Кластер в образовании что это такое
Методическая разработка «Метод кластера в образовательном процессе»
Метод кластера в образовательном процессе. Что это такое и как его использовать?
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики
Соколова Евгения Ивановна кандидат педагогических наук зав. кафедрой иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск) sokolova@psu.karelia.ru |
Ключевые слова: образовательный кластер инновационный образовательный кластер кластерный подход. | Аннотация: целью статьи является рассмотрение педагогического значения термина «образовательный кластер», истории его проникновения в терминологическое понятийное поле педагогической науки, сравнение содержательного наполнения русскоязычного и англоязычного термина, попытка его метафорического анализа. Исследование выполнено на материале более 50 русскоязычных и 20 англоязычных источников, находящихся в открытом доступе сети Интернет. В качестве методов исследования выступили: анализ теоретических источников, русскоязычных и англоязычных Интернет-ресурсов, обобщение, контент-анализ, описание метафорической модели термина, анкетирование преподавателей и студентов ПетрГУ с последующим анализом и обобщением результатов. Понятие «кластер» является заимствованным термином из экономической науки, а именно теории конкуренции. Первые упоминания термина появились в англоязычных источниках в 1990 году, а в русскоязычных источниках уже – в 1993 года. С начала двадцать первого века понятие получило широкое распространение в зарубежной теории и практике применительно к понятийному полю «образование». В статье дан анализ определений образовательного кластера в России и за рубежом, выявлено коннотативное отличие русскоязычного термина в сравнении с англоязычным. Приведены примеры функционирующих образовательных кластеров в Великобритании, Франции, США. Проанализированы результаты анкетирования студентов и преподавателей ПетрГУ относительно их понимания термина. Рассматривается точка зрения противников термина «кластер» в образовании, дается авторское определение понятия «инновационный образовательный кластер», описывается анализ метафорической модели термина. Термин «инновационный образовательный кластер» отличается в смысловом отношении от слов «ряд, группа, объединение, серия, сектор». Такой кластер подразумевает не механическое объединение ряда научных и образовательных учреждений в некую группу, но указывает на их тесное взаимодействие и взаимозависимость, что ведет к качественным преобразованиям как отдельных частей, так и всего кластера. При этом обязательно создание нового качественного продукта как результата функционирования кластера. В статье приводятся материалы о создании инновационного кластера в Республике Карелия. |
The term “innovation education cluster” in the conceptual field of modern pedagogy
Sokolova E I PhD, associate professor, head of the Department of Foreign Languages for Technical Faculties at Petrozavodsk State University. (Petrozavodsk) sokolova@psu.karelia.ru |
Keywords: cluster education cluster innovation education cluster cluster approach | Abstract: the article focuses on the pedagogical meaning of the term “education cluster”, the history of its introduction into conceptual field of pedagogical science, content comparison of Russian and foreign term; and also attempts to conduct a metaphorical analysis of it. The study is based on more than 50 Russian and more than 20 foreign Internet sources available in the open access. The main study methods are analysis of the Internet sources, content-analysis, and the description of a metaphorical model of the term. Moreover, the results of the questionnaire on understanding the term held among students and professors of Petrozavodsk State University are rendered. The term “cluster” is known since the end of the previous century. M. Porter introduced it in his book “The Competitive Advantage of Nations” in 1990; and in the Russian science the term was first mentioned in 1993. Since the beginning of the XXI century, it has become popular in a foreign scientific context relating to the conceptual field “education”. The paper analyzes the definitions of education cluster in Russia and abroad and reveals the connotative difference between them. The author provides the examples of education clusters functioning in Great Britain, France, and the USA. Furthermore, the article reveals the opponents’ opinion on the use of the term. The author defines the term “innovation education cluster” and analyzes its metaphorical model. This term significantly differs from the words “segment, sector, unit, group, concern”, etc. It implies not a mere combination of research and pedagogical institutions, but emphasizes their close interaction and interdependence, which leads to the qualitative transformations of the institutions involved and the cluster in total. The outcome of the cluster is a whole new product. Finally, the author discusses the practice of creating an innovation education cluster in the Republic of Karelia. |
Целью статьи является рассмотрение педагогического значения термина «образовательный кластер», истории его проникновения в терминологическое понятийное поле педагогической науки, сравнение содержательного наполнения русскоязычного и англоязычного термина, попытка его метафорического анализа. Слово «кластер» восходит к английскому слову cluster, clustre, clyster, означающему в переводе пучок, гроздь, куст, общий двор и окружающие его дворовые постройки [1]. Впервые этот термин ввел в научный обиход Майкл Юджин Портер (в книге Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990, изданной на русском языке под названием: Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993). В его классическом определении «кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2]. С позиции системного подхода кластер – это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью [3]. М. Портер показал, что конкурентоспособность компании во многом определяется конкурентоспособностью ее экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и конкуренции внутри кластера.
Нужно отметить, что М. Портер вводил рассматриваемое понятие для фирм и компаний, находящихся на локальной территории и объединенных едиными задачами при выходе на рынок. Но его исследование было опубликовано во времена, когда Интернет еще не был столь широко распространен. Сегодня территориальная близость имеет все меньшее значение для поддержания контактов между компонентами кластера. В настоящее время даже вводится новое понятие – отдаленный кластер, когда резиденты могут находиться на значительном расстоянии от кластерной зоны. В этом случае можно говорить о сетевом взаимодействии акторов внутри кластера [4].
Применительно к образованию понятие кластер используется уже в течение двух десятилетий. Самые ранние упоминания термина нам удалось установить в 1990 году для англоязычного источников и в 1993 году – для русскоязычных источников. Данные Интернета по состоянию на 05.05.14 свидетельствуют о следующей частоте употребления термина в англоязычных и русскоязычных источниках: англоязычные источники: innovation educational cluster – результатов: примерно 117 600 000, educational cluster – результатов: примерно 37 000 000. Русскоязычные источники: инновационный образовательный кластер – результатов: примерно 222 000, образовательный кластер – результатов: примерно 318 000.
По коннотации англоязычный и русскоязычный термины практически совпадают. Причина, на наш взгляд, очевидна – все они восходят к классическому определению кластера, данного М. Портером. Неожиданностью явилось большое количество исследований, относящихся к понятийному полю «образовательный кластер» в русскоязычной научной литературе. Источники свидетельствуют о том, что эта проблема уже в течение 10 лет является предметом пристального изучения в российском образовательном пространстве. Анализ англоязычных источников показал, что образовательные кластеры широко применяются за рубежом в практике образования, в то время как объем теоретических исследований по проблеме сравнительно мал. В российской литературе, напротив, сформирован большой массив теоретических исследований, а анализ уже функционирующих образовательных кластеров представлен меньшим количеством публикаций. Модели действующих образовательных кластеров удалось найти как за рубежом, так и в нашей стране. В российской практике кластерная политика, по большей части, направлена на формирование и развитие кластеров [5]). В то время как за рубежом ее целью является преимущественно поддержка кластеров, уже существующих.
В работе М. Портера дан анализ образовательного кластера Массачусетса, лидерами которого являются Массачусетский и Гарвардский университеты, подробно описана его роль в образовательной сфере в стране в сравнении с другими штатами (прежде всего, с Калифорнией) и другими странами, приведена концептуальная схема образовательного кластера [6]. В Европе активное проведение кластерной политики в образовании началось в 1990-е годы в период популяризации термина «экономический кластер». В Великобритании, например, выросло большое количество медицинских инновационных образовательных кластеров (найдено около 10 сайтов). Такие кластеры рассматриваются как механизм, при помощи которого теоретические идеи по усовершенствованию здравоохранения проникают в медицинскую практику. Все это возможно только на основе тесного сотрудничества с университетами, местными органами власти, благотворительными организациями и частными компаниями, которые находятся на переднем крае инновационной практики [7].
Во Франции наиболее активно развиваются кластеры по совершенствованию экосистем, всего их насчитывается 71. Такие кластеры включают компании, государственные образовательные учреждения и исследовательские лаборатории. Они позиционируют себя в международном масштабе в самых продвинутых и ключевых технологических секторах, и их членство открыто для зарубежных фирм [8]. В США считают перспективным развитие междисциплинарного подхода для создания специально интегрированных экосистем, что поможет снять барьеры, которые замедляют инновационные процессы в технологиях обучения. На рисунке 2. показаны ключевые игроки в инновационном образовательном кластере [9].
Из рисунка видно, что ядром инновационного образовательного кластера является взаимодействие между исследовательскими, образовательными и коммерческими партнерами. При этом образовательный кластер характеризуется такими инновационными признаками, как выход в публичные инфраструктуры, обратная связь с существующими реалиями и наличие пилотных возможностей в образовании.
В России в настоящее время проблема создания инновационных кластеров находится на стадии становления. Поэтому особую ценность представляют анализ и обобщение имеющегося опыта в данном направлении. К примеру, в Татарстане с 2007–2008 годов кластерный подход признается основным перспективным инструментом повышения эффективности республиканской экономики. В марте 2006 г. в Республике Татарстан сформирована и утверждена кабинетом министров «Концепция формирования образовательных кластеров» [10].
Приведем определения образовательного кластера, найденные в русскоязычных источниках:
Частота употребления рассматриваемого термина вместе с прилагательным «инновационный» подтверждает тезис о том, что кластеры и кластерный подход характерны, прежде всего, для инновационного образования, а образовательные кластеры являются одной из форм организации инновационного обучения. Кластерная форма организации приводит к созданию совокупного инновационного продукта и подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями [15].
Суть концепции образовательных кластеров заключается в объединении под эгидой ведущего отраслевого вуза учреждений начального и среднего профессионального образования, профильных школ, базовых предприятий, основных заказчиков и потребителей специалистов. В статье Е. Куценко отмечается, что главное отличие образовательного кластера заключается не столько в составе его участников (в состав образовательного кластера могут входить коммерческие организации, органы государственной власти, организации по сотрудничеству) и не в главенствующей роли вузов (они могут служить ядром и обычного кластера), а в том специфическом продукте, который является результатом его деятельности. Если в автомобильном кластере главным продуктом является автомобиль, в химическом – продукция химической производства, то в образовательном кластере главный продукт – это образовательные услуги [16]. Представляется, что образовательный кластер все-таки нацелен не столько на создание образовательных услуг, сколько на обучение личности, которая способна к конкуренции в постоянно меняющихся условиях конъюнктуры рынка.
В условиях постиндустриальных преобразований современной России происходят глубокие изменения в социально-экономической жизни общества, которые, в первую очередь, затрагивают сферу образования. В настоящее время конъюнктура рынка образовательных услуг не соответствует конъюнктуре рынка трудовых ресурсов, что приводит к необходимости разрабатывать новые механизмы взаимодействия сферы предоставления образовательных услуг со сферой производства. При этом важно актуализировать взаимодействие образовательных учреждений с организациями и предприятиями различных отраслей и направлений деятельности для продвижения новых технологий в производство и управление, а также с целью подготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности. Казалось бы, в данном контексте термин «образовательный кластер» и термин «непрерывное образование» близки по смыслу. Действительно, некоторые источники определяют образовательный кластер как единую систему непрерывного образования от школы до производства. На первый взгляд, это определение вполне приемлемо. Однако, в отличие от системы непрерывного образования, инновационный образовательный кластер не только создает условия для обучения в течение жизни, но позволяет по-новому увидеть возможности уже сложившихся и потенциальных связей между компонентами, обеспечивающими непрерывность образования.
В определенном смысле кластер напоминает такие знакомые организационные формы, как концерн, консорциум, корпорация. Однако и здесь существуют отличия: кластер имеет гораздо менее жесткую организационную структуру. Соответственно его можно считать системой особого рода, в которой добавление элемента улучшает ее работу, а изъятие не приводит к фатальным последствиям. Так же, как если использовать поэтическое сравнение и обратиться к этимологии слова: «в виноградной грозди съеденная ягода не нарушает общей целостности виноградной кисти» [17].
Для выяснения того, насколько рассматриваемое понятие известно преподавателям и студентам Петрозаводского государственного университета, было проведено письменное анкетирование магистров V курса и преподавателей иностранного языка кафедры естественно-технических специальностей и направлений. Выяснилось, что 87 % преподавателей никак не связывают термин «кластер» с образованием; 10 % воспринимают его как иерархическую схему обучения профессиональным компетенциям – от создания поурочных планов до создания целевых рабочих программ. И только 3 % трактуют термин приблизительно так, как это принято в современном образовательном понятийном поле: «исходя из перевода английского слова cluster – “концентрация”, “объединение”, кластер есть некая совокупность образовательных учреждений (школа, вуз), государственных органов, организаций, синергетически связанных, имеющих определенную цель и общие для всех участников задачи».
В то же время у студентов существует вполне четкое определение кластера. Так, 93 % респондентов (магистры V курса математического факультета) описали с небольшими вариациями представление о кластере следующим образом: «Что касается образовательного кластера, думаю, что он включает организации, занимающиеся обучающей деятельностью (вузы, техникумы, колледжи, школы), детские сады и организации, занимающиеся предоставлением дополнительных образовательных услуг (различные кружки в школах, спортивные секции, музыкальные школы, школы иностранных языков)».
Анкетирование показало, что студенты имеют представление о термине «кластер» как о некоей системе, функционирующей в образовании, тогда как преподаватели ограничивают представление о кластере поэтапным развитием компетенций либо вообще не знают о появлении такого термина применительно к образованию. Между тем кластерный подход заявлен в Программе стратегического развития Петрозаводского государственного университета, предполагающей создание образовательных кластеров по четырем направлениям [18]. В Республике Карелия в марте текущего года состоялась рабочая встреча правительства Карелии с представителями Международного евразийского научно-образовательного центра. Целью проекта является создание на территории Республики Карелия инновационного научно-образовательного кластера, направленного на комплексное решение проблем и задач Карелии и России, а также евразийской интеграции. Основой кластера является Международный евразийский научно-образовательный центр. Проект представляет собой создание нового научного, образовательного и практического направления для Карелии и России, который не имеет аналогов ни в России, ни в СНГ, ни в Европейском Союзе [19].
Существуют и противники данного термина. Вот как заведующая кафедрой стилистики и языка массовых коммуникаций Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского Наталья Кузьмина рассуждает о судьбе слова «кластер»: «В последние несколько лет слово “кластер”, известный в естественных науках термин, стало чрезвычайно модным и разделило судьбу всех модных слов (типа гламура или нанотехнологий) – приобрело чрезвычайно широкий и размытый смысл. Единственное, что объединяет образовательные, горные, медицинские, протестные, идеологические кластеры, кластеры элитной застройки, кластеры из пяти 20-этажных зданий, кластеры деловой активности и проч., – это значение «объединение, совокупность» (такова этимология англ. cluster – группа). А в таком употреблении оно ничуть не различается с давно известными словами (ряд, группа, объединение, серия, сектор и подобными) и является семантически избыточным. Слово “кластер” сохраняется только благодаря авторитету источника (формировать кластеры престижнее, чем объединения) и, возможно, не удержится в языке надолго» [20].
Представляется, что термин «инновационный образовательный кластер» значительно отличается от слов «ряд, группа, объединение, серия, сектор» и др. Такой кластер подразумевает не механическое объединение ряда научных и образовательных учреждений в некую группу, а указывает на их тесное взаимодействие и взаимозависимость. Это ведет к качественным преобразованиям как отдельных частей, так и всего кластера, при этом в ходе его функционирования обязательно создание нового качественного продукта. Кроме того, появление нового слова-термина, как правило, не бывает случайным, оно связано с возникновением нового объективного явления. В данном случае уместно говорить о возникновении нового термина как результата создания новой метафорической модели и переноса ее в новое понятийное поле. Метафорическая модель – это существующая в сознании носителей языка взаимосвязь между понятийными сферами, при которой система концептов одной сферы (сферы-источника) служит основой для моделирования понятийной системы другой сферы (сферы-мишени) [21].
Для описания метафорической модели по минимальной схеме необходимо охарактеризовать ее следующие признаки:
В соответствии с описанием метафорической модели определим исходную понятийную область термина «инновационный образовательный кластер». Как уже отмечалось выше, такой областью является экономика, в частности изучение М. Портером природы конкуренции. Новой понятийной областью является перенос термина “кластер” в образование. Концептами, относящимися к данной модели, являются: взаимодействие, взаимозависимость, тесное переплетение всех элементов, создание на выходе нового конкурентоспособного образовательного продукта. Связующим компонентом является конкуренция, т. е. в исходной модели – это создание конкурентоспособного продукта, а в случае метафорической модели – создание условий для обучения личности, способной успешно осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях.
Несоответствие конъюнктуры рынка образовательных услуг конъюнктуре рынка трудовых ресурсов требует новой организационной формы взаимодействия сферы образовательных услуг со сферой производства, включая взаимодействие образовательных учреждений с организациями и предприятиями различных отраслей и направлений деятельности. Целью такого взаимодействия является подготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности.
Для обозначения возникшей организационной формы и появляется новый термин «(инновационный) образовательный кластер».
Список литературы
1. Merriam-Webster. URL: Online http://www.merriam-webster.com/dictionary/cluster
2. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.
3. Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2007. № 1.
4. Буйлин А. Кластер, кто ты? URL: http://avbuilin.wordpress.com/2011/04/30/
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года».
6. Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness, USA, Massachusetts Press, 2010. P. 30.
7. EM HIEC – East Midlands Health, Innovation, Education Cluster Web Site http://www.tvhiec.org.uk/ Latest Bulletin Published on 15th April, 2014.
8. Innovation clusters in France: Innovation Comes First. URL: http://www.invest-in-france.org/us/why-choose-france/research-and-partnerships-innovation-clusters.htm)
9. Официальный сайт республики Татарстан. URL: mert.tatarstan.ru/rus/plan_ned.htm/press/
10. Education Innovation clusters. URL: http://www.educause.edu/ero/article/innovation-clusters-datapalooza-accelerating-innovation-educational-technology
11. Терешин Е. М., Володин В. М. Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления // Экономические науки. 2010. № 2 (63).
12. Растворцева С. Н., Череповская Н. А. Идентификация и оценка региональных кластеров // Экономика региона. 2013. № 4. С. 123–133.
13. Нормативные документы по дуальной системе обучения от 24.04.2013. URL: www.ksturu/article
14. Анисцына Н. Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе // Креативная экономика. 2010 № 4 (40). С. 91–97.
15. Красикова Т. Ю. Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему. URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/10/782/
16. Куценко Е. С. База данных кластеров в регионах Российской Федерации. Проект по выявлению кластеров, 2010. URL: http://evg-ko.livejournal.com/5992.html [1].
17. Мухаметшина Р. Ф. Кластерный подход в системе непрерывного гуманитарно-педагогического образования. URL: kpfu.ru/docs
18. Программа стратегического развития, принятая на 2012–2016 годы «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития» Официальный сайт Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). URL: http://petrsu.ru/Structure/NewsPaper/2004/1105/7.htm 15.10.2013
19. URL: http://inance.ru/2014/04/evrazcentr/
20. Кузьмина Н., ОмГУ. URL: http://superomsk.ru/comments/184
21. Чудинов А. П. Будаев Э. В. Метафорическое моделирование в политическом нарративе. М.: Изд-во Флинта, 2008. 248 с.