Кластер что это такое простыми словами в бизнесе
В чем сила, кластер?
Кластер – это не ассоциация или формальное объединение компаний. Хотя разные сети, объединения однозначно работают на кластер и в большинстве ситуаций не мешают. Хотя…важно отслеживать, чтобы такие ассоциации не обязывали стать участником, потому что компании малого бизнеса, например, не всегда будут стремиться куда-то вступить. Главное для кластера – чтобы люди и компании приходили в него, выбирали эту территорию или экосистему в этот период своего развития, на какое-то время оставались тут.
В традиционном понимании кластер – это территория, на которой на расстоянии 2-3 часа езды друг от друга расположено много компаний разного размера (малый, средний, крупный бизнес, стартапы), университеты, технопарки, инкубаторы, разные научно-исследовательские и другие организации, НКО, СМИ, работающих по определенной теме. Концентрация обычно составляет 130 и больше участников (даже в аэрокосмосе и авиации). Именно такой количественный размах «имеет значение» и переходит в качественный – таким образом в одном месте появляется много правильных людей по теме специализации кластера и в результате формируется разнообразие – кластеру нужны люди, которые думают и действуют по-разному. Одна корпорация или компания формируют определенный образ мышления, привычки, модели, а кластер позволяет за них выходить.
Именно поэтому кластер может и должен ежегодно (подчеркну, ежегодно) подтверждать, что он работает: в нем появляются решения по оптимизации и совершенно новым продуктам прежде всего для данной территории, сервисам и даже новые компании, стартапы, проекты, в том числе инновационные для отрасли и мира вообще.
Сильный кластер всегда основан на науке. Что происходит в таком кластере? В идеале в нем разрабатывают научно-производственные решения, которые производство оценивает, как рабочие и внедряет. Например, компания заказывает исследование и разработку решения в университете, и активно сотрудничает с ним в этом процессе. Сейчас это не всегда получаются – не всегда бизнес доверяет университетам. Хороший пример, где получается получить результат – Политехнический университет в Санкт-Петербурге, где умеют работать с обратным инжинирингом.
Понятные, правильные, традиционно самые сильные в мире – это научно-производственные или научно-сервисные кластеры, в которых есть и хорошее образование по специализации. Это касается, например, активно развиваемого Московского международного медицинского кластера.
Все сильные кластеры создают инновации. Это обязательное (без исключений) условие работы кластера. Сейчас этим словом подчеркивают, что инновации должны быть или уже есть в кластере, что к этому надо стремиться, иначе без инноваций территория, город проиграют.
Поэтому понятно и логично стремление Москвы к созданию платформы Инновационного кластера: необходимо и очертить весь потенциал, и объяснить, и представить горожанам и заявить стране\миру, то есть агрегировать инновации во всех имеющихся направлениях, развить новые.
Участникам кластеров нужны витрина и площадка для общения людей из разных отраслей, в том числе для более эффективного продвижения продукции за границей и создания кросс-отраслевых решений. Идея правильная – только слово «суперкластер» запутает людей. Я за то, чтобы найти другое слово, а использовать механизмы развития кластеров.
Кластеры же помогают конкурировать в 21 веке. И в первую очередь – конкурировать за людей! Впервые за историю человечества многие люди могут выбрать «правильный» стиль и место для жизни и работы, где они будут не только жить сами, но и перевезут свои проекты и амбиции. Модель «где родился, там и пригодился» стала слишком тесная. Поэтому все страны мира активно вкладываются в развитие кластеров, объясняя гражданам, что стоит за кластером, который «маркирует» ту или иную локацию определенным образом.
Что значит «объяснять себя» для каждого из нас? Мы (большинство из нас, а не только ограниченная группа специалистов, которые напрямую занимается кластерами) не можем точно объяснить – что сильного, инновационного, классного есть в городе/ регионе. Грубо говоря, а по какому вопросу надо сюда обращаться или что здесь хорошо развивать.
А вот, например, Кремниевая долина вкладывается в свою идентификацию, постоянно конкретизирует и объясняет, что в ней сильного, отстраивается от Сан-Франциско, где другие сильные кластеры, подтверждает, что она продолжает оставаться Меккой для CIT отрасли.
Кластер
Какие цели может достичь участник кластера?
Объединение позволит участникам достичь следующих основных целей:
Как создать кластер?
Создания кластера предприятий в регионе состоит из пяти основных стадий:
Первая стадия включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса:
В упрощенном виде процесс взаимного изучения предусматривает начало взаимодействия с представителями местного бизнеса на основе пробных проектов с низким уровнем рисков. По мере же повышения уровня взаимного доверия друг к другу у участников будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам.
В этот период инициатор (или сетевой брокер, или представитель местной администрации) проводит публичные масштабные встречи всех заинтересованных лиц, на которых представляются преимущества сетевой организации бизнеса и определяются ее возможные приложения. В итоге этих акций предприниматели могут изъявить желание объединиться вокруг этой идеи, актуальность которой осознает каждый из них. Очевидно, что, кроме осознания цели и желания взаимодействовать, ограничений на число участников группы нет, хотя близость расположения фирм и конечное число участников способствуют снижению издержек при организации сети.
Вторая стадия. Как только группа бизнесменов, готовых к совместной деятельности, создана, необходимо приступить к разработке стратегии кластера предприятий, которая предполагает, прежде всего: анализ общих проблем и возможностей, формирование единого рабочего плана и структуры связей входящих в кластер предприятий.
На этой стадии надо тщательно проанализировать проблемы всех участников группы и выявить причины их возникновения, так как предприниматели самостоятельно не всегда уделяют такому анализу достаточного внимания, занимаясь текущими вопросами бизнеса. Затем при подготовке плана особенно важно достичь взаимопонимания относительно задач совместной деятельности, которые должны иметь как качественные, так и количественные показатели, быть достаточно простыми, понятными и соответствовать установленным целям группы. Одновременно группа определяет свой юридический статус и формирует внутренние организационные принципы. В данном случае вторая стадия создания кластеров состоит из следующих основных процедур, часть из которых на настоящий момент находятся в стадии выполнения и описана здесь.
Четвертая стадия. Успешная реализация пробных проектов открывает дорогу к следующему этапу, к разработке проектов стратегического характера, позволяющих достичь необходимого уровня специализации и разделения труда в кластере. На этой стадии вероятны также объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение оригинальных технологий и подготовка общего для кластера локального бренда.
Пятая стадия. На заключительной стадии кластер предприятий выходит на необходимый уровень самостоятельности и независимости, когда поддержка его со стороны становится неактуальной. Следует особенно отметить бытующее заблуждение, что при формировании кластеров синергетический эффект достигается среди прочего за счет ликвидации внутренней конкуренции. Наоборот, конкуренция между членами кластера предприятий часто бывает достаточно жесткой. Но это не является отталкивающим фактором при совместном создании инфраструктуры, взаимодействии с поставщиками, выходе на новые рынки.
Какие преимущества инновационного кластера?
Наиболее успешные инновационные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.
Как формируются кластеры малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, роль государства в кластеризации сельского хозяйства?
Прямая бюджетная поддержка сельского хозяйства осуществлялась недостаточно и выражалась в виде дотаций на продукцию, компенсации отдельных затрат, кредитных и социальных дотаций. Основным недостатком действующих мер явилась неполнота и несвоевременность выплат.
При этом четко обозначилась необходимость создания агропромышленных формирований кластерного типа, в которых снижается риск инвесторов и могут применяться новые формы страхования. Создание кластеров сулит выгоды как для первичных сельхозпроизводителей, так и для перерабатывающих, торговых и сервисных предприятий и заводов-изготовителей сельхозтехники, создает условия для выстраивания маркетинговой политики в стратегическом плане.
Основной причиной низкого уровня производительности труда в сельском хозяйстве является низкий уровень менеджмента и катастрофический износ производственных фондов.
При этом одной из задач создания кластеров малых и средних предприятий в сельскохозяйственном производстве является приспособление к непрерывным изменениям конкурентной среды и рыночного спроса, а также снижение рыночной власти импортеров сельскохозяйственной продукции на товарных рынках регионов России. Создание кластеров может способствовать производству товаров (в частности, продуктов питания) с новыми свойствами.
Следует отметить, что малые и средние предприятия, объединенные в кластер, усиливают свою конкурентоспособность и позиционирование на товарном рынке.
В развитых рыночных странах кластеры создавались в целях повышения конкурентоспособности предприятий с однородным видом производств на товарных рынках, на основе совпадения экономических интересов. Одним из больших товарных рынков любой страны является рынок продуктов питания, что обуславливает активное развитие кластеров. Кластеры малого и среднего бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства могут образовываться на основе самоорганизации в результате естественной интеграции и кооперации производства, и при помощи региональных и муниципальных властей (искусственно).
Первичные сельхозпроизводители не заинтересованы в высоких наценках посредников и торговых накидках на свою реализуемую продукцию по следующим причинам:
В этой связи важную роль в ускорении организации кластеров могут выполнить администрации регионов и муниципальных образований, которые могут составить прогнозы формирования кластеров с учетом пространственного размещения и специализации сельскохозяйственного производства и организовать контакты между предпринимателями. Такая организационная работа также будет способствовать возникновению доверия между вероятными участниками кластера.
Самым сложным моментом создания кластера на начальной стадии является достижение договоренности между предпринимателями по формированию его активов.
Схема пошаговой разработки стратегии социально-экономического развития региона.
Объединительными факторами экономических интересов создания кластера могут стать:
Кластеризация сельскохозяйственного производства в регионах страны связана с необходимостью учета специализации регионов (к примеру, в Сибири и на Дальнем Востоке следует большее внимание уделять производству мяса), а также с переходом на процессный менеджмент.
Процесс менеджмента должен обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организации (включая кластеры) и управляют ими путем постановки целей и разработки планов их достижения.
Основными элементами государственной поддержки аграрного сектора должны стать:
Преимущества кластеризации в сельском хозяйстве?
Правильное сочетание видов деятельности в системе АПК на кластерной основе обеспечивает конкурентное преимущество и его устойчивость, в том числе за счет применения информационных технологий. Следует отметить, что информационная революция оказывает существенное влияние на конкуренцию тремя способами:
Достижения в информационной технологии изменяют структуру отрасли (управление муниципальными образованиями и регионами). На новой основе повышают квалификацию, эрудицию кадров. Управление информационными технологиями касаются всех подразделений администрации муниципальных образований, а не только информационных отделов.
Кластерный подход к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий является особой комбинацией территориального и межотраслевого принципов управления. В сельскохозяйственных кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. На региональном рынке сельскохозяйственные кластеры присутствуют как единые агенты сети и конкуренции, что позволяет им выступать на равных и противостоять губительным тенденциям глобальной конкуренции, которая особенно усилится при присоединении России к ВТО за счет снижения барьеров ввоза (импорта) сельскохозяйственной продукции.
Участие в сельскохозяйственном кластере предоставляет также преимущества сельхозпроизводителям в доступе к новым технологиям, методам работы и возможностям осуществления поставок, произведенной продукции.
Важными для формирования конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий, входящих в кластер является гибкость и способность к быстрому реагированию на изменения в рыночной сфере.
Примерная схема взаимодействия сельскохозяйственных предприятий и смежников в сельскохозяйственном кластере.
Бизнес-кластер и его особенности
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02
Статья просмотрена: 2652 раза
Библиографическое описание:
Мамедов, Д. Ю. Бизнес-кластер и его особенности / Д. Ю. Мамедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35951/ (дата обращения: 21.12.2021).
В данной статье рассмотрено понятие бизнес-кластера. Выявлены цели и задачи предприятий, объединяющихся в кластер. Рассмотрены характеристики, используемые для оценки полезности кластеризации.
Ключевые слова: бизнес-кластер, компонентно-элементный состав, научно-технический прогресс
В наше время научно-технический прогресс заставляет забыть бизнес о разрозненном существовании и развитии отдельных предприятий. Для конкурирования на рынке необходимо объединять старания и возможности отдельных предприятий воедино. Это может происходить с горизонтальными, вертикальными и региональными связями. Предприятия, объединившие свои усилия, имеют следующие конкурентные преимущества:
− развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
− оперативное принятие управленческих решений;
− инновационные управленческие технологии.
Одна из форм объединения предприятий, посредством которой реализуются вышеуказанные критерии это кластер. В изучении бизнес-кластеров определённой проблемой является отсутствие научно-обоснованного выделения кластерообразующих элементов. Данная задача может быть решена в рамках системного подхода, но пока он применяется исследователями кластерного феномена в экономике очень редко. Несмотря на то что многими исследователями бизнес-кластеры квалифицируются как системные объекты и их изучение основывается на отдельных принципах системности, универсального компонентно-элементного состава кластеров пока не предложено. Подобное положение дел является препятствием для решения таких исследовательских задач, как изучение и описание структуры, разновидностей, механизма функционирования и принципов эволюции бизнес-кластеров.
Бизнес-кластер это группа взаимосвязанных компаний и связанных с ними предприятий, расположенных на некоторой территории, которые действуют в определённой сфере и дополняют друг друга. Это могут быть производители продукции, материалов, поставщики услуг; инфраструктура; научно-исследовательские институты; вузы и другие организации, которые дополняют друг друга и повышают конкурентоспособность как отдельных компаний, так и кластера в целом.
Отличительными характеристиками бизнес-кластера являются:
− конкуренция среди участников кластера;
− формирования специализированных возможностей региона;
− увеличение концентрации предприятий в рассматриваемой зоне.
Таким образом, чтобы группа расположенных на определённой территории компаний и связанных с ними предприятий называлась кластером, рассматриваемые организации должны характеризоваться общностью деятельности и дополнять друг друга.
Понятие «кластер» получило популярность среди экономистов в конце 1980-х годов. Сейчас использование кластерного подхода видится одним из самых эффективных направлений развития.
Чаще всего используются 3 широких определения понятия «бизнес-кластер». Каждое из них выделяет определённую специфику их функционирования:
− регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов;
− вертикальные производственные цепочки, узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют кластер;
− отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации.
В качестве определения термина «кластер» может использоваться следующее выражение группа фирм, представленных на том или ином рынке, которые объединились на основе долгосрочных контрактов для более эффективного использования ресурсов и преимуществ друг друга для реализации совместных проектов. Для достижения более высоких результатов используются чаще всего горизонтальные связи, специализация и взаимное дополнение.
Отличительной особенностью кластера является целевая коммерческая деятельность. В рамках кластера объединяются производственный и инновационный бизнес, комплексное управление качеством выпускаемой продукции и сервисное обслуживание. Объединяя усилия предприятий, государственных органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на некоторой территории, участники кластера получают существенные преимущества в конкурентной борьбе. Это помогает рационализировать процессы, связанные с производством и реализацией продукции, перераспределить риски и провести гибкую политику, необходимую в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка. Такое объединение усилий в развитых странах оказалось весьма эффективным.
Группа исследователей (Graylyn group) разработала свой ряд характеристик, используемых для точного определения полезности и ожидаемых результатов от кластеризации:
− потенциальные возможности R&D;
− мастерство рабочей силы;
− развитие трудового потенциала;
− доступ к специализированным услугам;
− отношения с поставщиками машин, оборудования и инструмента;
− интенсивность формирования сетей;
− инновации и обучение;
− коллективное видение и руководство.
Самые развитые кластеры имеют пять важных характеристик.
Главным условием для появления кластера является присутствие в кластере предприятий, конкурентоспособных на рынке. В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень производительности; высокий уровень экспорта; высокие экономические показатели.
Примером может являться выгодное географическое положение, либо доступ к сырью. Индикатором конкурентных преимуществ рассматриваемой территории рассматривается высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций.
Участники кластера находятся в географической близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия. Масштаб может изменяться в зависимости от типа и особенностей кластера. Индикатор — высокий уровень специализации данного региона.
Кластер может состоять из компаний, производящих конечную продукцию и услуги, экспортируемые за пределы региона. Индикаторы: высокий уровень занятости на предприятиях, входящих в кластер и количество предприятий относящихся к секторам, входящим в кластер.
Важнейший фактор успеха для развития кластеров — наличие рабочих связей и координация усилий между участниками кластера.
Таким образом, развитие кластера как новой формы экономического взаимодействия позволяет достичь серьёзного социально-экономического эффекта, проявляющегося в нескольких направлениях:
− повышение производительности, а так же конкурентоспособности предприятий. Чем сильнее развит кластер, тем выше производительность основной массы, входящих в бизнес-кластер предприятий;
− рост конкурентоспособности и экономического развития региона. С развитие кластеров в регионе растёт занятость населения и средняя заработная плата;
− повышение инновационного потенциала. Развитые кластеры имеют большой инновационный потенциал. Замерить это можно по количеству патентов;
− открытие новых организаций. В развитых кластерах зачастую идёт рост количества малых и средних предприятий.
1. Взаимодействие малого и крупного бизнеса // Информ.-аналит. сб. Института предпринимательства и инвестиций. URL: www.mbrk.ru (дата обращения: 27.10.2016).
2. Porter M. E. On Competition. — Cambridge: Harvard Business School Press, 1998. — 576 с.
3. Портер Майкл. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Майкл Портер. – М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.
Что такое кластер. Объясняем простыми словами
Кластер — группа организаций, расположенных на одной территории и сотрудничающих друг с другом.
Географическая близость даёт такой группе компаний много преимуществ: они могут пользоваться одними ресурсами, быстро поставлять друг другу сырьё/продукцию, обмениваться знаниями, в том числе в неформальной обстановке. В кластере компании кооперируются, даже если конкурируют между собой.
Пример употребления на «Секрете»
«В России институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды) не вкладываются в креативные кластеры, для них это непонятный бизнес. Создание таких проектов у нас всегда чья-то персональная инициатива».
(Генеральный директор и совладелец компании FLACON-X Ян Ярмощук — о джентрификации.)
Один из самых известных кластеров в мире — Кремниевая долина. Это условная территория в Калифорнии, объединяющая крупные города и университеты, где работает множество компаний, занимающихся высокими технологиями. Одним из важных моментов развития кластера было решение Стэнфордского университета сдать свою землю под офисы компаний: так выпускники получили возможность трудоустройства, а компании — высококвалифицированных специалистов. Сейчас это мировой научно-технологический центр, в том числе там расположены штаб-квартиры Apple, Facebook, Electronic Arts, Adobe, Xerox и др.
Нюансы
Кластеры бывают различными в зависимости от отрасли:
Практика
В России государство стимулирует развитие кластеров. За формирование и реализацию кластерной политики и формирование мер государственной поддержки для её участников отвечает Минэкономразвития РФ. Также кластерную политику проводят и на уровне регионов.
Кластер — что это такое и где его можно применять
Кластер – это многозначный термин, который называет какую-то общность, скопление или упорядоченную группу похожих по смыслу элементов. Для разных сфер он может описывать разные процессы или обозначать совокупность объектов. Чтобы понять смысл понятия лучше отталкиваться от контекста. В нашем обзоре мы коротко опишем основные направления, в котором уместно употребление этого слова и осветим значение слова «кластер» в сфере информационных технологий (IT).
Области, в которых употребляется слово «кластер»
Производство. В этой сфере так называется комплекс объектов компании, осуществляющий полный цикл производства и размещенный на одной территории. Например, в Подмосковье существует сырный кластер, в который входят порядка 10 разных предприятий.
Экономика. Многие развитые страны ведут государственную кластерную политику, а всемирные организации (например, Азиатский банк развития или ОЭСР) участвуют в финансировании таких проектов. Для государства такие проекты нужны для уверенной конкуренции на международной арене в области инноваций. Полное название таких комплексов звучит так: «Инновационный территориальный кластер». В рамках этих проектов концентрируется научно-технические разработки, промышленное производство и образование.
В России они иначе именуются как «наукограды» и «технопарки». Самый известный в нашей стране технопарк – это «Сколково». Эти центры решают задачи для разных научных областей: медицина, фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, аэрокосмическое строительство, энергетика и многое другое. Поддержкой государства пользуются более 25 таких проектов в разных регионах от Москвы и Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Полный список центров можно найти на официальных сайтах Министесрства экономческого развития России и Ассоциации кластеров и технопарков России.
Значение слова «кластер» в IT
В информационных технологиях значение этого термина наиболее широкое. Кластером называют:
Подробно мы рассмотрим самые популярные сферы применения этого значения.
Кластер серверов 1С
Чтобы обеспечить активных пользователей бесперебойной работой сервера, создаётся серверная архитектура, выдерживающая высокие нагрузки. Такой системой может стать кластер серверов 1С. Другая альтернатива – отказоустойчивый Microsoft SQL Server или высокодоступный хост Hyper-V.
Программа 1С: Предприятия была создана для автоматизации оборота документов и управления складом. Здесь кластер серверов организует устойчивую к сбоям работу для большого количества пользователей и обширных баз данных. В версии 1С: Предприятия 8.3 есть функция масштабирования. Она позволяет увеличивать количество активных менеджеров и запускаемых рабочих процессов не создавая сбой. При этом нагрузка между серверами будет распределена равномерно. Управление серверами 1С осуществляет консоль администрирования.
Кластер файловых систем и его размер
Дисковое пространство Windows организуется с помощью кластеров. Их размер – это минимальное значение, которое может быть выделено памятью для хранения данных. Чтобы сохранить файл, системе нужно занять целое число дисковых единиц. При этом какая-то часть памяти в последнем занятой ячейке может остаться не востребованной. Чтобы оптимизировать такую потерю, нужно во время форматирования раздела задать минимальный размер этой ячейки.
Если вы форматируете жесткий диск под файловую систему NTFS, FAT или exFAT, то по умолчанию размер логической единицы равен 4 КБ. Чтобы выбрать размер для файловой системы NTFS, FAT16 или FAT32, то о рекомендуемых параметрах можно узнать на сайте поддержки Microsoft.
Как правило стандартных настроек дискового пространства для обычных пользователей вполне хватает. Но если вы намерены хранить много небольших файлов, то можно уменьшить размер кластера.
Веб-кластер
Для создания сайта с большим объемом информации также используется принцип архитектуры кластера. Это означает такое построение связей, которое даст максимальное быстродействие без зависаний. Такую архитектуру сайта можно встретить у крупных новостных порталов, а также сайтов с большим потоком посещений. Например, промо-сайтов Кока-Колы.
В нашем материале мы постарались в общих чертах определить, что же такое «кластер». Надеемся, вы смогли понять в каком направлении нужно двигаться дальше для получения большей информации.