Кластер что это в экономике
Кластер (в экономике)
Кластер (в экономике) (англ. cluster ) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.
Содержание
Причины географической концентрации фирм
Существует три основные причины географической концентрации фирм.
Первая причина связана с возможностью получать выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов.
Вторая причина сводится к самой по себе географической близости, обеспечивающей дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги.
Третья причина состоит в том, что концентрация фирм в пределах одной местности способствует распространению неявного знания, то есть тех знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, и тесно привязаны к носящим их людям. Так, по мнению Макдональда, «Работа индивидов на фирмы и большая часть их ценности для работодателей связана с их членством в сетях
Географическая близость в некоторой степени способствует обмену этими неявными знаниями, а также позволяет создать рынок квалифицированной рабочей силы, позволяющий вместо организации передачи знаний вовлекать в ряды компании их носителя. Именно этими обстоятельствами объясняется, что отдельные виды ремесла или подходы к ремеслу обычно развиты и практикуются в строго ограниченных территориальных пределах.
Аналогично, важное значение имеет и возможность неформальной коммуникации представителей фирмы с расположенными в ее районе потребителями продукции.
Таким образом, географическая близость важна не для распространения формализуемого научного знания, а для распространения менее формального неявного знания.
Происходящее на протяжение долгого времени снижение транспортных и коммуникационных издержек оказывает неоднозначное влияние на географическую концентрацию. С одной стороны, отчасти снижается значимость географического соседства для успешного взаимодействия фирм. С другой стороны, передача неявных знаний продолжает основываться, прежде всего, на личном контакте, а низкие транспортные и информационные издержки способствуют дальнейшему разделению труда в мировом масштабе и специализации регионов.
Известный экономист Майкл Портер дал иное объяснение географической концентрации компаний. По его мнению, первопричина — в конкуренции. Если на местном рынке появилась высококонкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жёстким — либо повысить свою конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Постепенно возникает сообщество фирм с очень высокой конкурентоспособностью. Выходя на другие регионы и иностранные рынки, эти фирмы легко уничтожают местных конкурентов, не прошедших столь жёсткий отбор. В результате на отраслевом рынке доминирует кластер фирм, сосредоточенных на одной территории.
Две цели использования понятия кластер
Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности.
В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования.
Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повышают производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данном регионе фирмах.
Кластерная политика
Деятельность по поддержке кластеров называется «кластерной политикой» и обычно включает в себя:
Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.
Критики кластерной политики указывают на то, что:
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Кластер (в экономике)» в других словарях:
Кластер (экономика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кластер. Кластер (в экономике) (англ. cluster) сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, государств): поставщиков продукции,… … Википедия
Уральский атомный кластер — (УАК) комплекс производственных, научно технических предприятий и поддерживающей их инфраструктуры, оптимизированный для выпуска атомного топлива и осуществляющий полный цикл его производства. Содержание 1 Описание 2 История … Википедия
Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Школа естественных наук ДВФУ — Школа естественных наук Дальневосточный федеральный университет Год основания 2011 Декан д.х.н., академик РАН В. И. Сергиенко … Википедия
Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
Кластерная политика — Кластерная политика система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций. Обычно кластерная… … Википедия
Зимние Олимпийские игры 2014 — Эта статья или раздел содержит информацию о предстоящем спортивном событии, которое состоится через 1 год 1 месяц 16 дней. С началом события содержание статьи, возможно, будет изменятьс … Википедия
Самара — У этого термина существуют и другие значения, см. Самара (значения). Городской округ Самара … Википедия
Wingcity — Городской округ Самара Флаг Герб … Википедия
Крылатый город — Городской округ Самара Флаг Герб … Википедия
Кластер (экономика)
Кластер (в экономике) (англ. cluster ) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, государств): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Содержание
Примеры
Причины географической концентрации фирм
Существует три основные причины географической концентрации фирм.
Географическая близость в некоторой степени способствует обмену этими неявными знаниями, а также позволяет создать рынок квалифицированной рабочей силы, позволяющий вместо организации передачи знаний вовлекать в ряды компании их носителя. Именно этими обстоятельствами объясняется, что отдельные виды ремесла или подходы к ремеслу обычно развиты и практикуются в строго ограниченных территориальных пределах.
Аналогично, важное значение имеет и возможность неформальной коммуникации представителей фирмы с расположенными в её районе потребителями продукции.
Таким образом, географическая близость важна не для распространения формализуемого научного знания, а для распространения менее формального неявного знания.
Многочисленные примеры из мировой практики подтверждают, что кластерная форма организации производства является наиболее подготовленной для инновационного процесса.
Происходящее на протяжении долгого времени снижение транспортных и коммуникационных издержек оказывает неоднозначное влияние на географическую концентрацию. С одной стороны, отчасти снижается значимость географического соседства для успешного взаимодействия фирм. С другой стороны, передача неявных знаний продолжает основываться, прежде всего, на личном контакте, а низкие транспортные и информационные издержки способствуют дальнейшему разделению труда в мировом масштабе и специализации регионов.
Известный экономист Майкл Портер дал иное объяснение географической концентрации компаний. По его мнению, первопричина — в конкуренции. Если на местном рынке появилась высококонкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жёстким — либо повысить свою конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Постепенно возникает сообщество фирм с очень высокой конкурентоспособностью. Выходя на другие регионы и иностранные рынки, эти фирмы легко уничтожают местных конкурентов, не прошедших столь жёсткий отбор. В результате на отраслевом рынке доминирует кластер фирм, сосредоточенных на одной территории.
Две цели использования понятия кластер
Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности.
В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования.
Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повышают производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данном регионе фирмах.
Характерные признаки кластера
Характерными признаками кластера являются:
Кластерная политика
Деятельность по поддержке кластеров называется «кластерной политикой» и обычно включает в себя:
Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.
Критики кластерной политики указывают на то, что:
На данный момент в РФ понятие кластер не закреплено законодательно.
Что такое кластер в экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Кластер в экономике – это сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, поставщиков и организаций, связанных с их деятельностью.
Кластерная модель
В процессе глобализации, которая представляет собой тенденцию развития современных мировых экономических отношений, была создана так называемая сетевая экономика. В такой экономической сети объединены технологии, организации, предприятия и различные общества.
Посредством информационных сетей люди объединяются по творческим способностям, знаниям и интеллекту. Такое объединение в сеть наблюдается во всех областях деятельности человека: в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, науке и образовании.
Именно в сетевой экономике выделяются кластерные образования. Становится достаточно популярной практика развития кластеров в промышленной отрасли, технопарков, ассоциированных сетей, поскольку это обеспечивает рост производственной эффективности и соответствует современному этапу развития национальной и мировой экономики. В данной концепции предусматривается отвлечение от традиционных программ развития экономики, ориентированных на развитин индивидуальных хозяйств. Кластерная политика основана на развитии связей между предприятиями.
Развитие кластеров в экономике обусловлено необходимостью создания новых классов производственных систем в условиях мировой глобализации и регионализации хозяйственной деятельность. При глобализации стираются расстояния в бизнесе, поэтому становится определяющим умение создавать конкурентные преимущества на основе специфики деловой среды в регионе. При помощи кластеров расширяются связи поставщиков и посредников, они объединяют в себе конкурирующие предприятия, поставщиков, исследовательские институты, государственные и финансовые учреждения.
Готовые работы на аналогичную тему
В развитии кластеров используются современные технологии, что обеспечивает им высокий уровень эффективности в различных государствах. Кластерная концепция – это новый способ видения не только экономики города, региона, национальной экономики, но и экономики всего мира.
Развитие кластеров в экономике и их классификация
В общем смысле кластер – это объединение нескольких однородных частей в одну самостоятельную единицу, обладающую уникальными свойствами.
Кластер в экономике – это определенная группа предприятий, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества каждой отдельно взятой компании и всего кластера в целом. Особенностью кластера является наличие здоровой конкуренции между его участниками.
Можно выделить кластер по следующим характерным признакам:
Целями кластера, как образования, являются:
Условно все кластеры делятся на несколько типов участников:
Главной отличительной особенностью кластера от промышленного региона является активное сотрудничество между компаниями. Поиск решений осуществляется коллегиально, что позволяет ускорить процесс создания новых продуктов и развитие науки в целом. Достаточно широка сфера сотрудничества в кластере. Могут коллегиально решатся вопросы инфраструктуры, подбора персонала, общих тенденций развития и т.д.
Рассмотрим классификацию кластеров. Основными признаками их типологии выступают:
Кластерный анализ
Кластерная концепция основана на связях и взаимосвязях в компаниях при производстве продукции, оказании услуг. От простых горизонтальных связей кластерную концепцию отличает ее широта.
Выделяются следующие основные методы кластерного анализа:
Что такое кластер в экономике?
Кластеры в сфере хозяйства
Но кластер – это не организация, а просто группа, в которую экономисты объединяют предприятия одного региона, т.е. все предприятия, входящие в данную группу, являются абсолютно независимыми и конкурируют с остальными участниками кластера.
По сути, специализированный на конкретной отрасли хозяйства район представляет собой кластер. Впрочем, никаких территориальных ограничений у данного понятия нет, ведь, к примеру, Европейский Союз, является крупным международным кластером.
Конкурентоспособность кластеров
Но как такие объединения влияют на экономику? По убеждению большинства экономистов и политиков – положительно, ведь кластерная форма объединения ассоциируется с высокими показателями конкуренции и кооперации, и, соответственно, эффективности экономики. Конкурентоспособность кластеров достаточно велика, ведь предприятие, входящее в кластер, является звеном кооперативной цепи и, одновременно, конкурирует с такими же организациями в регионе.
Таким образом, выгоду имеет как предприниматель, который пользуется территориальной близостью сырьевой базы и относительно невысокими ценами на необходимые для производства материалы, так и государственная экономика, на которую плодотворно влияет конкуренция.
Многочисленные примеры, как из прошлого, так и из настоящего (Кремниевая долина в США, Таможенный союз и пр.) доказывают эффективность и высокие показатели конкурентоспособности кластеров. Но какая же выгода от географической близости предприятий?
Преимущества кластеров в производственной сфере
Выгода кооперации
Первое преимущество кластеров, о котором хотелось бы упомянуть, это близость кооперативных сотрудников, причем, как производителей необходимой продукции, так и потребителей выпускаемого товара предприятия.
Транспортировка некоторых видов продукции достаточно затруднительна по причине больших размеров и массы (станки, тяжелые металлические механизмы, автомобили), хрупкости предметов (стекло, лекарственные препараты) или невозможности передвижения объекта в принципе (недвижимое имущество).
Близость предприятий, производящих вышеперечисленные группы товара, к потребителю способствует минимизации затрат на транспортировку, избегания контакта со скупщиками, и, как результат, снижению себестоимости товара и увеличению прибыли. Таким образом, кластеры в экономике открывают выгоду кооперации и преимущество кластеров в производственной сфере.
Польза кластеров для рынка труда
Второй положительный момент для участников кластера – это присутствие на рынке труда высококвалифицированных кадров, ведь в специализированных районах постоянно присутствуют учебные заведения, которые готовят нужных предприятиям рабочих. Конечно, дешевый рабочий труд кластер не обеспечивает, однако в нем присутствуют квалифицированные специалисты.
Польза кластеров в распространении неявного знания
Причем, эти сведения не получают распространения не потому, что их обладатель не хочет делиться своим опытом в целях индивидуальности, а по причине применимости данных умений к конкретному региону, климатическим условиям и пр. Если же несколько идентичных предприятий находятся рядом, то неявные знания передаются от сотрудника к сотруднику, что выгодно предпринимателям.
Эти три основные положительные особенности и определяют преимущества кластера в экономике, однако, у данного понятия есть и минусы, о которых нельзя не упомянуть.
Отрицательное влияние кластеров на экономику
Первое отрицательное влияние кластера на экономику заключается как раз в самой сути кластера, в смежном расположении предприятий одной отрасли. По мнению многих экономистов, специализированные районы вредны для экономики, т.к. предприниматели, работающие в них, предпочитают продавать товар близкому потребителю, что делает инфраструктуру планеты неоднородно развитой.
А, к примеру, концентрация промышленных предприятий в одном регионе оказывает губительное влияние на экологию.
И наконец-то я пришел к вопросу о монополиях, о которых упоминал в начале статьи. Существует мнение, что кластеры образовываются путем вытеснения с рынка мелких конкурентов крупными. Происходит это приблизительно следующим образом: на рынке появляется одно конкурентоспособное предприятие и заставляет менее конкурентоспособные организации либо повысить свои способности борьбы с экономическими соперниками, либо уйти с рынка.
Надеюсь, теперь вы имеете представление о том, что такое кластеры? Преимущества кластера и его участников достаточно велики, что позволяет им существенно повысить прибыль. Однако выгоды такой кооперации и влияния такой группы организаций на экономику достаточно спорны. Потому данный вопрос остается открытым и обсуждаемым в экономической сфере.