Кластер что это такое в литературе

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры

Кластер что это такое в литературе. Смотреть фото Кластер что это такое в литературе. Смотреть картинку Кластер что это такое в литературе. Картинка про Кластер что это такое в литературе. Фото Кластер что это такое в литературе

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер что это такое в литературе. Смотреть фото Кластер что это такое в литературе. Смотреть картинку Кластер что это такое в литературе. Картинка про Кластер что это такое в литературе. Фото Кластер что это такое в литературе

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Прием кластер — технология критического мышления

Кластер – это форма представления информации виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу.

Прием кластер: метод критического мышления

Кластер что это такое в литературе. Смотреть фото Кластер что это такое в литературе. Смотреть картинку Кластер что это такое в литературе. Картинка про Кластер что это такое в литературе. Фото Кластер что это такое в литературе

На сегодняшний день образовательная система стремится к формированию у обучающихся способности самостоятельно мыслить. Педагогическая технология критического мышления стимулирует развитие интеллекта у детей. Один из методов, использующихся в этой технологии – прием «кластер».

Метод кластеров – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов. На первом – с целью обобщения воспроизведенной информации, на втором – для структуризации полученной информации, на третьем – для систематизации новых знаний.

Также можно использовать метод кластеров от начала до конца урока. В этом случае, на начальном этапе обучающиеся фиксируют воспроизводимые факты в виде схемы, после работы с информацией – дополняют его, а на последнем этапе – подводят итоги по всему уроку, используя получившийся кластер.

Принципы составления кластера

Кластер необходимо оформлять в виде грозди или модели планеты со спутниками. По центру – ключевая мысль или понятие, на ответвлениях – смысловые единицы, напрямую связанные с центральным понятием, с которым они соединяются прямыми отрезками. Вокруг них – менее значительные мысли и факты, которые расширяют логические цепочки и наиболее полно раскрывают вопрос.

Правила создания кластера на уроке

Кластер что это такое в литературе. Смотреть фото Кластер что это такое в литературе. Смотреть картинку Кластер что это такое в литературе. Картинка про Кластер что это такое в литературе. Фото Кластер что это такое в литературе

То, где будет располагаться кластер, оформляющийся на уроке, зависит от способа его организации. Он может быть нарисован на доске, в личных тетрадях обучающихся или на отдельных листах. Будет лучше, если при его изображении пользоваться фломастерами и карандашами разных цветов, или хотя бы рисовать разные фигуры для понятий, относящихся, например, к одной ветви. Благодаря этому кластер получается более информативным и наглядным, с выделением самых важных моментов.

Рекомендации по составлению кластера

Можно дать несколько советов по наиболее успешному составлению кластера.

Применение метода кластер

Кластер что это такое в литературе. Смотреть фото Кластер что это такое в литературе. Смотреть картинку Кластер что это такое в литературе. Картинка про Кластер что это такое в литературе. Фото Кластер что это такое в литературе

Прием составления кластера часто используется начальной школе и для старшеклассников. Он применим почти на каждом из учебных предметов и при изучении любой темы. Форма проведения также зависит только от и педагогической цели – занятия могут быть организованы для одного человека, небольшой группы или целого класса. Возможно перетекание форм работы из друг в друга. Так, на вводном этапе урока детям предлагается самостоятельно структурировать имеющихся знаний, на второй – поработать в группах с предоставленной информацией и дополнить кластеры, а на последней – организовать общую деятельность всего класса по систематизации знаний и составление общей схемы. Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.

Пример использования приема кластер на уроке

В качестве примера реализации приема, можно представить создание кластера на уроке биологии по теме «Клетка». Центральной смысловой единицей будет слово, одноименное с темой. На первой стадии обучающиеся вспоминают всё, что знают по этому вопросу. Например: единица жизни, ядро, оболочка, цитоплазма, митохондрии, вакуоли. Далее педагог предлагает прочитать параграф из учебника или специально подобранную интересную информацию по этой теме. В итоге в кластере появляются дополнительные звенья, которые учитель записывает на доске с использованием других цветов мела или маркера. Выводы урока строятся на основе анализа получившегося кластера, информация обобщается, обязательно обсуждается достоверность или ошибочность изначальных записей, сделанных на этапе введения в тему.

Достоинства приема

Метод кластеров, как прием технологии критического мышления, имеет следующие положительные стороны:

Какие умения развиваются у ребенка

Кластер что это такое в литературе. Смотреть фото Кластер что это такое в литературе. Смотреть картинку Кластер что это такое в литературе. Картинка про Кластер что это такое в литературе. Фото Кластер что это такое в литературе

В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:

Какая польза для детей

Учителя отмечают, что прием кластеров – это настоящая педагогическая находка, которая способствует тому, что дети учатся систематизировать учебную информации и собственные мысли. Ребята учатся обдумывать и отстаивать собственную позицию на основе своих умозаключений, жизненного опыта и имеющихся знаний. Также при составлении кластеров развивается навык распределения внимания сразу на несколько позиций и психологическую готовность к креативной обработке знаний.

Заключение

Педагогический прием «составление кластера» предполагает создание некоторой схемы, обобщающей имеющиеся факты и дающей ответы на сформулированные в начале работы вопросы. Занятия с использованием метода кластеров дают обучающимся возможность обозначить свою позицию на видение того или иного вопроса, проявить свои лучшие стороны, свободно заниматься креативной деятельностью. При использовании нетрадиционных методов обучения в образовательном процессе, у детей повышается уровень мотивации, они учатся сотрудничать и в полной мере испытывают чувство собственного достоинства.

Источник

Кластер на уроках русского языка и литературы

Я учитель русского языка и литературы, и я в отличие от других учителей предметников, сдаю экзамены три раза в год. Это связано с тем, что государство нуждается в творческих гражданах с развитой как устной, так и письменной речью. Т.е, передо мною стоит задача воспитать личность, соответствующею требованиям современного образования. А помогает мне в этом технология критического мышления, на мой взгляд, она самая рациональная.

Тема моего опыта «Использование приема КЛАСТЕР на уроках русского языка и литературы». Цель и задачи опыта вы видите на слайде.

• позволяет охватить большой объем информации;

• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения :

• умение ставить вопросы;

• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; выражать мысли ясно, уверенно, корректно.

• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

• сравнивать и анализировать;

Работа начинается с главного слова (темы), которое мы записываем в центре листа. Далее обучающиеся записывают все, что он знают по данной теме. Записи обводят в круг (желательно использовать разные чернила) и соединяют их с темой прямой линией.

Существуют различные виды кластеров, я же использую два : планета и ее спутники и блок-схема.

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий :

Кластер можно применить на любой из них.

• На этапе вызова Он стимулирует познавательную деятельность школьников, мотивирует к размышлению до начала изучения темы.

• На стадии осмысления позволяет структурировать учебный материал.

• На стадии рефлексии метод выполняет функцию систематизирования полученных знаний. Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, во всех его стадиях.

На уроках русского языка использую прием в любой стадии. Например, урок по теме «Что мы узнали о числительном?» можно начать с кластера, в котором запишем все теоретические сведения по теме. Это позволит сгруппировать информацию, ранее изученную, понять уровень усвоения ее обучающимися, выявить пробелы в знаниях. По получившейся схеме детям проще составить связный текст.

На стадии осмысления большим подспорьем будет использование приема в 9 классе при изучении темы «Сложноподчиненное предложение и его виды». Составляем с ребятами кластер и, если есть необходимость, дополняем его на протяжении изучения всей темы. Данную схему использую и для подготовки обучающихся к ОГЭ. Использую прием на уроках развития речи, с целью подготовки обучающихся к написанию сочинения.

На стадии рефлексии особенно выручит, если информации было получено много.

Кластер может быть использован и в качестве домашнего задания, при наличие у обучающихся определенного опыта в его составлении. Пример на слайде.

На уроках литературы прием не заменим, так как позволяет быстро, красочно оформить классную доску, дать характеристику герою, сопоставить события и вникнуть в суть конфликта. Домашнее задание в виде кластера по биографии писателей показывает подготовку обучающихся к уроку, степень изучения ими вопроса. И немало важно, сокращает рукописный текст, что позволяет с легкость проверить выполненное задание.

Простой вариант кластера на уроке в пятом классе, с помощью которого мы дали характеристику главному герою рассказа, или вот еще пример кластера, который позволяет сопоставить героев и найти общее.

Не заменим прием на уроках, когда рассматривается литература в обзоре, даются понятия литературных течение и направлений. Вспомним литературу двадцатого столетия, здесь без кластера не разобраться!

Таким образом, использование приема помогает обучающимся:

1. систематизировать, обобщить, актуализировать, структурировать знания по теме;

2. запомнить теоретический материал;

3. составить связное высказывание.

Результативность данной работы есть, мы пишем сочинения и умеем их писать.

Сказать, что кластер является самым эффективным приемом, я не могу, а вот использование разных приемов ТКМ дает свои результаты.

Источник

Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

учитель русского языка

«СОШ № 1» г. Мариинска.

В современном обществе в жизни школьников роль книги потеряла былое значение, всё чаще круг их интересов ограничен компьютерными играми и общением в социальных сетях. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных форм, методов, приёмов обучения литературе, способных активизировать познавательную активность обучающихся.

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

анализ содержания произведения;

определение центрального понятия, ключевого образа произведения;

определение структурно-логических внутритекстовых связей;

подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.

Примером может служить кластер по стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».

Кластер что это такое в литературе. Смотреть фото Кластер что это такое в литературе. Смотреть картинку Кластер что это такое в литературе. Картинка про Кластер что это такое в литературе. Фото Кластер что это такое в литературе

Кластер другого рода раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель».

Кластер что это такое в литературе. Смотреть фото Кластер что это такое в литературе. Смотреть картинку Кластер что это такое в литературе. Картинка про Кластер что это такое в литературе. Фото Кластер что это такое в литературе

В процессе составления данного кластера обсуждается система образов произведения, осуществляется анализ их душевного состояния, выявляются закономерности их поступков, подводится итог осмысления образа главного героя как типичного «маленького человека», находящегося в непримиримом конфликте с окружающей действительностью.

Кластер что это такое в литературе. Смотреть фото Кластер что это такое в литературе. Смотреть картинку Кластер что это такое в литературе. Картинка про Кластер что это такое в литературе. Фото Кластер что это такое в литературе

Подводя итог такой работе, обучающиеся приходят к выводу, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.

Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.

Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.

Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5

Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.

Источник

Использование кластеров на уроках русского языка и литературы

Использование кластеров на уроках русского языка и литературы как один из приемов технологии развития критического мышления при реализации ФГОС.

Перемены, которые происходят сегодня в образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использования новых технологий проблему обучения и воспитания. Рабoтать над методической темой «Развитие творческих способностей, обучающихся через проектно – исследовательскую деятельность» помогает технология развития критического мышления.

Осмысленное чтение текста невозможно, если ученик не умеет извлекать из текста необходимую информацию, не умеет работать с ней.

Одним из эффективных методов технологии РКМ является кластер.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Кластер что это такое в литературе. Смотреть фото Кластер что это такое в литературе. Смотреть картинку Кластер что это такое в литературе. Картинка про Кластер что это такое в литературе. Фото Кластер что это такое в литературе Кластер по литературе

Метод кластера может применять на всех видах уроков, при изучении любой темы. Форма работы может быть любой: индивидуальной, групповой и коллективной.

На стадии актуализации знаний – это индивидуальная работа, где каждый ученик создает свой кластер. На стадии осмысления данный метод позволяет работать с новой информацией. На этапе закрепления изученные понятия группируются и между ними устанавливаются связи.

Последовательность действий при составлении проста и логична:

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле.

Благодаря составлению кластеров развивается творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Он помогает превратить урок в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступали.

Например, при изучении темы «Имя существительное» предлагается вспомнить, что известно об имени существительном? (На какие вопросы отвечает? Что обозначает как часть речи? Какие морфологические признаки имеет существительное? Как оно изменяется? Каким членом предложения обычно бывает?) Учащиеся вспоминают материал, изученный в начальной школе по этой теме, узнают новое и добавляют в кластер, что позволяет им систематизировать материал. Создавая кластер, ребята многократно обращаются к тексту, а многократное повторение способствует лучшему запоминанию информации.

При изучении нового материала проводится парная или групповая работа. Например, на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы «Обособленные члены предложения» ученики знакомятся с новым материалом, анализируют условия обособления. На основе прочитанного или услышанного составляют кластер, что позволяет им обобщить и систематизировать материал. На уроках повторения по этой теме учащиеся по кластеру легко воспроизводят изученный материал.

Кластер помогает готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. На уроках русского языка в 9 классе при обобщении темы «Сложное предложение» учащиеся составляют кластер. Это позволяет обобщать теоретические сведения о сложных предложениях, видах связи в сложных предложениях, усваивать правила постановки знаков препинания.

При написании сочинений я предлагаю учащимся создать кластер, в котором можно отобразить, с чем может быть сопряжено данное понятие. Например, при написании сочинения 15.3 на тему «Сострадание», мы с учениками подбираем гиперонимы, синонимы, понятия и ситуации, где можно охарактеризовать с разных точек зрения нравственное понятие, приводим примеры из литературных произведений и на основе этого составляем кластер. Далее по нему учащиеся составляют текст сочинения.

На уроках литературы кластер можно применять при составлении характеристики героя. Например, при изучении произведения М.Ю. Леромонтова «Герой нашего времени» главный герой рассматривается с разных позиций: внешность, внутренний мир, взаимоотношения с другими персонажами и приходят к ответу на вопрос: почему герой стал таким? Все эти моменты способствуют развитию речи.

Кластер выступает в роли домашнего задания после изучения произведения. Ученики анализирует произведение с разных точек зрения: тема, идея, сюжет, композиция, система образов, проблемы.

Кластер помогает при подготовке учащихся к олимпиадам. Это может быть анализ произведения с точки зрения изобразительно-выразительных средств, темы, образов. Анализ можно проводить на фонетическом, морфологическом, синтаксическом, лексическом уровнях.
Применение кластера имеет следующие достоинства: охват большого объема информации, вовлечении всех учеников в процесс, активность и открытость детей.

Прием кластера развивает воображение и мышление, учит детей систематизировать учебный материал, высказывать свое мнение, развивает способности к творческой переработке информации. Таким образом, можно сделать вывод, что метод кластера способствует развитию познавательных, исследовательских, творческих способностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *