Кластер что значит жить по правилам обществознание 7 класс
Что значит жить по правилам?
Всего получено оценок: 1499.
Всего получено оценок: 1499.
С самого детства нас учат правилам поведения в разных ситуациях. Что значит жить по правилам и одинаковы ли они для всех людей? Попробуем ответить на эти и множество других вопросов, чтобы понять, почему нужно знать и следовать правилам и для чего они были приняты в обществе.
Правила вокруг нас
Чем бы мы ни занимались, нам всегда приходится выполнять какие-то обязательные требования. О них каждому человеку с самого юного возраста рассказывают дома и в школе. И люди не могут их нарушать. Иначе людей, нарушивших правила, ждет осуждение со стороны взрослых и друзей или даже какое-либо наказание.
Правила (или социальные нормы) – это законы, которые регулируют действия людей в различных ситуациях.
Примеры таких правил:
Есть разные виды правил, которые также называют социальными нормами. В учебнике 7 класса обществознания приводятся такие классификации:
Также правила можно разделить на такие группы:
которые читают вместе с этой
Привычки и обычаи
Не все правила прописаны в специальных документах. Есть и такие, которые мы узнаем, когда смотрим на родителей, учителей, других людей, и пользуемся ими каждый день: например, мы приветствуем друг друга при встрече, зимой надеваем зимнюю одежду, а летом – летнюю. В данном случае мы говорим о традициях или морали.
Действия, которые повторяются в течение некоторого времени, называют привычкой. А если действия совершаются многими людьми, то такие привычки называют обычаями.
К первым можно отнести: зарядку по утрам, здоровое питание, регулярную уборку в своей комнате и так далее. Вторую группу составляют курение, употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, лень и другое.
Некоторые действия могут не только вредить человеку, но и быть опасными для его здоровья и даже жизни. Поэтому стоит внимательно относиться к своим привычкам.
Все действия, которые совершаются во время ритуала, принято называть обрядами.
Что такое хорошие манеры?
Часто можно услышать, как о ком-то говорят: он не умеет себя вести. Что это значит?
Оказывается, существуют особые правила поведения, которые приняты всеми людьми в определенных ситуациях. Все они называются одним словом – этикет. В каждой ситуации действуют свои нормы. Например, сидя за столом, нельзя громко стучать ложкой по тарелке и разговаривать, не прожевав еду.
Манеры – это внешние формы поведения человека, то, как он себя ведет. По ним окружающие люди оценивают человека.
Самым вежливым и воспитанным человеком при дворе Петра I считался граф Б. П. Шереметев. Его наряд, речь, поведение соответствовали принятым нормам, а его утонченность и сдержанность вызывали одобрение общества.
Что мы узнали?
Вокруг действует множество разных правил. Они регулируют наши взаимоотношения с другими людьми, контролируют поведение и не позволяют кому-либо нарушать наши права. Данные нормы являются примером того, как мы должны себя вести для того, чтобы был порядок, а это – условие нормального существования общества. Поэтому важно соблюдать их всегда.
Что значит жить по правилам. 7 класс
Презентацияя к уроку по предмету «Обществознание. 7 класс» на тему «Что значит жить по правилам»
Содержимое разработки
Проверка готовности в уроку :
Обществознание. 7 класс
Что значит жить по правилам
Рубрика «Проверим себя»
Устанавливают порядок чего-либо
ПРАВИЛО – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах.
НОРМА ( правило ) — правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения, указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.
Поведение – это любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.
— это охраняемое государством социально полезное осознанное поведение людей, соответствующее нормам позитивного права.
К осознанному поведению относят такое поведение, в ходе которого человек понимает причины и следствия своих действий, делает аргументированный выбор из нескольких альтернатив
Сознание – способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей жизни, действительности
Признаки правомерного поведения
Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены
СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ (виды норм)
Устанавливает какое поведение желательно
Устанавливает какое поведение
Устанавливает какое поведение обязательно
— по степени обязательности
Устанавливает какое поведение ДОПУСТИМО, хотя и не желательно
Устанавливает какое поведение ОБЯЗАТЕЛЬНО
для данной группы людей
Четко зафиксированы в письменной форме
Обеспечиваются обычаями и привычкой
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – это официальные и неофициальные кодексы, предписания, правила и устав, традиции, стереотипы, стандарты и др.
Их назначение состоит в том, чтобы регламентировать поведение и действия людей, задавать цели, условия и способы выполнения различных действий, а также быть критерием оценки поведения индивида
ИНДИВИД (индивидуум) – отдельный человек как единичный представитель рода человеческого и как член какой-либо социальной группы
2. «ПРИВЫЧКА СВЫШЕ НАМ ДАНА…»
ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1. Прокомментируйте данную схему
2. Прочитайте текст на стр. 9, 11 Учебника, с помощью словаря запишите определения понятий привычка, обычаи, обряды и традиции
3. Правила этикета и хорошие манеры
Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое, установленный порядок поведения где-либо
Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих
Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми
Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.
Выучить определения: ПРИВЫЧКА, ОБЫЧАЙ, ОБРЯД, ТРАДИЦИИ,
Презентация по обществознанию на тему «Что значит жить по правилам» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что значит жить по правилам Краснова Ирина Владимировна МБОУ СОШ № 8 г. Большой Камень учитель истории и обществознания
Что значит жить по правилам Многообразие правил «Привычка свыше нам дана…» Правила этикета и хорошие манеры
Правило установленный порядок действий в тех или иных случаях «Правило—закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах» В.И. Даль
Социальные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения Привычка Обычай Ритуал Обряд Церемония Этикет
Социальные нормы по направленности по степени обязательности по форме запрещающие предписывающие нормы-ожидания нормы-правила неформальные формальные
Привычка сложившийся способ поведения (стереотип) в определенных ситуациях.
Обычай традиционно установившийся порядок поведения.
Ритуал выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо.
Обряд совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека, установленных обычаем или ритуалом.
Церемония торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок – церемониал (последовательность действий, имеющих символическое значение).
Этикет принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих, называются манерами.
Сетикет правила поведения в сети Интернета
Санкции меры воздействия, применяемые к нарушителям установленных норм, правил способ одобрения, поощрения, поддержки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-003044
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация и конспект по обществознанию на тему «Что значит жить по правилам» (7 класс (ФГОС)
Выбранный для просмотра документ Урок 3 Что значит жить по правилам.doc
Методическая разработка урока № 3 по обществознанию
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Тема урока : Что значит жить по правилам
Урок выстроен с применением модульной технологии. Он дает общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их знания и сознательного следования им во многом зависит успех человека, общественное признание и эффективность прилагаемых усилий. На последующих уроках эти знания будут дополняться на материале правовых норм.
1.Познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.
2.Создать условия для практического освоения социальных норм (правил работы на уроках обществознания)
3.Способствовать развитию УУД по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
подвести учащихся к пониманию роли правил, социальных норм в жизни человека;
продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
воспитывать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе, воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неспешности учебной деятельности
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, схематический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: учебник, таблица, презентация
1. Мотивация. (Слайд 1)
(проанализируйте представленный видеоряд). Какой темой можно объединить все картинки?
Вырази своё мнение о споре Кирилла и Ларисы
-Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор? Почему вы так думаете?
-Как сформулируем тему урока?
3. Усвоение новых знаний
Что же такое правила? Обратимся к словарю (Слайд 4,5)
Правил огромное множество, мы с ними сталкиваемся ежедневно, все они имеют определенную классификацию (Слайд 7 )
Что они означают? Обратимся к учебнику. Страница 9. Обратите внимание. Таблица называется социальные нормы. Почему?
(Слайды 8 – 10) определяют по картинкам виды правил
Многие правила возникли очень давно, кажется, были всегда, при их выполнении мы даже не задумываемся, почему так поступаем. Приведи примеры.
Такие правила называются привычки.
Далеко не все привычки полезны. Подумай, какие привычки ты можешь назвать вредными?
Привычки, как правило, индивидуальны, но есть и коллективные, к ним относят…
Задание: Найдите в тексте учебника (стр. 11), сформулируйте и приведите примеры обряда, церемониала, обычаев.
Соотнесите понятия и определения (Слайд 16)
4. Конечная рефлексия
Вернёмся к спору Кирилла и Ларисы .
Поменялось ли Ваше мнение, можете ли вы теперь доказать аргументировано свою точку зрения.
5. Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся.
6. Домашнее задание
*** 1.Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.
2. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов, что больше всего вас в них удивило?
Анализируют видеоряд. Приходят к выводу, что он показывает различные правила
Выражают мнения, учитель фиксирует результаты «опроса» на доске.
Принимают участие в выводе темы урока
Анализируют определение из словаря Даля и из учебника, строят первичную схему – ассоциацию: правила – это закон, нормы, записывают в тетрадь.
Учащиеся вспоминают значение слова социум, говорят, что правила необходимы для жизни в обществе (социуме).
По таблице изучают определения видов правил, работая в парах (группах)
Определяют по картинкам виды правил
Работают в группах, презентуют результаты своей деятельности
Выполняют задание, записывают определения в тетрадь
Высказывают своё мнение, анализируют поменялось мнение или нет
Участвуют в оценивании
Записывают задание в дневники
Выбранный для просмотра документ Урок 3 Что значит жить по правилам.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выскажи своё мнение о споре двух учеников. Кирилл Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают. Лариса Правила необходимы, если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Что значит жить по правилам Цель урока: для чего существуют правила, какую роль они играют. Узнаем какие бывают правила и как появились правила жизни в обществе
Многообразие правил Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах. В. И. Даль
Правила – нормы, регулирующие поведение людей
Правила Социальные нормы закон
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ По направленности: Предписывающие Запрещающие По степени обязательности: Нормы-правила Нормы-ожидания По форме: Формальные Неформальные Стр. 9
Найдите термины и объясните их значение Привычка Обычай Ритуал Обряд Церемония Привычка – стереотип поведения Обычаи – правила или образцы действий, одобряемые обществом Ритуал – обычай, совершаемый специальными людьми в строгой последовательности Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом Церемония – торжественный обряд, порядок совершения чего-либо
РИТУАЛ – выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего –либо.
ОБРЯД- совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека, установленных обычаем или ритуалом.
А.стереотип поведения Б.обычай, совершаемый специальными людьми в строгой последовательности В.правила или образцы действий, одобряемые обществом Г.торжественный обряд, порядок совершения чего-либо Д.совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом 1.Церемония 2.Привычка 3.Ритуал 4.Обычай 5.Обряд
Выскажи своё мнение о споре двух учеников. Кирилл. Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают. Лариса Правила необходимы, если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-200859
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.