Кластер это что такое в географии

«Применение кластера на уроках географии»

«Применение кластера на уроках географии»

© Е.Ф.Сложеникина, старший преподаватель кафедры химии, географии и методик их преподавания ПГСГА;

© А.А.Пахомов, учитель географии ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается педагогическая технология формирования у учащихся системно-деятельностного подхода к обучению. Данная статья ставит перед собой задачу определить возможности урока географии с использованием кластерного подхода, который способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Ключевые слова: кластер, педагогическая технология, структура.

«The use of cluster geography lessons»

© E.F.Slozhenikina, senior lecturer in chemistry, geography and their teaching methods;

© A.A.Pahomov, geography teacher GBOU urban village school № 2 Ust- Kinel (Russia)

Keywords: cluster, educational technology, structure.

На современном этапе, в связи с новыми требованиями к процессу обучения, некоторые методы обучения устарели. Их результат не соответствует требованиям постоянно развивающегося общества. Современная система образования дает возможность учителю выбрать среди множества инновационных методик ту, которая позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания.

Кластер – педагогическая технология, которая способствует развитию вариантности мышления, учит устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Прежде, чем приступить к изучению какого-либо объекта, явления, необходимо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего, по ходу приобретения новых сведений, совершенствовать эту модель.

В основном применение данной технологии дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме.

При включении в учебный процесс данную технологию необходимо:

выделить главную, ключевую тему изучения материала;

определить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации).

Можно выделить следующие формы работы с кластерами:

самостоятельная домашней работа;

самостоятельная работа при выполнении практического задания:

работа в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер;

работа в составе учебной группы при участии преподавателя;

выполнение контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру;

Последовательность действий при составлении кластера следующая:

1 этап. В центре, на развороте тетрадного листа, записывается ключевое слово, которое является темой, разделом.

2 этап. Учитель просит школьников высказать свои ассоциации к теме или разделу, тем самым, выделяя из их ответов подразделы, которые будут конкретно изучаться.

3 этап. Каждый подраздел изучается на отдельном уроке. Графическое заполнение схемы продолжается: записываются или зарисовываются ассоциируемые понятия учащихся, но уже связанные с темой подраздела.

4 этап. По мере записи, появившиеся понятия одного подраздела соединяются прямыми линиями с понятиями другого подраздела. Таким образом, устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

Преимущества использования технологии «Кластери»:

самостоятельно созданный обучающимися кластер, даёт возможность учителю отследить понимание темы;

для самих школьников такая самостоятельная деятельность даёт возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями, законами и закономерностями;

использование кластера помогает преподавателю учитывать индивидуальные особенности учеников: один при составлении собственного кластера будет использовать слова, другой понятия, а третий – просто нарисует объект изучения или процесс.

Создание кластера при изучении темы «Атмосфера».

1. На доске в начале урока учитель записывает тему: «Атмосфера».

2.Предлагает ученикам высказать свои идеи и понятия, ассоциируемые у них с данной темой. Преподаватель из всего предложенного выделяет подразделы. Если они названы не будут, то можно задать наводящий вопрос по теме.

3. В ходе беседы выделяются подразделы основной темы:

4. Выделив подразделы, учащиеся автоматически знакомятся с тем, что они будут изучать в ближайшие уроки.

Цель первого урока – создание основы кластера, знакомство с понятием «Атмосфера» и выявление основных изучаемых подразделов.

5. В дальнейшем после изучения каждого подраздела, учащиеся сами пишут идеи и понятия, относящиеся к подразделу.

6. В итоге получается схема в виде разрастающейся «виноградной грозди», где первые два этапа делаются совместно с преподавателем, а третий и четвертый – самостоятельно, тем самым это позволяет учитывать степень усвоения материала.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к урокам, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в чувство собственного достоинства, дают учащимся ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. На современном этапе в процессе обучения важно не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Применение технологии «Кластер» позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит отделять главное от второстепенного, подводит обучающегося к собственному выводу.

Герасимова Т.П. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 2-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 105 с.

Дмитриева Л.М. Уроки географии в 6 классе [Текст] / Л.М. Дмитриева. – М.: Дрофа, 2007. – 108 с.

Кульневич С.В. «Совсем необычный урок» [Текст] / С.В. Кульневич. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 159с.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко М.: Педагогика, 2001. – 146с.

Источник

Что такое кластер

Территориальный охват кластера может варьироваться от одного го­рода или штата (региона) до страны или даже нескольких соседствующих стран. [2] Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глу­бины и сложности, но большинство включают в себя: компании «готового продукта» или сервиса; поставщиков специализированных факторов про­изводства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; фи­нансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. В кластеры час­то входят также фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; специа­лизированные провайдеры инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, по­ступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты, структуры повышения квалификации в свободное время); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, многие кластеры включают предпринимательские объединения и другие совместные структуры частного сектора, организации по сотрудничеству, поддерживающие членов кластера. (См. врезку «Исторические и интел­лектуальные предпосылки теории кластеров».)

Определение составных частей кластера лучше начать с рассмотре­ния крупной фирмы или концентрации сходных фирм, а затем выявить цепочку связанных с ними по вертикали ниже- и вышестоящих фирм и организаций. Далее надо найти по горизонтали отрасли, проходящие через общие каналы или производящие побочные продукты и услуги.

На рис. 7.1. и 7.2 приведены схематические диаграммы кластера итальянских производителей и дизайнеров обуви и кластера виноделов из Калифорнии.

Кластер это что такое в географии. Смотреть фото Кластер это что такое в географии. Смотреть картинку Кластер это что такое в географии. Картинка про Кластер это что такое в географии. Фото Кластер это что такое в географии

Рчс. 7.1. Кластер итальянских производителей и дизайнеров обуви Источник. Исследование Клааса ван дер Линде, 1993 г.

Кластер это что такое в географии. Смотреть фото Кластер это что такое в географии. Смотреть картинку Кластер это что такое в географии. Картинка про Кластер это что такое в географии. Фото Кластер это что такое в географии

Кластер пищевой промышленности

Рис. 7.2. Кластер виноделов из Калифорнии

Источники. Исследования студентов магистратуры Гарварда Р. Александера (R. Aleksander), Р. Арнеи (R. Arney), Н. Блэка (N. Black), Е. Фроста (Е. Frost) и А. Шивананды (A. Shivananda).

Несмотря на то что ни одна из диаграмм не может включать все компоненты, из которых состоит соответствующий кластер, каждая из них иллюстрирует его важные свойства. Например, рис. 7.1 ясно пока­зывает несколько цепочек связанных (родственных) отраслей промыш­ленности, вовлеченных в кластер итальянских производителей и дизай­неров обуви. Сюда, в частности, входят отрасли, связанные с производ­ством различных видов кожаных изделий (побочные продукты, общие факторы производства, схожие технологии), обуви (дублирование ка­налов, подобные факторы производства и технологии), а также различ­ных видов модных товаров (побочные продукты).

Калифорнийская группа виноделов включает широкий ряд сопутст­вующих отраслей, обеспечивающих поддержку как для виноделия, так и для выращивания винограда. В плане выращивания винограда имеются тесные связи с крупным калифорнийским агропромышленным класте­ром. В виноделии прослеживаются важные для кластера связи с кали­форнийской индустрией ресторанов и приготовления продуктов питания (побочные продукты), а также с туристическим кластером в Нале и дру­гих винодельческих регионах штата. На рис. 7.2 представлены также множество местных организаций, вовлеченных в сотрудничество с вино­делами. Например, Калифорнийский университет в Дейвисе, программа которого по виноградарству пользуется известностью во всем мире, а также специальные комитеты калифорнийского сената и ассамблеи.

Определение границ кластера часто носит сложный поэтапный ха­рактер и включает в себя творческий процесс выявления наиболее важ­ных связей и взаимного дополнения разных отраслей и организаций. Возможные критерии выбора при нанесении границ иллюстрируются примером кластера по производству специальной мебели, расположенно­го в Гранд Рапиде, штат Мичиган (рис. 7.3). Очевидно, что к данному кластеру относятся производители офисной мебели и перегородок, ска­меек для стадионов, классных комнат и сидений для транспортных средств. Эта продукция имеет важную общность свойств, характерных черт, комплектующих изделий и технологии. Расположенные близко друг от друга производители металлических частей и оборудования, пластико­вых деталей, компании, занимающиеся нанесением рисунка, являются поставщиками данного кластера. Эти же сопутствующие отрасли могут одновременно входить и в другие кластеры, поскольку обслуживают так­же другие отрасли-заказчики, например автомобилестроение.

Достаточно хорошо изученные кластеры охватывают большие груп­пировки, такие как переработка сырья, производство товаров массового потребления, отрасли, связанные с высокими технологиями. Для подоб­ных образований в лучшем случае наблюдаются слабые связи между вхо­дящими в них отраслями. Обсуждение территориальной ограниченности кластеров и «узких мест» таких групп уводит в обобщения. В противопо­ложность этому выбор в качестве кластера отдельной отрасли позволяет просматривать ключевые взаимосвязи в отрасли, оказывающие сильное влияние на конкурентоспособность. [4]

Кластеры наблюдаются во многих типах отраслей, как в крупных, так и в более узких областях деятельности, и даже в некоторых локальных видах бизнеса (ресторанное дело, торговля автомобилями, сети антик­варных магазинов). Они присутствуют как в крупномасштабной, так и в малой экономике, в городской или сельской местности, а также на не­скольких уровнях географического деления (на уровне государств, шта­тов, столичных регионов и городов). Кластеры наблюдаются как в усло­виях развитой, так и развивающейся экономики. Однако в случае разви­той экономики кластеры обычно развиты значительно лучше.

Границы кластеров достаточно редко подчиняются стандартным сис­темам отраслевой классификации, не способным охватить многих важ­ных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями. Класте­ры обычно состоят из сочетания отраслей, выпускающих готовый про­дукт, механизмы, материалы, а обслуживающие отрасли обычно классифицируются по отдельным категориям.

В связи с тем, что части кластера часто относятся к различным тради­ционным категориям отрасли или сервиса, некоторые кластеры могут ос­таваться в тени или не распознаваться вовсе. Например, в штате Массачу­сетс более 400 компаний, предоставляющих по меньшей мере 39 тыс. вы­сокооплачиваемых рабочих мест, тем или иным образом были приобщены к работе с медицинской техникой. Кластер долго оставался незаметным, скрытым за несколькими более крупными и перекрываю­щимися отраслями, такими как производство электроники и полимеров.

Кластер это что такое в географии. Смотреть фото Кластер это что такое в географии. Смотреть картинку Кластер это что такое в географии. Картинка про Кластер это что такое в географии. Фото Кластер это что такое в географии

Руководители функционирующих в пределах кластера компаний ни­когда прежде не взаимодействовали между собой, несмотря на то, что для их фирм существовало множество схожих ограничений, проблем и воз­можностей. Выявление данного кластера с последовавшим за этим созда­нием ассоциации МазяМесИс и началом конструктивного диалога с прави­тельством будет рассмотрено ниже.

Кластеры отличаются по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Некоторые кластеры состоят в основном из малых и средних предприятий (например, в случае кластеров итальянских производите­лей обуви или мебели для дома в Северной Каролине). [5] Другие включают как крупные, так и мелкие фирмы (например, Голливуд или кластер в немецкой химической промышленности). Одни кластеры ориентируются на исследовательские возможности университетов, в то время как другие не имеют существенных связей с университетами. [6] Эти различия в природе кластеров отражаются в структурах отраслей, образующих кластер. Самые развитые кластеры имеют более глубокие и специализированные базы поставщиков, больше родственных и под­держивающих отраслей.

Границы кластеров постоянно изменяются по мере появления новых фирм и отраслей, сужения или спада существующих отраслей, а также с развитием и изменением местных организаций. Развитие технологий и рынка порождает новые отрасли, создает новые связи, переделывает существующие рынки. Свой вклад в смещение границ вносят и законода­тельные изменения, как это происходит, например, в области телекомму­никаций и транспорта.

Кластеры можно исследовать на разных уровнях внутреннего взаи­модействия, выявляя при этом различные особенности. Например, в Ка­лифорнии существует крупный агропромышленный кластер. Исследова­ние географии и анализ этого широкого кластера раскрывает существенные элементы конкурентоспособности. Рассмотренное выше объединение вино­делов находится в рамках более крупного кластера. Анализ на этом уровне выявляет более специфические и характерные особенности (например, связь с туристическим кластером).

Определение кластера может отличаться для различных регионов в зависимости от того, в каких сегментах происходит конкурентная борь­ба между входящими в него компаниями, а также от применяемых ими стратегий. Мультимедийный кластер нижнего Манхэттена например, со­стоит, в основном из контент-провайдеров и фирм, работающих в родст­венных отраслях, таких как издательское дело, радиовещание, графика и изобразительное искусство. В противоположность этому мультимедий­ный кластер залива Сан-Франциско включает многих производителей оборудования и программного обеспечения, что позволяет использовать высокие технологии.

Почему экономику следует рассматривать через призму кластеров, а не через более традиционное группирование компаний, отраслей или секторов, таких как в производстве или обслуживании? Прежде всего, в силу того, что кластеры лучше согласуются с самим характером конку­ренции и источниками достижения конкурентных преимуществ. Класте­ры лучше, чем отрасли, используют важные связи, взаимодополняемость отраслей, распространение технологии, опыта, информации, маркетинг, а также осознание нужд потребителя, пронизывающее фирмы и отрасли. Как будет показано далее, такие связи являются основополагающими в конкурентной борьбе, повышении производительности и особенно в определении направлений и интенсивности организации нового бизнеса и внедрения инноваций. Большинство участников кластера не конкури­руют между собой напрямую, а просто обслуживают разные сегменты от­расли. Однако у них существует много общих потребностей и возможно­стей, они встречают много одинаковых ограничений и препятствий на пу­ти повышения производительности. Восприятие группы компаний и организаций как кластера позволяет выявить благоприятные возмож­ности для координации действий и благотворного взаимного воздействия в сферах общих интересов без угрозы извращения конкуренции или ог­раничения интенсивности соперничества. Кластер обеспечивает возмож­ность ведения конструктивного и эффективного диалога между родст­венными компаниями и их поставщиками, с правительством, а также дру­гими вовлеченными институтами (университеты, организации по сотрудничеству, исследовательские лаборатории). Государственные и ча­стные инвестиции, направленные на улучшение условий функциониро­вания кластера, приносят пользу сразу многим фирмам.

В противоположность этому рассмотрение ситуации в стране по от­раслям или узким секторам (например, автомобильной промышленно­сти) часто сводится к лоббированию интересов в вопросах выделения субсидий или облегчения налогового давления на участвующие компа­нии. Получаемые в результате государственные инвестиции создают ли­хорадочное «перетекание» выгод в другие отрасли и поэтому могут де­формировать рынок. Из-за непосредственной конкуренции большой час­ти участников существует вполне реальная опасность снижения интен­сивности соперничества. Из опасения помочь конкурентам компании часто сомневаются, следует ли им принимать в этом участие. Видение си­туации сквозь отрасль или узкий сектор имеет тенденцию искажать кон­куренцию, в то время как подход с позиции кластера фокусируется на усилении конкуренции. Мы еще вернемся к этому вопросу после рас­смотрения значения кластеров для компаний и правительств.

Исторические и интеллектуальные предпосылки теории кластеров

Кластеры длительное время маячили на экономическом гори­зонте. Географическая концентрация объединений и компаний в определенных отраслях существовала на протяжении столетий. Однако роль кластеров была довольно ограниченной. Вместе с тем, по мере вовлечения в конкурентную борьбу и усложнения современной экономики глубина и широта охвата кластеров воз­растала. Глобализация, наряду с расширением знаний, сильно изменила роль кластеров в конкуренции.

Интеллектуальные предпосылки теории кластеров восходят по меньшей мере к Альфреду Маршаллу, включившему посвящен­ный феноменам особых промышленных регионов раздел в свои Принципы экономической теории (впервые изданы в 1890 году). В течение первой половины XX столетия экономическая геогра­фия была признанной областью исследования, по которой име­лось большое количество литературы. Однако с середины столе­тия, с приходом в экономику неоклассицизма, рассмотрение ре­гионов вышло из основного русла развития экономической теории. В последнее время увеличение прибыли стало играть главную роль в новых теориях развития и международной тор­говли. При этом наблюдается и возрастание интереса к экономи­ческой географии. 2

В литературе по менеджменту географии и местоположению (дислокации) уделялось минимальное внимание. Если вопросы гео­графии и рассматривались, то они, как правило, сводились к влия­нию культурных и иных различий при ведении экономической дея­тельности в разных странах. Местоположение корпорации рассмат­ривалось как достаточно узкий вспомогательный вопрос управленческой деятельности. С ходом глобализации вопрос об ис­ходном местоположении считался все менее значительным.

Разнообразие литературы позволяет пролить свет на феномен кластеров, включая исследования полюсов роста и структуры с

В других исследованиях основное внимание уделяется географиче­ской концентрации компаний, работающих в определенной местно­сти, что можно рассматривать как особые случаи существования кластеров. В некоторых отраслях преобладают промышленные рай­оны итальянского типа с доминированием в местной экономике ма­лых и средних фирм. В других наблюдается смесь крупных фирм, базирующихся в данной стране, крупных фирм, находящихся в соб­ственности иностранных владельцев. Как правило, при этом присут­ствует также большое количество мелких компаний.

В качестве центров некоторых кластеров выступают исследова­тельские мощности университетов, в то время как другие мало пользуются ресурсами специализированных организаций, зани­мающихся развитием технологий. Кластеры наблюдаются как в отраслях, характеризующихся высокими технологиями, так и в традиционных отраслях, как в производстве, так и в сфере пре­доставления услуг. В кластерах зачастую тесно переплетены вы­сокие технологии и нетехнологичные отрасли, производство и сервис. В некоторых регионах доминирует один кластер, в то время как в других — таких кластеров несколько. Кластеры воз­никают как в условиях развитой экономики, так и развивающей­ся; хотя отсутствие глубины кластеров в развивающихся странах выступает характерным ограничением в их становлении.

В целом большинство предыдущих теорий обращено к конкрет­ным аспектам кластеров или к кластерам определенного типа. Многие традиционные аргументы в пользу существования кла­стеров, основанные на рассмотрении агломераций, оказались ус­таревшими в результате глобализации источников снабжения и рынков сбыта. Однако современная наукоемкая экономика отво­дит кластерам значительно более структурированную роль.

Только в настоящее время начинает широко осознаваться важное значение кластеров в конкурентной борьбе. Понимание их роли требует встраивания кластеров в расширенную, динамическую теорию конкуренции, которая акцентирует свое внимание на из­держках и дифференциации, стабильной эффективности и не­прерывном улучшении и инновациях; теорию, признающую гло­бальные мировые факторы и товарные рынки. Некоторые наибо­лее значимые теории экономики агломераций уделяют больше внимания динамике, чем статической эффективности, и поме­щают в центр рассмотрения инновации и скорость обучения. В современной экономической теории кластеры имеют более сложное и всеобъемлющее значение, чем считалось ранее.

Кластеры образуют важную сложную организационную форму, центр влияния на конкурентную борьбу. Они являются характерной чертой рыночной экономики. Состояние кластеров позволяет оце­нивать производительный потенциал экономики и факторы, сдер­живающие ее дальнейшее развитие. Ведущая роль кластеров в кон­курентной борьбе повышает заинтересованность компаний, прави­тельств и других организаций в развитии экономики.

а См. Krugman (1991А, 1991В). ь Hirschman (1958).

с Существует много литературы по агломерациям, в том числе: Weber (1929); Losch (1954); Harris (1954); Isard (1956); Lloyd and

Dicken (1977); Goldstain and Gronberg (1984); Rivera-Batiz (1988); McCann (1955B); Ciccone and Hall (1996); и Fujita and Thisse (1996).

d См. Storper and Salais (1997A, 1997B); Storper (1997); Amin and Thrift (1992), а также статьи следующих авторов: Storper, Gertler, Mair, Swyngedouw, Сох в Сох (1993).

с Scott (1991); Glaeser, Kallal, Sheinkman, and Shleifer (1992); Glaeser (1994); Henderson (1994); Glaeser, Scheinkman and Shleifer (1995); Henderson, Kuncoro and Turner (1995); а также Henderson (1996).

‘ См. Bengt-Ake (1992); Dosi, Gianetti and Toninelli (1992); Nelson (1993); а также Cimoli and Dosi (1995).

к См., например, Giarratani (1994) и Markusen (1995A).

h В литературу по этому вопросу входят работы Piore and Säbel (1984); Becattini (1987); Pyke, Becattini and Sengenberger (1990); Руке and Sengenberger (1992), а также Harrison (1992).

1 См., например, Burt (1997); Granovetter (1985); Henton, Melville and Walesh (1997); Nohria (1992); Perrow (1992); Putman, Leonardi and Nanetti (1993); Fukuyama (1995); а также Harrison and Weiss (1998).

‘ Harrison, Kelley and Grant (1996) создали впечатляющий метод проверки относительной важности отрасли и экономики урбани­зации в продвижении инноваций в сфере механизации и устано­вили, что более существенными оказываются эффекты урбани­зации. Они, однако, осознавали, что этот метод далеко не одно­значный. Это связано, наряду с другими причинами, с тем, что они брали для рассмотрения инновацию, находящую широкое применение (а не специализированную) в отрасли без значи­тельной географической концентрации. Действительно, обработ­ка металлов — это, в сущности, не кластер, а только часть других кластеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *