Кластер это что такое в русском языке примеры

Кластер — что это такое и где его можно применять

Кластер – это многозначный термин, который называет какую-то общность, скопление или упорядоченную группу похожих по смыслу элементов. Для разных сфер он может описывать разные процессы или обозначать совокупность объектов. Чтобы понять смысл понятия лучше отталкиваться от контекста. В нашем обзоре мы коротко опишем основные направления, в котором уместно употребление этого слова и осветим значение слова «кластер» в сфере информационных технологий (IT).

Области, в которых употребляется слово «кластер»

Производство. В этой сфере так называется комплекс объектов компании, осуществляющий полный цикл производства и размещенный на одной территории. Например, в Подмосковье существует сырный кластер, в который входят порядка 10 разных предприятий.

Экономика. Многие развитые страны ведут государственную кластерную политику, а всемирные организации (например, Азиатский банк развития или ОЭСР) участвуют в финансировании таких проектов. Для государства такие проекты нужны для уверенной конкуренции на международной арене в области инноваций. Полное название таких комплексов звучит так: «Инновационный территориальный кластер». В рамках этих проектов концентрируется научно-технические разработки, промышленное производство и образование.

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

В России они иначе именуются как «наукограды» и «технопарки». Самый известный в нашей стране технопарк – это «Сколково». Эти центры решают задачи для разных научных областей: медицина, фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, аэрокосмическое строительство, энергетика и многое другое. Поддержкой государства пользуются более 25 таких проектов в разных регионах от Москвы и Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Полный список центров можно найти на официальных сайтах Министесрства экономческого развития России и Ассоциации кластеров и технопарков России.

Значение слова «кластер» в IT

В информационных технологиях значение этого термина наиболее широкое. Кластером называют:

Подробно мы рассмотрим самые популярные сферы применения этого значения.

Кластер серверов 1С

Чтобы обеспечить активных пользователей бесперебойной работой сервера, создаётся серверная архитектура, выдерживающая высокие нагрузки. Такой системой может стать кластер серверов 1С. Другая альтернатива – отказоустойчивый Microsoft SQL Server или высокодоступный хост Hyper-V. Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Программа 1С: Предприятия была создана для автоматизации оборота документов и управления складом. Здесь кластер серверов организует устойчивую к сбоям работу для большого количества пользователей и обширных баз данных. В версии 1С: Предприятия 8.3 есть функция масштабирования. Она позволяет увеличивать количество активных менеджеров и запускаемых рабочих процессов не создавая сбой. При этом нагрузка между серверами будет распределена равномерно. Управление серверами 1С осуществляет консоль администрирования.

Кластер файловых систем и его размер

Дисковое пространство Windows организуется с помощью кластеров. Их размер – это минимальное значение, которое может быть выделено памятью для хранения данных. Чтобы сохранить файл, системе нужно занять целое число дисковых единиц. При этом какая-то часть памяти в последнем занятой ячейке может остаться не востребованной. Чтобы оптимизировать такую потерю, нужно во время форматирования раздела задать минимальный размер этой ячейки.

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Если вы форматируете жесткий диск под файловую систему NTFS, FAT или exFAT, то по умолчанию размер логической единицы равен 4 КБ. Чтобы выбрать размер для файловой системы NTFS, FAT16 или FAT32, то о рекомендуемых параметрах можно узнать на сайте поддержки Microsoft.

Как правило стандартных настроек дискового пространства для обычных пользователей вполне хватает. Но если вы намерены хранить много небольших файлов, то можно уменьшить размер кластера.

Веб-кластер

Для создания сайта с большим объемом информации также используется принцип архитектуры кластера. Это означает такое построение связей, которое даст максимальное быстродействие без зависаний. Такую архитектуру сайта можно встретить у крупных новостных порталов, а также сайтов с большим потоком посещений. Например, промо-сайтов Кока-Колы.

В нашем материале мы постарались в общих чертах определить, что же такое «кластер». Надеемся, вы смогли понять в каком направлении нужно двигаться дальше для получения большей информации.

Источник

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Значение слова «кластер»

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

В информационных технологиях:

Кластер как подмножество результатов поиска, связанных единством темы;

Кластер — единица хранения данных на гибких и жёстких дисках компьютеров;

Кластер — группа компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс;

также — группа серверов, объединённых логически, способных обрабатывать идентичные запросы и использующихся как единый ресурс;

Кластер — объект, обеспечивающий физически объединённое хранение данных из различных таблиц для ускорения выполнения сложных запросов, используемый в Oracle Database.

Кластер — класс родственных элементов статистической совокупности.

Звёздный кластер (звёздное скопление) — группа звёзд, связанных друг с другом силами гравитации;

Галактический кластер — суперструктура, состоящая из нескольких галактик.

Кластер (лингвистика) — группа близких языков или диалектов;

Последовательность, цепочка языковых элементов, которыми могут быть звуки (вокальный кластер) или части речи (глагольный кластер);

Консонантный кластер — стечение согласных.

Кластер (градостроительство) — территориальное образование внутри мегаполиса, представляющее собой относительно автономную единицу и обеспечивающее своим жителям полный набор городских функций (жилую, административно-деловую, торгово-развлекательную, рекреационную);

Кластер (химия) — сложное объединение (группа) нескольких атомов или молекул, выделяющихся из других подобных молекул и объединяющихся в устойчивое [обособленное] образование;

Кластер (ядерная физика) — коррелированная группа элементарных частиц;

Кластер (экономика) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний;

Кластер (музыка) — многозвучие, дающее или сплошное заполнение акустического пространства, или образование шума. На фортепиано кластеры получаются с помощью нажатия кулаком, ладонью или локтем на клавиатуру. См. также Кластерный аккорд;

Кластер генов у эукариот;

Кластер кучево-дождевых облаков;

Светодиодный кластер — устройство или часть устройства определённого размера с несколькими работающими совместно светодиодами и представляющее собой единый управляемый светодиодный излучатель.

кла́стер

1. объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами ◆ В топологическом аспекте металлокластер есть молекула, содержащая непрерывный замкнутый контур из одинаковых (гомоядерный кластер) или различных (гетероядерный кластер) атомов М. «Координационная химия — Том 21, Выпуски 7-12», 1995 г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примерыПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: узда — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Использование приема «кластер» на уроках русского языка в начальной школе

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Просмотр содержимого документа
«Использование приема «кластер» на уроках русского языка в начальной школе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «КЛАСТЕР» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Толстых Елена Александровна,

учитель начальных классов,

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?».

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему, свободно и открыто думать. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров универсален. Возможно применение кластера на протяжении всего урока. В самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Очень важное умение – компактно представлять изученный в классе либо дома материал. Развивать это умение помогает приём «кластеры». Прием кластера близок по своей специфике опорному конспекту.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластер используется мною на разных этапах урока:

— в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

— на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;

— на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Существуют различные виды кластеров.

Планета и её спутники.

Этот вид является самой востребованной и продуктивной моделью кластера. Его я использую на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Существует множество вариантов блок-схем. Данный прием можно считать эффективным, когда учащиеся воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание. Использую на уроках русского языка по теме «Работа над ошибками».

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Кластер с нумерацией слов для составления рассказа.

Данный кластер использую, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить.

Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры или слова для каждого предложения написать на листах одного цвета, но обговорить очередность цветов при составлении рассказа.

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов.

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения темы «Омонимы».

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Использую на уроках развития речи, для составления рассказа по серии картинок.

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Данный вид кластера использую для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, активизировать их и определить тему урока. Составляем следующим образом: записываем дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставим знак вопроса или пустую рамку для определения и записи темы урока. Использую на уроке русского языка по теме имя прилагательное.

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Составление фишбоуна использую на уроках русского языка по теме «Части речи».

Важная часть – голова! Обозначаем вопрос: как определить любую часть речи.

Косточки вверху или справа: основные понятия

Косточки внизу или слева: подтверждение, выводы, обощения.

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Иногда для того, чтобы разнообразить формы работы на уроке, использую картинки, предлагаю учащимся заселить все квартиры в доме.

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер был ярким, запоминающимся.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

он позволяет охватить большой объем информации;

вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений;

дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

умение ставить вопросы;

устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

сравнивать и анализировать;

Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Уроки с применением метода кластера

дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности;

повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

вооружает ученика и учителя способами работы с информацией;

активизирует мыслительную деятельность учащихся;

помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта;

содействует самообразовательной деятельности учащихся,

умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе;

дает возможность исправления, редактирования работ.

Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творчества. Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru

Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.

Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2010. – 524 с.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2012. – 88 с.

Источник

Создание кластера на уроках русского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 45им. Д. И. Блынского г. Орла

на уроках русского языка

Учитель начальных классов:

Коряковцева Елена Ивановна

Создание кластера на уроках русского языка


1. Прием кластера как способ графической организации материала

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.

выделение смысловых единиц текста

графическое оформление их в виде схемы.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

он позволяет охватить большой объем информации;

вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

умение ставить вопросы;

устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

сравнивать и анализировать;

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

2. Виды кластеров на уроках русского языка

На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.

Существуют различные виды кластеров:

планета и её спутники

кластер с нумерацией слов для составления рассказа

кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.

Систематизировать и представить материал по теме «Звуки речи» можно следующим образом:

Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Анализ имени существительного

    Определить часть речи:

    Определи форму слова:

    Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

    Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

    В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

    Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

    При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

    Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание.

    Таким образом, кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

    Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно проработают тему урока.

    Роль в предложении

    Кластер с нумерацией слов.

    Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми, кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

    Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.

    Арт-кластер (кластер с картинками)

    Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

    Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

    Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.

    Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примерыКластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

    Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примерыКластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примерыКластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

    Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

    Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

    Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

    Ученики должны сами определить, что темой урока будет «Имя числительное».

    На других стадиях ученики могут сами составлять обратные кластеры для своих одноклассников или для учеников других классов – по ходу чтения текста или по памяти. Это поможет им повторить и закрепить тему, активизировать лексику, а дальнейшее использование ученических кластеров поможет учителю проверить знание содержания темы учащимися и их словарный запас.

    Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть фото Кластер это что такое в русском языке примеры. Смотреть картинку Кластер это что такое в русском языке примеры. Картинка про Кластер это что такое в русском языке примеры. Фото Кластер это что такое в русском языке примеры

    3. Обучение школьников приему составления кластеров на уроках русского языка

    Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:

    1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

    2) коллективное составление кластера учащимися;

    3) составление кластера в группе;

    4) создание кластера в паре;

    5) индивидуальная работа школьника на уроке.

    Для первого знакомство конструктивнее использовать именно этап проверки домашнего задания или повторения изученного материала, так как школьник хорошо знаком с информацией, сложность заключается только в ее организации.

    Учитель знакомит школьников с алгоритмом составления кластера, предварительно познакомив их с терминологией, а также пояснив, где может пригодиться им полученный навык. Он вместе с учениками составляет кластер, создает проблемную ситуацию: ребенок должен отрефлексировать деятельность, высказать свое предположение о том, помогает ли данная форма работы процессу усвоения материала, его лучшему запоминанию, систематизации. Таким образом, ребенок будет замотивирован освоить данный прием.

    На втором уроке учащиеся самостоятельно коллективно составляют кластер на этапе закрепления и систематизации пройденного материала. Школьники предлагают свои варианты организации информации и ее содержание устно (прием «Корзина идей»), делают записи, в процессе работы уточняют фактический материал, подмечают недостатки друг друга, стараются найти самый оптимальный вариант. Ребятам нравится возможность творчески проявить себя, в обсуждении участвуют все. По окончании работы учитель просит объяснить ему полученную модель, что ученики и делают с энтузиазмом.

    На третьем занятии учитель на этапе объяснения нового материала предлагает учащимся самостоятельно поработать с учебником: внимательно прочитать правило, выделить в нем то, что он уже знал, то, что стало новым и то, что ему показалось сложным (прием «Инсерт»). Учащиеся имеют возможность задать вопросы, на которые получают ответы от одноклассников или, в случае затруднения, от учителя. Затем педагог предлагает ребятам поработать в паре и составить кластер к изучаемому правилу. Школьники советуются, уточняют материал, исправляют ошибки, корректируют недочеты как на уровне теоретического усвоения материала, так и при попытке его систематизации и графической организации. Через 5 минут ученики предлагают свои варианты кластеров (по желанию), зарисовывают их на доске, комментируют, делают выводы.

    На уроке повторения изученного учащимся в индивидуальном порядке предлагается на альтернативной основе составить кластер на тему «Однокоренные слова и формы одного слова» или выполнить упражнение из учебник. Поработать над составлением кластера пожелала половина ребят, что я как педагог посчитала хорошим началом на пути дальнейшего совершенствования в этом виде работы: дети не боятся деятельности данного рода, готовы попробовать составить кластер даже индивидуально, а значит, уверены в наличии у них определенных знаний и навыков. По прошествии 5 минут учащиеся сдают свои работы. Подведение итогов проводится в два этапа: вначале просматриваются варианты кластера, которые получились у ребят, выбираются наиболее удачные, затем ребята защищают свои работы у доски. Класс оценивает их, комментирует, исправляет недочеты. Дети работают с интересом. К этому времени они уже достаточно хорошо освоили алгоритм составления кластера, научились работать с текстовой информацией и оформлять ее графически. Далее необходимо прокомментировать, почему не все кластеры были допущены к защите: разъясняются, прорабатываются типичные ошибки.

    Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроке русского языка именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

    В таком случае школьник, который недостаточно хорошо на начальном этапе освоения приема разбирается в алгоритме действий, чувствует поддержку учителя, класса, одноклассника. Установка на неуспех априори отсутствует. Он не боится высказывать свою точку зрения, даже если сомневается в её абсолютной правильности, экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми владеет. К пятому занятию учащийся уже полностью осваивает методику составления кластера (так как на предыдущих уроках систематически устранялись недочеты, вносились поправки) и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным выполнением задания.

    Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

    Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *