычаги (с одной фиксированной осью вращения) тормозных колодок, как клещами, захватывают колесный обод. Что же касается характеристик такой системы, то они зависят от «уровня» конкретного тормоза, то есть от того, насколько он технически совершенен.
Сегодня профессиональные клещевые тормозные системы выпускают два известных вело-бренда — Shimano (группа Dura-Ace) и Campagnolo (группа Record). Продукция этих марок проверена не просто продолжительной практикой — историей. Историей шоссейных велогонок.
Но если на минуту забыть о «легендарных» достижениях отдельных моделей из класса клещевых тормозов, то в целом о системе можно сказать следующее: она демонстрирует весьма средние показатели модуляции, эффективности и силы торможения. И лучшие свои качества такие тормоза могут проявить лишь на шоссейно-гоночных вело-моделях. Также они могут быть установлены на гибридных, циклокроссовых и некоторых моделях городских велосипедов.
Клещевые тормоза сохраняют практически все плюсы и минусы ободных тормозных систем в целом. И требуют особой тщательности в выборе. Говорят, что клещевые тормозные системы совсем скоро канут в лету. Однако до этого еще достаточно далеко. Тем более, что у таких тормозных систем были и остаются преданные поклонники-велосипедисты.
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Клещевые тормоза для велосипеда: настройка тормозов
Клещевые тормоза для велосипеда
С каждым годом велосипед становится популярней. Дело в том, что в больших городах становится все больше автомобилей, и иногда непросто добраться до места назначения. Для тех, кто не хочет часами стоять в пробках, есть альтернатива. Велосипед становится необходимым транспортным средством. Когда снег таит, многие люди пересаживаются на велосипед. Помимо удобства, и легкости передвижения, велосипед – это дополнительная возможность поддерживать себя в хорошей физической форме, и избавляться от лишнего веса.
К счастью для велосипедистов, производители предлагают сотни разнообразных моделей на любой вкус. С одной стороны, это конечно, хорошо, поскольку есть простор для выбора в зависимости от технических характеристик и внешних параметров, но с другой стороны иногда сложно выбрать подходящую модель. При выборе транспортного средства сложно оценить множество факторов. Но при выборе велосипеда в первую очередь следует оценить тормозную систему. Тормоза обеспечивает безопасность во время езды, а безопасность – самое главное на дороге.
Какие виды тормозов на велосипеде выделяют?
Изготовители оснащают велосипеды различными системами тормозов в зависимости от конструкции и особенностей системы. Всего выделяют несколько типов:
Каждая тормозная система обладает собственными преимуществами и недостатками, поэтому лучше оценить каждый вариант в зависимости от особенностей.
Многие велосипедисты обратили внимание именно на клещевые тормоза. Клещевые варианты полностью справляются с заложенной функцией. Кроме того, клещевые модели эффекты и надежны. Главное преимущество клещевых тормозов в том, что они подходят для стабильного передвижения в сложных условиях. Несмотря на неблагоприятные условия, клещевые тормоза срабатывают каждый раз.
Что такое клещевые тормоза, и как они работают?
Клещевые тормоза – это механизм, который устанавливается в велосипед. Главное предназначение в регулирование скорости движения. Механизм довольно-таки непростой, но зато работает точно и надежно. Процесс торможения добивается при помощи охвата боковой области обода транспортного средства. Колодки срабатывают после того, как велосипедист нажал на тормозную ручку.
Отличительная особенность клещевой модели заключается в том, что на одной оси установлены две лапки. Ось длинная.
На какие виды велосипедов подходит клещевая система торможения?
Как правило, клещевые тормоза устанавливаются на:
Какие виды тормозной системы выделяют?
Клещевые тормоза различают в зависимости от длины рычага. Длина рычага оказывает воздействие на принцип работы. Выделяют:
Как правило, короткий болт устанавливают на заднее колесо. На переднее колесо принято устанавливать длинные установочные болты.
Какие материалы применяют при производстве тормозной системы?
Тормозная система отвечает за безопасность на дороге. Поскольку от качества тормозов зависит возможность быстро реагировать на неровности на дороге, изготовители используют надежные материалы. Качественная и проверенная тормозная система состоит из:
Как правило, алюминий применяют для того, чтобы производить отдельные детали.
Клещевые тормоза для велосипеда монтируются на раму или вилку. Для того, чтобы крепление оказалось надежным и долговечным, следует использоваться специально разработанные центральные болты.
Рекомендации, которые следует соблюдать во время эксплуатации
Если велосипедист планирует долго использовать транспортное средство, то лучше соблюдать советы от профессионалов:
Если велосипедисты будут грамотно соблюдать все рекомендации, то транспортное средство, и особенно тормозная система будет работать правильно, и долгие годы.
Преимущества и недостатки системы
Клещевые тормоза обладают достоинствами на фоне остальных систем:
Но перед тем, как выбирать клещевые тормоза лучше рассмотреть и основные недостатки:
Правила установки клещевых тормозов
Перед тем, как начинать устанавливать тормозную систему, лучше посмотреть основные рекомендации, чтобы система установилась правильно, и конструкция прослужила долго. Требования во время установки:
Какие инструменты необходимо использовать для установки клещевой системы?
Способ установки клещевой тормозной системы на велосипед
Установка клещевой тормозной системы должна проходить строго по алгоритму, чтобы конструкция прослужила долго.
После окончания полной работы, проверяем работоспособность системы. Если все работает нормально, то можно садиться на велосипед, и отправляться в путь.
Разновидности велосипедных тормозов и их устройство
Что с этим делать?
Если колодки скрипят из-за влаги, единственный способ это исправить – просушить их. Естественно, в мокрую погоду это вряд ли получится, поэтому придётся привыкнуть к подобному звуку, однако лучше всё-таки избегать прогулок в дождь.
Если на поверхности скопилось слишком много грязи, их можно почистить. Для начала, их следует обезжирить при помощи любого доступного растворителя, например, бензина или уайт-спирита. Это позволит убрать накопившийся резиновый битум и случайно попавшее масло.Стоит не забывать, что после того, как колодки были очищены, стоит также протереть растворителем поверхность обода или тормозного диска, чтобы также удалить масло и грязь. Многие велолюбители советуют использовать средство для мытья посуды для протирки колодок, так как оно прекрасно удаляет жир и масло.
Если это не помогло, можно очистить поверхность канцелярским ножом, аккуратно срезав слой испортившейся колодки. Однако лучше всего такое делать при помощи наждачной бумаги со средним зерном. Она прекрасно счистит всё лишнее, скопившееся на колодках.
Ещё один способ очистить – это хорошенько прокалить. Это осуществляется постоянным притормаживанием при скатывании с горы. Таким образом, сжигается всё лишнее, что накопилось за всё время эксплуатации.
При неправильной установке колодок их следует перенастроить. Это можно сделать в ближайшем сервисном центре или же самостоятельно.
Если причиной скрипов колодок является конец срока эксплуатации, их остаётся только заменить на новые. Некоторые колодки очень быстро изнашиваются, другие могут служить в разы дольше. Причина, почему так происходит, кроется в качестве колодок и в том, из какого материала они состоят – более мягкие колодки стираются быстрее твёрдых. Не стоит долго время кататься с изношенными колодками, так как это может нанести вред и ободу колеса, и диску. Колодки на велосипед являются расходным материалом, поэтому их легко приобрести в любом специализированном магазине.
Особенности ободных тормозов, преимущества и недостатки
Что такое ободные тормоза? Это две фрикционные колодки с очень большим коэффициентом трения. Усилие для сведения колодок на ободе передаётся от рычага, стоящего на руле, посредством тросика. При нажатии на рычаг правильно отрегулированные колодки сходятся, зажимая обод велосипеда, останавливая таким образом движение. Такие тормоза имеют три разновидности, которые отличаются друг от друга в основном применением их в разных условиях эксплуатации.
Но к работе ободных тормозов есть масса претензий, связанных как с условиями эксплуатации велосипеда, так и c его конструктивными особенностями.
«Минусы» v-brake тормозов
Справедливости ради нужно отметить, что неудовлетворительная работа ободных колодок в 90% случаев зависит не от их плохого качества, а от неправильной сборки и регулировки.
«Плюсы» ободных тормозов вибрейк
Устройство дисковых тормозов на велосипеде
Дисковые тормоза завоевывают день ото дня все большую популярность. Они могут быть передними и задними, механическими и гидравлическими. То, как устроен дисковый тормоз, делает этот тип конструкции очень востребованным.
Стальной диск, или ротор, размещается на втулке обычно с левой стороны. Калипер, устройство, сжимающее ротор тормозными колодками, крепится также к втулке. Тормозное усилие передается при помощи тросика или гидролинии, идущих от тормозной ручки на руле.
1. Механические дисковые тормоза. В этой конструкции используется такой же трос, как, например, в «Ви-брейках». Простотой инженерного решения и объясняются плюсы и минусы этой схемы передних тормозов велосипеда.
2. Гибридные дисковые тормоза. Их схема работы объединяет в себе принципы механики и гидравлики. Если подробнее, то тормозное усилие на гидравлическую часть тормоза передается с помощью тросика.
Такой тип мало распространен: считается, что его преимущества по отношению к чистой механике недостаточно велики по сравнению с разницей в цене.
3. Гидравлические дисковые тормоза. Дисковый тормоз состоит из средства передачи тормозного усилия и самого тормоза. Тормозное усилие передается по специальной трубке высокого давления. Нажатие на ручку заставляет главный тормозной цилиндр давить на жидкость в трубке, от чего давление передается тормозному цилиндру в суппорте.
То, как устроены гидравлические тормоза на велосипеде, делает их лучшим выбором для горных велосипедов высокого класса.
Дисковые тормоза: устройство и особенности
Любой дисковый вело-тормоз состоит из:
У дисковых тормозов имеется ряд конструкционных и эксплуатационных особенностей. Например, чем больше роторный диаметр, тем эффективнее действует сам тормоз. И соблазн выбрать ротор побольше поэтому велик. Но следует помнить, что перед тем, как это осуществить, необходимо проверить крепость спиц в колесах, и если требуется — заменить эти спицы на более стойкие.
А еще управляющую ручку для дисковых тормозов легко можно позаимствовать у вибрейков, клещевых или кантилеверных тормоз-конструкций.
Установка
Установка роллерного тормоза имеет свои особенности. Лучше всего обратиться в специализированные сервисные центры, поскольку потребуется замена втулки, а значит, и переспицовка всего колеса.
Итак, данную систему можно устанавливать как на переднее, так и на заднее колесо, правда, не на любую втулку.
Интересно! Некоторые втулки под роллерные тормоза оснащены анти-блокировочной системой, которая увеличивает эффективность работы при резком торможении.
Сам тормоз необходимо зафиксировать во втулке в специальные пазы, которые расположены в центре по периметру.
Некоторые втулки оснащены отверстиями с резьбой для дополнительной фиксации тормоза.
После этого корпус необходимо закрепить к ноге вилки или заднему перу. Чаще всего это делается с помощью металлических хомутов, которые крепятся к специальному хвостику на основе.
Существуют модели с идентичными дисковым тормозам креплениями на вилку и перья. Их установка и фиксация к байку еще проще и надежнее. К подобным моделям можно отнести Shimano Nexave BR-IM86.
Потребуется установить также ручку на руль и протянуть трос. Этот процесс не имеет никаких особенностей и не должен вызвать проблем. Тросик необходимо крепить хомутами к рулю, раме и вилке для того, чтобы он не болтался и не попал в колесо.
Типы тормозных колодок
Велосипедные тормозные колодки
Заменяя колодки в дисковых тормозах, нужно выбрать один из трёх типов поверхности колодки: металлическая, полуметаллическая и смолистая (органическая). Что бы тормозные колодки послужили нам хорошо и долго, они должны быть выбраны в соответствии со стилем, в котором вы ездите. Смоляные (органические) колодки обеспечивают среднюю силу торможения, не перегружая диск. Они более подходят для расслабленной езды и для легких велосипедистов. С другой стороны, металлические колодки обеспечивают высокую силу торможения, но в то же время нагружают диск больше. Поэтому стоит использовать более качественные диски с такими колодками. Металлические колодки иногда могут скрипеть. Полуметаллические колодки — золотая середина, которая сочетает в себе преимущества металлических и органических колодок. Они не нагружают тормозной диск и при этом обеспечивают хорошее сцепление.
При покупке тормозных колодок необходимо проверить, подходят ли они к зажимам тормоза. Существуют множество различных моделей тормозов, многие из них, даже от одного производителя, имеют различные зажимы для колодок.
Как выбрать тормоза на велосипед – советы
Бюджетный вариант — дисковые тормоза с механическим тросовым приводом. Гидравлику целесообразнее всего брать если вы будете ездить по бездорожью, предпочитаете экстремальные велопоходы. Гидравлику лучше всего использовать, где требуется точность и быстрая скорость торможения.
Если бюджет не ограничен берите в любом случае гидравлику. Ощущения от такого торможения сложно описать словами, нужно попробовать самому. Если велосипедист не хочет контролировать состояние велосипеда, тогда гидравлика подойдет больше. Поставил ее и забыл.
Но если человек не имеет понятия как работает гидравлика и не желает разбираться в этом, механика предпочтительней. Потому что можно будет диагностировать и даже устранить проблему. При нормальной эксплуатации эти два вида тормозов ничем не уступают друг другу в работе.
Обобщим: если вы занимаетесь экстримом, не слишком ограничены в средствах, катаетесь в городской черте, тогда подойдет — гидравлика. Для длительных походов на велосипеде и при ограниченных материальных возможностях оптимальный вариант — механика. Механика практичнее для поездок за город и ежедневного использования.
Органические колодки (Resin PAD)
В этих колодках фрикционный материал представлен композитом,
состоящим из металлической стружки (или, правильнее сказать, металлических
включений), которые погружены в специальный компаунд. Таких включений в составе
композита не более 30%. Компаунд может быть представлен органическими смолами,
стойками при высокой температуре, резинами или другими мягкими материалами. Часто
обозначаются Resin PAD.
Характерные особенности
Относительно быстро стираются, но при этом
обладают высокой эффективностью торможения.
Не особенно хорошо справляются с плохими
погодными условиями. При попадании жидкости или грязи требуют регулярной
просушки. В плохую погоду теряют львиную часть эффективности.
Обладают высокой модуляцией (благодаря общей
высокой мягкости). Один из лучших показателей среди всех типов.
Используются с роторами, не имеющими сильных
выступов и зазубрин – ротор пила легко сотрет в порошок такие колодки за пару
недель.
Не рекомендуются для использования
велосипедистам с большим весом.
Не рекомендуются для электровелосипедов или
электросамокатов
Очень быстро притираются.
Имеют меньший срок службы.
При правильном подборе пары трения ротор-колодка
практически не шумят.
Довольно сложно очистить такие колодки от
загрязнения – прокаливать колодки нужно с большой осторожностью (читайте статью
о том, что делать, если на колодки попало масло), а мыть их не всегда помогает.
Поэтому, к очистке нужно подходить аккуратно. Прокаливание может уничтожить неметаллический
компаунд
Как отрегулировать дисковые механические тормоза на горном велосипеде
Механика постепенно уходит в историю. Сейчас ее еще можно увидеть в бюджетной линейке российских Stels, Forward и Stern. Учитывая цену, о принадлежности деталей тормозной системы к таким мировым брендам, как Shimano и Sram, говорить не приходится. Обычно это какой-то noname комплект, который имеет минимум настроек.
Еще один гвоздь в списке недостатков механических дисковых тормозов – они чаще нуждаются в регулировке. Все потому, что одна из колодок неподвижна. По мере ее стирания расстояние между ней и диском автоматически увеличивается. Между тем колебания значений этого зазора должны быть незначительными, иначе фрикционные накладки будут неравномерно изнашиваться + страдает качество замедления.
Проверка готовности системы к регулировке
Итак, сперва необходимо убедиться, что:
Работа с калипером
Регулировка механических дисковых тормозов на горном велосипеде выполняется в два этапа: наладка калипера и поднастройка тормозной рукоятки. Отрегулировать суппорт – значит выставить колодки симметрично относительно диска, при этом зазоры должны быть минимальными.
В настройке калипера важно соблюдать последовательность действий:
Совет. Настройте зазор так, чтобы на середине хода тормозной ручки фрикционные накладки плотно прихватывали диск. Для этого потребуется корректировать натяжение троса с помощью барашка и положение неподвижной колодки (чтобы соблюдать симметрию относительно ротора).
К сведению. Центровку калипера можно пропустить, если эта операция была выполнена ранее, а колесо не снималось.
Настройка хода тормозной ручки
Эта наладка позволяет настроить положение рукоятки в момент схватывания тормоза. Конкретных рекомендаций по этому поводу нет. Кому-то удобнее, чтобы велосипед тормозил при малейшем нажатии на ручку, кому-то больше нравится наличие небольшого холостого хода и мертвая хватка в середине пути рычага.
Выполняется данная настройка с помощью винта, расположенного в корпусе тормозной ручки. Финишная доводка резкости схватывания тормоза производится барашком натяжения троса.
Внимание! После завершения всех регулировок проверьте, равноудалены ли колодки от ротора. Вполне возможно, что придется подрегулировать неподвижную фрикционную накладку
Как ослабить дисковый тормоз на велосипеде
Достаточно вкрутить барабан натяжения троса на определенное количество оборотов. Если его хода недостаточно – открутить гайку крепления тросика к калиперу, и послабить его натяжение. Вариант «так себе» – выкрутить болт регулировки положения ручки.
Как сделать, чтобы тормоза хорошо тормозили
Используйте качественные колодки и своевременно центруйте калипер относительно ротора, чтобы диск изгибался как можно меньше.
Терминология
В данном обзоре будут рассмотрены основные виды тормозных систем. Но для того, чтобы понять присущие им преимущества и недостатки, следует заранее уточнить некоторые термины.
Самым важным критерием работы тормозной системы является ее модуляция. Данный термин отображает способность транспортного средства менять величину тормозного усилия в зависимости от уровня давления на тормозную ручку. Далее идет тормозной путь, который не нуждается в подробном объяснении.
Под эффективностью торможения подразумевается способность работы тормозов в различных погодных условиях (во время снега, дождя, морозов). Уровень надежности — способность тормозной системы работать в тяжелых эксплуатационных условиях. Например, во время походов по горным перевалам, под воздействием запредельных нагрузок, после вымачивания в грязи и так далее.
И последний термин, который будет использоваться при описании тормозных систем — требовательность к обслуживанию. Здесь имеется в виду, насколько часто владельцы двухколесных транспортных средств будут обязаны менять комплектующие, периодически регулировать систему, а также настраивать ее работу.
Рулевой узел
Система управления включает руль, вилку, вынос и рулевую колонку.
Вилки могут быть амортизационными, либо жёсткими. Последние легче и значительно дешевле. Более дорогие и комфортные — амортизационные модели. В их конструкции присутствуют разнообразные технические решения: используются эластомеры, разнообразные пружины, пневматические или жидкостные амортизаторы.
Рулевая колонка позволяет вилке свободно поворачиваться внутри стакана при поворотах.
Вынос — деталь, фиксирующая расстояние между рамой и рулём. Руль в свою очередь может иметь различные формы, зависящие от назначения велосипеда.
Принцип работы роллерного тормоза на примере Shimano BR-IM55-F
Для начала давайте я опишу принцип работы роллерного тормоза на словах, это будет применимо ко всем моделям. После покажу небольшую наглядную схему и уже потом рассмотрим принцип работы на примере конкретной модели, которой я пользуюсь сам лично — передний роллерный тормоз Shimano BR-IM55-F.
Итак, принцип работы роллерного тормоза схож с работой барабанного тормоза. Я бы даже сказал, что их принципы работы кардинально ничем не отличаются. Разница заключается лишь в том, что в роллерном тормозе используется иной принцип передачи тормозного усилия на колодки. Давайте вникнем в детали, как же это происходит? Когда велосипедист нажимает на тормозную ручку/рычаг, расположенную на руле, та в свою очередь тянет тросик, противоположный конец которого приводит в движение рычаг-эксцентрик внутри роллерного тормоза. Этот рычаг-эксцентрик имеет специальную форму (наподобие цветка) и при вращении его выступы упираются в ролики, ролики же в свою очередь давят на колодки, распирая их, а те упираются в рабочую поверхность тормозного барабана, замедляя его вращение. Поскольку барабан роллерного тормоза непосредственно сцеплен с втулкой колеса шлицами, замедляется и вращение самого колеса велосипеда. Именно таким образом происходит торможение.
Теперь отмечу несколько моментов. Во-перых, роллерный тормоз работает в смазке. Не смотря на то, что смазка наоборот снижает силу трения колодок о тормозной барабан, торможение всё же осуществляется за счёт высокой силы давления колодок на тормозной барабан. В связи с высоким давлением, колодки выдавливают часть смазки из-под себя, однако тончайший слой смазки между колодками и рабочей поверхностью тормозного барабана всё же остаётся, что снижает износ как колодок, так и рабочей поверхности тормозного барабана. Вместе с тем происходит выделение огромного количества тепла, для отвода которого служит радиатор (охладительное ребро), напрессованный на тормозной барабан. Ранние модели роллерных тормозов не имели отдельного радиатора, в них охлаждающую функцию выполнял сам тормозной барабан непосредственно. Во-вторых, в интернете можно встретить описание работы роллерного тормоза, где указывается, что торможение осуществляется за счёт трения и вращения роликов. Это не так. Ролики не участвуют в процессе трения, а лишь передают усилие на колодки. Именно поэтому тормоз и называется роллерным (роликовым) — потому что для передачи усилия на тормозные колодки используются ролики.
Перейдём от слов к схеме, всё что я описал чуть выше, очень хорошо на ней отображено. Схема конечно предельно упрощённая, на ней изображены лишь самые основные элементы конструкции роллерного тормоза, зато она предельно наглядно отображает принцип работы роллерного тормоза. Принцип работы, изображённый на схеме, применим ко всем моделям роллерных тормозов. На схеме изображены следующие элементы тормоза: барабан (внешнее кольцо), три тормозных колодки, шесть роликов и эксцентрик:
Схематичное изображение принципа работы роллерного тормоза (источник изображения)
Теперь рассмотрим принцип работы на примере конкретной модели — переднего тормоза Shimano BR-IM55-F. Так выглядит эта модель в сборе, снятая с колеса:
Когда велосипедист выполняет торможение, тросик тянет рычаг-эксцентрик внутри тормоза. Рычаг приводится в движение с помощью отдельной детали. Направление движения рычага указано красной стрелкой. Синими стрелками указано направление вращения тормозного барабана во время движения велосипеда:
Давайте посмотрим, что же происходит в этот момент внутри тормоза. Для этого снимем крышку тормоза и уберём детали, мешающие обзору. Внутри тормоза происходит следующее: рычаг-эксцентрик движется и выступами упирается в ролики, которые давят на тормозные колодки, они же в свою очередь упираются в рабочую поверхность вращающегося тормозного барабана. Синими стрелками указано направление вращения тормозного барабана, красными стрелками указано движение рычага-эксцентрика, зелёными стрелками указано направление движения роликов:
Для большей наглядности показываю то же самое, но без рычага-эксцентрика
Керамические колодки (Ceramic)
Довольно редкое явление для велосипедной отрасли, однако
периодически встречаются. Стоят относительно дорого. Фрикционный материал тут
представлен керамикой с фрикционными свойствами.